Как выглядит железный конструктор

Обновлено: 11.06.2024

Все о металлических конструкторах

Металлические конструкторные наборы – достойная замена пластиковым. Они долговечны, при аккуратном использовании выдерживают десятки и сотни сборок и разборок, позволяют собрать даже вещь или предмет, которой нет в инструкции по сборке.







Что это такое?

Стальной конструктор – универсальный набор деталей и запчастей, представляющих собой полосы, уголки стали со множеством равноудалённых друг от друга отверстий, а также оси, готовые втулочные барабаны. Для соединения деталей между собой присутствует набор винтов и гаек размера М-3 и М-4 с предназначенными для них прессующими и гроверными шайбами. Первые придают устойчивости конструкции, вторые – не дают ей развинтиться в ходе эксплуатации, т. к. гровер-шайба делается в простейшем случае из пружины, распиленной на витки с одной из сторон.


Конструкторы подразделяются для детей (простые наборы) и взрослых (самые сложные, насчитывающие до многих сотен деталей). Первый аналог металлического конструктора появился в стране в 1938 г. и послужил прообразом для создания более современных аналогов. По сути, конструктор из металла – занимательная игра, тренирующая воображение, смекалку, развивающая любовь к порядку, стремление соблюдать аккуратность.

Сборка из деталей, производимая ребёнком – одна из возможностей с раннего детства развить высокую самооценку, которая поможет впоследствии сделать карьеру.







Плюсы и минусы для развития ребенка

Помимо общечеловеческих качеств – усидчивости, целеустремлённости, аккуратности, последовательности в поставленной задаче, конструктор позволит рано натренировать мелкую моторику, что важно, например, для профессий, где точные действия жизненно важны. Например, став взрослым, ребёнок устроится на предприятие точной механики, и впоследствии «дорастёт» до инженера-проектировщика.

Недостатков как таковых в увлечении конструктором не найдено. Данная игрушка поставляется не готовой, а в разобранном виде. По сути, конструктор – одна из лучших «развивашек». Альтернативой послужит лишь другая направленность, которая не является технической, например, паззлы. Но сборка изображений из элементов является больше гуманитарной направленностью, где выкладываются не модели машин и всевозможной техники, а картины. Несмотря на изначальную направленность для мальчиков, существуют и разновидности конструкторов для девочек.

История знает много примеров, когда женщины осваивали работу на станке, собирали электронные и электротехнические устройства, работали чертёжницами и даже проектировщицами – не обязательно в военное время. Но разделение для таких наборов всё же имеется.




Железный конструктор для детей разграничен по конкретным видам и разновидностям. Он позволяет собрать макеты устройств с мотором и без него. Так, сборка лунохода может послужить отправной точкой для приобщения ребёнка к космической технике – если серьёзно увлечься, то такой ребёнок впоследствии станет специалистом космического агентства, отправляющего настоящие исследовательские луноходы, марсоходы и другие планетоходы.

Конструктор «Лухонод» – макет планетохода в разобранном виде. Аналогом является «Ракета» – позволяет собрать любую ракету старой или обновлённой модификации. Их «земные» собратья позволяют собрать мельницу, автомобиль, спецмашину вроде зерноуборочника и т. д.



Для мальчиков

Интерес мальчиков вызовет конструктор, служащий отсылкой к мотоциклу, грузовику, башенному крану, вертолёту, поезду, трактору или военной технике, например, самоходной артиллерии, созданной для сбивания самолётов-бомбардировщиков. Чем больше составляющих в военной и гражданской технике, тем больше деталей и запчастей в наборе. Например, конструктор «Поезд» может содержать в себе 730 элементов и комплектующих – 130 на локомотив и по 100 на каждый из шести вагонов.

Чтобы собрать т. н. колесо обозрения, потребуются круговые полоски, служащие дугой окружности, отлитые в одной плоскости круглыми ещё на заводе. Их чаще всего поставляют в наборе, т. к. не всякому ребёнку младшего возраста сподручно гнуть прямые полосы при помощи пассатижей – для детей, которые только начали тренироваться, использование «взрослого» инструмента доверять ещё рано.



«Самолётные» конструкторные наборы используют уголки, согнутые под прямым углом в разных плоскостях или в одной плоскости. Чтобы не мастерить колёса самому, в наборе они уже есть – готовые элементы, чаще всего пластиковые или алюминиевые, т. к. стальное литое колесо оказалось бы слишком тяжёлым, если оно не напоминает собой профиль в разрезе, проходящем через его диаметр.

Для создания больших площадок – крыло самолёта, пол и крыша автомобиля и т. д. – используются гнутые по краям пластины. Поскольку ребёнку «детсадовского» возраста рано полноценно работать пилой, даже миниатюрной, эти элементы распилены и согнуты в заводских условиях. К бортикам по бокам также можно присоединить более простые – полоски, уголки и т. д.



Для девочек

Давать каких-либо универсальных рекомендаций для девочек не стоит. Они могут воспользоваться универсальными наборами конструктора, позволяющими собрать, к примеру, дом, макет качелей, стул, даже аналог куклы-киборга, робота. Стальные конструкторные наборы – явление универсальное. Проявив чудеса воображения, можно собрать из прямых и полукруглых элементов плоский макет рыбы или морской звезды, цветок, в общем, любую композицию.

Девочке под силу из плоских элементов конструктора создать любой макет-рисунок, имеющий более художественную направленность – такой вариант разовьёт чувство совершенства форм, точной симметрии, служащее отдалённой отсылкой в идеальному порядку в доме. Сегодня многие девочки, однако, предпочитают не использовать конструктор как художественную «базу», а осваивают примерно то же, что и мальчики – сборку машин и всевозможных механизмов.

Опять же, ситуация зависит от заинтересованности девочки таким увлечением, как сборка чего-то рабочего, механического.



Универсальные

Универсальный конструктор служит переходной стадией между простейшими наборами для детей до 6 лет и сложнейшими наборами, которые используют уже подростки среднего возраста на уроках труда в школе. Такой набор содержит примерно 300-600 элементов, а собрать из него можно что угодно – макет паровоза, танк или домик. Универсальный набор – лучшее решение для детей и подростков обоих полов. Здесь стёрты границы между примитивом младшего (дошкольного) и старшего (школьного) возрастов. При достаточном количестве деталей можно собрать из одного набора несколько разных макетов самолётов, машин и танков. На этом этапе начинается углублённое ознакомление подроста с основами механики и элетротехники – в составе набора присутствует, к примеру, двигатель, работающий от батареек или внешнего аккумулятора для сотовых телефонов.


Для соединения двигателя и зарядного устройства через шнур применяется переходник – порт USB: 5 вольт и силы тока в 1-2 ампера, выдаваемых зарядным устройством для планшета, хватит для питания двигателей, работающих от напряжения до 12 В. Здесь юный (начинающий) техник знакомится с основами электрики и механики, уже в совершенстве владея сборочно-разборочными действиями посредством отвёртки, гаечных ключей, может пользоваться отвёрточными наборами – универсальными отвёртками-гайковёртами, а также кусачками и пассатижами. Все эти навыки пригодятся при сборке самоходных конструкций.


Для взрослых

Конструкторные наборы для взрослых предполагают использование в работе более сложных инструментов – электрического паяльника. Чаще всего за такие наборы берутся подростки возрастом старше 10 лет, столкнувшиеся с необходимостью развиваться и дальше. Рабочее место подростка превращается в миниатюрную мастерскую, которая умещается на письменном столе. Конструкторные наборы «дорастают» на этой стадии по количеству элементов и комплектующих до 1000 и более. В них, кроме прямоприводных двигателей, присутствуют шестерёночные детали, позволяющие собрать полноценный редуктор, несущей основой которого являются некоторые длинные и угловые детали конструктора.


Альтернативой шестерёнкам служат оси, шкивы и резиновые ремешки, которые можно взять даже от негодного воздушного шарика либо использовать капроновые нитки, резинку для связывания денежных купюр. Данный уровень механики позволяет подростку в полной мере изучить законы физики, преподаваемые в школе на практике. Если приобрести с десяток наборов таких конструкторов, то можно сконструировать большой макет космического корабля в пол-человеческого роста, сделать макет поезда более длинным, а также собрать из длинных и коротких деталей колею для этого же поезда, аэродромную площадку для самолёта со зданиями. В последнем случае выйдет полноценный стенд-макет аэропорта или космодрома.

Эта стадия – завершающая – сродни уже настоящему моделированию, для которого не всегда применяются подручные средства.



Привлекательность такому моделированию придаёт ещё и то, что сверлить крепёжные отверстия в заготовках не нужно – они уже есть. Правда, стальной самолёт или вертолёт вряд ли взлетит – для авиамоделирования нужны в основном алюминий и лёгкие разновидности пластика. Но повторить рабочую модель грузовика или локомотива подростку вполне по силам. Дальше в действие вступают уже приёмы и навыки построения настоящих моделей – подросток может построить макет настоящей железной дороги, где собранные модели для тяги используют литий-ионные перезаряжаемые батарейки.

Венец творения конструкторных наборов – применение в собираемых моделях микроконтроллеров, которые, согласно инструкции, подросток может запрограммировать самостоятельно. К этому моменту, освоив домашний или планшетный компьютер, подросток, используя USB программатор, может запрограммировать микроконтроллер, управляющий работой всё того же макета автомобиля по расписанию.

Единственное требование – аккумулятор в машинке должен быть заряжен, чтобы она сработала, запустилась вовремя.


Популярные производители и наборы

Инструкция по сборке прилагается производителем к каждому набору. Она не может быть полной и исчерпывающей – в ней приведены лишь некоторые модели. К примеру, набор, посвящённый танкам, предусматривает сборку немецкого «тигра» или советского «КВ» либо Т-34. Однако, проявив смекалку, подросток собирает противосамолётное артиллерийское орудие, противотанковую «Зенитку-88» или передвижную колёсную пушку, которой сбивались «тигры». Два набора – для грузовиков и самоходок – позволят собрать «Катюшу». В качестве примера – несколько конкретных наборов.

  • «Машинка с подвижными деталями» от «Десятого Королевства». Один из первых наборов для детей до 6 лет. Стальные детали, окрашенные и хромированные для защиты от появления ржавчины. В набор входит простейшая отвёртка и гаечные ключи.


  • Meccano «Экскаватор 2 в 1». Можно собрать одну из двух моделей экскаваторов. Производитель Meccano известен со времён СССР – выпускает стальные наборы, устойчивые к многоразовой пересборке. Собранная модель обладает подвижными частями и функциональными узлами: присутствуют и те, что поворачиваются на 360 градусов. Содержит 229 деталей.


  • ToyToys TOTO-057 – содержит пластиковые и металлические детали. Является переходной модификацией на пути от полностью пластикового Lego. Присутствуют наборы для сборки макетов нескольких моделей гоночных машин. Имеется 246 деталей.


  • «Самоделкин С-40 3017» – позволяет собрать одну из 200 разновидностей авто и спецтехники в миниатюре. Окрашенные детали, набор подходит для школы. В наборе есть отвёртка. Наборы этой серии включают в себя детали общим числом от 30 до 240.


  • «Город мастеров WW-1220-R» – конструктор для сборки танков. Подходит для возраста от 6 лет. 175 деталей. Детали не окрашены. Продаётся под брендом «Десятое Королевство».


  • «Набор №1» – проверенный временем стальной конструктор – с качеством, как в СССР. 206 деталей, нет ограничений в сборке.


  • Робот Р2 – позволяет собрать популярного R2-D2 из «Звёздных войн». Специфический набор, включающий в себя пластиковые и металлические детали, не позволяет собрать другие отличные от робототехники машины.


Нюансы выбора

Каким бы ни оказалось разнообразие при выборе конструктора, вспомните об элементарных правилах безопасности. Дети от 4 лет случайно могут проглотить мелкие детали, поэтому от них лучше отказаться. Второе требование – хорошая, высококачественная обработка деталей: острых граней, способных нанести порезы, на них не должно быть.

Что можно сделать из металлического конструктора?

Металлический конструктор в отличие от своих пластиковых собратьев LEGO и «Полесье», а также более универсальных комплектов, где роль металлических деталей отводится лишь винтам, гайкам, болтам, шурупам, шайбам и скобам, представляет собой средство безграничного простора для фантазии.







Как собрать робота?

Робот по сравнению с машиной, танком, самолётом представляет собой наиболее простое из машинных конструкций устройство. Пример пошаговой инструкции выглядит следующим образом.

  1. Используйте в начале сборки головы две полосковые металлические детали в виде буквы П, соединив их встречно и посередине. Размеры сторон, например, по 2,5 см.
  2. Голова робота выйдет не в виде коробки, как это обычно бывает с многими моделями, а в качестве подвеса; головой эта конструкция считается лишь условно. Привинтите к концам получившейся Ш-образной конструкции две проушины, выполняющие роль «ушных» зажимов.
  3. В середине получившейся сборки прикрепите вертикальную полоску стали – она послужит своеобразной шеей.
  4. К этой полоске привинтите заднюю планку с загнутыми краями со всех четырёх сторон – она послужит спиной (задней частью туловища) робота. Если нет желания прикручивать и переднюю (такую же) панель, то можно для туловища взять пластину типа удлинённый треугольник.
  5. К плечам – слева и справа – прикрутите руки робота, используя цельные или сборные (двухдетальные) пластины.
  6. Для закрепления ног прикрутите горизонтальную пластину к нижней части туловища робота.
  7. Привинтите к этой пластине цельные или сборные ноги, изготовленные по образу и подобию рук. Пластины при этом должны оказаться заметно длиннее.




Робот из металлоконструктора собран. Данный макет собрать очень легко – он послужит первым реальным шагом для новичков, овладевающих построением робототехники, машин и механизмов на основе полностью металлических деталей.




Смотрите видео по теме.

Как построить танк?

Танк, построенный из железного конструкторского набора, соорудить до нескольких раз сложнее: профессиональные макеты, напоминающие советские и немецкие модели танков, насчитывают в себе не менее нескольких сотен деталей. Чтобы макет не просто стоял, а ездил, необходимо оснастить его колёсами. С этой целью берутся готовые наборы, в которых колёса и гусеницы уже присутствуют. Пошаговая инструкция по сборке танка из ненаборных (не из комплекта) деталей заключается в следующем.

  1. В центр одной из крупных загнутых со всех сторон пластин вставьте посередине длинный винт (от 2 см). Накиньте на него 4 круглые пластины, одним концом наденьте длинную, и затяните всю эту конструкцию при помощи гайки.
  2. По бокам с помощью болтов привинтите длинные уголки.

Потребуется несколько болтов, чтобы окончательно закрепить макет танка.




Данная модель – слишком примитивная: ей не хватает многих запчастей. К примеру, макет пушки стоило бы посадить на втулку с пружиной, чтобы ствол импровизированного орудия не раскачивался самопроизвольно. Для того чтобы конструкция ездила, по бокам прикрепляют по 4 ведомых колеса – с каждой стороны. Ведущие (направляющие) колёса ставятся спереди и сзади – с боковых сторон танка, а на них натягивается резиновая гусеница. Сделать гусеничный ход, который реально передвигал бы боевую машину, невозможно, используя лишь жёсткие, неподвижные и не вполне доработанные конструкции. И это минимальные доработки – без них макет танка не считался бы реалистичным. Скорее он походил бы на брошенный на металлолом остов машины, утратившей былую боеспособность.




Эта упрощённая схема хороша для детей, которые только начали ознакомление с образцами военной техники. Большую реалистичность ствол орудийной башни танка обретает, когда вместо длинной полосы стали устанавливают металлическую трубку или даже кусок более толстостенной трубы (с толщиной стенок до 1 мм). Но главная задача выполнена – остов танка собран из деталей от детского конструктора, произведённого из металла, а не из пластика.


Далее смотрите вариант сборки танка из металлического конструктора.

Сборка других моделей

Из металлического конструктора можно сработать не только танк или робота. Большое количество моделей ретроавтомобилей довоенных и послевоенных периодов XX века побуждает юных экспериментаторов воссоздать реалистичный макет «Форда», «Мерседеса» или советского «Москвича» тех, первых поколений. Впрочем, и современные машины в умелых руках, к примеру, «Лада-Приора» с не меньшим успехом копируются в миниатюре.



Все макеты являются поделками, но при должном старании их можно моторизировать, навесить на них источник автономного питания (перезаряжаемый аккумуляторный элемент), оснастить подсветкой, программным микроконтроллером. Высший пилотаж – радиоуправление по Wi-Fi или Bluetooth. Но начнём с простого. Пошагово процесс сборки машины может выглядеть следующим образом.

  1. Две загнутые с двух сторон пластины, например, 5х7 см, соедините между собой по центру сверху – с помощью перемычки.
  2. С одного из торцов двойной пластины по центру установите уголок-перемычку, и привинтите на другой его конец другую пластину, поперечную. Размер последней может достигать, к примеру, 5х1,5 см.
  3. На продольные боковины установите колёса. Осями для них служат длинные винты, к примеру, М-3 длиной в 7-8 см. Закрепите передние колёса на осях при помощи гаек. Оси должны проходить сквозь крайние свободные отверстия боковых загибов основных пластин.
  4. Перед закреплением задних колёс просуньте их оси сквозь две дополнительные пластинки 5х1,5 см – такие же, какая была установлена спереди. Убедитесь, что они стоят вертикально. Затяните задние колёса, чтобы пластинки не болтались.
  5. Ближе к середине основной платформы (днища машины) установите одиночные боковые перекладины. Они должны оказаться вдвое уже задних, а их высота должна совпадать с высотой прежних.
  6. Установите крышу – третью большую пластину. Все соединения по-прежнему фиксируется гаечно-винтовыми креплениями.
  7. Проверьте и затяните все гайки.

Полезно подкладывать под гайки пресс- и гроверные шайбы: сначала на винты надеваются первые, затем – вторые и, наконец, устанавливаются и затягиваются сами гайки.




Впоследствии машинку можно доработать, обшив её одиночными пластинками. Но эта стадия скорее относится к финальному оформлению, так как несуще-ходовая конструкция уже собрана.

Если дети почувствовали тягу к дальнейшему творчеству, то можно продолжать оснащать собранные модели, заменив, к примеру, «намертво» затянутые ступицы подпружиненными креплениями, ввернув внутрь роликовые подшипниковые комплекты. Машинка будет не стоять, а уверенно ездить; по ходу доработки выравнивается возможная кривизна. Далее в машинку устанавливаются моторчик, аккумулятор, выключатель, светодиодная подсветка – и простая поделка превращается в полноценную, способную преодолевать большие расстояния модель.






О том, как сделать машину из металлического конструктора, смотрите в следующем видео.

Все о металлических конструкторах из СССР

Знать все о металлических конструкторах из СССР не менее важно, чем про современные игрушки. Внимания заслуживают детские конструкторы с железными деталями «33 модели» и другие большие наборы для детей. Надо разобраться с производителями и с тем, что можно собрать из металлических элементов.



Общее описание

Сразу стоит указать на главное отличие металлических конструкторов из СССР от современных подборок LEGO и других производителей. Оно состоит в том, что легким нажатием обойтись невозможно.

Ключевым мотивом проектировщиков железных детских наборов была стимуляция мелкой моторики и инженерных наклонностей.

На основе каждого комплекта можно было изготовить огромное количество самых разных вещей. Было создано большое количество комплектов, отличавшихся стоимостью, числом и уникальностью деталей.



В самых доступных вариантах были только пластинки, болты, гайки, ключи, отвертки и некоторые другие простые детали, инструменты. В дорогостоящих наборах встречались:

  • резиновые шины;
  • шкалы, тщательно градуированные в условных единицах;
  • резиновые части для приводов;
  • текстолитовые платы.

В набор поставки входили всегда инструкции по сборке. Однако дети часто стремились отклониться от их рамок, и это вполне получалось. Мало того, универсальность деталей позволяла из нескольких мелких наборов получать крупный комплект. Сделать что-то большое можно было только за долгое время, но результат стоил того. Развивающий эффект был несомненен.



Виды были те же самые, что и сейчас. С поправкой на то, что конструкторы были предназначены по большей части для мальчиков. Были другие подразделения чаще всего:

  • уже упомянутая разница по количеству деталей;
  • возрастная градация (для детей 5-6, 7-8 или 9-10 лет), что проявлялось в величине деталей, степени проработки моделей и сложности сборки;
  • количество моделей, которые можно собрать (по этому показателю различают тематические и универсальные варианты конструкторов).


Старые металлические конструкторы часто были представлены автомобилем. Точнее, грузовиком-самосвалом. При должном умении можно добиться откидывания кузова и поворота колес. Гарантировано еще и открытие капота.

Важно подчеркнуть гибкость исполнения и возможность решить каждую «игрушечно-техническую» задачу большим числом способов, чего в современных образцах нет.


Внимания заслуживает модель «козловой кран», которую также можно сопоставить с идентичным изделием от LEGO. В современных образцах все выглядит красиво и изящно, однако подвижные детали и механизмы реализованы очень криво и плохо собираются. Металлический конструктор с этой точки зрения куда лучше.

«Грузоподъемность» собираемой игрушки ограничена лишь крепостью нити. Можно даже делать консоль. А простота и красота LEGO не позволяют скрыть тот факт, что он по функциональности, по развитию инженерных навыков проигрывает необратимо.



Популярные производители

Среди старых конструкторов для детей очень популярна была техническая игра «33 модели». Сейчас ее можно купить только с рук или на интернет-аукционах. Позиционировался этот комплект как подходящий для возраста 7-12 лет. Близким аналогом может считаться современный «Самоделкин». Концепция примерно та же самая — универсальные детали, позволяющие создавать большое количество моделей.

В прошлом же большие наборы, как и малые, выпускали:

  • новосибирский конденсаторный завод (производивший техническую игру «Конструктор 1М»);
  • харьковский подшипниковый завод №8 (техническая игра «Конструктор» производилась до начала 1990-х годов);
  • завод «Физприбор» в Кирове (его конструктор позволял собирать до 110 разных образцов);
  • машиностроительный завод «Искра» (известный своей моделистской разработкой);
  • московский завод механической заводной игрушки («Школьник»);
  • ярославский завод топливной аппаратуры (набор «Маленький конструктор»).



Их продолжателями можно считать:

  • «Русский стиль»;
  • Чебоксарский электроаппаратный завод;
  • «10-е королевство» (правда, универсальность в значительной мере утрачена).




Что можно собрать?

Почти все старые инструкции к металлическим конструкторам необратимо утрачены. Сохранилось совсем немного информации общего плана и воспоминаний людей. Даже «Конструктор №1» позволял, согласно описанию, создавать:



Металлический конструктор считается сложной игрушкой и воплощает в себе мечту любого мальчика “работать” с инструментами, похожими на взрослые.

Холодный металл завораживает, позволяет создавать сложнейшие модели орудуя отверткой, ключами, болтиками и винтами. Интересным занятие по сборке модели покажется не только детям, но и взрослым. Металлические интеллектуальные игрушки – это настоящий экскурс в мир детского мышления и фантазии.

Главная идея игрушки


Комплектация каждого изделия состоит из составляющих, похожих на те, что хранит папа в своем ящике с инструментами: гайки, скобы, винты, другой крепеж. Все это представляется малышом как настоящее, только исполненное в миниатюре.

Металлические предметы скрепляются между собой путем ввинчивания подходящих по диаметру болтов. Пластины могут быть прямыми, изогнутыми, узкими или широкими, каждый элемент пластины перфорированы отверстиями.

Это делает конструктор универсальным , дает возможность создания моделей, руководствуясь только фантазией. Наборы с разнообразием элементов позволяют собирать конструкции всевозможного масштаба и разной степени сложности.

Образцы готовых изделий изображаются на упаковке, к ним прилагается схема сборки и инструкция по использованию. Мальчик может удачно создавать уникальные механизмы и сооружения, собирать поделки для школьных и дошкольных занятий и играть собранными моделями в игры.

Самостоятельно изготовленные игрушки – предмет гордости мальчика, поэтому не стоит игнорировать детские интересы, важно приобщать ребенка к конструированию уже с ранних лет.

Умная игрушка позволит родителям надолго увлечь чадо и заняться своими делами.

Перед началом игры важно объяснить ребенку, что первоначально конструирование может не получиться, но исправление ошибок позволит в дальнейшем добиться желаемых результатов. Решение поставленных и нестандартных задач – главное предназначение сборной игры.

Отличия от других видов


Назвать металлический конструктор игрушкой затруднительно, скорее он относится к серьезному интеллектуальному труду, сопряженному с творчеством. Собирая составляющие элементы, ребенок постоянно обращается к инструкции, развивает смекалку, терпение и получает результат своей напряженной работы в виде готовой машины или строительного крана.

В игре много мелких элементов, которые нужно аккуратно соединять между собой не пазами, что присуще другим видам сборочных игрушек, а болтиками, шайбами и гайками при помощи специального инструментария. Детали при конструировании нужно постоянно пересчитывать, чтобы не ошибиться при установке необходимых элементов.

Сборочная конструкция имеет подвижные составляющие, которые можно ослаблять или затягивать в зависимости от характера готового изделия. Из металлических элементов одной модели можно создавать другие, причем, действовать не всегда нужно по инструкции. Это позволит ребенку развивать и совершенствовать логическую линию воображения.

Устанавливая взаимодействие предметов по виду соединения, малыш выстраивает собственный подход к процессу, формирует личные предпочтения, поднимает самооценку. При правильном конструировании сложных деталей в готовую конструкцию, мальчики испытывают неописуемую гордость за изобретение.

Преимущества игровой сборки:

  • Универсальность и возможность отклониться от инструкции;
  • Детали разных модификаций и специальный инструментарий дополняют друг друга;
  • Подходит для занятий разнополым детям;
  • Подразделяется по возрасту и интеллектуальному развитию.

Для дошкольников такой конструктор подойдет в качестве подготовки к школе и урокам трудовых дисциплин. Интерес к сборке изделий из металла меняет поведение многих детей, вырабатывая у них усидчивость, концентрацию внимания, контакт со взрослыми на уровне обсуждения действия, связанного со сборкой необходимого изделия.

Доказано, что сборка конструктора развивает у мальчика внятный и красивый почерк, что важно при изображении четких линий и буквенных обозначений.

Польза от умной игрушки


Металлические пластины с перфорацией для конструирования стали известны еще в прошлом столетии. Производители конструкторов в те годы вряд ли руководствовались серьезными педагогическими мотивами, потому что мир яркого пластика был еще не покорен, а дерево и металл были базовыми материалами для изготовления детских игрушек.

Популярность логической игрушки из металла не сбавила обороты, а наоборот, интерес к ней усиливается с каждым годом.

Игровая сборочная игрушка рассчитана на сбор не только деталей из инструкции, но и других, которые только могут прийти в голову. Это позволяет развивать воображение и логику.

Сборочные игрушки из металла рассчитаны на детей от 5-6 лет. В некоторых случаях они используются на уроках труда в детском саду и школе, для изготовления поделок.

В процессе усердного занятия мальчик:

  • получает азы технического мышления и логики;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • развивает сосредоточенность;
  • развитие творческого потенциала и системного мышления;
  • повышает внимательность и координацию движений.

Со стороны психики развивается чувство удовлетворения собой, после сбора модели и адекватная самооценка.

Психологи рекомендуют такую игру тем детям, которые страдают от излишней бесцельной активности. Если малыша увлечь правильно, тогда со временем можно добиться умеренности в поведенческих реакциях на окружающий мир.

Сборка и конструирование всегда считались хорошим способом снять напряжение и стресс, развить личностное мнение о себе, научиться ставить достижимые цели и преодолевать трудные задачи.

Мальчикам эти способности помогут в будущем, так как для них широко доступны многие технические специальности в высших учебных заведениях. Правильное системное мышление позволяет повысить успеваемость в школе.

Виды металлических конструкторов


Сейчас металлические конструкторы имеют множество модификаций, причем производить сборку можно самых необычных моделей. Классические машинки, краны, паровозы – сегодня сильно модернизировались до неузнаваемости.

Малыш может собрать настоящий самолет, башню, грузовик с большим кузовом. Размеры конструктора варьируются от средних до больших, а количество деталей в комплекте всегда отличается друг от друга.

Многие современные виды конструкторов оснащены электроникой. Это очень увлекательно, так как создается иллюзия игры по-настоящему: с танками, машинами, сигнальными ракетами и прочим. Технические приспособления после сборки способны издавать характерные звуки, подсвечиваться, некоторыми подвижными деталями можно управлять дистанционно.

Если конструктор классический, без дополнительных приспособлений, то малыш сам управляет готовым изделием.

Логическая игра из металла может выпускаться для маленьких детей от трех лет и для детей старшего возраста. Они отличаются некоторой сложностью сборки и уровнем интеллектуального восприятия у детей.

Новичкам подойдут мини-конструкторы. Для них характерно небольшое количество деталей, простейшая сборка и схема инструкции.

Комплектация металлических конструкторов


Предметы проходят строгий контроль качества от изготовления до упаковки. В зависимости от вида и типа сборки фрагменты конструктора могут в себя включать шнуры, пластиковые или резиновые детали. В комплекте к конструкторам идет набор сборочных инструментов и инструкция.

При необходимости указываются особые примечания и схема нестандартного сочетания фрагментов, использование элементов с электроникой, правила безопасности в момент игры.

Как выбрать металлический конструктор

Покупка логической игрушки из металла должна обдумываться, так как вид занятий относится к серьезным. Стоит учесть некоторые нюансы, которые не оттолкнут малыша от дальнейшего конструирования и саморазвития.

  • Маркировки на упаковке об обязательной сертификации качества;
  • Обозначение на упаковке об возрастном ограничении;
  • Металлические пластины на осмотр должны быть гладкими, без заострений и необработанных выступов;
  • У крепежа обязаны быть четкие срезы и резьба без видимого брака;
  • Детали игрушки для детей до 5 лет не должны быть меньше 50 мм;
  • Изделие не должно издавать запах краски и ржавчины;
  • Все составляющие фрагменты должны соответствовать требованиям безопасности.

Тематические направления


При покупке игровой сборочной игрушки родители часто руководствуются предпочтениями ребенка. Невозможно привлечь его внимание неинтересными занятиями, поэтому производители разрабатывают модели металлических конструкторов с учетом интересов юных изобретателей. К принятым направлениям относятся конструкторы в техническом и футурическом стиле.

Технический стиль

Направлены на создание классических моделей боевых и специализированных машин: бронетехника, танки, военные самолеты, пушки, пожарные и сигнальные машины с маячками, полицейские экипажи и мототехника, башенные и подъемные краны.

Такой вид сборочной игры подходит для ребятишек старшего возраста, чтобы в дальнейшем использовать готовое изделие как дополнение к собственной коллекции игрушек.

Футуристический стиль

Направление характерно для создания известных героев из мультфильмов. В комплектации таких сборочных игр присутствуют дополнительные детали из качественного яркого пластика, шнуров, резинок.

Такая игра подходит для более ранней возрастной категорией, имеет фрагменты крупного размера, яркие цветовые решения. Мультяшные герои ассоциируются у малыша с позитивом. Готовые изделия могут использоваться в качестве игрушки или украшения комнаты.

Металлические конструкторы для уроков труда

С годами производство игрушек развивается и приобретает все новые формы. В частности, металлический конструктор, считавшийся абсолютной классикой в советские времена, давно уже вытеснен из повседневности более красочным пластиковым Lego. Тем не менее производство металлических конструкторов в последние годы переживает вторую волну популярности.

Дело в том, что производители стали выпускать его в более широком ассортименте, а педагоги придумали, как использовать такое решение для уроков труда. Более того, их решение во многом выглядит обоснованным.


Особенности

Казалось бы, качественный пластик с любой стороны лучше – он и ярче, и удобнее, и легче, и нетоксичен, а по травматизму намного безопаснее металлических деталей. Тем не менее с педагогической точки зрения именно набор из металла лучше развивает ребенка, и тому есть несколько причин.

  • У всех остальных видов конструкторов детали обычно выпускаются в узкой направленности – они идеально имитируют то, что должны имитировать в конкретно взятой сборке, но из-за этого их сложно применить в любом другом наборе. Металлические конструкторы обычно состоят из довольно универсальных деталей, и хотя инструкция наверняка предлагает собрать конкретную игровую модель, при наличии большого количества деталей и хорошей фантазии можно создать буквально что угодно.
  • Металлический конструктор собирается по более сложной схеме: там нет пазов, которые просто вставляются друг в друга. Каждую деталь приходится привинчивать к другой при помощи винтиков, гаек и гаечного ключа – все необходимое, естественно, поставляется в комплекте. При этом выполнение более сложной задачи куда активнее развивает ребенка, ведь после такого он окажется готовым к решению даже многих взрослых задач.
  • Вопреки распространенному мнению, металлический конструктор не является прерогативой исключительно мальчиков – им с успехом могут пользоваться и девочки. Секрет кроется именно в универсальности деталей, что позволяет собирать изделия даже девичьего круга интересов.
  • Современные производители выпускают разнообразные наборы металлических конструкторов, благодаря чему можно найти модель, соответствующую ребенку любого возраста – от малыша 5 лет до подростка.



Польза

Взрослыми любой конструктор воспринимается в первую очередь как игрушка, однако правильнее было бы назвать его логической задачей, причем довольно сложной, учитывая средний возраст детей, которые им пользуются.

Комплекты выпускаются для различных возрастных групп, но все же будет неправильным приобретать такой подарок для малыша 3 лет – он элементарно не справится со сборкой.

Как правило, средний возраст, с которого начинают пользоваться конструкторами из металла, составляет 5-7 лет. Особенно распространены такие наборы в школьном возрасте.


Хотя перечисленные ниже качества считаются стремительно развивающимися у детей младшего возраста, даже на момент похода в школу металлический конструктор способен сильно развивать их у ребенка, поскольку обладает высокой сложностью.

  • Моторика рук развивается несколько в ином ключе, нежели ранее. Если до этого успехом считалось умение уверенно держать в руках предметы, аккуратно класть их или метко бросать, то теперь приходится выполнять сложные операции с болтами и гайками.
  • Сосредоточенность и внимательность также выходят на новый уровень. Любые другие развивающие игрушки для младшего возраста предполагают выполнение в течение 1-2 минут, однако металлическую конструкцию с болтами так быстро не собрать. Более того, еще до начала сборки нужно продумать, как именно будет происходить процесс и какие детали для этого понадобятся, а это – серьезная логическая задача.



  • Творческие наклонности и систематичность мышления впервые в жизни испытывают нагрузку такого уровня, да еще и появляется новый вызов – потребность мыслить технически. До этого любые развивающие игры только имитировали взрослую деятельность в каких-то мельчайших ее проявлениях, тогда как сборка конструкции из металла уже представляет собой реальное взрослое занятие, ведь не исключено, что выросший ребенок будет заниматься этим профессионально.
  • Кроме того, выполнение любой сложной задачи заставляет отвлечься от проблем и снять стресс, не говоря уж о том, что достижение поставленной цели позволяет существенно повысить самооценку.


Особенности выбора наборов для школьного урока труда

Большое разнообразие моделей, представленных на рынке, может запутать неопытного покупателя. Главной задачей типичного школьного конструктора является пошаговое развитие ребенка, потому большой популярностью пользуются те комплекты, у которых инструкция допускает сборку многочисленных моделей (в норме – от 4 до 9), которые отсортированы по уровню сложности, позволяя постепенно подводить ребенка от выполнения простых задач к самым сложным.

Кроме того, стоит обратить внимание на важные детали, способствующие правильности выбора.

  • В условиях школьного использования конструктор будет постоянно использоваться проходя через множество рук, поэтому важно обратить внимание на способ защиты от коррозии: вороненые металлические детали оказываются намного лучше вместо традиционных оцинкованных.
  • Многие серьезные производители конструкторов для уроков разрабатывают собственный сайт, на котором представлено намного больше схем собираемых моделей по сравнению с прилагаемыми в инструкции по сборке.

Узко ориентированный набор деталей при всей своей красоте для обучения не подходит: он не обеспечивает полноценного развития ребенка.


В некоторых случаях следует просто довериться производителю, зарекомендовавшему себя благодаря качественной продукции. Среди российских брендов стоит выделить «Десятое королевство», у которого есть целая серия конструкторов под названием «Школьный», заслуживают уважения также импортные наборы. У китайской продукции качество нередко такое же низкое, как и цена, хотя не исключено и обратное.



Безусловно, следует ориентироваться также на рекомендации педагогов, ведь они наверняка посоветуют какой-то конкретный набор, хорошо подходящий для потребностей школьной программы.

Обзор металлических конструкторов вы можете увидеть в следующем видео.

Читайте также: