Какие три из перечисленных деятелей были конструкторами стрелкового оружия

Обновлено: 18.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Контрольная работа по истории 11 кл

1. Укажите год венчания на царство Ивана IV.

1) 1530 г.
2) 1533 г.
3) 1547 г.
4) 1549 г.

2. Кто из перечисленных ниже деятелей являлся членом Избранной рады?

1) А. Адашев
2) И. Волоцкий
3) И. Пересветов
4) Н. Сорский

3. Собрание представителей всех русских земель называлось

1) Боярской думой
2) Земским собором
3) приказом
4) Избранной радой

4. Что из названного ниже относится к реформам Избранной рады?

1) принятие «Уложения о службе»
2) полная отмена местничества
3) ограничение крестьянского перехода Юрьевым днём
4) создание полков «нового строя» для замены дворянского ополчения

5. Прочтите отрывок из стихотворения и укажите фамилию современника Ивана IV, о котором идёт речь.

«На камне мшистом в час ночной,
Из милой родины изгнанник,
Сидел князь вождь младой,
В Литве враждебной грустный странник,
Позор и слава русских стран,
В совете мудрый, страшный в брани,
Надежда скорбных россиян,
Гроза ливонцев, бич Казани…»

1) А. Адашев
2) А. Курбский
3) М. Скуратов
4) В. Старицкий

6. Какое из названных ниже событий относится к внешнеполитическим итогам царствования Ивана IV?

1) присоединение Крымского ханства
2) присоединение Астраханского ханства
3) завоевание выхода в Балтийское море
4) завоевание выхода в Чёрное море

7. Укажите, что относится к причинам введения опричнины Иваном IV.

1) стремление царя к неограниченной власти
2) экономический подъём России
3) хозяйственное разорение страны
4) сожжение Москвы Девлет-Гиреем

8. Какое событие относится ко времени правления Ивана IV Грозного?

1) освобождение Руси от ордынской зависимости
2) принятие нового Судебника, увеличивающего размер пожилого
3) введение «уроков» и «погостов»
4) воссоединение Украины с Россией

9. Урочные лета в России — это

1) период, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян
2) исторические произведения, в которых повествование велось по годам
3) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного владельца к другому
4) период, в течение которого разрешались переходы крестьян от одного владельца к другому

10. Сравните особенности управления Российским государством в конце XV в. (при Иване III) и в середине XVI в. (при Иване IV). Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) Боярская дума была совещательным органом при государе
2) для решения наиболее важных вопросов созывались земские соборы
3) оформляется приказная система
4) создаётся стрелецкое войско

Черты сходства

Черты различия

11. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности в ответ.

1) венчание Ивана IV на царство
2) поход Ермака в Сибирь
3) начало создания стрелецких полков
4) смерть Елены Глинской

12. Прочтите отрывок из записок иностранца в Москве и ответьте на вопросы.

«…Челобитье же государь царь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чём ему, государю, были непослушны, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имущество без остатка изъять; а учинить ему на своём государстве себе опричнину… и которые улицы и слободы взял государь в опричнину, и в тех улицах велел быти боярам и дворянам и всяким приказным людям, которых государь взял в опричнину, а которым в опричнине быть не велел, и тех из всех улиц велел перевести в иные улицы на посад».

1) О каком царе идёт речь в данном тексте?

2) С какой целью была введена опричнина?

1. Первый Земский собор был созван в

1) 1547 г.
2) 1549 г.
3) 1550 г.
4) 1555 г.

2. Как назывался кружок единомышленников, сложившийся вокруг молодого царя Ивана IV в 1549-1560 гг.?

1) губная изба
2) Земский собор
3) Избранная рада
4) Боярская дума

3. Орган центрального управления в России в XIV — начале XVIII в. назывался

1) губа
2) приказ
3) земская изба
4) дума

4. Реформа местного управления, проведённая в 1556 г., предполагала

1) принятие «Уложения о службе»
2) создание стрелецкого войска из свободных людей
3) учреждение выборной должности губных старост
4) создание избранной тысячи — поместного ополчения

5. Прочтите отрывок из труда современного автора и укажите, о ком идёт речь.

«Они были призваны «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену. В знак своего предназначения они прикрепляли у седла лошади голову собаки и метлу».

1) казаки
2) стригольники
3) опричники
4) стрельцы

6. Восточная политика Ивана IV привела к

1) завоеванию Поволжья и Западной Сибири
2) завоеванию Средней Азии
3) началу освоения Дальнего Востока
4) началу освоения Восточной Сибири.

7. Для внутренней политики Ивана Грозного было характерно

1) усиление самодержавия
2) повышение авторитета представительных органов
3) возрождение вечевых порядков
4) усиление влияния церкви в государстве

8. Результатом казачьих походов под руководством Ермака Тимофеевича явилось присоединение территории

1) Казанского ханства
2) Астраханского ханства
3) Сибирского ханства
4) Крымского ханства

9. Указ о заповедных летах предусматривал

1) создание земских и приказных изб
2) отмену торговых пошлин на торговлю солью
3) отмену опричнины
4) запрет переходов крестьян от одного земледельца к другому в определённые годы

10. Сравните характерные черты Российского государства в конце XV в. (при Иване III) и в XVI в. (в годы правления Ивана IV). Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) значительную часть войска составляло дворянское ополчение
2) государь всея Руси венчался на царство и носит царский титул
3) создаются стрелецкие полки
4) принимаются судебники — своды законов единого государства

Черты сходства

Черты различия

11. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности в ответ.

1) смерть Василия III
2) созыв первого Земского собора
3) Стоглавый собор под руководством митрополита Макария
4) введение единой для всей страны денежной единицы

12. Прочтите отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы.

«В декабре он уехал со всеми своими друзьями, слугами и казной в Александровскую слободу. Отсюда он отправил в Москву два письма: одно патриарху, с жалобами на заговоры и неверность вельмож, на сообщничество духовенства, которое, злоупотребляя правом печаловаться, препятствовало царю казнить виновных; в другом письме он успокаивал московских жителей, говоря, что они не подверглись его опале. Столица пришла в ужас… Торжественная процессия отправилась в Александровскую слободу молить царя возвратиться на царство. Он согласился царствовать, но только на известных условиях.»

1) О каком царе идёт речь?

2) Какое условие было выдвинуто царём?


Материал представляет собой работы из 10 заданий по истории культуры Великой Отечественной войны. Задания можно использовать при подготовке к ЕГЭ по истории.

Содержимое разработки

Проверочная работа «Культура в годы Великой Отечественной войны»

1. Какое литературное произведение создано в годы Великой Отечественной войны?

1) «Тихий Дон» М.А. Шолохова

2) «Василий Теркин» А.Т. Твардовского

3) «Белая гвардия» М.А. Булгакова

4) «Дело Артамоновых» М. Горького

2. Героизму и стойкости жителей блокадного Ленинграда посвящено музыкальное произведение

1) Первой концерт для фортепьяно с оркестром С.В. Рахманинова

2) Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича

3) балет «Жар-птица» И.Ф. Стравинского

4) песня «Священная война» A.B. Александрова

3. Прототипом главного героя книги Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке», пережившего ампутацию обеих ног и вернувшегося в свой авиаполк, стал

4. Расположите в хронологической последовательности события, связанные с историей и достижениями советской науки и техники.

1) «Боевое крещение» под Оршей реактивной артиллерийской установки БМ-13 («катюши»)

2) эпопея корабля «Челюскин»

3) начало массового выпуска самоходной артиллерийской установки ИСУ-152 («Зверобоя»)

4) изобретение радио A.C. Поповым

5) прямой беспосадочный перелет летчиков В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова, A.B. Белякова в США через Северный полюс

5.Какие три из перечисленных деятелей были конструкторами стрелкового оружия? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

6.Установите соответствие между фамилиями отечественных деятелей культуры и сферами их деятельности.

Д) Д.Д. Шостакович

7.Ниже приведен перечень фамилий деятелей науки и техники. Все они, за исключением двух, имеют отношение к разработке военной техники и вооружения 1930-1940-х гг. Найдите лишние имена

1) И.И. Мечников; 2) Е.О. Патон; 3) Г.С. Шпагин; 4) Ж.Я. Котин; 5) С. В. Ильюшин; 6) С.П. Королев; 7) А.И. Микоян.

8.Запишите фамилию писателя и поэта, о котором идет речь.

«Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. »

Так начинается одно из самых известных стихотворений, созданных в годы войны. Его автор — писатель и поэт …


9 декабря, в день учреждения Екатериной II военного ордена святого Георгия Победоносца.

4. Какой из перечисленных городов не является городом - героем?

Города - герои в России и бывших республиках СССР: Москва, Ленинград (Петербург), Киев, Минск, Одесса, Керчь, Севастополь, Новороссийск, Тула, Волгоград (Сталинград), Мурманск, Смоленск, Брестская крепость - герой.

5. Кто стал первым дважды Героем Советского Союза?

Лётчики С. Грицевец и Г. Кравченко в 1939 году.

6. Кто стал первым трижды Героем Советского Союза?

Лётчик - ас А. Н. Покрышкин в 1944 году.

7. Сколько степеней имел орден Славы?

3 степени, учреждён в 1943 году.

8. Сколько городов России носят звание «Город - герой»?

Всего 7 городов: Москва, Ленинград, Волгоград, Тула, Новороссийск, Мурманск, Смоленск. Остальные города - герои находятся в Украине и Белоруссии.

9. Самый северный город - герой в России?

10. Какой подвиг совершил Александр Матросов?

Гвардии рядовой А. Матросов в 1943 году закрыл своим телом амбразуру пулемётного дзота (долговременная огневая точка) противника, который препятствовал продвижению наших частей. Посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.

11. Самым юным Героем Советского Союза за подвиг, совершённый в годы Великой Отечественной войны, стал:

Пионер - партизан Валя Котик (1930 – 1944), удостоенный звания Герой Советского Союза посмертно в 1958 году.

12. Комиссар комсомольского подполья в городе Краснодоне, посмертно удостоенный звания Герой Советского Союза?

Олег Кошевой (организация «Молодая гвардия»).

13. Какой подвиг совершил Николай Францевич Гастелло?

26 июня 1941 года лётчик Гастелло направил свой подбитый самолёт в скопление танков и машин противника.

14. Назовите дважды Героя Советского Союза, выдающегося организатора партизанского движения на Украине в период Великой Отечественной войны?

15. Назовите Героя Советского Союза, чей призыв «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва» стал боевым девизом защитников Москвы.

Политрук Василий Клочков в ноябре 1941 года.

16. Назовите Героя Советского Союза, лётчика, который одним из первых совершил ночной таран на подступах к Москве 7 августа 1941 года.

17. Назовите населённый пункт, у которого был совершён коллективный подвиг воинов дивизии под командованием И. В. Панфилова.

Разъезд Дубосеково у города Волоколамска.

18. Кто совершил первый орбитальный полёт в космос и стал Героем Советского Союза? Сколько лет первому орбитальному полёту?

Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года. Первому полёту в космос исполняется в 2011 году 50 лет.

19. Назовите первую женщину - космонавта, Героя Советского Союза?

Валентина Терешкова, полёт в космос в 1963 году.

20. Назовите лётчика - космонавта, Героя Советского Союза, впервые вышедшего в открытый космос?

Алексей Леонов, вышел в открытый космос в 1965 году.

21. Назовите Героя Российской Федерации, командира первой испытательной батареи «Катюш», погибшего под Ельней в 1941 году.

Капитан Иван Флёров.

22. Назовите девушку, Героя Советского Союза, совершившую подвиг в Наро - Фоминском районе Московской области 29 ноября 1941 года.

Партизанка Зоя Космодемьянская, удостоенная звания Герой Советского Союза в 1942 году, посмертно.

23. Полярник, удостоенный звания Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации.

24. Конструктор легендарного стрелкового оружия, дважды Герой Социалистического Труда.

25. Маршал Советского Союза, трижды Герой Советского Союза, полный Георгиевский кавалер.

26. Легендарный лётчик - испытатель, удостоенный звания Герой Советского Союза за беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток.

27. Маршал Советского Союза, маршал Польши, дважды Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны. Министр национальной обороны и заместитель председателя Совета министров Польской Народной Республики в 1949 – 1956 году.

28. Герой Советского Союза, который, будучи командиром разведывательной группы, вместе с горсткой бойцов в сентябре 1942 года захватил и долгое время удерживал в центре Сталинграда дом, впоследствии названный его именем.

Старший лейтенант Яков Павлов.

29. Лётчик – истребитель, трижды Герой Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны сбивший наибольшее количество самолётов противника.

Иван Кожедуб (сбил 62 самолёта).

30. Крепость на границе и фортификационное сооружение, которая за неприступность и мужество её защитников удостоена звания «Крепость - герой».

Брестская крепость (ныне – в Белоруссии).

31. Знаменитый писатель, Герой Социалистического Труда, взявший в основу романа «Повесть о настоящем человеке» подвиг Героя Советского Союза А. П. Маресьева.

Борис Полевой. Лётчик Алексей Маресьев был сбит, 18 суток тяжело раненый добирался до своих. Отморозил обе ноги, которые ему ампутировали. Освоил протезы, вернулся в строй и сбил ещё 7 самолётов противника.

32. Кем были по воинской профессии «Ночные ведьмы»?

Женщины – лётчицы. Летали на самолётах У – 2.

33. Мыс, находящийся южнее Новороссийска, который в годы Великой Отечественной войны длительное время удерживался советскими морскими пехотинцами.

34. Город - герой, победа в битве за который ознаменовала начало коренного перелома в Великой Отечественной войне.

Сталинград (ныне – Волгоград). Коренной перелом – переход стратегической инициативы в руки Красной Армии, произошёл в 1943 году.

35. В какой области деятельности добился успехов дважды Герой Социалистического Труда С. П. Королёв?

Освоение космического пространства.

36. За форсирование какой реки звания Герой Советского Союза удостоено наибольшее количество советских воинов?

Река Днепр, осень 1943 года. Звания Герой Советского Союза удостоено 2438 человек.

37. Одна из первых женщин, удостоенных звания Герой Советского Союза (впоследствии Герой Социалистического Труда) – командир экипажа, совершившего беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток.

38. Орден, введённый в годы Великой Отечественной войны, который пользовался особым уважение среди солдат, сержантов и старшин.

Орден Отечественной войны в 2 степенях, учреждён в 1942 году.

39. Сколько городов - героев являются в настоящее время столицами независимых государств?

2 города. Киев – столица Украины, Минск – столица Белоруссии.

40. Где находится мемориальный зал, на стенах которого высечены имена Героев Советского Союза, удостоенных этого звания за подвиги в Великой Отечественной войне?

Зал Славы Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.

41. Город - герой, ставший символом стойкости и твёрдости духа, благодаря самоотверженности своих защитников и граждан выдержавший 900 - дневную блокаду.

Ленинград (ныне – Петербург).

42. Сколько Отечественных войн было в истории России?

2 войны: Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Во время Первой мировой войны 1914 – 1918 годов её тоже иногда называли Отечественной.

43. Назовите высший полководческий орден, учреждённый в годы Великой Отечественной войны.

Орден «Победа», учреждён в 1943 году.

44. Сколько пионеров было удостоено звания Герой Советского Союза за подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны?

4 пионера - героя: Лёня Голиков (посмертно в 1944 году), Валя Котик (посмертно в 1958 году), Зина Портнова (посмертно в 1958 году), Марат Казей (посмертно в 1965 году).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания курса «Россия в мире» на основе синтеза историко-культурного и социально-экономического знания


Курс профессиональной переподготовки

История и философия науки: теория и методика преподавания при подготовке кадров высшей квалификации


Курс повышения квалификации

Использование современных информационных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура в годы Великой Отечественной войны.
Научно-технические достижения и изобретения

«Жди меня» (К. Симонов),
«Василий Теркин» (А. Твардовский),
«Молодая гвардия» (А. Фадеев)

«Жди меня»,
«Два бойца»,
«Небесный тихоход»,
«В шесть часов вечера после войны»

«Темная ночь» Н. Богословского,
«Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого,
«Землянка» К. Листова ,
«Священная война» A.B. Александрова на стихи В.И. Лебедева-Кумача (1941).

Фронтовые актерские бригады

Л. Русланова,
К. Шульженко,
В. Серова,
Л. Утесов

Музыкальный памятник героизму и несломленности ленинградцев.

Композитор Д.Д. Шостакович в осажденном Ленинграде начал работу над Седьмой симфонией. Впервые симфония была исполнена 5 марта 1942 г. в Куйбышеве, а 9 августа 1942 г. — в блокадном Ленинграде.

A.A. Дейнеки - «Оборона Севастополя»

A.A. Дейнеки - «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»

С.А. Герасимов - «Мать партизана»

A.A. Пластов - «Фашист пролетел»

В первые дни войны художник И. Тоидзе создает самый известный плакат военного времени — «Родина-мать зовет! ». В жанре плаката работали Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, H.A. Соколов).

Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, H.A. Соколов).

Наука на защите Отечества

А.П. Александровым был найден эффективный метод защиты кораблей от магнитных мин.
Академик Е.О. Патпон разработал способ автоматической сварки брони.

Выдающийся конструктор стрелкового оружия В.А. Дегтярев в 1930-х гг. сконструировал 12,7-мм крупнокалиберный пулемет (ДК).
В 1938 г. Г.С. Шпагин усовершенствовал этот пулемет, и он стал называться ДШК. В годы войны ДШК успешно применялся для борьбы с воздушными и наземными целями.

Конструктор стрелкового оружия Г.С. Шпагин в 1940 г. создал 7,62-мм пистолет-пулемет (автомат) ППШ, принесший ему всемирную известность. ППШ был прост в конструкции и надежен в бою. Уже в первые месяцы войны был налажен его массовый выпуск.

В конце 1930-х гг. группа советских ученых создала многозарядный станок, предназначенный для запуска реактивных снарядов. Станок был смонтирован на грузовом автомобиле. Реактивная установка под обозначением БМ-13 накануне войны встала на вооружение. 14 июля 1941 г. состоялось боевое крещение «катюши» под Оршей — ее первый залп. Секрет «катюш» фашисты так и не узнали до конца войны.

В первые месяцы войны большой неожиданностью для германского командования было появление на полях сражений советских танков Т-34 и КВ («Клим Ворошилов»), ставших по-настоящему легендарными. Танк Т-34 был признан лучшим средним танком Второй мировой войны. Он был разработан под руководством М.И. Кошкина. Дизельный двигатель, установленный на танке, заводился даже при сильных морозах, что выгодно отличало Т-34 от немецких танков. Совершенствовали «тридцатьчетверку» соратники Кошкина конструкторы A.A. Морозов и H.A. Кучеренко. Летом 1942 г. начался массовый выпуск танков Т-34.

Танк КВ-1С был принят на вооружение в конце 1939 г. КВ — это тяжелый танк с противоснарядной броней. Танк КВ стал результатом многолетних разработок конструктора Ж.Я. Котина.

Под руководством Котина наряду с КВ-1С были разработаны советские тяжелые танки КВ-85, ИС-1 («Иосиф Сталин») иИС-2.

Танк ИС-2 был создан в переломном 1943 г. и стал одним из самых мощных танков Второй мировой войны. Немецкие тяжелые танки остерегались вступать с ИС-2 в открытый бой. Как правило, они старались действовать против него из засад и укрытий.

В 1943 г. Ж.Я. Котин на основе тяжелых танков сконструировал самоходные артиллерийские установки (САУ). В их числе знаменитая ИСУ-152. В феврале 1943 г. она прошла испытания и начала поступать в войска. В сражениях ИСУ-152 показала себя мощным орудием в борьбе с фашистскими «супертанками» («Тиграми» и «Пантерами»). Советские солдаты прозвали ИСУ-152 «зверобоем».

В 1942 г. в серийное производство был запущен самолет Ту-2, спроектированный под руководством авиаконструктора А.И. Туполева. Великолепные летные данные сделали Ту-2 одним из лучших бомбардировщиков Второй мировой войны.

Знаменитые Яки авиаконструктора A.C. Яковлева выгодно отличались легкостью, маневренностью и хорошей управляемостью.
Самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны стал Як-9. Як-3 и Як-9У заняли достойное место в ряду лучших истребителей мира. Всего полгода понадобилось A.C. Яковлеву для создания легкого транспортного самолета Як-6.

Самолет Ил получил название в честь своего создателя — авиаконструктора СВ. Ильюшина. Илы применялись в годы войны не только как бомбардировщики, но и в качестве торпедоносцев, транспортных самолетов. Штурмовик Ил-2 стал самым знаменитым самолетом Ильюшина. Еще накануне войны он был запущен в серийное производство. Летчики называли его «летающим танком». Аналог этого самолета гитлеровцам так и не удалось создать. В 1944 г. Ильюшин выпустил еще более совершенный штурмовик Ил-10.

В 1940 г. в серийное производство был запущен истребитель ЛаГГ-3. Его создателями являлись авиаконструкторы CA. Лавочкин, В.П. Горбунов и ММ. Гудков. В начавшейся войне, несмотря на отличное вооружение и прочную конструкцию, ЛаГГ-3 все же уступал немецким истребителям. Это заставило Лавочкина всего за несколько месяцев коренным образом модернизировать ЛаГГ и превратить его в один из лучших истребителей Второй мировой войны — Ла-5. За ним последовала целая серия блестящих боевых машин — Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7. Лучший советский ас И.Н. Кожедуб, которого немцы назвали Иваном Грозным, всю войну летал на самолетах Лавочкина.

Главный конструктор опытного конструкторского бюро по самолетостроению AM. Микоян (1905-1970) незадолго до начала войны совместно с ММ. Гуревичем создал скоростной секретный истребитель для действия на больших высотах МиГ-1. На основе его модификации появился МиГ-3 — основной высотный истребитель Военно-воздушных сил РККА. МиГ-3 активно участвовал в боях в начальный период войны.

В 1940 г. под руководством В.М. Петлякова был создан пикирующий бомбардировщик Пе-2. «Пешки», как называли фронтовики Пе-2, сыграли важную роль в борьбе с фашистскими захватчиками. Пе-2 стал одним из лучших пикировщиков Второй мировой войны. В следующем году на базе Пе-2 был сконструирован тяжелый истребитель Пе-3.

С 1926 по 1949 г. в СССР выпускался небольшой самолет из фанеры и полотна — У-2. В годы войны этот самолет прославился как ночной бомбардировщик. Именно на этих самолетах летал всю войну знаменитый женский 46-й гвардейский ночной легкобомбардировочный полк. У-2 стал самым знаменитым самолетом авиаконструктора H.H. Поликарпова. В память о нем У-2 был переименован в ПО-2 («Поликарпов^»).

Какое литературное произведение из перечисленных создано в годы Великой Отечественной войны?
1) «Тихий Дон» М.А. Шолохова
2) «Василий Теркин» А.Т. Твардовского
3) «Белая гвардия» М.А. Булгакова
4) «Дело Артамоновых» М. Горького

Героизму и стойкости жителей блокадного Ленинграда посвящено музыкальное произведение
1) Первой концерт для фортепьяно с оркестром СВ. Рахманинова
2) Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича
3) балет «Жар-птица» И.Ф. Стравинского
4) песня «Священная война» A.B. Александрова

Прототипом главного героя книги Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке», пережившего ампутацию обеих ног и вернувшегося в свой авиаполк, стал
1) В.П. Чкалов
2) В.В. Талалихин
3) Н.Ф. Гастелло
4) А.П. Маресьев

Расположите в хронологической последовательности события, связанные с историей и достижениями советской науки и техники.
1) «Боевое крещение» под Оршей реактивной артиллерийской установки БМ-13 («катюши»)
2) эпопея корабля «Челюскин»
3) начало массового выпуска самоходной артиллерийской установки ИСУ-152 («Зверобоя»)
4) изобретение радио A.C. Поповым
5) прямой беспосадочный перелет летчиков В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова, A.B. Белякова в США через Северный полюс

Какие три из перечисленных деятелей были конструкторами стрелкового оружия? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. *
1) И.В. Курчатов
2) В.А. Дегтярев
3) СП. Королев
4) Л.Д. Ландау
5) Г.С.Шпагин
6) Ф.В.Токарев

Установите соответствие между фамилиями отечественных деятелей культуры и сферами их деятельности.

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) литература
2) самолетостроение
3) танкостроение
4) музыка
5) живопись

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ
A) М.И. Кошкин Б) С.А. Герасимов
B) K.M. Симонов Г) A.C. Яковлев

Ниже приведен перечень фамилий деятелей науки и техники. Все они, за исключением одного, имеют отношение к разработке военной техники и вооружения 1930-1940-х гг.
1) И.И. Мечников; 2) Е.О. Патон; 3) Г.С. Шпагин; 4) Ж.Я. Котин; 5) СВ. Ильюшин; 6)А.И. Микоян.

Запишите фамилию писателя и поэта, о котором идет речь.
«Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. »
Так начинается одно из самых известных стихотворений, созданных в годы войны. Его автор — писатель и поэт .

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Итоговая контрольная работа по истории РОССИИ

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого заданий с выбором ответа (1-13) выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответа, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует), задание считается невыполненным.

За правильный ответ на задания 14, 16, 17, 18 ставится 1 балл. Задания 17 оценивается 2 баллами, если допущена одна ошибка – оценивается 1 балл в соответствии со специальными критериями оценивания.

Задание 19. 21 оценивается по 2 балла, задание 20 оценивается 3 балла зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.

Таблица 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.

Отметка по
максимальной шкале

Итоговая контрольная работа по истории России 7 класс 1 вариант.

1. Династия Романовых утвердилась на российском престоле в (во)

1) середине XV в. 2) второй половине XVI в. 3) первой половине XVII в. 4) конце XVII в.

2. В каком году впервые произошло венчание русского государя на царский престол?

1) 1547 г. 2) 1598 г. 3) 1606 г. 4) 1613 г.

3. Какое со­бы­тие про­изо­шло рань­ше других?

1) за­клю­че­ние Де­улин­ско­го пе­ре­ми­рия с Польшей 2) из­бра­ние Зем­ским со­бо­ром на цар­ство Ми­ха­и­ла Романова

3) осво­бож­де­ние Моск­вы от по­ля­ков Вто­рым ополчением 4) смерть ца­ре­ви­ча Дмит­рия Ива­но­ви­ча в Угличе

4. Как назывались возникшие в России в XVII в. предприятия, использовавшие ручную технику и разделение труда?

1) цехи 2) фабрики 3) мануфактуры 4) ремесленные мастерские

5.Какое со­бы­тие от­но­сит­ся к пе­ри­о­ду прав­ле­ния Ивана IV?

1) вхождение Во­сточ­ной Си­би­ри в со­став Рос­сий­ско­го государства 2) Смоленская война

3) Ливонская война 4) окончательная лик­ви­да­ция за­ви­си­мо­сти Руси от Орды

6. Что из названного стало результатом реформ Никона в XVII в.?

1) учреждение патриаршества в России 2) изменение церковных обрядов

3) отделение церкви от государства 4) передача церковной земельной собственности государству

7. Что из названного было результатом народных волнений в Москве в 1662 г.?

1) ликвидация кормлений 2) отмена соляного налога

3) введение бессрочного сыска крестьян 4) прекращение чеканки медных денег

8. Что из пе­ре­чис­лен­но­го стало одним из след­ствий Смуты в Рос­сий­ском государстве?

1) при­со­еди­не­ние к Рос­сии по­бе­ре­жья Бал­тий­ско­го моря от Вы­бор­га до Риги 2) рас­пад Ли­вон­ско­го ордена

3) утра­та Рос­си­ей Смоленска 4) об­ра­зо­ва­ние Речи Посполитой

9. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите век, когда был принят документ, о котором идёт речь.

«К важнейшим в законодательном акте относятся главы, определяющие сословную структуру общества. Глава XI «Суд о крестьянах» удовлетворила требование дворян о праве на бессрочный сыск беглых. Тем самым отменялись урочные лета, и крестьяне с их потомством становились навечно собственностью помещиков, дворцового ведомства и духовных владельцев».

1) XIV в. 2) XV в. 3) XVI в. 4) XVII в

10. Прочтите отрывок из труда историка и укажите год, когда происходили описываемые события.

«Полтора года Москва оставалась полем сражения. За это время жители привыкли поминутно ждать удара ядра и прятаться от обстрелов. Теперь сражение было выиграно. Лихая година осталась позади.

В честь победы был устроен парад. Земская рать построилась на Арбате, а оттуда торжественным маршем проследовала в Китай-город. Отряды Трубецкого, собравшиеся за Покровскими воротами, вступили в крепость с другой стороны. Войска сошлись на площади подле Лобного места, откуда двинулись через Спасские ворота в Кремль. Пробил великий час. Древняя столица Русского гocyдарства была полностью очищена от иноземных завоевателей».

1) 1380 г. 2) 1480 г. 3) 1612 г. 4) 1812 г.

11. Прочтите отрывок из труда историка и укажите правителя, о котором идёт речь.

«Царь Фёдор умер. С его кончиной пресеклась династия Ивана Калиты, правившая Mосковским государством на протяжении трёхсот лет. Влияние правителя пошатнулось. Знать мирилась с его властью, пока он вершил дел именем законного царя. Однако в глазах великих бояр он оставался не более чем худородным временщиком. Претензии правителя на обладание короной вызвали негодование потомков великих и удельных князей. "Временщик" не состоял в кpовном родстве с царём и потому не имел никаких формальных прав на трон».

1) Василий Шуйский 2) Борис Годунов 3) Фёдор Мстиславский 4) Михаил Романов

12.Укажите имя предводителя одного из крупнейших народных восстаний XVII в.

1) Ермак Тимофеевич 2) Симон Ушаков 3) Степан Разин 4) Емельян Пугачёв

13.Рассмотрите схему на следующей странице.

На схеме обозначены действия восставших и район народного восстания под предводительством

1) Е. И. Пугачёва 2) С. Т. Разина

3) К. А. Булавина 4) И. И. Болотникова

14.Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) введение опричнины 2) учреждение патриаршества в России

3) создание пол­ков «иноземного строя» 4) созыв первого Земского собора

15. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде А1, Б2.

A) Патриарх Никон

B) Михаил Романов

Г) Богдан Хмельницкий

1) восстание 1670-1671 гг.

2) Земский собор 1613 г.

3) Переяславская Рада

4) церковный раскол

16. Напишите про­пу­щен­ное слово.

Новые яв­ле­ния в ре­мес­ле со­зда­ва­ли пред­по­сыл­ки для раз­ви­тия в XVII в. пред­при­я­тий но­во­го типа — _________. Они были ос­но­ва­ны на раз­де­ле­нии труда и ис­поль­зо­ва­нии руч­ной ре­мес­лен­ной техники.

17.Сравните организацию русского войска в годы правления Ивана III и правления Ивана IV. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) ограничение местничества при назначении на воинские должности

2) создание особого соединения царской рати — московского стрелецкого войска

3) большая роль дворянской конницы

4) наличие артиллерии

18.Укажите князя, про­пу­щен­но­го в схеме.

19.Укажите век, к которому относятся описанные в тексте события. Укажите название периода, о котором идёт речь.

Из сочинения историка

«Отношения Лжедмитрия с думой неизбежно стали меняться с тех пор, как он распустил повстанческие отряды и стал управлять страной традиционными методами…

Оказавшись на троне, Лжедмитрий столкнулся с теми же трудностями, что и его мнимый отец. Иностранных наблюдателей поражали московские порядки, при которых царь шагу не мог ступить без Боярской думы. Бояре не только решали с царём государственные дела, но и сопровождали его повсюду… Отрепьеву, не обладающему достаточным авторитетом среди московской знати, не удалось разрушить стародавние традиции, которые опутывали его подобно паутине…

Лжедмитрий нередко нарушал обычаи и ритуалы. В думе двадцатичетырёхлетний царь не прочь был высмеять своих сенаторов. Он укорял бояр как людей несведущих и необразованных, предлагал им ехать в

чужие земли, чтобы хоть чему-то научиться. Но сколько бы ни поучал самозванец своих бояр, какие бы вольности ни позволял в обращении с ними, он вынужден был подчиняться древним традициям и считаться с авторитетом Боярской думы.

Пышный придворный ритуал, заимствованный из Византии, раболепное поведение придворных создавали видимость неслыханного могущества русского царя. Сама доктрина самодержавия, казалось бы, исключала возможность открытой оппозиции государю. На самом деле Боярская дума прочно удерживала в своих руках нити управления государством, неизменно навязывая самозванцу свою волю».

20. В последнем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, причины которой названы в тексте отрывка. Используя текст, укажите не менее двух причин указанной ситуации.

Итоговая контрольная работа за курс ИСТОРИЯ России 7 КЛАСС 2 вариант

1.В каком веке было принято Соборное уложение?

1) XIV в. 2) XV в. 3) XVI в. 4) XVII в.

2. В каком году про­изо­шел Со­ля­ной бунт?

1) 1549 г. 2) 1606 г. 3) 1648 г. 4) 1687 г.

3. Какое из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий про­изо­шло рань­ше остальных?

1) восстание под пред­во­ди­тель­ством Ивана Болотникова

2) «Соляной бунт» 3) «Медный бунт»

4) восстание под пред­во­ди­тель­ством Сте­па­на Разина

4. Как называлось сословно-представительное учреждение в России, появившееся в период реформ Избранной рады?

1) Земский собор 2) Уложенная комиссия 3) Негласный комитет 4) Боярская дума

5. Что из пе­ре­чис­лен­но­го было пред­при­ня­то в пе­ри­од прав­ле­ния Ивана IV?

1) учреждение пат­ри­ар­ше­ства в России 2) отмена уроч­ных лет

3) принятие Со­бор­но­го уложения 4) созыв пер­во­го Зем­ско­го собора

6. Одним из последствий внутренней политики царя Алексея Михайловича является

1) отмена кормлений 2) ликвидация монастырского землевладения

3) снижение роли Земского собора в управлении государством

4) введение подушной подати

7. Что из названного было результатом народных волнений в Москве в 1648 г.?

1) учреждение опричнины 2) отмена медных денег

3) созыв Земского собора

4) ограничение времени перехода крестьян к другому владельцу Юрьевым днём

8. Что из названного относится к итогам Смуты конца XVI — начала XVII в.?

1) воцарение династии Романовых 2) проведение реформ Избранной рады

3) создание стрелецкого войска 4) начало созыва Земских соборов

9. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите век, когда происходили описываемые события.

«Князь Дмитрий Михайлович и Кузьма… пошли в Ярославль. Костромичи ж их проводили с великою радостию и дали им на подмогу многую казну. Они же к Ярославлю, и многие люди их встречали с радостию… Ярославцы же их приняли с великою честию и принесли дары многия. Они же не взяли у них ничего и, будучи в Ярославле, начали промышлять, как бы им идти под Московское государство на очищение. К ним же начали из градов приезжать многие ратные люди и посадские люди привозить на помочь денежную казну…»

1) XIV в. 2) XV в. 3) XVI в. 4) XVII в.

10.Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, в каком году произошли описываемые события.

«В Кострому прибыла делегация Земского собора. Вместе с костромичами депутаты пошли крестным ходом к Михаилу в Ипатьевский монастырь. Перед угрозой того, что в случае отказа «Бог взыщет на нем разорение государства», Михаил не устоял. Марфа благословила сына. 2 мая он въехал в Москву,

11 июля венчался на царство».

1) 1584 г. 2) 1613 г. 3) 1645 г. 4) 1682 г.

11. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите пропущенное в нём имя царя.

«…гетман Богдан Хмельницкой и всё Войско Запорожское присылали к великому государю царю и великому князю бити челом многожды, чтоб он, великий государь, православные христианские веры искоренить и

святых Божиих церквей разорить гонителям их и клятвопреступникам не дал и над ними умилосердился, велел их приняти под свою государскую высокую руку. И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и всё Войско Запорожское с городами и с землями принять. »

1) Иван Васильевич 2) Борис Фёдорович 3) Михаил Фёдорович 4) Алексей Михайлович

12. Кто являлся предводителем народного движения, происходившего в период Смутного времени в России?

1) К. А. Булавин 2) Е. И. Пугачёв 3) С. Т. Разин 4) И. И. Болотников

13. Рассмотрите схему и вы­пол­ни­те задание.

Кто был участ­ни­ком событий, обо­зна­чен­ных на схеме стрелками?

1) Хлопко Косолап 2) И.И. Болотников 3) С.Т. Разин 4) К.А. Булавин

14. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) принятие Соборного уложения 2) начало Ливонской войны

3) избрание на царство Михаила Романова

4) объединение Левобережной Украины с Россией

15. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде А1, Б2.

A) Елена Глинская

Б) Алексей Михайлович

1) Соборное уложение 1649 г.

2) Крестьянское восстание

3) Введение единой для всей страны денежной единицы – московского рубля

16. Запишите термин, о котором идёт речь.

«Правительство, состоявшее из представителей знатных боярских родов, пришедшее к власти после свержения Василия Шуйского».

17. Сравните деятельность Первого и Второго ополчений в годы Смуты. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) выступление против польских захватчиков 2) участие Дмитрия Пожарского

3) формирование движения в Рязани 4) участие Кузьмы Минина

18. Запишите название, про­пу­щен­ное в схеме.

19.Укажите век, к которому относятся описанные в отрывке события. Назовите династию русских царей, один из представителей которой упомянут в данном отрывке.

Из сочинения историка.

«Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия, западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Для восстановления утраченных в годы Смуты международных позиций Россия на протяжении всего века вела войны как с европейскими государствами (Речью Посполитой, Швецией), так и со странами Востока (Крымским ханством и Турцией), что во многом способствовало усилению западного влияния на внутреннюю жизнь страны.

Россия уже была одной из самых больших стран мира, но всё ещё отставала по темпам развития экономики от западноевропейских стран. Осознание необходимости изменений в жизни страны подталкивало к изучению и внедрению лучших сторон европейского опыта. На русскую службу начали приглашаться иностранные специалисты. Они были необходимы для того, чтобы помочь использовать европейский опыт, как при подготовке к войнам, так и для организации производства. Так, на основе западноевропейских образцов при Алексее Михайловиче был принят первый в русской армии воинский устав. Организовать в Москве производство оружия (пушечный завод) и построить первый русский военный корабль «Орёл» помогали голландские специалисты. Уже в середине века в Москве проживало около 1,5 тысяч западноевропейцев. Иностранцы в Москве жили по своим обычаям, для чего была создана Немецкая слобода — «Кукуй»».

20. В первом абзаце найдите и выпишите предложение, содержащее утверждение, обоснования которого приводятся во втором абзаце отрывка. Укажите не менее двух фактов, приведённых в тексте, с помощью которых можно обосновать указанное утверждение.

Читайте также: