Какие задачи решает конструктор

Обновлено: 29.04.2024

Основная задача конструктора при проектировании изделия и технолога при отработке технологичности изделия заключается в том, чтобы правильно установить допуски на изготовление деталей и соединения, которые могли бы обеспечить заданную точность сборки изделия, условия собираемости на автоматическом оборудовании и экономическую целесообразность применения автоматической сборки. Особенно это важно тогда, когда на изделие накладываются специальные ограничения допусков на неточность сборки. [1]

Основная задача конструктора , стремящегося улучшить перечисленные показатели, в конечном итоге сводится к обеспечению требуемой надежности. [2]

Основная задача конструктора , проектирующего БМЦУ, состоит в выполнении требований, перечисленных выше, с принятием компромиссных решений на каждом конкретном этапе. [3]

Основная задача конструктора при конструировании подпятника - обеспечение жидкостного трения, при котором материалы частей подпятника с трущимися поверхностями не имеют значения. Чтобы неровности на трущихся поверхностях не соприкасались, их высота должна быть значительно меньше толщины слоя смазки. [4]

Основная задача конструктора - создание агрегата, наиболее полно отвечающего потребностям народного хозяйства, дающего наибольший экономический эффект и обладающего наиболее высокими технико-экономическими и эксплуатационными показателями. [5]

Основная задача конструктора заключается в том, чтобы при разработке новой конструкции вводить только те новые детали и отдельные узлы, которые определяют высокий технологический уровень машин и выгодность эксплуатации. Все остальные детали и узлы, принципиально не влияющие на эти два основных момента, надо оставить по возможности неизменными. [6]

Основной задачей конструктора при этом является получение возможно большего магнитного потока при минимальной затрате материалов на изготовление данной конструкции, а также возможно малый расход энергии на возбуждение магнитного потока, если это возбуждение осуществляется электрическим током. [7]

Основной задачей конструктора является создание новых и модернизация существующих машин и приборов, подготовка чертежей и другой технической документации, обеспечивающей высокий технический уровень, качество, необходимую технологичность и экономичность изделий, их конкурентоспособность на мировом рынке. Решение этой задачи в значительной степени связано с выбором необходимой точности изготовления изделий, в том числе допусков их размербв Гдопускрв формы, расположения и шероховатости поверхностей, назначением необходимых зазоров и натягов в соединениях деталей ( посадках), расчетом размерных цепей. [8]

Основной задачей конструктора при проектировании цепного устройства является обеспечение долговечной его работы. С целью выполнения этой задачи выше приведены расчетные зависимости для определения предельных и допускаемых параметров. [9]

Основной задачей конструкторов на будущее явится регулирование расхода рабочей жидкости в зависимости от скорости движения опрыскивателя и обеспечение полного и равномерного автоматического разбавления концентрированного пестицида водой перед внесением. [10]

Основной задачей конструкторов является разработка таких технологических процессов нанесения изоляция, в которых бы принималась во внимание криволинейность поверхности трубы. [11]

Основной задачей конструктора является создание новых и модернизация существующих изделий, подготовка чертежной документации, способствующей обеспечению необходимой технологичности и высокого качества изделий. Решение этой задачи, отвечающей целям 11 - й пятилетки - повышению эффективности труда и качества выпускаемой продукции, - связано с выбором необходимой точности изготовления изделий, расчетом размерных цепей, выбором шероховатости поверхностей, а также выбором допусков отклонений от геометрической формы и расположения поверхностей. [12]

Основной задачей конструктора является создание такой СУ, которая наиболее точно осуществляет кинематическую связь между командными рычагами и органами управления. Эта задача значительно усложняется при увеличении полетной массы вертолета из-за роста нагрузок на органы управления, а также вследствие увеличения расстояния между командными рычагами и органами управления. [13]

Одной из основных задач конструктора в процессе проектирования новых и усовершенствования устаревших изделий, является подготовка чертежной документации, способствующей обеспечению необходимой технологичности и высокого качества изделий. Решение этой задачи, отвечающей основной цели X пятилетки - повышению эффективности труда и качества выпускаемой продукции, - связано с выбором необходимой точности изготовления изделий, расчетом размерных цепей, выбором шероховатости поверхностей, а также выбором отклонения от геометрической формы и расположения поверхностей. [14]

Одной из основных задач конструктора является создание машин и приборов, обладающих наибольшим числом нормализованных и унифицированных узлов и деталей. Большую роль в решении этой задачи должны играть конструкторско-технологические классификаторы, разрабатываемые на изделия, выпускаемые отдельными заводами или отраслью промышленности. Наличие конструкторско-технологических классификаторов с определенной системой индексации деталей создает условия для максимального использования в новых изделиях заимствованных или близких по конструкции узлов и деталей, ранее освоенных в производстве. [15]

Любая должность подразумевает наличие определенной категории, в зависимости от этого для персонала составляется должностная инструкция. В этом документе указаны требования к функциям работника, его права на предприятии. Подобные нормы относятся и к такой профессии, как инженер-конструктор. Обязанности и ответственность специалиста указаны ниже.

инженер конструктор обязанности

Категории работников

Также необходимо учитывать, что представителям данной профессии могут присваиваться квалификационные категории. Процесс реализуется в порядке, который определяется коллективным договором, прочими соглашениями или самим работодателем в полном соответствии с характеристиками должности. При принятии решения о предоставлении работнику квалификации учитываются рекомендации аттестационной комиссии. Тем не менее, обязанности инженера-конструктора 2 категории, ведущего специалиста, представителей других групп практически едины, отличается лишь степень ответственности.

Общие положения документа

При рассмотрении любых бумаг прежде всего следует ознакомиться с содержанием. Должностная инструкция инженера-конструктора включает следующие общие данные:

  1. Представители данной профессии входят в категорию специалистов.
  2. Работник может быть назначен на эту должность или снят с нее только приказом уполномоченного лица либо генерального директора.
  3. В зависимости от категории на должность назначается лицо, обладающее соответствующим опытом работы и уровнем образования.
  4. Инженер-конструктор подчиняется уполномоченному лицу либо генеральному директору.
  5. При отсутствии специалиста его обязанности возлагаются на работника, назначенного начальством.

должностная инструкция инженера конструктора

Должностные обязанности специалиста

Инженер-конструктор, обязанности которого представлены в этом разделе, должен соблюдать каждый пункт установленной инструкции.

  • Разработка проектной документации, прилагающихся документов, макетов, эскизов, чертежей, различных по сложности изделий, механизмов и конструкций.
  • Использование в рабочем процессе средств автоматизации проектной документации.
  • Обеспечение соответствия проекта и аналогичной документации требованиям сертификации, предоставленному техническому заданию, нормам и правилам организации труда, нормам техники безопасности.
  • Специалист должен отслеживать параметры корректного расходования средств, соответствие унифицированным параметрам, выработку, конструирование и массовое производство изделий. За подобными вопросами следит не только инженер-конструктор.
  • Обязанности по реализации патентных исследований, оценка технического уровня объектов проектирования.
  • Составление и разработка кинематических схем, проектирование компоновки, определение возможности интеграции отдельных схем и блоков в компоновку объекта проектирования.
  • Разработка эскизов с готового изделия.
  • Реализация чертежей, основанная на теоретической информации.
  • Разработка сметной и проектной документации при помощи рабочей группы или самостоятельно. Это делает инженер-конструктор 3 категории.
  • Обязанности по подготовке предварительных сметных расчетов относительно стоимости конструкторских работ. Подготовка выпуска проектируемой продукции на уровне серийного производства, документации по прогнозам рентабельности проекта. Решение вопросов по вводу в эксплуатацию изделий. Это должен уметь каждый инженер-конструктор.
  • Обязанности по составлению пояснительных записок, разнообразных технических карт, патентного паспорта, программы испытаний объекта проектирования, пакета документов для лицензирования.
  • Внедрение и проведение анализа информации, которая получена от других предприятий.
  • Согласование проекта с остальными подразделениями организации, заказчиком, надзорными органами.
  • Подготовка финансового базиса объекта проектирования.
  • Активное участие в проведении монтажных работ, испытательных тестов, наладке и сдаче в эксплуатацию опытных образцов.
  • Составление и подача заявок на изобретение промышленных образцов, которые появляются в результате модернизации объектов проектирования.
  • Обязанности ведущего инженера-конструктора пополняются составлением отчетов для подачи руководству, экспертных заключений, отзывов на проект.
  • Внесение в деятельность рационализаторских предложений.

Необходимо учитывать, что обязанности инженера-конструктора 1 категории совпадают с обязанностями ведущего специалиста.

инженер конструктор должностные обязанности

Права инженера-конструктора

Сотрудник обладает не только обязанностями, но и правами. Их перечень содержит любая должностная инструкция инженера-конструктора.

  1. Право на запрос и получение любой документации, необходимой для реализации обязанностей.
  2. Право на соблюдение всех условий труда.
  3. Активное участие в выявлении производственных недостатков. Разработка актуальных вопросов, методик для их решения. Внесение предложений по улучшению качества производительности в пределах собственной компетенции.
  4. Изучение приказов, проектов, решений, имеющих отношение к собственной деятельности.
  5. Привлечение персонала из других подразделений для решения должностных задач.

Ответственность специалиста

Инженер-конструктор, должностные обязанности которого были указаны выше, также несет определенный груз ответственности перед руководством и предприятием, это:

  • Материальные обязательства. Степень ответственности определяется нормами действующего законодательства.
  • Ответственность за несоблюдение норм техники безопасности, устава предприятия и трудового распорядка.
  • За халатность к собственным обязанностям или бездействие при несоблюдении их другими сотрудниками.
  • Несвоевременное выполнение своих профессиональных задач.
  • Раскрытие коммерческой тайны, передача проектной документации третьим лицам.

Работодатель вправе уволить работника при несоблюдении всех норм ответственности и обязанностей.

инженер конструктор 3 категории обязанности

Требования для должности

Согласно принятым нормам работник, претендующий на должность инженера-конструктора, обязан знать:

  • Правовые нормативные документы, действующие на предприятиях отрасли, и законодательную базу государственного уровня, имеющую отношение к его деятельности.
  • Приказы и постановления предприятия.
  • Устав компании.
  • Методы проектирования, эксплуатации и монтажа проектируемых объектов, механизмов, конструкций и технологию их производства.
  • Производственную, технологическую базу предприятия, инвентарь.
  • Параметры и характеристики приборов, механизмов и прочих объектов, которые считаются аналогами проектируемых.
  • Методики и правила, которые применяются для разработки и оформления чертежной документации, прочей конструкторской и проектной документации. действующие во время производственного процесса, необходимые требования для проведения сертификации продукции.
  • Методики и способы автоматизации производства, способы работы с современной вычислительной техникой.

обязанности инженера-конструктора 1 категории

Дополнительные знания специалиста

Работник должен учитывать, что современные требования к должности предполагают наличие следующих навыков:

  • Базис художественного оформления, основы проектирования, управление системами автопроектирования.
  • Методы, применяемые при проведении технических расчетов, замеров с использованием измерительных и контрольных приборов.
  • Методология анализа и оценки технических объектов, имеющая отношение к проектной деятельности внутри страны и на зарубежных производствах.
  • Технические условия, относящиеся к организации труда, связанного с проектной и конструкторской деятельностью.
  • Основы управления, менеджмента труда, экономики. нормы безопасности, санитарии, производственной гигиены, пожарной безопасности.

обязанности инженера конструктора 2 категории

Прочие требования для должности инженер-конструктор

  • Высшее образование (для ведущего инженера). Специалисты 1, 2, 3 категории могут иметь средне-специальное или высшее образование. Документ об образовании предоставляется работодателю или в отдел кадров.
  • Для ведущего специалиста опыт работы в данной сфере – не менее четырех лет и не менее одного года в должности главного инженера. Для остальных категорий, кроме первой, стаж - от трех лет. Работодатель опирается на записи, внесенные в трудовую книжку.
  • Умение составлять техническую документацию.
  • Умение профессионально работать в специализированных программах.
  • Для ведущего инженера приветствуется наличие ученой степени, опыт реализации заказов крупных предприятий государственного значения.

Итоги

При включении работника в штат ему предоставляется должностная инструкция, завизированная руководством. Специалист после ознакомления с документом ставит на нем свою подпись, давая согласие на соблюдение инструкции. Документ в современной практике согласовывается с начальником юридического отдела.

Профессия инженер-конструктор

Инженер-конструктор – это престижная профессия в любой развитой стране. Конструкторы разрабатывают механизмы, инструменты и сооружения, необходимые для производства и потребителей.

Многое, чем мы пользуемся, создано инженерами-конструкторами, включая бытовые приборы, автомобили, мебель и многое другое. Это интересная профессия для людей, любящих точные науки и творчество.

Содержание статьи:

Кто такой инженер-конструктор и что он делает?

Инженер-конструктор проектирует конструкции, инструменты, механизмы, здания, сооружения. Помимо разработки новых конструкций, инженер может модернизировать ранее созданные продукты. Например, разработать более производительный станок или современный автомобиль.

Давайте посмотрим, как выглядит работа конструктора:

  • Инженер получает задание на разработку нового механизма от промышленного дизайнера или маркетолога. В задании указаны требования к новому механизму, какие параметры и характеристики должна иметь конструкция.
  • Конструктор разрабатывает будущее изделие, учитывая требования к нему, возможности производства, квалификацию рабочих, параметры сырья и материалов, которые возможно использовать. Создаются чертежи и иная рабочая документация, описывающая будущее изделие. Как правило, проектирование ведется в системах автоматизированного проектирования (САПР). К таким программам относятся AutoCAD, Autodesk Inventor, SolidWorks, Компас и множество других.
  • На базе разработок создается прототип, который тестируется. Прототип может быть макетом или моделью, т.е. действующим прототипом, в котором будет что-то открываться, крутиться и т.д.
  • После тестирования прототипа создается опытный образец. Он уже ближе к готовому изделию, которое будет выходить с конвейера. Опытный образец также тестируется и дорабатывается.

Осуществляется внедрение разработки в производство.

На всех этапах инженер-конструктор играет важную роль. В дальнейшем конструктор может заниматься модернизацией разработки, созданием новых модификаций продукта.

Инженеры конструкторы работают в различных отраслях и специализируются. Например, есть конструкторы гидравлики, механики, электроавтоматики, мебели и т.д.

Обязанности инженера конструктора

В обязанности конструктора обычно входит:

  • Разработка новых изделий в соответствии с государственными стандартами и требованиями заказчика.
  • Создание проектной документации, чертежей.
  • Анализ эффективности разработанных изделий.
  • Расчет стоимости производства новинки.
  • Подготовка инструкций по эксплуатации.
  • Согласование работ с другими отделами, участвующими в производстве.
  • Участие в монтаже, сборке, пуско-наладочных работах.

Модернизация ранее разработанных изделий.

Инженер-конструктор должен многое знать и уметь. Например, он должен знать законодательство и государственные стандарты, системы и методы проектирования, возможности производства, правила оформления чертежей, особенности материалов, климатические условия и иные особенности при эксплуатации разрабатываемых изделий. Уметь рассчитывать устойчивость конструкции и ее долговечность, иметь опыт работы в соответствующей сфере и многое другое.

Плюсы и минусы профессии конструктора

  • Конструктор видит результаты своего труда. Готовые изделия можно в прямом смысле пощупать и подержать в руках.
  • Высокая востребованность профессии.
  • Молодому специалисту можно найти работу, т.к. во многих отраслях имеется дефицит специалистов.
    Работа инженера-конструктора не всегда оплачивается высоко.

Сложно найти работу, если в городе мало производств.

Средние зарплаты инженеров-конструкторов в России

Молодой специалист без опыта работы может рассчитывать на 20-30 тыс. рублей в месяц. Средняя зарплата у специалистов с опытом работы – 40-45 тыс. рублей в месяц. Потолком заработка можно назвать суммы в 100-120 тыс. рублей в месяц. Однако хороший конструктор всегда может подработать, выполняя разовые заказы. В этом случае его доход увеличится.

Сегодня инженеры-конструкторы могут работать удаленно. В Рунете имеется порядка двух десятков сайтов, где можно брать заказы или найти постоянную удаленную работу. Также можно сделать свой бизнес.

Как стать инженером-конструктором и где учиться?

Данная профессия требует обязательного высшего образования. Во многих городах есть технические вузы, в которых обучают инженерным специальностям. Например, в Москве можно учиться в МГТУ им. Баумана, РУДН, МИМиС, МЭИ, МАМИ, Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина.

Где искать работу конструктору?

Вакансии инженеров имеются на многих производствах, заводах, в конструкторских бюро. Также можно работать удаленно, на компании из других городов и даже стран. Иногда проекты заказывают частные лица, например, в сфере строительства.

Модельер-конструктор: характеристика, обязанности и карьера

Модельер-конструктор – специалист, разрабатывающий новые модели одежды, обуви, аксессуаров, головных уборов. В производстве этих изделий модельер-конструктор является ключевой фигурой. От его лекал зависят посадка вещи, ее актуальность, соответствие потребительскому запросу.

Современным модельером-конструктором, как считают эксперты, должен быть новатор, человек с гибким мышлением, прислушивающийся к моде и активно увлеченный новыми технологиями.


Особенности профессии

Когда-то модельер был специалистом, совмещающим в себе сразу несколько профессиональных направлений – он считался и художником, и закройщиком, и портным. Со временем произошло так называемое расслоение, и задачи модельера сузились. Например, художник (дизайнер) сосредоточился на анализе модных тенденций, генерации идей и формировании эскизов.

Конкретно конструктор занимается отработкой чертежей, он охватывает сочетание технической и эстетической сторон вопроса. Технолог же занимается обработкой тканей, оптимизацией производства, методами пошива. И эти специалисты обычно работают в группе, формируют совместно новые модные коллекции.

Модельер-конструктор одежды обычно работает уже с готовым эскизом, который создал дизайнер. Если говорить просто, он должен обработать творческий замысел своего коллеги, сделав из идеи реальную вещь, технически оптимально подойдя к этому решению. Конструктор определяет, какую ткань использовать для конкретной модели, работает над лекалами и выкройками, предлагает разные варианты выполнения.

Данное описание говорит, что это техническая работа, но не без творческого начала. И она непременно требует специального образования и развития определенных навыков. Такой человек должен освоить и компьютерные программы, которые помогают в работе и оптимизируют процесс производства. Каждый эскиз модельер-конструктор должен трансформировать, представить в цифрах и чертежах, что требует глубоких и систематичных познаний.


Обязанности

Есть несколько сегментов функционала модельера-конструктора, без которых представить его работу невозможно. Так или иначе, они прописаны в должностных инструкциях. Рассмотрим обязанности модельера-конструктора.

Кроме того, модельер-конструктор часто должен согласовывать техническое задание с заказчиком, контролировать поэтапное изготовление каждой детали, участвовать в примерках, изучать свойства новых материалов и т.д.

В должностных инструкциях прописывается все, чем будет заниматься модельер-конструктор на новом рабочем месте. И эти пункты нужно просматривать внимательно.


Необходимые качества

Их невозможно прописать в строгом документе, но на них основывается профессия. Например, вы не увидите в перечне должностных инструкций умение мыслить не совсем стандартно. Но в запросе компании, которая ищет модельера-конструктора, такие требования вполне могут быть прописаны. И это действительно небеспочвенный запрос. Дизайнер ищет идею, а конструктор ее реализует, и для этого нестандартное мышление, творческий поиск, готовность к экспериментам тоже необходимы.

Какие еще качества понадобятся модельеру-конструктору для успешного построения карьеры?

  • Инициативность – эта работа не может быть рутинной. Если же она станет таковой, о профессиональных успехах можно забыть. Вы должны быть готовы не только подхватывать предложения руководства или коллег, но и выступать с ними.
  • Командные навыки – то есть умение работать в команде. А это требует от специалиста организованности и ответственности, точности, умения вести переговоры, быть дружелюбным и эмоционально лабильным. Вы должны учиться планировать и распределять временные ресурсы.
  • Практический опыт – это не совсем качество, но это тот бэкграунд, который делает из специалиста профи, который поднимает его на ступеньку выше. Нарабатывать этот опыт можно и нужно еще в студенческие годы. А удачные проекты заносите в свое портфолио, вести которое нужно грамотно, ответственно, не без творческого подхода.
  • Готовность учиться – меняются технологические концепции, сама мода, ведение бизнеса. И если вы как специалист будете гибки к этим изменениям, будете готовы принять их и научиться новому, это, безусловно, продвинет вас вперед в карьере.

Профессия модельера-конструктора подойдет людям, имеющим художественный вкус, обладающим воображением и креативным мышлением. Если человек коммуникабельный и любит общение, творческие союзы, ему тоже подойдет эта профессия.

Новаторский взгляд на, казалось бы, обычные вещи – прекрасная стартовая «настройка» будущего хорошего модельера. А если у вас еще развита координация и завидный глазомер, это увеличивает ваши шансы на построение отличной карьеры.


Обучение

Учебных заведений, которые могут сделать из вчерашнего школьника модельера-конструктора, технолога швейных изделий, немало. Учиться можно ближе к месту жительства, выбирая не самые популярные учебные заведения, но доступные. А можно, будучи еще школьником, присмотреться к именитым вузам, само окончание которых уже на старте добавляет вам баллов как специалисту.

Среди таких заведений отметим следующие.

  • Институт социально-гуманитарных технологий МГУТУ. Здесь вы можете получить диплом бакалавра по специальности «Конструирование швейных изделий из ткани».
  • Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина. Из его стен вы можете выйти специалистом, который знает все о художественном проектировании костюма или текстильных изделий.
  • Московский государственный институт культуры, где вы получите диплом по специальности «Дизайн костюма».
  • Невский институт дизайна (Санкт-Петербург), специальность «Дизайн костюма».

От абитуриентов можно часто слышать вопрос о том, тяжело ли учиться на модельера. Творческая привлекательность профессии обманчива в том смысле, что кажется это будет сплошь полет мысли, рисование, создание проектов. А ведь учеба предполагает изучение технических дисциплин и других не самых простых предметов, среди которых материаловедение, эскиз и технический рисунок, плоскостное и объемное моделирование, использование IT-программ. Поэтому если вы не дружите с математикой, придется либо полюбить этот предмет, либо задуматься над выбором другой специальности.


Карьерный рост

Высшая точка карьерного развития – это, наверное, создание частного бизнеса. Открыть свое дело сложно, нужно быть еще и неплохим маркетологом, и иметь бизнес-мышление, но при успешной коллаборации с другими специалистами дело может быть отличной задумкой с прекрасной реализацией. Для некоторых модельеров отличным карьерным ростом считается и преподавание, причем обычно эти специалисты совмещают практику и преподавание.

Вы можете долгое время трудиться конструктором в команде таких же специалистов, а можете стать ведущим модельером-конструктором. Удачного выбора!

Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Ваша заявка отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш эксперт

Under construction!

Раздел находится в разработке и будет доступен в ближайшее время.

This page is under construction and coming soon.

НИСИПП

Мониторинг кредитования малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ

Роль конструктора в эффективности работы предприятия

Успешным, промышленное предприятие можно назвать тогда, когда его продукция хорошо продаётся и в этот же момент производство уже готовится начать выпускать новые изделия с улучшенными потребительскими свойствами. Безусловно, что такая успешность – это заслуга всего коллектива, но роль конструкторов здесь особенно важна. От их работы зависит своевременное появление на рынке надёжных и дешёвых новых изделий. Кто первый придумает и внедрит в производство новое изделие или новую конструкцию с улучшенными потребительскими свойствами, тот и лидер рынка.

Переоценить роль конструктора в жизни промышленного предприятия очень трудно. Работа конструктора, в первую очередь его квалификация, определяет два важных параметра готовой продукции – это надёжность и себестоимость изделия. Кто-то перечислит ещё два десятка вопросов, связанных с работой конструктора, и я с ним соглашусь. Но всё-таки давайте остановимся на себестоимости, надёжности и новых конструкциях выпускаемой продукции.

Итак, влияние конструктора на себестоимость выпускаемой продукции.

Экономист рассчитывает себестоимость продукции, создает калькуляцию. Основные статьи затрат в калькуляции:

  • сырье и материалы;
  • возвратные отходы (вычитаются);
  • топливо для технологических целей;
  • энергия для технологических целей;
  • основная заработная плата производственных рабочих;
  • дополнительная заработная плата производственных рабочих;
  • отчисления на социальные нужды;
  • расходы на подготовку и освоение производства;
  • расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
  • общепроизводственные расходы;
  • общехозяйственные расходы;
  • потери от брака (в пределах норм);
  • прочие производственные расходы;
  • внепроизводственные расходы.

Обратите внимание на то, что 9 из 14 пунктов напрямую зависят от конструкции впускаемого изделия. Это от 70 до 90 %% затрат в себестоимости! Безусловно, затраты в производстве во многом зависят от технологии, и об этом мы поговорим в следующей статье «Роль технологов в эффективности работы предприятия», но простота и технологичность конструкции – это заслуга исключительно конструктора.

Простота и технологичность – красивые слова. Гонка за потребительскими свойствами продукции усложняет конструкцию, но и здесь нужно не забывать о простоте. В качестве примера, вспомните про техническое обслуживание (ТО) двигателей своих автомобилей (замена масла), у одной машины это делается быстро и дёшево, у другой - долго и дорого. Конструктор автомобиля, где долго и дорого, может сказать: «Мы улучшили потребительские свойства автомобиля, а ТО – это проблема сервиса». Согласиться можно, но дорого – это тоже потребительские свойства автомобиля, и, наверняка, должного внимания при проектировании этого автомобиля на удобство проведения ТО уделено не было.

Простота сборки весьма показательный фактор в себестоимости. Чем быстрее собирается автомобиль на сборочном конвейере и чем меньше задействовано сложных приспособлений-манипуляторов, тем меньше себестоимость.

Работа конструктора сродни с работой «коммерческого художника», и тот и другой создают продукт привлекательный для потребителя. Искусство создавать простые, надёжные и современные изделия нарабатывается годами и не без присутствия таланта.

Коммерческая составляющая в работе конструктора в автомобилестроении за последние двадцать лет приобрела новое направление. Если в 80-х годах автопроизводитель стремился предложить рынку машину с большим ресурсом, то уже с середины 90-х конструкции автомобилей развивали в эксплуатационных свойствах и сокращались в пробеге, не стал предусматриваться капитальный ремонт многих узлов. Чем чаще автолюбители будут покупать новые машины, тем лучше будут работать автозаводы. Такая тенденция прослеживается и в других отраслях.

Надежность конструкции.

Сначала о том, почему применяется термин «надёжность», а не «качество конструкции»? В машиностроении качеством занимается технолог. Его задача изготовить изделия согласно конструкторской документации, без отклонений в установленных конструктором полях допусков. Если узел выполнен производством качественно, но при эксплуатации выходит из строя раньше запланированного ресурса, это проблема конструкции узла. Поэтому, именно конструкция и определяет надёжность.

При разработке нового изделия предусмотреть все недостатки конструкции не возможно. Сегодня существует достаточно большое количество программных продуктов для анализа конструкции на надёжность в процессе проектирования, но учесть всё не получается. Проводятся стендовые испытания, если таковые возможны, и набирается статистика поломок у потребителей. Информация анализируется и проводится доработка конструкции. Только эксплуатация узла фактически показывает недостатки конструкции.

К сожалению, многие конструкторы являются «заложниками» технологических возможностей собственного производства. Качество изделия может быть разным. В машиностроении всё зависит от полей допусков на линейные размеры. Изготовить партию деталей с одинаковыми «абсолютными размерами» невозможно, на каждый размер даётся поле допуска. Например: 20+/- 0,01 мм, это значит, что все детали с размерами от 19,99 до 20,01 считаются годными. Чем меньше поле допуска, тем выше качество. Чем выше технологическая точность оборудования, тем более высокого качества изделия можно изготовить.

Кстати, во всех сферах производства качество продукции определяется размером поля допуска. Например: в металлургии и химической промышленности, чем меньше допускается вредных примесей, тем выше качество продукции.

Сокращение поля допуска в детали - серьёзная задача для производства. Зачастую, использовать существующее оборудование становиться невозможным, так как недостаточно линейной точности. Нужно проводить модернизацию производства. Приобретая прецизионное оборудование, необходимо готовить помещения с отсутствием влияния динамических колебаний: от проходящего состава по железной дороге, от работы кузнечного молота, от перемещения мостового крана по цеху и т.п. При постоянно меняющейся температуре в рабочем зале на 10 °С, линейные размеры больше 100 мм, не изготовить с точностью поля допуска в 10 мкм (0,01 мм). Например: автомобильный подшипник собирается с точностью в 2 мкм. Современные производства в Европе с белоснежными стенами и вылизанными полами, с очисткой воздуха как в барокамере, с относительной тишиной - это не победа профсоюзов в борьбе за условия на рабочих местах, это технологическая необходимость.

Высокоточные размеры деталей обеспечивают надёжность работы узла, сокращают шум и вибрацию. Узел, изготовленный прецизионно, не требует обкатки. Если кто-то из вас за последние 10 лет приобретал новый автомобиль знаменитой марки, то наверняка вопрос об обкатке даже не стоял.

Для конструктора очень важна статистика надёжности работы изделия. Только информация о регулярных поломках - повод к доработке конструкции.

10 лет назад автор этих строк был в командировке в Нижнем Новгороде. Встречающая сторона предоставила «Волгу» ГАЗ- 3110 с водителем. Водитель оказался опытный и довольно разговорчивый мужчина. Рассказал, что за последние 15 лет «Волга» у него уже пятая, и в общем маркой он доволен (на иномарках пока не катался). Я поинтересовался: «Что выходило из строя в каждой машине при пробеге в 150 000 км?». Оказалось, что в каждой машине разные узлы. Эта история примечательна тем, что я тогда понял, насколько качество влияет на надёжность. Большие поля допусков приводят к хаосу в надёжности. Узлы могут получаться с прецизионной точностью и иметь огромный ресурс, или, наоборот, разваливаться на следующий день. Знающий производственник порекомендует проводить селективную сборку. Возможно, это правильное решение, но посчитайте, сколько запасных частей вы должны аккумулировать в зоне сборки? Экономистам это не понравится. «Дедовские» методы забывать нельзя, это наша история. Такое решение может быть временным, только на период модернизации производства, для поднятия производственной культуры.

Безусловно, ужесточить поля допусков в конструкторской документации конструктор без согласования с высшим руководством и технологами не может. Решение в одностороннем порядке приведёт к массовому браку в производстве. Но бездействие, приведёт к стагнации предприятия. В итоге, качество продукции сравняется с китайским ширпотребом, в худшем его проявлении. В результате предприятие потеряет рынки сбыта и остановится.

О новых изделиях и новой продукции.

Так как многие приведенные примеры касались автопрома, рассмотрим и это вопрос на примере создания новых автомобилей.

Кто интересуется автомобилями, слышал из средств массовой информации, что на разработку и внедрение в производство новой модели, крупные автомобильные корпорации, тратят, примерно, 2 миллиарда долларов. Это вполне логичная сумма, если представлять, сколько средств необходимо:

- на стендовые, аэродинамические, дорожные и прочие испытания;

- на построение логистики обеспечения автокомпонентами;

- на штамповый инструмент и оснастку для кузовных деталей;

- на строительство и наладку новых сварочной и сборочной линий.

С целью снижения рисков, ряд новых моделей финансировался группой корпораций. Согласитесь, что там специалисты деньги считать умеют.

Возможен и китайский вариант, он значительно дешевле. Берём за базу популярную европейскую модель, проводим внешние конструктивные изменения. Комплектуем покупными недорогими автокомпонентами с незначительными инновациями, чтобы было подешевле. Организовываем штамповочное и сварочное производства кузовов. Заказываем сборку на одном из многочисленных китайских сборочных автозаводов, создаем логистику поставки автокомпонентов, тем более в Китае хорошо развиты производства любого из них. Остаётся только продавать.

Один мой знакомый говорил: «Если ты имеешь навыки автослесаря и не «заморочен» на комфорте, покупай китайский автомобиль, не пожалеешь, дёшево и сердито». И я с ним согласен.

Неудача проекта «Ё-мобиль» в том, что на начальном этапе планировалось применить инновационные разработки «русских кулибиных», которые требуют серьёзных доработок и испытаний, и не на один год. Плюс, в случае успешной доработки, нужно было бы организовывать производства. Дальше, когда не смогли решить первую задачу, попытались уйти на китайский вариант, а здесь, не хватила конструкторского опыта у команды, и, между прочим, руководил проектом человек без опыта в проектировании легковых автомобилей.

Критиковать не буду, но отмечу, что доработка принципиально новых идей двигательной установки и трансмиссии до надёжно работающих образцов и организация их нового производства требуют миллиардных капитальных вложений и квалифицированную опытную команду менеджеров и инженеров. Жалко, что Михаил Прохоров потерял веру в возможность создание нового русского автомобиля. Может, новый владелец проекта «Ё-мобиль» доведёт его до реализации? Интеллектуальный ресурс у него есть.

Конструкторская служба должна работать совместно со службой маркетинга. Конструктора должны владеть всеми новинками в своей отрасли, встречаться с потребителями, бывать на выставках, понимать недостатки своих изделий и постоянно улучшать потребительские свойства конструкций. Это прописные истины. Небольшую хитрость в продвижении собственной продукции конструкторами расскажу в статье: «Сетевой маркетинг, сущность. Как применить в промышленности?»

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Читайте также: