Какое название дали конструкторы первому в ссср теплоходу на подводных крыльях

Обновлено: 03.05.2024

Нижегородский завод "Красное Сормово" претендует на первенство по многим показателям. Например, здесь были построены первый в России двухъярусный пароход и первый советский танк. Также здесь появился первый советский пассажирский теплоход на подводных крыльях "Ракета". Произошло это событие в 1957 году.

"Ракета" стала результатом деятельности проектного коллектива под руководством выдающегося конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева, который пришёл на "Красное Сормово" в 1941 году. Первые ресурсы на разработку судов на подводных крыльях (СПК) на заводе были выделены в 1942 году.

Первоначально усилия конструкторов были направлены на создание боевых катеров. Под руководством Алексеева были построены несколько катеров на малопогруженных подводных крыльях. В начале 1950-х годах дошла очередь до гражданских СПК, хотя эскизный проект пассажирского речного теплохода на 70 мест был разработан ещё в 1949 году.

Строительство первого советского теплохода на подводных крыльях "Ракета" на 66 пассажиров началось летом 1956 года. В некоторых источниках "Ракета" называется первым в мире пассажирским СПК, однако первенство, скорее, принадлежит проектам PT 10 (1953 г.) и PT 20 (1956 г.) от швейцарского бюро Supramar .

Спуск на воду первой "Ракеты" под заводским номером 340 состоялся в апреле 1957 года. Событию предшествовала напряжённая работа в экспериментальном цеху в три смены. На новом судне было реализовано множество рационализаторских решений. Например, для снижения массы СПК использовались новые конструкционные материалы из алюминиевых и титановых сплавов.

Не меньшее внимание уделялось эстетической стороне. Для этого в "Гидролабораторию", как тогда называлось бюро по судам на подводных крыльях, были приглашены художники. Сам Алексеев, обладавший навыками рисования, набрасывал эскизы, которые затем дорабатывали художники.

С момента выкатки из цеха новое судно привлекало внимание благодаря необычной архитектуре. Широкой публике "Ракета" была представлена в конце июля 1957 года на проходившем в Москве VI Международном фестивале молодёжи и студентов. В столицу новое судно, как и предыдущие катера разработки Алексеева, дошло своим ходом.

Длина СПК "Ракета" составляет 27 м, ширина – 5 м, осадка – 1,8 м, дальность плавания – 600 км, пассажировместимость – 66 человек / Фото: Artem Svetlov | Wikimedia

Длина СПК "Ракета" составляет 27 м, ширина – 5 м, осадка – 1,8 м, дальность плавания – 600 км, пассажировместимость – 66 человек / Фото: Artem Svetlov | Wikimedia

В августе 1957 года "Ракета" преодолела путь от Горького до Казани протяженностью 420 км за семь часов, развивая скорость более 60 км/ч. Это в 2-3 раза превышало скорость существовавших на тот момент водоизмещающих пассажирских судов.

Вскоре первые сормовские СПК оценили и за границей. В 1958 году на Всемирном салоне в Брюсселе за теплоход "Ракета" и катер "Волга" завод был удостоен золотой медали.

В 1958 году началось серийное производство "Ракет" на Феодосийском заводе "Море", где было построено 389 судов, в том числе около трёх десятков на экспорт. В бюро по СПК на сормовском заводе продолжалась разработка новых проектов. Среди них – "Метеор", "Спутник", "Комета", "Вихрь", "Буревестник", "Чайка", "Беларусь", "Буревестник".

Что касается современного этапа, то некоторые СПК, разработанные в СССР, эксплуатируются и по сей день. Преемник школы Алексеева – АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" создало линейку новых судов. Ближайшим аналогом "Ракеты" является речное СПК "Валдай 45Р".

Длина СПК "Валдай 45Р" составляет 21,4 м, ширина – 5,2 м, осадка – 1,1 м, дальность плавания – 400 км, пассажировместимость – 45 человек / Фото: Судострой

Длина СПК "Валдай 45Р" составляет 21,4 м, ширина – 5,2 м, осадка – 1,1 м, дальность плавания – 400 км, пассажировместимость – 45 человек / Фото: Судострой

Строительство этих судов ведётся на собственных мощностях "ЦКБ по СПК" с 2018 года, и пока число построенных "Валдаев" измеряется единицами. С советскими масштабами, конечно, не сравнить, но дело, скорее, не в производственных мощностях, а в наличии платёжеспособного спроса.

Быстроходные были суда. Почему сейчас не используются?


Создателем судов на подводных крыльях является выпускник Горьковского Политехнического института Алексеев Ростислав Евгеньевич.

В своём проекте он использовал эффект малопогруженного подводного крыла, который позже был назван эффектом Алексеева.

Первое отечественное судно на подводных крыльях "Ракета" отправилось в первый рейс 25 августа 1957 г.

Кроме "Ракеты" в России, Украине, Беларуси и Грузии выпускались другие суда на подводных крыльях:

"Метеор", "Комета", "Спутник", "Восход" и др.

Всего было построено около 3000 пассажирских судов на подводных крыльях.

Суда экспортировались во Францию, Италию, ФРГ, США, Китай, Румынию, Грецию, Польшу, Хорватию, Испанию, где сохранившиеся теплоходы используются на туристических маршрутах до настоящего времени.

Мне самому посчастливилось проехать на "Комете" по Волго-Донскому каналу в 80-х годах.

Остались приятные впечатления от скорости и комфорта.

В РФ суда на подводных крыльях ещё используются на реках Сибири, в Новороссийске, но их становится всё меньше. часть из них законсервирована, другие порезаны на металл или перепрофилированы (кафе, рестораны).

Производство постепенно умирает, в Н.Новгороде и Феодосии за 10 лет сделано 20 судов, в то время как раньше изготавливали по 30 ежегодно.

Насколько я знаю, то первым, кто начал строить суда на подводных крыльях, Шарль де Ламбер. Он начал пытаться строить суда на подводных крыльях в конце 18 века. Но паровые двигатели, которые он использовал, были низко оборотистыми и с их помощью Ламберу так и не удалось оторвать судно от воды.

Первым, кому удалось поднять судно на подводных крыльях над водой, был итальянский изобретатель Энрико Форланини. Построенное им судно на подводных крыльях, в 1898 году, развило скорость 68 километров в час.

В США и Канаде, работами по постройке судов на подводных крыльях занялись в 1910 году и уже в 1919 году установили мировой рекорд скорости при передвижении по воде в 114 километров в час.

В Германии, первое судно на подводных крыльях построил выдающийся инженер Ганц фон Шертель. Его грузовое судно водоизмещением 80 тонн, развивало скорость в 74 километра. После окончания войны, Шертель сбежал в Швейцарию, где на основанной им фирме, построил пассажирское судно на подводных крыльях, рассчитанное на 32 пассажира.

В СССР работами по созданию катеров на подводных крыльях начали заниматься только в 1933 году сразу несколько известных инженеров: - Фролов В. Г., Владимиров А. Н., Келдыш М. В., Кочин Н. Е., Лаврентьев М. А., Седов Л. И. и Л. Н. Сретенский. Но все лавры достались Леониду Абрамовичу Эпштейну, под руководством которого построили несколько катеров на подводных крыльях, которые приводились в движение воздушным винтом и развивали скорость в 100 километров в час.

После того, как в период с 1937 по 1939 году всех указанных выше ученых отправили на Соловки, к работам по строительству катеров на подводных крыльях вернулись только в 1943 году. Работы эти возглавил молодой инженер Ростислав Евгеньевич Алексеев. В 1945 году, в СССР были вывезены инженеры и конструктора, которые занимались разработкой судов на подводных крыльях в Германии в годы войны. Все они были собраны в КБ пол руководством Алексеева Р.Е. и начали проектировать речное судно на подводных крыльях.

Первое речное судно на подводных крыльях "Ракета-1", начало возить пассажиров 25 августа 1957 года по маршруту Горький-Казань. На этот судне устанавливался дизельный двигатель от танка Т-34. Потом последовали и другие речные суда на подводных крыльях: -"Комета", "Беларусь", "Метеор", «Восход», «Полесье», «Колхида», «Циклон», «Ласточка».

В 1961 году в СССР начали строить морские суда на подводных крыльях. Первым таким судном была "Стрела-1", потом были "Буревестник", "Чайка", "Спутник", "Вихрь", "Тайфун. Причем "Тайфун" был первым судном на подводных крыльях, при постройке которого отказались от танкового дизельного двигателя, а установили уже газотурбинный двигатель и достигли уже скорости в 140 километров.

Последний из построенных судов на подводных крыльях был военный катер проекта 1145,1 "Сокол" который был спущен на воду в 1991 году.

С развалом СССР, начали закрываться и судостроительные заводы, на которых строились суда на подводных крыльях. А большинство уже построенных в СССР судов, было продано в Грецию, Италию, Венгрию, Китай, Финляндию, Египет, Вьетнам, Польшу и на Кубу.

После развала СССР, суда на подводных крыльях закладывались в Севастополе в 1993 году, это были "Олимпия" и еще два заложили в 2002 году, которые так и остались недостроенными.

В 2013 году в России, на судостроительном заводе в Рыбинске было заложено речное судно на подводных крыльях "Комета-120". В этом году там заложили двухпалубное судно на подводных крыльях проекта 23170 "Торнадо-М".

В 2018 году достроили одно судно на подводных крыльях в Севастополе. Так же в 2018 году начата эксплуатация судов на подводных крыльях "Валдай45Р", оба из которых были построены в Чекаловске.

В Советском Союзе огромное внимание уделялось речному пассажирскому флоту. Специально для него с начала второй половины XX века в стране активно разрабатывались и создавались суда на подводных крыльях. Одним из лучших в своем классе стал СПК «Метеор», о котором сегодня и пойдет речь.


Первые работы над судами на подводных крыльях (СПК) в конструкторских бюро Советского Союза начались в 1933 году. У истоков проекта стояли такие инженеры ЦАГИ, как Владимиров А. Н и Фролов В. Г. В 1937 году была создана первая отечественная система управления подводными крыльями. Первых значительных успехов в разработке СПК советские конструкторы достигли в 1943 году, а уже в 1947 на свет появилось экспериментальное судно А-7, ставшее прообразом всех будущих советских СПК. Первое пассажирское судно данного класса называлось «Ракета-1». На рейс оно вышло 25 августа 1957 года по маршруту Горький – Казань.


Первое поколение советских СПК выпускалось с конца 1950-х по конец 1960-х годов. Именно в этом время появились такие знаменитые суда, как «Комета», «Беларусь» и наш сегодняшний герой – «Метеор». С 1970-х по конец 1980-х годов в Советском Союзе перешли к выпуску второго поколения СПК. Ярчайшими представителями здесь стали «Восход», «Колхида», «Полесье», «Циклон», «Ласточка».


Повышенный интерес к судам на подводных крыльях был вызван спецификой характеристик таких плавательных средств. СПК обладали большей скоростью, гораздо лучшей мореходностью и почти полной устойчивостью к качке при сравнении с обычными судами. Правда, были и недостатки: требовательность к двигателям, низкая мореходность при существенном волнении, низкая экономичность.


Собственно «Метеор» является не одним судном на подводных крыльях, а целой серией речных судов, представленной моделями 342, 342Э, 342У. Разрабатывался он в качестве речного пассажирского судна в горьковском Центральным конструкторском бюро по СПК. Руководил проектом советский кораблестроитель Ростислав Евгеньевич Алексеев. На свет судно появилось в 1959 году. Серийный выпуск «Метеоров» наладили на территории Татарстана в Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. Выпускались «Метеоры» с 1961 по 1999 год. Всего было собрано порядка 400 таких судов.


Водоизмещение «Метеора» составило 53.4 тонны. Длина борта – 53.4 метра. Ширина судна с учетом размаха подводных крыльев – 9.5 метров. Высота «Метеора» во время хода достигала 6.78 метров. Осадка судна во время хода – 1.2 метра, во время стоянки – 2.35 метра. Данная серия СПК комплектовалась несколькими двигателями: М400, М401, М-417, а уже после распада Советского Союза импортными MAN. В движение СПК всегда приводился двумя дизельными силовыми установками с мощностью от 1100 до 2200 л.с. Эксплуатационная скорость хода достигала 66 км/ч. Экипаж судна составлял 3 человека.


В зависимости от модели «Метеор» мог перевозить от 78 до 123 человек. У всех СПК данной серии было три пассажирских салона, которые находились в носовой, кормовой и средней части судна. Чаще всего мягкие кресла делились по салонам по 23, 44 и 44 соответственно. На борту каждого судна также имелась комната для экипажа, подсобное помещение и туалет.


«Ракета» (1959-1976)



Ракета стала первым в СССР пассажирским судном на подводных крыльяхЭто судно стало «первой ласточкой» в истории пассажирских теплоходов на подводных крыльях. Впервые ее представили в Москве летом 1957 года на Международном фестивале молодёжи студентов. За все время было построено чуть менее 400 экземпляров. Теплоходы производил судостроительный завод «Море» в Феодосии (Крым).
Теплоход был рассчитан на перевозку пассажиров по рекам на пригородных и местных линиях длиной до 500 км и мог выходить в водохранилища. Фишкой «Ракет» стала открытая площадка на корме, куда свободно пускали пассажиров. В более поздних моделях для размещения большего числа пассажиров и в целях безопасности такую площадку обычно не делали.
Высокооборотный дизельный движок мог разогнать Ракету до невиданной по тем временам скорости 60 км/ч, а на борт могли разместиться 64 человека. Для сравнения, речные трамвайчики типа Москвич могли разгоняться максимум до 20 км/ч.
Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали также маршруты и в Подмосковье: от МСРВ до Чиверево, Аксаково, Тишково, Речки Черной.
Многие корабли после списания из-за интересного внешнего облика были переоборудованы под кафе или музеи, а «Ракетами» стали называть в принципе все суда на крыльях.

«Метеор» (1961-1991)



Метеор — самое массовое и узнаваемое СПКВ начале 1960-х по мере развития водных перевозок потребовались более вместительные судна, чем «Ракета». В 1961 году, в серию пошел новый тип гражданских СПК «Метеор» производства Зеленодольского судостроительного завода (Татарстан) с двумя двигателями, который брал на борт до 120 человек, имел комфортабельный салон с баром-буфетом, очень напоминающий самолетный, и большую дальность плавания до 600 км. Крейсерская скорость осталась прежней — 60-65 км/ч.
Наличие второго двигателя делало поездку более безопасной в случае поломки одного из них, однако по расходу топлива теплоход был сопоставим с ракетой. За счет футуристического дизайна крылатое судно казалось похожим на космический корабль. Всего было построено 381 штук этих кораблей.
С 2007 года конвейер для выпуска Метеоров на заводе был реконструирован под производство новых теплоходов серии А45-1, однако заказов на них почти не было, их выпустили всего несколько штук.
Сегодня на Метеоре можно прокатиться разве что на экскурсию из Санкт-Петербурга в Петергоф, на остров Валаам и в Якутии, где нет автодорог.

«Комета» (1961-1992)



Комета — вариант Метеора, адаптированный для морского плаванияВ 1962 году на базе «Метеоров» спроектировали первый тип судна для плавания в прибрежных морских водах — «Комета», на которой модифицировали корпус и установили другие крылья. Они могли ходить при волнении моря до 3-4 баллов со скоростью 60 км/ч на расстояние до 100 км вглубь моря и имели локаторы для навигации.
Было выпущено более 130 теплоходов. Их делали на Феодосийском судостроительном заводе «Море» и Потийской судоверфи в Грузинской ССР.

«Восход» (с 1973)



СПК Восход строили на смену РакетамЭти одновинтовые теплоходы второго поколения с двумя пассажирскими салонами создавались для замены более старых «Ракет» и «Метеоров». Строил суда судостроительный завод «Море». Судно брало на борт 71 пассажира и могло перевезти их на 500 км. На верней палубе имеется небольшая открытая площадка для любителей экстрима.
В общей сложности к распаду СССР было построено более 150 «Восходов». В переломные 90-е выпуск крылатых судов почти прекратился в связи с тяжёлым финансовым положением завода. В 2000-х годах для голландской транспортной компании были построены 4 крылатых судна.
Сейчас немногочисленные пассажирские рейсы Восходов можно встретить на Волге в Самарской обл., а также на Украине по Днепру.

«Полесье» (1983-1996)



Теплоход Полесье в ХабаровскеСуда данного типа строились на Гомельском судостроительном заводе (Белоруссия) для эксплуатации на мелководных реках Белоруссии (Сож, Припять), Украины (Днепр, Десна) и России (верховье Волги, Кубань, Иртыш, Обь, Лена, Амур). Всего было построено 112 кораблей, которые могли принять на борт до 60 человек и совершать рейсы длиной до 400 км.
Теплоход имел осадку при стоянке 1 метр, а при движении на крыльях всего 40 см (на других типах СПК требовалась глубина как минимум в 2 раза больше).
Сейчас суда данного типа в основном используются на Амуре на челночных рейсах с ширпотребом из Китая в Россию — в Хабаровске и Благовещенске из-за отсутствия автомобильного моста через пограничную реку.


«Буревестник», «Спутник», «Комета» и «Метеор» – названия этих советских судов рождали романтические мысли о полёте. Хотя речь шла только о речной поездке. Впрочем, сложно сказать, поездка на судне на подводных крыльях – это и плавание, но в нём есть нечто от полёта. Эти суда, которые в общем виде, именовались ракетами и могли достигать скорости в 150 км/ч (перевозя до 300 пассажиров), были таким же символом СССР 60-х – 80-х годов, как и настоящие космические ракеты, которые бороздили Большой театр космические просторы.

Тяжёлый экономический кризис (если не промышленная катастрофа) 90-х привели к тому, что количество судов этого класса резко сократилось. Сейчас давайте вспомним краткую историю этих необычных судов.

Принцип движения этих судов был двойным. На малой скорости такое судно идёт как обычный корабль, то есть за счёт выталкивающей силы воды (привет Архимеду). Но когда развивает высокую скорость, то за счёт имеющихся у этих судов подводных крыльев возникает подъёмная сила, которая и поднимает судно над водой. То есть судно на подводных крыльях это и судно, и как бы самолёт одновременно. Только летает он «нызенько».


Возможно самым изящным высокоскоростным судном на подводных крыльях был т.н. газотурбоход «Буревестник». Он был разработан ЦКБ СПК Р.Алексеева в городе Горький и при длине в 42 метра мог достигать расчётной скорости 150 км/ч (правда данных о том, что судно когда-либо достигало такой скорости, нет).


Первое (и единственное) экспериментальное судно «Буревестник» было построено в 1964 году.


Оно эксплуатировалось в Волжском пароходстве на Волге по маршруту Куйбышев – Ульяновск – Казань – Горький.


Особую эффектность этому судну придавали два авиационных газотурбинных двигателя по бокам (такие двигатели использовались на самолёте ИЛ-18).


В таком судне путешествие и в самом деле должно было напоминать полёт.


Особым изяществом отличалась капитанская рубка, дизайн которой напоминал дизайн футуристических американских лимузинов 50-х годов (на фото внизу, правда, рубка не «Буревестника», но примерно такая же).


К сожалению, проработав до конца 70-х годов, уникальный 42-метровый «Буревестник» был списан по износу, так и оставшись в единственном экземпляре. Непосредственной причиной списания стала авария 1974 года, когда «Буревестник» столкнулся с буксиром, сильно повредив один бортов и газотурбинный двигатель. После этого восстановлен он был, что называется, «кое-как» и через какое-то время его дальнейшую эксплуатацию сочли нерентабельной.

Другой разновидностью судов на подводных крыльях был «Метеор».


«Метеоры» были поменьше «Буревестника» (34 метра в длину) и не такие скоростные (не более 100 км/ч). Метеоры производились с 1961 по 1991 года и кроме СССР поставлялись также в страны соцлагеря.


Всего было построено четыре сотни теплоходов этой серии.


В отличие от авиационных движков «Буревестника», «Метеоры» летали при помощи дизельных двигателей, приводящих в движение типичные для судов гребные винты.


Панель управления судна:


Но самым знаменитым судном на подводных крыльях следует признать, наверное, «Ракету».


Впервые «Ракета» была представлена в Москве в 1957 году на Международном фестивале молодёжи студентов.


Сам лидер СССР Никита Хрущёв тогда выразился в том духе, что, мол, хватит плавать по рекам в ржавых ваннах, пора путешествовать стильно.


Впрочем, тогда по Москве-реке ходила только первая экспериментальная «Ракета» и после фестиваля она была отправлена в опытную эксплуатацию на Волгну на линию Горький–Казань. Расстояние в 420 км судно преодолевало за 7 часов. Обычное судно шло по тому же маршруту 30 часов. В итоге опыт был признан удачным и «Ракета» пошла в серию.


Ещё одно из известных советских судов – «Комета».


«Комета» представляла из себя морской вариант «Метеора». На этой фотографии 1984 года две «Кометы» в морском порту Одессы:


«Комета» была разработана в 1961 году. Серийно производились с 1964 по 1981 года на Феодосийском судостроительном заводе «Море». Всего было построено 86 «Комет» (в том числе 34 на экспорт).

Одна из доживших до наших дней «Комет» в ярком оформлении:


К началу 70-х годов «Ракеты» и «Метеоры» уже считались устаревшими судами и им на смену был разработан «Восход».


Первое судно серии было построено в 1973 году. Всего было построено 150 «Восходов», часть которых пошла на экспорт (Китай, Канаду, Австрию, Венгрию, Нидерланды и др). В 90-х годах производство «Восходов» было остановлено.

«Восход» в Нидерландах:


Из других типов судов на подводных крыльях стоит вспомнить «Спутник».


Это был воистину монстр. На момент постройки первого судна «Спутник» (октябрь 1961 года) это было самое большое в мире пассажирское судно на подводных крыльях. Его длина составляла 47 метров, а пассажировместимость – 300 человек!


«Спутник» сперва эксплуатировался на линии Горький – Тольятти, но потом из-за своей низкой посадки был переведён в низовья Волги на линию Куйбышев – Казань. Но на этой линии он проходил всего три месяца. В одном из рейсов судно столкнулось с топляком, после чего несколько лет простояло в судоремонтном заводе. Сперва его хотели разрезать на металлолом, но потом решили установить на набережной Тольятти. «Спутник» был поставлен рядом с речным вокзалом, где в нем разместилось кафе с одноимённым названием, которое своим видом продолжает радовать (или пугать) жителей Автограда (пруф).


Морской вариант «Спутника» назывался «Вихрь» и предназначался для плавания при волне до 8 баллов.


Также стоит вспомнить судно «Чайка», которое было создано в единичном экземпляре и брало на борт 70 пассажиров, но зато развивало скорость до 100 км/ч


Ещё из редких нельзя не отметить «Тайфун»…





Рассказа о советских судах на подводных крыльях был бы неполным без рассказа о человеке, который посвятил свою жизнь созданию этих судов.


Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916–1980) – советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Конструктор яхт, призёр всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР.

К идее судов на подводных крыльях он пришёл во время работ в ходе войны (1942) по созданию боевых катеров. Его катера не успели принять участие в войне, но в 1951 году Алексеев за разработку и создание судов на подводных крыльях был удостоен Сталинской премии второй степени. Именно его коллектив в 50-х создал «Ракету», а затем, начиная с 1961 года, чуть ли не каждый год новый проект: «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход». В 60-х Ростислав Евгеньевич Алексеев начал работы по созданию т.н. «экранопланов» – судов для ВДВ, которые должны были парить над водой на высоте в несколько метров. В январе 1980 года при испытаниях пассажирского экранолёта, который должен был войти в строй к Олимпиаде-80, Алексеев получил тяжёлые травмы. От этих травм он скончался 9 февраля 1980 года. После его смерти к идее экранопланов больше не возвращались.

А сейчас предлагаю ещё немного фотографий этих безумно красивых судов на подводных крыльях:

Построенная в 1979 году «Комета-44» сегодня эксплуатируется в Турции:






Двухэтажный монстр «Циклон»


Кладбище судов возле Перми.




Бар «Метеор» в городе Канев (Украина)


Красный «Метеор» в Китае


Но даже сегодня эти суда проектов 60-х годов смотрятся вполне футуристично.

Читайте также: