Какой вклад внесли ученые и конструкторы в дело победы над врагом

Обновлено: 01.05.2024

Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава всего нашего народа. Подвиг выдающихся Советских полководцев и военачальников, подвиг простых солдат, сражавшихся на передовой, подвиг партизан и тружеников тыла. Но сегодня мы вспомним об ученых-физиках, талантливых конструкторах, исследователях, деятелях техники. Ведь благодаря их труду, знаниям, практическому опыту и полету творческой мысли рождались в небывалые короткие сроки проекты новой боевой техники, призванной громить врага, создавались новые образцы вооружения. Президент Академии наук в годы войны Владимир Леонтьевич Комаров говорил: «Участие в разгроме фашизма – самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой …». И с этой задачей советские ученые достойно справились.

Ведь если к началу Великой Отечественной войны промышленная база фашистской Германии вместе с базой её союзников и порабощённых стран превышала советскую в 3 – 4 раза, то уже к концу 1943 г. была одержана экономическая победа над Германией. Советский Союз в 1943 г. превосходил Германию по производству основных видов боевой техники, оружия. В ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей многомиллионной армии, но и её полное перевооружение.

Какие же научные открытия были сделаны советскими учеными-физиками?

В годы Великой Отечественной Войны были сконструированы различные типы танков, предназначенные для самых разных боевых задач. ИС-2– советский тяжёлый танк периода ВО войны, был создан в 1943 году под руководством инженера Ж.Я.Котина.

Аббревиатура ИС означает “Иосиф Сталин”. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны. Технические характеристики танка в лучшую сторону отличались от параметров предшествуюших моделей: толщина брони была 90-120 мм, развиваемая скорость — до 52 км/ч Т-60– советский лёгкий танк периода войны.

Всего было выпущено 5920 лёгких танков Т-60. Небольшое число уцелевших в боях Т-60 использовалось как танки-разведчики, тягачи, учебные машины вплоть до конца войны.

За годы войны советские конструкторы разработали и внедрили в производство модели самолетов, которые по качеству превосходили немецкую авиацию. В 1943 конструкторское бюро А.С.Яковлева разработало самолет Як-3 – самый легкий (всего 2650 кг) и маневренный истребитель Второй мировой войны.

Достоинство Як-3 – сочетание простоты пилотирования с мощным вооружением. Позднее был сконструирован истребитель Як-9,способный развивать скорость до 605 км/ч.

В первые месяцы войны Качугин А.Т. придумал «партизанскую мастику» – Обезвредить его было невозможно.

Внешне он напоминал кусок мыла. Партизаны крепили его под вагонами. Немецкий эшелон набирал скорость, и “мастика” под воздействием встречного ветра взрывалась. Тысячи фашистских вагонов с войсками и техникой пошли под откос благодаря качугинскому изобретению.

Качугин А.Т. предложил методы изготовления дешёвых (бесцериевые кремни) зажигалок, что решало проблему дефицита спичек, разработал одну из модификаций “зажигательных бутылок”, которая использовалась против немецких танков зимой 1941 при обороне Москвы. Бутылка с самовоспламеняющейся жидкостью КС, падая на твердое тело, разбивалась. Жидкость разливалась и горела ярким пламенем до 3 минут, достигая температуры 1000°С. При этом она прилипала к броне или залепляла смотровые щели, стекла, приборы наблюдения, ослепляла дымом экипаж, выкуривая его из танка и сжигая все внутри танка. Попадая на тело, капля горящей жидкости вызывала сильные, трудно заживаемые ожоги.

Немалый вклад внес в годы ВОВ академик А.Ф. Иоффе. Специально для партизанских отрядов им был разработан термоэлектрогенератор ТГ-1, известный под названием «партизанский котелок». ТГ-1 действительно был похож на котелок, наполнялся водой и устанавливался на костер.

В качестве полупроводниковых материалов использовались соединение сурьмы с цинком и константан - сплав на основе меди с добавлением никеля и марганца. Разница температур пламени костра и воды доходила до 300° и оказывалась достаточной для возникновения в термоэлектрогенераторе тока. В результате партизаны заряжали батареи своей радиостанции. Мощность ТГ-1 достигала 10 ватт. Выпуск генератора был налажен в марте 1943 года.

Огромную роль в дело победы внесли учёные и конструкторы, создавшие лучшие образцы военной техники: танки, самолеты, автоматы, отличавшиеся простотой конструкции, надёжностью, технологичностью.

Невозможно назвать все имена, но вклад ученых в дело Победы в ВОВ оценен по достоинству. За научные исследования, способствующие укреплению военной и хозяйственной мощи нашей Родины, выполненные в период Великой Отечественной войны, свыше 500 ученых награждены Государственными премиями. Завершим статью словами академика С.И. Вавилова: «Советская техническая физика … с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки. Дальновидное объединение теоретических высот с конкретными техническими заданиями, неуклонно проводившееся в советских физических институтах, в полной мере оправдало себя в пережитые грозные годы».

Кузякова Галина Валерьевна

Выдающаяся роль в достижении Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками по праву принадлежит и ученым, и конструкторам.

ВложениеРазмер
sovetskie_konstruktory_vov.pptx 2.36 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Вклад советских конструкторов в победу над фашистской Германией Выполнил: ученик 11«А» Денежкин Иван Руководитель: Кузякова Г.В., учитель истории и обществознания

«Современная война - это не только война танков, самолетов, живой силы, это, помимо всего прочего, еще война научных лабораторий .» Академик И.В. Курчатов

Выдающаяся роль в достижении Победы советского народа над немецко-фашистскими з ахватчиками по праву принадлежит и ученым, и конструкторам. Именно их активное участие в решении оборонных задач позволило в ходе войны постоянно совершенствовать и поставлять современную боевую технику и стрелковое вооружение в армию, добиться перелома общей стратегической ситуации на фронтах и окончательно разгромить врага.

Выдающиеся отечественные конструкторы стрелкового оружия

В 1941 году на вооружение Красной Армии был принят более совершенный образец оружия: пистолет- пулемет ППШ-41 образца 1941 года конструкции Г. С. Шпагина . Его создатель – талантливый советский конструктор-оружейник Г. С. Шпагин, имевший многолетний опыт совместной работы с В. Г. Федоровым и В. А. Дегтяревым, с честью выполнил стоящую перед ним задачу по разработке максимально простого по устройству и в изготовлении образца оружия с высокими боевыми качествами. Пистолет- пулемет ППШ- 41 использует энергию отдачи свободного затвора. Спусковой механизм обеспечивает ведение одиночного и автоматического огня. Магазин дисковый, емкостью 71 патрон. В конструкции образца оружия применен амортизатор затвора, чем достигалось повышение «живучести» затвора и ствольной коробки. Применение дульного тормоза - компенсатора улучшило устойчивость пистолета-пулемета и повысило кучность боя. По кучности стрельбы пистолет- пулемет ППШ-41 на 70% превосходил пистолет-пулемет ППД-40.

Высокая технологичность изготовления пистолета-пулемета ППШ- 41 позволила наладить его массовый выпуск во время Великой Отечественной войны на многих заводах, не имевших специального оружейного парка. Всего за годы войны было выпущено более 5 млн. Пистолетов-пулеметов ППШ-41. Высокие боевые качества пистолета-пулемета ППШ-41, его безотказность в работе снискали ему заслуженное признание у советских солдат и офицеров. Без сомнения, этот пистолет-пулемет был одним из самых популярных образцов стрелкового оружия в Великую Отечественную войну.

В начале июля 1941 года по заданию ЦК партии и Советского правительства к разработке противотанковых ружей были привлечены известные конструкторы-оружейники В. А. Дегтярев и С. Г . Симонов. Высокая начальная скорость бронебойной пули в сочетании со значительной массой (63 г) и высокими баллистическими характеристиками обеспечивали хорошее пробивное действие и меткость стрельбы по быстродвижущимся бронированным целям на дальностях до 500 м. Противотанковые ружья ПТРД и ПТРС использовали также для борьбы с пулеметными точками противника, снижающимися самолетами, при обстреле амбразур ДОТов и ДЗОТов.

Задача создания отечественного станкового пулемета для Красной Армии была с честью выполнена талантливым конструктором П. М. Горюновым. Разработанный им станковый пулемет СГ- 43 образца 1943 года характеризовался простотой устройства, легкостью, надежностью действия. Пулемет СГ-43 устанавливался на колесный станок конструкции В. А. Дегтярева. Безотказность действия пулемета СГ-43 достигается за счет простоты устройства, возможности регулирования количества отводимых в газоотводный двигатель пороховых газов, а также благодаря применению воздушного охлаждения ствола, которое устранило зависимость работоспособности оружия от наличия запасов воды. Высокие боевые и служебно-эксплуатационные характеристики станкового пулемета СГ- 43 предопределили его успешное применение в боевых действиях.

Т-34 - самый массовый средний танк РККА во время Второй мировой войны. Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством М. И. Кошкина.

Вместе с Т-34 успешно действовали против врага и наши тяжелые танки KB и ИС. Создателем этих замечательных машин являлся Ж.Я. Котин. Показательно, что немецкое командование не рекомендовало танковым экипажам вступать в прямые огневые контакты с ИС-2. Тяжелый танк КВ-2 Тяжелый танк ИС-2

ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно отличившись при штурме городов. ИС означает Иосиф Сталин КВ- Клим Ворошилов

Васи́лий Гаври́лович Гра́бин (28 декабря 1899 [ 9 января 1900], станица Старо-Нижестеблиевская ныне Краснодарского края — 18 апреля 1980, город Калининград Московской области) выдающийся советский конструктор артиллерийского вооружения Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1940). Лауреат четырёх Сталинских премий первой степени (1941, 1943, 1946 1950). Член РКП(б) с 1921 года.

"Богом войны " называли артиллерию в годы Великой Отечественной. 76-мм пушку конструкции В.Г. Грабина консультант Гитлера по артиллерии профессор Вольф считал "лучшим 76-мм орудием Второй мировой войны и одной из "самых гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии". Под руководством Грабина была создана перед войной 57-мм противотанковая пушка, не знавшая себе равных, а также мощное 100-мм противотанковое орудие. Весьма эффективно действовала в годы войны 152-мм гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.

Авиация Штурмовик Илюшина ИЛ-2

Талант наших авиаконструкторов с особой силой раскрылся в годы Великой Отечественной войны. Велика роль в достижении победы над врагом советских конструкторов С.В. Ильюшина, С. А. Лавочкина, А.И. Микояна, В.М. Мясищева, В.М. Петлякова, П.О. Сухого, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева и других. По многим показателям созданные ими машины превосходили самолеты, стоящие на вооружении фашистской Германии. Подлинными хозяевами неба на последнем этапе войны стали знаменитые Ла-5, Ла-7, созданные в конструкторском бюро С.А. Лавочкина. Отлично показали себя истребители А.С. Яковлева. Так, летчики знаменитой эскадрильи "Нормандия Неман« из предлагаемых американских, английских машин остановили свой выбор на Як-3. "Черной смертью" прозвали фашистские захватчики знаменитый штурмовик Ил-2, созданный СВ. Ильюшиным. А его бомбардировщик Ил-4 стал основной машиной советской дальней авиации. Именно эти самолеты в 1941 году бомбили Берлин, Данциг и другие военные объекты Германии.

Выдающимся советским конструктором пусковых установок ракетных систем залпового огня, ракетно- космических и боевых стартовых комплексов являлся академик АН СССР и академик РАН Владимир Павлович Бармин (1909 - 1993 гг.). Под его руководством в 1941 - 1945 гг. были созданы пусковые установки для «катюш»: БМ-13, БМ-8, БМ-31- 12 и др.

Первые две пусковые установки БМ-13 на шасси машин ЗИС были изготовлены 27 июня 1941 года в Воронеже, на заводе имени Коминтерна. Снаряд РС-132: масса взрывчатого вещества 4,9 кг — «как шесть противотанковых гранат». Дальность стрельбы — до 8,5 км.

Исключительно большой вклад внесли в совершенствование военной техники в годы Великой Отечественной войны советские ученые и конструкторы. Велика роль военной науки, вооружения и боевой техники в Победе нашей страны в Великой Отечественной войне.

Ветеран Великой Отечественной войны. Архивное фото

Ученые в годы Великой Отечественной войны добились решения огромного числа чрезвычайно трудных задач, необходимых фронту, и тем самым внесли огромный вклад в Победу.

В годы военного лихолетья шла активная работа по всем научным направлениям — от математики до медицины.

Пенициллин для раненных

Неоценимый вклад в спасение жизней советских солдат внесла выдающийся микробиолог Зинаида Ермольева. В годы войны многие солдаты умирали не непосредственно от ранений, а от следовавшего за ними заражения крови.

Ермольева, возглавлявшая Всесоюзный институт экспериментальной медицины, поставила перед собой цель получить из отечественного сырья пенициллин. Первые порции отечественного пенициллина были получены в 1942 году. После этого, также прежде всего благодаря усилиям Ермольевой, началось массовое производство антимикробного препарата.

Размагничивание кораблей

Прославленные ученые, будущие организаторы советской атомной отрасли Игорь Курчатов и Анатолий Александров в годы войны возглавляли работы Ленинградского физико-технического института по размагничиванию больших кораблей. Благодаря этим исследованиям были созданы эффективные методы защиты судов от немецких магнитных мин. В результате на этих минах не подорвался ни один корабль, который размагничивался с помощью ученых ЛФТИ.

А знаменитый металлург Андрей Бочвар (тоже будущий участник советского атомного проекта) разработал новый легкий сплав — цинковистый силумин, из которого делали моторы для военной техники. Бочвар также разработал новый принцип создания отливок, обеспечивающий значительное сокращение расхода металла. Этот способ широко применялся в годы Великой Отечественной войны, особенно в литейных цехах авиационных заводов.

Принципиальную роль в увеличении числа выпускаемых машин сыграла электрическая сварка. Огромный вклад в создание этого метода внес Евгений Патон. Благодаря его работам удалось осуществить сварку под флюсом в вакууме, что позволило нарастить темпы производства танков в десятки раз.

Математика для авиации и "катюш"

Особые заслуги в деле достижения Победы принадлежат и математикам. Здесь в первую очередь надо отметить вклад выдающегося математика Мстислава Келдыша в решение проблем, связанных с вибрациями авиационных конструкций.

В 1930-е годы одной из таких проблем было похожее на взрыв явление, названное "флаттер", при котором при увеличении скорости самолета за доли секунд разрушались его агрегаты, а иногда и весь самолет. Именно Келдышу удалось создать математическое описание этого опасного процесса, на основании чего были внесены изменения в конструкцию советских самолетов, позволявшие избегать возникновения флаттера. В результате исчез барьер на пути развития отечественной скоростной авиации, и к войне советское самолетостроение пришло без этой проблемы, чего нельзя было сказать о Германии.

Другая, не менее сложная проблема, была связана с колебаниями переднего колеса самолетов с трехколесным шасси. При определенных условиях во время взлета и посадки переднее колесо таких самолетов начинало вращаться вправо-влево, в итоге самолет мог буквально разломаться, и пилот погибал. Это явление получило название "шимми" в честь популярного в те годы фокстрота.

Келдышу удалось разработать конкретные инженерные рекомендации, позволявшие устранить "шимми". За время войны на советских фронтовых аэродромах не было зафиксировано ни одной серьезной поломки, связанной с этим эффектом.

Другой прославленный ученый, механик Сергей Христианович помог повысить эффективность действия систем залпового огня, легендарных "Катюш". Для первых образцов этого оружия большой проблемой была невысокая кучность попадания — лишь около 4 снарядов на гектар. Христианович в 1942 году предложил инженерное решение, связанное с изменением в механизме стрельбы, благодаря которому снаряды "Катюш" начинали вращаться. В результате кучность попадания возросла в десять раз.

Новые месторождения нефти

Неоценим и вклад геологов в Победу. Когда немецкими войсками были заняты огромные территории Советского Союза, возникла необходимость срочно найти новые месторождения полезных ископаемых. Геологи решили эту труднейшую задачу. Так, будущий академик Андрей Трофимук предложил новую концепцию поиска нефти вопреки господствовавшим в то время геологическим теориям.

Благодаря этому была найдена нефть Кинзебулатовского нефтяного месторождения в Башкирии, и на фронт бесперебойно пошли горюче-смазочные материалы. В 1943 году Трофимук за эти работы был первым из геологов удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Жидкий кислород для взрывчатки

В военные годы резко возросла необходимость в производстве жидкого кислорода из воздуха в промышленных масштабах — это было нужно, в частности, для производства взрывчатки. Решение этой задачи связано прежде всего с именем выдающегося физика Петра Капицы, который возглавлял работы. В 1942 году разработанная им турбокислородная установка был изготовлена, а в начале 1943 года запущена в эксплуатацию.

В целом, список выдающихся достижений советских ученых в военные годы огромен. Уже после войны президент Академии наук СССР Сергей Вавилов отмечал, что одним из многих просчетов, обусловивших провал фашистского похода на СССР, была недооценка советской науки.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ «Вклад ученых-физиков, конструкторов в дело Великой Победы над фашизмом»..doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера Орденов Славы М. В. Скворцова с. Березовая Лука
Духовницкого района Саратовской области"

Методическая разработка участника

районного конкурса «Ярмарка педагогических идей»

в рамках муниципального проекта

творчества педагогических работников

и обучающихся образовательных учреждений

«Равнение на Победу! »

Номинация: Методическая копилка.

Тема: «Вклад ученых-физиков, конструкторов в дело Великой Победы над фашизмом».

Форма проведения: Внеклассное мероприятие «Своя игра».

Адресат: Учащиеся 7-11 классов.

Автор-составитель : Черницова Елена Николаевна,

учитель физики МОУ «СОШ им. М.В. Скворцова с. Березовая Лука», МОУ «СОШ имени Н.В. Грибанова с. Брыковка».

Данное мероприятие имеет нравственно-патриотическую направленность. Оно продолжает знакомить учащихся с открытиями, изобретениями, конструкторскими находками ученых-физиков, конструкторов, которые стали значимыми факторами в великой Победе над фашизмом.
Он содержит новые интересные материалы, дающие возможность дальнейшего формирования чувства патриотизма как свойства личности и как духовного состояния члена современного общества.

Учитывая особую роль подросткового возраста в создании устойчивых представлений и установок, мероприятие включает ребят в процесс патриотического воспитания на этапе взросления, используется для этого интересный наглядный материал.

Это мероприятие особенно актуально сейчас. Так как в этом году наша страна будет отмечать один из самых незабываемых праздников для страны - 75-летие Великой Победы. Этот день занимает особое место среди всех праздников в нашей стране.

Представленное внеклассное мероприятие может быть использовано учителями физики, истории для работы с учащимися основной и средней школы.

Актуальность проблемы: заключается в том, что реальных участников победы над немецко - фашистками захватчиками почти не осталось в живых, наши ровесники знают о той страшной и разрушительной войне только из кинофильмов и книг. Но память человеческая несовершенна, многие события забываются. Мы должны знать и помнить людей, которые творили и приближали победу и подарили нам будущее. Нам необходимо знать вклад нашей науки в Победу. Про это необходимо рассказывать, этот материал надо приумножать и хранить, чтобы люди знали и помнили, кому мы обязаны годами мирной жизни без войны, кто спас мир от чумы фашизма. Мы должны преклоняться перед выдержкой, смелостью, самоотверженностью и верностью, которую проявляли ученые-воины нашей родине. Но не стоит забывать и о другом вкладе ученых, инженеров, физиков, математиков, медиков, химиков в победу нашего народа над захватчиками, сильным и коварным врагом. Было понятно, что не только храбрость армии, число пушек и искусство маршалов могло определить успешный исход военных действий: он в значительной степени так же зависит от качества вооружения, его совершенства, новизны и прочее. Нужно было в максимально краткий промежуток времени создать технику, которая должна превосходить технику врага по всем параметрам. И эта сложная и ответственная задача легла на плечи советских ученых и конструкторов, проведя невидимую линию фронта через научные конструкторские бюро, лаборатории. Из энциклопедий, литературных источников, интернет ресурсов мы многое узнали о фактах великого вклада российских ученых во имя победы.

Цель: вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке.

Цель воспитательная: воспитывать патриотизм, интернационализм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотверженно кующего в тылу материальную основу Победы; воспитывать волю к победе на исторических примерах.

Цель развивающая: развивать аналитическое мышление на исторических примерах, развивать интерес к физике, военной технике и отечественной истории.

Рекомендуется использование компьютера и других мультимедийных систем и презентации наглядных материалов.

Основная часть.

Чем дальше мы уходим от войны,
Тем чётче обнажаются вершины.
Чем полнозвучней голос тишины,
Тем всё понятней, что мы совершили.

I. Вступительная часть.

Мы с вами встречаемся накануне величайшего праздника – День Победы над фашизмом, это год юбилейный – 75 летний. Многонациональный народ нашей страны в борьбе выстоял, и не просто выстоял, а победил, сокрушив фашизм. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети. День Победы «приближали, как могли» все. И, безусловно, неоценимый вклад в дело Победы в этой войне, вложили наши ученые, конструкторы, химики, физики…

2 ведущий. Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой. В первые дни войны мощь германской армии была настолько велика, что нам пришлось отступать. Нужна была техника и оружие, приспособленные к отпору натиска врага. Поэтому, перед учеными физиками и математиками, стала задача о совершенствовании нашей боевой техники. Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы, на знание химии процессов: рождалось первое артиллерийское оружие - приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла, учитывать свойства этих веществ; создавались подводные лодки – и на первое место выступали законы взаимодействия сплавов с агрессивной средой, законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, создавать новые взрывчатые вещества. Всеми этими вопросами, стали заниматься ученые. И их роль в этот период оказалась большой.

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу, решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли,

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, остановимся на немногих эпизодах и конкретных примерах, показывающих героизм ученых, научных сотрудников, конструкторов на невидимом фронте великой битвы с фашизмом на воде, на суше и на небе.

II. Своя игра.

Темы

Б

А

Л

Л

Ы

Броня крепка, и танки наши быстры…

10

20

30

40

50

Первым делом, первым делом самолеты…

10

20

30

40

50

Стрелковое оружие и приборостроение.

10

20

30

40

50

Этот день все приближали, как могли…

10

20

30

40

50

Броня крепка, и танки наши быстры…

10 б. Этот танк второй мировой войны считается легендарным.

20 б. Наши ученые в начале Великой отечественной войны сумели создать мощный танк того времени. Он назван в честь великого полководца.

Назовите этот танк.

Ответ. КВ - Танк назван в честь великого полководца Клементия Ворошилова.

30 б . «Гармоничное сочетание всех необходимых боевых качеств оказалось под силу лишь советскому танкостроению, — писал маршал бронетанковых войск А.X. Бабаджанян. — Вскоре после Курской битвы советские танкисты получили самый мощный танк второй мировой войны, созданный конструкторским бюро под руководством Героя Социалистического Труда Жозефа Яковлевича Котина.»

Ответ. Т анк ИС («Иосиф Сталин»).

40 б. Впервые появилась на Курской дуге, где применялась в качестве истребителей танков. Получила прозвище «Зверобой», поскольку ей приписывали массовое истребление немецкой техники со звериным названием.

50 б. В 1945 году, подводя итоги Второй мировой войны, премьер-министр Великобритании лорд Уинстон Черчилль на вопрос журналистов о самом лучшем оружии ответил так: «Их три: английская пушка, немецкий самолет «Мессершмитт» и русский танк ….. Однако, если в первых двух случаях мне понятно, как это было сделано, то в третьем я совершенно не понимаю, как появился такой танк…» А каком именно танке шла речь?

Первым делом, первым делом самолеты…

10 б . Советскому воздушному флоту остро был необходим новый, быстрый и манёвренный истребитель, способный противостоять грозным немецким крылатым машинам. Таким самолетом стал первый истребитель КБ Яковлева. Существует легенда, что заказал этот самолет у генерального конструктора А. С. Яковлева лично И. В. Сталин. Как назывался этот самолет?

Ответ. ЯК -1.

20 б. Легендарный «Ла-5» стал настоящей рабочей лошадкой советской авиации: именно этот самолет пользовался наибольшей популярностью среди советских асов — самых результативных пилотов отечественной авиации. На этом самолете летал знаменитый Алексей Маресьев — пилот, из-за ранения лишившийся обеих ног, но оставшийся на службе.

Назовите авиаконструктора этого самолета.

Ответ. Лавочкин Семён Алексеевич.

30 б. «Горбатым» с любовью называли его советские лётчики за характерно выступавший фонарь кабины. «Чёрной смертью» звали его враги. Эффект боевого применения Ил-2 был потрясающим. Выполняя боевые операции и задачи, стреляя из пушек и пулеметов, запуская реактивные снаряды, прицельно сбрасывая сотни килограммов бомб, этот штурмовик сеял опустошение в рядах противника. Назовите авиаконструктора этого самолета

Ответ. Сергей Владимирович Илюшин.

40 б. Флаттер – это слово наводило ужас на летчиков – испытателей в предвоенные годы. Но вот в борьбу с этим, тогда таинственным явлением, вызывающим разрушением самолетов в воздухе, вступили математики и механики. После того, как профессором М.В. Келдышем была разработана математическая теория флаттера, таинственность этого явления исчезла. Что это за явление?

Ответ. Самопроизвольно возникающие вибрации крыла, хвостового оперения или других элементов летательного аппарата, вызывающие иногда разрушение конструкции.

50 б . В годы Великой Отечественной войны под руководством Исаака Ильича Китайгородского была решена сложнейшая научно-техническая задача . Какая задача была решена Китайгородским?

Ответ. Разработан рецепт получения бронестекла, прочность которого в 25 раз превосходила прочность обычного стекла. На его основе удалось создать прозрачную пуленепробиваемую броню для кабин самолетов. Наши летчики получили возможность более безопасного обзора пространства во время боя.

Стрелковое оружие и приборостроение.

10б. Какое стрелковое оружие, стоящее сейчас на вооружении 55 стран мира, родилось в 1943 году в госпитальной палате?

Ответ. Основное стрелковое оружие российской пехоты – автомат Калашникова. Разработка начата в 1943 году сержантом Калашниковым в госпитальной палате. Автомат создан «солдатом для солдат», как говорят военные, в 1947 году. Принят АК-47 на вооружение Советской Армии в 1949 году, а старшему сержанту Калашникову присуждена была Сталинская премия. И сейчас АК не потерял своей актуальности: на него могут крепиться подствольный гранатомет ГП-25 или ГП-30, устанавливаться ночные или оптические прицелы и приборы для беззвучной или беспламенной стрельбы.

20 б . По своему устройству это оружие относится к образцам самострельного автоматического оружия, работающего на принципе отдачи свободного затвора. Ударный' механизм ударникового типа работает от возвратно-боевой пружины. Как называется это оружие, и кем было создано?

Ответ. Пистолет-пулемет Шпагина (ППШ) , Гео́ргий Семёнович Шпа́гин - советский конструктор стрелкового оружия.

30 б. «Говорит пехота: Чистая работа! Где ударит «Катя», фрицу не пролезть. Воевать охота, - говорит пехота, - Раз у нас такая пушка есть!»

О каком оружии говорится в этих строках? Что оно представляло собой с точки зрения физики? Когда и где было впервые применено? Кто из ученых и конструкторов работал над его созданием?

Ответ. Оружие – «катюша». «Катюши» - реактивные артиллерийские установки, выпускающие реактивные снаряды. Впервые вступили в бой 14 июля 1941 г. В Белоруссии (под Оршей) под командой капитана Флерова. Созданию оружия предшествовала работа группы ученых и конструкторов: Н.И. Тихомирова, В.А. Артемьева, Б.С. Петропавловского, Г.Э. Лангемака, И.Т. Клейменова и других. Для совершенствования оружия было создано конструкторское бюро во главе с В.П. Барминым.

40 б. Коллективы Государственного оптического института под руководством Сергея Ивановича Вавилова и Института точной механики и оптики провели ряд исследований, которые способствовали обеспечению нашей армии, авиации и флота первоклассными оптическими приборами. Какие это приборы?

Ответ. Дальномеры, стереотрубы, бинокли, перископы, прицелы.

50 б. Труды академика Л.Ф. Верещагина позволили создать первую в мире установку по упрочению стволов минометов и других артиллерийских систем. Какой принцип/физическое явление был использован при этом?

Ответ. Был использован принцип действия сверхвысоких давлений на кристаллическую структуру металла. Эта установка дала возможность увеличить срок службы орудий, их дальнобойность, а также применять для их изготовления менее качественные сорта стали.

Этот день все приближали, как могли…

10 б . Установка, созданная в лаборатории Юрия Бо­рисовича Кобзарева, позволяла обнаруживать тех­нику противника на значительных расстояниях.

Как называлось это изобретение?

Ответ. Радиолокационные установки.

20 б. Под руководством, какого ученого в годы войны осуществлялись работы по защите кораблей от магнитных мин?

Ответ. Работы по защите кораблей от магнитных мин осуществлялись под руководством Александрова Анатолия Петровича.

30 б. Единственной дорогой, соединяющей Ленинград с Большой Землей, была «Дорога Жизни» через Ладожское озеро. По этой дороге автомашинами в блокадный Ленинград возили продовольствие, оружие, стройматериалы и т.д., а оттуда – детей, больных, раненых. При этом заметили непонятную с точки зрения физики картину: в сторону Ленин­града лед Ладожского озера выдерживал груженые машины, а оттуда, почти впустую, машины часто проваливались под лед. В чем тут дело? Изучением этого явления занялся сотрудник ЛФТИ. Назовите этого ученого.

Ответ. Павел Павлович Кобеко. По их подсчетам критическая, опасная скорость составляла примерно 35 км/час. Выяснили, что если скорость машины равна скорости распространения ледяной волны, то наступает резонанс.

40 б. В годы Великой Отечественной войны специ­ально для партизанских отрядов был разрабо­тан термогенератор. Он служил источником элек­тропитания для радиоприёмников и радиопередат­чиков. Их использование оказывало большую помощь партизанам, воевавшим в тылу врага. Назовите этого ученого.

Ответ. Абрам Фёдорович Иоффе.

50 б. 11 февраля 1943 г. Сталин подписал постановление Правительства СССР об организации работ по использованию атомной энергии в военных целях. Возглавил это дело В.М. Молотов. Кто был привлечен к этой научной работе?

Ответ. По рекомендации А.Ф. Иоффе общее научное руководство было поручено И.В. Курчатову. Ю.Б. Харитон возглавил исследования по созданию конструкции ядерного заряда.

III. Подведение итогов.

Невозможно назвать все имена, но вклад ученых в дело Победы в ВОВ оценен по достоинству. За научные исследования, способствующие укреплению военной и хозяйственной мощи нашей Родины, выполненные в период Великой Отечественной войны, свыше 500 ученых награждены Государственными премиями. В заключении вспомним слова академика С.И. Вавилова: «Советская техническая физика … с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки. Дальновидное объединение теоретических высот с конкретными техническими заданиями, неуклонно проводившееся в советских физических институтах, в полной мере оправдало себя в пережитые грозные годы».

Список литературы.

1. Браверман Э.М. «Подвиг. Материалы для физико – технического вечера ко Дню Победы» с. 56-59, М., 1999 г.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Ученые фронту .docx

Вклад ученых в победу в ВОВ

9 мая 2015 г наша страна отмечает 70 лет победы Советского Союза над гитлеровской Германией.

Эта победа означала спасение человечества от ужасов фашизма. Она спасла народы от порабощения и уничтожения.

Оставшиеся в живых должны помнить, а их внуки и потомки – знать, какой ценой она была завоёвана.

После войны немцы признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время. И действительно, советские ученые, в частности физики, самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг помощи фронту.

Слава, Вам! Слава!

Посмотрим на некоторые цифры и факты, подобные статистическим сводкам:

к началу Великой Отечественной войны промышленная база фашисткой Германии вместе с базой её союзников и порабощённых стран превышала советскую в 1,5 – 2 раза, а в 1942 г. в связи с захватом богатейших районов СССР – в 3-4 раза;

хотя Советский Союз располагал значительно более слабой военно-промышленной базой, чем противник, он превзошёл его в производстве военной техники: по орудиям – более чем в 2 раза, по танкам и самоходным артиллерийским установкам (САУ) – почти в 2 раза, по самолётам – в 1,7 раза, по автоматам и миномётам – в 5 раз;

в январе 1945 г. мы имели в 2,8 раза больше танков и САУ, чем гитлеровцы, в 3,2 раза больше артиллерии и миномётов, в 7,4 раза больше авиации;

в ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей многомиллионной армии, но и её полное перевооружение; таких фактов история до этого не знала.

Значительный вклад в дело оснащения Вооруженных Сил высококачественным вооружением и боевой техникой внесли ученые и конструкторы:

А. А. Архангельский, А. А. Благонравов, С. Г. Горюнов, В. Г. Грабин, М. И. Гуревич, В. А. Дегтярев, В. Г. Дьяконов, С. В. Ильюшин, В. Я. Климов, С. П. Королев, Ж. Я. Котин, А. Н. Крылов, Н. А. Кучеренко, С. А. Лавочкин, А. И. Микоян, А. А. Микулин, В. М. Петляков, Н. Н. Поликарпов, П. О. Сухой, Ф. В. Токарев, А. Н. Туполев, В. Г. Федоров, Б. И. Шавырин, А. Д. Швецов, Г. С. Шпагин, А. С. Яковлев и др.

Уже через 5 дней, 28 июня Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма. В нем также говорилось:

«В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству».

Вклад ученых в достижение Победы над фашизмом был бы более значителен, если бы начиная с конца 20-х гг. глава страны И.В.Сталин шаг за шагом не «подрубал» возможность независимого мышления и творчества. В 1937—1938 гг. по стране прокатилась волна массовых репрессий, направленная и против интеллигенции, ученых, конструкторов, инженеров. В результате погибло много светлых умов.

Есть цифры, что в 37-38 годы было расстреляно свыше 500 человек связанных с наукой. Сюда входили: профессора, доктора, аспиранты и прочие различные сотрудники.

Многие были освобождены в 1941 году. Но надо понимать, что их освободили из-за начала войны. Для того, что бы их использовать таланты для оборонки страны. Но кто-то был расстрелян, кто-то умерли в заключении (в тюрьмах и лагерях). Кто-то был выслан из страны (А.А.Кизеветтер); некоторые из них находились под арестом лишь несколько дней (В.И.Вернадский), другие провели в заключении и "шарашках" по 10 и более лет (Н.С.Кошляков), третьи находились под домашним арестом до конца своих дней (М.С.Грушевский)»

Шара́шка (или шаражка, от «шара́га») — жаргонное название НИИ и КБ тюремного типа, подчинённых НКВД/МВД СССР, в которых работали заключённые учёные, инженеры и техники. В системе НКВД именовались «особыми техническими бюро» (ОТБ ), «особыми конструкторскими бюро» (ОКБ) и тому подобными аббревиатурами с номерами.

Через шарашки прошли многие выдающиеся советские учёные и конструкторы. Основным направлением ОТБ была разработка военной и специальной (используемой спецслужбами) техники. Множество новых моделей военной техники и вооружений в СССР были созданы заключёнными шарашек.

Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой, и, конечно, физиков. Всем понятно, что значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физическая наука. Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие - приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла и как следствие развитие дефектоскопии; создавались подводные лодки – и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы, успешно разрешен вопрос о магнитной защите кораблей от мин; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, развитие радиолокации для обнаружения самолетов противника и т.д.

Рассмотрим лишь некоторые примеры сделанных открытий.

Разработки теории взрыва, получения порохов и взрывчатых веществ.

Академик Ю.Г. Мамедалиев в 1941 г. выполнил работу по синтезу толуола. Толуол — метилбензол. Его использовали для получения тротила. Тротил с щелочами образует соли, которые легко взрываются при механических воздействиях. Материал использовали для производства взрывчатых веществ, зарядов к разрывным снарядам, подводным минам, торпедам. Во время Второй мировой войны его было произведено около 1 млн. т.

Рожденный в госпитальной палате.

Основное стрелковое оружие российской пехоты - автомат

Калашникова. Разработка начата в 1943 году сержантом

Калашниковым в госпитальной палате. Автомат создан «солдатом для солдат», как говорят военные, в 1947 году.

Принят АК-47 на вооружение Советской Армии в 1949 году, а старшему сержанту Калашникову присуждена была Сталинская премия. И сейчас АК не потерял своей актуальности: на него могут крепиться подствольный гранатомет ГП-25 или ГП-30, устанавливаться ночные или оптические прицелы и приборы для беззвучной или беспламенной стрельбы.

«Партизанский котелок»

Именно для бойцов «невидимого фронта» создал свой «партизанский котелок» академик А.Ф. Иоффе. В этом котелке из нескольких десятков термопар (сурьмянистый цинк – константан) был смонтирован простейший термогенератор. Когда в котелок наливали воду и помещали над костром, спаи термопар, размещённые с внешней стороны, в его дне, нагрелись пламенем, а другие – внутренние – оставались холодными ( имели температуру воды).

И хотя разность температур спаев составляла всего 250 – 300 °С, этого было достаточно для выработки электроэнергии, необходимой для питания радиопередатчиков. Такие «котелки» помогали обеспечить партизанам радиосвязь.

Мы от меча шагнули до ракеты , чтобы спасти планету от огня.

Учёные вложили свои знания и труд в создании новых артиллерийских установок – реактивных, которые обеспечивали мощный маневренный огонь и массивные залпы, они были любовно названы в народе «катюшами». Реактивные снаряды имели ряд преимуществ перед обычными: заряд, сообщающий движение, находился внутри, отсутствовала отдача при выстреле, а потому не требовались дорогие орудийные стволы из высококачественной стали.

Эти установки были малогабаритными и монтировались на автомобилях. Для увеличения дальности полёта реактивного снаряда учёные предложили удлинить заряд, использовать более калорийное топливо или две одновременно работающие камеры сгорания. Для улучшения этого оружия, ещё очень несовершенного из-за своей новизны, было создано КБ во главе с В.П.Барминым – крупным учёным в области механики и машиностроения. Во всех военных операциях, начиная с лета 1944 г., реактивная артиллерия уже выступала как мощное средство подавления врага. И в этом – творческий подвиг создателей такого оружия.

Флаттер.

Группа Мстислава Всеволодовича Келдыша разработала надежные меры по предупреждению флаттера.

Флаттер — это слово наводило ужас на летчиков-испытателей в предвоенные годы.

Но вот в борьбу с этим, тогда таинственным явлением, вызывающим разрушение самолетов в воздухе, вступили математики и механики. После того, как профессором М. В.Келдышем была разработана математическая теория флаттера, таинственность этого явления исчезла. Ученым были даны рекомендации, которые требовалось учитывать при конструировании самолетов. Их приняли во внимание, и за время войны не было случаев разрушения самолетов из-за флаттера.

Пикирующий бомбардировщик Ту-2 позднее Ту-2С ( КБ А.Н.Туполев) с двумя двигателями мощностью по 1361,6 кВт, потолок 9,5 км, дальность полёта 2100 км; скорость до 570 км/ч, бомбовая нагрузка 100 кг! Специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полёта – по горизонтали и при пикировании, возможность полета на одном моторе.

Истребитель высокого класса Ла-5 ( конструктор С.А. Лавочкин) обладал скороподъёмностью, маневренностью, огневой мощью и большим потолком полёта ( более 11 км); он был прост в управлении и лёгок, от предыдущей модели ЛаГГ-3 отличался более мощным двигателем пятиконечной формы с воздушным охлаждением, такой двигатель, как броня, защищал лётчика при лобовых атаках. Одним из первых провел воздушный бой на Ла-5 против FW 190 в декабре 1942 г. командир 169-го ИАП (63-й ГИАП) А.А.Федотов. Исход поединка оказался в пользу советского летчика и истребителя Лавочкина. После Сталинграда Ла-5 перестал быть новинкой и, в определенной мере, экзотикой. Полки, вооруженные "Ноейрата" ("Новая крыса" – так окрестили Ла-5 немецкие летчики за "тупой" нос, похожий на нос "крысы старой" – истребителя И-16, получившего свое прозвище еще в Испании), стали появляться на всех участках советско-германского фронта.

В 1943 году под руководством авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева на базе самолета Як-1 был спроектирован самый легкий и маневренный истребитель второй мировой войны.Он имел взлетную массу 2650 кг, высоту полета почти 12 км, для подъема на 5 км ему требовалось всего 4,1 мин. Всего выпущено 4848 экземпляров.

На таких самолетах воевали летчики полка «Нормандия-Неман». А с мая 1943 года промышленность пустила в серийное производство истребитель ЯК-9 с пушкой 37 мм, развивающий скорость до 605 км/ч.

На фронтах Великой Отечественной войны самой широкой известностью пользовался наш штурмовик Ил-2 ( 1942 г., конструктор С.В. Ильюшин). Ни одна армия не имела даже приблизительно равного ему по боевым качествам самолета-штурмовика.

Модифицированный штурмовик Ил-2 с форсированным двигателем и крупнокалиберным пулемётом; скорость до 430 км/ч; хвостовая часть была защищена стрелковой установкой; фашисты прозвали его «чёрной смертью».

Размагничивание судов

Еще до войны в Ленинградском физико-техническом институте под руководством профессора А.П. Александрова группой ученых были начаты работы по уменьшению возможности поражения кораблей магнитными минами. В их ходе был создан обмоточный метод размагничивания судов.

Известно, что земной шар создает вокруг себя магнитное поле. Оно небольшое по величине, всего около десятитысячной доли Тесла. Однако его достаточно, чтобы ориентировать стрелку компаса по своим силовым линиям. Если в этом поле находится массивный предмет, например, корабль, и железа (вернее стали) в нем много, несколько тысяч тонн, то магнитное поле концентрируется и может увеличиться в несколько десятков раз.

На кораблях специальным образом располагали большие катушки из проводов, по которым пропускался электрический ток. Он порождал магнитное поле, компенсирующее поле корабля, т.е. поле прямо противоположного направления. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной обработке» и выходили в море размагниченными. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков.

К августу 1941 года ученые защитили от магнитных мин основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. Этот подвиг ученых увековечен памятником им в Севастополе.

Магнитный механизм для подрыва танков

В начале войны к ученым обратились представители инженерных войск с просьбой выяснить, нельзя ли разработать подобную мину не для кораблей, а для танков. Эта работа была сделана на Урале. Физикам предоставили несколько танков. Провели измерения магнитного поля под ними на разных глубинах.

Оказалось, что поле довольно заметное, и можно было попробовать применить магнитный механизм для подрыва танков. Однако ставилось важное дополнительное требование: сама мина должна содержать как можно меньше металла. Ведь к тому времени уже были разработаны миноискатели.

Потребовалось придумать специальный сплав для своеобразной стрелки «компаса», замыкающего цепь, содержащую небольшую батарейку, сплав, легко намагничивающийся под действием поля танка. В результате работы суммарное количество металла ограничивалось 2-3 граммами на одну мину, а магнитик из сплава был настолько хорош, что позволял подорвать не только танк, но и автомашину.

Танк Т-34

Конструкторы Н. Кучеренко, М.Кошкин и А.Морозов создатели танка Т-34 , машины, наводившей на фашистов смертельный ужас , имеющую превосходство в проходимости, маневренности, подвижности.

Во время войны был создан легендарный танк Т-34
с 85-миллиметровой пушкой, которая поражала немецкие «тигры».

Радиолокатор типа "РЕДУТ"

Практические потребности обороны страны поставили перед физиками важную научную проблему - создать такую технику, которая бы позволяла осуществлять точное обнаружение воздушных целей на дальних подступах от военных и гражданских объектов независимо от состояния погоды. Эта проблема оказалась успешно разрешенной при участии А.Ф. Иоффе.

Создание в 1941 году радиолокатора типа "РЕДУТ" и его практическое использование в начальный период Отечественной войны выводило в то время Россию на передовые позиции в мире в области создания радиолокаторов дальнего обнаружения самолетов.

Первый импульсный радиолокатор в СССР выпускался серийно с 1941 года. Самый массовый радиолокатор советского производства во Второй мировой войне. В 1941-1945 годах произведено 607 единиц.

Первые отечественные самолетные радиолокаторы были созданы в июле 1942 г. под руководством В.В.Тихомирова . Первое боевое крещение эти самолеты приняли в конце 1942 г. под Москвой, а затем группа таких самолетов была направлена под Сталинград для перехвата немецких самолетов, снабжавших техникой и продовольствием армию Паулюса. Успешно действовали самолеты-перехватчики и под Ленинградом в феврале-мае 1943 г.

Приборы ночного видения.

П. Ощепков занимался радиоулавливателями и созданием приборов ночного видения.

Коллективы Государственного оптического института под руководством Сергея Ивановича Вавилова и Института точной механики и оптики провели ряд исследований, которые способствовали обеспечению нашей армии, авиации и флота первоклассными оптическими приборами - дальномерами, стереотрубами, биноклями, перископами, прицелами.

Ядерная энергетика.

11 февраля 1943 г. Сталин подписал постановление Правительства СССР об организации работ по использованию атомной энергии в военных целях. Возглавил это дело В.М. Молотов. По рекомендации А.Ф. Иоффе общее научное руководство было поручено И.В. Курчатову.

Ю.Б. Харитон возглавил исследования по созданию конструкции ядерного заряда.

29 августа 1949 года был произведён взрыв первой советской атомной бомбы.

Под руководством Курчатова была разработана также первая в мире водородная бомба, подорванная 12 августа 1953 года.

Читайте также: