Карутин сергей николаевич генеральный конструктор системы глонасс

Обновлено: 25.04.2024

В октябре 2020 года с космодрома Плесецк запланирован запуск навигационного спутника «Глонасс-К». Аппарат уже доставлен на космодром, с ним ведутся работы по подготовке к пуску. Это будет третий спутник этой серии в орбитальной группировке.

О создании высокоорбитального космического комплекса ГЛОНАСС, повышении точности навигации и увеличении электронно-компонентной базы в соответствующих аппаратах в интервью ТАСС рассказал генконструктор ГЛОНАСС Сергей Карутин.

— Какие основные задачи выполняет ГЛОНАСС?

— В 2020 году завершается очередное десятилетие развития отечественной глобальной навигационной спутниковой системы — ГЛОНАСС. Начавшееся в 2006 году восстановление группировки дает видимые результаты, сегодня нашу повседневную жизнь сложно представить без сплошного искусственного радионавигационного поля, которое орбитальная группировка ГЛОНАСС предоставляет потребителям в глобальном масштабе с 2011 года.Сегодня сигналы ГЛОНАСС используются для спасения жизней при дорожно-транспортных происшествиях, мониторинге и диспетчеризации воздушного, наземного и водного транспорта, синхронизации сетей подвижной сотовой связи и элементов энергосистемы страны, управления дорожной и сельскохозяйственной техникой и многих других.

Восстановление орбитальной группировки в 2011 году обеспечило полную навигационную независимость Российской Федерации. Несмотря на то что ГЛОНАСС предоставляет потребителям четыре типа навигационных услуг, всех интересует именно базовая. Это вполне объяснимо — она используется всеми потребителями, поэтому хочется рассказать о перспективах именно ее развития.

— В каком составе сейчас работает группировка ГЛОНАСС?

— Базовая навигационная услуга предоставляется посредством орбитальной группировки из 24 космических аппаратов (КА) в трех орбитальных плоскостях на средних круговых орбитах. Равномерное распределение КА по плоскостям обеспечивает глобальное мгновенное и всепогодное определение местоположения, параметров вектора скорости и ускорения потребителей, а также их временную синхронизацию.

Основу группировки составляют аппараты второго поколения — спутники «Глонасс-М», разработанные в 2003 году. Они демонстрируют фантастическую работоспособность, уже 14 космических аппаратов работают дольше гарантийного срока активного существования, четыре спутника в этом году празднуют 13-летнюю годовщину на орбите. Это превзошло все ожидания, ведь они не просто оказывают услугу, они успешно эксплуатируются расчетами Воздушно-космических сил Российской Федерации, которые обеспечивают постоянное повышение точности базовой услуги.

— Насколько улучшилась точность навигации?

— В 2014 году погрешность навигации за счет аппаратов составляла 1,4 м, но работа по повышению точности не останавливается ни на один день. 30 января этого года данные спутники обеспечили снижение погрешности до 0,9 м, а в течение недели погрешность не превышала 1,15 м.

Более того, запущенный 16 марта предпоследний спутник «Глонасс-М» показал точность предоставления базовой услуги 0,38 м на суточном интервале, его лучший недельный результат — 0,63 м

Необходимо отметить, что именно создание спутников «Глонасс-М» позволило потребителям во всем мире впервые получить навигационную услугу в двух диапазонах частот, что необходимо для снижения влияния ионосферы на точность навигации. Прием сигналов в двух диапазонах позволяет осуществлять навигацию в условиях возмущения этого слоя атмосферы во время магнитных бурь, вызванных солнечной активностью. Возмущения ионосферы приводят к увеличению погрешности навигации и временной синхронизации в несколько раз.

— В октябре планируется запуск спутника «Глонасс-К», чем он отличается от предыдущего поколения?

— На космодроме Плесецк готовится к запуску аппарат третьего поколения «Глонасс-К», он предоставит потребителям еще больше возможностей — новый сигнал в третьем частотном диапазоне. Новый сигнал — точнее и информативнее. Поэтому поэтапное обновление орбитальной группировки позволит гарантированно повысить качество базовой навигационной услуги.

— А выполняемые задачи чем-то отличаются?

— Первые космические аппараты данного поколения были запущены в 2011 и 2014 годах и позволили нам отработать технологии создания навигационных спутников в негерметичном исполнении, когда бортовая аппаратура находится вне гермоконтейнера космического аппарата. Подобное решение позволило более чем в полтора раза снизить массу спутника. Этот резерв обеспечил расширение функциональных возможностей космического аппарата.

Теперь аппараты «Глонасс» несут важную и благородную миссию бортового ретранслятора системы КОСПАС-SARSAT — поиска и спасания терпящих бедствие морских и воздушных судов.

С 1982 года система спасла уже более 50 тыс. жизней, и что интересно: практически сразу после запуска в ходе летных испытаний спутником был принят сигнал бедствия от потерпевшего крушение вертолета, и все пассажиры были спасены

— В 2021 году планируется первый запуск спутника «Глонасс-К2». Повысит ли он точность навигации?

— Опыт, полученный при создании аппаратов третьего поколения («Глонасс-К»), позволил разработать космический аппарат четвертого поколения «Глонасс-К2». Это уникальный космический аппарат — он предоставит гражданским потребителям пять навигационных сигналов, точность навигационного обеспечения за счет этого спутника будет менее 0,3 м, срок активного существования — не менее десяти лет.

— Как продвигается работа по импортозамещению комплектующих спутников?

— Невозможно пройти мимо вопроса обеспечения импортонезависимости, переход на использование отечественной электронной компонентной базы (ЭКБ) открыл нам возможность определять ее функционал, и огромную помощь нам оказывает в этой работе Минпромторг России. За прошедшие шесть лет в изготавливаемой сейчас бортовой аппаратуре доля ЭКБ отечественного производства уже достигла величины более 95 %.

— Ранее генеральный директор компании «Информационные спутниковые системы им. М.Ф. Решетнёва» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») Николай Тестоедов анонсировал создание нового сегмента спутниковой системы ГЛОНАСС. Когда ожидается первый запуск по программе?

— Наш традиционный фокус на потребителя сохраняется, проведенные исследования показывают растущие потребности в навигационных услугах в сложных условиях, при которых КА виден под углами более 25° над линией горизонта. Для удовлетворения потребностей потребителей в качественных услугах с помощью новых кодовых сигналов в 2021 году начнется создание высокоорбитального космического комплекса (ВКК) ГЛОНАСС. С запуском первого спутника в 2025 году и полным развертыванием группировки из шести космических аппаратов в трех плоскостях к концу 2027 года будет на 25% повышена точность навигации в Восточном полушарии.

В качестве основы для построения высокоорбитального космического комплекса будет использоваться прекрасно зарекомендовавшая себя платформа спутника «Глонасс-К», о которой уже подробно сказано выше.

— Существует какой-то контроль качества оказываемых навигационных услуг?

— Мы уделяем большое внимание контролю качества навигационных услуг ГЛОНАСС, и для решения данной задачи создана система контроля и подтверждения характеристик системы. Она включает сеть станций мониторинга сигналов ГЛОНАСС за рубежом, а также специализированные радиотелескопы, способные проводить анализ структуры и мощности радиосигналов у поверхности Земли. Результаты этого объективного мониторинга подтверждают правильность выбранных технических решений.

— Наблюдались ранее попытки создать помехи для работы российской навигационной системы?

— Важным вопросом является защита навигационных диапазонов частот от несанкционированных помеховых воздействий, и контроль за электромагнитной обстановкой в них стал для нас приоритетнейшей задачей, которую в первую очередь предстоит решать в нормативном поле.

В ближайшие годы запланирована большая работа по созданию комплексной системы нормативно-правового регулирования в сфере навигационной деятельности, выпуск целого ряда ключевых документов, гарантирующего потребителям требуемый уровень качества услуг со стороны операторов системы.

— В прошлом году был разработан Стандарт эксплуатационных характеристик ГЛОНАСС. Зачем он нужен?

— Этот основополагающий документ устанавливает значения достигнутых навигационных характеристик ГЛОНАСС с существенным гарантированным запасом, которые в сочетании с условиями приема сигналов и априорными оценками характеристик аппаратуры потребителя могут позволить потребителю оценить для себя конечные характеристики при решении конкретной задачи.

Стандарт является основой для проведения сертификации услуг ГЛОНАСС, а также для разработки стандартов более низкого уровня на конкретные образцы НАП, системы на основе ГЛОНАСС, для разработки международных стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Международной морской организации (ИМО) и др.

Использование унифицированной номенклатуры эксплуатационных параметров и методик их расчета всеми ГНСС, включая ГЛОНАСС, GPS, Galileo и BDS, является общепринятой мировой практикой. Аналогичные стандарты уже опубликованы для GPS, Galileo и BDS и постоянно обновляются.

— Как в ближайшее время планируется улучшать точность навигации ГЛОНАСС?

— Одной из важнейших задач 2020 года является гармонизация потребительского интерфейса ГЛОНАСС. Выше было отмечено влияние среды распространения на точность навигации, поэтому готовятся к опубликованию новые редакции интерфейсных контрольных документов (ИКД) ГЛОНАСС, которые описывают параметры взаимодействия между аппаратами «Глонасс» и навигационной аппаратурой потребителя.

Изменения ИКД для сигналов с частотным и кодовым разделением для передачи дополнительной информации обеспечат обратную совместимость для бессбойной работы существующего парка навигационной аппаратуры потребителя и передачу параметров тропосферы и ионосферы в дополнительных разрядах.

Российский бизнесмен, финансист, ранее возглавлявший концерн «Россиум». Глава группы компаний «Регион», специализирующейся на финансах и инвестициях.

Сергей Николаевич Судариков Родился 12 мая 1971 года в Москве.

Образование

Первое высшее образование Сергей получил в 1993 году, став выпускником механико-математического факультета МГУ им. Ломоносова. В 1999 году он окончил Всероссийский заочный финансово-экономический институт по направлению подготовки "Финансы и кредит".

Предпринимательство

Работать в сфере финансов Сергей Судариков начал в 1994 году, а с 1995 года являлся сотрудником группы компаний «Регион», присоединившись к ней с самого основания, пройдя карьерный путь от простого трейдера до управляющего торгового отдела.

Через два года работы в "Регионе" Сергей был назначен главой коммерческого отдела, а в 2001 году Судариков возглавил компанию. Будучи руководителем, ему удалось провести "Регион" через несколько общемировых и локальных кризисных ситуаций, сохранив финансовую надежность компании.

В июле 2005 года Судариков присоединился к совету директоров некоммерческой партнерской организации "Фондовая биржа "РТС". К концу этого же года ГК "Регион" заняла 3 место в списке наиболее успешных андеррайтеров муниципальных облигаций, а также стала одним из лидеров рейтинга организаторов публичных вексельных программ, составленного информационной организацией Cbonds.

Возглавив "Регион", Судариков стал одним из владельцев акции компании, а к 2011 году он являлся генеральным директором фирмы. На данный момент Сергей входит в состав совета директоров компании.

В июле 2019 года между Сергеем Судариковым и Романом Авдеевым подписывается документ о намерениях объединить активы концерна "Россиум" и ГК "Регион".

В июле 2020 года брокерская компания "Регион" была признана лучшей в номинации "Компания рынка облигаций". Почетное звание было получено на конкурсе "Элита фондового рынка", ежегодно организуемого НАУФОР в Москве.

Концерн "Россиум"

После принятия решения об объединении активов концерна "Россиум" и группы компаний "Регион", Сергей Судариков на период с конца 2019 по начало 2020 являлся главой "Россиума". Получение должности было обусловлено выполнением протокола о соединении активов, составленного и подписанного Судариковым и Авдеевым в июле 2019 года.

27 января 2020 года должность гендиректора "Россиума" была передана Вячеславу Шелопутову, ранее являвшемуся одним из сотрудников группы компаний "Регион".

Инвестиции в сторонние проекты

23 июня 2020 года группа компаний "Регион" подписывает соглашение с фондом "Новый взгляд", направленного на развитие проекта МГИМО школы-лаборатории "Новый взгляд". Инновационный образовательный центр по плану должен открыться в 2023 году в Хамовниках, и ГК "Регион" передала на строительство учреждения 350 млн рублей. На церемониальном подписании соглашения присутствовал генеральный директор группы компаний Сергей Судариков, ректор МГИМО Анатолий Торкунов и проректор МГИМО Наталья Кузьмина.

Сергей Судариков является одним из самых успешных менеджеров России, и на протяжении 4 лет с 2016 года он ежегодно попадал в тройку лидеров, номинированных на звание лучших в направлении "Высшие руководители. Финансовый сектор". Данный рейтинг составляется одним из ведущих деловых объединений России «Ассоциация менеджеров» и Издательским Домом «Коммерсантъ».

Генконструктор системы покидает пост ради работы в «Роскартографии»

Генеральный конструктор ГЛОНАСС Сергей Карутин, занимавший этот пост с сентября 2015 года, в ближайшее время перейдет на работу в «Роскартографию». Преемник будет определен после консультаций с правительством. Ему придется непросто, убеждены источники “Ъ”: предстоит не только быстро включиться в разработку концепции новой ФЦП «Развитие ГЛОНАСС на 2021–2030 годы», но и защищать ее бюджет.


Генеральный конструктор ГЛОНАСС Сергей Карутин

Сергей Карутин стал генеральным конструктором ГЛОНАСС в сентябре 2015 года. Тогда, напомним, президент Владимир Путин подписал указ о генеральных конструкторах вооружений, которые получат широкие полномочия по обеспечению проектов. Кандидатуру каждого рассматривает коллегия военно-промышленной комиссии (в 2015 году ее возглавлял в статусе вице-премьера Дмитрий Рогозин, сейчас — Юрий Борисов), а затем они будут утверждаться на заседании комиссии (возглавляет Владимир Путин). При выборе генконструктора ГЛОНАСС упор был сделан не на статусе (например, с 2006 по 2012 год эту должность занимал гендиректор компании «Российские космические системы» (РКС) Юрий Урличич), а на деловых качествах.

Почему внедрить вовремя систему ГЛОНАСС на автотранспорте не удалось

Так, «Роскосмос» объявил набор из начальников отделов и глав небольших подразделений предприятий, специализирующихся на навигационной тематике. Вместе с господином Карутиным, занимавшим пост руководителя информационно-аналитического центра координатно-временного навигационного обеспечения ЦНИИмаша, генконструктором ГЛОНАСС могли стать замгендиректора РКС Григорий Ступак или начальник отдела РКС Рудольф Бакитько. Но именно предложения Сергея Карутина по развитию ГЛОНАСС произвели на комиссию наибольшее впечатление. С назначением не ошиблись, говорит топ-менеджер одной из космических компаний:

при непосредственном участии господина Карутина было завершено проектирование новейшего аппарата ГЛОНАСС-К2 и, например, началось исследование технологий «бесшовной навигации» (позволяет обеспечить работу навигационной системы при переходе из среды в среду).

В отрасли его также характеризуют как системного человека, находившего время для науки. В 2016 году в журнале «Радиотехника» господин Карутин в соавторстве написал статью «Синтез алгоритмов синхронизации на основе ретрансляции навигационных сигналов с наземной станции». В 2017-м также в соавторстве опубликовал в журнале «Космонавтика и ракетостроение» статью об «использовании мобильной измерительно-диагностической лаборатории для оценки покрытия сотовой связью транспортного коридора Север—Юг с целью реализации передовых технологий спутниковой навигации».

По словам источников “Ъ”, переходу господина Карутина в «Роскартографию» могли поспособствовать рекомендации господина Урличича, ныне первого заместителя гендиректора «Роскосмоса»: отец Сергея Карутина Николай Карутин был заместителем господина Урличича в РКС.

«Для него это новый вызов: здесь он пусть и важная, но часть большого проекта, а там будет руководить целой организацией»,— полагает один из отраслевых собеседников “Ъ”.

Имя преемника господин Карутина пока не называется: в «Роскосмосе» и правительстве, по информации “Ъ”, ждут предложений по возможным кандидатурам генерального конструктора ГЛОНАСС. В любом случае преемнику Сергея Карутина достанется не самый простой участок работы, говорит один из собеседников “Ъ”: ему предстоит участвовать в разработке концепции новой федеральной целевой программы «Развитие ГЛОНАСС на 2021–2030 годы», а после этого защищать ее бюджет в правительстве.

Генконструктором системы ГЛОНАСС назначен Сергей Карутин из ЦНИИмаш

Генеральным конструктором системы ГЛОНАСС назначен начальник информационно-аналитического центра ЦНИИмаш Сергей Карутин.

Карутин Сергей Николаевич, кандидат технических наук, заместитель начальника центра ОАО «Российские космические системы» , в 1999 году закончил МГТУ им. Н.Э. Баумана, а также Институт повышения квалификации МГТУ им. Н.Э. Баумана, кандидатскую диссертацию защитил в 2004 году. В 2005 году закончил Высшую школу экономики г. Тулузы по специальности Магистр делового администрирования в аэрокосмической промышленности. Основная сфера научных интересов – развитие методов и технических средств повышения точности навигационного обеспечения потребителей ГНСС. Автор 35 печатных работ.


Премьер-министр России Михаил Мишустин поручил вице-премьеру Юрию Борисову и гендиректору госкорпорации «Роскосмос» Дмитрию Рогозину проработать вопрос регулярного выведения спутников компании «Ситроникс» на орбиту и использования получаемых с них данных дистанционного зондирования Земли.

Минпромторг выступил с предложением продлить до конца года эксперимент по эксплуатации беспилотных транспортных средств на дорогах общего пользования. Соответствующий проект постановления правительства был размещен на портале нормативно-правовых актов.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил план мероприятий по реализации государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации российской экономики. Согласно плану, до 2025 года предполагается создать систему мониторинга важной инфраструктуры на основе системы ГЛОНАСС.

Условия жесточайших западных санкций показали, что космическая отрасль эффективные других справилась с вопросом отказа от иностранных комплектующих. Об этом заявил в четверг вице-премьер РФ Юрий Борисов в ходе Национального промышленного саммита «Промышленная политика в новых реалиях».

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Индийская региональная навигационная спутниковая система (IRNSS) – это автономная система, предназначенная для предоставления геопространственной информации о местоположении в пределах Индийского субконтинента. Проект был разработан ISRO (Индийской организацией космических исследований) и одобрен Правительством Индии в 2006 году. Предполагалось, что он будет завершён и начнёт функционировать в 2016 году.

Вопрос использования ГЛОНАСС в агропромышленном комплексе на страницах журнала поднимался ещё в 2017 году, в 2018 году больше внимания было уделено цифровизации экономики, но актуальность использования ГЛОНАСС никто не снимал. Современная отечественная сельскохозяйственная техника начала поступать в хозяйства, хоть и с иностранными комплектующими. Появились и новые «Кировцы», и комбайны Ростсельмаша, и прицепное (навесное) оборудование. Но их объёмы на российском рынке аграрных предприятий не впечатляют.

11 апреля 2019 года на сайте журнала «Вестник ГЛОНАСС» была опубликована заметка под названием «Провалившийся на этапе общественных обсуждений законопроект «О навигационной деятельности» пытаются «протащить» опять». В публикации приводятся высказывания оставшегося неназванным представителя грузоперевозчиков относительно поправок в закон «О навигационной деятельности», который утверждает, что эти поправки, будучи подвергшимися «критике со стороны отраслевых экспертов и общественности в марте, пытаются снова внести на рассмотрение». По его мнению, принятие предложенных поправок негативно скажется на потребителях, поскольку прописывается обязательность передачи навигационной информации от многофункциональных бортовых устройств автомобилей в контрольные и надзорные органы через систему «Платон».

Карутин действительно стал генконструктором ГЛОНАСС

Информация о назначении Сергея Карутина генеральным конструктором ГЛОНАСС подтвердилась, передают российские информагентства.

Об этом сообщил сегодня президент НП "Содействие развитию и использованию навигационных технологий". "Генеральным конструктором системы стал сотрудник ЦНИИмаш Сергей Карутин", - сказал он.

О назначении стало известно ранее, однако официально она не была подтверждена.

Карутин Сергей Николаевич, кандидат технических наук, заместитель начальника центра ОАО «Российские космические системы» , в 1999 году закончил МГТУ им. Н.Э. Баумана, а также Институт повышения квалификации МГТУ им. Н.Э. Баумана, кандидатскую диссертацию защитил в 2004 году. В 2005 году закончил Высшую школу экономики г. Тулузы по специальности Магистр делового администрирования в аэрокосмической промышленности. Основная сфера научных интересов – развитие методов и технических средств повышения точности навигационного обеспечения потребителей ГНСС. Автор 35 печатных работ.


Премьер-министр России Михаил Мишустин поручил вице-премьеру Юрию Борисову и гендиректору госкорпорации «Роскосмос» Дмитрию Рогозину проработать вопрос регулярного выведения спутников компании «Ситроникс» на орбиту и использования получаемых с них данных дистанционного зондирования Земли.

Минпромторг выступил с предложением продлить до конца года эксперимент по эксплуатации беспилотных транспортных средств на дорогах общего пользования. Соответствующий проект постановления правительства был размещен на портале нормативно-правовых актов.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил план мероприятий по реализации государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации российской экономики. Согласно плану, до 2025 года предполагается создать систему мониторинга важной инфраструктуры на основе системы ГЛОНАСС.

Условия жесточайших западных санкций показали, что космическая отрасль эффективные других справилась с вопросом отказа от иностранных комплектующих. Об этом заявил в четверг вице-премьер РФ Юрий Борисов в ходе Национального промышленного саммита «Промышленная политика в новых реалиях».

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Индийская региональная навигационная спутниковая система (IRNSS) – это автономная система, предназначенная для предоставления геопространственной информации о местоположении в пределах Индийского субконтинента. Проект был разработан ISRO (Индийской организацией космических исследований) и одобрен Правительством Индии в 2006 году. Предполагалось, что он будет завершён и начнёт функционировать в 2016 году.

Вопрос использования ГЛОНАСС в агропромышленном комплексе на страницах журнала поднимался ещё в 2017 году, в 2018 году больше внимания было уделено цифровизации экономики, но актуальность использования ГЛОНАСС никто не снимал. Современная отечественная сельскохозяйственная техника начала поступать в хозяйства, хоть и с иностранными комплектующими. Появились и новые «Кировцы», и комбайны Ростсельмаша, и прицепное (навесное) оборудование. Но их объёмы на российском рынке аграрных предприятий не впечатляют.

11 апреля 2019 года на сайте журнала «Вестник ГЛОНАСС» была опубликована заметка под названием «Провалившийся на этапе общественных обсуждений законопроект «О навигационной деятельности» пытаются «протащить» опять». В публикации приводятся высказывания оставшегося неназванным представителя грузоперевозчиков относительно поправок в закон «О навигационной деятельности», который утверждает, что эти поправки, будучи подвергшимися «критике со стороны отраслевых экспертов и общественности в марте, пытаются снова внести на рассмотрение». По его мнению, принятие предложенных поправок негативно скажется на потребителях, поскольку прописывается обязательность передачи навигационной информации от многофункциональных бортовых устройств автомобилей в контрольные и надзорные органы через систему «Платон».

Читайте также: