Кембриджский университет открыл вакансию лего профессора

Обновлено: 03.05.2024

В Москве есть около десятка частных школ, которые называют «международными»: они работают по интернациональным лицензиям, с иностранными педагогами. «Мел» узнал, как изменится работа этих школ в следующем учебном году.

На фоне внешнеполитических событий в России сокращается число программ международного академического сотрудничества. Некоторые стипендиальные программы, например DAAD, уже прекратили прием новых заявок на стипендию от российских студентов, сообщал Regnum. В стране приостановили работу лицензированные пункты сдачи международных экзаменов по английскому языку IELTS и TOEFL.

Способов попасть на учебу за границу осталось немного. Один из них — получение международного школьного диплома, который позволяет поступать в зарубежные вузы без вступительных языковых испытаний. Получить его можно в лицензированных школах, которые работают в нескольких городах России. Но можно ли на них рассчитывать?

«Мел» обратился за комментариями к представителям четырех крупнейших международных школ Москвы: Кембриджской международной школы, Vnukovo International School, Brookes International School и Европейской гимназии.

Что с лицензиями

В Москве международные школы работают по одной из двух международных лицензий — CIS (Council of International Schools) и IB (International Baccalaureate). Именно наличие такой аккредитации и дает им право называться «международными», а не просто «частными» школами.

CIS иногда совмещается с британской предметной программой A-Level, которую выдают Pearson qualifications. Подготовка в рамках этой программы дает выпускникам возможность поступать в международные вузы без дополнительных вступительных языковых испытаний.

У некоторых школ, например Кембриджской международной школы, есть лицензия CAIE, которая позволяет проводить Кембриджские международные экзамены и пользоваться Кембриджскими международными программами, например Cambridge Primary и Cambridge Secondary, включая экзамены Cambridge IGCSE и Cambridge AS/A level. По словам представителей Кембриджской международной школы, Кембридж, который ответственен за выдачу аккредитации, подтверждает ее действующий статус и сохранность.

Международный бакалавриат (IB) устроен иначе. Программа, которая изначально появилась в Швейцарии, следует принципу «глокальности», то есть «глобальности» и «локальности» одновременно.

IB предполагает три ступени обучения:

  • PYP (начальная школа);
  • MYP (средняя школа);
  • IB DP (выпускные классы и диплом).

Внедряя эту программу, некоторые школы, например Европейская гимназия, позволяют изучать предметы в соответствии с ФГОС, но при этом дают возможность получить международный диплом только по одной ступени обучения IB DP. Чтобы рассчитывать на него, не обязательно учиться по программе IB в 1–9-х классах — достаточно поступить на программу IB DP в 10-м классе и сдать отдельные выпускные экзамены по 6 предметам на выбор.

При этом в выпускных классах дети получают выбор — сдавать ЕГЭ или только экзамены IB. Сейчас, по информации школ, обучающих детей по лицензии IB, внешних проблем с ее сохранением нет: аккредитации действуют в полном объеме.

Всего в Москве и области есть 24 школы, аккредитованные по программе IB, — посмотреть их список можно на официальном сайте International Baccalaureate.

Представители Vnukovo International School заявили, что сейчас промежуточные и контрольные международные экзамены, которые запланированы на весну 2021/2022 учебного года, проходят по графику.

Западные университеты, которые должны принимать обладателей дипломов IB без вступительных языковых испытаний, тоже не отказываются от своих обязательств.


Тем не менее проблемы с IB все-таки есть, но они носят не внешний, а внутренний характер. Иван Боганцев, директор Европейской гимназии, рассказал «Мелу»: «Банк, через который мы оплачиваем лицензию IB, находится под санкциями. Мы должны делать взносы на тренинги учителей по программе IB, которые нужно проходить каждые три года. Постоянное обучение позволяет обновлять подходы и методики, предполагаемые IB, и получать доступ к новым учебным материалам».

Опытные учителя смогут какое-то время обучать новых педагогов, но в итоге корректные методики IB будут утеряны

Директор Европейской гимназии также добавляет, что, даже если школа лишится лицензии, она продолжит использовать критериальную систему оценивания и проектную деятельность по программам PYP и MYP в начальной и средней школах соответственно. Тем не менее сохранение программы IB DP вряд ли окажется полезным для учеников решением, если те лишатся возможности выбора между ЕГЭ и международными экзаменами.


«Нужно будет сделать интересную программу ЕГЭ. Но множество школ так и работает: например, в „Новой школе“ нет программы международного бакалавриата, но есть интересная старшая школа. Одно другого не отменяет», — говорит Иван Боганцев.

При этом школы Brookes в Москве и Санкт-Петербурге принадлежат и управляются Образовательной группой Брукс (Brookes Education Group), владеющей также школами в Канаде, США, Индии и Великобритании. Промежуточные и итоговые аттестации по программам IB в школах в России идут по утвержденному международному графику, а трудности с оплатой лицензии и обучения отсутствуют, так как Brookes International School является частью глобальной системы школ. Международные траты компании оплачиваются со счетов за границей и идут в обычном режиме.

Как продолжится работа

Несмотря на внешнеполитическую ситуацию, все опрошенные представители московских международных школ сообщили, что учреждения будут работать в полном объеме.

Часть представителей международных школ настроены оптимистично. Во всех школах, к которым обратился «Мел», активно проводят дни открытых дверей в преддверии набора новых классов в стандартном режиме. Ольга Адаменко, коммерческий директор CIS Educational Group, к которой относится Кембриджская международная школа, также сообщила «Мелу» о планах запуска дополнительных проектов, в частности летней школы: «Сейчас ведется активная подготовка».


В отдельных учреждениях, например в Европейской гимназии, опасаются строить долгосрочные планы. Иван Боганцев поясняет: «Мы будем стараться сохранить те программы и наработки, которые уже есть. Сейчас у меня горизонт планирования — дотянуть до конца года: подписать договоры, посмотреть, сколько у нас будет учеников в следующем году».

Директор Европейской гимназии замечает, что, хотя цены на обучение, возможно, останутся прежними, неясно, какой процент родителей сможет оплачивать частную школу: «У кого-то бизнес был завязан на международной торговле. Каких-то родителей мы наверняка потеряем».

Обучение на программе IB в Европейской гимназии стоит 1 миллион 170 тысяч рублей. На вопрос об изменении цены обучения в Brookes Interntaional School ответили, что стоимость обучения «зафиксирована в рублях и не привязана к обменному курсу».


Слухи о закрытии

Представитель одной из международных школ на правах анонимности сообщил «Мелу» о том, что как минимум три международные школы все-таки прекращают свою офлайн-работу в Москве.

Одна из школ, упомянутых в комментарии, обучала в основном детей дипломатических работников Великобритании, США и Канады, поэтому информацию о ее закрытии можно считать вполне достоверной: на данный момент семьи многих дипломатов из этих стран покинули Москву.

На момент публикации представители данной школы, а также двух других школ, упомянутых источником «Мела», не дали редакции комментариев на эту тему.

Что будет с преподавателями и учениками

Во многих международных школах значительная часть педсостава состоит из иностранных специалистов, которые, как правило, являются языковыми преподавателями. Тем не менее в ряде учреждений, например в Кембриджской международной школе, иностранные специалисты — это большинство педагогов.

«Нашей компанией разработан целый ряд мероприятий, направленный на удержание преподавателей. В пандемию мы успешно справились с этой задачей, теперь этот пакет мероприятий усилен в разы. Более того, за годы работы у нас сформировался преподавательский костяк — это те иностранцы, которые обзавелись здесь семьями и не планируют уезжать из страны», — говорит Ольга Адаменко.

Она замечает, что вакантные позиции в Кембриджской международной школе все-таки есть, но рекрутинг на них ведется в соответствии со стандартными критериями школы — без всяких поблажек.

Реакция педагогов в других школах была достаточно сдержанной, но однозначной: большинство учителей готовы остаться в России, чтобы продолжать работать с детьми.

Представители школ называют другую проблему — уход не преподавателей, а учеников. Из-за этого некоторые школы, например Brookes School Moscow, заново открывают программы онлайн-обучения.

С такой же трудностью столкнулась Европейская гимназия. «Мы стараемся поддерживать уехавших учеников онлайн, но это возможно в краткосрочном периоде — не в постоянном. До конца года мы будем выдавать задания, проверять их, подключать детей к урокам. Но в следующем году, наверное, нужно будет искать новую школу или возвращаться в офлайн», — сказал «Мелу» директор Европейской гимназии Иван Боганцев.

Тем не менее в других школах администрации настроены позитивно и фиксируют стабильный интерес к поступлению на международные и обычные программы следующего года.

Лего

The University of Cambridge has appointed its first " Lego professor of play " . Paul Ramchandani , an expert in child mental health with Imperial College , London , will take up the post in January . He beat off a global field of applicants and is expected to earn around ?84,000 a year , the average for Cambridge professors . Funding for the new role will come from a ?4m grant from the Lego Foundation . It has also paid for a specialist play research centre ( PEDAL ), built in 2015 and based in the Faculty of Education .

Кембриджский университет назначил своего первого «профессора игры Lego» . Пол Рамчандани, эксперт по психическому здоровью детей в Имперском колледже в Лондоне, вступит в должность в январе . Он отбил глобальное поле претендентов и, как ожидается, будет зарабатывать около 84 000 фунтов стерлингов в год, в среднем для профессоров Кембриджа . Финансирование новой роли будет осуществляться за счет гранта в размере 4 млн фунтов стерлингов от фонда Lego . Он также оплатил специализированный игровой исследовательский центр (PEDAL), построенный в 2015 году на базе педагогического факультета .

Пол Рамчандани

Lego Professor of Play, Paul Ramchandani, takes up the post in January / Лего, профессор игры Пола Рамчандани, занял этот пост в январе

Professor Ramchandani currently leads the Child and Adolescent Mental Health Research Unit at Imperial College , and has spent the last 15 years specialising in child development research . He will officially become Lego Professor of Play in Education , Development and Learning , and study the role of play - and playfulness - in young children . " Everyone has an opinion about what role play should have in early education and there is some wonderful research , but there are also big gaps in our knowledge ," he said . "We need the best evidence possible in order to inform the vital decisions that are made about children's education and development and I look forward to taking that work forward together with colleagues at Cambridge .

Профессор Рамчандани в настоящее время возглавляет отдел исследований психического здоровья детей и подростков в Имперском колледже и последние 15 лет специализируется на исследованиях по развитию ребенка . Он официально станет профессором игры Lego в области образования, развития и обучения, а также изучит роль игры и игривости у маленьких детей . «У каждого есть мнение о том, какую роль должна играть в дошкольном образовании, и есть замечательные исследования, но в наших знаниях также есть большие пробелы», - сказал он . «Нам нужны наилучшие возможные доказательства для того, чтобы информировать жизненно важные решения, касающиеся образования и развития детей, и я с нетерпением жду продолжения этой работы вместе с коллегами из Кембриджа» .

ребенок с гигантским лего

The University of Cambridge has appointed the first 'Lego professor of play' / Кембриджский университет назначил первого «лего-профессора игры»

The team at PEDAL say the priority for their research will be equipping children with 21st century skills like problem solving , team work and self - control . Cambridge University began the search for a professor of play in June 2015 . The process closed in January 2017 . The job description specified a candidate with an " outstanding research record of international stature " and " vision , leadership , experience and enthusiasm " .

Команда PEDAL говорит, что приоритетом для их исследований будет оснащение детей навыками 21-го века, такими как решение проблем, командная работа и самоконтроль . Кембриджский университет начал поиск профессора игры в июне 2015 года . Процесс завершился в январе 2017 года . В должностной инструкции указывался кандидат с «выдающимся опытом исследований международного уровня» и «видением, лидерством, опытом и энтузиазмом» .

Лего профессор характер

The Lego Foundation is funding the new professor of play post at Cambridge University / Фонд Лего финансирует нового профессора игрового поста в Кембриджском университете

It is not the first time the prestigious university has invited unusual job applications . In 2014, the Department of Chemical Engineering and Biotechnology advertised for a doctor of chocolate - to study how and why the substance melts .

Это не первый случай, когда престижный университет приглашает на необычные заявления о приеме на работу . В 2014 году департамент химической инженерии и биотехнологии объявил рекламу доктора шоколада - чтобы узнать, как и почему вещество плавится .

Кембридж – второй университет, созданный в Англии, однако занимающий первое место по амбициям. Он очаровывает своими узкими улочками и готической архитектурой, а также традиционными гонками на байдарках.

Сумасшедший дом или убежище?

Знаменитый выпускник этого вуза, английский поэт Альфред Хаусман называл это место «сумасшедшим домом», однако отнюдь не из-за ненависти к своей alma-mater. В переводе с английского asylum имеет значение не только сумасшедшего дома, но и убежища. С этим названием связана легенда об основании этого университета.

Согласно этой легенде, университет был основан несколькими учеными, сбежавшими из Оксфорда в маленький городишко Кембридж после того, как один оксфордский студент случайно убил старушку в пьяной драке. До сих пор многие выпускники связывают Кембридж с убежищем, из которого уже нельзя вырваться, попав один раз.

Стивен Фрай, еще один известный выпускник этого университета, говорил так: «Когда я попал в Кембридж, мне казалось, что я так и останусь там на всю жизнь — буду тихо выращивать травку где-нибудь в уголке, может даже, стану „доном“ или чем-то вроде этого, и уже никогда никуда не уеду». По сей день из этого университета выпускаются лучшие ученые и политики, а также деятели искусства. Именно здесь обучаются потомки лучших английских семей.

Традиции Кембриджа

Несмотря на то, что университету уже много лет, в нём до сих пор соблюдаются некоторые старые традиции. Например, преподавателей и профессоров до сих пор называют на манер католических священников – донами. Другим примером может быть Мост Вздохов, построенный в 1831 году. Считается, что, если глубоко вздохнуть, проходя по этому мосту перед экзаменом, древнее строение поможет выдержать экзаменационное испытание достойно.

Конечно же, нельзя оставить без внимания соревнования по академической гребле, ежегодно проводимые Кембриджским университетом и носящие забавное название May Bumps. Этой традиции уже много лет, но каждый год студенты охотно принимают участие в исполнении этой старой традиции.

По следам великих

Почти каждое место в университете связано с какой-нибудь эпохальной личностью. К примеру, внутренний дворик Christ’s College является альма-матер Чарльза Дарвина, удивительного и уникального английского писателя, подарившего миру не одно и не два потрясающих произведения. А местная Церковь Всех святых знаменита своей стенописью. Этот уникальный памятник искусства был создан по эскизам английского художника Уильяма Морриса, который словно бы воплотил дух самой Англии в своих работах.

В Кембридже было сделано огромное количество знаменитых научных открытий, поэтому почти каждый уголок университета и университетского городка наполнен памятниками науки. Например, в пабе Eagle, расположенном неподалеку от здания университета, за одним из столиков была открыта цепочка ДНК.

А если заглянуть в столовую King’s College, можно увидеть скромные деревянные столики, за которыми когда-то обедали такие личности как экономист Джон Кейнс и основатель кибернетики Алан Тьюринг.

Нельзя не отметить сохранность некоторых довольно странных для современного мира традиций. Например, в библиотеку Newnham College и сегодня могут войти только представительницы прекрасного пола. Мужчинам вход строго воспрещен, хотя никаких объективных причин для этого нет. В сам колледж также входить имеют право только девушки.

Для туристов так же студенты припасли несколько забавных традиций, как например еженедельный таинственный студент, который каждое воскресенье играет на гитаре, сидя внутри мусорного бака.

На воротах ведущих в Trinity College установлена древняя скульптура короля Генриха Восьмого со скипетром и державой в руках. Когда-то скипетр отправили на реставрацию, а находчивые студенты быстро нашли ему замену, вложив в руку ножку от стула. Сей предмет так и остался в руку монаха. Периодически парни из университета заменяют эту достойную часть мебели на менее достойную, например, ёршик для унитаза.

Парадный ужин каждый вторник

Одной из таких традиций является парадный ужин по вторникам, организуемый студентами и для студентов некоторых колледжей Кембриджа. Дресс-код в этот день особенно строг, поскольку требует от мужчин черный костюм и бабочку, а от женщин – коктейльное или вечернее платье.

А одним из самых популярных пабов Кембриджа – The Cambridge Blue, - владеет штатный преподаватель университета.

Учеба в Кембридже, Великобритания. Кембриджский Университет и Abbey College Cambridge. Тур по городу

Кембриджский университет – топовый английский вуз и один из самых престижных университетов мира. О поступлении в University of Cambridge грезят подростки и их родители по всему миру. Чем же так примечателен Кембридж? Сегодня мы совершим небольшой экскурс в эту известную всем академическую мекку и познакомимся с университетом поближе.


Расположенный в одноименном городе Кембридж (графство Cambridgeshire, Великобритания), University of Cambridge является центром притяжения амбициозных студентов со всего земного шара. Помимо англичан в университете получают образование представители 150 различных стран мира! Для большинства британцев поступление ребенка в Кембридж такая же недостижимая мечта как покупка виллы на Мальдивах или победа в музыкальном конкурсе Евровидение. Кембридж – для лучших. Это престижное качественное и дорогое образование, осознанно идти к которому нужно буквально с начальной школы. Будучи мамой двух сыновей, я, безусловно, тоже мечтаю о Кембридже. Увидеть мальчиков в мантиях выпускников на кембриджской лужайке – после этого, можно и удалиться на заслуженный отдых! Надеюсь, у нас получится (ну хотя бы с одним из двух)!


С вами Mrs. Britain, английская мама в Москве, и сегодня мы говорим о Кембриджском университете – одном из самых престижных университетов мира!

История Кембриджского университета

Кембриджский университет появился в начале 13-ого века. Считается, что Кембридж основали выходцы из университета Оксфорда. По легенде, в 1209 году в Оксфорде была убита некая женщина, а обвиняемого в убийстве студента исключили из университета. Университетское сообщество Оксфорда не было согласно с этим решением, поэтому часть преподавателей и студентов переехали в Кембридж, чтобы создать здесь новый университет. Таким образом, официальный год основания University of Cambridge – 1209. Своим появлением Кембриджский университет обязан конфликту в Оксфордском, а противодействие и соперничество этих двух университетов продолжается по сей день!

Университеты в Средневековье пользовались монаршей милостью, так в 1231 году король Генрих III издал Устав, согласно которому учебные заведения частично освобождались от налогообложения.

Поддержку Кембриджу оказывал и христианский католический мир – в 1233 году Римский Папа Григорий IX выпустил "буллу", позволяющую выпускникам Кембриджа заниматься преподавательской деятельностью.

Обучение в университете велось по принятой еще в Оксфорде методике – студенты изучали так называемый "базовый курс" по искусствам – грамматике, логике и риторике, а затем переходили к геометрии, арифметике, музыке и астрономии, получая в результате степени бакалавра и магистра. В средние века в Кембридже не было профессоров, преподавание велось так называемыми "мастерами", которые сами прошли курс обучения в университете и были "лицензированы" коллегами.

Уже в 1290 году Кембриджский университет получил статус международного (Stadium General, лат.), его даровал Кембриджу Папа Николай IV. Университет с этого момента официально мог принимать учащихся со всего мира.

В конце 13-ого века возник "Питерхаус колледж – колледж Святого Петра" – первый из многочисленных колледжей, входящих в состав университета. Основателем Питерхауса был Хью Балшем, епископ Эли. Смысл системы колледжей состоял в том, чтобы студенты могли возносить молитвы за души основателей учебных заведений. Для этих целей рядом с колледжами обычно располагались небольшие часовни, храмы или аббатства. Самым "молодым" колледжем на данный момент является колледж Хоммертон (2010 год).

Колледжи играли важную роль в университетской жизни. Выбранные каждым колледжем прокторы служили вместе с вице-канцлером и старшими докторами в консультативном совете университета (Caput Senatus).

Важно понимать, что большая часть ученых университета были священнослужителями в том или ином сане.

К 16-ому веку Кембриджский университет стал более светским. Это связано, прежде всего, с упразднением в 1536 году монастырей Генрихом VIII. Безусловно, такое решение монарха повлияло и на деятельность колледжей. В Кембридже больше не преподавали схоластическую философию, при этом появились такие новые предметы как математика, классика и изучение Библии.


Первые собственные помещения появились у Кембриджского университета в 14 веке. Достоверно известно, что начало строительства кампусов ознаменовалось возведением Богословской школы на холме Сенат-Хаус. Здесь проводились лекции и диспуты, располагались библиотека и сокровищница университета. Кембридж не только приобретал собственность, многие здания были получены от жертвователей, ожидавших, что студенты будут почитать их и молиться за их души во время богослужений.

В 1847 году канцлером был назначен принц-консорт Альберт, по указу которого 1850 году была проведена Королевская комиссия Оксфордского и Кембриджского университетов. Согласно обнародованному в 1856 году обновленному Уставу Кембриджа высшей властью Университета стал Сенат во главе с канцлером и вице-канцлером, а также выпускники университета и докторантура. За учебную часть теперь отвечал Генеральный совет факультетов, а бухгалтерией и управлением имуществом занимался Финансовый совет. На стыке 19 и 20 веков количество студентов Кембриджского университета выросло более чем вдвое (с 441 человека в 1850 году до 1191 человека в 1910 году).


В период Первой мировой войны Кембриджскому университету начали выделяться средства на содержание из государственной казны. В это же время университет выпустил первых докторов наук.

После Второй мировой Кембридж активно развивался во всех направлениях. Расширялись учебные помещения, появилась новая больница взамен устаревшего госпиталя Адденбрука. Это позволило открыть широкий спектр медицинских отделений и институтов, включая современную школу клинической медицины. Появились Университетский центр, студенческий театр и музыкальная школа. Кембриджский университет принимал на обучение как мужчин, так и женщин, для последних были открыты специальные "женские колледжи".


В 2009 году Кембриджский университет отпраздновал свое 800-летие! Масштабное мероприятие собрало более 10 000 посетителей! На концерте с участием кембриджских композиторов, музыкантов и певцов из 16 колледжей в BBC Proms присутствовал Его Королевское Высочество принц Уэльский.

Структура университета. Факультеты и колледжи Кембриджа


В настоящий момент в University of Cambridge учатся более 20 000 студентов. Штат сотрудников составляет около 11 000 человек.

В структуре университета 31 колледж и 6 академических школ.

Каждый College регулируется своим Уставом и правилами, являясь при этом неотъемлемой частью университета. Университетские колледжи предоставляют студентам и преподавателям проживание, дают социальные гарантии, организуют учебный процесс и осуществляют разнообразную поддержку, в том числе и финансовую в виде грантов и стипендий (scholarship).


Каждая из шести школ (School) образует административную группу факультетов и других учреждений (всего их более 150!) В числе этих групп: искусство и гуманитарные науки, биологические науки, клиническая медицина, гуманитарные и социальные науки (social sciences), физические науки и технологии.

Каждая школа формирует совет, в который входят представители факультетов и кафедр. Школы представлены в Генеральном совете университета.

Факультеты Кембриджа организуют обучение и исследования по отдельным дисциплинам или группам предметов. Подразделения факультетов именуются департаментами.

Одно из подразделений Кембриджского университета - Cambridge Assessment International Education – организация, занимающая глобальной стандартизацией международного образования. CAIE занимается разработкой программ обучения, а также проводит инспекции и проверки школ, работающих по кембриджским программам по всему миру.

Академические квалификации, которые получают ученики по результатам кембриджских экзаменов, признаются по всему миру. Ежегодно почти миллион учащихся в разных точках земного шара готовятся к Cambridge Exams. Среди них и ученики Heritage School! Кембриджская аккредитация была для нашей семьи главным критерием при выборе школы, Heritage School – одна из немногих российских школ, имеющая возможность принимать экзамены A-Levels.

Процедура поступления

Стать студентами Кембриджского университета стремятся не только британские абитуриенты, но и иностранцы.

Процесс поступления на бакалавриат (undergraduate) в целом схож со стандартной процедурой зачисления в английский вуз, но есть ряд особенностей.

Первый этап подачи заявки – заполнение формы на портале ucas. Абитуриенту необходимо не только выбрать курс, но и определиться с желаемым колледжем для обучения. В отличие от других университетов, Кембридж имеет более ранний дедлайн для подачи документов – это 15 октября. Для некоторых специальностей, а также для международных студентов сроки могут отличаться.

Что интересно, подавать документы в Кембридж и Оксфорд одновременно запрещается (конфронтация университетов продолжается до сих пор!).

После формальной подачи заявки требуется заполнить дополнительные опросники и предоставить информацию, не предусмотренную в бланках ucas. Следующий этап – письменное испытание (written assessment) и предварительное интервью.

Успешных кандидатов (по мнению приемной комиссии – admissions) приглашают на финальный отбор – собеседование, ознакомиться с форматом которого можно на сайте университета. Интервью в Кембридже проводятся в декабре. Для международных студентов университет организует выездные собеседования, локации для которых ежегодно меняются. Ранее собеседования проводились в США, Канаде, Китае, Сингапуре и других странах.

Иностранцам, подающим документы в Кембридж, помимо выписок по успеваемости (транскрипты или аттестат) требуется предоставить подтверждение владения английским языком, а именно – результат экзамена IELTS. Минимальный необходимый балл – 7.5 overall с отметками не ниже 7.0 по каждому компоненту.

Абитуриентам из России важно знать, что аттестата о полном среднем образовании недостаточно для поступления в Кембридж (The Attestat o (polnom) Srednem Obshchem Obrazovanii is not considered to be suitable preparation for a competitive application to the University of Cambridge). Вступительные требования – британская квалификация A-Levels, международный курс IB или американская программа AP (не менее 5 предметов). Альтернативно можно закончить первый курс российского университета и подавать документы в Кембридж с выпиской из вуза. Выпускники российских международных школ оказываются в выигрыше, так, после Heritage School мои сыновья смогут подать документы в Кембридж без каких-либо препятствий, ведь они учатся по британской программе!

Процедура поступления на магистратуру и Phd (Post graduate) в Кембриджском университете начинается с подачи заявки через внутренний портал. Студенты должны выбрать из списка интересующие программы и курсы, предоставить академические рекомендации и указать 2 приоритетных колледжа, где они хотели бы обучаться.

После формальной подачи документов кандидатов приглашают на интервью. В связи с тем, что оплата обучения на Postgraduate часто осуществляется за счет разнообразных фондов, студент обязан подтвердить источник финансирования после фактического зачисления.

Стоимость обучения в Кембридже

Несмотря на то, что Кембриджский университет входит в 5 наиболее престижных английских вузов стоимость обучения для местных студентов (граждан Великобритании) здесь ненамного выше, чем в других, менее именитых университетах.

Так обучение на программе бакалавриата обойдется студенту в 9250 фунтов стерлингов в год. Стоимость обучения регулируется правительством Соединенного Королевства.

Для иностранцев применяются иные тарифы. В зависимости от выбранной программы за год бакалавриата придется заплатить уже от 22 227 до 58 038 британских фунтов! Самая дорогая специализация – Медицина и Ветеринария (Medical and Veterinary Science).

Учеба в аспирантуре и на уровне магистратуры часто спонсируется различными фондами. Так или иначе, стоимость для местных британских студентов составляет от 8000 до 13000 фунтов в год, а для иностранцев в среднем от 27 000 до 36 000 фунтов в год. Самая дорогая программа – Докторантура по бизнесу, 1 год обучения – 80 000 фунтов!

В дополнение к оплате обучения важно иметь в виду, что существуют обязательные взносы колледжей, размер которых составляет 5-6 тысяч фунтов ежегодно.

Проживание в Кембридже обходится студенту в среднем в тысячу фунтов в месяц.

Знаменитые выпускники Кембриджа

Кембриджский университет стал Alma Mater для огромного количества выдающихся выпускников. Из стен университета вышли более 100 нобелевских лауреатов, 15 британских премьер-министров, 6 лауреатов премии Тьюринга и еще множество просвещенных умов во всех областях наук!

Из наиболее известных выпускников можно выделить следующих:

  • Сэр Исаак Ньютон, великий физик, математик, теолог и астроном;
  • Чарльз Дарвин, "отец биологии", натуралист, биолог и геолог;
  • Сэр Фрэнсис Бэкон, философ, государственный деятель, оратор, ученый и юрист;
  • Стив Хокингс, признанный физик-теоретик;
  • Сэр Артур Стэнли Эддингтон, английский астроном, физик и математик.


В Кембридже учились и королевские особы, в частности:

  • Сэр Ранджитсинхджи Вибхаджи Джадеджа, принц Наванагара в Индии;
  • Принц Чарльз Филипп Артур Джордж, старший сын королевы Елизаветы II.


Среди деятелей искусств, получивших образование в Кембридже, наиболее известны:

  • Саша Ноам Барон Коэн – британский актер, сценарист и продюсер;
  • Уильям Вордсворт – всемирно известный английский поэт-романтик;
  • Грэм Артур Чепмен – актер-комик и писатель;
  • Стивен Джон Фрай - ведущий, актер, писатель и активист;
  • Джеймс Хью Калум Лори – телевизионный режиссер и продюсер, английский актер, музыкант, комик и писатель.

Кембриджские традиции и интересные факты

Одна из наиболее забавных традиций Кембриджского университета – "Деревянная ложка" (Wooden spoon). По легенде такую "награду" получал студент, получивший самый низкий балл на экзамене по математике. К сожалению, сейчас эта традиция стала историей, а последняя ложка (размером с весло!) была вручена нерадивому студенту в 1909 году.

Интересная история связана с так называемым Математическим мостом (The Mathematical Bridge), расположенным в Queen’s College. Считается, что мост был построен самим Исааком Ньютоном, который якобы смог сконструировать и построить мост без единого гвоздя. Откуда пошла эта легенда неизвестно, но ученые доподлинно выяснили, что все это не более чем красивая выдумка, мост был построен через 22 года после смерти Ньютона (а шурупы и болты использовались при строительстве!).

Особого внимания заслуживает романтичный Мост Вздохов (The Bridge of Sighs). Считается, что свое название мост получил из-за неудачливого в любви юноши, который так и не дождался невесту. Мост Вздохов – единственный мост, имеющий стены и крышу, так что вздыхать молодой человек мог в очень даже комфортных условиях. Ну а сейчас на мосту вздыхают студенты, ожидающие очередной сессии.


Прогуливаясь по кампусам Кембриджского университета, можно увидеть молодых людей в синих пиджаках – это не просто модники! Привилегию носить такие пиджаки получают студенты, достигшие значительных успехов в каком-либо виде спорта. Перед вами парень в синем пиджаке – знайте, он не только умник и студент Кембриджа, но и первоклассный спортсмен!

Немало историй ходит и про необычные вопросы на вступительных интервью. Провокации и неожиданности – это именно то, к чему нужно готовиться (хотя как к этому подготовишься?!). Например, вопрос "расскажи мне о банане" уже никого не удивляет!

Традиционно часть выпускной церемонии в Кембридже проводится на латыни. И это несмотря на то, что большая часть студентов не знают и не используют этот "мертвый язык". Звучит красиво и торжественно – что еще нужно?!

Резюме

Кембриджский университет – это целый мир, сообщество, экосистема. Попав в Кембридж однажды, даже в качестве туриста, навсегда запоминаешь эту ни с чем не сравнимую академическую атмосферу, пропитанную традициями и историей.

Я очень надеюсь, что когда-нибудь мои сыновья, Филипп и Вильям смогут стать частью этой удивительной вселенной и проведут студенческие годы в стенах одного из лучших университетов мира – University of Cambridge!

Кембридж и Оксфорд — старейшие учебные заведения в Великобритании. При этом даже не все англичане знают, как организовано это «оксбриджское» образование. Докторант факультета социологии в Кембридже Ольга Зевелёва устроила нам небольшую «экскурсию» по вузу и рассказала, как там учат социологов.

Два с половиной года назад я поступила в Кембридж на PhD по социологии. Пришлось привыкать к новым условиям: ужинать с коллегами в чёрных мантиях при свечах (серьёзно), терпеть отсутствие отопления и посылать открытки с благодарностью, написанные от руки, по поводу и без повода.

Но самым странным опытом оказалось преподавание социологии. Обучение в США, Германии и России ничем мне не помогло — пришлось менять своё представление о том, что такое образование и чему нужно учить студентов.


Кембриджский бакалавриат: 6 лекций, 6 семинаров, 6 эссе

В Великобритании бакалавриат длится три года вместо привычных для российской системы четырёх лет. Кембриджский учебный год делится на три триместра, каждый длится по восемь недель. Лекции и семинары проводят в течение первых двух триместров, третий полностью отводится сессии. Получается, что за всё обучение в кембриджском бакалавриате студенты проходят примерно 12 курсов и сдают 10-12 экзаменов.

Студенты в России много часов проводят в аудиториях. В кембриджской системе основная учёба проходит за пределами учебных корпусов. Студенты читают литературу по программе и пишут эссе, а потом их обсуждают на семинарах.


В этом году я вела семинары для второкурсников факультета социологии и увидела, как студенты изучают социальные науки с помощью письма. То есть они учат не темы, не предметы, не теории, а учатся писать. Всё, что студенты слышат на лекциях и читают в книгах, конвертируется в тексты с тезисами.

Студенты берут на выбор четыре курса в год и в рамках каждого изучают интересные им темы. Курс тут называют «paper», состоит он из 12 тем. Я вела paper «Глобальные социальные трансформации», а темами в курсе были «Бедность и неравенство», «Секс-туризм, тело и проблемы социального развития», «Образы и сопротивление: проблемы big data и политика селфи».


Каждой теме посвящают одну лекцию по два часа и один часовой семинар, которые распределены в течение учебного года. К каждой теме лектор даёт вопрос, прописанный в учебном плане. Из 12 возможных тем в рамках одного paper студент выбирает шесть. По каждой теме он должен посетить 6 лекций и 6 семинаров, а в конце написать 6 эссе на 2000 слов в ответ на заданный вопрос.

Темы и подходы к ним отличаются от российских курсов двумя вещами: списками литературы и ролью лектора

Во-первых, со второго курса в списки литературы входят новые книги и научные статьи, опубликованные в последние пять лет. Считается, что «классиков» мы прошли на первом курсе, а для понимания современных социальных проблем нужны современные статьи. Во-вторых, на экзамене не нужно воспроизводить что-либо из лекций. Лекции — это пример, как можно рассуждать о прочитанном. Лектор придаёт структуру списку литературы вместо того, чтобы озвучить то, что надо законспектировать и запомнить.


Обязательные семинары для студентов, которые можно проводить где угодно (кроме спальни)

Семинары — главный элемент учёбы в Кембридже. Семинар называется supervision, ведущий семинара — supervisor. Студенты сами решают, ходить на лекции или нет (они необязательные), а в аудитории во время лекции может быть несколько десятков человек. Семинары — обязательные, проходят в мини-группах (1-3 человека). За 48 часов до семинара студенты присылают по электронной почте эссе по теме недели.


4 отличных YouTube-канала об учёбе за рубежом, которые ведут студенты и учителя

Мини-группы позволяют работать со студентами не так, как на семинарах по политологии на 20 человек в Высшей школе экономики. В Вышке на семинарах все выступают с презентациями или обсуждают обязательную литературу — это полностью соответствует формату, к которому я привыкла во время учёбы в бакалавриате в США и в магистратуре в Германии. Российская система образования, на мой взгляд, гораздо ближе к немецкой и даже к американской, чем к британской. Кембриджские семинары целиком посвящены подробному разбору эссе, которые пишут студенты.


Правила проведения семинаров в Кембридже очень расплывчатые. За исключением требования комментировать каждое эссе. Будущим ведущим семинаров советуют «бороться с небрежными и неаккуратным мышлением» и при этом помнить, что «осторожные и дискурсивные подходы могут быть также важны, как напористые и уверенные стили письма».

Ведущие семинаров сами бронируют разбросанные по городу supervision rooms. Некоторые похожи на обычные небольшие аудитории, но чаще это просторные кабинеты с коврами и креслами, которые расставлены полукругом возле камина. Попадались залы в особняках: там эхо, скрипят полы, не найти розеток и, как правило, очень длинный стол из тёмного дерева. Недавно в университете ввели одно правило по поводу семинаров: нельзя встречаться со студентами в спальне или в комнатах с кроватью.

Экзамены: стрессовый семестр на сессию и снова эссе

Третий триместр целиком посвящен экзаменам. Лекций уже нет, студенты ходят на консультации с ведущими семинаров, обсуждают стратегии сдачи экзамена, тренируются писать эссе. А в конце учебного года сдают три-четыре экзамена.


Это самые страшные недели учебного года: на рассвете бледные студенты в пижамах занимают все углы 126 кембриджских библиотек, приносят с собой подушки и фотографии, вставленные в рамки, чтобы как-то обозначить своё место. К университетским психологам в это время выстраиваются очереди. А на лужайку привозят десятки щенков, чтобы они выполняли свою научно доказанную функцию и снимали стресс (никаких шуток). В это время года я стараюсь обходить библиотеки стороной и то радуюсь за щенков, то жалею их.

Экзамен состоит из двух вопросов на выбор по темам paper. Студентам дают три часа на то, чтобы написать от руки два эссе в ответ на вопросы. Если у студента какие-то ограничения по здоровью, ему могут дать дополнительные 25% времени или разрешить печатать на компьютере. В эссе оценивают чёткость аргументов в ответ на вопрос и смотрят, как студент использует литературу по курсу.


В Кембридже знание — это письмо. Через эссе здесь культивируют критическое мышление. Студентам постоянно приходится анализировать и сопоставлять прочитанное и услышанное. Но самая удивительная черта кембриджских студентов — умение чётко отвечать на поставленный вопрос.

Читайте также: