Климов конструктор авиационных двигателей

Обновлено: 28.04.2024

Российский ученый в области авиационного моторостроения. Конструктор авиационных двигателей. Генерал-майор инженерно-авиационной службы. Академик Академии Наук Советского союза. Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат четырех Сталинских премий.

Владимир Климов родился 23 июля 1892 года в городе Москва. Его родители были крестьянами из Владимирской губернии, отец - Яков Алексеевич, Мать, Прасковья Васильевна. Владимир был одним из восьми детей. Свое образование юноша получил в Комиссаровском техническом училище, а позже в государственном техническом университете города Москвы.

Трудовую деятельность начал в октябре 1917 года инженером-конструктором общества Коломенских заводов. С июля 1918 по 1931 год работал старшим инженером-лаборантом, начальником отдела, помощником директора научной автомобильной лаборатории, преобразованной затем в Научный автомоторный институт СССР.

С 1931 года работал начальником технического контроля отдела бензиновых двигателей Центрального института авиационного моторостроения. По совместительству преподавал в Московском высшем техническом училище, Ломоносовском институте и Академии Военно-Воздушного Флота имени Жуковского, руководил кафедрой проектирования двигателей Московского авиационного института.

Помимо этого, он участвовал в разработках различных двигателей, таких как М-12, М-13, М-23, М-100, М-105, ВК-107, ВК-108 и другие. Разработанные им двигатели устанавливались на бомбардировщиках, которые успешно воевали во Второй мировой.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Климову Владимиру Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С началом Великой Отечественной завод, на котором работал Климов Владимир, был эвакуирован в Уфу. Он стал руководить Уфимским моторным заводом №28. Ученый не только наладил серийное производство уже проверенных двигателей, но и улучшал их. После каждого боевого вылета военного самолета ученый получал возможность проверить работу двигателя на практике и устранить случающиеся недочеты.

Около 90% военных самолетов летали на двигателях Владимира Климова. За годы войны он вложил в постройку боевых самолетов более семидесяти тысяч рублей из личных сбережений. Об этом он известил Сталина в письме и получил в ответ одобрение.

После войны в жизни Владимира Климова начался новый этап. Он занялся созданием реактивных авиационных двигателей. Первые прототипы создавались в конце сороковых годов двадцатого века. К 1951 году ученым был сконструирован ВК-1Ф. Такое название получил один из первых на мировом рынке турбореактивных двигателей оснащенных форсажной камерой, который устанавливался на истребителях.

За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Климов Владимир Яковлевич награжден второй золотой медалью «Серп и Молот».

В это же время Владимир Климов назначен Генеральным конструктором по авиадвигателям в Союзе. Также он оставался директором завода №117. Помимо конструирования, ученый занимался исследовательской деятельностью, например, изучал теорию смазки. В 1960 году ушел на заслуженный отдых. Последние годы жизни прожил в Москве.

Владимир Яковлевич Климов скончался 9 сентября 1962 года в возрасте семидесяти лет. Похоронен ученый в столице на Новодевичьем кладбище рядом с женой.

Семья Владимира Климова

Отец - Яков Алексеевич Климов из крестьянин д. Аннино Владимирской губернии. С детского возраста отправился в Москву на заработки, поднялся от ученика до хозяина артели мастеровых, работал по строительным подрядам, разбогател, купил в Москве участок земли и построив на нём доходный дом, стал домовладельцем.

Мать - Прасковья Васильевна Устинова из крестьянской семьи соседней деревни Еросово.

Награды Владимира Климова

дважды Герой Социалистического Труда (28.10.1940, медаль № 9; 12.07.1957)
пять орденов Ленина (29.12.1936; 28.10.1940; 30.12.1943; 02.07.1945; 23.07.1952)
орден Суворова 1-й степени (16.09.1945)
орден Суворова 2-й степени (19.08.1944)
орден Отечественной войны I степени (10.06.1945)
орден Трудового Красного Знамени (05.03.1939)
медаль «За боевые заслуги» (05.11.1954)
другие медали
Сталинская премия первой степени (1941 год) - за разработку нового авиационного мотора
Сталинская премия второй степени (1943 год) - за усовершенствование авиационного мотора
Сталинская премия первой степени (1946 год) - за создание нового образца авиационного мотора
Сталинская премия первой степени (1949 год) - за создание двигателя

Память о Владимире Климове

Именем В. Я. Климова названо Научно-производственное объединение им. Климова (в настоящее время АО «ОДК-Климов» в составе Объединённой двигателестроительной корпорации - АО «ОДК», холдинговой компании ГК «Ростех» в сфере двигателестроитения). 23 октября 2017 года на территории предприятия был открыт памятник В. Я. Климову. На здании завода, выходящем на площадь, установлена мемориальная доска. Ежегодно предприятие проводит конкурс им. В. Я. Климова среди петербургских студентов 3-4 курсов бакалавриата, специалитета и магистратуры дневных отделений вузов и техникумов - «климовские» стипендии.

Имя носит площадь на пересечении Большого Сампсониевского пр. и Кантемировской ул. в Выборгском районе Санкт-Петербурга.

Бюст В. Я. Климова установлен в Москве в начале улицы Авиамоторной, на которой расположен ЦИАМ им. Баранова.

В 2002 году именем Владимира Яковлевича Климова была названа улица в Шевченском районе города Запорожье. Также в Запорожье есть парк академика Климова.

В Санкт-Петербурге 23 октября 2017 года Владимиру Климову на территории двигателе-строительного завода «Климов» открыли памятник.

Владимир Климов – легенда отечественного двигателестроения

Объединенная двигателестроительная корпорация открыла год столетия «Климова» презентацией книги, посвященной одному из основателей российской школы авиационного двигателестроения, легендарному конструктору Владимиру Яковлевичу Климову. Книга вошла в серию «Знаменитые конструкторы России. XX век». Об этом сообщила пресс-служба корпорации.


В 2014 году «Климов» отмечает сто лет со дня основания предприятия. Презентация книги о Владимире Климове стала первым событием, в цепочке запланированных к юбилею мероприятий.

Владимир Климов вошел в историю страны вместе с массовым авиамотором М-105, на котором в годы Великой Отечественной войны летало 90% истребительной авиации СССР

Александр Ватагин, исполнительный директор «Климова»

Книга «Владимир Климов» была выпущена в конце 2013 года при содействии «Климова» и НПО «Сатурн» и финансовой поддержке ОДК.

Книга стала результатом совместной работы Любови Калининой с дочерью великого конструктора Ириной Климовой. Рукопись была подготовлена более десяти лет назад как результат их многочисленных бесед, а также воспоминаний людей, хорошо знавших Владимира Яковлевича Климова по совместной работе в Ленинграде, Москве, Уфе и Рыбинске. Книга содержит большое количество фотографий и чертежей и основана на глубоком изучении отечественных архивов, ранее не публиковавшихся материалов.

«Владимир Климов, бесспорно, знаковая фигура в отечественном двигателестроении. Он вошел в историю страны вместе с массовым авиамотором М-105 (с 1943 года — ВК-105), на котором в годы Великой Отечественной войны летало 90% истребительной авиации СССР», - сказал исполнительный директор «Климова» Александр Ватагин.

Александр Ватагин также отметил великолепные организаторские способности Климова, сумевшего несмотря на трудности военного времени наладить серийное производство созданных им же двигателей, и воспитать целую плеяду отечественных двигателестроителей.

Благодаря авторам биография конструктора получила новое звучание, особый «женский» взгляд, считает Александр Ватагин.

Об авторе


Любовь Калинина посвятила много лет изучению и освещению жизни и деятельности выдающихся российских конструкторов и трех крупнейших авиадвигателестроительных компании ОДК - в Перми, Рыбинске и Санкт-Петербурге.

С 2005 года Любовь Калинина руководит пресс-службой научно-производственного объединения «Сатурн», входящего в состав ОДК. За эти годы под ее руководством и непосредственном участии выпущено 15 книг об истории, событиях и людях компании «Сатурн».

Во время работы руководителем пресс-центра авиакомпании «Аэрофлот - российские авиалинии», была выпущена первая книга, посвященная теме авиадвигателестроения – «Двенадцать глав из жизни Павла Соловьева» (1997 г., Пермь), куда вошли последние прижизненные беседы с руководителем пермского КБ «Авиадвигатель».

В 2008 году была выпущена книга, посвященная 100-летию со дня рождения генерального конструктора Архипа Михайловича Люльки, созданная совместно с сотрудниками НПО «Сатурн» и дочерью - Ларисой Архиповной Люлькой.

В 2011 году под руководством Любови Калининой вышло издание, посвященное 95-летию НПО «Сатурн», в котором представлены судьбы 95 династий выдающихся деятелей, работавших и оставивших неизгладимый след в истории становления предприятия.

ОАО «Климов» - ведущий российский разработчик газотурбинных двигателей. Занимается разработкой, производством и сервисным обслуживанием двигателей для вертолетов, а также реактивных двигателей для истребительной авиации. Ключевая компетенция «Климова» - проектирование турбовальных двигателей для вертолетов КБ Миля и Камова (Ми-8/Ми-17, Ми-28 «Ночной Охотник», Ка-50 «Черная акула» и Ка-52, новейшего Ми-38). Двигателями разработки «Климов» оснащено более 90% вертолетного парка России, в том числе они эксплуатируются в составе спецотряда ГТК «Россия» на президентских вертолетах. Турбореактивные двигатели разработки «Климов» эксплуатируются в составе истребителей МиГ-29.

ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» - дочерняя компания ОПК «Оборонпром». В структуру ОДК интегрированы более 85% ведущих предприятий, специализирующихся на разработке, серийном производстве и сервисном обслуживании газотурбиной техники, а также ключевые предприятия - комплектаторы отрасли. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам.

«ОДК-Климов»: 105 лет инноваций

Одно из старейших предприятий отечественного авиапрома, ведущий российский производитель газотурбинных двигателей «ОДК-Климов» в октябре отмечает 105-летний юбилей. Климовские силовые установки поднимают в небо самолеты и вертолеты по всему миру, а отечественный вертолетный парк оснащен ими практически полностью. В Великую Отечественную войну здесь создавался «мотор Победы» М-105. Сегодня на предприятии, входящем в Объединенную двигателес троительную корпорацию Ростеха, продолжаются традиции выдающихся конструкторов Владимира Климова и Сергея Изотова.

Начало истории

За свою историю «ОДК-Климов» сменил несколько названий и направлений деятельности. Начало было положено в 1914 году указом императора Николая II об открытии в Санкт-Петербурге завода Акционерного общества «Русский Рено». Задачей нового предприятия стал выпуск продукции для фронта Первой мировой войны, а первым заказом – моторы для самолетов и ремонт автомобилей. Основные мощности располагаются в Петрограде, а в 1916 году начали строить завод-дублер в Рыбинске. Двигателями «Русского Рено» оснащались некоторые модификации первого многомоторного бомбардировщика «Илья Муромец».

С приходом советской власти завод был национализирован. В 1930-е годы на нем выпускаются детали для тракторов «Фордзон-Путиловец», «Катерпиллер», «Джон Рид», «Интернационал», производятся первые советские мотоциклы, бронебойные снаряды, узлы для танков Т-26 и адаптируются двигатели М-5 для танков БТ-2 и БТ-5.

Великая Отечественная война и эвакуация завода

Летом 1941 года основная часть завода №234, как тогда называлось предприятие, была эвакуирована в Уфу. На оставшемся в Ленинграде оборудовании была организована авиационная ремонтная бригада, где восстанавливали авиамоторы и другую технику для фронта, а также собирали минометные «Катюши». Много сотрудников завода ушло в армию и ополчение.

1.jpg

Главный конструктор завода № 26 В.Я. Климов со студентами, изучающими авиамотор М-17, 1940 г.

В декабре 1941 года в результате слияния эвакуированных предприятий появился Уфимский моторостроительный завод №26. Главным конструктором завода стал Владимир Яковлевич Климов. Объединенное предприятие приступило к серийному выпуску мотора М-105.

На запуск завода ушло всего 6 недель. Серийные образцы мотора М-105 с индексом «Р» (редукторные) массово устанавливались на бомбардировщики Пе-2 и Ер-2 и тяжелые истребители Пе-3, а двигатели с индексом «П» (пушечные) шли на основные типы и модификации истребителей ОКБ Яковлева. Больше половины фронтовой советской авиации тогда летало на «сто пятых». Истребитель Як-3 и бомбардировщик Пе-2 с моторами Климова стали лучшими советскими самолетами в своем классе. За время войны было выпущено свыше 100 000 двигателей семейства М-105. За успешную работу по созданию и внедрению в серийное производство «мотора Победы» коллектив завода был представлен к наградам.

2cae9ff7ddffc260f5fc80c0de771568.jpg

Предполетный осмотр двигателя М-105 на самолете Пе-2

В марте 1944 года в название климовских двигателей были введены инициалы конструктора – ВК. Последним мотором, исчерпавшим потенциал 105-й серии, стал ВК-105ПФ2, поднимавший в небо истребители Як-3 и Як-9. Следующая модель Климова, двигатель ВК-107, прошла длительную череду испытаний и доработок и устанавливалась на серийные самолеты Як-9У, Пе-2 и ряд опытных машин. ВК-107 стал последним серийным поршневым двигателем, вышедшим «из-под пера» команды Климова. Реактивные моторы отодвинули поршневую технику на второй план.

Послевоенные годы

После войны для разработки отечественного турбореактивного двигателя в Ленинграде создается ОКБ №117 под руководством Владимира Климова и завод под тем же номером. В 1947 году над Красной площадью во время парада впервые пролетают самолеты Як-15 с реактивными двигателями РД-10 разработки Климова.

3.jpg

Турбореактивный двигатель ВК-1

В 1948 году разработан первый советский серийный турбореактивный двигатель ВК-1, который устанавливался на серийных самолетах МиГ-15бис, МиГ-17, Ил-28, Ту-14. Всего было выпущено около 50 000 этих двигателей, а самолеты с ВК-1 состояли на вооружении около 40 стран.

В 1951 году был выпущен первый отечественный двигатель с дожиганием топлива в форсажной камере ВК-1Ф. В 1951-1952 годах в ОКБ Климова были разработаны двигатели ВК-5, ВК-5Ф, ВК-7. Практически ко всем двигателям, выпущенным предприятием в 1950-1960 годы, применимо слово «первый». Выходят в свет двигатели для боевых вертолетов и истребителей, ракет и танков, уникальные по своим характеристикам.

После смерти В.Я. Климова в 1963 году предприятию было присвоено его имя. С 1960 года завод возглавляет еще один выдающийся конструктор Сергей Петрович Изотов. В годы расцвета завода имени Климова здесь трудились более 6000 сотрудников. Четко отлаженные схемы взаимодействия позволяли заниматься работой сразу по нескольким направлениям. Одновременно в разработке коллектива были десятки тем. В 1975 году заводу были приданы несколько предприятий, в том числе ленинградский завод «Красный Октябрь», и он получил новое название − Ленинградское научно-производственное объединение им. В.Я. Климова.


4.jpg

Двигатель РД-33

В 1970-е годы на заводе разрабатывается двухконтурный турбореактивный двигатель РД-33 для легкого фронтового истребителя четвертого поколения МиГ-29. Он был выпущен в количестве около 5000 штук и стал одним из самых массовых в своем классе.

Ярким примером разработки конверсионной продукции можно назвать создание факела для московской Олимпиады 1980 года. Это небольшое изделие заняло месяцы напряженной работы – к главному олимпийскому символу предъявлялись повышенные требования. И с этим заданием климовцы успешно справились, выпустив к Олимпиаде 6200 факелов.

Современная история

В 1990-е годы конструкторы осваивали абсолютно новые для предприятия сферы: проектирование морских двигателей, создание энергетических установок и систем автоматического управления двигателями. Опыт 1990-х годов продемонстрировал, как коллектив предприятия, сохранив фундаментальную конструкторскую школу, перестроился под новый экономический формат и обогатил современную историю двигателестроения полезными новаторскими решениями.

Сегодня основная линейка продуктов «ОДК-Климова» включает семейство вертолетных и самолетных двигателей ТВ7-117, двигателей ВК-2500 (ТВ3-117), реактивных двигателей РД-33 и РД-33МК.

Высокоэффективный ТВ7-117В устанавливается на многоцелевые вертолеты Ми-38 и по своим параметрам превосходит конкурентов. Турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ поднимает в воздух новый российский военно-транспортный самолет Ил-112В, а двигатель ТВ7-117СТ-01 – пассажирский Ил-114-300. А самый массовый современный двигатель «ОДК-Климова» ВК-2500 в различных модификациях позволяет эксплуатировать вертолеты ОКБ Миля и Камова в сложных погодных и географических условиях.

151cacd007.jpg

ВК-2500ПС-03 – новейшая модификация двигателя ВК-2500

Самый массовый в своем классе реактивный двигатель РД-33 применяется в составе силовой установки истребителя МиГ-29, состоящего на вооружении в ВВС 25 стран. Сверхманевренный МиГ-29ОВТ благодаря модификации двигателя с отклоняемым вектором тяги может демонстрировать сложнейшие фигуры высшего пилотажа. А для истребителя морского базирования создана модификация РД-33МК «Морская оса».

Линейка двигателей продолжает развиваться, создаются новые двигатели мощностью 400-650 л.с. и 1400-1800 л.с. В рамках программы импортозамещения в кооперации с предприятиями ОДК выстроено производство отечественных комплектующих для двигателей.

5.jpg

Двигатель ТВ7-117СТ

АО «ОДК-Климов» является также разработчиком и производителем систем автоматического управления, которые осуществляют функции как управления, так и контроля, повышают надежность и эксплуатационные характеристики двигателя. Сервисное сопровождение в течение всего жизненного цикла является одной из ключевых компетенций предприятия. «ОДК-Климов» входит в структуру Объединенной двигателестроительной корпорации, являющейся частью Ростеха.

События, связанные с этим

Михаил Калашников: «Сделать простое иногда во много раз сложнее, чем сложное»

Сегодня исполняется 118 лет со дня рождения легендарного конструктора авиационных двигателей, имя которого носит наше предприятие – Владимира Яковлевича Климова.

Владимир Яковлевич Климов родился в Москве 23 июля 1892 г. в семье выходцев из Владимирской губернии. По окончании Императорского (Московского) высшего технического училища в 1917 году ему было присвоено звание инженера-механика по специальности «Легкие авиационные и автомобильные двигатели».

После революции молодой инженер работал в лаборатории автомобильных двигателей академика Е.А. Чудакова, которая в 1921 г. стала Научным автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ). В НАМИ В.Я. Климов занимался и практическими исследованиями в области авиадвигателей.

В 20-е годы В.Я. Климов был председателем ряда комиссий по испытаниям и приемке первых советских мощных авиамоторов. В эти же годы он преподавал в ведущих вузах, занимался разработкой авиационных двигателей М-12, М-13, М-23.

В первой половине1930-х годов В.Я.Климов работал на заводе №29 в Запорожье, руководил проектами в Центральном институте авиационного моторостроения.

В 1933 г. во главе Приемочной комиссии он командируется во Францию для закупки у фирмы Hispano Suiza лицензии на производство мотора 12Ybrs. В августе 1935 г., назначенный главным конструктором Рыбинского авиамоторного завода №26, В.Я. Климов дорабатывает французский двигатель и запускает его в серию под обозначением М-100.

В начале Великой Отечественной войны Рыбинский завод эвакуируется в Уфу, где в его состав вливаются ленинградские заводы №234 и №451.

В 1940 году за создание двигателя М-105 В.Я. Климову присуждено звание Героя Социалистического Труда.

В 1944 г. по Постановлению Правительства «сотые» двигатели получили индекс «ВК» (инициалы главного конструктора). На этих моторах летало более половины истребительной и бомбардировочной авиации. Истребитель Як-3 и бомбардировщик Пе-2 с климовскими моторами стали лучшими в своем классе отечественными самолетами.

Под руководством В.Я. Климова в серийное производство были запущены реактивные двигатели РД-10, а также РД-45 и РД-500.

В 1946 г. В.Я. Климов возглавил ОКБ, образованное на ленинградском заводе № 446 (позднее оно стало самостоятельным предприятием – заводом №117), а также ОКБ №45 в Москве.

В 1949 году под его руководством создан первый отечественный турбореактивный двигатель ВК-1. Он был выпущен серией в 20 тысяч единиц. Порядка 30 000 этих двигателей изготовили на моторостроительных предприятиях ПНР, ЧССР, КНР.

Истребитель Миг-15 с этим двигателем был признан лучшим истребителем 50-х гг.

В 50-е годы в Ленинграде на заводе №117 под руководством В.Я. Климова был разработан целый ряд уникальных газотурбинных двигателей.

Скончался В.Я. Климов 9 сентября 1962 г. В 1963 г. по просьбе «климовцев» заводу №117 было присвоено его имя.

В.Я. Климов дважды награжден Золотой Звездой Героя Социалистического Труда, пять раз — Орденом Ленина, четырежды — Сталинскими премиями, он кавалер орденов Суворова 1-й и 2-й степеней, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени. Ему присвоены звания генерал-майора инженерно-авиационной службы и академика Академии Наук СССР, ученая степень доктора технических наук.

Климов Владимир Яковлевич – главный конструктор опытно-конструкторского отдела авиамоторного завода №26 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, город Рыбинск Ярославской области; главный конструктор Государственного союзного опытного завода №117 Министерства авиационной промышленности СССР, академик Академии наук СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы, город Ленинград.

Родился 11 (23) июля 1892 года в Москве, в семье рабочего-штукатура, выходца из крестьян Владимирской губернии, со временем ставшего состоятельным строительным подрядчиком. Русский.

Получил первоначальное домашнее образование. Окончил Комиссаровское техническое училище в Москве, готовившее строителей, в 1910 году. В 1917 году окончил Императорское Московское техническое училище (ныне Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана). Ученик выдающегося деятеля отечественной авиации профессора Н.Е. Жуковского, несколько лет состоял в его инженерном кружке.

В 1917 году после окончания училища несколько месяцев тяжело болел. В ноябре 1917 года был призван на военную службу, служил рядовым в 55-м запасном пехотном полку в Москве. В марте 1918 года демобилизован.

С апреля 1918 года - инженер-конструктор в технической конторе Общества Коломенских заводов, участвовал в постройке Кулебакского завода. С июля 1918 года работал инженером Центральной авиасекции по обслуживанию заводов Высшего Совета народного хозяйства РСФСР. С ноября 1918 по 1928 годы работал в научной автомобильной лаборатории при ВСНХ РСФСР (с 1920 года - Научный автомоторный институт), где был лаборантом, начальником отдела, помощником директора института. В те годы также много преподавал: в 1919-1928 годах - в МВТУ имени Н.Э. Баумана, в 1922-1924 годах - в Ломоносовском институте, в 1924-1928 годах был старшим руководителем кафедры моторостроения в Академии Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского (с 1925 - Военно-воздушная инженерная академия РККА имени проф. Н.Е. Жуковского). С ноября 1924 по январь 1926 года находился в командировке в Германии в составе советского торгпредства в Берлине, возглавляя решение вопросов по закупке авиадвигателей и развитию их лицензионного производства в СССР.

В октябре 1928 года освобождён от занимаемых постов и направлен в вторую долгосрочную командировку во Францию, где вновь работал в торговом представительстве СССР и был председателем комиссии по закупке лицензий на иностранные авиационные двигатели.

После возвращения из загранкомандировки, в 1930 году назначен начальником технического контроля, затем техническим директором завода №29 (Запорожье). Участвовал в разработке первых советских звездообразных авиационных двигателей воздушного охлаждения М-12, М-23 (1925-1927) и первого советского 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения М-13 (1925-1930), ставшего на тот момент самым мощным в мире (880 лошадиных сил).

С марта 1931 по 1933 год В.Я. Климов - начальник отдела бензиновых двигателей вновь созданного Центрального института авиационного моторостроения. Одновременно в 1932-1933 годах - заведующий кафедрой проектирования двигателей Московского авиационного института. В 1933-1935 годах вновь работал в заграничной командировке во Франции.

С августа 1935 года - главный конструктор авиационного завода №26 в Рыбинске Ярославской области. Климов успешно организовал производство 12-цилиндрового двигателя М-100, мощность которого была на 30% больше, чем у аналогичных зарубежных двигателей тех же размеров, а затем серийного двигателя М-103 для бомбардировщиков «СБ» конструкции А.Н. Туполева и А.А. Архангельского. С 1935 года - главный конструктор, позднее - генеральный конструктор поршневых (с 1947 - реактивных) авиационных двигателей. В конце 30-х - начале 40-х годов под руководством В.Я. Климова были сконструированы новые мощные серийные двигатели М-105, ВК-105ПФ, ВК-107, ВК-108, оснащённых двухскоростным воздушным нагнетателем его же оригинальной конструкции. Эти двигатели устанавливались на пикирующих бомбардировщиках Пе-2 и многих истребителях конструкции А.С. Яковлева и С.А. Лавочкина, успешно воевавших в Великой Отечественной войне.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Климову Владимиру Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С началом Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в столицу Башкирской АССР город Уфу, куда также прибыли Рыбинский авиамоторный завод № 26 (тоже бывший «Русский Рено») и ОКБ, руководимое В.Я. Климовым, Горьковский завод, и другие. На базе Уфимского авиастроительного завода было организовано производство моторов, которое начало полномасштабный выпуск продукции уже в декабре 1941 года. Климов руководил на Уфимском моторном заводе № 28 как освоением серийного производства ранее созданных двигателей, так и работами по их улучшению с учетом выявленных в ходе боевых действий проблем и потребностей, установке авиадвигателей на новые типы самолетов.

В годы войны В.Я Климов внёс 73 тысячи рублей личных денежных средств на постройку боевых самолётов для фронта.

С июня 1946 года – Главный конструктор ОКБ на авиационном заводе № 466 в Ленинграде (с июня 1947 года – Главный конструктор самостоятельного ОКБ № 117), также в декабре 1946 - феврале 1947 года исполнял обязанности председателя комиссии по заказу и приемке авиационных двигателей в Великобритании. Одновременно в 1947-1956 годах – главный конструктор и директор ОКБ-45 в Москве (впоследствии Машиностроительное конструкторское бюро «Гранит»). Начался новый выдающийся этап в творчестве В.Я. Климова - создание реактивных авиадвигателей. Уже в 1947–1949 годах созданы первые двигатели с центробежными компрессорами для реактивных самолётов.

В 1951 был создан ВК-1Ф — один из первых в мире турбореактивных двигателей, оснащённых форсажной камерой, который устанавливался на истребителях. На этих двигателях были разработаны и внедрены специальная закрытая система жидкостного охлаждения поршневых авиационных двигателей под давлением, воздушный нагнетатель с двухскоростным приводом, усовершенствованная система газораспределения, система питания топливовоздушной смесью мощных и высокооборотных авиадвигателей, предложен ряд оригинальных решений в конструкциях двигателей. Очень скоро реактивные двигатели Климова прошли боевое крещение: о работе его двигателей на истребителях МиГ-15 имеются только восторженные отзывы воевавших в Корее летчиков. В 1950 году на реактивном истребителе МиГ-17 с двигателем Климова ВК-1Ф впервые была достигнута сверхзвуковая скорость полета.

С 1956 года – Генеральный конструктор авиационных двигателей в СССР, одновременно главный конструктор и директор завода № 117. Климов был не только конструктором, но и ученым-исследователем, он внёс существенный вклад в развитие теории смазки, в решение проблем уравновешивания поршневых авиадвигателей и других вопросов двигателестроения. Автор научных трудов по исследованию внутреннего процесса и динамике авиационных двигателей, расчёту на прочность их отдельных элементов.

За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Климов Владимир Яковлевич награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

Академик АН СССР (1953). Член-корреспондент АН СССР (1943). Доктор технических наук (1940).

Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946–1950). Депутат Верховного Совета РСФСР 3-4 созывов (1951-1959). Депутат Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся (1950-1953)*.

В 1960 году вышел на пенсию. Жил в городе-герое Москве. Скончался 9 сентября 1962 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944). Награждён 5 орденами Ленина (29.12.1936, 28.10.1940, 30.12.1943, 2.07.1945, 23.07.1952), орденами Суворова 1-й (16.09.1945) и 2-й (19.08.1944) степеней, Отечественной войны 1-й степени (10.06.1945), Трудового Красного Знамени (05.03.1939), медалью «За боевые заслуги» (05.11.1954), другими медалями.

Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949).

Бронзовый бюст В.Я. Климова установлен в Москве. В Санкт-Петербурге на здании конструкторского бюро, которое он возглавлял, установлена мемориальная доска. Его имя носит площадь в Санкт-Петербурге.

* Несмотря на высокие посты, заслуги и награды, В.Я. Климов не состоял в КПСС: сначала его не принимали по причине «непролетарского» происхождения, а после снятия таких ограничений сам отказался от вступления в партию.

Читайте также: