Климов владимир яковлевич конструктор двигателей

Обновлено: 24.04.2024

Климов Владимир Яковлевич – главный конструктор опытно-конструкторского отдела авиамоторного завода №26 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, город Рыбинск Ярославской области; главный конструктор Государственного союзного опытного завода №117 Министерства авиационной промышленности СССР, академик Академии наук СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы, город Ленинград.

Родился 11 (23) июля 1892 года в Москве, в семье рабочего-штукатура, выходца из крестьян Владимирской губернии, со временем ставшего состоятельным строительным подрядчиком. Русский.

Получил первоначальное домашнее образование. Окончил Комиссаровское техническое училище в Москве, готовившее строителей, в 1910 году. В 1917 году окончил Императорское Московское техническое училище (ныне Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана). Ученик выдающегося деятеля отечественной авиации профессора Н.Е. Жуковского, несколько лет состоял в его инженерном кружке.

В 1917 году после окончания училища несколько месяцев тяжело болел. В ноябре 1917 года был призван на военную службу, служил рядовым в 55-м запасном пехотном полку в Москве. В марте 1918 года демобилизован.

С апреля 1918 года - инженер-конструктор в технической конторе Общества Коломенских заводов, участвовал в постройке Кулебакского завода. С июля 1918 года работал инженером Центральной авиасекции по обслуживанию заводов Высшего Совета народного хозяйства РСФСР. С ноября 1918 по 1928 годы работал в научной автомобильной лаборатории при ВСНХ РСФСР (с 1920 года - Научный автомоторный институт), где был лаборантом, начальником отдела, помощником директора института. В те годы также много преподавал: в 1919-1928 годах - в МВТУ имени Н.Э. Баумана, в 1922-1924 годах - в Ломоносовском институте, в 1924-1928 годах был старшим руководителем кафедры моторостроения в Академии Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского (с 1925 - Военно-воздушная инженерная академия РККА имени проф. Н.Е. Жуковского). С ноября 1924 по январь 1926 года находился в командировке в Германии в составе советского торгпредства в Берлине, возглавляя решение вопросов по закупке авиадвигателей и развитию их лицензионного производства в СССР.

В октябре 1928 года освобождён от занимаемых постов и направлен в вторую долгосрочную командировку во Францию, где вновь работал в торговом представительстве СССР и был председателем комиссии по закупке лицензий на иностранные авиационные двигатели.

После возвращения из загранкомандировки, в 1930 году назначен начальником технического контроля, затем техническим директором завода №29 (Запорожье). Участвовал в разработке первых советских звездообразных авиационных двигателей воздушного охлаждения М-12, М-23 (1925-1927) и первого советского 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения М-13 (1925-1930), ставшего на тот момент самым мощным в мире (880 лошадиных сил).

С марта 1931 по 1933 год В.Я. Климов - начальник отдела бензиновых двигателей вновь созданного Центрального института авиационного моторостроения. Одновременно в 1932-1933 годах - заведующий кафедрой проектирования двигателей Московского авиационного института. В 1933-1935 годах вновь работал в заграничной командировке во Франции.

С августа 1935 года - главный конструктор авиационного завода №26 в Рыбинске Ярославской области. Климов успешно организовал производство 12-цилиндрового двигателя М-100, мощность которого была на 30% больше, чем у аналогичных зарубежных двигателей тех же размеров, а затем серийного двигателя М-103 для бомбардировщиков «СБ» конструкции А.Н. Туполева и А.А. Архангельского. С 1935 года - главный конструктор, позднее - генеральный конструктор поршневых (с 1947 - реактивных) авиационных двигателей. В конце 30-х - начале 40-х годов под руководством В.Я. Климова были сконструированы новые мощные серийные двигатели М-105, ВК-105ПФ, ВК-107, ВК-108, оснащённых двухскоростным воздушным нагнетателем его же оригинальной конструкции. Эти двигатели устанавливались на пикирующих бомбардировщиках Пе-2 и многих истребителях конструкции А.С. Яковлева и С.А. Лавочкина, успешно воевавших в Великой Отечественной войне.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Климову Владимиру Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С началом Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в столицу Башкирской АССР город Уфу, куда также прибыли Рыбинский авиамоторный завод № 26 (тоже бывший «Русский Рено») и ОКБ, руководимое В.Я. Климовым, Горьковский завод, и другие. На базе Уфимского авиастроительного завода было организовано производство моторов, которое начало полномасштабный выпуск продукции уже в декабре 1941 года. Климов руководил на Уфимском моторном заводе № 28 как освоением серийного производства ранее созданных двигателей, так и работами по их улучшению с учетом выявленных в ходе боевых действий проблем и потребностей, установке авиадвигателей на новые типы самолетов.

В годы войны В.Я Климов внёс 73 тысячи рублей личных денежных средств на постройку боевых самолётов для фронта.

С июня 1946 года – Главный конструктор ОКБ на авиационном заводе № 466 в Ленинграде (с июня 1947 года – Главный конструктор самостоятельного ОКБ № 117), также в декабре 1946 - феврале 1947 года исполнял обязанности председателя комиссии по заказу и приемке авиационных двигателей в Великобритании. Одновременно в 1947-1956 годах – главный конструктор и директор ОКБ-45 в Москве (впоследствии Машиностроительное конструкторское бюро «Гранит»). Начался новый выдающийся этап в творчестве В.Я. Климова - создание реактивных авиадвигателей. Уже в 1947–1949 годах созданы первые двигатели с центробежными компрессорами для реактивных самолётов.

В 1951 был создан ВК-1Ф — один из первых в мире турбореактивных двигателей, оснащённых форсажной камерой, который устанавливался на истребителях. На этих двигателях были разработаны и внедрены специальная закрытая система жидкостного охлаждения поршневых авиационных двигателей под давлением, воздушный нагнетатель с двухскоростным приводом, усовершенствованная система газораспределения, система питания топливовоздушной смесью мощных и высокооборотных авиадвигателей, предложен ряд оригинальных решений в конструкциях двигателей. Очень скоро реактивные двигатели Климова прошли боевое крещение: о работе его двигателей на истребителях МиГ-15 имеются только восторженные отзывы воевавших в Корее летчиков. В 1950 году на реактивном истребителе МиГ-17 с двигателем Климова ВК-1Ф впервые была достигнута сверхзвуковая скорость полета.

С 1956 года – Генеральный конструктор авиационных двигателей в СССР, одновременно главный конструктор и директор завода № 117. Климов был не только конструктором, но и ученым-исследователем, он внёс существенный вклад в развитие теории смазки, в решение проблем уравновешивания поршневых авиадвигателей и других вопросов двигателестроения. Автор научных трудов по исследованию внутреннего процесса и динамике авиационных двигателей, расчёту на прочность их отдельных элементов.

За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Климов Владимир Яковлевич награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

Академик АН СССР (1953). Член-корреспондент АН СССР (1943). Доктор технических наук (1940).

Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946–1950). Депутат Верховного Совета РСФСР 3-4 созывов (1951-1959). Депутат Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся (1950-1953)*.

В 1960 году вышел на пенсию. Жил в городе-герое Москве. Скончался 9 сентября 1962 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944). Награждён 5 орденами Ленина (29.12.1936, 28.10.1940, 30.12.1943, 2.07.1945, 23.07.1952), орденами Суворова 1-й (16.09.1945) и 2-й (19.08.1944) степеней, Отечественной войны 1-й степени (10.06.1945), Трудового Красного Знамени (05.03.1939), медалью «За боевые заслуги» (05.11.1954), другими медалями.

Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949).

Бронзовый бюст В.Я. Климова установлен в Москве. В Санкт-Петербурге на здании конструкторского бюро, которое он возглавлял, установлена мемориальная доска. Его имя носит площадь в Санкт-Петербурге.

* Несмотря на высокие посты, заслуги и награды, В.Я. Климов не состоял в КПСС: сначала его не принимали по причине «непролетарского» происхождения, а после снятия таких ограничений сам отказался от вступления в партию.

«ОДК-Климов»: 105 лет инноваций

Одно из старейших предприятий отечественного авиапрома, ведущий российский производитель газотурбинных двигателей «ОДК-Климов» в октябре отмечает 105-летний юбилей. Климовские силовые установки поднимают в небо самолеты и вертолеты по всему миру, а отечественный вертолетный парк оснащен ими практически полностью. В Великую Отечественную войну здесь создавался «мотор Победы» М-105. Сегодня на предприятии, входящем в Объединенную двигателес троительную корпорацию Ростеха, продолжаются традиции выдающихся конструкторов Владимира Климова и Сергея Изотова.

Начало истории

За свою историю «ОДК-Климов» сменил несколько названий и направлений деятельности. Начало было положено в 1914 году указом императора Николая II об открытии в Санкт-Петербурге завода Акционерного общества «Русский Рено». Задачей нового предприятия стал выпуск продукции для фронта Первой мировой войны, а первым заказом – моторы для самолетов и ремонт автомобилей. Основные мощности располагаются в Петрограде, а в 1916 году начали строить завод-дублер в Рыбинске. Двигателями «Русского Рено» оснащались некоторые модификации первого многомоторного бомбардировщика «Илья Муромец».

С приходом советской власти завод был национализирован. В 1930-е годы на нем выпускаются детали для тракторов «Фордзон-Путиловец», «Катерпиллер», «Джон Рид», «Интернационал», производятся первые советские мотоциклы, бронебойные снаряды, узлы для танков Т-26 и адаптируются двигатели М-5 для танков БТ-2 и БТ-5.

Великая Отечественная война и эвакуация завода

Летом 1941 года основная часть завода №234, как тогда называлось предприятие, была эвакуирована в Уфу. На оставшемся в Ленинграде оборудовании была организована авиационная ремонтная бригада, где восстанавливали авиамоторы и другую технику для фронта, а также собирали минометные «Катюши». Много сотрудников завода ушло в армию и ополчение.

1.jpg

Главный конструктор завода № 26 В.Я. Климов со студентами, изучающими авиамотор М-17, 1940 г.

В декабре 1941 года в результате слияния эвакуированных предприятий появился Уфимский моторостроительный завод №26. Главным конструктором завода стал Владимир Яковлевич Климов. Объединенное предприятие приступило к серийному выпуску мотора М-105.

На запуск завода ушло всего 6 недель. Серийные образцы мотора М-105 с индексом «Р» (редукторные) массово устанавливались на бомбардировщики Пе-2 и Ер-2 и тяжелые истребители Пе-3, а двигатели с индексом «П» (пушечные) шли на основные типы и модификации истребителей ОКБ Яковлева. Больше половины фронтовой советской авиации тогда летало на «сто пятых». Истребитель Як-3 и бомбардировщик Пе-2 с моторами Климова стали лучшими советскими самолетами в своем классе. За время войны было выпущено свыше 100 000 двигателей семейства М-105. За успешную работу по созданию и внедрению в серийное производство «мотора Победы» коллектив завода был представлен к наградам.

2cae9ff7ddffc260f5fc80c0de771568.jpg

Предполетный осмотр двигателя М-105 на самолете Пе-2

В марте 1944 года в название климовских двигателей были введены инициалы конструктора – ВК. Последним мотором, исчерпавшим потенциал 105-й серии, стал ВК-105ПФ2, поднимавший в небо истребители Як-3 и Як-9. Следующая модель Климова, двигатель ВК-107, прошла длительную череду испытаний и доработок и устанавливалась на серийные самолеты Як-9У, Пе-2 и ряд опытных машин. ВК-107 стал последним серийным поршневым двигателем, вышедшим «из-под пера» команды Климова. Реактивные моторы отодвинули поршневую технику на второй план.

Послевоенные годы

После войны для разработки отечественного турбореактивного двигателя в Ленинграде создается ОКБ №117 под руководством Владимира Климова и завод под тем же номером. В 1947 году над Красной площадью во время парада впервые пролетают самолеты Як-15 с реактивными двигателями РД-10 разработки Климова.

3.jpg

Турбореактивный двигатель ВК-1

В 1948 году разработан первый советский серийный турбореактивный двигатель ВК-1, который устанавливался на серийных самолетах МиГ-15бис, МиГ-17, Ил-28, Ту-14. Всего было выпущено около 50 000 этих двигателей, а самолеты с ВК-1 состояли на вооружении около 40 стран.

В 1951 году был выпущен первый отечественный двигатель с дожиганием топлива в форсажной камере ВК-1Ф. В 1951-1952 годах в ОКБ Климова были разработаны двигатели ВК-5, ВК-5Ф, ВК-7. Практически ко всем двигателям, выпущенным предприятием в 1950-1960 годы, применимо слово «первый». Выходят в свет двигатели для боевых вертолетов и истребителей, ракет и танков, уникальные по своим характеристикам.

После смерти В.Я. Климова в 1963 году предприятию было присвоено его имя. С 1960 года завод возглавляет еще один выдающийся конструктор Сергей Петрович Изотов. В годы расцвета завода имени Климова здесь трудились более 6000 сотрудников. Четко отлаженные схемы взаимодействия позволяли заниматься работой сразу по нескольким направлениям. Одновременно в разработке коллектива были десятки тем. В 1975 году заводу были приданы несколько предприятий, в том числе ленинградский завод «Красный Октябрь», и он получил новое название − Ленинградское научно-производственное объединение им. В.Я. Климова.


4.jpg

Двигатель РД-33

В 1970-е годы на заводе разрабатывается двухконтурный турбореактивный двигатель РД-33 для легкого фронтового истребителя четвертого поколения МиГ-29. Он был выпущен в количестве около 5000 штук и стал одним из самых массовых в своем классе.

Ярким примером разработки конверсионной продукции можно назвать создание факела для московской Олимпиады 1980 года. Это небольшое изделие заняло месяцы напряженной работы – к главному олимпийскому символу предъявлялись повышенные требования. И с этим заданием климовцы успешно справились, выпустив к Олимпиаде 6200 факелов.

Современная история

В 1990-е годы конструкторы осваивали абсолютно новые для предприятия сферы: проектирование морских двигателей, создание энергетических установок и систем автоматического управления двигателями. Опыт 1990-х годов продемонстрировал, как коллектив предприятия, сохранив фундаментальную конструкторскую школу, перестроился под новый экономический формат и обогатил современную историю двигателестроения полезными новаторскими решениями.

Сегодня основная линейка продуктов «ОДК-Климова» включает семейство вертолетных и самолетных двигателей ТВ7-117, двигателей ВК-2500 (ТВ3-117), реактивных двигателей РД-33 и РД-33МК.

Высокоэффективный ТВ7-117В устанавливается на многоцелевые вертолеты Ми-38 и по своим параметрам превосходит конкурентов. Турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ поднимает в воздух новый российский военно-транспортный самолет Ил-112В, а двигатель ТВ7-117СТ-01 – пассажирский Ил-114-300. А самый массовый современный двигатель «ОДК-Климова» ВК-2500 в различных модификациях позволяет эксплуатировать вертолеты ОКБ Миля и Камова в сложных погодных и географических условиях.

151cacd007.jpg

ВК-2500ПС-03 – новейшая модификация двигателя ВК-2500

Самый массовый в своем классе реактивный двигатель РД-33 применяется в составе силовой установки истребителя МиГ-29, состоящего на вооружении в ВВС 25 стран. Сверхманевренный МиГ-29ОВТ благодаря модификации двигателя с отклоняемым вектором тяги может демонстрировать сложнейшие фигуры высшего пилотажа. А для истребителя морского базирования создана модификация РД-33МК «Морская оса».

Линейка двигателей продолжает развиваться, создаются новые двигатели мощностью 400-650 л.с. и 1400-1800 л.с. В рамках программы импортозамещения в кооперации с предприятиями ОДК выстроено производство отечественных комплектующих для двигателей.

5.jpg

Двигатель ТВ7-117СТ

АО «ОДК-Климов» является также разработчиком и производителем систем автоматического управления, которые осуществляют функции как управления, так и контроля, повышают надежность и эксплуатационные характеристики двигателя. Сервисное сопровождение в течение всего жизненного цикла является одной из ключевых компетенций предприятия. «ОДК-Климов» входит в структуру Объединенной двигателестроительной корпорации, являющейся частью Ростеха.

События, связанные с этим

Михаил Калашников: «Сделать простое иногда во много раз сложнее, чем сложное»

Владимир Климов – легенда отечественного двигателестроения

Объединенная двигателестроительная корпорация открыла год столетия «Климова» презентацией книги, посвященной одному из основателей российской школы авиационного двигателестроения, легендарному конструктору Владимиру Яковлевичу Климову. Книга вошла в серию «Знаменитые конструкторы России. XX век». Об этом сообщила пресс-служба корпорации.


В 2014 году «Климов» отмечает сто лет со дня основания предприятия. Презентация книги о Владимире Климове стала первым событием, в цепочке запланированных к юбилею мероприятий.

Владимир Климов вошел в историю страны вместе с массовым авиамотором М-105, на котором в годы Великой Отечественной войны летало 90% истребительной авиации СССР

Александр Ватагин, исполнительный директор «Климова»

Книга «Владимир Климов» была выпущена в конце 2013 года при содействии «Климова» и НПО «Сатурн» и финансовой поддержке ОДК.

Книга стала результатом совместной работы Любови Калининой с дочерью великого конструктора Ириной Климовой. Рукопись была подготовлена более десяти лет назад как результат их многочисленных бесед, а также воспоминаний людей, хорошо знавших Владимира Яковлевича Климова по совместной работе в Ленинграде, Москве, Уфе и Рыбинске. Книга содержит большое количество фотографий и чертежей и основана на глубоком изучении отечественных архивов, ранее не публиковавшихся материалов.

«Владимир Климов, бесспорно, знаковая фигура в отечественном двигателестроении. Он вошел в историю страны вместе с массовым авиамотором М-105 (с 1943 года — ВК-105), на котором в годы Великой Отечественной войны летало 90% истребительной авиации СССР», - сказал исполнительный директор «Климова» Александр Ватагин.

Александр Ватагин также отметил великолепные организаторские способности Климова, сумевшего несмотря на трудности военного времени наладить серийное производство созданных им же двигателей, и воспитать целую плеяду отечественных двигателестроителей.

Благодаря авторам биография конструктора получила новое звучание, особый «женский» взгляд, считает Александр Ватагин.

Об авторе


Любовь Калинина посвятила много лет изучению и освещению жизни и деятельности выдающихся российских конструкторов и трех крупнейших авиадвигателестроительных компании ОДК - в Перми, Рыбинске и Санкт-Петербурге.

С 2005 года Любовь Калинина руководит пресс-службой научно-производственного объединения «Сатурн», входящего в состав ОДК. За эти годы под ее руководством и непосредственном участии выпущено 15 книг об истории, событиях и людях компании «Сатурн».

Во время работы руководителем пресс-центра авиакомпании «Аэрофлот - российские авиалинии», была выпущена первая книга, посвященная теме авиадвигателестроения – «Двенадцать глав из жизни Павла Соловьева» (1997 г., Пермь), куда вошли последние прижизненные беседы с руководителем пермского КБ «Авиадвигатель».

В 2008 году была выпущена книга, посвященная 100-летию со дня рождения генерального конструктора Архипа Михайловича Люльки, созданная совместно с сотрудниками НПО «Сатурн» и дочерью - Ларисой Архиповной Люлькой.

В 2011 году под руководством Любови Калининой вышло издание, посвященное 95-летию НПО «Сатурн», в котором представлены судьбы 95 династий выдающихся деятелей, работавших и оставивших неизгладимый след в истории становления предприятия.

ОАО «Климов» - ведущий российский разработчик газотурбинных двигателей. Занимается разработкой, производством и сервисным обслуживанием двигателей для вертолетов, а также реактивных двигателей для истребительной авиации. Ключевая компетенция «Климова» - проектирование турбовальных двигателей для вертолетов КБ Миля и Камова (Ми-8/Ми-17, Ми-28 «Ночной Охотник», Ка-50 «Черная акула» и Ка-52, новейшего Ми-38). Двигателями разработки «Климов» оснащено более 90% вертолетного парка России, в том числе они эксплуатируются в составе спецотряда ГТК «Россия» на президентских вертолетах. Турбореактивные двигатели разработки «Климов» эксплуатируются в составе истребителей МиГ-29.

ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» - дочерняя компания ОПК «Оборонпром». В структуру ОДК интегрированы более 85% ведущих предприятий, специализирующихся на разработке, серийном производстве и сервисном обслуживании газотурбиной техники, а также ключевые предприятия - комплектаторы отрасли. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам.

Сегодня исполняется 118 лет со дня рождения легендарного конструктора авиационных двигателей, имя которого носит наше предприятие – Владимира Яковлевича Климова.

Владимир Яковлевич Климов родился в Москве 23 июля 1892 г. в семье выходцев из Владимирской губернии. По окончании Императорского (Московского) высшего технического училища в 1917 году ему было присвоено звание инженера-механика по специальности «Легкие авиационные и автомобильные двигатели».

После революции молодой инженер работал в лаборатории автомобильных двигателей академика Е.А. Чудакова, которая в 1921 г. стала Научным автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ). В НАМИ В.Я. Климов занимался и практическими исследованиями в области авиадвигателей.

В 20-е годы В.Я. Климов был председателем ряда комиссий по испытаниям и приемке первых советских мощных авиамоторов. В эти же годы он преподавал в ведущих вузах, занимался разработкой авиационных двигателей М-12, М-13, М-23.

В первой половине1930-х годов В.Я.Климов работал на заводе №29 в Запорожье, руководил проектами в Центральном институте авиационного моторостроения.

В 1933 г. во главе Приемочной комиссии он командируется во Францию для закупки у фирмы Hispano Suiza лицензии на производство мотора 12Ybrs. В августе 1935 г., назначенный главным конструктором Рыбинского авиамоторного завода №26, В.Я. Климов дорабатывает французский двигатель и запускает его в серию под обозначением М-100.

В начале Великой Отечественной войны Рыбинский завод эвакуируется в Уфу, где в его состав вливаются ленинградские заводы №234 и №451.

В 1940 году за создание двигателя М-105 В.Я. Климову присуждено звание Героя Социалистического Труда.

В 1944 г. по Постановлению Правительства «сотые» двигатели получили индекс «ВК» (инициалы главного конструктора). На этих моторах летало более половины истребительной и бомбардировочной авиации. Истребитель Як-3 и бомбардировщик Пе-2 с климовскими моторами стали лучшими в своем классе отечественными самолетами.

Под руководством В.Я. Климова в серийное производство были запущены реактивные двигатели РД-10, а также РД-45 и РД-500.

В 1946 г. В.Я. Климов возглавил ОКБ, образованное на ленинградском заводе № 446 (позднее оно стало самостоятельным предприятием – заводом №117), а также ОКБ №45 в Москве.

В 1949 году под его руководством создан первый отечественный турбореактивный двигатель ВК-1. Он был выпущен серией в 20 тысяч единиц. Порядка 30 000 этих двигателей изготовили на моторостроительных предприятиях ПНР, ЧССР, КНР.

Истребитель Миг-15 с этим двигателем был признан лучшим истребителем 50-х гг.

В 50-е годы в Ленинграде на заводе №117 под руководством В.Я. Климова был разработан целый ряд уникальных газотурбинных двигателей.

Скончался В.Я. Климов 9 сентября 1962 г. В 1963 г. по просьбе «климовцев» заводу №117 было присвоено его имя.

В.Я. Климов дважды награжден Золотой Звездой Героя Социалистического Труда, пять раз — Орденом Ленина, четырежды — Сталинскими премиями, он кавалер орденов Суворова 1-й и 2-й степеней, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени. Ему присвоены звания генерал-майора инженерно-авиационной службы и академика Академии Наук СССР, ученая степень доктора технических наук.

ГСИ двигателя РД-33МК, подтверждающие соответствие
изделия требованиям российских вооруженных сил.

22.11.2013

Совещание о состоянии и перспективах развития российского авиадвигателестроения с участием Президента РФ В.В. Путина на АО «Климов».

2014

Успешные квалификационные испытания и начало серийного производства новой цифровой электронной системы автоматического управления и контроля двигателя РД-33 (МиГ-29)- БАРК-88.

Столетие предприятия.
Открытие первой очереди современного
конструкторско-производственного комплекса (КПК),
приуроченное к 100-летию компании.

2015

Организации кооперации, успешное проведение квалификационных испытаний
и постановка на серийное производство авиационного турбовального двигателя
ВК-2500 на территории Российской Федерации.

27.08.2015

Получен сертификат типа АР МАК на турбовальный двигатель
ТВ7-117В для новейшего российского вертолета Ми-38.

Открытие базовой кафедры АО «Климов»
«Разработка авиационных двигателей и энергетических установок»
в Балтийском государственном техническом университете «Военмех».

Открытие модернизированного стенда для наземных испытаний двигателей ТВ7-117СТ с винтом и частью фюзеляжа. Старт испытаний нового двигателя ТВ7-117СТ для военного транспортного самолета Ил-112В и регионального пассажирского лайнера Ил-114-300.

Получено одобрение главного изменения (ОГИ) к сертификату типа №СТ197-АМД для двигателей ВК-2500ПС-03.

Предприятие меняет имя, сохраняя традиции: АО "ОДК-Климов" - ведущий российский разработчик и производитель авиационных двигателей.

Открытие памятника легендарному конструктору авиационных, ракетных и танковых двигателей С.П.Изотову, 100-летие со дня рождения которого отмечается в 2017 году.
Безымянный сквер в Приморском районе Санкт-Петербурга получает имя С.П.Изотова.

Первый вылет летающей лаборатории Ил-76ЛЛ с двигателем ТВ7-117СТ разработки "ОДК-Климов". Старт летным испытаниям дан на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова в подмосковном Жуковском.

Начало серийного производства новых вертолетных двигателей ВК-2500ПС и ТВ7-117В.

Двигатель ТВ7-117СТ впервые представлен на Международном форуме двигателестроения на ВДНХ (Москва, 4-6 апреля 2018).

Читайте также: