Когда появились первые кубики лего

Обновлено: 19.04.2024

Вы знаете, что детали LEGO, производимые сейчас, можно соединять с теми, что выпускались полвека назад? Только представьте, с тех пор, как был придуман уникальный кубик LEGO, технология не изменилась!

От дерева к пластику

Слышали, как начиналась история компании LEGO? Представляете, основатель огромной международной компании не был на момент ее создания ни успешным бизнесменом, ни специалистом в играх. Он был обычным датским плотником и многодетным отцом. 1932 год стал для Оле Кирк Кристиансена одновременно и трагичным, и знаковым. Сначала он потерял работу, а потом супругу, которая покинув этот мир, оставила его одного с 4-мя сыновьями. Но именно в этом году Оле создал мастерскую, где сколачивал стремянки и деревянные игрушки. И это стало датой основания компании LEGO.

Многие знают о том, что одной из первых игрушек, сделанных в мастерской, стала деревянная уточка. Но кубики там тоже делали! Правда, это были самые обычные деревянные кубики с выбитыми на них буквами и цифрами.

Мог ли тогда Оле Кирк Кристиансен представить, что его деятельность приведет к такому успеху? Вряд ли. Но его история – это путь преодоления трудностей, который вызывает восхищение! Мало того, что он начинал свое дело в очень трудные времена, один, с маленькими детьми на руках. Фортуна не спешила поворачиваться к нему лицом. Чуть только дела пошли в гору, началась война. А потом еще сгорела фабрика, которую пришлось восстанавливать. Но всем напастям вопреки в 1946 году компания LEGO для производства игрушек приняла решение купить первую в Дании машину для литья пластмасс под давлением. Пожалуй, это стало судьбоносным поворотом!

В образцах продукции, полученной вместе с машиной для литья, Кристиансен нашел кубики, которые можно скреплять друг с другом. И хотя конструкции, создаваемые из них, были крайне неустойчивые и рассыпались, он понял, что за этой идеей большое будущее.

Новое поколение – новые идеи

Свои первые пластмассовые кубики под названием Automatic Binding Bricks компания LEGO выпустила в 1949 году. В качестве материала использовалась пластмасса на основе ацетата целлюлозы. Компания начала производство наборов, состоявших их кубиков, но их сцепление друг с другом все еще не было достаточно надежным. В 1953 году кирпичики получили название LEGO Mursten.

В 1954 году сын Оле, Готфрид, который с 12 лет помогал отцу в компании, придумывает концепцию игровой системы LEGO, основанную на шести качествах, которые он назвал «Принципами игры». Кубики LEGO прекрасно соответствовали всем шести пунктам, однако имеющиеся проблемы с устойчивостью соединений, мешали реализации идеи. Тогда началась интенсивная работа по проектированию новой модели кубика, и к концу 1957 было создано несколько различных прототипов, которые соединялись намного лучше, чем выпускаемые LEGO Mursten. Новые кубики были протестированы детьми, и выбрана самая лучшая конструкция, которая и стала основой сегодняшних кубиков.

Только вперед

Современный кубик LEGO с той системой соединения, которую мы знаем, был запатентован в 28 января 1958 года. А в 1963 году ацетат целлюлозы, используемый для изготовления элементов конструктора, был заменен на акрилонитрил (Acrylonitrile Butadiene Styrene, или ABS) – пластмассу, используемую до сих пор. К слову сказать, кубики, выпущенные тогда, до сих пор сохраняют форму и цвет. А еще – прекрасно сцепляются с кубиками, изготовленными в наши дни.

Уже много десятилетий все детали конструкторов LEGO производятся по строгому стандарту, для соблюдения которого формы для штамповки элементов производятся с точностью 10 мкм, а точность изготовления самих кубиков составляет 2 тысячные миллиметра.

Защелкивающиеся кубики из пластмассы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что сегодня словом LEGO часто называют модульную систему при описании сложных технических решений. При этом многие воспринимают знаменитый датский конструктор всего лишь как игру, пусть и развивающую. Однако уже 40 лет в школах разных стран мира созданные на его основе учебно-методические комплекты с успехом служат практическими пособиями на уроках физики, химии, биологии, математики, информатики и многих других дисциплин. В наши дни с помощью специально разработанных решений дети не только осваивают школьную программу, но и учатся справляться с задачами градостроения, робототехники и других областей «взрослого» знания.

Кубики, из которых построен мир: можно ли обучить ребенка с помощью игры

LEGO Education: история создания конструкторов для учебы

Использовать популярный конструктор на уроках школьные учителя начали еще в 60-х годах XX века. Присмотревшись к этому опыту, спустя два десятилетия компания создала специальный департамент развития образовательных решений и выпустила целую серию конструкторов для школы и внеклассного обучения. Сегодня все они производятся под брендом LEGO Education.

В состав этих наборов входят как детали из стандартных серий, так и некоторые уникальные элементы. Сложность и комплектация зависят от возрастной группы, для которой предназначен конструктор. Особенность учебных наборов заключается в том, что с их помощью можно строить модели для постановки опытов в рамках школьной программы, собирать различные механизмы по прилагаемой инструкции и конструировать собственные. Поэтому во всех учебных наборах, помимо кубиков, есть учебно-методические пособия различной тематики и на разных языках.

Многообразие конструкторов LEGO и идей, которые можно воплотить с их помощью, кажется поистине неисчерпаемым. Но в основе этой бесконечности лежит единственный краеугольный камень, он же самозащелкивающийся кубик. Прототип современных кирпичиков в 1949 году разработал основатель компании Оле Кирк Кристиансен. В 50-х годах XX века его сын Готфрид значительно усовершенствовал конструкцию: помимо шипов на верхней плоскости кубикам добавили трубочки в нижней полой части. Это сделало сцепление значительно более надежным и не теряющим прочности даже через много лет. Именно благодаря такой конструкции можно строить из кубиков LEGO очень большие и сложные модели. Кстати, все современные конструкторы полностью совместимы с кирпичиками, выпускавшимися начиная с 1958 года.

В 1998 году в рамках направления Education был выпущен первый конструктор LEGO MINDSTORMS для создания программируемых роботов. Одновременно появилось и специальное программное обеспечение для управления ими. В состав наборов этой серии входит модульный микрокомпьютер, который управляет роботами, сервоприводы и датчики различного типа и назначения. Создавать алгоритмы для микрокомпьютера позволяет особый язык программирования и специальное фирменное ПО, которое устанавливается на настольный ПК, ноутбук или планшет. Именно с этим решением в Россию пришло понятие образовательной робототехники, которая закладывает у ребенка прочные основы системного мышления и позволяет ученику применять знания информатики, математики, физики, естественных наук, технологии, а также на практике знакомиться с инженерным творчеством.

В будущее – прямо из-за парты

STEAM-обучение – образовательная концепция, основанная на прикладном междисциплинарном подходе: школьные дисциплины интегрируются в единую систему обучения, где дети решают единую задачу, используя знания и навыки из различных предметных областей. STEAM – это аббревиатура, образованная из первых букв названий дисциплин, преподаваемых в рамках концепции: S – science (естественные науки), T – technology (технология), E – engineering (инженерное дело), A – art (искусство), M – mathematics (математика). На сегодняшний день STEAM-обучение признано одной из наиболее прогрессивных и эффективных образовательных концепций.

Набор SPIKE Prime, увидевший свет в 2019 году, позволяет наилучшим образом реализовать STEAM-подход к обучению.

Задачи, которые ученики решают в процессе коллективной работы над учебными проектами, состоят из двух частей: моделирования роботов или механизмов и последующего программирования их функций в среде Scratch с помощью приложения SPIKE. Именно так сегодня работает большинство взрослых специалистов, в какой бы области знания они ни были заняты.

Приложение SPIKE дополнено учебными курсами, которые отвечают требованиям российских государственных образовательных стандартов. Большинство проектов рассчитано на 45 минут школьного урока. Это позволяет учителям использовать обучающую платформу для ежедневных занятий по стандартной или расширенной программе.

Юные инженеры преобразуют городскую среду

Дети любят не только играть, но и соревноваться, общаться с ровесниками, заниматься общим делом, причем делать это в непринужденной, свободной обстановке. Детское любопытство, тяга к творчеству и созиданию лежат в основе международной образовательной программы FIRST LEGO League (FLL) для ребят от четырех до шестнадцати лет.

FLL — самое популярное международное робототехническое соревнование, которое проводится на базе конструкторов LEGO. Сегодня в нем принимают участие более 90 тысяч команд из 103 стран мира, в состязаниях участвуют более миллиона обучающихся. Соревнования проводятся в трех возрастных группах: 4–6, 6–9 и 10–16 лет. Участники в начале учебного года получают практическую задачу, на решение которой отводится 3–6 месяцев. Затем проект нужно представить на региональном, потом на национальном, а в случае успеха – на одном из мировых чемпионатов FLL. Каждый год посвящен решению определенной актуальной мировой проблемы.

В России соревнования проводятся с 2012 года. В феврале 2020-го в Красноярске под эгидой некоммерческой общественной организации «Лаборатория по робототехнике "Инженеры будущего"» состоялся самый масштабный всероссийский чемпионат, темой которого стало градостроительство. В соревнованиях приняли участие 1200 школьников – 185 команд из 45 регионов России и четырех стран. Участникам предстояло подготовить проекты по темам «доступность городской среды для разных категорий населения» и «рациональное использование пространств при плотной городской застройке».

Дом для всех

Абсолютным победителем чемпионата стала команда «Морошка» из Архангельской области, состоящая из ребят 8–9 лет. Они представили на конкурс проект «Дом для всех», в котором удобно и комфортно и детям, и взрослым, и пожилым, и людям с ограниченными возможностями.

Чтобы добиться поставленной цели, школьникам пришлось немало потрудиться. «Работа над проектом началась со знакомства с основами строительства и проектирования зданий. Каждый из ребят брал на себя изучение определенной темы, после чего они делились добытыми знаниями друг с другом на занятиях. Затем появился первый чертеж дома, который постепенно превратился в модель из деталей LEGO. По мере сборки возникали новые идеи, что-то меняли, что-то убирали. Когда собрали дом полностью, решили показать его специалисту и пригласили в студию архитектора. Так ребята провели первую презентацию своего проекта, а заодно получили ответы на оставшиеся вопросы. После этого дом разобрали и собрали снова, уже с учетом новых знаний, исправив все ошибки», – рассказывает тренер команды Ирина Чашина.

Отличительными чертами собранной школьниками модели стали подъезды с широкой автоматической дверью, пандусом, удобной лестницей с перилами и лифты особой конструкции. Во дворе устроены безопасная пешеходная зона и детская площадка, включающая зону для детей с ограниченными возможностями и небольшой скейтодром. Интересно, что попасть на площадку можно прямо из дома, не выходя на улицу.

Модель полностью выполнена из деталей LEGO Education SPIKE Prime. Многие ее элементы механизированы. Самые простые механизмы – это качели для детей с ограниченными возможностями и наклонный пандус на входе в подъезд. Использован и целый ряд механизмов с моторами и передачами. К примеру, автоматическая дверь подъезда приводится в движение механизмом с тремя передачами – зубчатой, коронной и передачей с зубчатой рейкой. В конструкции лифтов и подъемного крана использована ременная понижающая передача, а карусель для детей с ограниченными возможностями, спроектированная таким образом, чтобы она находилась на одном уровне с поверхностью земли, приводится в движение с помощью коронной понижающей передачи.

При этом все движущиеся механизмы управляются компьютером. Алгоритм их работы ребята программировали в приложении LEGO Education WeDo 2.0, а управление моделью осуществляется с помощью входящих в учебный набор датчиков и с клавиатуры ноутбука.

Кровля для жизни

Интересную градостроительную идею предложили школьники из Нижнего Новгорода – участники команды MeGAZ. Ребята спроектировали и построили из конструктора LEGO Education девятиэтажный четырехподъездный жилой дом с эксплуатируемой кровлей, на которой расположены зоны отдыха и спортивные площадки, перемежающиеся участками зелени.

Перед тем как приступить к реализации своей идеи, школьники провели опрос и выяснили, что жители их города хотели бы видеть на крышах своих домов. Исследование проводилось по всем правилам: были подготовлены опросные листы, после чего каждый из участников команды провел интервью со своими одноклассниками, жителями своего дома и прохожими на близлежащих улицах. В соответствии с результатами исследования и осуществлялась планировка крыши, которая состоит из четырех модульных зон: детской игровой площадки, спортивной площадки с игровым полем, беговой дорожкой и тренажерами, зоны отдыха с искусственным водоемом, газонами и летним кинотеатром, а также гостевой зоны, доступ в которую открыт как жителям дома, так и гостям. По сути, гостевая зона – это коммерческая территория, от которой ТСЖ может получать прибыль. Доступ в каждую зону обеспечивают лифты, выведенные на крышу прямо из подъездов. В перспективе ребята собираются добавить к проекту отдельный панорамный лифт, установленный на боковой стене здания для доступа в гостевую зону.

После опроса жителей участники команды встретились со специалистами Нижегородского строительного университета (ННГАСУ) и обсудили с ними свои идеи. В результате к первоначальному замыслу добавились новые детали: ограждения, лифтовые шахты с выходом на крышу, вентилируемое покрытие кровли и т. д.

«По замыслу ребят перед началом строительства дома будущие жильцы могут самостоятельно выбрать принцип зонирования кровли в соответствии со своими предпочтениями. Еще одна идея – большое количество зеленых насаждений на крыше. Это должно улучшить экологию города и снизить концентрацию углекислого газа в воздухе. А предустановленные системы очистки крыши от воды и снега позволят использовать природные осадки для повседневных нужд ТСЖ», – рассказывает куратор команды Людмила Федосова.

Этот проект реализует одну из наиболее востребованных концепций современного градостроения, которая пользуется популярностью в мегаполисах с плотной застройкой и дефицитом свободных площадей. Сегодня подобные архитектурные решения все чаще можно встретить в Китае, крупных городах США и Канады. С недавних пор озеленение и благоустройство крыш практикуют и российские архитекторы.

Безбарьерная городская среда

Проект команды Siberian Hearts красноярской средней школы № 149 решает одну из наиболее острых проблем современного города – организацию пешеходных переходов для людей с ограниченными возможностями. Ребята нашли оригинальный подход – прикрепили к пешеходному мосту монорельс, по которому перемещается подвесная кабина, похожая не те, что используются на канатных дорогах.

«Перед ребятами стояла задача: найти в городе проблемные точки и предложить решение. Поэтому свою работу они начали с консультации с руководителем проекта "Шаг за шагом" Натальей Каптелининой, которая и привлекла их внимание к проблеме, не имеющей решения уже много десятков лет: человек, передвигающийся на коляске, фактически не имеет возможности пересечь главную транспортную артерию города – улицу Вейнбаума», – рассказывает куратор команды Максим Турушев.

Проблема заключается в том, что конструктивные особенности пешеходного моста, соединяющего Театральную площадь с площадью перед зданием городской администрации, не позволяют оборудовать пандус или лифт. Юные инженеры предложили интересную альтернативу – закрепленный на несущей конструкции моста дугообразный монорельс с механизмом канатной передачи, который будет перемещать над дорогой оборудованную автоматическими дверями кабину. Останавливаться она будет на уровне тротуара, а для вызова горизонтального «лифта» достаточно просто нажать кнопку. При этом пользоваться необычным средством передвижения смогут не только люди с ограниченными возможностями, но и пешеходы с детскими колясками, велосипедам и т. д.

Участники команды уверены, что предложенное ими решение универсально и его можно использовать на любом пешеходном мосту. По мнению красноярских проектировщиков, проект имеет все шансы после некоторой доработки быть реализованным. Мэр города Сергей Ерёмин высоко оценил работу школьников и рассказал о намерении обсудить проект на совещании в городской администрации.

Конструкторы, обучающие материалы и образовательные программы LEGO Education помогают детям не только изучать предметы школьного курса, но и постигать их взаимосвязь, а также учиться командной работе и решению проектных задач. Такой формат образования как нельзя лучше готовит школьников к жизни в современном мире, где взрослым каждый день приходится решать тысячи задач на стыке дисциплин и использовать цифровые модели.

В наше время трудно найти взрослого или ребёнка, который не слышал бы о конструкторе LEGO. Это самый узнаваемый бренд в мире игрушек, на основе которого за последние 50 лет было создано множество клонов, так или иначе повторяющих идею соединения пластмассовых «кирпичиков». На сегодня их выпущено столько, что на каждого жителя планеты приходится по 62 оригинальных «кирпичика» «Лего». Компания ежегодно выпускает десятки брошюр, книг и журналов, посвященных конструктору, в том числе издания для коллекционеров с полным каталогом выпущенных наборов, моделей и их детальным описанием.

Книга коллекционера LEGO, изданная в 2011 году

Книга коллекционера LEGO, изданная в 2011 году

История «Лего» началась в 1932 году с фабрики столяра Оле Кирка Кристиансена из небольшого городка Биллунд в Дании. Фабрика занималась производством стремянок, табуреток, гладильных досок и деревянных игрушек.

Деревянные кубики LEGO из набора 1939 года

Деревянные кубики LEGO из набора 1939 года

В 1934 году Оле объявил о конкурсе на лучшее название фирмы по производству детских игрушек, который сам и выиграл. В качестве торговой марки для своей продукции он выбрал начальные буквы словосочетания LEg GОdt, что на датском языке означает «играть хорошо». Скорее всего, датский плотник не знал, что слово «lego» на латыни означает «собираю». В то время кроме деревянных кубиков с буквами и цифрами, «Лего» выпускала деревянные трактора, паровозики, локомотивы, вагончики, автомобили, лошадки-качалки и даже игрушечные утюги. Большинство моделей придумывал сын Оле Готфрид, который с 17 лет работал на фабрике, а после смерти отца в 1958 году возглавил компанию LEGO.

Первые пластиковые игрушки LEGO Group начала выпускать в 1947 году – это были коллекционные модели автомобилей, трактора и локомотивы. Тогда же Кристиансен получил в свои руки образцы так называемых «самозащелкивающихся кирпичиков» из пластика, конструкцию которых придумал и запатентовал английский детский психолог Хилари Фишер Пейдж (1904-1957). Эти кубики были произведены британской компанией Kiddicraft.

Пластмассовые кирпичики Self-locking Bricks Хилари Пэйджа, выпущенные компанией Kiddicraft в 1947 году

Пластмассовые кирпичики Self-locking Bricks Хилари Пэйджа, выпущенные компанией Kiddicraft в 1947 году

В 1947 году компания LEGO приобретает оборудование для производства пластика и пресс-формы, и уже спустя два года выпускает около 200 видов различных пластиковых и деревянных игрушек, включая те самые «самозащелкивающиеся кирпичики» Пейджа.

Затем отец и сын Кристиансены модифицировали изобретение Пейджа, ликвидировав боковые прорези и сгладив выступающее сверху штырьки. Прототип современных кирпичиков «Лего» появился на свет в 1949 году под названием Automatic Binding Bricks. В качестве материала использовалась пластмасса на основе ацетата целлюлозы. Компания начала выпуск наборов, состоявших их «кирпичиков», плоских основ для их крепления и дополнительных деталей. «Кирпичики» LEGO имели несколько круглых "шляпок" и полое прямоугольное основание, что позволяло им крепиться друг к другу, но не так прочно, как сцеплялись «кирпичики» Пейджа. Интересно, что по словам дочери Хилари Фишера Пейджа, «отец до самой смерти ничего не знал о существовании «кирпичиков» LEGO».

С 1953 безымянные «кирпичики» получили название "LEGO Mursten", а компания начинает экспортировать 28 наборов под названием «Система игры Лего» в Швецию.

Набор LEGO 1949 года

Набор LEGO 1949 года

Набор LEGO № 324 «Дом с гаражом». 1958

Набор LEGO № 324 «Дом с гаражом». 1958

Конструкторы, которые сегодня ассоциируются с именем LEGO, появились в 1954-1958 годах и в конце 50-х годов стали одним из самых популярных детских развлечений в Европе. Использование пластмассы в качестве материала для изготовления игрушек в то время не одобрялось ни продавцами, ни покупателями. Однако активная маркетинговая политика Готфрида Кристиансена позволила продвинуть идею «игрушечной системы Лего» сначала на скандинавском, а затем и на европейском рынке игрушек, не смотря на то, что сила сцепления «кирпичиков» была не большой, а сами они не отличались универсальностью.

В феврале 1960 года на фабрике LEGO в Биллунде произошёл третий за всю историю пожар, полностью уничтоживший цех по выпуску деревянных игрушек. Готфрид, который к тому времени выкупил доли братьев и стал единственным владельцем компании, был за прекращение производства деревянных игрушек, а Карл Георг и Герхард Кирк Кристиансены были намерены продолжать выпуск деревянных конструкторов. В 1962 году они создали собственный проект под названием BILOfix, который просуществовал почти 28 лет. Деревянные игрушки «Билофикс» продавались только в Дании. Их ассортимент состоял из деревянных конструкций, выпускавшихся ранее под маркой «Лего», а также новых пластиковых игрушек типа грузовика Bilofix и набора деталей Ingeniør. Последний представлял собой смешанный вариант конструктора с деревянными деталями из берёзы и пластмассовыми из ABS пластика.

Набор Bilofix 1969 года.

Набор Bilofix 1969 года

В 1966 году название BILOfix было изменено на BILOtoy, так как на рынке с 1954 года существовали игрушки с похожим названием – Baufix. Деревянные игрушки BILOtoy не пользовались популярностью в других странах Европы из-за высокой стоимости.

Модель мотоцикла и автокрана из смешанных деревянно-пластиковых наборов Bilofix. 1970 годы

Модель мотоцикла и автокрана из смешанных деревянно-пластиковых наборов Bilofix. 1970 годы

В 1972 году Герхард Кристиансен продаёт компанию вместе со всем производством датскому дистрибьютору KE Mathiasen А/ S, который в течении 17 лет вместе с японским дистрибьютором Bornelund производил и продавал игрушку под названием Bilotec, а позже Hanse-Tec.

Метаморфозы с названиями не помогли, деревянные игрушки практически не пользовались популярностью, и их производство полностью прекратилось в 1989 году. Кирпичики LEGO продолжали триумфальное шествие по всему миру. В 1963 году ацетат целлюлозы, используемый для изготовления элементов конструктора, был заменен на акрилонитрил (Acrylonitrile Butadiene Styrene, или ABS) – пластмассу, используемую до сих пор. Кирпичики «Лего», изготовленные из пластмассы в 1963 году, до сих пор держат форму и цвет, и также прочно сцепляются с «кирпичиками», изготовленными в наши дни. Все детали конструкторов LEGO изготавливаются по определённому стандарту, для соблюдения которого формы для штамповки элементов конструктора производятся с точностью 10 мкм, а точность самих «кирпичиков» составляет 2 тысячные миллиметра.

В 1969 году был выпущен первый набор из серии LEGO DUPLO для малышей дошкольного возраста из «кирпичиков», размеры которых в два раза превышали стандартные. В 1977 году появилась серия LEGO TECHNIC для детей от 6 лет, а с 1995 года компанией выпускается набор для детей младше 4-х лет – LEGO BABY. В период с 2004 по 2006 годы для самых маленьких детей выпускались наборы LEGO PRIMO.

Кирпичики LEGO. 1980–е годы

Кирпичики LEGO. 1980–е годы

Кирпичики LEGO DUPLO в сравнении со стандартными кирпичиками. 1958

Кирпичики LEGO DUPLO и стандартные LEGO

В 1966 году появляется серия наборов «Поезда LEGO», а к 1968 году продукция компании включает в себя 57 различных наборов и 25 игрушечных машин. В июне 1968 года в Биллунде открывается парк LEGOLAND, построенный на территории 59 гектаров, и со следующего года компания начинать производить для него особую продукцию – автомобили, грузовики, полицейские машины. В наборах LEGO появляются зубчатые колеса разных цветов и размеров.

В 1973 году появляется логотип LEGO, существующий по настоящее время – белая надпись в красном квадрате. До этого продукция компании выпускалась под несколькими логотипами, но выход на международный рынок потребовал создания единого знака, узнаваемого во всех странах. В 1974 году впервые за пределами Дании, в швейцарском городе Баре (кантон Цуг) открывается фабрика конструкторов LEGO Produktion AG.

В 1975 году дизайнерам конструктора пришла в голову оригинальная идея – дополнить наборы миниатюрными фигурками человечков. Вначале они не имели лиц и представляли собой безрукий торс, к которому шёл широкий комплект пластиковых причёсок и головных уборов. Классические фигурки человечков с лицами появились в 1978 году. Это так называемые экшн-фигурки, то есть модели человечков, с которыми можно производить различные игровые действия благодаря наличию подвижных и взаимозаменяемых частей тела. Миниатюрные человечки LEGO состоят из головы, торса, к которому крепятся руки с подвижными кистями, и детали, играющей роль таза, к которому крепятся ноги или, например, русалочий хвост. Все части тела совместимы, что способствует многообразию возможных вариантов фигурки. На сегодня существует почти 4000 различных фигурок человечков, животных и фантастических созданий.

Минифигурки LEGO DUPLO

Минифигурки LEGO DUPLO

LEGO всерьёз озаботилась мировой экспансией в начале 1980-х годов. Руководство компании поставило перед инженерами и дизайнерами задачу охватить как можно больше сегментов рынка детских игрушек, при этом не вмешиваясь в смежные отрасли, выпускающие, например, кукол или детское оружие. Превалировать над всем должна была основная идея – LEGO прежде всего конструктор, а готовые модели, фигурки или аксессуары, входящие в наборы, должны служить оригинальным дополнением.

В начале 1990-х годов были выпущены специальные наборы для маленьких девочек – Belville пасторальной тематики и комплект игрушечной бижутерии Clikits. Эти наборы состоят из небольших взаимосвязанных деталей, полностью совместимых с классическими кирпичиками LEGO и являющиеся дополнением к любой серии конструкторов. В начале 2000 годов компания создаёт серию конструкторов, предназначенных для детей обеих полов – в их состав входят модели зданий, автомобилей, авиатехники, фигурки животных. Конструкторы такого плана пользуются особым успехом в семьях с разнополыми детьми, так как один и то же набор одинаково интересен и для мальчиков, и для девочек.

Набор конструктора для девочек серии LEGO Belville. 1990 годы

Набор конструктора для девочек серии LEGO Belville. 1990

Набор конструктора LEGO «Друзья – ветеринары» 2015 года

Набор конструктора LEGO «Друзья – ветеринары». 2015

LEGO постоянно проводит мониторинг мировой продукции для детей – компьютерных игр, фильмов и литературы, а затем выпускает тематические наборы, которые заранее обречены на успех. К таким наборам относится серия «Бионикл» с персонажами из мультфильмов и компьютерных игр. Наборы LEGO BIONICLE, выпускаемые с 2001 года, ориентированы на детей от 7 до 16 лет. В 2010 году появилась подобная серия HERO FACTORY, а затем LEGENDS OF CHIMA.

Модель серии LEGO BIONICLE 2007 года и один из наборов серии LEGENDS OF CHIMA 2014 года

Модель серии LEGO BIONICLE 2007 года и один из наборов серии LEGENDS OF CHIMA 2014 года

Самыми большими наборами «Лего» являются: издание серии «Звездные войны: Сокол тысячелетия» 2007 года из 5195 деталей и «Тадж-Махал», состоящий из 5922 элементов. Модель всемирно известного мавзолея имеет размеры 100 х 60 х 43 см, предназначена для детей старше 14 лет, а её сборка занимает от 35 до 40 часов в зависимости от опыта юного конструктора.

Набор №10189 конструктора LEGO TAJ MAHAL 2014 года

Набор №10189 конструктора LEGO TAJ MAHAL 2014 года

В 2000 году Британская ассоциация продавцов игрушек назвала кирпичик LEGO самой значимой игрушкой XX века. Основные производственные мощности компании расположены в Дании, Чехии и Мексике. Главный завод в Биллунде, где в цехах длиной до полукилометра стоят ряды автоматов, штампует около 21 млрд. кубиков в год, а ежедневный расход пластмассы составляет 60 тонн.

За свою историю Lego перебрала множество деревянных, круглых, рукописных вариантов, пока не нашла себя — последнему логотипу компании уже 46 лет.

В 1932 году плотник и столяр Оле Кирк Кристиансен основал свой бизнес в датской деревне Биллунд. Он производил стремянки, гладильные доски, табуретки и деревянные игрушки. Его сын Готфрид Кирк Кристиансен начал работать с ним с 12 лет.

В 1934 году компания Оле и её продукция получили название Lego — сокращение от двух датских слов «leg godt», означающих «играй хорошо». Первый логотип компании использовался на корреспонденции, отгрузочных наклейках и других печатных материалах, но не на игрушках.

В 1936 году логотип изменился — чернильный оттиск Lego Fabriken Billund впервые использовали на деревянных игрушках.

Следующая итерация логотипа появилась в 1939–1940 годах. Этот логотип был тёмным, с тёплыми и деревянными цветами, напоминал гравюру на дереве. Он наклеивался на деревянные игрушки на протяжении десяти лет.

С 1946 по 1950 год компания экспериментировала со стилем.

В 1949 году Lego выпустила предшественника «кирпичика» — Automatic Binding Bricks.

Для первых пластиковых игрушек Lego в 1950 году выпустила отдельный логотип в круглом обрамлении.

В 1951 году Lego Mursten (Lego Bricks) заменил собой название Automatic Building Bricks, потому что сын Оле хотел добиться более широкого признания бренда Lego.

С 1953 по 1955 год логотип сменился трижды: компания экспериментировала с начертанием букв.

На какое-то время в 1954 году компания даже возвращалась к «деревянному» стилю.

Первый овальный логотип Lego появился в конце 1954 года в каталогах Lego Mursten. Компания не стандартизировала цвета, и есть различные варианты, которые зависели от цвета каталога.

В 1955 году появился обновлённый логотип, который, по предположению издания Logodesignlove, мог быть нарисован от руки. В первый раз его использовали в наборе System of Play.

Первый похожий на классический логотип появился в конце 1955 года и продержался до 1959 года. Он получил стандартные цвета и дизайн, использовался во всех деревянных и пластмассовых игрушках.

В 1960 году появился первый логотип с острыми гранями. Так компания подчёркивала основной продукт — кирпичик Lego.

Weetabix Castle был рекламным набором для производителя сухих завтраков Weetabix, 1970 год logodesignlove

В 1973 году Lego начала производство и распространение в США и разработала универсальный логотип, который должен был стать единым всемирным и узнаваемым логотипом компании. Lego удалось — именно это изображение стало олицетворением Lego для всех современных поколений детей и взрослых.

Форма фона намекает на квадратные кирпичики компании, а фирменный шрифт Lego Font, которым написано слово Lego, разработан «мягким и легкомысленным». Его закруглённые края и пузырьковая форма передают «идею веселья». Компания использует яркие и привлекающие внимание цвета — красный и жёлтый.

В 1998 году начертание Lego в логотипе стало тоньше, чтобы лучше выглядеть в «цифровую эпоху». Также в последней итерации логотипа Lego увеличила размер букв, что вместе с яркими цветами помогает коробкам с инструктором выделиться на полках и привлечь детей.

Видимо, отношусь к тому 0.00000000001% людей, которые не фанатеют от LEGO. При том, что бренд, очевидно, переживёт и наших правнуков.

Может быть, меня избаловали в детстве игрушками, однако ни тогда, ни сейчас я не понимаю, как можно променять реализм на кубики.

Как можно было играть в леговских квадратных «солдатиков» при живых G.I. Joe? Как без слез катать квадратные «машинки», когда есть Matchbox, Hot Wheels и Burago? И, наконец, как леговский Бэтмен или Черепашки-ниндзя (в отличии, например, от нетленок Playmates) могут хотя бы отдалённо изобразить драку?

Наверное, дело в модели и сценариях игры. Но, чёрт возьми, не ситком же по Марвелу разыгрывать.

Читайте также: