Когда умер конструктор кошкин

Обновлено: 01.05.2024

Михаил Кошкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии. Жили бедно. Отец однажды надорвался на лесозаготовках и умер. Мать осталась с тремя детьми. Михаилу, который успел окончить только несколько классов, пришлось бросить учёбу. Он отправился в Москву и устроился на кондитерскую фабрику учеником пекаря.

В 1917 году Кошкина призвали в армию и отправили на фронт. Провоевал недолго: получил ранение и попал в госпиталь. Через год он вступил добровольцем в Красную армию. Вскоре Михаила приняли в партию, а после демобилизации направили в Москву на учёбу в Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова. После университета Кошкина назначили директором кондитерской фабрики в Вятке. За несколько лет работы он продвинулся и по партийной линии, мог сделать неплохую карьеру.

Стране требовались инженеры. И Михаил Кошкин, директор фабрики, резко изменил свою жизнь, став студентом машиностроительного факультета Ленинградского политехнического института. По сути, с нуля осваивая абсолютно новое для себя направление. Во время учёбы Кошкин работал в конструкторском бюро Ленинградского завода имени С. М. Кирова, изучая модели иностранных танков. Советские танки по многим параметрам проигрывали зарубежным аналогам.

После института Михаил Ильич продолжил работать на заводе и за пару лет прошёл путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ. В 1936 году за отличную работу в области конструирования его наградили орденом Красной Звезды. Через год талантливого инженера назначили главным конструктором Харьковского танкового завода, на котором выпускали танки БТ-7. Под руководством Кошкина была проведена модернизация данной модели танка.

Вскоре перед Харьковским танковым заводом поставили задачу: создать новый колёсно-гусеничный танк. В итоге была разработана модель боевой машины А-20. Задача, казалось бы, выполнена. Но с точки зрения главного конструктора этот танк был несовершенным. Поэтому с группой единомышленников он разработал ещё одну модель гусеничного танка, в которой и воплотились все его представления о том самом идеальном варианте боевой машины. Самодеятельность? Возможно. И всё же в Москве были представлены оба проекта. Сталин принял решение: построить два опытных образца, а затем сравнить результаты испытаний.

Осенью 1939 года первые образцы танков были готовы. Представители Госкомиссии отметили, что танк А-20 отличается большой скоростью и подвижностью, а А-32 – высокой проходимостью и хорошей бронезащитой. «Финская» показала, что будущее за гусеничными танками. Танк отличался простотой конструкции и мог быть отремонтирован в полевых условиях. Расположенные наклонно бронелисты давали возможность противостоять огню артиллерии, а мощная пушка позволяла пробивать броню существующих типов танков. В ходе доработок конструкторы увеличили толщину брони до 45 миллиметров и поставили 76-миллиметровую пушку.

Танки, разработанные под руководством М. И. Кошкина (слева направо): БТ-7М, Т-20, Т-32, Т-34. Иллюстрация из книги Я. Л. Резника «Сотворение брони». — М.: Воениздат, 1987.

Танки, разработанные под руководством М. И. Кошкина (слева направо): БТ-7М, Т-20, Т-32, Т-34. Иллюстрация из книги Я. Л. Резника «Сотворение брони». — М.: Воениздат, 1987.

Два опытных образца были изготовлены в начале февраля 1940 года. Кошкин стремился как можно скорее запустить танк в серийное производство. Показ в столице был назначен на 17 марта 1940 года. Но возникла новая проблема: танки не «намотали» положенный километраж.

И тогда Михаил Ильич принял смелое решение: танки пойдут из Харькова в Москву своим ходом. Это позволяло набрать положенные километры и заодно проверить танки в реальных условиях. Его не остановили ни разговоры скептиков, пророчивших, что танки завязнут в снегу, ни собственное состояние здоровье (начиналась простуда).

Да, не всё шло гладко, и в пути пришлось остановиться на ремонт, но всё же 17 марта 1940 года оба танка были представлены в Кремле. Они успешно прошли все испытания, в том числе и огневые. Но для запуска серийного производства требовалось «добрать» километраж. И вновь Кошкин настаивает, чтобы танки вернулись в Харьков своим ходом.

На обратном пути, помогая вытаскивать застрявший танк, Кошкин сильно промок. А ведь за всё время испытаний он так и не нашёл минуты, чтобы забежать к врачу. В Харьков он прибыл больным. Кошкина госпитализировали с диагнозом «пневмония». Вскоре его состояние ухудшилось, и врачи были вынуждены удалить одно лёгкое. После операции его направили в санаторий на реабилитацию, но и там все мысли крутились вокруг рабочих вопросов.

Конструктору становилось хуже, и 26 сентября 1940 года он скончался. Михаила Кошкина похоронили в Харькове. В последний путь его провожал весь завод. В 1941 году кладбище, где находилась его могила, разбомбили. Существует легенда, что это было сделано по приказу Гитлера, объявившего русского конструктора своим личным врагом.

При жизни Михаил Кошкин не был особо отмечен наградами. Признание пришло позже. В апреле 1942 года за разработку конструкции нового типа среднего танка инженерам-конструкторам завода №183 Морозову Александру Ивановичу, Кошкину Михаилу Ильичу и Кучеренко Николаю Алексеевичу была присуждена Сталинская премия первой степени в размере 150 000 рублей. А через полвека после смерти за выдающиеся заслуги в укреплении оборонной мощи Советского государства и большой личный вклад в создание танка Т-34 Михаилу Ильичу Кошкину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

И всё же главное дело своей жизни Михаил Кошкин успел завершить: танк был запущен в производство. «Тридцатьчетвёрка» стала не просто новым типом среднего танка, а символом Победы, свой вклад в которую внёс и он.

Материал подготовила Юлия Федянина.

Художественное оформление Сергея Леонова.


Биография Кошкина – конструктора танка Т-34 - полна удивительных историй, невероятных случайностей, потрясающих достижений и подлинного героизма. Этот человек своим легендарным изобретением смог изменить ход военной истории. Танк Т-34 – это не просто боевая машина, подарившая нашей армии преимущество в ходе Второй мировой войны, это символ, олицетворяющий веру в победу и героизм целого народа.

советский инженер конструктор

Биография

Михаил Ильич Кошкин родился в Ярославской области, в селе под названием Брынчаги, 21 ноября 1898 г. Его семья была очень бедна, отец тяжело трудился на лесозаготовках, когда Михаилу исполнилось 7, отца не стало – он надорвался и умер. Вдова осталась с тремя маленькими детьми на руках. Михаил с братом по мере сил помогали матери, после школы занимаясь выпасом свиней, но этого все равно было мало. Окончив всего 3 класса церковно-приходской школы, десятилетний Михаил, подобно другому Михаилу – Ломоносову, отправляется пешком в Москву в надежде заработать для семьи деньги. В столице у него были родственники по материнской линии, к ним он и шел. Мать снабдила его запиской с адресом, но эта важная бумажка была утеряна Михаилом раньше, чем он дошел до пункта назначения. А случилось это потому, что в пути он наткнулся на драку: несколько взрослых мальчишек избивали одного мальчика помладше, пройти мимо герой нашей статьи не смог, он заступился за слабого. В пылу драки и пропала заветная записка. И неизвестно, как могла бы сложиться дальнейшая судьба Михаила, если бы не случайный прохожий. Им оказался рабочий Московской кондитерской фабрики. Он не только выходил нашего героя, но и помог устроиться на фабрику.

Работая на фабрике, юный Михаил зарекомендовал себя как способный и добросовестный работник. Спустя 8 лет он уже был мастером цеха, а ведь ему не было еще и 19 лет.

В начале революционного 1917 года Михаил был призван в армию. Он воевал на Западном фронте, был ранен и отправлен в Москву в госпиталь, откуда был демобилизован. Но уже в 1918 году он возвращается в армию добровольно, вступив в ряды железнодорожного отряда Красной Армии. Принимал участие в боевых действиях под Царицыном.

В 1919 году получает перевод на Северный фронт, где сражается в боях за Архангельск. По дороге в Польшу Михаил Ильич заболел тифом. После выздоровления возвращается в ряды армии, на этот раз он воюет на Южном фронте.

Когда Гражданская война закончилась, он был направлен на обучение в Коммунистический университет им. Я. В. Свердлова. По окончании университета в 1924 году направлен на кондитерский завод в Вятке. Здесь на посту директора он проявил себя как грамотный, чуткий и ответственный руководитель.

Семья

Со своей будущей женой Михаил Кошкин познакомился во время работы в Вятке. Вера Николаевна Катаева была служащей Губпотребсоюза. Здесь же, в Вятке, рождается старшая дочь Елизавета. Семья Михаила Кошкина проживала на территории Трифонового монастыря. Об этом времени Лиза позже расскажет много любопытных подробностей. Например, как отец занимался организацией курсов ликбеза, где и сам учился, и других учил. Или о том, как он выдавал зарплату своим служащим: в день получки Михаил Ильич приглашал в свой кабинет жен и детей своих сотрудников, дети получали сладости, а женам выдавалась зарплата. Это делалось для того, чтобы работники не имели возможности пропить необходимые семье деньги.

михаил кошкин жена

Всего в браке детей у Михаила Ильича Кошкина было трое – это дочери Елизавета, Тамара и Татьяна. Старшая стала учителем географии, Тамара выбрала профессию геолога, а Татьяна преподавала в Харьковском университете.

Конструкторская карьера

В 1929 году по личному требованию Кирова С. М. Михаил Ильич был направлен в Ленинградский политехнический институт, где обучался на кафедре «Автомобили и тракторы». Успешно окончив заведение в 1934 году, Кошкин поступает на работу в танковое конструкторское бюро Ленинградского завода им. С. М. Кирова. Здесь и берет начало история легендарного изобретения советского инженера-конструктора. На этом заводе под руководством Кошкина были созданы танки Т-29 и Т-46-5.

В Харьков Михаил Ильич Кошкин был направлен в 1936 г., он занял должность начальника КБ завода №183. Первым достижением нашего героя стала модернизация танка БТ-7, которая заключалась в установке двигателя В-2. Так появился первый в мире дизельный танк.

михаил ильич кошкин

Первый полностью гусеничный танк был также разработан КБ, которым руководил Михаил Ильич Кошкин. Несмотря на скепсис многих авторитетных коллег, Кошкин смог доказать преимущество гусеничного хода над колесным и смешанным. Новый гусеничный танк назывался А-32. Он показал превосходную маневренность в бою в условиях пересеченной местности.

Рождение легенды

Использование дизельного мотора, а также пятиопорного гусеничного хода открывало новые возможности в усовершенствовании танков. Чтобы доказать это, в конце 1939 – начале 1940 Кошкин строит два опытных образца танка, которому был присвоен индекс А-34. По сравнению с предыдущими моделями данный танк обладал несколькими серьезными преимуществами, среди которых значительное поднятие боевой массы (на 10 тонн) и двойное увеличение толщины брони. А-34 стал прототипом для Т-34.

Во время работы над чертежами «тридцатьчетверки» Михаил Ильич отдавался этому процессу целиком, практически поселившись на заводе. В отношении работы он всегда был очень требователен к себе и окружающим, напорист, целеустремлен и принципиален. Именно эта способность трудиться до полного самозабвения делала его специалистом высшего класса.

Первые опытные образцы танка Т-34 Михаил Кошкин создал весной 1940 года. К марту было выпущено два экземпляра. Несмотря на то, что танки уже были на ходу, общий их пробег пока не позволял перейти к публичным испытаниям. На спидометре каждого танка, согласно нормативам, должны были быть показатели свыше 2000 км. А между тем уже 17 марта в Кремле должен был состояться показ новой техники.

Вся биография конструктора танка Т-34 Кошкина свидетельствует о том, что этот человек не боялся принимать сложные решения и никогда не бежал от ответственности. Сложившаяся острая ситуация с публичной демонстрацией для высших эшелонов власти не стала исключением. Михаил Ильич нашел единственный возможный, но крайне рискованный, выход – он решает перегнать танки в Москву своим ходом. Это одновременно позволяло и провести полевые испытания, и набрать необходимый пробег.

Ситуация осложнялась еще и тем, что на тот момент Т-34 был изделием засекреченным, открыто демонстрировать его было невозможно, а значит маршрут строился в обход дорог и населенных пунктов, чтобы не допустить разглашения гостайны. К тому же еще лежал снег. А в Москве в назначенный час ждал Сталин. Условия по-настоящему экстремальные.

михаил кошкин т 34

Сейчас, вероятно, сложно представить, какая чудовищная ответственность лежала на Кошкине, не только как на конструкторе, но и как на человеке, принявшем решение совершить пробег. Без преувеличения, он рисковал не только свободой, но, возможно, и жизнью. В случае если бы что-то пошло не так, отвечать перед Сталиным пришлось бы именно ему.

В ночь на 6 марта колонна с двумя закамуфлированными танками двинулась в путь. За рычаги танков Т-34 Михаил Кошкин в пути часто садился сам. Все недостатки конструкции, которые проявлялись во множественных мелких поломках, устранялись в полевых условиях.

Спустя почти неделю, 12 марта, танки были в Москве, а 17-го состоялась триумфальная демонстрация в Кремле. Иосиф Виссарионович остался доволен.

Смерть

К сожалению, кошмарные условия перегона танков из Харькова в столицу не прошли для Михаила Ильича бесследно. Кошкин сильно простудился. Ситуация усугубилась во время обратного перегона, когда один из танков упал в воду и он участвовал в извлечении машины. Болезнь обострилась, перейдя в пневмонию, которая и стала причиной смерти Михаила Кошкина.

Он не переставал работать, невзирая на острое течение болезни и госпитализацию. Вскоре пришлось удалить легкое, которое перестало функционировать, но это уже не могло спасти жизнь Михаилу Ильичу.

Кошкин скончался 26 сентября 1940 г. в санатории под Харьковом. Был похоронен на харьковском Первом городском кладбище.

Награды

советские награды

Михаил Кошкин был награжден Орденом Ленина, за танк Т-111 ему был вручен Орден Красной Звезды. Посмертно награжден Сталинской премией за Т-34. В 1990 г. ему также посмертно присуждено звание Героя Социалистического Труда.

Память

В Харькове в 1985 г. установлен памятник Михаилу Кошкину. Также одна из улиц города носит его имя.

памятник михаилу кошкину

Памятник конструктору есть в Ярославской области, в центре деревни Брынчаги, где он родился.

В Кирове (прежде Вятке) на доме №31 по улице Спасской располагается мемориальная доска.В этом доме жил и трудился Михаил Ильич. На здании СПбГПУ также установлена мемориальная доска, так как здесь он учился. И еще одна мемориальная доска находится в Харькове, она установлена на доме, где проживал конструктор с семьей, по адресу: улица Пушкинская, 54/2.

А еще существует памятник легендарному танку Т-34, он расположен на трассе федерального значения М-8, неподалеку от указателя поворота на село Брынчаги.

Кроме архитектурных сооружений, достижения инженера-конструктора М. И. Кошкина запечатлены на страницах книг – это «Сотворение брони» Я.Л Резника, выпущенная к 110 юбилею нашего героя брошюра «Михаил Кошкин: уникальные документы, фотографии, факты, воспоминания», «Танк, обогнавший время» и «Конструкторы» за авторством В. А. Вишнякова.

Также в 1998 г. выпущена почтовая марка с изображением самого Кошкина и его главного изобретения.

михаил кошкин награды

Война и танки

М. И. Кошкин скончался за девять месяцев до начала войны, ему так и не довелось засвидетельствовать триумф своей самой совершенной разработки.

К моменту начала войны Советский Союз располагал 1225 единицами Т-34. Танк хоть и находился в среднем классе, но был оснащен превосходной броней и мощным орудием, что позволяло ему вступать в противостояние с машинами тяжелого класса, такими как немецкие «Тигры» и «Пантеры». Последние были в разы дальнобойнее, но не могли пробить броню «тридцатьчетверки», а он, в свою очередь, хоть и с меньшего расстояния, но уверенно поражал вражескую технику. На тот моменту немцев на вооружении не было танка, который мог бы выдержать прямой удар Т-34.

И это было не единственным его преимуществом. Беспрецедентная маневренность позволяла вести бой в любых, даже самых сложных, условиях. Т-34 проходил там, где, по мнению противника, пройти просто невозможно.

Наша машина превосходила не только немецкие танки, она была лучшей в мире. Даже захватив уцелевшую в бою модель Т-34, немцы не смогли создать его копию, хоть многие идеи и были взяты на вооружение в дальнейших разработках. Можно сказать, что немецкие «Пантеры» и «Тигры» были созданы именно как ответ русскому Т-34.

Этот танк на поле боя вызывал ужас у танкистов врага и восторг у их конструкторов.Мюллер-Гиллебрандт, немецкий генерал-майор, даже говорил о развитии в рядах немецких войск «танкобоязни».

Некоторые элементы конструкции так и остались для них тайной за семью печатями, например, особый способ закалки стали для изготовления танков – сварка под флюсом, разработанная советским академиком Патоном Е. О.

До конца войны Т-34 не сдавал своих лидерских позиций на мировом рынке танкостроения. Технологические особенности и возможности серийного производства привели к тому, что он вошел в историю как самый массовый танк Великой Отечественной войны.

«Главный конструктор»

Биография конструктора танка Т-34 Кошкина М. И. была положена в основу книги «Сотворение брони» Я. Резника. Фильм «Главный конструктор» снят по мотивам этого произведения.

В основе сюжета – реальная история перегона первых опытных образцов Т-34 из Харькова в Москву для демонстрации в Кремле и обратно на завод в Харькове.

Невзоров в роли Кошкина

Роль Кошкина в киноленте исполнил Борис Невзоров. Фильм вышел на экраны в октябре 1980 г.

"Танки" и "Т-34"

О легендарной советской машине, прошедшей всю войну, существует масса историй. Они сохранились в архивах и воспоминаниях, получили воплощение в литературе и кинематографе.

В апреле 2018 года на экраны вышел фильм "Танки". Его режиссером выступил Ким дружижин. Роль Кошкина исполнил Андрей Мерзликин. Кинолента предлагает зрителю альтернативную, далекую от реальных исторических фактов историю в приключенческом жанре о том, как Михаил Кошкин совершил тайный марш-бросок в Москву на опытных образцах Т-34. Биография конструктора танка Т-34 Кошкина М. И. трактуется в данном произведении кинематографического искусства весьма вольно. По сюжету фильма, его целью является получение разрешения на массовое производство танков нового типа. Тех самых «тридцатьчетверок», которые помогли одержать победу в Великой Отечественной войне.

Российскими критиками картина была принята довольно прохладно. Среди зрителей встречаются разноречивые отзывы, но большая часть из высказавшихся солидарна в том, что это кино развлекательного плана.

В декабре 2018 года нас ожидает премьера еще одного российского фильма о танке. Он называется, как и сама боевая машина, «Т-34». В основе сюжета – история курсанта Ивушкина, который попадает в плен к немцам. Герой планирует побег при помощи танка Т-34, захваченного фашистами. Ему удается собрать среди других военнопленных экипаж машины. Он бросает вызов немецким танкистам-ассам, среди которых сам Ягер. Главную мужскую роль в фильме исполняет Александр Петров.

кадр из фильма

Можно по-разному относиться к выходящим на широкие экраны фильмам о «танке победы», но их несомненным достоинством является то, что каждый зритель после просмотра будет знать, что главным конструктором победоносного танка Т-34 был Михаил Ильич Кошкин. Человек, который всегда улыбался, никогда не повышал голоса, был столь же неприхотлив в быту, сколь притязателен в работе. Человек, положивший жизнь на то, чтобы подарить своей Родине Т-34, значение которого для Советской армии переоценить невозможно.

михаил ильич кошкин харьков

Когда Вторая мировая война закончилась, У. Черчилль назвал советский «чудо-танк» Т-34 одним из трех решающих орудий отгремевшей войны.

Михаил Кошкин родился в 1898 году и происходит из бедной крестьянской семьи. Десятилетним мальцом он попал в Москву, где одинокий подросток чуть не умер от голода. Но он выжил, и умудрился найти хорошее место при местной кондитерской фабрике, где работал 10 лет. Там же он впервые познакомился с машинами. В Первую Мировую Войну Кошкин был призван в пехоту,…после служил в Красной армии, где также старался держаться поближе к машинам, служил на бронепоезде.

Однажды в Архангельске ему так понравился английский танк интервентов «Рикардо» Mark V, что он решил проситься на завод Красное Сормово в Нижнем Новгороде. Там готовили к выпуску первые советские гусеничные машины . Но, увы, эта работа была не долгой, и в 1924 году его направили в Вятку, командовать кондитерской фабрикой. Тут Михаил Кошкин женится на служащей Губпотребсоюза Вере Катаевой и у них рождается дочь Лиза.

Английский танк Mark V . Названы «Рикардо» в Красной Армией по отлитому на блоке цилиндров двигателя названию фирмы-изготовителя силового агрегата "Рикардо»

Английский танк Mark V . Названы «Рикардо» в Красной Армией по отлитому на блоке цилиндров двигателя названию фирмы-изготовителя силового агрегата "Рикардо»

В СССР не было отдельных танковых заводов, зато тракторные, да паровозные заводы выпускали бронемашины в невероятных количествах. Кошкин, уже имевший опыт танкостроения в Ленинграде возглавил заводское КБ по танкам в Харькове. Время было не простое, как раз начались репрессии. Расстреляли предшественника Кошкина – Афанасия Фирсова . Инженер за любой срыв сроков и некачественную работу попадал под следствие. Вот в такой атмосфере Кошкин взялся за модель А-20 – колесно-гусеничный танк с лёгкой броней. Это было продолжение знаменитой серии БТ (быстроходные танки), которую так хотели видеть в наркомате обороны.

БТ-20 (А-20). Устаревшее шасси (колёсно-гусеничная схема Уолтера Кристи), тонкая броня (до 25 мм) и слабое орудие (45 мм) делали его морально устаревшим в середине 30-ых годов

БТ-20 (А-20). Устаревшее шасси (колёсно-гусеничная схема Уолтера Кристи), тонкая броня (до 25 мм) и слабое орудие (45 мм) делали его морально устаревшим в середине 30-ых годов

Однако из Испании, где полыхала война стали приходить фотографии с разбитыми советскими танками – их тонкая 20ти миллиметровая броня уже не отвечала вызовам времени. Так Кошкин пришел к альтернативной идее танка с индексом А-32, защищенного серьезной противоснарядной броней с большой пушкой. Сталину неожиданно понравилась смелость и инициативность инженера. Кошкину позволили развивать свой вариант танка. На дворе были репрессии, а их КБ, на свой страх и риск принялось за новую машину.

В декабре 1939 года образец опытные образцы А-32, в количестве двух штук получили название Т-34. Однако для полноценных испытаний у танков должен был быть приличный пробег для демонстрации надежности. Тогда в марте 1940 года их Харькова в Москву отправились две тридцатьчетверки. Да рычагами одной из них сидел сам Кошкин. Он надеялся, что с помощью этого пробега он и намотает нужные километры. Сталин лично осматривал прибывшие машины на Красной площади – машины ему понравились, и они были рекомендованы для немедленной поставки на производство!

Эта история не только про прозорливость и смелость русского гения инженерии, но и про его самопожертвование. Этот пробег из Харькова до Москвы и обратно сильно подорвал здоровье Михаила Ильича, он заболел пневмонией. Кошкин все силы отдавал своему детищу. Ему провели операцию, но не помогло. В сентябре 1940 года весь Харьковский завод провожал в последний путь Михаила Кошкина. Он умер за 9 месяцев до начала Войны, но составил после себя, возможно, самый совершенный танк грядущих сражений. Машину, которая спасла миллионы жизней.

Михаил был рождён 21 ноября 1898 в селе Брынчаги Ярославской области. Семья будущего конструктора находилась за чертой бедности. Отец изо всех сил старался прокормить семью, работая на лесозаготовках. В семилетнем возрасте отец Михаила умер. Мать осталась одна с маленькими детьми. Миша с братом, на сколько могли, старались помочь матери. Закончив всего 3 класса школы, десятилетний мальчик, отправился в столицу на поиск денег для семьи. В столице у его матери проживали родственники, они стали последней надеждой для бедствующей семьи. Мать в дорогу предала Михаилу адрес, но мальчик утерял его. Как можно было утерять столь важную бумагу? Дело оказалось в том, что на пути Мише встретились несколько подростков, которые избивали мальчика младше их самих. Просто пройти мимо такой картины Кошкин не смог, он заступился за мальчишку. И тут же во время драки он утерял записку с адресом. Не знаю, как бы сложилась судьба Кошкина если бы прохожий заметивший мальчика. Прохожий человек оказался одним из рабочих на кондитерской фабрике. Именно этот человек помог нашему герою встать на ноги и в дальнейшем устроил его на завод. Проработав на фабрике 8 лет, он стал самым юным мастером цеха.

Гражданская война

В 1917 году, Кошкина призвали в ряды солдат. Воевать ему довелось на Западном фронте, где его и ранили, после чего его отправили в госпиталь и уже оттуда его демобилизовали. В 1918 году Михаил Добровольно вернулся в армию. Ему довелось побывать в боях под Царицыном и в боях за Архангельск.

Карьера

После окончания Гражданской войны, Кошкин был отправлен на обучение университет. По окончанию высшей школы его назначили директором на кондитерский завод в другом городе-Вятка. Здесь он показал себя очень хорошим руководителем.
Карьера конструктора
В 1929 году Михаил Ильич Кошкин был отправляется в Ленинградский политех., где учился по специальности «Автомобили и тракторы». Закончив институт, теперь уже конструктор Михаил Ильич Кошкин, приходит на работу в конструкторское бюро на заводе им. С. М. Кирова. Через время его отправляют в Харьков на должность начальника конструкторского бюро. Здесь он разработал первый в СССР танк полностью на гусеничном ходу. Кошкин доказал более влиятельным должностным лицам преимущество гусеничного танка над колесной и смешанной техникой. А-32(так назывался принципиально новый для СССР танк) показал превосходные результаты в условиях сложной местности, а дизельный двигатель показал прекрасную тяговитость и ремонтопригодность.

Рождение легенды

Замена бензинового двигателя на дизельного мотор, а также многоопорный гусеничный ход открывал до селе невиданные возможности для модернизации танков. Для того чтобы доказать свою правоту в кремле, конструктор строит два опытных танка, которым присваивает индекс А-34. В отличии от предшественника А-32, на танке увеличена боевая масса. Именно этот танк стал прародителем легендарной тридцатьчетвёрки. Вся биография Кошкина говорит о его, храбрости в принятии решений. Поэтому не удивительно, что Михаил Ильич в сложившейся необходимости в демонстрации своего творения власти, принял единственный возможный, но очень рискованный шаг, он предпринял решение перегнать новые образцы техники в столицу своим ходом. Этот шаг решал проблему проведения необходимых для разрешения на демонстрацию полевых испытаний.
Так техника являлась засекреченной, то об открытом пробеге техники речи идти не могло поэтому путь строился в обход дорог.

Болезнь и смерть

Во время пробега Михаил Кошкин подхватывает простуду. Ситуация обострилась во время обратного перегона техники, когда одна из машин упала в воду, Михаил помогал доставать машину. Болезнь переросла в пневмонию, которую Кошкин не перенёс. Смерть Кошкина зафиксирована двадцать шестого сентября 1940 г. Похоронили конструктора в Харькове на городском кладбище.

Двадцатый век воспитал людей, по настоящему, с сильным характером. Согласитесь, что если бы Михаил Ильич в своей жизни хоть раз дал место слабине. Мы бы никогда не получили оружие победы .


Михаил Ильич Кошкин – советский инженер-конструктор, создатель и первый главный конструктор танка Т-34, начальник КБ танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна.

Михаил Кошкин прошёл путь от пекаря на кондитерской фабрике до руководителя конструкторского бюро танкостроения. За время своей профессиональной деятельности он сконструировал танк Т-34, который знают во всём мире, его название связано с победой Советской армии во Второй мировой войне. Конструктору не довелось узнать, какой грандиозный вклад в военную отрасль сделал он для своей страны, поскольку до войны он не дожил 9 месяцев.

Детство

Михаил Ильич Кошкин родился 21 ноября (3 декабря) 1898 года в селе Брынчаги Ярославской области, в семье крестьян. Его отец занимался отходничеством. Когда Михаилу было почти семь лет, отец надорвался на лесозаготовках и умер, оставив вдовой жену с тремя малолетними детьми на руках. Будущему конструктору, чтобы выжить, вместе с матерью пришлось батрачить.

Михаил Ильич Кошкин

В десятилетнем возрасте Кошкин уехал из родных мест на заработки в Москву. В столице он устроился на кондитерскую фабрику учеником пекаря и за восемь лет работы дослужился до оператора карамелезавёрточных автоматов.

Служба в армии

В начале 1917 года Кошкин был призван на военную службу в императорскую армию. До августа он воевал на Западном фронте (шла Первая мировая война), был ранен и демобилизован в конце того же года.

Будучи сыном бедняка, Кошкин восторженно принял Октябрьскую революцию и с началом Гражданской войны добровольно вступил в ряды Красной армии. Став бойцом железнодорожного отряда, он защищал молодую советскую республику от иностранной военной интервенции вначале под Царицыном, затем в составе 3-го железнодорожного батальона на Северном фронте брал Архангельск. Там он впервые столкнулся с бронетехникой и был впечатлён английскими танками «Рикардо» Mark V, используемыми интервентами на этом участке фронта.

До Польского фронта, куда перебрасывали батальон, Кошкин не добрался, потому что заболел в дороге тифом. После лечения его перевели в 3-ю железнодорожную бригаду Южного фронта, которая занималась восстановлением железнодорожных путей и мостов. В ряды РКП(б) он вступил ещё на Северном фронте, а здесь он стал секретарём партийной ячейки.

Партийная служба

Летом 1921 года Кошкин демобилизовался и занялся партийной деятельностью. После окончания Коммунистического университета имени Я.М. Свердлова, где он свёл знакомство с партийными лидерами С. М. Кировым и Г. К. Орджоникидзе, Кошкин был командирован в Вятку (теперь это Киров) для руководства кондитерской фабрикой.

Михаил Ильич Кошкин

Прослужив с 1924 по 1925 год на фабрике, он перешёл в райком, затем в Губком ВКП(б) Вятки, женился на сотруднице Губпотребсоюза Вере Катаевой, в скором времени у них родилась дочь Лиза, а в дальнейшем ещё две дочери – Тамара и Татьяна.

Деятельность конструктора

Вероятно, Кошкин мог сделать хорошую партийную карьеру, но овладевший им ещё в годы войны интерес к технике побудил его написать письмо Сергею Мироновичу Кирову, в котором Михаил просил о содействии в получении высшего технического образования. Страна остро нуждалась в квалифицированных специалистах, поэтому ему не отказали. В 1929 году Кошкина вызвали в Ленинград, где он был принят в технологический институт. Вскоре 30-летний студент перевёлся в Ленинградский политехнический институт, потому что там был машиностроительный факультет. Производственную практику он проходил на Нижегородском автомобильном заводе. Михаил оказался настолько толковым, что руководство завода хлопотало перед Наркомом тяжёлой промышленности о направлении его по окончании обучения к ним. Но Кошкина влекло танкостроение и на последнем курсе он уже знал, где сможет заняться этим.

Михаил Ильич Кошкин

Защитив в 1934 году диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов» на тему «Коробка переменных передач среднего танка», начинающий инженер-конструктор стал сотрудником конструкторского бюро Ленинградского Кировского завода. Через два с половиной года Кошкин уже занимал должность заместителя начальника КБ. Изучая модели танков, закупленных на западе, бюро занималось разработкой принципиально новых моделей танков. Ленинградские конструкторы модернизировали серийные танки Т-26 и Т-28, создав модели Т-29 и Т-46-1. В 1936 году за успешную работу Кошкина наряду с другими конструкторами бюро наградили орденом Красной Звезды.

Харьков

В декабре 1936 года Михаил Кошкин был назначен начальником КБ-190 танкового отдела Харьковского завода №183.

Михаил Ильич Кошкин

В те годы лёгкие колёсно-гусеничные быстроходные танки серии «БТ», выпускаемые в Харькове, и ленинградские танки Т-26 составляли основу танкового обеспечения Красной армии. Первоочередной задачей Кошкина была организация работы КБ по модернизации танка БТ-7, слабым местом которого была коробка переключения передач, и обеспечить его серийное производство. Под руководством Кошкина КБ-190, состоящее из 48 сотрудников, стало усердно работать по 14 направлениям. Основными из них была установка на БТ-7 совсем нового дизельного двигателя В-2 и разработка новых танков БТ-9 и БТ-ИС (последний – на основе конструкции БТ-2 и БТ-5).

Михаил Ильич Кошкин

С появлением нового противотанкового оружия задача КБ усложнилась. Участие легкобронированных советских танков в военных действиях по случаю Гражданской войны в Испании (толщина их брони была всего 20 мм) показало их уязвимость для артиллерии. Требовалась, скорей, не модернизация, а полная замена танкового парка Красной армии. Конструкторам в связи с этим была отведена особая роль, а для их разработок были отведены жёсткие сроки. Несоблюдение сроков грозило арестами.

Усиление противоснарядного бронирования увеличивало массу машины, что давало дополнительную нагрузку на трансмиссию. Попытка конструкторов решить проблему усложнением трансмиссии по предварительным расчётам оказалась не выгодна, производство такого танка оказалось бы дорогим и трудоёмким.

Параллельно с Кошкиным на Харьковском заводе работал конструктор Адольф Дик. Под руководством Дика появилась новая колёсно-гусеничная модель А-20, которая по боевым возможностям мало чем отличалась от БТ-7. Кошкину этот проект не нравился, потому что колёсная техника хорошо себя показывала на шоссе, но на пересечённой местности в условиях военных действий она бы продемонстрировала плохую проходимость.

Гусеничный танк

После ареста Дика вся ответственность за выполнение задания Министерства обороны легла на Кошкина. Любая его ошибка могла стоить ему свободы или даже жизни. Он рискнул и взялся за осуществление своей давней идеи создания чисто гусеничного танка, что упрощало конструкцию машины и за счёт экономии позволяло усилить броню и вооружение. В конце апреля 1938 года, заручившись поддержкой И. Сталина, Кошкин добился разрешения Народного комиссариата обороны испытать опытный экземпляр А-20, а наряду с ним – новый гусеничный танк, получивший индекс А-32. Чтобы уложиться в назначенные сроки, в начале 1939 года для разработки чертежей новых танков все КБ Харьковского завода были объединены в один КБ-520. Его главным конструктором был назначен М.И. Кошкин.

Михаил Ильич Кошкин

Летом 1939 года государственная комиссия, присутствовавшая на испытаниях новых моделей, пришла к выводу, что А-20 – скоростной, тактически подвижный танк, А-32 же отличается высокой проходимостью и неплохой бронезащитой. Однако военные эксперты никак не могли определиться, какой из двух танков следует запустить в производство, и конструкторы продолжили заниматься усовершенствованием машин.

На следующих испытаниях в сентябре 1939 года государственная комиссия увидела обновлённый А-32, который был оснащён 76-миллиметровой пушкой. Машине был присвоен индекс Т-32. Танк впечатлил присутствующих не только хорошими ходовыми качествами, но и красивой формой. Военные чиновники и на этот раз не смогли отдать предпочтение какому-нибудь из танков для запуска в серийное производство.

Сомнения отпали с началом советско-финской войны (1939-1940 год), продемонстрировавшей все недостатки советского танкового парка. С учётом замечаний КБ-520 продолжило усовершенствование модели Т-32. Был усилен гусеничный движитель, а толщина брони увеличена до 45 мм. 19 декабря 1939 года новый танк, получивший индекс Т-34, был принят на вооружение РККА.

Пробег

Последним испытанием для Т-34 в марте 1940 года стал танкопробег по маршруту Харьков-Москва, показ членам правительства на Красной площади и путь обратно. Михаил Кошкин, понимая всю ответственность, лежащую на нём, принял личное участие в этом испытании.

Михаил Ильич Кошкин

Опытные экземпляры двух танков по бездорожью, в условиях снежных заносов прошли 750 км до Москвы и потом обратно. 17 марта за маневрами танков на Ивановской площади Кремля наблюдали И. В. Сталин, М. И. Калинин, В. М. Молотов и К. Е. Ворошилов. Судьба танков была окончательно решена – их немедленно запустили в производство. Сталин растроганно назвал новую модель танка «первой ласточкой наших бронетанковых сил».

Смерть

Танкопробег сильно подорвал здоровье главного конструктора. Кошкин был простужен ещё до его начала, а нервное переутомление только усугубило плохое самочувствие. Он заболел пневмонией, но продолжал трудиться. Т-34 ещё требовал большого количества доработок, к тому же КБ-520 приступило к созданию новой модели Т-44.

Состояние конструктора ухудшалось. Прибывшие в Харьков московские медики провели операцию по удалению лёгкого. Кошкин был отправлен на реабилитацию в санаторий «Занки» под Харьковом, но это не ему помогло. 26 сентября 1940 года Михаил Ильич Кошкин скончался. На прощание с ним пришли все заводчане.

Михаил Ильич Кошкин

Долгое время создатель знаменитого танка был незаслуженно забыт. Все лавры от запуска машины в серийное производство достались Александру Морозову, сменившему его на посту руководителя КБ. Нередко Морозова называли «отцом тридцатьчетвёрки». Лишь в 1990 году президент СССР Михаил Горбачёв присвоил Михаилу Кошкину звание Героя Социалистического Труда, а в 1998 году была выпущена почтовая марка в память о талантливом конструкторе.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Читайте также: