Колосов сергей дмитриевич конструктор

Обновлено: 01.05.2024

Сергей Дмитриевич Колосов (1904, деревня Ручьеваха, Тверская губерния — 1975) — основатель корабельного и судового газотурбостроения в СССР, первый главный конструктор ГП НПКГ «Заря-Машпроект».

Биография

Родился в многодетной крестьянской семье.

После обучения в церковно-приходской школе поступил в Ржевский педагогический техникум, который окончил в 1922 году.

В 1930 году успешно окончил учёбу и начал работать в авиационной промышленности, занимаясь разработкой и созданием новых авиационных двигателей.

В 1941-1945 годах работал главным конструктором моторостроительного завода в Казани. За вклад в обеспечение авиации современными двигателями награждён орденами, присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники Татарской АССР.

В 1948 году бюро Колосова получило правительственное задание на разработку турбовинтового двигателя. Параллельно эту задачу решало конструкторское бюро под руководством главного конструктора Н. Д. Кузнецова. Тогда двигатель Кузнецова был принят к производству, а турбовинтовой двигатель конструкции Колосова остался без применения.

В августе 1950 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании первого в стране корабельного газотурбинного двигателя путём модификации авиационного турбовинтового двигателя конструкции Колосова. Приспособленному к морским условиям двигателю присвоили индекс М-1 (Морской-1).

В 1954 году на на ЮТЗ создали конструкторское бюро, главным конструктором которого назначили Колосова.

Умер в 1975 году в Казани.

Напишите отзыв о статье "Колосов, Сергей Дмитриевич"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Колосов, Сергей Дмитриевич

На Пьера опять нашла та тоска, которой он так боялся. Он три дня после произнесения своей речи в ложе лежал дома на диване, никого не принимая и никуда не выезжая.
В это время он получил письмо от жены, которая умоляла его о свидании, писала о своей грусти по нем и о желании посвятить ему всю свою жизнь.
В конце письма она извещала его, что на днях приедет в Петербург из за границы.
Вслед за письмом в уединение Пьера ворвался один из менее других уважаемых им братьев масонов и, наведя разговор на супружеские отношения Пьера, в виде братского совета, высказал ему мысль о том, что строгость его к жене несправедлива, и что Пьер отступает от первых правил масона, не прощая кающуюся.
В это же самое время теща его, жена князя Василья, присылала за ним, умоляя его хоть на несколько минут посетить ее для переговоров о весьма важном деле. Пьер видел, что был заговор против него, что его хотели соединить с женою, и это было даже не неприятно ему в том состоянии, в котором он находился. Ему было всё равно: Пьер ничто в жизни не считал делом большой важности, и под влиянием тоски, которая теперь овладела им, он не дорожил ни своею свободою, ни своим упорством в наказании жены.
«Никто не прав, никто не виноват, стало быть и она не виновата», думал он. – Ежели Пьер не изъявил тотчас же согласия на соединение с женою, то только потому, что в состоянии тоски, в котором он находился, он не был в силах ничего предпринять. Ежели бы жена приехала к нему, он бы теперь не прогнал ее. Разве не всё равно было в сравнении с тем, что занимало Пьера, жить или не жить с женою?
Не отвечая ничего ни жене, ни теще, Пьер раз поздним вечером собрался в дорогу и уехал в Москву, чтобы повидаться с Иосифом Алексеевичем. Вот что писал Пьер в дневнике своем.
«Москва, 17 го ноября.
Сейчас только приехал от благодетеля, и спешу записать всё, что я испытал при этом. Иосиф Алексеевич живет бедно и страдает третий год мучительною болезнью пузыря. Никто никогда не слыхал от него стона, или слова ропота. С утра и до поздней ночи, за исключением часов, в которые он кушает самую простую пищу, он работает над наукой. Он принял меня милостиво и посадил на кровати, на которой он лежал; я сделал ему знак рыцарей Востока и Иерусалима, он ответил мне тем же, и с кроткой улыбкой спросил меня о том, что я узнал и приобрел в прусских и шотландских ложах. Я рассказал ему всё, как умел, передав те основания, которые я предлагал в нашей петербургской ложе и сообщил о дурном приеме, сделанном мне, и о разрыве, происшедшем между мною и братьями. Иосиф Алексеевич, изрядно помолчав и подумав, на всё это изложил мне свой взгляд, который мгновенно осветил мне всё прошедшее и весь будущий путь, предлежащий мне. Он удивил меня, спросив о том, помню ли я, в чем состоит троякая цель ордена: 1) в хранении и познании таинства; 2) в очищении и исправлении себя для воспринятия оного и 3) в исправлении рода человеческого чрез стремление к таковому очищению. Какая есть главнейшая и первая цель из этих трех? Конечно собственное исправление и очищение. Только к этой цели мы можем всегда стремиться независимо от всех обстоятельств. Но вместе с тем эта то цель и требует от нас наиболее трудов, и потому, заблуждаясь гордостью, мы, упуская эту цель, беремся либо за таинство, которое недостойны воспринять по нечистоте своей, либо беремся за исправление рода человеческого, когда сами из себя являем пример мерзости и разврата. Иллюминатство не есть чистое учение именно потому, что оно увлеклось общественной деятельностью и преисполнено гордости. На этом основании Иосиф Алексеевич осудил мою речь и всю мою деятельность. Я согласился с ним в глубине души своей. По случаю разговора нашего о моих семейных делах, он сказал мне: – Главная обязанность истинного масона, как я сказал вам, состоит в совершенствовании самого себя. Но часто мы думаем, что, удалив от себя все трудности нашей жизни, мы скорее достигнем этой цели; напротив, государь мой, сказал он мне, только в среде светских волнений можем мы достигнуть трех главных целей: 1) самопознания, ибо человек может познавать себя только через сравнение, 2) совершенствования, только борьбой достигается оно, и 3) достигнуть главной добродетели – любви к смерти. Только превратности жизни могут показать нам тщету ее и могут содействовать – нашей врожденной любви к смерти или возрождению к новой жизни. Слова эти тем более замечательны, что Иосиф Алексеевич, несмотря на свои тяжкие физические страдания, никогда не тяготится жизнию, а любит смерть, к которой он, несмотря на всю чистоту и высоту своего внутреннего человека, не чувствует еще себя достаточно готовым. Потом благодетель объяснил мне вполне значение великого квадрата мироздания и указал на то, что тройственное и седьмое число суть основание всего. Он советовал мне не отстраняться от общения с петербургскими братьями и, занимая в ложе только должности 2 го градуса, стараться, отвлекая братьев от увлечений гордости, обращать их на истинный путь самопознания и совершенствования. Кроме того для себя лично советовал мне первее всего следить за самим собою, и с этою целью дал мне тетрадь, ту самую, в которой я пишу и буду вписывать впредь все свои поступки».

Сергей Дмитриевич Колосов (1904, деревня Ручьеваха, Тверская губерния — 1963) — основатель корабельного и судового газотурбостроения в СССР, первый главный конструктор ГП НПКГ «Зоря-Машпроект».

Биография

Родился в многодетной крестьянской семье.

После обучения в церковно-приходской школе поступил в Ржевский педагогический техникум, который окончил в 1922 году.

В 1930 году успешно окончил учёбу и начал работать в авиационной промышленности, занимаясь разработкой и созданием новых авиационных двигателей.

В 1941-1945 годах работал главным конструктором моторостроительного завода в Казани. За вклад в обеспечение авиации современными двигателями награждён орденами, присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники Татарской АССР.

В 1948 году бюро Колосова получило правительственное задание на разработку турбовинтового двигателя. Параллельно эту задачу решало конструкторское бюро под руководством главного конструктора Н. Д. Кузнецова. Тогда двигатель Кузнецова был принят к производству, а турбовинтовой двигатель конструкции Колосова остался без применения.

В августе 1950 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании первого в стране корабельного газотурбинного двигателя путём модификации авиационного турбовинтового двигателя конструкции Колосова. Приспособленному к морским условиям двигателю присвоили индекс М-1 (Морской-1).

В 1954 году на на ЮТЗ создали конструкторское бюро, главным конструктором которого назначили Колосова.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Колосов Сергей Дмитриевич" в других словарях:

Колосов, Сергей Дмитриевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Колосов. Сергей Колосов основатель корабельного и судового газотурбостроения в СССР, первый главный конструктор ГП НПКГ «Зоря Машпроект» … Википедия

Колосов, Сергей — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Колосов. Сергей Колосов: Колосов, Сергей Афанасьевич (род. 1986) бронзовый призёр чемпионата Белоруссии по хоккею (2008), игрок сборной Белоруссии по хоккею Колосов, Сергей Дмитриевич… … Википедия

Сергей Дмитриевич Колосов — Сергей Колосов основатель корабельного и судового газотурбостроения в СССР, первый главный конструктор ГП НПКГ «Зоря Машпроект» Дата рождения: 1904 … Википедия

Колосов — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 В 1.3 Г … Википедия

Сергей Колосов — основатель корабельного и судового газотурбостроения в СССР, первый главный конструктор ГП НПКГ «Зоря Машпроект» Дата рождения: 1904 … Википедия

Владимир Колосов — Колосов русская фамилия. Происходит от слова «колос». Содержание 1 Известные носители 1.1 Колосов 1.2 Колосова 2 Другое … Википедия

Папанов, Анатолий Дмитриевич — Анатолий Папанов Имя при рождении: Анатолий Дмитриевич Папанов Дата рождения: 30 октября 1922(1922 10 30) … Википедия

Сафонов, Всеволод Дмитриевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сафонов. Всеволод Сафонов Имя при рождении: Всеволод Дмитриевич Сафонов … Википедия

Газотурбинный двигатель — с одноступенчатым радиальным компрессором, турбиной, рекуператором, и воздушными подшипниками Газотурбинный двигатель (ГТД) тепловой двигатель, в котором газ сжимается и нагревается, а затем энергия сжатого и нагретого… … Википедия

Двухконтурный турбореактивный двигатель — Газотурбинный двигатель (ГТД, ТРД) тепловой двигатель, в котором газ сжимается и нагревается, а затем энергия сжатого и нагретого газа преобразуется в механическую работу на валу газовой турбины. В отличие от поршневого двигателя, в ГТД процессы… … Википедия

Сергей Дмитриевич Колосов (1904, деревня Ручьеваха, Тверская губерния — 1963) — основатель корабельного и судового газотурбостроения в СССР, первый главный конструктор ГП НПКГ «Зоря-Машпроект».

Биография

Родился в многодетной крестьянской семье.

После обучения в церковно-приходской школе поступил в Ржевский педагогический техникум, который окончил в 1922 году.

В 1927 году, после демобилизации из армии, поступил в Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана.

В 1930 году успешно окончил учёбу и начал работать в авиационной промышленности, занимаясь разработкой и созданием новых авиационных двигателей.

В 1941-1945 годах работал главным конструктором моторостроительного завода в Казани. За вклад в обеспечение авиации современными двигателями награждён орденами, присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники Татарской АССР.

В 1948 году бюро Колосова получило правительственное задание на разработку турбовинтового двигателя. Параллельно эту задачу решало конструкторское бюро под руководством главного конструктора Н. Д. Кузнецова. Тогда двигатель Кузнецова был принят к производству, а турбовинтовой двигатель конструкции Колосова остался без применения.

В августе 1950 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании первого в стране корабельного газотурбинного двигателя путём модификации авиационного турбовинтового двигателя конструкции Колосова. Приспособленному к морским условиям двигателю присвоили индекс М-1 (Морской-1).

В 1954 году на на ЮТЗ создали конструкторское бюро, главным конструктором которого назначили Колосова.

Умер в 1975 году в Казани.

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 1904 году
  • Умершие в 1975 году
  • Конструкторы СССР
  • Заслуженные деятели науки и техники Татарской АССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Колосов, Сергей Дмитриевич" в других словарях:

Колосов Сергей Дмитриевич — Сергей Колосов основатель корабельного и судового газотурбостроения в СССР, первый главный конструктор ГП НПКГ «Зоря Машпроект» Дата рождения: 1904 … Википедия

Колосов, Сергей — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Колосов. Сергей Колосов: Колосов, Сергей Афанасьевич (род. 1986) бронзовый призёр чемпионата Белоруссии по хоккею (2008), игрок сборной Белоруссии по хоккею Колосов, Сергей Дмитриевич… … Википедия

Сергей Дмитриевич Колосов — Сергей Колосов основатель корабельного и судового газотурбостроения в СССР, первый главный конструктор ГП НПКГ «Зоря Машпроект» Дата рождения: 1904 … Википедия

Колосов — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 В 1.3 Г … Википедия

Сергей Колосов — основатель корабельного и судового газотурбостроения в СССР, первый главный конструктор ГП НПКГ «Зоря Машпроект» Дата рождения: 1904 … Википедия

Владимир Колосов — Колосов русская фамилия. Происходит от слова «колос». Содержание 1 Известные носители 1.1 Колосов 1.2 Колосова 2 Другое … Википедия

Папанов, Анатолий Дмитриевич — Анатолий Папанов Имя при рождении: Анатолий Дмитриевич Папанов Дата рождения: 30 октября 1922(1922 10 30) … Википедия

Сафонов, Всеволод Дмитриевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сафонов. Всеволод Сафонов Имя при рождении: Всеволод Дмитриевич Сафонов … Википедия

Газотурбинный двигатель — с одноступенчатым радиальным компрессором, турбиной, рекуператором, и воздушными подшипниками Газотурбинный двигатель (ГТД) тепловой двигатель, в котором газ сжимается и нагревается, а затем энергия сжатого и нагретого… … Википедия

Двухконтурный турбореактивный двигатель — Газотурбинный двигатель (ГТД, ТРД) тепловой двигатель, в котором газ сжимается и нагревается, а затем энергия сжатого и нагретого газа преобразуется в механическую работу на валу газовой турбины. В отличие от поршневого двигателя, в ГТД процессы… … Википедия

Сергей Дмитриевич Колосов (1904, деревня Ручьеваха, Тверская губерния — 1963) — основатель корабельного и судового газотурбостроения в СССР, первый главный конструктор ГП НПКГ «Зоря-Машпроект».

Биография

Родился в многодетной крестьянской семье.

После обучения в церковно-приходской школе поступил в Ржевский педагогический техникум, который окончил в 1922 году.

В 1930 году успешно окончил учёбу и начал работать в авиационной промышленности, занимаясь разработкой и созданием новых авиационных двигателей.

В 1941-1945 годах работал главным конструктором моторостроительного завода в Казани. За вклад в обеспечение авиации современными двигателями награждён орденами, присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники Татарской АССР.

В 1948 году бюро Колосова получило правительственное задание на разработку турбовинтового двигателя. Параллельно эту задачу решало конструкторское бюро под руководством главного конструктора Н. Д. Кузнецова. Тогда двигатель Кузнецова был принят к производству, а турбовинтовой двигатель конструкции Колосова остался без применения.

В августе 1950 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании первого в стране корабельного газотурбинного двигателя путём модификации авиационного турбовинтового двигателя конструкции Колосова. Приспособленному к морским условиям двигателю присвоили индекс М-1 (Морской-1).

В 1954 году на на ЮТЗ создали конструкторское бюро, главным конструктором которого назначили Колосова.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Сергей Дмитриевич Колосов" в других словарях:

Колосов Сергей Дмитриевич — Сергей Колосов основатель корабельного и судового газотурбостроения в СССР, первый главный конструктор ГП НПКГ «Зоря Машпроект» Дата рождения: 1904 … Википедия

Колосов, Сергей Дмитриевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Колосов. Сергей Колосов основатель корабельного и судового газотурбостроения в СССР, первый главный конструктор ГП НПКГ «Зоря Машпроект» … Википедия

Сергей Колосов — основатель корабельного и судового газотурбостроения в СССР, первый главный конструктор ГП НПКГ «Зоря Машпроект» Дата рождения: 1904 … Википедия

Колосов — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 В 1.3 Г … Википедия

Колосов, Сергей — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Колосов. Сергей Колосов: Колосов, Сергей Афанасьевич (род. 1986) бронзовый призёр чемпионата Белоруссии по хоккею (2008), игрок сборной Белоруссии по хоккею Колосов, Сергей Дмитриевич… … Википедия

Владимир Колосов — Колосов русская фамилия. Происходит от слова «колос». Содержание 1 Известные носители 1.1 Колосов 1.2 Колосова 2 Другое … Википедия

Папанов, Анатолий Дмитриевич — Анатолий Папанов Имя при рождении: Анатолий Дмитриевич Папанов Дата рождения: 30 октября 1922(1922 10 30) … Википедия

Сафонов, Всеволод Дмитриевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сафонов. Всеволод Сафонов Имя при рождении: Всеволод Дмитриевич Сафонов … Википедия

Зоря-Машпроект — ГП НПКГ «Зоря Машпроект» Расположение Николаев Ключевые фигуры Андрей Хоменко Веб сайт … Википедия

Сергей Дмитриевич Колосов родился 1 апреля 1904 г. в многодетной семье крестьянина в деревне Ручьеваха Тверской губернии. Окончив в 1917 г. начальную школу, а в 1922 г. Ржевский педагогический техникум, переехал в Москву для продолжения образования. Отсутствие средств помешало продолжить учебу, и он работает чернорабочим, помощником электромонтера и киномехаником.

В 1926 г. его призывают в ряды Красной Армии. После демобилизации по комсомольской путевке в 1927 г. Сергей Дмитриевич поступает в Московское высшее техническое училище им. Баумана на аэродинамический факультет, на базе которого был образован Московский авиационный институт.

В 1930 г. С.Д. Колосов успешно окончил его с дипломом авиационного инженера-механика. Молодого инженера направляют на авиационный завод в город Запорожье, где он начинает работать помощником начальника сборочного цеха.

Вскоре, заметив склонность Сергея Дмитриевича к конструированию, его переводят в конструкторский отдел завода. Первой самостоятельной работой Сергея Дмитриевича были аэросани, в дальнейшем он участвовал в разработке семицилиндрового двигателя. Завод в то время выпускал звездообразный двигатель М-11. В 1931 г. при заводе открывается авиационный техникум, и Сергея Дмитриевича назначают его директором.

С 1935 г. Колосов работает на Воронежском авиамоторном заводе № 16, вначале в должности инженера-конструктора, а затем заместителя главного инженера. В 1938 г., по возвращении из Франции, где С.Д. Колосов работал согласно договору с фирмой "Рено" о закупке лицензии на изготовление двигателя "Испано-Сюиза", Сергей Дмитриевич назначается главным конструктором завода.

большую школу разработки отечественных турбореактивных двигателей, Сергей Дмитриевич возглавил в послевоенные годы опытно-конструкторское бюро 16 (ОКБ-16), в котором на базе немецкого прототипа был создан двигатель РД-20. В 1948 г. ОКБ-16 получает задание на разработку турбовального двигателя со свободной силовой турбиной мощностью 5200 л.с. Двигатель не был принят к производству в авиапромышленности, и С.Д. Колосов входит в Минсудпром с предложением переоборудовать его для кораблей ВМФ. По результатам испытаний ТВД конструкции С.Д. Колосова, проведенных на Казанском моторостроительном заводе в начале лета 1951 г., члены комиссии - представители ВМФ и судостроительной промышленности - пришли к единодушному мнению, что ТВД необходимо "маринизировать" и использовать в качестве ускорительной установки для проектируемого торпедного катера проекта 183. Новой установке присваивается индекс М-1.

После успешных государственных испытаний на торпедном катере в 1953 г. установка М-1 была рекомендована к серийному выпуску. Стали поступать заказы на проектирование более мощных ГТУ для кораблей ВМФ. Изучив требования, предъявляемые к главным двигателям боевых кораблей, Колосов сделал вывод: морские газотурбинные двигатели необходимо разрабатывать специально. 7 мая 1954 г. вышло постановление Совета Министров СССР о специализации Южного турбинного завода на производство опытных и серийных газотурбинных установок, в первую очередь для кораблей ВМС. Директору ЮТЗ Чумичеву и и.о. главного инженера Главтурбопрома Березину предписывалось организовать на ЮТЗ специальное конструкторское бюро по газотурбинным установкам. С.Д. Колосов был назначен начальником и главным конструктором СКБ ГУ. Сергей Дмитриевич стремился создать творческий коллектив единомышленников, занимавшийся морским газотурбостроением. Им была создана конструкторская школа. Здесь, в Николаеве, наиболее полно раскрылось дарование Сергея Дмитриевича как конструктора и организатора.

В период с 1954 по 1965 год под его руководством были созданы пять видов газотурбинных установок для различных типов надводных кораблей. Для противолодочного корабля проекта 159 разработана газотурбинная установка М-2. Для противолодочных кораблей проектов 204 и 35 были разработаны газотурбокомпрессоры Д2 и Д3. В состав этих агрегатов входили газотурбинные двигатели мощностью 18000 л.с. В 1957 г. СКБ ГУ приступило к проектированию агрегата М-3, примененного в качестве главной механической установки для корабля проекта 61, а уже в 1962 г. вышел в море первый в мире чисто газотурбинный головной корабль проекта 61 "Комсомолец Украины" с двумя установками М-3 на борту. Газотурбинный агрегат М-8, разработка которого осуществлялась под руководством С.Д. Колосова, был установлен на кораблях типа "Альбатрос", минных тральщиках "Топаз" и управляемых по радио кораблях "Ягуар". Исполнилась мечта и предвидение С.Д. Колосова о перспективности применения ГТУ в кораблестроении.

За большой вклад в дело создания и внедрения ГТУ на кораблях флота ему совместно с коллективом конструкторов присуждена в 1965 г. Ленинская премия. В 1963 г. С.Д. Колосов был вынужден оставить работу по болезни. В 1964 г. он переезжает в Казань.

С.Д. Колосов - заслуженный деятель науки и техники Татарии, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и Красной Звезды.

Под его руководством были созданы: первые отечественные газотурбинные установки; первый в мировой практике реверсивный редуктор (36000 л.с.); опытно-конструкторская и исследовательская база; воспитаны кадры высококвалифицированных специалистов.

Читайте также: