Комарова л г строим из лего

Обновлено: 01.05.2024

Главная Конструирование

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории МДОУ общеразвивающего вида №28 «Аистенок» Мороз Елена Евгеньевна. Администрация Городского округа Подольск Комитет по образованию

В майском Указе № 204 от 07. 05. 2018г. "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации В.В. Путин обратил наше внимание на то, что стране нужны специалисты в области инженерных технологий. И уже несколько лет мы с нашими воспитанниками работаем над этой темой.

Если ребёнок в детстве не научился творить,
то и в жизни он будет только
подражать и копировать»
Л. Н. Толстой

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, к взаимодействию со сверстниками (работа парами или командой), к изобретательности и самостоятельности, инициативности и стремлению к поиску нового и оригинального, а, значит, и способствует развитию одарённости. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь.

Почему я стала чаще обращаться к ЛЕГО-конструированию в образовательном процессе? Важнейшей задачей ФГОС ДО является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.

Также важная задача ФГОС ДО — интеграция между образовательными областями. Интеграцию можно легко осуществить с помощью внедрения в образовательный процесс ЛЕГО-технологии.

На занятиях по ЛЕГО-конструированию ставлю ряд воспитательных, развивающих и обучающих задач, (согласно ФГОС ДО):

  • воспитывать личность, способную самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя речевое и познавательное развитие, умственные способности;
  • обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу.

При совместной деятельности с детьми старшего возраста по ЛЕГО-конструированию прослеживаю индивидуальность развития каждого ребенка, его творческий потенциал. Организованную образовательную деятельность основываю на принципах сотрудничества и сотворчества детей друг с другом. Тему ООД беру в соответствии с календарно-тематическим планом группы. Освоение ЛЕГО-конструктора провожу последовательно от простого к сложному.

На занятиях с детьми использую основные виды конструирования, такие как:

  1. Конструирование по образцу, — где дан чёткий образец постройки;
  2. Конструирование по модели – в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу
  3. Конструирование по условиям – образца, рисунка-схемы – где, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать;
  4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов. Создаются возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.
  5. Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении.

В работе с детьми использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности:

  • Создание совместных построек.
  • Беседы.
  • Разнообразные игры
  • Изготовление предметов для игр. Создание макетов.
  • Познавательно-исследовательская деятельность.
  • Экспериментирование.
  • Оформление выставок.
  • Продуктивная деятельность.

Для обучения детей ЛЕГО-конструированию использую разнообразные методы и приемы.

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета, сюрпризный момент, дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти.

Решение проблемных задач с помощью педагога

Организуя занятия ЛЕГО-конструированием, придерживаюсь следующего алгоритма выполнения модели:

  1. Приветствие. Создание проблемной ситуации — вхождение в игру (например, что будет, если не будет машин).
  2. Демонстрация и рассматривание картин с изображением объекта для конструирования.
  3. Наблюдение натуральных объектов (рассматривание транспорта на прогулке).
  4. Сенсорное обследование деталей для знакомства с формой, цветом и определения пространственных соотношений между деталями (закрепление название деталей).
  5. Демонстрация вариативных соединений деталей (личный показ или показ детей).
  6. Объяснение последовательности выполнения или просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции.
  7. Детальное изучение (при необходимости) схем и чертежей.
  8. Рассматривание готовых построек.
  9. Анализ и оценка.
  10. Обыгрывание – использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности с использованием дополнительного материала. (фигурки животных, людей, деревьев и т. д.)

Перед выполнением модели обязательно проводится пальчиковая гимнастика, а также физкультминутка, которые подбираются с учетом темы совместной деятельности.

Мы моделируем предметы для сюжетно-ролевых игр, в которых, объединяясь в небольшие группы, дети создают свой спонтанный игровой сюжет. ( «Гараж для машин», «Аэропорт», «Замок Феи») и др.

Созданные постройки из ЛЕГО, наши ребята также используют в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям. Такие игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу дошкольников.

Мои наблюдения показали, что на данный момент дети проявляют высокую работоспособность в течение всего занятия, с удовольствием работают как в мини-группах, так и индивидуально, берут инициативу в свои руки, проявляют креативность в принятии решений, не боятся делать ошибки при выполнении заданий.

Систематические использование конструкторов в самостоятельной деятельности даёт детям свободу творчества и позволяет изображать любые предметы окружающей среды, используя только ЛЕГО-конструктор. Ребята свободно ориентируются в схемах, умеют крепко соединять детали и т.д..

Анализируя свою работу с позиции ФГОС ДО, можно сказать, что данная технология способствует эффективному обеспечению всех целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • ребенок проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

С детьми мы не стоим на месте. Дошкольники так увлеклись конструированием, что мы решили принять участия в конкурсах.

Результаты говорят сами за себя.

  • Всероссийский детский конкурс по конструированию «Лего-страна»(победители);
  • Международного конкурса по ЛЕГО-конструированию и робототехнике "Легоград — 2019" (победители);
  • Центр роста талантливых детей и педагогов «ЭЙНШТЕЙН» Всероссийский творческий конкурс по ЛЕГО-конструированию (Победитель).

Наши труды были не зря! Мы вошли в проект «Наука в Подмосковье». Мы стали членами клуба «Наустим». Принимали участие в фестивале «Техностарт» И НА ЭТОМ НЕ ОСТАНАВЛИВАЕМСЯ!

Таким образом, я считаю, что данная инновационная ЛЕГО-технология может успешно применяться во всех возрастных группах общеразвивающей направленности, а при правильном подходе и организации даст положительный результат в работе педагога.

В дальнейшем буду продолжать повышать свой профессиональный уровень, использовать лего-технологии с учетом современных требований. Ведь мы понимаем, что инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень. Перед нами стоит задача сделать так, чтобы дети оставались детьми, проживали свою жизнь ярко, интересно, содержательно и при этом все же готовились к "настоящей" взрослой жизни.

Я продолжаю работать с Лего конструктором и в подготовительной группе, но уже занимаюсь робототехникой.

Доказано неоднократно, что когда ребенок рождается, то он учится. Он учится абсолютно всему: ползать, затем ходить, кушать ложкой, играть, разговаривать - получает новые умения и навыки. Но не каждый из взрослых знает и осознает, что дети играют для того, чтобы научиться владеть окружающими предметами, то есть приобрести умения, знания и навыки.

Дошкольное детство является наиболее сенситивным временем в жизни каждого малыша, это важнейший жизненный период каждого человека. Именно в этот период закладывается фундамент психофизического здоровья, создаются основы интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер личности. Наряду с познанием окружающего мира, огромнейшую роль играет выбор игрушек, которыми играет ребенок. При выборе игрушки необходимо учитывать то, как она будет влиять на формирование всех психических процессов у дошкольников, какую именно функцию она несет.

Лего конструирование в детском саду

Конструирование является одним из самых часто встречающихся видов развития мелкой моторики, а также речи, мышления, воображения, внимания, памяти, интеллекта у детей.

Конструктор ЛЕГО появился в середине 19 века и моментально совершил революцию, которая стала началом бурного и повсеместного развития конструирования. И раньше были различные наборы и конструкторы. Но в отличие от них, ЛЕГО предложил большое количество деталей, которые прочно и удобно соединялись между собой. В результате созданное строение получалось устойчивым, что по достоинству оценили все дети.

Сегодня ЛЕГО конструкторы повсеместно можно видеть в детских садах, в некоторых заведениях предусмотрены целые "ЛЕГО"-комнаты. Освоение ЛЕГО конструктором не должно быть спонтанным, его использование должно быть целенаправленным. Воспитательно-образовательная деятельность педагога должна быть основана на четкой стратегии относительно использования этого конструктора.

Система занятий по ЛЕГО конструированию

Начинать занятия по ЛЕГО конструированию следует со средней группы. Раньше можно, но не рекомендуется, чтобы избежать неприятных ситуаций. На этапе средней группы вовлечение детей в системную конструкторскую деятельность можно посчитать одним из основных условий для формирования способностей осознавать и изучать свойства предметов (размер, форму, цвет).

Перед детьми старшего дошкольного возраста открываются более широкие возможности для конструирования. Дети уже достаточно хорошо могут строить на базе демонстрации методов крепления, а также основываясь на самостоятельном анализе готовых построек. В этом возрасте уместно использовать графические модели. У ребят дошкольного возраста отлично развивается логическое мышление и независимость при решении созидательных задач.

Последний этап по развитию конструкторской деятельности - это обучение в подготовительной группе. Занятия становятся достаточно сложными, они включают элементы экспериментирования, дошкольникам создают условия свободного выбора стратегии их деятельности, проверяются пути решения поставленной творческой задачи, которые они сами выбрали.

Современные педагоги считают ЛЕГО конструкторы игрушками, которые направлены на формирование знаний и умений, как успешно и эффективно действовать в социуме, на развитие способности освоить культурное богатство окружающего мира. Глобализация образования, внедрение инноваций, технологический процесс сегодня направлены на повышение качества воспитания, эффективности обучения, а при необходимости - на коррекцию детей дошкольного возраста. ЛЕГО конструирование - это развитие интеллектуальных способностей, творческая деятельность на практике, которые проявляются в разных видах деятельности: изобразительной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой. Любая деятельность детей - это и воспитание социально-активной личности ребенка со значительной долей свободы практического и логического мышления, а также развитие самостоятельности и любознательности, способностей решать трудные задачи на данном периоде развития творческим образом.

Технологию конструирования можно отнести к интерактивной педагогической технологии. Она определяет направление познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Игра - ведущая деятельность ребенка. Именно в ней формируется способность к созданию новых и новых образов, отражающих функциональные, генетические, структурные связи предметов, действий и явлений, а также укрепляется в восприятии и сочинении сказок, в изобразительном творчестве. Предложенная система связей включает и образ, выраженный в слове. Для каждого взрослого первостепенной задачей должно являться правильно сформировать и закрепить данные связи в процессе общения с ребенком.

Как провести занятие по лего-конструированию в детском саду

Лего-конструирование

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Дети, разбившись на группы, собирают конструктор

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Задачи Лего-методики

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

Конструирование с малышами

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

Конструирование в средней группе

В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования.

Конструирование в старшей группе

В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

Базовые идеи Лего-технологии:

  • от простого к сложному;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • созидательность и результативность;
  • развитие творческих способностей;
  • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

  • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
  • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
  • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Фестиваль по конструированию

Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

Формы реализации Лего-методики в детском саду:

  • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка ребёнка к конкурсу;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми.
    • воспитатель;
    • дети и родители.

    Свободная игра с конструктором

    Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

    Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

    В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:

    • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
    • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
    • Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

    Сюжетно-ролевая игра с конструктором

    Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх

    Конструктор фирмы ЛЕГО - удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности.

    Кроме того, ЛЕГО способствует формированию таких основополагающих качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверен ности в себе.

    В сентябре 2009г решено было ввести в работу нашей группы проект по работе с конструктором «Строим из ЛЕГО».

    Мы разработали цикл занятий, игры, подготовили практический материал. В этом нам помогла книга Комаровой Л.Г.

    «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001.

    Цель нашей работы заключалась в следующем:

    Сформировать умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО

    В сентябре 2010 мы разработали цикл занятий для второго года обучения, улучшили материальную базу.

    Также как и в младшей группе Занятия проводились по подгруппам , 1 раз в месяц.

    Затем полученные знания закреплялись в свободное время. Применялись разные формы организации занятий: конструирование по образцу, по замыслу и по схеме.

    Цель второго года обучения:

    Закреплять и совершенствовать знания, приобретенные в младшей группе.

    Продолжать формировать умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО, создавая более сложные объекты.

    Работа по обучению работе с конструктором прошла успешно. Дети с удовольствием занимались на занятиях. Наибольший интерес дети стали проявлять при работе с карточками – схемами.

    В старшей группе дети строили постройки в свободное время по своей фантазии.

    ВложениеРазмер
    проект строим из "ЛЕГО" 34.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО

    Познакомить детей с деталями конструктора, способами их соединения и их конструктивными возможностями. Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Стимулировать конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме. Активизировать словарь детей в связи с расширением его кругозора.

    1. Повышение заинтересованности детей в работе с конструктором Лего.

    2. Обучение основным правилам соединения деталей, пользования схемой.

    3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, укрепление мышц.

    В трехлетнем возрасте мало кто из детей заинтересован конструкторами, либо они не знают, что с ним делать, так как отсутствуют знания элементарных основ, либо не хватает сил соединить детали и желание строить из ЛЕГО исчезает.

    У детей трех лет еще слабо развита мелкая моторика рук. А как мы знаем «речь находится на кончиках наших пальцев».

    Конструкторы незаменимы для развития мышления, ловкости, а также интеллекта, воображения и творческих задатков. Кроме того, ЛЕГО способствует формированию таких основополагающих качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе.

    Деятельность в рамках проекта.

    Для реализации задач воспитателями группы был разработан цикл занятий на год, подобраны игры. Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей. Занятия с ЛЕГО напрямую связаны с работой по программе «Развитие» (раздел «Конструирование») и подкрепляется тесной связью с семьей. С каждым родителем проводятся консультации, с целью заинтересовать и информировать о задачах нашего проекта, дать рекомендации.

    Проект «Строим из ЛЕГО» реализуется воспитателями с детьми младшей группы и родителями и организуется в три этапа

    Основные направления и содержание деятельности организации учебно-воспитательного процесса

    Мероприятия для детей

    Работа с родителями

    Обследование и анализ конструктивных способностей у детей

    Изучение методической литературы и составление перспективного плана, конспектов

    воспитатели Кравцова О.В.

    Ознакомление родителей с проектом

    Воспитатели Кравцова О.В.

    Подготовить практический материал: приобрести конструктор ЛЕГО, емкости для деталей, изготовить схемы-карточки)

    воспитатели Кравцова О.В.

    Основные направления и содержание деятельности по организации учебно-воспитательного процесса

    Мероприятия для детей

    Работа с родителями

    Цикл занятий по обучению детей конструированию из ЛЕГО

    Серии развивающих игр: «Разложи по цвету»,

    « Что умеют кирпичики.

    Оформление консультаций для родителей: «Как еще можно играть конструктором ЛЕГО»

    Строительные игры из конструктора в повседневной жизни

    Выставка домашних работ

    Дети, родители, воспитатели

    Консультации для родителей

    Основные направления и содержание деятельности по организации учебно-воспитательного процесса

    Мероприятия для детей

    Работа с родителями

    Обследование и анализ конструктивных способностей у детей

    Воспитатели Кравцова О.В.

    Выступление на родительском собрании

    Воспитатели Кравцова О.В.

    Обследование в конце года показало, что дети стали активно использовать конструктор в своих играх. Они научились изображать предметы окружающей среды (машины, дома, животных, мебель и т.д.). Стали понимать схемы, крепко соединять детали.

    К концу учебного года все родители были ознакомлены с методами и приемами обучения детей конструированию из ЛЕГО. С удовольствием участвовали в выставках.

    На итоговом родительском собрании работа была оценена как удовлетворительная и принято решение продолжать обучение конструированию в средней группе.

    Конструктор фирмы ЛЕГО - удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности. Кроме того, ЛЕГО способствует формированию таких основополагающих качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе.

    В сентябре 2009г решено было ввести в работу нашей группы проект по работе с конструктором «Строим из ЛЕГО». Мы разработали цикл занятий, игры, подготовили практический материал. В этом нам помогла книга Комаровой Л.Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001.

    Цель нашей работы заключалась в следующем:

    Сформировать умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО

    Для развития творчества и систематизации знаний детей поставили перед собой следующие задачи:

    1. Познакомить детей с деталями конструктора, способами их соединения и их конструктивными возможностями.
    2. Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
    3. Стимулировать конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
    4. Активизировать словарь детей в связи с расширением его кругозора.

    Цикл занятий включал разные формы его организации: конструирование по образцу, по замыслу и по схеме, каждая из которых успешно решала определённые задачи воспитания. Занятия проводились по подгруппам , 1 раз в месяц. Затем полученные знания закреплялись в свободное время.

    В конце года мы провели анализ конструктивной деятельности детей, подвели итог.

    Обследование показало, что дети стали активно использовать конструктор в своих играх. Они научились изображать предметы окружающей среды. Стали понимать схемы, крепко соединять детали.

    На итоговом педагогическом совете работа была оценена как удовлетворительная и принято решение продолжать обучение конструированию в средней группе.

    В сентябре 2010 мы разработали цикл занятий для второго года обучения, улучшили материальную базу. Также как и в младшей группе Занятия проводились по подгруппам , 1 раз в месяц. Затем полученные знания закреплялись в свободное время. Применялись разные формы организации занятий: конструирование по образцу, по замыслу и по схеме.

    Цель второго года обучения:

    Закреплять и совершенствовать знания приобретенные в младшей группе. Продолжать формировать умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО, создавая более сложные объекты.

    Для развития творчества и систематизации знаний детей поставили перед собой следующие задачи:

    1. Продолжать развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
    2. Стимулировать конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
    3. Активизировать память и внимание
    4. Развивать речь детей.

    Работа по обучению работе с конструктором прошла успешно. Дети с удовольствием занимались на занятиях. Наибольший интерес дети стали проявлять при работе с карточками – схемами. В свободное от занятий время наши дети (в основном мальчики) занимаются конструированием (самолеты, роботы, космические корабли, различные машины, пистолеты, мечи)

    Конструктор фирмы ЛЕГО - удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности. Кроме того, ЛЕГО способствует формированию таких основополагающих качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе.

    В сентябре 2009г решено было ввести в работу нашей группы проект по работе с конструктором «Строим из ЛЕГО». Мы разработали цикл занятий, игры, подготовили практический материал. В этом нам помогла книга Комаровой Л.Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001.

    Цель нашей работы заключалась в следующем:

    Сформировать умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО

    В сентябре 2010 мы разработали цикл занятий для второго года обучения, улучшили материальную базу. Также как и в младшей группе Занятия проводились по подгруппам , 1 раз в месяц. Затем полученные знания закреплялись в свободное время. Применялись разные формы организации занятий: конструирование по образцу, по замыслу и по схеме.

    Цель второго года обучения:

    Закреплять и совершенствовать знания, приобретенные в младшей группе. Продолжать формировать умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО, создавая более сложные объекты.

    Работа по обучению работе с конструктором прошла успешно. Дети с удовольствием занимались на занятиях. Наибольший интерес дети стали проявлять при работе с карточками – схемами.

    В старшей группе дети строили постройки в свободное время по своей фантазии.

    В 2011 году выставляли материал по проектированию «Строим из Лего» в интернете. Делились опытом.

    Принимали участие в региональном конкурсе организованным газетой Глобус для воспитателей ДОУ «Познаем мир», в категории – Проектная деятельность.

    1.Постройка общей ограды, башен, лестниц.

    Закрепление навыков постройки ограды, башен, лестниц; ознакомление детей с конструктивными особенностями башен; введение понятий устойчивости башен.

    Закрепление навыков постройки ворот:

    — обучение использованию мерки — полукирпичика — для сравнения ворот по ширине.

    3.Моделирование фигуры великана.

    Закрепление навыков моделирования человеческой фигуры; обучение конструированию туловища и ног большого размера; развитие конструктивного воображения детей.

    4.Моделирование фигуры орла.

    Закрепление умения передавать особенности фигуры птицы средствами конструктора.

    5.Создание модели любимого животного

    Закрепление умения передавать характерные особенности животного средствами конструктора;

    развитие фантазии и диалоговой речи детей.

    6.Зимние развлечения — постройка зимней игровой площадки.

    Р азвитие фантазии и воображения детей; закрепление навыков постройки ограды и ворот;

    обучение созданию на плате сюжетной композиции.

    7.Создание модели блина по образцу.

    Анализ образца, изображенного на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизведение постройки;

    развитие умения работать по образцу.

    8.Создание сказочного средства передвижения

    Развитие фантазии и конструктивного воображения: обучение планированию работы с помощью расска з а о задуманном предмете.

    9.Конструирование простейшего самолетика.

    Закрепление умения передавать характерные особенности самолета средствами конструктора;

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

    Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №8 «Колосок»

    Тутаевского муниципального района

    МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    «Решение поисковых задач через наглядное моделирование

    из конструктора LEGO »

    Подготовила и провела

    воспитатель Ю.В. Голубкова

    Что любят больше всего дети? Конечно, играть. Ребенок, играя, е только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Только в игре ребенок познает с удовольствием, а новый материал запоминается надолго.

    Лего – конструирование для дошкольников – это творческая дорога к познанию.

    Игры с лего конструктором помогают:

    - Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением строением.

    - Активизировать воображение, фантазию и творческую инициативу.

    - Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно – техническое творчество, а так –же умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

    Что же такое моделирование?

    «Моделирование» - это исследование каких – либо явлений или процессов, путем построения и изучения моделей.

    «Модель» – это искусственно созданный человеком предмет или устройство.

    «Наглядное моделирование» - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

    Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный объект ребенок замещает моделью.

    Требования к модели:

    - Четко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания.

    - Быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней.

    - Ярко и отчетливо передавать с ее помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены.

    Этапы работы с моделью:

    - Использование готовой модели.

    - Составление модели педагога совместно с детьми.

    - Самостоятельное составление моделей.

    В чем особенности и значение моделирования?

    Особенности и значение моделирования заключаются в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов и явлений.

    А сейчас я предлагаю вашему вниманию опыт моей работы, как можно использовать модели, созданные из лего конструктора для исследования и решения задач поискового характера.

    Фрагмент занятия по познавательному развитию «Безопасная горка».

    Цель занятия: закрепление знаний правил безопасности при катании с горки.

    Зима – это время веселых детских игр и развлечений. Одной из любимых детских забав является катание с горки на санках, ледянках, снегокатах. Как сделать так, чтобы веселая забава не закончилась ушибом или травмой?

    Я с детьми стала обсуждать правила безопасности при катании с горки и предложила им подумать, нужны ли эти правила? Так ли важно их соблюдать или можно без них обойтись? Мнения детей разделились.

    Так возникла идея создать модель горки и санок из конструктора лего, и проверить с помощью этой модели необходимость соблюдения правил безопасности или опровергнуть эти правила.

    Для работы мы использовали большой набор лего «Городская жизнь».

    Изначально мы конструировали горку по замыслу. Но опытным путем, пришли к тому, что при создании горки необходимо соблюдать некоторые условия. Чтобы санки с горки мчались быстро, горка должна быть крутой, поверхность спуска ровной (то есть все детали для крепления должны располагаться с внутренней стороны поверхности спуска), опора спуска должна быть крепкой и устойчивой (чтобы при игре горка не падала и не ломалась).

    В итоге вот что у нас получилось (фото горки).

    Для создания спуска мы использовали:

    Бортики из балок:

    Внутренние дополнительные крепления:

    - 2 пластины 2х12

    Для создания опоры спуска мы использовали

    -1 пластина 4х10

    Кирпичики соединяли способом «кирпичная кладка». Что придало конструкции дополнительную прочность.

    Санки и снегокаты дети конструировали по замыслу. Единственным условием было, чтобы размер санок соответствовал размеру горки.

    Мы установили горку на платформу для модели (платформа это лист ДСП размером 1метр на 50 см.) и приступили к исследованию правил безопасности.

    - подниматься по спуску горки на встречу движению;

    - несколько санок одновременно начинают спускаться с горки;

    - не отойти сразу в сторону после того как скатился с горки.

    Благодаря наглядным примерам, дети сделали вывод, что правила безопасности необходимы.

    Далее перед моделью горки я маркером нарисовала дорогу и поставила модели машин. Предложила детям скатить свои санки с горки и сделать вывод, что будет, если спуск горки направлен на проезжую часть?

    Дети наглядно увидели, что санки выезжают на дорогу и попадают под машину.

    Я предложила детям найти выход из этой ситуации. Условием поставленной задачи было, что проезжую часть и машины нельзя переместить или убрать.

    Дети предложили перед проезжей частью поставить ограждение. Мы проэкспериментировали и убедились, что при спуске санки на скорости врезаются в ограждение, а это опасно. В реальной жизни может привести к травме.

    Далее дети предложили отодвинуть горку от дороги подальше. Мы продолжили свой эксперимент и отодвигали горку от дороги на разное расстояние. Однако санки все равно оказывались на проезжей части.

    Опытным путем мы выяснили, что сделать эту гору безопасной можно лишь развернув ее спуск, в противоположную от дороги сторону. В реальной жизни изменить расположение горки мы не можем, а значит, если горка находиться рядом с проезжей частью, кататься с нее нельзя, это опасно!

    Подводя итог наших экспериментов можно сделать вывод, что применяя метод наглядного моделирования, мы в игровой и доступной форме закрепили знание правил безопасности.

    В заключении хотелось бы добавить, что лего – конструирование предоставляет прекрасную возможность ребенку учиться на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире.

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

    Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

    «Удивительное путешествие в ЛЕГО»

    Подготовительная группа

    Составитель:

    АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

    Введение "Федеральных государственных стандартов дошкольного образования" предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

    · научной обоснованности и практической применимости;

    · соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

    · единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

    · интеграции образовательных областей;

    · решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

    · учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

    Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь. Важнейшей отличительной особенностью ФГОС является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.
    Второе основное требование ФГОС – интегративные связи между образовательными областями. Интеграцию можно легко осуществить с помощью внедрения в образовательный процесс ЛЕГО-технологии.

    LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем. Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

    Цель проекта:

    Создать условия для развития конструктивной деятельности с использованием лего-конструктора

    Задачи проекта:

    · Сформировать у детей умение строить из лего - конструктора, выбирая верную последовательность действий, приемы соединения, сочетание форм и цветов.

    · Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.

    · Формировать умение мысленно разделять предмет на составные части и собирать из частей целое.

    · Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретенные навыки.

    · Способствовать формированию математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии.

    · Развивать самостоятельность при работе со схемами

    · Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, способности сосредоточиться.

    · Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

    · Формировать бережное отношение к лего –конструктору.

    Основные формы работы с детьми:

    · Конструирование по образцу – предложение детям образцов построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов.

    · Конструирование по схемам – предложение детям схем, чертежей

    · Конструирование по условиям – не давая детям образца постройки, рисунков и способов возведения, определять лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое назначение.

    Планируемые результаты реализации проекта:

    1) ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании;

    2) ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора LEGO; умеет определять, различать и называть детали конструктора

    3) ребёнок умеет конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему. Умеет работать по предложенным инструкциям

    Продолжительность проекта: 2 недели

    Целевая группа: дети подготовительной группы, педагоги, родители воспитанников.

    Этапы реализации проекта:

    I. Организацинно - подготовительный этап.

    Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы. Изучение методической литературы. Разработка проекта по теме «Удивительное путешествие в ЛЕГО» . Беседы «Какие виды лего существуют?» Подготовка наборов конструктора лего, их рассматривание. Обновление уголка по конструированию: пополнение схем, чертежей по работе с бумагой, с природным материалом, разработка картотек и дидактических игр по конструированию.

    II. Основной этап. Рассматривание иллюстраций, альбома, фотографий. Экскурсия в Республиканский музей изобразительных искусств на выставку «Занимательных наук Энштейна и Праздник конструкторов». Дидактические игры: «Чья команда быстрее построит?», «Таинственный мешочек» «Разложи детали по местам» и т. д. Организация мини – музея « Удивительный мир ЛЕГО ». Строительство города «ЛЕГО - СИТИ». Рисование «Роботы», раскрашивание раскрасок. Консультация для родителей «Лего – нужная игра». Плоскостное конструирование по схемам. Просмотр мультфильма по мотивам «Легосказки». Было предложено родителям совместно с детьми посетить выставку «Город роботов»

    Совместная и самостоятельная деятельность.

    III. Заключительный этап . Открытое мероприятие – квест «В поисках потерянной планеты». Фотоальбом «Наши лучшие постройки»

    Список использованной литературы:

    1) Брофман В – Архитектурная школа имени папы Карло: книга для детей и взрослых. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. -144с.: илл.

    2) Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А. Н. Давидчук. – Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1976.

    3) Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) / Л. Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. – 88 с.: ил.

    4) Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240 с.

    5) Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -104 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).

    6) Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. -М.: изд. Сфера, 2011.

    Читайте также: