Коновалов юрий михайлович конструктор

Обновлено: 06.05.2024

05.02.2014 Ректорат РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, профсоюзный комитет и преподавательский состав университета, деканат агрономического факультета с глубоким прискорбием извещают, что 1 февраля 2014 года на 86 году жизни после продолжительной болезни скончался известный ученый, талантливый педагог, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ КОНОВАЛОВ Юрий Борисович. Ю.Б. Коновалов проработал в Академии 55 лет, в т.ч. 23 года – в качестве заведующего кафедрой генетики, селекции и семеноводства полевых культур. Он подготовил 3 докторов и 33 кандидата наук, свыше 100 дипломников. Ю.Б. Коновалов был инициатором создания и разработчиком специальности "Селекция и генетика с.-х. культур". Ю.Б. Коновалов является автором свыше 200 публикаций, в т.ч. – 20 монографий и учебников. Он много сделал для утверждения приоритета Академии в становлении и развитии отечественной селекции. Он является автором 5 сортов яровой пшеницы, ячменя и люпина. Ю.Б. Коновалов много лет проработал в Экспертном совете ВАК, был председателем Диссертационного совета по защите докторских диссертаций, членом ряда ученых советов, редколлегий, много сделал для сохранения и разработки научного наследия академика Н.И.Вавилова. Гражданская панихида состоится 6 февраля 2014 г. в морге судебной медицины (метро Фрунзенская, пер. Хользунова, 7) в 13-00. Отъезд автобуса от 9 учебного корпуса в 11-00.

Поиск по сайту

УНИВЕРСИТЕТ
Структура
Статус Университета
Руководство
Преподаватели
150 - летие Университета
История
Наши выпускники
Реорганизация РГАУ - МСХА
Мониторинг РГАУ - МСХА
Материально - техническая база
Финансовая отчетность
Документы и формы
Проезд
ФАКУЛЬТЕТЫ
Агрономический
Гуманитарно - педагогический
Зооинженерный
Почвоведения, агрохимии и экологии
Садоводства и ландшафтной архитектуры
Технологический
Учетно-финансовый
Экономический
Очно-заочного, заочного и дистанционного обучения
Довузовской подготовки
ПОСТУПАЮЩИМ
Обращение ректора
Абитуриентам (бакалавриат и специалитет)
Поступающим в магистратуру
Поступающим в аспирантуру
Проживание в общежитии
ОБУЧАЮЩИМСЯ
Студентам
Аспирантам
Объявления
Расписание
Трудоустройство
ЦНБ им. Железнова
Вопросы и ответы
Студенческий совет
Социальная поддержка, стипендии
Проживание в общежитии
ВЫПУСКНИКАМ
Международная ассоциация выпускников Университета
Отдел по cодействию в трудоустройстве и связям с выпускниками
Вакансии
Дни карьеры, стажировки, тренинги
Поиск сокурсника
Календарь встреч
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебная
Научная
Информационная
Издательская
Международная
Высшая школа агробизнеса
Отраслевой аграрный бизнес - инкубатор
ИДПО ВШУ АПК
АКТИВНОСТЬ

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Коновалов Юрий Михайлович – генеральный конструктор глубоководных технических средств и комплексов «Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит».

Родился 6 августа 1930 года в рабочем посёлке (ныне – город) Сенгилей Ульяновской области. Русский. В 1954 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт (ныне – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет) по специальности «инженер-кораблестроитель». В 1954-1958 годах преподаватель, старший преподаватель, начальник судокорпусного цикла (дисциплин по конструкции корпуса и теории корабля) Технического училища Военно-Морского Флота (ныне – Ломоносовский морской колледж ВМФ) в городе Ломоносов (ныне в черте Санкт-Петербурга).

С 1958 года инженер-конструктор, с 1963 года ведущий конструктор проектного отдела, с 1966 года заместитель главного конструктора глубоководных технических средств Центрального конструкторского бюро № 18 (ныне – ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин») в городе Ленинград (ныне – Санкт-Петербург). Участвовал в проектировании, постройке и в государственных испытаниях дизель-электрических подводных лодок 615, 613 и 641, а также атомных подводных лодок проектов 658, 659, 675, 667А и 685. Участвовал в разработке экспериментальной глубоководной подводной лодки, глубоководного батискафа «Наука» и спасательного колокола новой конструкции. Им было предложено оригинальное решение по базированию стратегического оружия во внутренних водоёмах, которое легло в основу разработки проекта 602.

С 1970 года заместитель главного конструктора глубоководных технических средств и комплексов Центрального проектного бюро «Волна» (ныне – ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»). С 1985 года главный конструктор проектов 1863 и 10840, с 1988 года главный конструктор глубоководных технических средств с атомной энергетической установкой, с 1994 года генеральный конструктор глубоководных технических средств и комплексов, с 2006 года генеральный конструктор глубоководных технических средств, комплексов и глубоководных аппаратов ОАО «СПМБМ «Малахит».

Главным направлением его работы стало создание боевых комплексов с большой глубиной погружения, неограниченной дальностью плавания, максимальной автономностью при минимальном водоизмещении. Принимал участие в разработке и возглавлял проектирование уникальных глубоководных технических средств и комплексов с атомной энергетической установкой. Данные комплексы находятся на вооружении ВМФ, но практически вся информация о них составляет государственную тайну.

Ю.М.Коновалов внёс определяющий вклад в разработку, практику проектирования и создания уникальных глубоководных технических средств (ГТС) и комплексов со специальной энергетикой. Совместно с заказчиком разрабатывал первые тактико-технические задания на проектирование ГТС, формирование их облика и путей решения поставленных задач. Автор уникальных научных и технических решений и изобретений в области оборонной техники, которые легли в основу разработки глубоководной техники. Является родоначальником этого направления работ в отечественном кораблестроении.

Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 1993 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, генеральному конструктору глубоководных технических средств и комплексов «Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Коновалову Юрию Михайловичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Он лично обеспечивал постройку и все виды испытаний, включая глубоководные, на борту опытных заказов, как их технический руководитель. В дальнейшем под его руководством и при непосредственном участии были построены и сданы в эксплуатацию ряд головных и серийных заказов и комплексы. В 2004 году им была разработана концепция развития глубоководных технических средств, одобренная и поддержанная Министерством обороны РФ, которая легла в основу концепции развития глубоководных сил и средств России, утверждённой в 2006 году Президентом России. В последнее время он возглавляет отдельное направление в отечественном кораблестроении – глубоководную тематику страны.

Автор ряда научных трудов и технических изобретений. Член ряда научно-технических и экспертных советов, член редакционного совета сборника РАН «Вопросы теоретической и прикладной гидрофизики». Читал курс лекций в высших учебных заведениях по теории корпуса и устройствам корабля.

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (1998), медалями, знаком «Ветеран атомной энергетики и промышленности» (2002).

Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2007, за создание уникальных глубоководных технических средств нового поколения).

Биография дополнена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)


Россия обладает самой протяженной морской границей, а также лучшей в мире техникой для защиты национальных интересов в гидросфере, включая подводные лодки и глубоководные комплексы. Если первое обстоятельство даровано природой, обусловлено и подкреплено ходом истории, то второе – результат напряженной человеческой деятельности. И здесь наша страна многим обязана талантливым инженерам и руководителям, таким как Юрий Михайлович Коновалов и его ближайшие соратники по конструкторскому бюро «Малахит».

В стенах этого предприятия в Санкт-Петербурге разработано свыше сотни проектов, по которым на крупнейших судостроительных заводах страны построены как серийные, так и единичные образцы подводных лодок, глубоководных станций, комплексов и погружаемых аппаратов. Одни из них, как, например, многоцелевые атомные подводные крейсера типа «Щука», «Щука-Б» и «Ясень», обитаемые самоходные глубоководные аппараты «Русь» и «Консул», находятся в строю и получили мировое признание как одни из лучших в своем классе. Заметим, что под руководством и при непосредственном участии Коновалова завершено строительство «Консула», который в 2011 году успешно выполнил погружение на глубину 6270 м. Это максимальная отметка ниже уровня моря, достигнутая обитаемым аппаратом, разработанным и построенным в нашей стране.

Тогда как вышеупомянутые проекты получили широкую известность, некоторые другие, не менее продвинутые по конструкции, технологиям и тактико-техническим характеристикам, хорошо знакомы лишь узкому кругу специалистов и руководителей.

Известно, что в 2006 году президент России утвердил концепцию развития глубоководных технических средств (ГТС) и комплексов с атомной энергетикой, в основу которой легли предложения Коновалова.

Создание подобной техники стало возможным благодаря огромной работе системного характера, проделанной Юрием Михайловичем в 1965–1969 годах, когда в составе творческого коллектива он приступил к выполнению нового на тот момент задания по поиску возможностей создания технических средств – с большой глубиной погружения, неограниченной дальностью плавания и большой автономностью. Все это – при минимальных массах и габаритах, позволяющих оперативно доставлять нужное техническое средство в любую точку мира не только водным путем, но и при необходимости автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом.

Становлению и развитию данного направления Юрий Михайлович посвятил более полувека своей жизни. За это время пройден большой путь – от разработок совместно с заказчиком первых технических заданий на проектирование ГТС и формирование их облика до строительства десятков полностью функциональных экземпляров. Изобретатель, автор ряда научных и технических решений, Коновалов лично обеспечивал постройку и все виды испытаний, включая глубоководные, на борту опытных заказов, являясь их техническим руководителем. Сегодня созданная им и его соратниками техника способна обеспечить нашей стране доступ к 98% ложам Мирового океана и выполнять там поставленные задачи. Разработано и планируется к постройке третье поколение отечественных глубоководных комплексов, имеются технические и конструкторские предпосылки, создан промышленный задел для создания ГТС четвертого поколения.

Сформирована и успешно развивается отечественная школа проектирования уникальных научно-исследовательских средств освоения океанских глубин. Юрий Михайлович воспитал плеяду учеников и последователей, кто продолжает дело жизни родоначальника данного направления в отечественном судостроении. Вместе с ними Юрий Михайлович даже сегодня продолжает научно-технические поиски и перспективные разработки, занимая должность советника генерального директора – генерального конструктора специальных глубоководных комплексов и технических средств с атомной энергетикой и глубоководных аппаратов. Юбиляр полон сил и энергии, горит желанием реализовать новые идеи по исследованию Мирового океана и освоения просторов Арктики.


Наш рассказ будет неполным без хронологии основных событий насыщенного событиями жизненного пути юбиляра. Родился 6 августа 1930 года в семье офицера-фронтовика, занимавшегося подготовкой кадров Красной армии. Детство и юность прошли в городе Сенгилее (в 40 км от Ульяновска) на правом берегу Волги. «Тонул я многократно, вода была рядом и сопровождала меня всю жизнь, – вспоминает Коновалов. – Плавать на спор через Волгу стал в 12–13 лет, не полностью осознавая весь риск происходящего… Вот так любопытство, романтика и непонимание опасности позволяли многое пройти и узнать самому».

В 1947 году Юра переехал в Ленинград с целью получить достойное высшее образование. «В науку и технику я пришел вполне осознанно, так как мои родители были преподавателями и хотели меня видеть хорошим техническим специалистом. А вот в кораблестроение в какой-то степени попал случайно, так как по окончании средней школы я направил заявление и документы о приеме в Высшее техническое училище им. Баумана и Ленинградский кораблестроительный институт (ЛКИ). Вызов на экзамены раньше пришел из ЛКИ, вот так и решилась моя профессиональная судьба».

Выйдя из стен ЛКИ (ныне Санкт-Петербургский Государственный морской технический университет) с дипломом инженера, молодой специалист устроился на работу в Техническое училище ВМФ (г. Ломоносов) – читал курс лекций и вел практические занятия по теории корабля и конструкции корпуса. Полученный тогда опыт преподавателя пригодился много лет спустя, когда в «Малахите» были развернуты две базовые кафедры: «Кораблестроения, корабельного вооружения и морской робототехники» Санкт-Петербургского государственного морского технического университета и «Корабельного вооружения и морской робототехники» Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д.Ф. Устинова. Пользуясь этими площадками, Коновалов проводит встречи со студентами и читает им лекции.

Герой нашего рассказа получил первый практический опыт конструирования подводных лодок в проектном отделе ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»). Устроившись туда в 1958 году, спустя пять лет стал ведущим конструктором, занимался вопросами статики, общим проектированием, обеспечением постройки испытаний и сдачи дизель-электрических подводных лодок проектов 613, 615, 641, а затем – атомоходов проектов 658, 659, 675 и 685. Участвовал в проработках по теме «Гранит» и экспериментальной глубоководной подводной лодки (ЭГПЛ) – прообраза АПЛ «Плавник». Принимал участие в разработке батискафа «Наука» и спасательного колокола новой конструкции. Предложил оригинальное решение по базированию стратегического оружия во внутренних водоемах, которое легло в основу разработки проекта 602.

С 1966 года – заместитель главного конструктора глубоководных технических средств (ГТС). Спустя четыре года по приказу министра судостроительной промышленности вся глубоководная тематика вместе с группой конструкторов «Рубина» были переведены в ЦКБ-16 («Волна»), которое в 1974 году объединилась с СКБ-143 в СПМБМ «Малахит».

Проявив талант и эрудицию инженера, энергию и волю руководителя, а также лучшие качества убежденного сторонника комплексного развития глубоководной техники, Юрий Коновалов последовательно поднимался по служебной лестнице: из заместителей – в главные конструкторы (1988), а затем (1994) назначен генеральным конструктором. Занимался аппаратами как с обычной, так и с ядерной энергетическими установками, многие из которых нашли воплощение в металле, поступили на эксплуатацию и получили высокую оценку заказчика.

Заслуги Коновалова отмечены высокими правительственными наградами. В 1993 году за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, его удостоили звания Герой России. За большой вклад в развитие глубоководной тематики в отечественном кораблестроении награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, за заслуги в деле укрепления обороноспособности страны – орденом Александра Невского. Присуждена Государственная премия РФ в области науки и технологий (2007). Юрий Михайлович носит почетные звания «Ветеран атомной энергетики и промышленности», «Почетный судостроитель», «Подводник-гидронавт России».

Редакция «НВО» присоединяется к поздравлениям по случаю 90-летия и желает юбиляру крепкого здоровья и долголетия, воплощения всех его идей и помыслов.

Владимир Карнозов

Владимир Александрович Карнозов – военный аналитик.

Права на данный материал принадлежат Независимое военное обозрение
Материал размещён правообладателем в открытом доступе


Советский и российский конструктор глубоководных технических средств и комплексов, Герой Российской Федерации (1993), лауреат Государственной премии Российской Федерации.

Родился 6 августа 1930 года в рабочем посёлке (ныне — город) Сенгилей (Ульяновская область). В 1954 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт (сейчас — Санкт-Петербургский государственный морской технический университет) по специальности «инженер-кораблестроитель».

С 1954 года по 1958 год был сначала преподавателем, затем старшим преподавателем, а потом — начальником судокорпусного цикла (дисциплин по конструкции корпуса и теории корабля) Технического училища ВМФ СССР в городе Ломоносов.

С 1958 года — инженер-конструктор, с 1963 года — ведущий конструктор проектного отдела, а в 1966 году стал заместителем главного конструктора глубоководных технических средств Центрального конструкторского бюро № 18 в Ленинграде.

Участвовал в проектировании, постройке и в испытаниях дизель-электрических подводных лодок 615, 613 и 641, а также атомных подводных лодок проектов 658, 659, 675, 667А и 685.

Участвовал в разработке экспериментальной глубоководной подводной лодки, глубоководного батискафа «Наука» и спасательного колокола новой конструкции. Им было предложено оригинальное решение по базированию стратегического оружия во внутренних водоёмах, которое легло в основу разработки проекта 602.

В 1970 году стал заместителем главного конструктора глубоководных технических средств и комплексов Центрального проектного бюро «Волна» (сейчас это «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»»).

Был главным конструктором ряда проектов, в 1988 году стал главным конструктором глубоководных технических средств с атомной энергетической установкой, с 1994 года — генеральный конструктор глубоководных технических средств и комплексов, а с 2006 года — генеральный конструктор глубоководных технических средств, комплексов и глубоководных аппаратов конструкторского бюро «Малахит».

Главным направлением работы стало создание боевых комплексов с большой глубиной погружения, неограниченной дальностью плавания, максимальной автономностью при минимальном водоизмещении. Принимал участие в разработке и возглавлял проектирование уникальных глубоководных технических средств и комплексов с атомной энергетической установкой. Данные комплексы находятся на вооружении ВМФ России, но практически вся информация о них составляет государственную тайну.

Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 1993 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, генеральному конструктору глубоководных технических средств и комплексов «Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» присвоено звание Героя Российской Федерации.

Лично обеспечивал постройку и все виды испытаний, включая глубоководные, на борту опытных заказов, как их технический руководитель. В дальнейшем под его руководством и при непосредственном участии были построены и сданы в эксплуатацию ряд головных и серийных заказов и комплексы. В 2004 году им была разработана концепция развития глубоководных технических средств, одобренная и поддержанная Министерством обороны Российской Федерации, которая легла в основу концепции развития глубоководных сил и средств России, утверждённой в 2006 году Президентом России. В последнее время он возглавляет отдельное направление в отечественном кораблестроении — глубоководную тематику страны.

Стал автором ряда научных трудов и технических изобретений, он является членом ряда научно-технических и экспертных советов, членом редакционного совета сборника РАН «Вопросы теоретической и прикладной гидрофизики». Читал курс лекций в высших учебных заведениях по теории корпуса и устройствам корабля.



Предположительно на фото АГС пр.10831 АС-31 зав.№01210 "Лошарик" в Оленьей губе, Северный флот. Снято ориентировочно зимой 2010-2011 г. и точно не ранее 2008 г. (фото обработано, оригинал взят здесь - источник, опубликован 21.08.2011 г.).

В период с 2004 по 2007 г.г. капитан 1-го ранга Опарин А.И. возглавлял заводские, государственные и глубоководные испытания специальной опытовой подводной лодки в Белом, Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. В 2006 г. АГС пр.10831 передана ВМФ в опутную эксплуатацию, а в 2008 г. принята Флотом на вооружение (ист. - ОАО СПМБМ "Малахит". Годовой отчет за 2014 г.). По неподтвержденным данным станция к осени 2009 г. завершила программу государственных испытаний. По состоянию на начало 2010 г., возможно, еще не принята в строй ВМФ России. В мае 2010 г. в части СМИ появилась информация о награждении государственной премией специалистов СРЗ "Звездочка", КБ "Рубин", "Малахит" и "Прометей" за "опытный глубоководный заказ 1083К".


Во многих источниках встречается наименование № проекта "210", что является сокращенным наименованием заказа - заводского № лодки. Так же в части источников сообщается, что шифр проекта "Лошарик" - является стихийным самоназванием и неофициальным наименованием. В части источников АГС пр.10831 соотносится с наименованием лодок НАТО - NORSUB-5.

Конструкция - конструкция станции выполнена, вероятно, из титановых сплавов и, возможно, каких-то новых материалов. Прочный корпус полисферический - т.е. состоит из нескольких отсеков-сфер, соединенных между собой переходами. Один из отсеков занят ядерной силовой установкой. Пространство между сферами прочного корпуса и легким обтекаемым корпусом заполнено моноблоками легковесного заполнителя.



Предположительный внешний вид АГС пр.10831 АС-31 - LOSHARIK (вариант от 09.01.2013 г., при копировании ссылка на http://militaryrussia.ru, наименование "АС-12" на рисунке ошибочно и соответствует воззрениям 2013 г.).

Двигательная установка - 1 атомный реактор с паропроизводящей установкой Э-17 и ТЗА мощностью не более 10000 л.с. разработки ОКБ машиностроения им. И.Африкантова (г.Нижний Новгород, 2006 г.). Так же в части источников упоминается ППУ КТП-7И "Феникс".

Ядерная энергетическая установка вероятно находится в одном из сферических блоков прочного корпуса и таким образом биологическая защита реактора осуществляется в том числе с использованием слоя забортной воды.

Механика - движитель - 1 основной гребной винт в кольцевой насадке (предположительно), несколько подруливающих колонок с электрическими двигателями.

ТТХ станции:
Экипаж - 25 офицеров

Длина - 69 м (до 79 м по оценке)
Ширина - 7 м (?)
Осадка - 5 м (?)
Водоизмещение нормальное - 1390 т
Водоизмещение полное - 2000 т

Глубина погружения предельная - до 6000 м (не подтверждено)
Скорость подводного хода - 30 уз

Вооружение - отсутствует

Оборудование - обычное и специальное оборудование для обеспечения плавания подлодки и выполнения задач.

Статус: Россия
- 2003 г. 5 августа - АГС зав.№01210 в присутствии Главкома ВМФ России В.Куроедова спущена на воду около цеха №42 ПО "Севмаш".

- 2004 г. 13 июля - АГС находится в плавдоке около цеха №42 ПО "Севмаш" в Северодвинске.

- 2006 г. - ГТС пр.10831 передано ВМФ России в опытную эксплуатацию (ист. - ОАО СПМБМ "Малахит". Годовой отчет за 2014 г.).



ПЛА БС-136 пр.09786 в месте постоянного базирования в Оленьей губе, 24.05.2006 г. (опубликовано в открытом доступе на сайте источник).

- 2008 г. - АГС пр.10831 принята на вооружение ВМФ России (ист. - ОАО СПМБМ "Малахит". Годовой отчет за 2014 г.).

- 2010 г. июнь-июль - АГС АС-31 пр.10831 базируется в Оленьей Губе.

- 2010 г. - по непроверенным сведениями подводная лодка АС-31 должна была быть принята ВМФ России от промышленности.

- 2012 г. 27 сентября - в ходе экспедиции "Севморгео" лодка-носитель БС-136 пр.09786 с глубоководной станцией 1-го ранга АС-31 пр.10831 достигли Северного полюса. Экспедиция "Севморгео" проводилась с целью уточнения высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике. Были сделаны пробы скальной породы для сбора доказательств о принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российскому континентальному шельфу. Результаты планируется предоставить в Комиссию ООН по морскому праву в 2014 году. "В ходе экспедиции мы пробурили три скважины на глубине 2-2,5 километра и взяли три керна ("столбики" скальной породы, которые вынимаются буром - ред.). Один керн длиной 60 сантиметров, второй - 30, а третий - 20 сантиметров. Беспрепятственно добраться до твердых пород мешал слой ила на дне, достигавший по толщине пяти метров". В части документов глубоководная станция АС-31 названа БН-220 - "бортовой номер 220". В работе экспедиции так же приняли участие ледокол «Диксон» в качестве научно-исследовательского судна и ледокол «Капитан Драницын» в качестве ледокола обеспечения исследований (источник, источник, источник, источник, источник).


- 2017 г. декабрь - проведены государственные испытания глубоководного комплекса пр.1083КМ (источник) предположительно с лодкой-носителем пр.09787 БС-64 "Подмосковье" и АГС АС-31 пр.10831.

Читайте также: