Конструирование из конструктора в средней группе по фгос

Обновлено: 04.05.2024

Захарова Марина Николаевна, воспитатель, МБДОУ «детский сад № 35», Россия, г. Чебаркуль.

Конспект НОД по легоконструированию для детей средней группы

«Легоконструирование для детей»

Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей в процессе организации конструктивно-модельной деятельности с использованием конструктора Лего.

-Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, доброжелательность.

- Воспитывать желание помогать друг другу.

- Формировать умение доводить начатое дело до конца.

- Продолжать формировать умение работать в парах,

- Развивать интерес к конструктивно-модельной деятельности.

- Продолжать знакомить с возможностями конструктора.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Учить создавать модели построек по схеме.

- Закреплять умение соотносить детали по величине.

Материал к занятию: электронное письмо, Lego-конструктор, карточки с инструкциями трех цветов, форма рабочих, музыкальная колонка с записью спокойной музыки.

Ход НОД

Воспитатель: ребята, я хочу предложить вам побывать сегодня на заводе по изготовлению кострукторов ЛЕГО. сейчас мы с вами превратимся в рабочих, которые работают на этом заводе. Для этого мы оденем форму (каски разных цветов).

-Посмотрите, к нам на завод приехали гости на экскурсию. Давайте мы им расскажем, что знаем о деталях лего.

-Ребята, скажите, на что похожи детали ЛЕГО? (ответы детей)

-Ребята, чтобы наши гости поняли, чем детали ЛЕГО отличаются друг от друга, сначала поиграем в игру «Самый быстрый» :

- найдите детали синего цвета.

- найдите детали красного цвета.

- найдите детали желтого цвета.

- найдите детали зеленого цвета.

-Молодцы, ребята, теперь наши гости знают, что детали лего разных цветов. Продолжим знакомить наших гостей с деталями ЛЕГО и поиграем в игру «Найди детали». Для этого, я буду описывать деталь, а вы ее найдите.

-У каждого кирпичика есть приспособления, как мы их называем? (ответы детей). Для чего нужны эти кнопочки? (ответы детей).

-Правильно с помощью кнопочек мы можем скреплять детали друг с другом. -Возьмите детали и соедините их друг с другом. Скажите, какие соединения вы использовали? (ответы детей).

-Итак, я думаю теперь нашим гостям понятно, что такое детали ЛЕГО и как они соединяются друг с другом. Давайте немного отдохнем.

В конструктор будем мы играть! (шагаем и маршируем)

В конструктор будем мы играть

Своим ручкам помогать! (сжимаем, разжимаем пальцы)

Конструктор в руки мы возьмём

На руку левую кладём,

Правой ручкой накрываем

И ладошками катаем. (Выполняем действия в соответствии с текстом, прокатывание конструктора между ладонями)

Сейчас руки поменяем,

Точно также покатаем. (Меняем положение рук прокатывание конструктора между ладонями,левая рука сверху)

В ручку правую возьмём

И сильней его сожмём! (Сжимаем конструктор в правой руке)

В ручку левую возьмём

И сильней его сожмём. (Сильно сжимаем в левой руке)

Пальчики свои встряхнём,

И опять играть начнем! (Интенсивно трясём ладошки,продолжаем занятие)

Звук поступления письма на электронную почту.

Воспитатель: ребята, нам на электронную почту пришло письмо. Оно от главного мастера игрушечного цеха: «Ребята, к нам на завод «ЛЕГО» поступил заказ, но наша служба доставки, перепутала все инструкции по изготовлению этого заказа. Помогите, пожалуйста разобраться в инструкциях и выполнить заказ, мы ничего не успеваем!».

- Ребята, поможем? Чтобы быстрее выполнить заказ поделимся на пары, посмотрите, у кого из вас одинаковые каски и встаньте парами. Каждый из вас будет конструировать свою часть заказа по инструкции, которая соответствуют цвету вашей формы. Проходите на рабочие места. Посмотрите внимательно на инструкции, у вас два задания, сначала отоберите необходимые для работы детали, затем по схеме постройте постройку. Приступайте.

Дети приступают к работе под тихую спокойную музыку.

Воспитатель: давайте посмотрим, что у вас получилось. Сейчас мы поставим ваши постройки рядом друг с другом. Ребята как вы думаете, из ваших построек можно собрать одну конструкцию? (дети собирают робота).

-Ребята, скажите, что мы сегодня с вами делали?

- вам было трудно?

- что было самым интересным для вас?

Спасибо вам большое!

- Емельянова, И. Е., Максаева Ю. А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.

- Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М. : Феникс, 2009. – 79 с.

«Дом для зверей». Конспект занятия по лего-конструированию в средней группе с использованием конструктора «Лего-дупло» ЗАНЯТИЕ ПО ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА «ЛЕГО ДУПЛО» Воспитатель Камалова Е. А. МАДОУ «ДС №378.

Конспект НОД по конструированию из Лего для детей подготовительного к школе возраста «Футбольный стадион» Группа, возраст детей: подготовительная к школе, 6-7 лет Тема НОД: «Футбольный стадион» Цель: Создать постройку «Футбольный стадион» из.

Конспект НОД по лего-конструированию в средней группе «Двор для лего-человечков»

Конспект НОД по лего-конструированию в средней группе «Двор для лего-человечков» Двор для лего-человечков» Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе организации конструктивно-модельной деятельности Задачи:.

Конспект НОД по лего-конструированию «Поможем Лего-малышам» Цель: развитие способности детей к моделированию с помощью конструктора Лего. Интеграция областей: Познавательное развитие, Социално-коммуникативное.

Конспект занятия по лего-конструированию для детей 3–4 лет «В гостях у Колобка» Конспект по познавательному развитию по теме «В гостях у Колобка» для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) Цель: Развитие способностей.

Конспект занятия факультатива «Лего мастер» «Путешествие в сказку» по Лего-конструированию для детей подготовительной группы

Конспект занятия факультатива «Лего мастер» «Путешествие в сказку» по Лего-конструированию для детей подготовительной группы Формируемые представления: Дошкольники создают простейшие модели реальных объектов по образцу воспитателя, на картинке, по графической схеме,.

Лего-конструирование с элементами театрализации «Цветы для Бабы Яги». Конспект интегрированной НОД со старшими дошкольниками Конспект интегрированной НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Лего - конструирование с элементами театрализации : «Цветы для.

Мастер-класс для родителей по Лего конструированию «Развиваться вместе с Лего веселей» Актуальность: Данный мастер- класс имеет целью привлечение родителей к сотрудничеству, является нестандартной формой организации работы.

Проект по Лего-конструированию для детей старшего дошкольного возраста «Наш город» Актуальность Данный проект актуален тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир конструирования. LEGO-конструирование больше, чем другие.

Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Цель: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.

Задачи:

Обучающие:

-содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

-создать условия для овладения основами конструирования;

-способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

Развивающие:

-создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

-способствовать развитию творческой активности ребёнка;

-способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Воспитательные:

-содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

-содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

-создать условия для развития навыков межличностного общения и

ВложениеРазмер
programma_po_dopolnitelnomu_obrazovaniyu_lego_-_konstruirovaniyu.doc 121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отделение МАДОУ ГЦРР – д\с №4 «Елочка» ЦРР – д\с №2 «Зернышко»

Программа по дополнительному образованию

Р.п. Голышманово 2018 г.

Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Реализация лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.

Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Цель: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.

- содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

-создать условия для овладения основами конструирования;

-способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

- создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

-способствовать развитию творческой активности ребёнка;

-способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

-содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

-создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 – 20 минут во второй половине дня. Длительность продуктивной деятельности с детьми варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи.

Срок реализации программы: 8 месяцев.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, механизм реализации материалов по Лего - конструирование состоит из двух основных этапов: предварительного или ориентировочного, и исполнительного.
На первом этапе ребёнок анализирует поделку, которую ему предстоит сконструировать, выявляет условия достижения цели, планирует последовательность работы над ней, подбирает необходимые детали, и определяет практические умения, навыки, с помощью которых цель будет достигнута.
На втором этапе ребёнок приступает к непосредственному созданию поделки. При этом он учится подчинять своё поведение поставленной перед ним задаче. Конечным результатом работы должна быть не только созданная поделка, но и формирование у ребёнка определённого уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приёмов работы, умений как неотъемлемой стороны трудовой деятельности. И, конечно, обязательна игра.

Для детей возрастной группы от 3 до 5 лет применимы три основных вида конструирования:
− по образцу
− по условиям
− по замыслу


Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ.
В ходе работы по лего-конструированию ребенок должны знать :

- основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);

- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

- конструировать по образцу;

- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

Основная форма проведения занятий – практикум .

Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий.

- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;

- работа по образцу,

- обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;

- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;

- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Составлена на основе программы " От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.

ВложениеРазмер
programma_po_konstr.docx 34.2 КБ

Предварительный просмотр:

по конструктивно – модельной

деятельности в средней групп

2016/2017 учебный год

Крайникова Лариса Васильевна -воспитатель

Пояснительная записка к рабочей программе

Цели и задачи реализации программы

Программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - «Конструктивно-модельная деятельность» (далее - «Конструирование» ) для детей средней группы составлена на основе:

Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013года),

Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» . / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014,

СанПин 2.4.1.3049 – 13.

Образовательной программы дошкольного отделения ОЧУ «Первая Московская Гимназия» на 2016 – 2017 учебный год и с учетом приоритетного направления работы ДОУ по познавательно-речевому развитию и экологическому воспитанию.

Работа в средней группе направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.

Эти направления работы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря конструированию ребенок познает основы графической грамоты. Ребенок сам производит измерение, строит на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит детей со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.

Основное внимание при организации конструктивно-модельной деятельности детей необходимо уделять развитию у детей наблюдательности, любознательности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка.

Программа «Конструирование» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств, на воспитание в каждом ребенке не исполнителя, а творца.

Основными целями и задачами программы «Конструирование» для детей средней группы являются:

  • Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира.
  • Развитие интереса к конструктивно-модельной деятельности; воспитание умения работать коллективно. Для достижения целей программы большое значение имеют.
  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.
  • Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, что позволит стать им общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества.
  • Единство подходов к воспитанию детей в детском саду и дома.

Подходы к формированию программы

При составлении Программы «Конструирование» учитывались принципы:

развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

сочетания научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

полноты, необходимости и достаточности, позволяющие решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала;

единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются качества, являющиеся ключевыми в развитии дошкольника;

интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

комплексно-тематического построения образовательного процесса;

решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах;

построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, удовлетворение интеллектуальной активности и интересов детей.

Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.

Развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.

Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах —стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т.д.).

Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).

Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.

Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому—окна, двери, трубу; к автобусу—колеса; к стулу—спинку).

Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы. Развивать творчество, изобретательство.

Планируемые результаты к концу года:

  • Различают и называют строительные детали;
  • Умеют анализировать образец постройки;
  • Имеют представление об архитектурных формах;
  • Умеют сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, поздравительная открытка, флажки для украшения).
  • Умеют строить постройки из крупного и мелкого строительного материала.

Система оценки результатов освоения программы

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

Формы организации конструктивно-модельной деятельности.

  • Индивидуальная работа с ребенком;
  • Коллективные работы;
  • Совместные работы 2 – 3 детей;
  • Тематические занятия;
  • Дидактические игры;
  • Интегрированная деятельность;

Условия реализации программы

Программа «Конструирование» разработана с учетом интеграции образовательных областей.

Работа по конструктивно-модельной деятельности детей включает себя не только занятия. Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя природный материал (песок, снег, жёлуди, шишки, кору, листья, камешки, траву, солому и др.). а так же используют другие материалы (бумагу, картонные коробки, палки и т. п.)

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для детей образовательной среды.

Дидактические игры, пазлы, мозаика, настольные и печатные развивающие игры, конструкторы разных видов, крупный и мелкий строительный материал.

Деревянный напольный конструктор. Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей)

Подборка из бросового материала: бумажные коробки, катушки, конусы, пробки.

Конструкторы из серии «Лего- Дакта» («Город», «Железная дорога»).

Игрушки для обыгрывания построек: животные, человечки и т.д.

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:

  • На восприятие формы;
  • На целенаправленное развитие восприятия цвета;
  • На восприятие качеств величины;
  • На количество предметов;
  • На развитие речи, мышления;
  • На развитие первоначальных представлений о природе.
  • Иллюстрации и репродукции;
  • Наглядно – дидактический материал;
  • Игровые атрибуты;
  • Демонстрационный материал;
  • Плакаты;
  • «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
  • Открытки для рассматривания.

Учебно-методическое оснащение программы «Конструктивно-модельная деятельность»

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013года).
  3. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  4. СанПин 2.4.1.3049 – 13.
  5. Образовательная программа дошкольного отделения ОЧУ гимназия «Первая Московская гимназия» на 2016 – 2017 учебный год.

Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада».

Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду ( М. 2010)

Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4 – 5 лет»

Е.В. Фешина «Лего – конструирование в детском саду»

Зворыгина Е.,Яворчку Л.» Особенности воображения детей в игре с образными фигурками и конструктивным материалом»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «ВОК»

Структурное подразделение «Зюкайская школа»

в средней группе

Павлова Екатерина Сергеевна

1 квалификационной категории

Список детей, посещающих кружок

Пояснительная записка

Актуальность. ФГОС ДО предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

· научной обоснованности и практической применимости;

· соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

· единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

· интеграции образовательных областей;

· решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

· учета ведущего вида деятельности дошкольника-игры.

Результаты мониторинга детейсредней группы показали, что 65% детей не могут действовать по простому алгоритму, схеме, по образцу; у 74% детей не получается составлять целое изображение из 6-8 частей; 83% не умеют действовать по правилам, контролировать результат. Большинство детей в этой группе не проявляют интереса к моделированию и конструированию. В этом возрасте у детей плохо развита речь, мелкая моторика рук, они недостаточно владеют коммуникативными навыками.И поэтому я решила использовать в своей работе новуюобразовательную технологию, которая поможет развить эти качества в детях.

Игра – важнейший спутник детства. "ЛЕГО"" – одна из самых известных и распространенных игр, которая позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами. Начиная с простых фигур (с 3 до 5 лет), ребенок развивает творческие и интеллектуальные способности, конструкторские умения, воображение, навык предвидеть результат своих действий, учатся действовать по образцу, схеме, алгоритму, составлять целое изображение или панораму изображений, действуя сообща.

У дошкольников развивается мелкая моторика, улучшается качество речи. ЛЕГО конструирование способствует сенсорному развитию дошкольника, т.к. яркие, функциональные детали способны воздействовать на все органы чувств ребенка:цветовое восприятие, тактильные качества, восприятие формы, величины объекта, пространства и другое.

Я считаю, что в сетке недостаточно количество занятийдля того, чтобы дети научились работать с конструктором и развить в себе данные качества, поэтому я решила организовать кружок.

Каждая деятельность включает объяснение материала, но основное время отводится практической работе. В начале обучения проводится индивидуальная работа. Особое внимание уделяется рабочему месту, освещённости помещения, правилам безопасности труда.

Цель: развитие конструкторских способностей детей дошкольного возраста посредством использования конструктора "Лего".

1. Обучать детей действовать по простому алгоритму, схеме, по образцу.

2. Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности, проявлению творчества, инициативы.

3. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

4. Развивать внимание, память, образное и пространственное мышления.

5. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, творчество.

6. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе.

Ожидаемый результат:

1. Дети умеют действовать по простому алгоритму, схеме, образцу.

2. У детей сформирована познавательная и исследовательская активность, стремление к умственной деятельности, они проявляют творчество, инициативу.

3. У детей развита мелкая моторика рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

4. У детей развита внимание, память, образное и пространственное мышление.

5. У дошкольников развит интерес к моделированию и конструированию, творчеству.

6. Усовершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе.

Методическое обеспечение

Лего-конструирование в детском саду, Фешина Е.В., 2012

Максимально-допустимый объем учебной нагрузки

Общее время в неделю

Предметно- развивающая среда

1. Атрибуты для конструирования: большой и маленький лего-конструкторы «Дупло», схемы

Форма организации

1. Индивидуальные занятия

2. Подгрупповые занятия

3. Фронтальные занятия

Форма работы с родителями

1. Анкетирование «Лего-конструирования в домашних условиях»

2. Мастер – класс «Обучаемся, играя»

3.Совместное занятие с детьми и родителями.

4. Наглядная информация «Что такое лего-конструирование», «Игры с лего».

5. Индивидуальные беседы.

6. Конкурс «Мы играем в лего».

7. Консультация «Развитие индивидуальных способностей ребёнка и его творческих активности с помощью легоконструирования».

· Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования

· Использовать специальные способы и приёмы с помощью наглядных моделей и схем

· Учить определять изображённый на схеме предмет, указывать его функцию

· Формировать представление, что схема несёт информацию не только о том, какой предмет на ней изображён, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения

· Учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия

· Формировать умение строить по схеме

· Учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать постройку прочной, точно соединять детали между собой

· Конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание

· Развивать творческую инициативу и самостоятельность

· Закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели

· Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается

· Правильно называть детали лего-конструктора

· Продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой

· Учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности

· Сравнивать полученную постройку с задуманной

· Развивать способность к контролю за качеством и результатом работы

Примерное распределение занятий на год:

· Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (26)

· Конструирование по условиям (4)

· Конструирование по замыслу (7)

План анализа образца:

· Рассмотреть объект в целом

· Выделить цвета деталей

· Назвать детали лего-конструктора

· Установить пространственное расположение частей постройки

После анализа занятия необходимо отводить время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре. Помогая в объединении построек в общий сюжет.

На занятиях по замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей постройки, намечать цель деятельности, давать общее описание будущего продукта, осваивать план разработки замысла, сравнивать полученную постройку с задуманной.

Перспективный план работы

Методы и приемы

Сентябрь 1неделя

«Конструирование по замыслу»

Закреплять навыки, полученные в младшей группе

Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Закреплять навыки, полученные в младшей группе, и приёмы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору

Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга

Закреплять умение строить лесные деревья

Учить отличать деревья друг от друга

Закреплять названия деталей, цвет

Октябрь 1неделя

Разучивать стихотворения, про утят.

Учить строить утят, используя различные детали

Учить строить из конструктора гусёнка

«Конструирование по замыслу»

Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.

«Большие и маленькие пирамидки»

Учить строить разные пирамидки.

Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Учить бережно, относиться к конструктору.

Ноябрь 1 неделя

Рассказать о русской печке

Развивать воображение, фантазию.

Учить строить печку из конструктора.

Показ образца. Иллюстрации русской печи.

«Конструирование по замыслу»

Закреплять полученные навыки

Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Учить строить большой дом.

Развивать фантазию, творчество.

Учить доводить начатое дело до конца.

Учить строить мельницу

Развивать воображение, фантазию.

Декабрь 1неделя

Учит строить дом

Распределять детали лего-конструктора правильно.

Развивать творческое воображение, навыки конструирования.

Уточнять и расширять представления о рыбах.

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Учить строить морских обитателей.

«Загон для коров и лошадей»

Учить строить загоны по условиям. Развивать глазомер, навыки конструирования. Мелкую моторику рук.

Иллюстрации по теме.

«Конструирование по замыслу»

Закреплять полученные навыки

Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Январь 1 неделя

Учить строить различные машины, используя детали лего-конструктора.

«Грузовая машина с прицепом»

Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить её элементы с частями предмета.

«Ворота для заборчика»

Учить строить ворота для заборчика

Аккуратно и крепко скреплять детали лего-конструктора «Дупло».

«Знакомство со светофором»

Учить слушать сказку.

Рассказать о светофоре.

Закреплять навыки конструирования.

Февраль 1 неделя

Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину

Развивать творчество и логическое мышление

Учить понимать нужность профессии .

«Продолжаем знакомить со светофором»

Продолжать знакомить со светофором.

Учить правила дорожного движения.

Строить проезжую часть и надземный переход.

Рассказать о профессии лётчика

Учить строить самолёт, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество.

«Конструирование по замыслу»

Закреплять полученные навыки

Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

«Конструирование по замыслу»

Закреплять полученные навыки

Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

«Мы едем в зоопарк»

Учить отличать хищников от травоядных животных. Строить животных по образцу.

Учить строить слона

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка .

Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

Апрель 1 неделя

«Конструирование по замыслу»

Закреплять полученные навыки

Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов.

Дать обобщённое представление о кораблях. Учить способам конструирования. Закреплять имеющиеся навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек.

Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение.

«Конструирование по замыслу»

Закреплять полученные навыки

Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар, водитель).

Учить строить улитку. Воспитывать добрые отношения. Развивать память, мышление, внимание.

Лего-конструирование

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Дети, разбившись на группы, собирают конструктор

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Видео: логопедическое занятие с использованием Лего

Задачи Лего-методики

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

Конструирование с малышами

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

Конструирование в средней группе

В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования.

Конструирование в старшей группе

В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

Базовые идеи Лего-технологии:

  • от простого к сложному;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • созидательность и результативность;
  • развитие творческих способностей;
  • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

  • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
  • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
  • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Фестиваль по конструированию

Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

Формы реализации Лего-методики в детском саду:

  • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка ребёнка к конкурсу;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми.
    • воспитатель;
    • дети и родители.

    Свободная игра с конструктором

    Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

    Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

    В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:

    • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
    • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
    • Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

    Сюжетно-ролевая игра с конструктором

    Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх

    Читайте также: