Конструктор базового класса питон

Обновлено: 18.04.2024

Как и другие языки программирования общего назначения, Python с самого начала является объектно-ориентированным языком. Это позволяет нам разрабатывать приложения с использованием объектно-ориентированного подхода. В Python мы можем легко создавать и использовать классы и объекты.

Объектно-ориентированная парадигма заключается в разработке программы с использованием классов и объектов. Объект связан с сущностями реального слова, такими как книга, дом, карандаш и т. д. Концепция Oops в Python фокусируется на написании повторно используемого кода. Это широко распространенный метод решения проблемы путем создания объектов.

Ниже приведены основные принципы системы объектно-ориентированного программирования:

    ;
  • Метод; ;
  • Полиморфизм; ;
  • Инкапсуляция.

Класс

Класс можно определить как набор объектов. Это логическая сущность, имеющая определенные атрибуты и методы. Например: если у вас есть класс сотрудника, он должен содержать атрибут и метод, то есть идентификатор электронной почты, имя, возраст, зарплату и т. д.

Объект

Объект – это сущность, у которой есть состояние и поведение. Это может быть любой объект реального мира, например, мышь, клавиатура, стул, стол, ручка и т. д.

В Python все является объектом, и почти все имеет атрибуты и методы. Все функции имеют встроенный атрибут __doc__, который возвращает строку документации, определенную в исходном коде функции.

Когда мы определяем класс, он должен создать объект для выделения памяти. Рассмотрим следующий пример.

В приведенном выше примере мы создали класс с именем car, и у него есть два атрибута modelname и year. Мы создали объект c1 для доступа к атрибуту класса. Объект c1 выделит память для этих значений. Мы узнаем больше о классе и объекте в следующем уроке.

Метод

Метод – это функция, связанная с объектом. В Python метод не уникален для экземпляров класса. У любого типа объекта могут быть методы.

Наследование

Наследование – это наиболее важный аспект объектно-ориентированного программирования, который имитирует реальную концепцию наследования. Он указывает, что дочерний объект приобретает все свойства и поведение родительского объекта.

Используя наследование, мы можем создать класс, который использует все свойства и поведение другого класса. Новый класс известен как производный класс или дочерний класс, а тот, свойства которого получены, известен как базовый класс или родительский класс.

Это обеспечивает возможность повторного использования кода.

Полиморфизм

Полиморфизм состоит из двух слов «poly» (много) и «morphs» (форма). Под полиморфизмом мы понимаем, что одну задачу можно выполнять по-разному. Например – у вас класс животных, и все животные говорят. Но “говорят” по-иному. Здесь «говорящее» поведение в некотором смысле полиморфно и зависит от животного. Итак, абстрактное понятие «животное» на самом деле не «говорит», но конкретные животные (например, собаки и кошки) имеют конкретную реализацию действия «говорить».

Инкапсуляция

Инкапсуляция также является важным аспектом объектно-ориентированного программирования. Она используется для ограничения доступа к методам и переменным. При инкапсуляции код и данные объединяются в один блок от случайного изменения.

Абстракция данных

И абстракция данных, и инкапсуляция часто используются как синонимы. Являются почти однозначными, поскольку абстракция данных достигается за счет инкапсуляции.

Абстракция используется, чтобы скрыть внутренние детали и показать только функциональные возможности. Абстрагирование чего-либо означает присвоение имен вещам, чтобы имя отражало суть того, что делает функция или вся программа.

Объектно-ориентированные и процедурно-ориентированные языки программирования

Разница между объектно-ориентированным и процедурно-ориентированным программированием приведена ниже:

Надо вызвать метод базового класса из метода, который переопределен в производном классе.

Из конструктора дочернего класса нужно явно вызывать конструктор родительского класса.

Обращение к базовому классу происходит с помощью super()

Нужно явно вызывать конструктор базового класса

Видно, что без явного вызова конструктора класса А не вызывается A.__init__ и не создается поле x класса А.

Вызовем конструктор явно.

Конструктор базового класса стоит вызывать раньше, чем иницилизировать поля класса-наследника, потому что поля наследника могут зависеть (быть сделаны из) полей экземпляра базового класса.

super() или прямое обращение к классу?

Метод класса можно вызвать, используя синтаксис вызова через имя класса:

Все работает. Но при дальнейшем развитии классов могут начаться проблемы:

Видно, что конструктор Base.__init__ вызывается дважды. Иногда это недопустимо (считаем количество созданных экземпляров класса, увеличивая в конструкторе счетчик на 1; выдаем очередное auto id какому-то нашему объекту, например, номер пропуска или паспорта или номер заказа).

То же самое через super():

  • вызов конструктора Base.__init__ происходит только 1 раз.
  • вызваны конструкторы всех базовых классов.
  • порядок вызова конструкторов для классов А и В не определен.

Как это работает?

Для реализации наследования питон ищет вызванный атрибут начиная с первого класса до последнего. Этот список создается слиянием (merge sort) списков базовых классов:

  • дети проверяются раньше родителей.
  • если родителей несколько, то проверяем в том порядке, в котором они перечислены.
  • если подходят несколько классов, то выбираем первого родителя.

При вызове super() продолжается поиск, начиная со следующего имени в MRO. Пока каждый переопределенный метод вызывает super() и вызывает его только один раз, будет перебран весь список MRO и каждый метод будет вызван только один раз.

Не забываем вызывать метод суперкласса

А если где-то не вызван метод суперкласса?

Заметим, что хотя в B.__init__ есть вызов super(), то до вызова B.__init__ не доходит.

  • Вызываем у объекта класса С метод __init__.
  • Ищем его в mro и находим С.__init__. Выполняем его.
  • В этом методе вызов super() - ищем метод __init__ далее по списку от найденного.
  • Находим A.__init__. Выполняем его. В нем нет никаких super() - дальнейший поиск по mro прекращается.

Нет метода в своем базовом классе, есть у родителя моего сиблинга

Определим класс, который пытается вызвать метод, которого нет в базовом классе:

получим, как и ожидалось:

Определим метод spam в классе В. Класс С, наследник А и В, вызывает метод A.spam(), который вызывает B.spam - класс В не связан с классом А.

Для объекта класса С вызвали метод spam(). Ищем его в MRO. Находим A.spam() и вызываем. Далее для super() из A.spam() идем дальше от найденного по списку mro и находим B.spam().

Отметим, что при другом порядке описания родителей class C(B, A) , вызывается метод B.spam() у которого нет super():

Вызываем метод spam для объекта класса С. В С его нет, ищем дальше в В. Находим. Вызваем. Далее super() нет и дальнейший поиск не производится.

Чтобы не было таких сюрпризов при переопределении методов придерживайтесь правил:

  • все методы в иерархии с одинаковым именем имеют одинаковую сигнатуру вызова (количество аргументов и их имена для именованных аргументов).
  • реализуйте метод в самом базовом классе, чтобы цепочка вызовов закончилась хоть каким

Обращение к дедушке

Игнорируем родителя

Если у нас есть 3 одинаковых метода foo(self) в наследуемых классах А, В(А), C(B), и нужно из C.foo() вызвать сразу A.foo() минуя B.foo(), то наши классы неправильно сконструированы (почему нужно игнорировать В? может, нужно было наследовать С от А, а не от В?). Нужен рефакторинг.

Но можно всегда вызвать метод по имени класса:

Метод определен только у дедушки

Если в В такого метода нет, и из C.foo() нужно вызвать A.foo() (или в базовом классе выше по иерархии), вызываем super().foo() и больше не думаем, у какого пра-пра-пра-дедушки реализован этот метод.

Просто воспользуйтесь super() для поиска по mro.

super().super() не работает

Или мы ищем какого-то родителя в mro, или точно указываем из какого класса нужно вызвать метод.

Classes provide a means of bundling data and functionality together. Creating a new class creates a new type of object, allowing new instances of that type to be made. Each class instance can have attributes attached to it for maintaining its state. Class instances can also have methods (defined by its class) for modifying its state.

Compared with other programming languages, Python’s class mechanism adds classes with a minimum of new syntax and semantics. It is a mixture of the class mechanisms found in C++ and Modula-3. Python classes provide all the standard features of Object Oriented Programming: the class inheritance mechanism allows multiple base classes, a derived class can override any methods of its base class or classes, and a method can call the method of a base class with the same name. Objects can contain arbitrary amounts and kinds of data. As is true for modules, classes partake of the dynamic nature of Python: they are created at runtime, and can be modified further after creation.

In C++ terminology, normally class members (including the data members) are public (except see below Private Variables ), and all member functions are virtual. As in Modula-3, there are no shorthands for referencing the object’s members from its methods: the method function is declared with an explicit first argument representing the object, which is provided implicitly by the call. As in Smalltalk, classes themselves are objects. This provides semantics for importing and renaming. Unlike C++ and Modula-3, built-in types can be used as base classes for extension by the user. Also, like in C++, most built-in operators with special syntax (arithmetic operators, subscripting etc.) can be redefined for class instances.

(Lacking universally accepted terminology to talk about classes, I will make occasional use of Smalltalk and C++ terms. I would use Modula-3 terms, since its object-oriented semantics are closer to those of Python than C++, but I expect that few readers have heard of it.)

9.1. A Word About Names and Objects¶

Objects have individuality, and multiple names (in multiple scopes) can be bound to the same object. This is known as aliasing in other languages. This is usually not appreciated on a first glance at Python, and can be safely ignored when dealing with immutable basic types (numbers, strings, tuples). However, aliasing has a possibly surprising effect on the semantics of Python code involving mutable objects such as lists, dictionaries, and most other types. This is usually used to the benefit of the program, since aliases behave like pointers in some respects. For example, passing an object is cheap since only a pointer is passed by the implementation; and if a function modifies an object passed as an argument, the caller will see the change — this eliminates the need for two different argument passing mechanisms as in Pascal.

9.2. Python Scopes and Namespaces¶

Before introducing classes, I first have to tell you something about Python’s scope rules. Class definitions play some neat tricks with namespaces, and you need to know how scopes and namespaces work to fully understand what’s going on. Incidentally, knowledge about this subject is useful for any advanced Python programmer.

Let’s begin with some definitions.

By the way, I use the word attribute for any name following a dot — for example, in the expression z.real , real is an attribute of the object z . Strictly speaking, references to names in modules are attribute references: in the expression modname.funcname , modname is a module object and funcname is an attribute of it. In this case there happens to be a straightforward mapping between the module’s attributes and the global names defined in the module: they share the same namespace! 1

Attributes may be read-only or writable. In the latter case, assignment to attributes is possible. Module attributes are writable: you can write modname.the_answer = 42 . Writable attributes may also be deleted with the del statement. For example, del modname.the_answer will remove the attribute the_answer from the object named by modname .

Namespaces are created at different moments and have different lifetimes. The namespace containing the built-in names is created when the Python interpreter starts up, and is never deleted. The global namespace for a module is created when the module definition is read in; normally, module namespaces also last until the interpreter quits. The statements executed by the top-level invocation of the interpreter, either read from a script file or interactively, are considered part of a module called __main__ , so they have their own global namespace. (The built-in names actually also live in a module; this is called builtins .)

The local namespace for a function is created when the function is called, and deleted when the function returns or raises an exception that is not handled within the function. (Actually, forgetting would be a better way to describe what actually happens.) Of course, recursive invocations each have their own local namespace.

A scope is a textual region of a Python program where a namespace is directly accessible. “Directly accessible” here means that an unqualified reference to a name attempts to find the name in the namespace.

Although scopes are determined statically, they are used dynamically. At any time during execution, there are 3 or 4 nested scopes whose namespaces are directly accessible:

the innermost scope, which is searched first, contains the local names

the scopes of any enclosing functions, which are searched starting with the nearest enclosing scope, contains non-local, but also non-global names

the next-to-last scope contains the current module’s global names

the outermost scope (searched last) is the namespace containing built-in names

If a name is declared global, then all references and assignments go directly to the middle scope containing the module’s global names. To rebind variables found outside of the innermost scope, the nonlocal statement can be used; if not declared nonlocal, those variables are read-only (an attempt to write to such a variable will simply create a new local variable in the innermost scope, leaving the identically named outer variable unchanged).

Usually, the local scope references the local names of the (textually) current function. Outside functions, the local scope references the same namespace as the global scope: the module’s namespace. Class definitions place yet another namespace in the local scope.

It is important to realize that scopes are determined textually: the global scope of a function defined in a module is that module’s namespace, no matter from where or by what alias the function is called. On the other hand, the actual search for names is done dynamically, at run time — however, the language definition is evolving towards static name resolution, at “compile” time, so don’t rely on dynamic name resolution! (In fact, local variables are already determined statically.)

A special quirk of Python is that – if no global or nonlocal statement is in effect – assignments to names always go into the innermost scope. Assignments do not copy data — they just bind names to objects. The same is true for deletions: the statement del x removes the binding of x from the namespace referenced by the local scope. In fact, all operations that introduce new names use the local scope: in particular, import statements and function definitions bind the module or function name in the local scope.

The global statement can be used to indicate that particular variables live in the global scope and should be rebound there; the nonlocal statement indicates that particular variables live in an enclosing scope and should be rebound there.

9.2.1. Scopes and Namespaces Example¶

This is an example demonstrating how to reference the different scopes and namespaces, and how global and nonlocal affect variable binding:

The output of the example code is:

Note how the local assignment (which is default) didn’t change scope_test's binding of spam. The nonlocal assignment changed scope_test's binding of spam, and the global assignment changed the module-level binding.

You can also see that there was no previous binding for spam before the global assignment.

9.3. A First Look at Classes¶

Classes introduce a little bit of new syntax, three new object types, and some new semantics.

9.3.1. Class Definition Syntax¶

The simplest form of class definition looks like this:

Class definitions, like function definitions ( def statements) must be executed before they have any effect. (You could conceivably place a class definition in a branch of an if statement, or inside a function.)

In practice, the statements inside a class definition will usually be function definitions, but other statements are allowed, and sometimes useful — we’ll come back to this later. The function definitions inside a class normally have a peculiar form of argument list, dictated by the calling conventions for methods — again, this is explained later.

When a class definition is entered, a new namespace is created, and used as the local scope — thus, all assignments to local variables go into this new namespace. In particular, function definitions bind the name of the new function here.

When a class definition is left normally (via the end), a class object is created. This is basically a wrapper around the contents of the namespace created by the class definition; we’ll learn more about class objects in the next section. The original local scope (the one in effect just before the class definition was entered) is reinstated, and the class object is bound here to the class name given in the class definition header ( ClassName in the example).

9.3.2. Class Objects¶

Class objects support two kinds of operations: attribute references and instantiation.

Attribute references use the standard syntax used for all attribute references in Python: obj.name . Valid attribute names are all the names that were in the class’s namespace when the class object was created. So, if the class definition looked like this:

then MyClass.i and MyClass.f are valid attribute references, returning an integer and a function object, respectively. Class attributes can also be assigned to, so you can change the value of MyClass.i by assignment. __doc__ is also a valid attribute, returning the docstring belonging to the class: "A simple example class" .

Class instantiation uses function notation. Just pretend that the class object is a parameterless function that returns a new instance of the class. For example (assuming the above class):

creates a new instance of the class and assigns this object to the local variable x .

The instantiation operation (“calling” a class object) creates an empty object. Many classes like to create objects with instances customized to a specific initial state. Therefore a class may define a special method named __init__() , like this:

When a class defines an __init__() method, class instantiation automatically invokes __init__() for the newly-created class instance. So in this example, a new, initialized instance can be obtained by:

Of course, the __init__() method may have arguments for greater flexibility. In that case, arguments given to the class instantiation operator are passed on to __init__() . For example,

9.3.3. Instance Objects¶

Now what can we do with instance objects? The only operations understood by instance objects are attribute references. There are two kinds of valid attribute names: data attributes and methods.

data attributes correspond to “instance variables” in Smalltalk, and to “data members” in C++. Data attributes need not be declared; like local variables, they spring into existence when they are first assigned to. For example, if x is the instance of MyClass created above, the following piece of code will print the value 16 , without leaving a trace:

The other kind of instance attribute reference is a method. A method is a function that “belongs to” an object. (In Python, the term method is not unique to class instances: other object types can have methods as well. For example, list objects have methods called append, insert, remove, sort, and so on. However, in the following discussion, we’ll use the term method exclusively to mean methods of class instance objects, unless explicitly stated otherwise.)

Valid method names of an instance object depend on its class. By definition, all attributes of a class that are function objects define corresponding methods of its instances. So in our example, x.f is a valid method reference, since MyClass.f is a function, but x.i is not, since MyClass.i is not. But x.f is not the same thing as MyClass.f — it is a method object, not a function object.

9.3.4. Method Objects¶

Usually, a method is called right after it is bound:

In the MyClass example, this will return the string 'hello world' . However, it is not necessary to call a method right away: x.f is a method object, and can be stored away and called at a later time. For example:

will continue to print hello world until the end of time.

What exactly happens when a method is called? You may have noticed that x.f() was called without an argument above, even though the function definition for f() specified an argument. What happened to the argument? Surely Python raises an exception when a function that requires an argument is called without any — even if the argument isn’t actually used…

Actually, you may have guessed the answer: the special thing about methods is that the instance object is passed as the first argument of the function. In our example, the call x.f() is exactly equivalent to MyClass.f(x) . In general, calling a method with a list of n arguments is equivalent to calling the corresponding function with an argument list that is created by inserting the method’s instance object before the first argument.

If you still don’t understand how methods work, a look at the implementation can perhaps clarify matters. When a non-data attribute of an instance is referenced, the instance’s class is searched. If the name denotes a valid class attribute that is a function object, a method object is created by packing (pointers to) the instance object and the function object just found together in an abstract object: this is the method object. When the method object is called with an argument list, a new argument list is constructed from the instance object and the argument list, and the function object is called with this new argument list.

9.3.5. Class and Instance Variables¶

Generally speaking, instance variables are for data unique to each instance and class variables are for attributes and methods shared by all instances of the class:

As discussed in A Word About Names and Objects , shared data can have possibly surprising effects with involving mutable objects such as lists and dictionaries. For example, the tricks list in the following code should not be used as a class variable because just a single list would be shared by all Dog instances:

Конструктор в Python – это особый тип метода (функции), который используется для инициализации членов экземпляра класса.

В C ++ или Java конструктор имеет то же имя, что и его класс, в Python конструктор обрабатывается по-разному. Он используется для создания объекта.

Конструкторы бывают двух типов:

  1. Параметризованный конструктор
  2. Непараметрический конструктор

Определение конструктора выполняется, когда мы создаем объект этого класса. Конструкторы также проверяют, что у объекта достаточно ресурсов для выполнения любой задачи запуска.

Создание конструктора на Python

В Python метод __init __() имитирует конструктор класса. Этот метод вызывается при создании экземпляра класса. Он принимает ключевое слово self в качестве первого аргумента, который позволяет получить доступ к атрибутам или методу класса.

Мы можем передать любое количество аргументов во время создания объекта класса, в зависимости от определения __init __(). В основном он используется для инициализации атрибутов класса. У каждого класса должен быть конструктор, даже если он просто полагается на конструктор по умолчанию.

Рассмотрим следующий пример для инициализации атрибутов класса Employee при работе с конструкторами в Python.

Подсчет количества объектов класса

Конструктор вызывается автоматически, когда мы создаем объект класса. Рассмотрим следующий пример.

Непараметрический

Непараметрический конструктор используется, когда мы не хотим манипулировать значением, или конструктором, который имеет только self в качестве аргумента. Разберем на примере.

Параметризованный конструктор Python

У параметризованного конструктора есть несколько параметров вместе с самим собой.

Конструктор Python по умолчанию

Когда мы не включаем конструктор в класс или забываем его объявить, он становится конструктором по умолчанию. Он не выполняет никаких задач, а инициализирует объекты. Рассмотрим пример.

Более одного конструктора в одном классе

Давайте посмотрим на другой сценарий, что произойдет, если мы объявим два одинаковых конструктора в классе.

В приведенном выше коде объект st вызвал второй конструктор, тогда как оба имеют одинаковую конфигурацию. Первый метод недоступен для объекта st. Внутренне объект класса всегда будет вызывать последний конструктор, если у класса есть несколько конструкторов.

Примечание. Перегрузка конструктора в Python запрещена.

Встроенные функции классов Python

Встроенные функции, определенные в классе, описаны в следующей таблице.

SN Функция Описание
1 getattr(obj,name,default) Используется для доступа к атрибуту объекта.
2 setattr(obj, name,value) Она используется для установки определенного значения для определенного атрибута объекта.
3 delattr (obj, name) Необходима для удаления определенного атрибута.
4 hasattr (obj, name) Возвращает истину, если объект содержит определенный атрибут.

Встроенные атрибуты класса

Наряду с другими атрибутами класс Python также содержит некоторые встроенные атрибуты класса, которые предоставляют информацию о классе.

Наследование в Python – важный аспект объектно-ориентированной парадигмы. Наследование обеспечивает возможность повторного использования кода в программе, потому что мы можем использовать существующий класс для создания нового класса вместо того, чтобы создавать его с нуля.

При наследовании дочерний класс получает свойства и может получить доступ ко всем элементам данных и функциям, определенным в родительском классе. Дочерний класс также может предоставлять свою конкретную реализацию функциям родительского класса. В этом разделе руководства мы подробно обсудим основы наследования в Python.

В python производный класс может наследовать базовый класс, просто указав базу в скобках после имени производного класса. Рассмотрим следующий синтаксис, чтобы наследовать базовый класс в производный класс.

Наследование Python

Класс может наследовать несколько классов, указав их все внутри скобок. Рассмотрим следующий синтаксис.

Многоуровневое наследование Python

Многоуровневое наследование возможно в Python, как и в других объектно-ориентированных языках. Архивируется, когда производный класс наследует другой производный класс. Нет ограничений на количество уровней, до которых многоуровневое наследование архивируется в python.

Синтаксис многоуровневого наследования приведен ниже.

Множественное наследование в Python

Python предоставляет нам маневренность для наследования нескольких базовых классов в дочернем классе.

Множественное наследование Python

Синтаксис для выполнения множественного наследования приведен ниже.

Метод issubclass(sub, sup)

Метод issubclass(sub, sup) используется для проверки отношений между указанными классами. Он возвращает true, если первый класс является подклассом второго класса, и false в противном случае.

Рассмотрим следующий пример:

Метод isinstance(obj, class)

Метод isinstance() используется для проверки взаимосвязи между объектами и классами. Он возвращает true, если это первый параметр, а Obj является экземпляром второго параметра, т. е. классом.

Рассмотрим следующий пример.

Переопределение метода

Мы можем предоставить некоторую конкретную реализацию метода родительского класса в нашем дочернем классе. Когда метод родительского класса определен в дочернем классе с некоторой конкретной реализацией, эта концепция называется переопределением метода. Нам может потребоваться выполнить переопределение метода в сценарии, когда в дочернем классе требуется другое определение метода родительского класса.

Рассмотрим следующий пример, чтобы выполнить переопределение метода в Python.

Реальный пример переопределения метода –

Абстракция данных в Python

Абстракция – важный аспект объектно-ориентированного программирования. В python мы также можем выполнять скрытие данных, добавляя двойное подчеркивание (___) в качестве префикса к атрибуту, который необходимо скрыть. После этого атрибут не будет виден за пределами класса через объект.

Читайте также: