Конструктор бережков конструктор моторов

Обновлено: 14.04.2024

Бережков работает в АДВИ над сверхмощным авиационным мотором. Однако мотор его конструкции не проходит испытание на прочность. Бережков теряет веру в себя и свои силы. Он отказывается от разработки, но через год его неожиданно посещает гениальная идея…

  • Александр Парра
  • Владимир Довгань
  • советский
  • Александр Пороховщиков
  • Владимир Конкин
  • экранизация
  • фильм
  • художественный
  • телеканал "Культура"

Смотрим

Главный конструктор

Младший чертежник

Всемирная контора изобретений

Бережков изобретает колесо

Новые серии

Хорошие друзья

Глава VI

Глава V

Неудача с дачей

Глава IV

Глава III

Глава II

Глава I

Популярное видео

Репортаж из детского дома, где начал петь Юрий Шатунов

Глава II

Решение Верховного суда США об отмене права на аборт раскололо страну

"В глазах – слезы": памяти Юрия Шатунова. Трейлер

От БРИКС до БРИКС-плюс: саммит стран, заинтересованных в многополярности

Союзные силы перемалывают позиции противника в ЛНР. Эфир от 24.06.2022 (17:30)

Глава I

Аборты запретить нельзя разрешить: в США поставили запятую в фразе

© 2022 Сетевое издание "Смотрим".

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК). Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78574 от 08.07.2020. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Для лиц старше 18 лет.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК).

В предыдущей статье я рассказывал, что Сталин очень высоко ценил конструктора Микулина, который был удостоен множества различных наград. И даже когда тот незаконно потратил почти миллион рублей на создание двигателя АМ-38, Сталин его не наказал, а напротив, одобрил его инициативу.

В продолжение рассказа об отношениях Иосифа Виссарионовича с конструктором, хочу привести еще один эпизод из книги Ф.Чуева.

Александр Александрович Микулин – самородок, создавший в тридцатые годы уникальные, лучшие в мире, сделанные из всего отечественного, двигатели. Мне довелось не раз встречаться с А.А. Микулиным. Отношение к нему было всякое. Многие его не любили, а порой и всячески вредили, как принято у нас поступать с большими талантами.

В.М. Молотов рассказывал мне, как на заседание в Кремле явился Микулин и, вывалив из карманов на стол груду железок, заявил: «Погибнет вся авиация, если мы не будем применять в клапанах соли натрия!»

– Если Микулин скажет, что нужны бриллиантовые клапана и это спасет жизнь летчикам, будем делать бриллиантовые!

Под Микулина «подкапывались», и во время войны на совещании у Сталина кто-то назвал Александра Александровича прохвостом.

– На моторе Микулина мы через Северный полюс в Америку перелетели. Моторы Микулина стоят на штурмовиках Ильюшина. Побольше бы нам таких прохвостов! – заметил Сталин.

Пока жил Сталин, Микулину была «зеленая улица», а потом его попросту «скушали». Уволили с должности генерального конструктора и не давали работы.

«Зависть съела миллиарды рублей»,– ответил мне Александр Александрович на вопрос, почему он не у дел. Так и живем.

А теперь вспомните разговоры о том, что Сталин подавлял талантливых людей, а после Сталина люди, дескать, ожили. Случай Микулина (а еще можно вспомнить В.Грабина) говорит прямо об обратном. Как и количество талантливых людей на одну историческую эпоху. Попробуйте посчитать сколько было выдающихся конструкторов и ученых в сталинском СССР, в позднем СССР, и в современной России.

Также обратите внимание на решение Сталина применять в клапанах соли натрия: «Если это спасет жизнь летчика, будем делать бриллиантовые клапана!» Да-да, это тот самый «крoвавый тиран», который «человеческую жизнь не берег».

Ну и последний момент: сегодня нам рассказывают, будто жестокий и подозрительный Сталин совершенно не терпел возражений, за любое обидное слово хватал и отправлял в лагеря. А здесь Микулин публично заявил, что разбирается в технике лучше самого Сталина! Весьма высокомерно, но вместо того, чтобы отправлять конструктора в Сибирь, Сталин создал ему все условия для работы, а потом еще оберегал, помогал, награждал.

Очень печально, что пришел Хрущев, и Микулин оказался не нужен. Будучи на вынужденном отдыхе, он отучился в институте, стал кандидатом медицинских наук, написал книжку о борьбе со старостью. Все это похвально, только вот грустно, что делом всей жизни он больше заниматься не мог.

Выдающийся учёный-конструктор, после своего инфаркта ушёл в медицину, в 81 год закончил медицинский институт и совершил не менее важные открытия, представив миру свою "Систему Активного долголетия".

Интересные факты:

  • Александр Александрович Микулин родился 2 февраля 1895 года во Владимире в семье инженера-механика. В 1912 году Александр поступил в Киевский политехнический институт, где слушал лекции «отца русской авиации» Н.Е. Жуковского , которому Микулин приходился племянником по материнской линии.
  • Там же он самостоятельно построил свой первый одноцилиндровый поршневой двигатель. Из-за недостатка средств Микулин не смог завершить обучение. Он поступил на Русско-Балтийский завод в Риге, где в то время пытались делать первые отечественные авиационные моторы, и работал сначала слесарем, формировщиком, а затем помощником начальника сборочного отделения.
  • В начале 1930-х годов под руководством Микулина был создан первый советский авиационный двигатель жидкостного охлаждения М-34 , на базе которого в дальнейшем построили ряд двигателей различной мощности и назначения, которыми комплектовались самолёты АНТ-25, МиГ-1, МиГ-3, Ил-2, Ил-10, Ту-16 и Ту-104, Як-25, сверхзвуковой истребитель МиГ-19.
  • В 1959 году из-за проблем со здоровьем он оставил работу и в дальнейшем занимался вопросами альтернативной медицины. Уже 9 января 1959 года сделал доклад «О роли ионов в жизни и долголетии людей» в Доме Учёных Академии Наук СССР.
  • Обладая острым пытливым умом, выдающийся советский учёный после перенесённого инфаркта создал оригинальную "Систему Активного долголетия" и написал книгу, которую отказывались печатать из-за отсутствия медицинского образования у автора.
  • Тогда Александр Александрович в 75 лет (!) поступил в медицинский институт и закончил его в 1976 году (в возрасте 81 года).
  • По окончании института защитил кандидатскую диссертацию на основе своей книги " Активное долголетие: (Моя система борьбы со старостью)". В этой системе проводятся инженерные аналогии между строением человеческого тела и техническими устройствами, предложены остроумные способы ионизации воздуха, заземления человека и виброгимнастики.

Но главное открытие, с моей точки зрения, Александр Александрович сделал, посмотрев на физическую нагрузку под необычным углом. Ведь какие её функции обычно отмечают? Поддержание мышц и суставов в тонусе, улучшение кровообращения тканей и органов, снабжение их кислородом. Но Микулин указал на выделительную функцию потоотделения.

Зачем природа организовала потовыделение?

В процессе эволюции природа придумала ещё один конструктивный канал для отвода шлаков из организма человека. Она снабдила все наше тело миллиардами потовых желез и микроскопическими каналами для выхода пота и газов. Таким образом, кровеносную и лимфатическую системы, выводящие шлаки, природа продублировала , создав кратчайший путь от места их возникновения до места выделения - через потовые железы кожного покрова.

Попробуйте лизнуть языком своё плечо после зарядки, и вы почувствуете едкий вкус смеси кислоты с солью, гораздо более неприятный, чем вкус чистой соли. Более того, пот ядовит. Согласно многим исследованиям, достаточно дать животному проглотить незначительное количество пота, чтобы вызвать его смерть.

Опубликован также результат экспериментов , проведённых для выяснения причин плохого самочувствия и даже обмороков, наступающих в результате долгого пребывания при большом скоплении людей в непроветриваемом помещении. Оказалось, что причиной является не столько уменьшение процента кислорода и даже не прибавление процента СО2, сколько увеличение содержания ядовитых продуктов в газах, выделяемых человеческим телом.

Итак, для здоровой жизни клеток, согласно замыслу природы, из них надо удалять шлаки не только по лимфатическим и венозным сосудам, но и по протокам потовых желез. Именно так и происходило в течение миллионов лет, когда первобытный человек целый день бегал в поисках пищи и целый день потел. Но теперь человек менее подвижен, он меньше потеет. Вся порция ядов, которая вышла бы наружу с потом, остаётся в его организме, отравляя клетки.

Кратчайший канал стал работать по нашей же вине ниже своих возможностей, а кровеносная и лимфатическая системы, и, следовательно, печень, почки, - со значительной перегрузкой. В результате такой неестественной перегрузки у людей стали появляться болезни печени, почек и мочевого пузыря. А в других органах "болезни накопления".

Значит, нужно потеть в самом прямом смысле этого слова. Ежедневный интенсивный бег 20-30 минут с обильным потовыделением я считаю важнейшей процедурой для здоровья. Так же полезны и всякие другие физические упражнения, сопровождающиеся потовыделением: бег на месте, прыжки и так далее.

Академик Микулин в 80 лет чувствовал себя лучше, чем в 50 и всю свою жизнь оставался активным, деятельным и творческим человеком.

Академик Микулин в 80 лет чувствовал себя лучше, чем в 50 и всю свою жизнь оставался активным, деятельным и творческим человеком.

От себя добавлю, что сейчас мы живём в непростой экологии, воздух загрязнен, вода и продукты питания содержат много вредных химических веществ. Они же ещё и бедны полезными веществами. Многие принимают большое количество биологически-активных добавок. Польза их сомнительна, а вред очевиден.

Поливитамины, струя бобра, мумиё, различные спиртовые настойки трав и грибов, препараты кальция, калия, йода, селена, магния, витамины В12, Д - это лишь небольшая часть того, что люди принимают постоянно. ещё есть уринотерапия, керосин и другая "тяжёлая артиллерия". Всё это накапливается годами и выделительные системы постоянно перегружены.

Поэтому регулярная нагрузка до пота — это прежде всего физиологическая помощь организму по удалению отходов. Я считаю, что 30 минут в день такой нагрузки мало. Чтобы поддерживать хорошее здоровье желательно увеличить её до 1-2-х часов в день.

Академик Александр Александрович Микулин умер 13 мая 1985 года в возрасте 90 лет. Он конструировал моторы самолётов и разобрался в собственном моторе - сердце, прожив после своего инфаркта ещё 35 лет! Он оставил нам великолепное Исследование-инструкцию по Активному долголетию и сам стал прекрасным Примером его эффективности.

Микулин Александр Александрович [р. 2(14).2.1895, Владимир], советский конструктор авиационных двигателей

Микулин Александр Александрович [р. 2(14).2.1895, Владимир], советский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1943), генерал-майор инженерно-технической службы (1943), Герой Социалистического Труда (1940). Член КПСС с 1954. В 1923 начал работать конструктором в Научном автомоторном институте (с 1925 главный конструктор). В 1929 разработал проект двигателя АМ-34, в 1931 успешно прошедшего испытания. Двигатель был установлен на самолётах АНТ-25, на которых в 1937 В. П. Чкалов и М. М. Громов совершили дальние беспосадочные перелёты через Северный полюс в США. Построенный под руководством М. в 1939 двигатель АМ-35А был установлен на истребителях МиГ. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 руководил созданием мощных двигателей АМ-38 и АМ-38ф для штурмовиков Ил-2 и ГАМ-35ф для катеров береговой обороны. С 1943 генеральный конструктор авиационных двигателей. М. ввёл регулирование нагнетателей поворотными лопатками, двухскоростные нагнетатели, высокий наддув и охлаждение воздуха перед карбюраторами; разработал первый отечественный турбокомпрессор и винт переменного шага.

В послевоенный период возглавляемым М. коллективом создан ряд турбореактивных двигателей (двигатель АМ-3, например, установлен на самолёте Ту-104). Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946). Награжден 3 орденами Ленина, 6 другими орденами, а также медалями.
(Большая Советская энциклопедия)

Известно про него до обидного мало, хотя о его жизни написан целый роман. К сожалению, роман написан лишь "типа" о его жизни, а не о его жизни "конкретно". Связано это с целым рядом субьективных обстоятельств, переросших в обьективные трудности. Но об этом позднее, сейчас подытожим все, что удалось узнать о Микулине конкретно.

Сразу по рождении Александра Александровича выяснилось, что он приходится младшим двоюродным братом самой РУССКОЙ АВИАЦИИ и, соответственно, племянником «отцу» РУССКОЙ АВИАЦИИ Жуковскому Николаю Егоровичу. Старшим двоюродным братом РУССКОЙ АВИАЦИИ был Стечкин Борис Сергеевич, который был интеллигентным человеком, в отличие от Микулина (чего ж вы хотите от братьев меньших) хорошо учился, даже закончил ВУЗ и, если бы не дурное влияние младшего брата, стал бы академиком, а не мыкался по жизни как член-корреспондент.


В 1914 году инженер Н.Лебеденко, в своей частной лаборатории, работая по заказу военного ведомства над созданием прибора для сбрасывания бомб, проектировал боевую машину весом около 40 тонн, в виде увеличенного орудийного лафета, с диаметром ходовых колес 9 м, длиной 18 м, шириной 12 м с 10 чел. экипажа, вооруженную двумя пушками и пулеметом.

В работе также принимали участие Н.Жуковский и его племянники, сотрудники лаборатории, Б.Стечкин и А.Микулин. В частности, Микулиным была разработана оригинальная силовая передача и блестяще решена проблема редукции высокооборотного двигателя. Обод колеса, рассчитанного Жуковским, имел тавровое сечение. К полке тавра крепилась деревянная накладка. К накладкам, при помощи железнодорожной рессоры, прижимались два автомобильных колеса. Вращаясь навстречу, они передавали момент от вала двигателя к ходовому колесу. В случае перегрузки приводные колеса проскальзывали и предохраняли двигатель от поломки. К фронту машину планировали доставлять по частям и собирать на болтах.

Предполагалось, что эта машина (проектировщики называли ее "Нетопырь") легко преодолеет любую преграду или заграждение, а два двигателя "Майбах", которые удалось снять неповрежденными с подбитого германского «Цеппелина» (мощностью 240 л.с. при 2500 об/мин каждый), по одному на каждое колесо, будут обеспечивать скорость до 17 км/ч.

После окончания всех расчетов, была изготовлена уменьшенная деревянная копия (диаметр колеса - 30 см) с приводом от граммофонной пружины. Модель эту Лебеденко представил Государю Николаю II. Очарованный игрушкой, легко перебиравшейся через толстые книжные тома, Государь повелел открыть счет для финансирования проекта. Общая сумма затрат составила 210000 руб.

В конце июля 1915, изготовив детали корпуса, приступили к сборке. В 60 километрах от Москвы, начали сборку так, как это планировалось делать на фронте. Масса машины в 1,5 раза превышала расчетную, что вызвано использованием более толстого металла. В августе, в присутствии высокой комиссии, приступили к испытаниям. Уверенно двигаясь по твердой площадке, машина, сломав дерево, выехала на мягкую почву и, попав задним колесом в канаву, застряла. Мощности двигателей не хватило для вытаскивания относительного маленького заднего колеса. После неудачных испытаний осмелевшие противники «Царь-танка» стали заявлять о его недостатках: удельное давление на грунт было непозволительно высоким, а колеса и их ступицы было несложно повредить артиллерийским огнем. Железный гигант был попросту брошен в лесу, где и простоял до 1923 года, пока его не сдали на слом. Близ Орудьева и сейчас можно увидеть остатки земляного вала — это все, что напоминает о реализованном проекте самой крупногабаритной боевой колесной машины в истории мирового танкостроения.

Дальнейшие конкретные биографические факты достаточно полно отражены в большой Советской энциклопедии. Лишь отдельные штрихи к биографическому портрету добавляют воспомоминания сослуживцев (Л.Берне и В. Перов) о безвременно уволенном начальнике и воспоминания Валерия Бурдакова о воспоминаниях Бориса Стечкина.

В отличие от невысокообразованного Зельдовича Микулин все таки заимел диплом о высшем образовании. Летом 1950 г., на его 55-летие командование ВВИА им. Н.Е. Жуковского подарило Микулину (академику с многолетним стажем!) диплом с отличием об окончании академии, в которой он никогда не учился, но иногда читал лекции. Это был его единственный диплом о высшем образовании, который Микулин высоко ценил.

В 1954 Микулин вступил в ряды КПСС. И сразу прочувствовал, что такое настоящая партийная требовательность. Перед новым 1955 г. Александр Александрович, как и раньше, добился, чтобы его принял председатель Совета Министров СССР Г.М. Маленков, который, как всегда, пообещал максимальную поддержку во всех делах. Но неожиданно для Микулина в начале 1955 г. пленум ЦК КПСС освободил Маленкова от обязанностей председателя Совмина СССР. Узнав, что Микулин лишился высочайшего благословения, 20 января 1955 г. на завод приехал министр авиапромышленности П.В. Дементьев со своим приказом об освобождении А.А.Микулина от обязанностей генерального конструктора и ответственного руководителя завода № 300. Сам А.А. Микулин в этот день на заводе отсутствовал. Как впрочем, и последующие 18 лет - вновь назначенному директору была дана установка ни под каким предлогом не пускать Микулина на завод, который он создал. Лишь когда сменился директор, да и времена стали помягче, Микулин стал опять бывать на заводе. Правда дальше времена стали уж совсем никакими - этот уникальный завод, детище академиков Александра Микулина и Бориса Стечкина, в 2001 году прекращает своё существование (территорию завода купил один коммерсант для своих целей).

Так как должность и научное звание проходят по разным ведомствам, академиком Микулин остался, а по уставу Академии Наук ее действительный член (если захочет и сможет) имеет право на руководство лабораторией в ее недрах. Старший Брат (в хорошем смысле этого слова - Стечкин, директор института двигателей АН СССР) по родстственному и по доброй памяти (в 1943 Микулин вытягивал его из лагерей), закрыв глаза на волчий билет, взял его на скромную должность старшего научного сотрудника. Главной темой, которая занимала Микулина на этом этапе деятельности, стал поршневой газогенератор, работающий на газовую турбину.

В послевоенные годы Микулин частенько болел и, возможно, именно это заставило его вторгнуться в совершенно новую для себя область - медицину. Он занялся изучением влияние биотоков на жизнь человека, изучал динамику кровообращения, работу мышечного аппарата. Его книга "Активное долголетие" издавалась у нас и за рубежом.


Отлученный от любимого дела Александр Александрович искал выход своей неиссякаемой энергии в других направлениях.

Например, он активно занимался созданием ионизатора воздуха и "машины здоровья" - малогабаритного тренажера.


Прекрасный собеседник, он черпал свои бесконечные истории из жизни крупнейших писателей, художников, спортсменов, актеров и особенно актрис, со многими из них он был коротко знаком (первые три жены Александра Александровича - актрисы).

Среди его близких знакомых были такие выдающиеся деятели русской культуры и искусства, как писатель Алексей Толстой, артисты Иван Козловский и Михаил Жаров, композитор Дмитрий Шостакович.


Важное место в жизни Микулина занимал Коктебель, где у него была дача. Микулин выдвинул идею, что у настоящего мужчины до определенного возраста сумма лет жены и его возраста должна соответствовать некой константе (таким образом, по мере увеличения возраста мужчины жена должна становиться все более молодой).

Вспоминал свои разговоры с нашим премьером Косыгиным по поводу состоявшегося в 1965 году 70-летия академика Александра Микулина, который просил для себя премию хотя бы 100 рублей. Оказалось, что Косыгин такого права не имеет! Наградить академика очередным орденом Ленина - это пожалуйста, а что "до денег", то это очень строго.

Микулин практически всегда - особенно в последние десятилетия своей жизни - был в отличной спортивной форме. Он блестяще владел мотоциклом, освоил управление автомобилями десятков марок.

Последний конкретный факт из биографии микулина - он умер 13 мая 1985 года.

Вот такая жизнь.
А ведь еще, несмотря на отчаянное сопротивление, его жизнь стала основой для одной из лучших книг всех времен и народов.
А.А.Бек "Талант"

Микулин Александр Александрович [р. 2(14).2.1895, Владимир], советский конструктор авиационных двигателей

Использованы воспоминания Анатолия РЫБАКОВА и Сергей АНТОНОВА «Вопросы литературы» 2001, №3

Прототип этого Бережкова, А.А.Микулин - человек очень интересный и по-своему замечательный, полностью по прочтении рукописи отождествивший себя с центральным героем «Таланта» (вечная трагикомическая коллизия в творческой истории документально-художественных книг А. Бека!), обрушился на редакцию. У него тогда уже имелось тайное лауреатство по военному делу. Он говорил, что, если вы это напечатаете, я переломаю ноги Беку. И вас разгоню! Причем он беседовал на равных с теми, до которых и добраться было нельзя. Вето на публикацию «Жизнь Бережкова» накладывал сам Л. Берия. И в этой обстановке я удивился поведению Бека. Мы его позвали, и он сразу напустил на себя свою пятилетнюю наивность. Он говорит: он не может мне ноги сломать! Я говорю: давайте думать, ведь речь идет о серьезных вещах. Бек говорит: решайте сами. Я ни о чем не беспокоюсь. Я написал, а вы печатайте. И обо мне не беспокойтесь. Сначала это казалось наивностью. А потом оказалось, что это — отвага, смелость. Да, это отвага большого таланта: печатайте, отвечаю я! Он-то отвечает, а печатать нельзя. Пошли заседать: одно заседание, другое. Первое заседание было такое: давайте сделаем так, чтобы этот человек не был ни капли похож на Микулина. А Александр Альфредович говорит: «А он и так не похож». Симонов говорит: давайте внешний знак дадим. И Бек отвечает: он хотел мне ноги сломать, давайте и я ему сломаю ногу. И в конечном варианте герой стал хромой. Можно печатать? Микулин опять: нет, там вся моя жизнь. Бек так мог своей «наивностью» заставить открыться человека, что тот открывал ему все тайное тайных. Где-то Бек и Микулин лежали в больнице, и он вытянул из Микулина вещи, которые тот никогда никому не рассказывал. И Микулину не понравилось, что он слишком похож.
А дальше так: дальше нужно решать, как же этот роман выпускать. И Симонов говорит: «А вы напишите еще одну главу. Напишите, как герой встречается с Микулиным и Микулин учит его, как надо работать». Бек написал. Пока Бек дописывал с политической сцены исчезли влиятельные друзья этого героя, и роман увидел свет (в 1956, после 7 лет борьбы). Но все равно скандал был. Накалена была обстановка до предела и в редакции, и в ЦК.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Привет, Хабр! В этом посте мы попытались собрать игрушки, которые, как нам кажется, оказали влияние на развитие творческих, инженерных и технических навыков поколения людей, рожденных в прошлом веке, к которому относимся и мы. Конечно, список далеко не полный, и каждый сможет добавить хотя бы несколько вещей из своего детства, которые определили для него выбор будущей профессии.


Желающих окунуться в приятные воспоминания приглашаем перейти под кат.

Электронные конструкторы

США
Впервые выпущенный Science Fair в 1955 электронный конструктор 100 в 1 позволял детям создавать усилители, радиоприемники, осветительные приборы и многое другое без родительского присмотра и паяльников.


СССР
Электронный конструктор «Экон-01» выпускал с начала 1982 года Ленинградский опытный завод при НИИ «Электростандарт». Конструктор предназначен для технического творчества детей школьного возраста и представляет собой комплект изделий позволяющий без применения пайки, инструмента и монтажных проводов производить сборку простых действующих электронных устройств. С помощью конструктора можно собрать различные электронные устройства по 30 приведенным в инструкции схемам и рисункам.


Игрушки, которые быстро учили технике безопасности

Продаваемый с 1964 года, Creepy Crawlers Thing-Maker представлял из себя набор, включающий металлические формы с оттиском в виде насекомых и прочих гадов. Эти формы заполнялись цветным веществом, называемым Plastigoop, и помещались в открытую печь при температуре в 200 градусов. В итоге получались каучуковые реплики похожие на настоящих насекомых. Creepy Crawlers являлся одной из самых опасных и одновременно великолепных игрушек того времени. Производство было прекращено по причине проблем с техникой безопасности.

СССР
Одним из популярных увлечений советских времен было создание картин выжигателем на дереве. Этот досуг мог позволить себе каждый. Как правило, азам выжигания учили еще в школе на уроках труда или в специальных кружках. Температура нагревательного элемента зависит от диаметра проволоки. Самая тонкая проволока нагревается до 200 градусов, а самая толстая (резьба по кости) до 1000 градусов. Стандарт для дерева — 250-300 градусов. Советские приборы для выжигания, например, «Узор -1», «Вязь», «Досуг» имели очень простую конструкцию, но сегодня они выглядят небезопасными. И, тем не менее, их доверяли детям. С помощью советских выжигателей было создано немало произведений народного творчества.


Планшетные компьютеры нашего детства

США
Впервые представленный в 1986, Etch-A-Sketch Animator был далек от анимационных приложений для iPad, которыми пользуются дети сегодня, но эта игрушка была цифровой и уже имела матрицу с точками, несколько килобайт памяти и динамики, которые играли перетасованный статический звук при повороте регуляторов или проигрывании анимации.

Родоначальника игры придумал Андре Кассань в середине XX века (он её назвал фр. L'Ecran Magique, Волшебный экран). Волшебный экран представляет собой герметичную коробку, закрытую сверху стеклом. Внутри коробки находится алюминиевый порошок и металлический курсор на двух осях, острой частью прижимающийся к стеклу. Управление курсором осуществляется через две рукоятки, двигающие курсор по вертикали и горизонтали. При движении курсора по экрану, засыпанному прилипшим алюминиевым порошком, изображение появляется в форме тёмных линий на серебристом фоне. «Сброс» игры осуществляется встряхиванием (или переворачиванием) экрана, после чего алюминиевый порошок полностью закрывает предыдущее изображение.

Впоследствии права на игру были проданы компании Ohio Art, которая назвала её Etch-A-Sketch. В 1960 игра была запущена в массовое производство. Особая популярность у игры была в США. Под названием «Волшебный экран» в СССР игра появилась в 1970-х годах. Производство осуществлялось без лицензирования у правообладателя.


Инженерный полёт

США
Конструкторы существуют уже более 100 лет, по имеющимся данным, первый был выпущен в 1913 году. Все эти годы малолетние инженеры комбинируют небольшие элементы конструктора, иногда создавая крутые машины, автомобили и крошечные краны.


СССР
Самым популярным в Союзе был металлический конструктор, развивающий не только мелкую моторику при закручивании многочисленных мелких гаек, но и инженерное мышление. Технический потенциал конструктора позволял, соединив несколько комплектов, собрать дивную машинку, кран или вертолёт.



Советский конструктор оказался на 100% совместимым с немецким «Construction», что позволяло значительно увеличить число возможных механизмов, добавив шестерёнки.




Не менее интересным был вариант конструктора «Полет», дающий «полёту фантазии» возможность материализоваться почти во что угодно.

Игрушки для юных физиков и химиков

США
Впервые появившийся на рынке в 1950-ых годах, Rock tumbler пережил революцию безопасности в индустрии детских игрушек. Он по-прежнему находится в продаже сегодня. Вращающаяся камера смачивает и полирует грубые камни до состояния гладкой блестящей гальки.



СССР
Наборы для юных химиков, конечно, продавались не только в СССР. Подобные «игрушки» можно купить и в наши дни во многих магазинах. Одним из первых таких наборов в СССР был создан латышским учёным и содержал нагревательный прибор, пробирки, пару реактивов, лакмусовые бумажки, кислоту, магний и реторту. Это позволяло провести немало опытов и даже устроить небольшой взрыв.


Программируемые игрушки

СССР
Луноход «Электроника» представлял собой вездеход на батарейках, управлявшийся не по радио или по проводам, а программируемый с помощью встроенного пульта.

В одном из блогов мы нашли немного информации о его функциональности:

Луноход умел ездить вперед, назад, поворачивать на заданный угол, мигать лампочкой со звуком «пиу-пиу» и запускать крутящийся снаряд в виде диска. Всего в память помещалось 16 действий. Игрушка была дорогой и редкой, в неё играли толпой и устраивали всяческие соревнования по программированию роботов. Проводились соревнования трех видов: прохождение из точки А в точку Б за наименьшее время, то же самое но с самой короткой программой (памяти много не бывает, экономь байты!), и преодоление полосы препятствий. В последнем случае победителем объявлялся тот, чей луноход проходил по ней наибольшее расстояние. Была версия без фар, поворотников и запускаемой вертушки (вместо неё был отсек для батарейки «Крона»), но зато с наличием переднего датчика «парктроника». Если луноход упирался мордой в препятствие, то программа останавливалась, не напрягая электромоторчики.


Электронные игры: начало

США
До появления Game Boy компанией Nintendo в 1980 году была выпущена легендарная серия Game&Watch. Многие из игр серии уже тогда содержали кнопки «А» и «В», соответствующие уровням сложности игры.

СССР
Карманные игры серии «Электроника» — линейка советских портативных игровых устройств с жидкокристаллическим экраном, выпускавшихся разными производителями под общей торговой маркой «Электроника» с 1984 года. Часть игр этого семейства являлись копиями, аналогами и вариациями электронных игрушек Game & Watch серии «Wide Screen», выпущенных компанией Nintendo (EGG, Octopus, Mickey Mouse, Chef и другие).


Волк ловит яйца – была самой популярной. Про подобные игры ходили легенды о существовании некого мультика, который вам покажут после 1000 набранных очков. Слух о несуществующей(?) «ачивке» был сильным мотиватором и заставлял юных игроков пытаться набрать необходимое количество очков снова и снова. Повторить подобное с избалованными игроками в наше время удастся далеко не всем.

Читайте также: