Конструктор безопасного лифта 4

Обновлено: 10.05.2024

-->30 августа 2017 года вступили в силу новые правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов вне метрополитенов (далее – Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017г. № 743.

На подходе – изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), которые введут административные наказания (штрафы и т.д.) за нарушение обязательных требований в сфере лифтового хозяйства.

В рамках данной статьи мы рассмотрим только те положения новых Правил, которые касаются эксплуатации лифтового оборудования.

  • на лифты, предназначенные для использования и используемые в шахтах горной и угольной промышленности, на судах и иных плавучих средствах, платформах для разведки и бурения на море, самолетах и летательных аппаратах;
  • на лифты с зубчато-реечным или винтовым механизмом подъема и лифты специального назначения для военных целей;
  • на грузовые лифты, которые предназначены только для подъема-спуска грузов и конструктивные особенности, размеры кабины и дверей шахты которых не допускают свободного доступа в них человека (с учетом комментариев Ростехнадзора);
  • на объекты, используемые для личных, семейных и домашних нужд.

Ввод лифтов в эксплуатацию

  • в составе объектов капитального строительства;
  • после монтажа в связи с заменой или модернизации.

В данном случае речь идет о сдаче в эксплуатацию новых лифтов в составе жилых или нежилых объектов капитального строительства.

Процедура осуществляется, когда получено разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. После этого, согласно п. 10 новых Правил, владелец лифта в течение 10 дней направляет в Ростехнадзор уведомление о вводе объекта в эксплуатацию (форму можно скачать на сайте ФСЭТАН) для постановки его на учет в соответствующем реестре.

В свою очередь Ростехнадзор (п. 11 Правил) в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления направляет владельцу лифта информацию (письмо) о постановке объекта на учет (как в случае с кранами и сосудами под давлением).

Ввод в эксплуатацию лифтов после замены и модернизации

В данном случае процедура выглядит сложнее. Перед вводом в эксплуатацию замененных или модернизированных лифтов на объект выезжает Ростехнадзор, который и примет решение о возможности его дальнейшего использования по назначению.

По новым Правилам алгоритм действий следующий:

  • реквизиты декларации о соответствии требованиям ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»;
  • реквизиты полиса на обязательное страхование лифтов по ФЗ № 225 от 27.07.2010.

Шаг 2. В течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представитель Ростехнадзора выезжает на объект для проведения контрольного осмотра (п. 7 Правил), по результатам которого оформляется акт в 2 экземплярах (один экземпляр получает владелец объекта).

  • поданное уведомления о вводе объекта в эксплуатацию содержит все необходимые сведения и не содержит нарушений;
  • владелец лифта смог представить Ростехнадзору сопроводительную документацию объекта, декларацию соответствия ТР ТС 011/2011, договор со специализированной организацией и страховой полис.

Шаг 4. В течение 5 рабочих дней после успешного проведения контрольного осмотра оформляется Акт ввода лифта в эксплуатацию в 2 экземплярах, один из которых передается владельцу объекта.

Шаг 5. Лифт ставится на учет в соответствующем реестре Ростехнадзора на основании акта ввода в эксплуатацию (в течение 5 рабочих дней владелец объекта получает письмо с учетным номером).

Обратите внимание!

1. Сведения о вводе лифта в эксплуатацию и постановке его на учет владелец должен внести в паспорт объекта (п. 14 Правил).

  • обеспечивает наличие документов, указанных в п. 9 Правил;
  • в течение 10 рабочих дней со дня перехода к нему права владения и пользования лифтом направляет в Ростехнадзор уведомление о смене владельца объекта (форму можно скачать на сайте ФСЭТАН).

Требования к владельцам лифтов

  • юридическое лицо или ИП, владеющие объектом на праве собственности либо ином законном основании и осуществляющие использование и содержание объекта;
  • лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом (МКД) в соответствии с Жилищным кодексом РФ;
  • специализированная организация, заключившая договор о содержании и ремонте общего имущества МКД в отношении лифта (при непосредственном управлении МКД собственниками помещений в таком доме и в случаях, если способ управления МКД не выбран или не реализован).

1) Соблюдать требования ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, а также руководства (инструкции) по эксплуатации.

2) Обеспечивать соответствие фактических параметров лифта основным техническим данным и характеристикам, указанным в сопроводительной технической документации.

3) Организовывать осмотр объекта, его обслуживание и ремонт, в том числе системы диспетчерского контроля в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации.

4) Организовывать круглосуточное аварийно-технического обслуживание объекта в соответствии с Правилами и руководством (инструкцией) по эксплуатации.

5) Инициировать проведение технического освидетельствования (в период назначенного срока службы) и обследования (по истечении назначенного срока службы) объекта.

6) Обеспечивать соответствие квалификации работников требованиям профессиональных стандартов в зависимости от выполняемых ими трудовых функций.

7) Назначать распорядительным актом лицо, ответственное за организацию эксплуатации лифта из числа квалифицированного персонала.

8) Выполнять мероприятия по устранению нарушений и неисправностей, выявленных при проведении тех. освидетельствования и обследования, в сроки, указанные в акте тех. освидетельствования или в заключении по результатам обследования.

9) Обеспечивать надлежащее функционирование двусторонней переговорной связи между лицами, находящимися в кабине лифта, и квалифицированным персоналом.

10) Обеспечивать сохранность сопроводительной документации объекта, декларации соответствия ТР ТС 011/2011, договора (договоров) со специализированной организацией, страхового полиса и других документов.

  • сведения о средствах и способе связи с квалифицированным персоналом и аварийной службой;
  • правила пользования объектом.
  • при возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу граждан и организаций до устранения такой угрозы;
  • при наличии нарушений по перечню согласно Приложению № 1 к Правилам;

15) Хранить ключи от машинных, блочных, чердачных и других помещений и выдавать их только квалифицированному персоналу, исключая доступ посторонних лиц к помещениям и оборудованию объекта.

16) Исключать хранение и размещение в машинных и блочных помещениях предметов и оборудования, не связанных с использованием и содержанием лифта.

17) Обеспечивать электрической энергией оборудование систем диспетчерского контроля, видеонаблюдения, двусторонней переговорной связи и освещения кабины в течение не менее 1 часа после прекращения энергоснабжения объекта.

Требования к специализированным организациям

Для выполнения работ по монтажу/демонтажу, обслуживанию (включая аварийно-техническое и обслуживание систем диспетчерского контроля) и ремонту владелец лифта может заключить договор (договоры) со специализированной организацией, которой передается копия руководства (инструкции) по эксплуатации объекта.

Согласно п. 17 Правил, специализированная организация должна соответствовать следующим требованиям:

  • выполняемых ими трудовых функций;
  • требований Правил эксплуатации лифтов;
  • требований руководства (инструкции) по эксплуатации объекта;
  • условий, технического состояния и особенностей использования лифтов;
  • количества лифтов.
  • объем специальных знаний, соответствующих занимаемой должности и положениям профессионального стандарта;
  • перечень функций, обязанностей, прав и ответственности;
  • меры по приведению лифта в положение, которое исключает возможность причинения вреда жизни и здоровью граждан, принимаемые при нахождении объекта в неисправном состоянии;
  • порядок оповещения о возникновении аварий и инцидентов на лифте.
  • определяющий структуру управления;
  • обеспечивающий каждому работнику сферу деятельности и пределы его полномочий;
  • закрепляющий обязанности квалифицированного персонала по организации работ, контролю их качества, охране труда, подготовке и повышению квалификации кадров.
  • ежемесячно;
  • один раз в 3 месяца;
  • один раз в 6 месяцев;
  • один раз в 12 месяцев.

8) Устранять неисправности, не связанные с капитальным ремонтом (модернизацией) объекта, в течение 24 часов с момента его остановки.

  • лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта (проф. стандарт «Специалист по эксплуатации лифтового оборудования», утв. Приказом Минтруда России от 17.01.2014 № 18н), на которое возлагается контроль за работой лифтеров и диспетчеров по контролю за работой лифтов;
  • лицо, ответственное за организацию обслуживания и ремонта объекта, на которое возлагается контроль за работой электромехаников по лифтам. Сведения об указанном лице (ФИО, должность, дата и номер распорядительного акта о его назначении) и его подпись вносятся в паспорт объекта.
  • электромеханика по лифтам (проф. стандарт «Электромеханик по лифтам», утв. Приказом Минтруда России от 20.12.2013 № 754н) из персонала по обслуживанию и ремонту объекта (в распорядительном акте нужно указать адрес каждого закрепленного за работником объекта с указанием заводских и учетных номеров);
  • лифтера (проф. стандарт «Лифтер-оператор по обслуживанию лифтов и платформ подъемных», утв. Приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1082н);
  • диспетчера по контролю за работой лифтов (проф. стандарт «Диспетчер аварийно-диспетчерской службы», утв. Приказом Минтруда России от 25.12.2014 № 1120н).

Аварийно-техническое обслуживание и контроль за работой лифтов

Новые правила эксплуатации лифтов ввели понятие, которое ранее не было зафиксировано в нормативной базе. Речь идет об аварийно-техническом обслуживании, которое представляет собой «комплекс мероприятий по эвакуации лиц, находящихся на объекте (внутри объекта), и пуску остановившихся объектов, а также устранение неисправностей, связанных с прекращением функционирования двусторонней переговорной связи и (или) диспетчерского (операторского) контроля за работой объекта» (п. 3 Правил).

  • прием сведений о неисправностях и авариях, их регистрацию и передачу квалифицированному персоналу для принятия мер, а также контроль за исполнением таких мер;
  • устранение неисправностей лифта и неисправностей двусторонней переговорной связи и (или) системы диспетчерского контроля.

1) выполнение требований п. 18 Правил (см. выше);

2) порядок функционирования аварийной службы, в том числе в ночное время, рабочие, выходные и праздничные дни;

3) порядок работы аварийной службы в экстремальных условиях (авария, пожар, затопление, прекращение энергоснабжения и т.д.);

4) необходимое количество квалифицированного персонала, его подбор и расстановку с учетом уровня квалификации;

5) требования об обеспечении работников аварийной службы запасными частями, материалами, оборудованием, транспортными средствами и средствами связи с диспетчером по контролю за работой лифтов;

6) порядок эвакуации лиц, находящихся на объекте (внутри объекта) при его аварийной остановке.

Обратите внимание: эвакуация должна осуществляться лицом, обслуживающим объект (п. 16 Правил), в течение 30 минут после регистрации сведений об аварийной остановке. Ее должен проводить квалифицированный персонал с учетом требований руководства (инструкции) по эксплуатации лифта.

Контроль за работой лифтов

  • диспетчерский контроль;
  • постоянный контроль квалифицированным персоналом, находящимся на объекте.
  • размещение предупреждающих табличек на дверях шахты, посадочных этажах и площадках о нерабочем состоянии;
  • выполнение действий, исключающих проникновение посторонних лиц в шахты, приямки, машинные, блочные и другие помещения, относящиеся к опасному объекту;
  • обеспечение электробезопасности пользователей и квалифицированного персонала при их воздействии на аппараты управления и (или) прикосновении к токопроводящим конструкциям лифта;
  • назначение распорядительным актом лица, ответственного за обеспечение безопасности объекта на период приостановления работы.

Техническое освидетельствование и обследование лифтов

  • Техническое освидетельствование – 1 раз в 12 месяцев (п. 4 ст. 6 ТР ТС).
  • Обследование – по истечении назначенного срока службы (указан в паспорте) или через 25 лет со дня ввода лифта в эксплуатацию.

Обратите внимание: организации (ее квалифицированному персоналу), которая осуществляет техническое освидетельствование и обследование объектов, запрещается проводить такие работы на лифтах, принадлежащих ей и ее аффилированным лицам.

Результат тех. освидетельствования оформляется актом. По завершении обследования оформляется заключение. Данные об этих процедурах заносятся в паспорт объекта. Акт ТО и (или) заключение становятся частью сопроводительной документации лифта.

Нарушение требований к обеспечению безопасности лифтов

В Приложении 1 к Правилам даны общий и дополнительный перечни нарушений обязательных требований к обеспечению безопасности лифтов.

К основным нарушениям относятся:

1. Непроведение в установленный срок технического освидетельствования или обследования.

2. Отсутствие квалифицированного персонала для работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию и ремонту объекта.

3. Отсутствие лица, ответственного за эксплуатации лифта и (или) организацию обслуживания и ремонта лифта.

  • паспорта лифта;
  • руководства (инструкции) по эксплуатации;
  • сертификата соответствия на лифт и устройства безопасности лифта;
  • декларации соответствия лифта.

6. Несоответствие конструкции, элементов и составных частей лифта требованиям паспорта, руководства по эксплуатации, проектной документации по установке, установочных и монтажных чертежей.

7. Нарушение требований в отношении электрических, механических и гидравлических устройств безопасности, установленных паспортом и (или) руководством по эксплуатации.

8. Неисправность цепи безопасности при срабатывании электрических устройств безопасности, указанных в паспорте и (или) руководстве по эксплуатации объекта, при которой не исключен пуск или не обеспечивается остановка электродвигателя главного привода.

Дополнительные нарушения носят, как правило, инженерный характер и касаются технической исправности объектов. Среди них можно выделить «Возможность открытия дверей шахты снаружи без применения специального ключа» и «Отсутствие двусторонней переговорной связи между кабиной лифта и местом нахождения квалифицированного персонала», которые мы бы отнесли к общему перечню нарушений.

Остались вопросы?

Почти каждый из нас пользуется лифтом минимум два раза в день. Такие поездки стали привычным делом: мы коротаем минуты в лифте, поправляя макияж, смотрим на то, как сменяют друг друга цифры этажей, а затем покидаем кабину. Мы не задумываемся о том, что преодолеваем десятки метров, и для того, чтобы поездка была безопасной работает целая система. Подробнее об этом читайте в материале сп е циалистов компании “МЛМ Нева трейд” .

Сколько уровней защиты от падения в лифте

Система безопасности лифтов включает несколько составляющих, в частности:

Кабину лифта держат стальные канаты. Каждый канат сплетен из множества стальных проволок и способен выдержать вес более трёх тонн. В лифтах применяются канаты двойной свивки с органическим сердечником, который обеспечивает гибкость каната и смазывание проволок изнутри. При обрыве одного из канатов, кабину смогут выдержать остальные. В пассажирских лифтах используют не менее трёх тяговых канатов.

Функции ограничителей понятны из названия. Если вы хотите узнать, что говорят о них специалисты – читайте ниже.

В рабочем положении канат ограничителя скорости огибает ручей большего диаметра шкива. При перемещении каната ограничителя скорости вместе с кабиной шкив вращается со скоростью, соответствующей скорости каната, и скорости кабины. Вместе со шкивом вращаются грузы, которые под действием центробежных сил стремятся разойтись в стороны от оси. Этому перемещению грузов препятствует пружина, тянущая грузы к оси вращения. Если скорость кабины окажется больше допустимой, то усилие пружины становится недостаточным, чтобы преодолеть действие центробежных сил грузов, и грузы расходятся, растягивая пружину. При увеличении радиуса вращения грузов они зацепляются за упоры в корпусе и шкив останавливается. Под действием силы трения канат ограничителя скорости поднимает рычаг механизма включения ловителей кабины. Система рассчитана так, что сила трения между канатом ограничителя скорости и ручьем его шкива достаточна для включения ловителей. Ловители срабатывают и удерживают кабину на направляющих. После снятия кабины с ловителей и приведения системы в исходное положение лифт может нормально работать.

Ловители служат для удержания кабины на направляющих при ее движении вниз. По принципу действия ловители бывают жесткого действия (или резкого торможения) и скользящего действия (или плавного торможения). Ловители жесткого действия применяются при скорости кабины до 1 м/с. При скорости 1 м/с и более используют ловители скользящего действия (плавного торможения).

Если кабина опустилась ниже положенного уровня - кабина не сталкивается с полом, а упирается в специальные буфера.

Пассажирские лифты — неотъемлемая часть любой современной многоэтажки. Насколько они безопасны? И что произойдет, если внезапно оборвется трос, удерживающий его в шахте? А также другие опасности, подстерегающие вас в этом вертикальном транспорте.

Как устроен современный лифт

Несмотря на различные модификации и разновидности лифтов, общее их устройство выглядит примерно одинаково.

Любой современный лифт состоит из следующих элементов:

  • Кабина (пассажирская или грузовая)
  • Механизм привода, включающий в себя двигатель и тяговую лебедку
  • Противовес, уравновешивающий кабину. С его помощью меньше нагружается двигатель.
  • Станция управления. Электронный шкаф-контроллер, на который поступают сигналы от кнопок управления и датчиков.
  • Шахта с приямком. В приямке установлены буферы, которые способны значительно самортизировать силу удара кабины в случае обрыва.

Когда появился безопасный лифт

История лифтостроения уходит далеко в прошлое. Считается, что первые механические подъемники использовали еще при возведении египетских пирамид.

Намного позднее такие подъемники стали использовать повсеместно, в том числе и для перевозки пассажиров.

Во времена строительного бума, особенно актуальны стали строительные подъемники, но падали они настолько часто, что строительным компаниям приходилось доплачивать работникам за риски.

Так продолжалось до середины 19 века, когда наконец некто Элайша Отис продемонстрировал восхищенной толпе придуманный им лифтовый тормоз, который впоследствии так и прозвали — «Ловитель Отиса».

Почему лифт не падает в шахту

Почему же кабина не падает в шахту? Кабина подвешена в шахте на нескольких тросах, обычно от 4 до 7 и перемещается по специальным неподвижным направляющим наподобие рельсов.

Даже один такой трос способен удержать её в шахте, поэтому обрыв сразу всех тросов практически исключен. Всего для предотвращения падения кабины в шахту, предусмотрены около 30 электронных и 5 механических защит.

Что будет если все тросы лифта оборвутся

Допустим все же все тросы оборвались. Что тогда?

На помощь придет механическое устройство безопасности — ограничитель скорости. Это вращающийся шкив, который установлен в машинном помещении (в самом верху шахты). Он соединен со шкивом, установленным в приямке (внизу шахты)

Ограничитель скорости имеет две канавки, по которым перемещаются канаты, не связанные с тяговыми тросами. Нижний шкив снабжен системой грузов и электронным выключателем. Груз регулирует необходимое натяжение канатов.

Ограничитель скорости — это не совсем обычный шкив. Внутри он имеет специальный кулачковый механизм, который настроен на определенную скорость вращения.

К кабине крепится система ловителей. Это два металлических «башмака» клиновидного типа. Кабина как бы скользит на этих башмаках по направляющим. К ловителям крепится также металлическая тяга, которая прикреплена к контрольному тросу ограничителя скорости.

При превышении скорости вращения эти кулачки под действием центробежной силы выдвигаются и заклинивают шкив. Что в свою очередь вызывает трение контрольного троса о канавку. Контрольный трос не успевает за скоростью кабины и неизбежно тянет тягу за собой.Тяга, в свою очередь, вызывает срабатывание ловителей и они за счет своей клиновидной формы останавливают лифт на своих направляющих, то есть зажимают их.

Поэтому даже если все тросы, удерживающие кабину, одновременно оборвутся, лифт успеет пролететь от силы пару метров, а потом неизбежно его заклинит на направляющих.

В современных лифтах кроме механических ограничителей существует несколько электронных систем защит, которые настроены на определенные параметры положения лифта и не дадут ему упасть.

Один из таких электронных устройств — контрольный выключатель слабины тросов.

Тяговые тросы, поднимающие и опускающие кабину лифта настроены на определенное натяжение.

Когда они стареют, они неизбежно начинают вытягиваться. Но на этот случай под ними установлена специальная площадка по типу детской качели-маятника, под которой установлен датчик.

В случае, если хоть один из тросов ослабнет, под действием силы тяжести он нажмет своим концом на эту площадку и контрольный выключатель сразу остановит лифт до прихода персонала.

Еще одна современная страшилка. Вы вызываете лифт, перед вами открывается дверь, а там только пугающая пропасть шахты. К счастью, это невозможно. Современные лифты устроены таким образом, что внешние двери не могут открыться в отсутствии самой кабины. Именно на кабине расположено устройство, которое при контакте с дверями автоматически их открывает.

В здании пожар, а вы находитесь в лифте

Есть ли вероятность, что при пожаре лифт застрянет или распахнет двери на этаже, где бушует пожар? Современные лифты устроены таким образом, что если вы окажетесь внутри во время пожара, он автоматически спустится на нижний этаж здания и только тогда откроется дверь. Таким образом исключена возможность остановки кабины на горящих этажах или застревание в шахте.

Несмотря на это, не стоит забывать, что пользование лифтом во время пожара категорически запрещено. Шахта является источником высокой тяги, а замкнутое пространство кабины небезопасно при пожаре.

Теперь вы знаете, почему лифт не падает в шахту, а также что пользоваться современным элеватором абсолютно безопасно. Надеемся, что наша статья помогла кому-то избавится еще от одной распространенной фобии.

В схеме управления малого грузового лифта предусмотрены различные виды сигнализаций. С их помощью выполняется контроль над положением кабины, состоянием шахтных дверей и общей работой лифта. В качестве световых сигналов используется лампа ЗАНЯТО, а также освещение кабины лифта во время работы и при открытых шахтных дверях.

Сигнальные лампы, контролирующие положение кабины, располагаются в световом табло, установленном на 1-м этаже. Они приводятся в действие с помощью контактов выключателя на том этаже, где находится кабина лифта. При размыкании контактов, сигнальная лампа тоже выключается. Для своевременного включения освещения кабины и лампы ЗАНЯТО используется промежуточное реле и блокировочные выключатели. В результате, свет будет включен, если открыта хотя-бы одна из створок шахтных дверей.

Лекция № 22 схемы управления лифтами

Принципиальная электрическая схема лифта

Схема пассажирского лифта

Лекция № 22 схемы управления лифтами

Лекция № 22 схемы управления лифтами

Устройство шахты лифта

Лекция № 22 схемы управления лифтами

Схема включения пускателя

Лекция № 22 схемы управления лифтами

Реверс электродвигателя – схема

Система управления лифта

В машинном помещении расположен специальный выключатель, с помощью которого отключается вся система управления. Перед началом работы лифта он включается вместе с рубильниками и автоматом. Движение кабины начинается, если нажата хотя бы одна кнопка приказа. При этом, контакты концевого выключателя и блокировочные контакты дверей шахты находятся в замкнутом положении. В таком же положении находятся контакты ловителя и кнопки СТОП.

Выбор направления движения и остановка кабины на заданном этаже выполняется с помощью этажных переключателей, которые устанавливаются в шахте на каждом этаже. На кабине закрепляется отводка, воздействующая на переключатели того или иного этажа. У каждого переключателя имеется четыре контакта, все действия которых зависит от того, в каком положении находится рычаг выключателя. В свою очередь положение рычага определяется местом расположения кабины по отношению к данному выключателю.

Кабина прибывает на требуемый этаж после нажатия соответствующей кнопки вызова. Одновременно срабатывает звуковой сигнал а сигнальный блинкер выбивает номер этажа, откуда поступил вызов. Звуковая и световая сигнализация располагается рядом с управлением лифтом.

Общая схема лифта

Обычно все механизмы лифта эксплуатируются следующим образом. Для того, чтобы вызвать кабину на какой-либо этаж, необходимо нажать соответствующую кнопку. Кабина приходит в нужное место, останавливается, затем происходит автоматическое открытие дверей. Если кабина уже находится на месте вызова, то при нажатии кнопки двери сразу же откроются.

После того как пассажиры зашли внутрь, нажимается кнопка с номером этажа, расположенная на специальной панели. Получив сигнал, кабина начинает подниматься или опускаться к заданному этажу. Двери перед началом движения автоматически закрываются. Если вызванным лифтом никто не воспользовался, двери через определенное время закрываются. В то время, когда лифт занят, регистрация его вызовов не производится.

Открывание и закрывание дверей осуществляется путем автоматического привода. Данный механизм рассчитан таким образом, чтобы створки при закрытии не развивали усилия более 153 Н. Дверной привод оборудован асинхронным короткозамкнутым электродвигателем с питанием через понижающий трансформатор.

Управление всеми приводными двигателями осуществляется со специальной панели, которая находится в машинном отделении. Она несет на себе всю управляющую аппаратуру вместе с автоматическими выключателями, имеющими наибольшую тепловую защиту.

Электропривод — лифт

Электропривод лифта со скоростью движения кабины 1 м / с Одним из показателей комфортабельности лифта является время ожидания кабины по вызову. Это время зависит не только от скорости движения кабины, но и от последовательности, выполнения команд, поступающих в схему управления.

Диаграмма скорости лифта с двухскорост-ным двигателем.

Электропривод лифта с двухскоростным асинхронным двигателем при опускании кабины работает так же, как при ее подъеме. Особенностью спуска является то, что как большая частота ПБ, так и малая частота ПА будет больше соответствующих частот ПБ и ЛА при подъеме кабины. Другая особенность состоит в том, что при спуске груженой кабины величина замедления при переключении двигателя с большой частоты на малую меньше, чем замедление пустой кабины.

Электропривод лифта устанавливают в машинном помещении и служит он для перемещения кабины и противовеса.

Электропривод лифта — электромеханическая система, состоящая из электродвигателя, преобразовательного, передаточного и управляющего устройств, предназначенная для приведения в движение кабины лифта и управления этим движением.

Функциональная схема электропривода лифта с двигателем.

Электропривод лифта с двигателем постоянного тока Для скоростных лифтов со скоростью движения кабины до 4 м / с в настоящее время используется электропривод постоянного тока с реверсивным тиристорным преобразователем.

Система электропривода лифта и схема управления им в значительной степени определяются скоростью движения кабины.

Для электропривода лифта характерным является наличие гибкого звена ( канаты и пружинная подвеска), соединяющего двигатель с кабиной.

Режим работы электропривода лифта характеризуется частыми включениями и отключениями.

Пассажирский лифт ( а и кинематическая схема ловителя ( б.

По техническим нормам электропривод пассажирских и грузовых свободнозагру-жаемых лифтов должен обеспечить остановку кабины с отклонением уровней пола кабины и этажа, не превышающим 35 — 50 мм, а грузопассажирских и грузовых с грузами на тележках — 10 — 15 мм.

Совершенствование современных систем электропривода лифтов ведется в направлении замены электроприводов постоянного тока асинхронными Приводами. Для пассажирских быстроходных и скоростных лифтов разработаны и внедряются также системы электроприводов с тиристорным управлением и бесконтактные системы управления, построенные на логических элементах.

Существенными недостатками систем электропривода лифтов с релейно-контакторной автоматикой являются относительно малое быстродействие последней, значительный шум в здании, повышенные эксплуатационные расходы на регулирование, ремонт и замену контактной аппаратуры, а также снижение точности отработки сигналов в процессе эксплуатации.

Технические характеристики

Типовая электрическая схема отображает малый грузовой лифт, грузоподъемность которого составляет до 100 кг, а количество остановок – от 3 до 12. Движение лифтовой кабины осуществляется со скоростью 0,5 м/с. В подъемном механизме имеется канатно-ведущий шкив, а расположение машинного помещения определено в нижней части сооружения.

В качестве примера рекомендуется рассматривать электрическую схему с тремя остановками. Для приведения лифта в движение используется короткозамкнутый асинхронный двигатель. Подключение питания к двигателю и тормозному электромагниту осуществляется через главный рубильник и автоматический выключатель, установленный для максимальной токовой защиты электрооборудования. Питание цепей управления происходит с помощью переменного тока напряжением 220 вольт, а для цепей сигнализации и освещения кабины используется переменный ток 24 В, выдаваемый понижающим трансформатором. Приведение лифта в действие выполняется с помощью контакторного управления электроприводом. Вся защитная аппаратура и элементы управления смонтированы в едином блоке.

Для того чтобы исключить подъем и спуск кабины за границы установленных пределов, создается специальная защита с использованием конечного выключателя, смонтированного на кабине. В самой шахте устанавливаются специальные отводки, воздействующие на выключатель. Когда срабатывают ловители кабины, происходит аварийная остановка лифта за счет действия контакта ловителя. Блокировочные дверные контакты позволяют контролировать закрытие шахтных дверей.

Хлеба и зрелищ требовал человек во все времена. В былые времена человек искал развлечений в выходные дни на торговых площадях городов, где собирались шуты, фокусники, певцы и прочие деятели уличной культуры.

Вот таким зрелищем и обеспечил публику Элаш Отис в теплый майский день 1854 года. Его шоу можно было бы поставить в ряд иллюзионистических, но это только на первый взгляд. Это было открытие, которое явилось основой безопасности подъемных лифтов до сегодняшнего времени.

ловитесь лифта Отиса

Тормоз лифта — история создания

Взобравшись на открытую площадку подъемного устройства (лифта), которая находилась на отметке в высоту четвертого этажа, он скомандовал своим ассистентам рубить канаты. Для наглядности присутствия нагрузки на площадку подъемного устройства загрузили тяжелые мешки.

Канат, разрублен, топа зевак затаила дыхание, но лифт после короткого рывка моментально останавливается. Так сработало самое первое устройства тормоза лифта (ловитель) в мире.

Здесь стоит напомнить, что это был далеко не первый лифт в мире. Эпоха строительства высотных домой как раз пришлась на 19 век, и лифты устанавливались в полный рост. Но с ростом их установок росла и статистика падений ну нулевую отметку. Надо было что-то делать!

Конструкция ловителя лифта Отиса

Итак, в чем же конструктив тормозной системы лифта Элайша Отиса?

Уловитель представлял собой плоскую пружину, которая сегодня активно используется в автомобильных рессорах.

Под действием натяжения троса пружина приобретала дугообразную форму и свободно передвигалась по вертикальным направляющим. В случае обрыва троса напряжение с рессоры снималось, и расклинившись она упиралась в направляющие, блокируя тем самым движение лифта.

Техническое устройство лифтов

Наверняка каждый из нас заходя в лифт задавался вопросом что же там внутри лифтовой шахты. Принципиально конструкция лифта стоит на трех основных китах: кабина, электрическая лебедка и противовес, которые в свою очередь соединены между собой тросом.

Принципиальная схема пассажирского лифта

Противовес необходим для снятия нагрузки на двигатель. Масса противовеса рассчитывается как сумма массы лифта и половина его максимальной нагрузки. Электрический двигатель расположен в большинстве случаев в верхней части лифтовой шахты в специальном помещении, отделенным от шахты плитой перекрытия.

Самый распространенный тип канала — стальной переплетенный трос со вставкой в середину веревки из пеньки или синтетики. Казалось, зачем внутри витого стального троса еще и веревка которая может усилить тяговую нагрузку на незначительную величину?

Так вот эти самые веревки служат антикоррозионным средством! Их пропитывают маслом. Таким образом стальной трос обволакивается масляной пленкой и не ржавеет.

Сегодня технология полимерного производства не стоит на месте и такая компания как Schindler представила для лифтовых компаний полностью полимерный трос.

компания Schindler

Огромный плюс таких ремней, что они не требует постоянной смазки и обладает бесшумной работой. Стоит сказать, что ведущими производителем лифтов OTIS уже долгое время применяются приводные ремни с внутренней армировкой, подобные ремням ГРМ в авто.

Поскольку сегодня мы рассматриваем принципиальную систему безопасности лифтов, то мы не будем заострять свое внимание на механизмах, обеспечивающих движение лифта, а остановимся на системе, которая не позволит упасть лифту во время обрыва троса.

Устройства безопасности лифта

Элайша Отис после проведения своего демонстрационного шоу воскликнул — «Все безопасно , господа!» и задал темп в обеспечении безопасности лифтов до настоящего времени. И ведь если бы сегодня были многочисленные обрывы лифтов с людьми, то наш инстинкт самосохранения не позволил бы нам пользоваться лифтом. Да и органы контроля за лифтовым хозяйством не позволили бы перевозку в случае большой вероятности обрыва троса лифта без систем безопасности.

проверка технического состояния лифта

Безусловно с 19 века система ловителя лифта потерпела многочисленные изменения. Помимо технических средств добавилась электронная система управления безопасного передвижения лифта в наряду с оконечной периферией в виде разнообразных датчиков. Несмотря на наличие многочисленной электроники в конечном итоге срабатывает механический ловитель, который имеет отличное конструктивное решение от изобретение Отиса.

Давайте остановимся на примере системы безопасности лифтов, которые устанавливались в высотных домах еще в советское время. Данная система система еще не включала в себя сложные электронные блоки управления и действовала механически. По принципу — чем проще, тем надежнее.

Систему безопасности лифта можно разделить на следующие основные узлы:

  • механический ограничитель скорости.
  • ловитель, расположенный на кабине лифта.
  • канат связывающий ограничитель с ловителем.

Канат уловителя

В случае, когда конструкцию демонстрировал Отис, тянущий трос был одновременно и тросом уловителя. В современной системе безопасности трос, связывающий ловитель на кабине лифта с ограничителем, расположен отдельно от основного.

Ограничитель скорости лифта

Ограничитель скорости расположен как и основной электрический двигатель в машинном отделении над лифтовой шахтой. Роль механического ловителя заключается в контроле скорости лифтовой кабины.

ограничитель скорости лифта

На ограничителе расположен шкив с тросом, который связан с конструкций ловителя на кабине лифта.

Принцип действия ограничителя скорости лифта

В случае обрыва троса лифтовой кабины, скорость кабины увеличивается и соответственно это ускорение через трос передается на шкив ограничителя. Внутри ограничителя расположены грузы, которые под действием центробежной силы вследствии ускорения расходятся преодолевая усилие пружины и упираются в неподвижные упоры.

устройство ограничителя скорости

Шкив ограничителя блокируется и трос натягиваясь приводит в действие устройство ловителя на кабине лифта.

Устройство ловителя лифта

Ловители лифтов в зависимости от принципа действия бывают следующий типов:

  • Клиновые.
  • Эксцентриков.
  • Клещевые.

Как мы ранее упоминали, самые распространенные в советское время, которые кстати действует и по сегодняшнее время, были клиновые.

схема кленового ловителя лифта

Служат они для торможения и удержания кабины лифта в следствии обрыва основного троса. Ловитель в нижней части кабины лифта и связан с ограничителем скорости тросом.

клиновой лифтовой ловитель

Итак, вращение шкива ограничителя остановлено. Трос натягивается и приводит в действие рычажную систему ловителя на кабине лифта, преодолевая силу упругости пружины, проще говоря растягивая ее. Через рычажный механизм клинья задвигаются между вертикальными направляющими лифта и колодками. Лифт с клиновой системой ловителя останавливается практически мгновенно.

колодки уловителя лифта

Надеемся, что данная статья приоткрыла двери лифта и помогла заглянуть в темную шахту, которая находится прочь от людских глаз и тем самым помогла разобраться в принципиальном устройстве безопасности лифта. Статья не претендует на учебный материал и носит исключительно ознакомительный характер.

Кстати, вопрос к читателям — могу ли при вызове лифта открыться двери на этаже, а лифта при этом не оказаться?

7 КОММЕНТАРИИ

Говорят: «не нужно изобретать велосипед» Хотя и в велосипеде детали, узлы и системы далеко не совершенны. Так же тормозная система — она не очень креативна и довольно громоздка. Все может совершенствоваться. И хорошее должно уступать место лучшему, особенно в вопросах безопасности.

Когда безопасность современного пассажирского лифта обеспечивается 30-ю электронными и 5-ю механическими устройствами, то возникает вопрос: а нельзя заменить их меньшим количеством, которые будут действовать с более высокой надежностью? Большое количество элементов системы понижает степень ее надежности.

Для пассажира лифта весьма желательно, чтобы в кабине лифта был рычаг аварийного торможения,чисто механического действия, независящего ни от электроники, ни от наличия электроэнергии. Кабина лифта должна быть устроена так, чтобы пассажир мог в экстренном случае выбраться из нее без помощи спасателей. Разумеется, подобные пожелания конструкторам лифтов известны….

В сооружениях с постоянным массовым потоком лифтовых пассажиров не попробовать сблокировать два лифта таким образом, чтобы каждый из них служил другому противовесом? При расчетном (организованном а не стихийном) наполнении лифтов людьми не будет ли экономии электроэнергии?

Наполняемость людьми спаренных лифтов может регулироваться организационными мероприятиями — информационное табло или инструкциями.
Для рациональной работы спаренных лифтов обязательно понадобится третий лифт с обычным противовесом.

Третий лифт будет доставлять пассажиров только вверх, а вниз будет опускаться в ускоренном режиме, но пустым. Это необходимо, чтобы верхний из двух спаренных лифтов загружался вдвое большим количеством пассажиров, чем нижний.

Такая организация работы лифтов уместна в посещаемых большим количеством людей уникальных сооружениях( Эйфелевой или Останкинской башнях).

Хотелось бы видеть схему вашего варианта спаренных лифтов. Довольно любопытно, но на словах не совсем понятно. На счет ручного тормоза, то здесь очень сомнительна его замена существующим уловителям. В экстренных ситуациях человек не всегда может себя вести по инструкции — может быть и паника, а может быть и ступор.

Здравствуйте, Николай! Схема есть. Сделаю скан-копию и прикреплю в комментарии.

Как и обещал прикрепляю скан копию принципиальной схемы спаренных лифтов.

Ответ на вопрос: нет, поскольку в лифте срабатывает устройство блокировки при несанкционированном открывании двери шахты.

Спасибо. Третий лифт и не понадобится, если грамотно синхронизировать потоки даже при разнице веса до 30%

двери без кабины открыться не могут так как устройство отпирания и привод дверей находятся на самой кабине

Читайте также: