Конструктор боевых машин лениздат 1988

Обновлено: 02.05.2024

Материалы Центрального архива Министерства обороны и Российского государственного архива экономики.

I. Павлов И.В., Павлов М.В. Советские танки и самоходно-артиллерийские установки (1939— 1945 гг.). —М., «Арсенал- Пресс», 1996.

2 Попов Н.С., Ашик М.В., Бах И.В. и др. Конструктор боевых машин, —Л., Лениздат, 1988.

3. Попов Н.С., Петров В.И., Ашик М.В. Без тайн и секретов. — СПб., ИТЦ «Прана», 1995.

4. Руководство по материальной части и эксплуатации танка ИС-2М. —М., Воениздат, 1960.

5. Самоходная артиллерий в Великой Отечественной войне. На правах рукописи. — М., 1956.

6. Самоходные артиллерийские установки ИСУ-152М и ИСУ- 152К. Техническое описание и инструкция по эксплуатации,— М., Воениздат, 1973.

7.122-мм самоходная пушка обр. 1944 г. Руководство службы. — М., Воениздат, 1949.

8. 122-мм танковая пушка образца 1943 г. (Д-25Т) и 122-мм самоходная пушка образца 1944 г. (Д-25С). Руководство службы. — М., Воениздат, 1957.

9. Танк ИС-2М. (Основные конструктивные отличия от танка ИС-2, особенности ремонта и эксплуатации). — УТВ ГСВГ, 1960.

10. Труды академии. Сборник № 1 (25). - М , Издание академии, 1945.

11. Тяжелый танк. Руководство. — М., Воениздат, 1944.

12. J.Magnuski. Wozy bojowe LWP. — Warszawa, 1985.

13. S.Zaloga, P.Sarson. IS-2 Heavy Tank 1944—1973. — London, 1993.

14. |S STALIN Heavy Tank Model History.— Tokyo, Model Art • Co.Ltd, 1997.

Журналы «Бронеколлекция», «Моделист-конструктор», «Техника и оружие», «Знамя».

Список сокращений

ВКУ — вращающееся контактное устройство, ГБТУ— Главное бронетанковое управление, гв. — гвардейский, ГКО — Государственный Комитет Обороны, МТО — моторно-трансмиссионное отделение, НКВД —Народный комиссариат внутренних дел, НКТП — Народный комиссариат танковой промышленности, НИР — научно-исследовательская работа, сд—стрелковая дивизия, тбр—танковая бригада, тсап—тяжелый самоходно-артиллерийский полк, ттбр — тяжелая танковая бригада, ттп — тяжелый танковый полк, ттпп — тяжелотанковый полк прорыва, УЗТМ—Уральский завод тяжелого машиностроения, ЦАКБ — Центральное артиллерийское конструкторское бюро, ЧКЗ — Челябинский Кировский завод.

Следующий номер <<БРОНЕКОЛЛЕКЦИИ

Автор выражает благодарность М.Коломийцу, М.Свирину и Е.Прочко за помощь в работе над рукописью.

В номере использованы фотографии из фондов Российского Государственного архива кинофотодокументов, Агентства ФОТО- ИТАР-ТАСС, Центрального музея Вооруженных Сил и частных коллекций М.Барятинского и М.Коломийца

Чертежи, схемы и рисунки выполнены М.ДМИТРИЕВЫМ, М.БАРЯТИНСКИМ, а также заимствованы из изданий, полные выходные данные которых приведены в списке литературы.

Похожие книги из библиотеки

Линейные корабли типа

Линейные корабли типа "Конте ди Кавур"

Итальянские линейные корабли конструировались с учетом политической и стратегической ситуации своего времени. Италия находилась в союзе с Германией и Австро-Венгерской империей, а главным ее потенциальным противником считалась Франция, флот которой могли усилить корабли Великобритании. Так что сравнивались между собой преимущественно итальянские и французские корабли, хотя позже, в годы первой мировой войны, развитие событий привело Италию к союзу с Антантой. Так как "Данте Алигьери” удалось заложить лишь в 1909 г., Адмиралтейство понимало, что оно рискует получить корабль уже уступающий зарубежным. Поэтому вскоре спроектировали линкоры нового типа, которые, с одной стороны, продолжали линию "Данте Алигьери", а с другой — воплотили в себе особенности наиболее современных линкоров — потомков "Дредноута".

Танки ленд-лиза в бою

Танки ленд-лиза в бою

Ленд-лиз остаётся одной из самых спорных и политизированных проблем отечественной истории со времён советского агитпропа, который десятилетиями замалчивал либо прямо фальсифицировал подлинные масштабы и роль помощи союзников: даже в мемуарах наши лётчики и танкисты зачастую «пересаживались» с «импортной» на отечественную технику

Причём больше всего не повезло именно ленд-лизовским танкам, незаслуженно ославленным как жалкие «керосинки» с «картонной» бронёй и убогими «пукалками» вместо орудий. Да, лёгкий американский Стюарт по понятным причинам был слабее среднего Т-34, но в то же время на порядок лучше лёгких Т-60 и Т-70, вместе взятых! И вообще, если ленд-лизовские танки были так уж плохи — почему Красная Армия широко применяла их до самого конца войны в составе гвардейских мехкорпусов на направлениях главных ударов?

В своей новой книге ведущий специалист по истории бронетехники опровергает расхожие идеологические штампы, с цифрами и фактами доказывая, что «шерманы» и «валентайны», бок о бок с ИСами и «тридцатьчетвёрками» дошедшие до Берлина, также заслужили добрую память и право считаться символами нашей Победы.

Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне

Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне

Символом отечественной военной мощи в XX веке принято считать танковые войска. Но так было не всегда. В годы Первой мировой войны, еще до массового появления на фронтах танков, Россия уже состоялась как великая «броневая держава».

Неудачи русской армии принято списывать на «техническую отсталость» и «косность чиновников», однако что касается бронетехники — в этой области мы всегда были на лидирующих позициях.

Во время Великой войны русские бронеавтомобили не уступали по качеству лучшим английским образцам, а бронепоезда вообще не имели себе равных. Технические решения, применявшиеся при их изготовлении, надолго обогнали свое время.

Бронечасти русской армии комплектовались самыми грамотными солдатами. Многие из них были добровольцами. Именно поэтому команды бронепоездов и бронеавтомобилей практически не поддавались разложению и революционной агитации и до самого конца войны оставались наиболее боеспособными подразделениями русской армии.

Новая книга ведущего специалиста по истории бронетехники Максима Коломийца посвящена истории, вооружению, организации и боевому применению отечественных бронечастей в годы Первой мировой войны.

Р-51 «Mustang». Часть 2

Р-51 «Mustang». Часть 2

Продолжение выпуска № 39. Окраска самолетов и оригинальный Twin-Mustang.

Тяжелый танк ИС-2

Без преувеличения можно утверждать, что тяжелый танк ИС-2 ведет свою родословную от танков КВ-1 и КВ-13: первый танк достаточно хорошо известен; о втором до настоящего времени можно было почерпнуть сведения, порой противоречивые, лишь из двух-трех изданий, посвященных истории СКБ-2 Кировского завода. Поэтому необходимо рассказать об этой боевой машине поподробнее.

КВ-13 (объект 233) стал первой крупной самостоятельной работой Опытного танкового завода, созданного в марте 1942 года в Челябинске на базе СКБ-2, Ведущим конструктором проекта был назначен Н. В. Цейц, только что освобожденный из заключения. В конструкторскую группу входили также К. И. Кузьмин (корпус), Н. М. Синев (башня), С. В. Мицкевич (ходовая часть) и Г. Н. Москвин (общая компоновка). КВ-13 создавался в рамках идеи универсального танка, соответствовавшего по массе среднему, а по защите — тяжелому. Особенностью проекта являлось широкое применение броневого литья. Литыми были выполнены не только башня, но и основные элементы корпуса — носовая часть, подбашенная коробка, блок кормы корпуса. Это позволило уменьшить внутренние неиспользуемые объемы, дифференцировать бронезащиту и в итоге сократить потребность в бронелисте. Последнее обстоятельство.было весьма важным, особенно в свете распоряжения ГКО от 23 февраля 1942 года, которым предписывалось всячески экономить броневой прокат.

Разделы Библиотеки

На портале собраны книги, публикции и справочные материалы посвященные современному вооружению, оружию и технике, исторические хроники боевых действий и войн.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников - имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Модерация осуществляетвляется по официальным заявлениям правообладателей.

Вся творческая жизнь выдающегося конструктора Жозефа Яковлевича Котина связана с Ленинградом. В нашем городе в 1931 г. он окончил Военно-техническую академию имени Ф. Э. Дзержинского и начал инженерную деятельность. Тридцать лет Ж. Я. Котин возглавлял конструкторский коллектив Кировского завода, где под его руководством были созданы самые мощные танки второй мировой войны, а в послевоенное время — тракторы и вездеходы, среди которых широко известный в нашей стране и за ее пределами энергонасыщенный трактор «Кировец».

В предлагаемой читателю книге основное повествование о жизни и творческой деятельности Ж. Я. Котина заканчивается 1945 г., с тем чтобы полнее рассказать, каким героическим трудом рабочих, ученых и конструкторов в годы войны удалось сокрушить бронетанковую мощь немецко-фашистской армии и обеспечить победу над врагом.

В основу своего исследования авторы положили архивные документы, фундамент.

Отзывы

Популярные книги

Рисунок. Основы учебного академического рисунка

В предлагаемой книге рассматриваются теоретические и методические вопросы изобразительной грамоты.

Рисунок. Основы учебного академического рисунка

Скотный двор

Сказка-аллегория - политическая сатира на события в России первой половины XX века. .

Скотный двор

Изучаем Python, 4-е издание.

Изучаем Python, 4-е издание.

Подкидыш

Мне выпал второй шанс. Вся проблема в том, что если узнают кто я и откуда, этого шанса уже не буде.

Подкидыш

Оно

Стивен Кинг Оно Эту книгу я с благодарностью посвящаю моим детям. Мои мать и жена научили меня бы.

Краткая история времени.

Стивен Хокинг КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ. От большого взрыва до черных дыр Благодарности Книга по.

Краткая история времени.

Дорогие друзья по чтению. Книга "Конструктор боевых машин" Попов Н. С. произведет достойное впечатление на любителя данного жанра. Благодаря живому и динамичному языку повествования все зрительные образы у читателя наполняются всей гаммой красок и звуков. Запутанный сюжет, динамически развивающиеся события и неожиданная развязка, оставят гамму положительных впечатлений от прочитанной книги. Из-за талантливого и опытного изображения окружающих героев пейзажей, хочется быть среди них и оставаться с ними как можно дольше. В заключении раскрываются все загадки, тайны и намеки, которые были умело расставлены на протяжении всей сюжетной линии. Долго приходится ломать голову над главной загадкой, но при помощи подсказок, получается самостоятельно ее разгадать. Замечательно то, что параллельно с сюжетом встречаются ноты сатиры, которые сгущают изображение порой даже до нелепости, и доводят образ до крайности. Что ни говори, а все-таки есть некая изюминка, которая выделяет данный masterpiece среди множества подобного рода и жанра. Очевидно-то, что актуальность не теряется с годами, и на такой доброй морали строится мир и в наши дни, и в былые времена, и в будущих эпохах и цивилизациях. Удачно выбранное время событий помогло автору углубиться в проблематику и поднять ряд жизненно важных вопросов над которыми стоит задуматься. Центром произведения является личность героя, а главными элементами - события и обстоятельства его существования. "Конструктор боевых машин" Попов Н. С. читать бесплатно онлайн очень интересно, поскольку затронутые темы и проблемы не могут оставить читателя равнодушным.

Читать Конструктор боевых машин

  • Размещено 11.09.2015
  • Тип размещения: Бесплатно

Новинки

Между небом и землей

Люблю влипать в необычные истории. Решила как то видами гор полюбоваться. Итог: Влюбилась — три.

 - Конструктор боевых машин

В книге рассказывается о жизни и деятельности выдающегося советского конструктора танков Героя Социалистического Труда Ж.Я.Котина. В течение длительного времени он возглавлял конструкторский коллектив Кировского завода в Ленинграде. Под его руководством были разработаны и построены танки КВ, ИС-1 и другие отечественные боевые машины, прославившиеся в битвах Великой Отечественной войны.

Лучшая рецензия на книгу

 - Конструктор боевых машин

5 апреля 2018 г. 17:32

На страницах этой книги советский конструктор Жозеф Яковлевич Котин вспоминает своё детство, юность, свою конструкторскую деятельность, деятельность своих коллег. Им и его коллективом были созданы различные типы сельскохозяйственной и боевой техники, в числе и Т-34, который по праву считается одним из лучших танков своего времени. Этот человек как и многие другие "ковал" нашу победу в Великой Отечественной войне. Эта книга-подлинный рассказ одного из патриотов нашей родины о своей жизни, судьбе.

Год издания: 1988

Твердый переплет, 382 стр.
Тираж: 100000 экз.
Формат: 84x108/32 (130х200 мм)

Рецензии

5 апреля 2018 г. 17:32

На страницах этой книги советский конструктор Жозеф Яковлевич Котин вспоминает своё детство, юность, свою конструкторскую деятельность, деятельность своих коллег. Им и его коллективом были созданы различные типы сельскохозяйственной и боевой техники, в числе и Т-34, который по праву считается одним из лучших танков своего времени. Этот человек как и многие другие "ковал" нашу победу в Великой Отечественной войне. Эта книга-подлинный рассказ одного из патриотов нашей родины о своей жизни, судьбе.

30 августа 2017 г. 21:40

Брался за книгу, конечно, с большим скепсисом. Ну чего, мол, очередная советская агитка о каком-то конструкторе. Сколько их было уже, книг таких. Предыдущий экземпляр отнес на полку ненужных книг. Но, знаете ли, ожидания не всегда соответствуют действительности.

Книга рассказывает о жизненном и трудовом пути Жозефа Яковлевича Котина. До прочтения книги имя это мне не сказало бы ничего. Но если бы упомянули, что человек этот руководил созданием танков КВ и ИС-2, а после войны трактора "Кировец", то уважения прибавилось бы в разы. Кстати, забавное совпадение с этими "кошачьими" фамилиями: Котин - ИС-2 и КВ, Кошкин - Т-34. Почти вся книга посвящена именно предвоенным и военным годам, про жизнь Котина после войны говорится буквально на нескольких страницах. И нельзя сказать, что это прямо…

Похожие книги

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

1. Российский государственный военный архив. Фонды: "Управление моторизации и механизации РККА (Автобронетанковое управление РККА)"; "Научноиспытательный полигон АБТУ РККА"; "Главное артиллерийское управление РККА"; "Секретариат наркома обороны СССР"; "Коллекция материалов по советско-финской войне".

2. Российский государственный архив экономики. Фонды: "Народный комиссариат тяжелой промышленности СССР"; "Министерство тяжелого машиностроения СССР"; "Всесоюзный трест специального машиностроения наркомата тяжелой промышленности"; "3-е Главное управление наркомата танковой промышленности СССР"; "1-е Главное управление Министерства транспортного машиностроения".

3. Жуков Ю.А. Люди сороковых годов. — М., "Советская Россия", 1975.

4. Коломиец М., Мощанский И. Многобашенные танки РККА Т-35, СМК, Т-100. - М" "Стратегия КМ", 2000.

5. Попов Н.С., Ашик М.В., Бах И В. и др. Конструктор боевых машин.—Л., Лениздат, 1988.

6. Попов Н.С., Петров В.И., Попов А.Н., Ашик М.В. Без тайн и секретов. — СПб., ИТЦ "Прана", 1996.

Список сокращений

АБТУ — Автобронетанковое управление;

ВАММ — Военная академия механизации и моторизации;

ВКП(б)- Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков);

ДОТ — долговременная огневая точка;

КП — коробка передач;

ЛБТКУКС — Ленинградские бронетанковые курсы усовершенствования командного состава;

мсб — мотострелковый батальон;

НКВ — Народный комиссариат вооружения;

НКО — Народный комиссариат обороны;

ПТО — противотанковая оборона;

СНК — Совет народных комиссаров;

Следующий номер

Следующий номер "Бронеколлекции": справочник "Средние и основные танки зарубежных стран 1945-2000" (ч.2)


Тяжелый танк СМК в период прохождения испытаний. 1939 г.


Тяжелый танк Т-100 в период прохождения испытаний. 1939 г.

КВ-220 в период проведения испытаний. Ленинград, январь 1941 г.

КВ-220 в период проведения испытаний. Ленинград, январь 1941 г.


Похожие книги из библиотеки

Средний танк Т-55 [объект 155] (часть 2)

Средний танк Т-55 [объект 155] (часть 2)

В этом номере «Бронеколлекции» редакция продолжает рассказ о послевоенном танке — Т-55, принятом на вооружение нашей армии в 1958 году.

Танк Т-55, являясь, по сути дела, модернизацией своего предшественника Т-54, стал конгломератом опытно-конструкторских разработок харьковского завода № 75 и нижне-тагильского ОКБ-520, воплотив в себе многие радикальные усовершенствования, призванные повысить его тактико-технические характеристики. Идеология, заложенная в конструкцию танка, позволила в свое время использовать его как перспективную базу для создания целого семейства вспомогательных машин, нашедших широкое применение в советских Вооруженных Силах.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Боевые машины десанта

Боевые машины десанта

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Пехотный танк «Черчилль»

Пехотный танк «Черчилль»

История тяжелого пехотного танка «Черчилль» началась в сентябре 1939 года, когда в генеральном штабе британской армии разработали техническое задание на танк А.20, которым собирались заменить уже находившийся в серийном производстве и поступавший в войска тяжелый пехотный танк Mk II «Матильда» (А. 12). Потребность в новой, еще более мощной боевой машине была вполне объяснима. Разгоралась Вторая мировая война, британские войска вновь отправились на континент и на их пути вновь вставали ощетинившиеся стволами орудий укрепления «Линии Зигфрида». Достаточно ознакомиться с техзаданием на А.20, чтобы понять, что страх перед позиционной войной с Германией был у английского военного руководства уже генетическим.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Бронеколлекция 1996 № 05 (8) Легкий танк БТ-7

Бронеколлекция 1996 № 05 (8) Легкий танк БТ-7

С танком БТ-7, как правило, ассоциируется все семейство легких советских колесно-гусеничных танков БТ. И это не случайно. Танков БТ-7 было выпущено больше, чем его предшественников — «собратьев» по семейству — БТ-2 и БТ-5. Кроме того, «семерка» конструктивно и технологически была наиболее совершенной. Вобрав в себя все лучшие черты обеих ранних моделей, БТ-7 был избавлен от их многих «детских болезней», став полноценным боевым танком Красной Армии.

Созданная в 1935 году «семерка» находилась на вооружении 10 лет. Свой боевой путь танк начал на Дальнем Востоке в 1938 году, а закончил в 1945 году там же, на восточных рубежах России, пройдя при этом через две войны и три вооруженных конфликта.

Советские супертанки

Развитие конструкций танков на рубеже 20-х —30-х годов, при фактически полном отсутствии эффективных средств противотанковой обороны, привело к созданию супертанков — тяжелых многобашенных боевых машин. Действительно, при почти одинаковой толщине брони тяжелый танк логично должен был отличаться от легкого более мощным вооружением. Поэтому английский (а англичане тогда были законодателями моды в танкостроении) тяжелый танк «Индепендент», послуживший прототипом для советского тяжелого танка Т-35, в качестве основного вооружения нес 47-мм пушку, такую же, как и легкий «Виккерс 6-тонный», но вооружался еще четырьмя пулеметами во вращающихся башнях.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Разделы Библиотеки

На портале собраны книги, публикции и справочные материалы посвященные современному вооружению, оружию и технике, исторические хроники боевых действий и войн.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников - имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Модерация осуществляетвляется по официальным заявлениям правообладателей.

«Сердцем» Танкограда в 1941 годом стал Челябинский тракторный завод. Осенью этого же года года на ЧТЗ стало прибывать оборудование с промышленных предприятий СССР: Ленинградского Кировского и Харьковского завода дизельных моторов.

Непосредственно эвакуацией заводов на Урал в первые месяцы войны занимался заместитель Народного комиссара танковой промышленности, главный конструктор наркомата танковой промышленности и главным конструктором танкового производства в Челябинске Жозеф Яковлевич Котин.

Жозефу Котину, Исааку Зальцману и другим прославленным инженерам и конструкторам суждено было стать легендами Танкогограда.

Кто же он легендарный конструктор Танкограда Жозеф Котин? О нем нам расскажет Михаил Скрябин, главный библиограф библиотеки №32 им.М.Горького.


Жозеф Яковлевич Котин родился 10 марта (26 февраля по старому стилю) 1908 года на Украине в городе Павлограде в рабочей семье. Он начал трудовую деятельность учеником слесаря на заводе «Труд» в Харькове. Затем Котин поступил учиться в Харьковский политехнический институт, оттуда на третьем курсе в августе 1929 года он был переведен в Ленинградскую Военно-техническую академию им. Дзержинского. После ее окончания в 1931 году Жозеф Котин остался работать в академии в должности военного инженера-конструктора.


Дом на Кронверкской улице в Ленинграде, в котором жил Ж. Я. Котин

Еще во время учебы в Ленинградской Военно-технической академией им. Дзержинского Котин знакомится со своей будущей женой, студенткой того же вуза Анастасией Поклоновой. Вскоре они поженились. В 1935 году в семье Котиных родился сын Феликс.


Анастасия Петровна Поклонова — жена Ж.Котина

Жозеф Котин и Анастасия Поклонова

Анастасия Петровна Поклонова стала одной из первых советских женщин-танкистов. В годы Великой Отечественной войны она работала военпредом на Челябинском Кировском заводе.


А. П. Поклонова - военпред Челябинского Кировского завода


В середине 30-х годов карьера Жозефа Котина не стоит на месте. В 1937 году он становится главным конструктором СКБ-2 Кировского завода. Его задачей стало проектирование и разработка новых тяжёлых танков КВ («Клим Ворошилов»). Первый образец этого танка был изготовлен в сентябре 1939 года, а уже через несколько месяцев в декабре был принят на вооружение Красной Армии.

В 1940-1941 годах конструкторское бюро Жозефа Яковлевич Котина разрабатывает вариант легкого танка с противоснарядным бронированием Т-50.

Началась Великая Отечественная война, возникла необходимость в массовом производстве танков. Между тем, обстановка в Ленинграде все более накалялась. Фашисты стали бомбить город постоянно и методично. Вот тогда и было принято решение об эвукуации танкового производства на Урал.

6 октября 1941 года Челябинский тракторный завод имени Сталина был переименован в Челябинский Кировский завод Наркомата танковой промышленности (ЧКЗ).


Ж. Я. Котин дает пояснения о конструкции боевой машины Маршалу Советского Союза В. И. Чуйкову.

Жорес Яковлевич Котин, возглавивший конструкторский коллектив Челябинского Кировского завода, принялся за разработку тяжелых танков КВ-1С, КВ-16, КВ-85. Его КБ занялся также разработкой тяжелого танка с установкой нескольких орудий в невращающейся башне КВ-7, огнеметного танка КВ-8 и тяжелого танка, вооруженного гаубицой калибра 122 мм КВ-9.

19 сентября 1941 г. Жозефу Яковлевичу Котину за выдающиеся заслуги в создании и освоении производства тяжелых танков в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Следующее «детище» конструкторского бюро Ж. Я. Котина – первая серийная советская самоходная установка СУ-122. Она была сразу принята на вооружение. Самоходные установки пришлись по душе танкистам за отличную проходимость и безотказность в работе. А затем были созданы самоходные артиллерийской установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. Все это непрерывным потоком шло на фронт.

Читайте также: