Конструктор брд небесный тихоход

Обновлено: 29.04.2024

Учебный самолет, ставший самым массовым советским ночным бомбардировщиком.

До начала Великой Отечественной войны мало кому в голову могла прийти мысль, о том, что учебный У-2 станет самым массовым советским бомбардировщиком. Однако ход боевых действий диктовал свои условия. Значительные потери в авиации заставили советское командование использовать ряд устаревших бипланов в качестве легких ночных бомбардировщиков. А определенный опыт использования самолетов для ночных ударов по позициям противника у РККА уже был. К тому времени ночные бомбардировщики уже использовались в ходе Гражданской войны в Испании, боях на Халхин-Голе и Советско-финляндской войне. И если изначально ставка делалась в основном на Р-5 и Р-Z, то ход военных действий показал, что наиболее подходящим в этом плане оказался У-2, выпуск которого не прекращался в течение всей Великой Отечественной войны. В военное время производство биплана было развернуто на четырех заводах: 387-м (был эвакуирован из Ленинграда в Казань и стал основным производителем У-2), 464-м заводе в Долгопрудном, 471-м в Шумерле и 494-м в Козловке Чувашской АССР.

3.У-2..jpg

После смерти Н. Н. Поликарпова в июле 1944 г. У-2 в память о своем создателе получил наименование По-2. Сам самолет имел следующие характеристики — скорость до 150 км/ч., хотя реальная скорость в полете с подвешенными бомбами была еще меньше. Дальность полета около 400 км. Экипаж 2 человека. Оборонительное вооружение У-2 состояло из пулемета ДА (Дегтярев авиационный) или ШКАСа. На ряд самолетов на нижнем крыле устанавливался курсовой пулемет. При этом далеко не все У-2 до 1944 г. вообще имели пулеметное вооружение. Правда, и наличие пулемета не сильно увеличивало шансы уцелеть в бою с ночными истребителями противника. При поражении немецкими истребителями или зенитными средствами противника У-2 легко воспламенялся и нередко разваливался в воздухе менее чем за минуту. Основная ставка делалась на скрытность и внезапность удара по позициям противника. Действовали У-2 с небольших замаскированных площадок в нескольких километрах от линии фронта, куда самолеты перелетали лишь перед боевым вылетом. Для введения противника в заблуждение оборудовался ряд ложных взлетных площадок. Подход к цели ночной бомбардировщик, осуществлял, как правило, на высоте 1500 метров, а затем практически бесшумно снижался в направлении цели. В ряде случаев несколько бипланов старались отвлечь внимание немецкой ПВО на себя, в то время как другая группа наносила бомбовый удар. Обычно У-2 несли 200 — 500 кг. авиабомб. В ряде случаев У-2 оснащались реактивными снарядами РС-82 или РС-132.

Оборона Одессы: дебют ночного бомбардировщика

Один из первых эпизодов боевого применения У-2 в качестве легкого ночного бомбардировщика был отмечен при обороне Одессы летом 1941 г., а массовое использование У-2 для нанесения ударов по наземным целям начинается в период битвы под Москвой. В дальнейшем У-2 действовали на всем протяжении советско-германского фронта от Черного моря до Заполярья. К июлю 1942 г. в составе легкобомбардировочных полков находилось 679 У-2, а к середине ноября их число выросло до 1072 единиц. 60 советских летчиков, воевавших на У-2, были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них А. П. Ерофеевский, который до октября 1943 г. совершил 1034 боевых вылета, дважды был подбит, а закончил войну командиром бомбардировочного полка.

«Ночные ведьмы»

4.У-2.jpg

Всего за годы Великой Отечественной войны летчицы полка совершили 23 672 боевых вылета, сбросив на вражеские позиции более 3 тысяч тонн бомб. 23 девушки были удостоены звания Героя Советского Союза (пять званий присвоено посмертно); еще двоим летчицам впоследствии было присвоено звание Героя Российской Федерации. Общие потери полка составили 32 человека, из них 23 летчицы погибли в результате боевых действий. Наиболее трагической оказалась ночь 1 августа 1943 г., когда на Тамани погибли в результате атаки немецких истребителей сразу четыре женских экипажа.

Корейская война. По-2 снова в деле

Помимо роли ночного бомбардировщика У-2 часто использовался в качестве самолета связи, санитарного самолета, разведчика и ночного корректировщика огня. Весьма ограниченно и только в качестве самолета связи По-2 использовался Военно-морским флотом СССР. В послевоенный период По-2 помимо СССР оставались в Монголии, Югославии, Польше (где было развернуто производство аналога По-2). В качестве ночного бомбардировщика По-2 вновь стали использоваться в ходе Корейской войны с октября 1950 г. Так, 28 ноября 1950 г. во время удара по аэродрому противника они вывели из строя одиннадцать истребителей F-51.

5.У-2.jpg

Значительный след оставил По-2 и в искусстве — батальной живописи, литературе и кинематографе. Наиболее известными художественными кинофильмами, где нашел отражение боевой путь легендарного По-2, стали «Небесный тихоход» (1945 г.) и «В небе «Ночные ведьмы»» (1981 г.).


Тише едешь- дальше будешь. Или тренер с двигателем от бензопилы.

Всем доброго здоровья! После постройки 1.5м тренера с двигателем КМД ( любимый дизель с юности) и небольшого опыта
в пилотировании радиоуправляемых моделей, решил перейти на бензин. Почему бензин? Ну во первых это цена и доступность топлива, второе размеры авиамодели , и в третьих не дорогой двигатель от бензопилы (на весну 2014г он мне обошёлся в 2000р, двигатели от бензопил "Штиль" и "Партнер" стоили дороже, например "Партнер" стоил около 3000р). При проектировании модели ставились цели: простота конструкции, относительно крепкий для авиамодели планер, доступность материалов и их не большая цена, как не как строим тренер и после серьёзного краша будет жалко, бальзовый шпон, хороший двигатель, дорогую пленку и т.д.
За основу были взяты чертежи авиамодели "ленивый". Модель точно не копировалась были взяты основные параметры.

Профиль.

Основные данные модели "Небесный тихоход"
Размах крыла 2600 см
Длина фюзеляжа 2200 см
Площадь крыла 122,2 дм/м2
Площадь стаб. 29 дм/м2
Общая площадь 151,2 дм/м2
Взл. масса 7900 г
Удельная нагрузка на крыло 65 г/дм/2

Двигатель от бензопилы SunGarden 3614. Адаптер был просто укорочен.

Маховик расточен так чтобы шпонка на валу на пол корпуса входила в адаптер. До и после расточки.

Переходник подошёл как родной.


Двигатель с винтом 17\8 дал 6500 об.\мин. и тягу 6 кг примерно, после обкатки (4л. топлива) показал 7000 об.\мин.

Всё что мне потребовалось для постройки самого планера, покупалось в строительных магазинах. А потребовалось, плотный обычный пенопласт 1,5м/1м 2шт., фанера 4мм, липовые рейки (в моём случае липовая вагонка распущенная лобзиком и доведенная до нужного размера рубанком), Самоклеющая пленка по 30р за п./м., мешки из под вермишели (крафт-бумага).

Подробно описывать процесс постройки не буду, мне кажется на фото будет достаточно понятно.
Кромки крыла вклеены на клей "Титан", лонжероны на монтажную пену.

Так сказать чертеж, в дальнейшем расположение двигателя будет пару раз изменено.


Вклеил пенопласт на монтажную пену.

Корневая нервюра фанера 4мм, на пену и эпоксидку. Концевая нервюра фанера из под фруктовых ящиков.



Вот о чём я говорил в начале, моя первая ошибка в предварительном расчете ЦТ из за чего на нос пришлось вешать груз 700г, в итоге все равно двигатель пришлось смещать вперёд.

Рули и элероны склеены на титане и эпоксидке. Материал пеноплэкс. Кабанчик текстолит.

Кромки хотел сделать из твердого пенопласта из которого рыбаки делают поплавки но не нашёл сделал из бальзы, жалко.

Примерил. Наверно большие?

Планировал обклеить крафт-бумагой на ПВА не стал, сейчас жалею пол килограмма сильно роли не сыграли но конструкция с бумагой и плёнкой получилась бы супер прочная. Утюг ставил на шёлк, пленка сперва морщится и после выравнивается.

Шасси из алюминиевых трубок от гардин. Если проживет сезон планирую поставить дюралевую стойку.



Тяги из спиц от велосипеда. Вкручиваются в наконечники без проблем.


Крепление крыла.

Перенес двигатель вперед. ЦТ 14см от передней кромки крыла. Выкос двигателя 1,5 градуса валом вправо и на 1,5 градуса валом вниз.

В будущем планируется капот.



Видео.

Всем огромное спасибо за внимание! И конечно всех дам с женским днем 8 марта.



Пришло то время, когда после моделей из потолочки захотелось сделать что-то большое и тарахтящее, да ещё чтобы с дымом! Не долго думая выбор пал на нашего заслуженного ветерана - По-2. Чтобы всё было по-честному, делать было решено из дерева, обтягивать тканью не эмалите, ну и постараться не сильно утяжелить всё это. Заодно и ЧПУ станочек самодельный испытаю. Посидел немного над чертежами, которые нарыл в сети, (обычные виды с трёх сторон + фотки с просторов Инета) и начал пилить.



Станок конечно далёк от совершенства, но свою задачу он честно выполнил. Шпангоуты из 4мм берёзовой фанеры, стрингеры 5х5 сделал из сосны. В особо ответственных местах соединения шпангоутов и стрингеров в просверленные отверстия 1мм вставлял кусочки стальной проволочки, их видно на фото. Может и зря я это делал, но тогда мне показалось это целесообразным. Всё это проклеил циакрином. Получилось такое вот изделие, носящее гордое название - фюзеляж:



Дальше пришёл черёд нервюр.


Так как крылья планировалось сделать съёмными, стыковочные нервюры выпилил из фанеры. Остальные нервюры все из бальзы 3мм. Лонжерона как такового решил не делать, только полки сверху и снизу из той же рейки 5х5. Жёсткость бипланной коробки расчитывал достичь за счёт расчалок. Хотя на концах крыльев, после стоек, лонжероны не помешали бы. Но это я понял потом, а пока боролся за вес :)
Сборку крыльев (кстати они по размеру идентичные - верхнее и нижнее) начал с центроплана.


Лобик зашил бальзой 1мм. Очень понравилось собирать крылья после ЧПУ. Всё встаёт на свои места чётко и ровно. Клеил так же циакрином. Воняет конечно, зато быстро схватывает, особенно бальзу.


Переднюю часть фюзеляжа зашил 2мм бальзой, установил приборные доски. Приборы нарисовал в компьютере, распечатал. Кружочки прозрачного пластика, изоляция от проводков, клей - и вот что получилось:



и выключатель бортового питания, который включается рукояткой газа с места заднего пилота.



Колёса подходящего диаметра, очень лёгкие, подобрал от игрушечной детской коляски и покрасил. Позже на них надел кольца, вырезанные из мотокамеры. Стойки шасси с пружинами и стойки крыльев готовы, можно собрать всю конструкцию на примерку.




Киль, съёмные стабилизатор и РН из бальзы, кабанчики из тонкого 1мм алюминия.


Фанерный костыль подрессорен резиновым амортизатором, как на прототипе. Снизу на нём стальная пятка (на фото пока нет).


Привод нижних элеронов тросовой, через блоки (видно на фото) От нижних элеронов к верхним идут вертикальные тяги.


Начался самый трудоёмкий (для меня) процесс обтяжки и покраски. Фюзеляж обтянул органзой, покрыл лаком. Эмалит найти не удалось, купил нитролак. Покрасил автоэмалью VIKA из баллончиков.


Крылья и стабилизатор, только не смейтесь, обтянул женскими колготками. Идеально облегают крыло и законцовки. Покрыл двумя слоями лака, затем покрасил. Правда очень хрупкая поверхность получилась, любая травинка проткнуть норовит.
Низ голубой, верх хаки. Ручки управления, педали и сиденья пилотов сделал из алюминиевой проволоки. Ручки управления двигаются синхронно с РВ и РН.


Тросики управления РВ и РН купил в рыболовном магазине - поводковый материал.



Ну вот добрался и до двигателя. Четыре бутафорских цилиндра сделал из твёрдого пенопласта, штанги из прутков 6мм, картер из бутылки от шампуня, подошёл по цвету.
Глушитель перенёс на мотошпангоут, соединив его силиконовым патрубком, который в процессе эксплуатации не раз менял - прогорает. На весе не экономил, морда короткая. Деревянный винт 13Х8 потом покрасил той же краской, что и самолёт.


Какой же самолётбез пилота? Кукольный герой стал лётчиком.
На голову кожаный шлем, на глаза очки, руки куда положено, и вот он, ас. Рукой двигает, голову поворачивает.




Ну вот вроде и готов к первому полёту. Приехали мы с ним (с самолётом) на наш аэродром. Собрал не спеша. Крылья на 8 саморезов, стабилизатор на 4, РН на один. Плюс расчалки, и т. д. Короче минут 15 - 20 ушло, биплан всё-таки. Но вот всё готово. Мотор тарахтит - просто песня. Это мой первый 4-х тактник, очень понравился. Как всегда перед первым полётом лёгкий мандраж в коленках. Но как говорится, отступать некуда, газ вперёд и пошёл разгон.
Оторвался от полосы неожиданно легко. Мне казался вес 4,5 кг запредельным, а нет. Триммировать практически не пришлось. Несколько кругов и я решился на небольшой пилотаж. Петли делает неплохо. Бочки получились слегка затянутыми, но это не пилотага ведь.
Пять минут пролетели мгновенно и решил сажать. На полосу попал со второго захода, примерялся. Посадочная скорость оказалась довольно низкой, впрочем как и скорость самого полёта, вполне копийно.

Позже доделывал мелочи. Сделал капот и разные мелкие детали. Ну и летал конечно. Такой вот получился небесный тихоход.

Кстати фото, что в заголовке сделал новый владелец этого самолёта, за что ему отдельное спасибо, у меня таких удачных ракурсов не было.

ТТХ:
Размах верхнего крыла - 185см
Вес 4.5 кг
Двигатель Калильный двигатель ASP FS91AR (4-х тактный)

До начала Великой Отечественной войны мало кому в голову могла прийти мысль, о том, что учебный У-2 станет самым массовым советским бомбардировщиком. Однако ход боевых действий диктовал свои условия.


Значительные потери в авиации заставили советское командование использовать ряд устаревших бипланов в качестве легких ночных бомбардировщиков. А определенный опыт использования самолетов для ночных ударов по позициям противника у РККА уже был. К тому времени ночные бомбардировщики уже использовались в ходе Гражданской войны в Испании, боях на Халхин-Голе и Советско-финляндской войне. И если изначально ставка делалась в основном на Р-5 и Р-Z, то ход военных действий показал, что наиболее подходящим в этом плане оказался У-2, выпуск которого не прекращался в течение всей Великой Отечественной войны. В военное время производство биплана было развернуто на четырех заводах: 387-м (был эвакуирован из Ленинграда в Казань и стал основным производителем У-2), 464-м заводе в Долгопрудном, 471-м в Шумерле и 494-м в Козловке Чувашской АССР.


Конструктор У-2 Н. Н. Поликарпов
После смерти Н. Н. Поликарпова в июле 1944 г. У-2 в память о своем создателе получил наименование По-2. Сам самолет имел следующие характеристики — скорость до 150 км/ч., хотя реальная скорость в полете с подвешенными бомбами была еще меньше. Дальность полета около 400 км. Экипаж 2 человека. Оборонительное вооружение У-2 состояло из пулемета ДА (Дегтярев авиационный) или ШКАСа. На ряд самолетов на нижнем крыле устанавливался курсовой пулемет. При этом далеко не все У-2 до 1944 г. вообще имели пулеметное вооружение. Правда, и наличие пулемета не сильно увеличивало шансы уцелеть в бою с ночными истребителями противника. При поражении немецкими истребителями или зенитными средствами противника У-2 легко воспламенялся и нередко разваливался в воздухе менее чем за минуту. Основная ставка делалась на скрытность и внезапность удара по позициям противника. Действовали У-2 с небольших замаскированных площадок в нескольких километрах от линии фронта, куда самолеты перелетали лишь перед боевым вылетом. Для введения противника в заблуждение оборудовался ряд ложных взлетных площадок. Подход к цели ночной бомбардировщик, осуществлял, как правило, на высоте 1500 метров, а затем практически бесшумно снижался в направлении цели. В ряде случаев несколько бипланов старались отвлечь внимание немецкой ПВО на себя, в то время как другая группа наносила бомбовый удар. Обычно У-2 несли 200 — 500 кг. авиабомб. В ряде случаев У-2 оснащались реактивными снарядами РС-82 или РС-132.

Оборона Одессы: дебют ночного бомбардировщика

Один из первых эпизодов боевого применения У-2 в качестве легкого ночного бомбардировщика был отмечен при обороне Одессы летом 1941 г., а массовое использование У-2 для нанесения ударов по наземным целям начинается в период битвы под Москвой. В дальнейшем У-2 действовали на всем протяжении советско-германского фронта от Черного моря до Заполярья. К июлю 1942 г. в составе легкобомбардировочных полков находилось 679 У-2, а к середине ноября их число выросло до 1072 единиц. 60 советских летчиков, воевавших на У-2, были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них А. П. Ерофеевский, который до октября 1943 г. совершил 1034 боевых вылета, дважды был подбит, а закончил войну командиром бомбардировочного полка.

«Ночные ведьмы»


Летчицы 46-го гвардейского Таманского полка
Всего за годы Великой Отечественной войны летчицы полка совершили 23 672 боевых вылета, сбросив на вражеские позиции более 3 тысяч тонн бомб. 23 девушки были удостоены звания Героя Советского Союза (пять званий присвоено посмертно); еще двоим летчицам впоследствии было присвоено звание Героя Российской Федерации. Общие потери полка составили 32 человека, из них 23 летчицы погибли в результате боевых действий. Наиболее трагической оказалась ночь 1 августа 1943 г., когда на Тамани погибли в результате атаки немецких истребителей сразу четыре женских экипажа.

Корейская война. По-2 снова в деле

Помимо роли ночного бомбардировщика У-2 часто использовался в качестве самолета связи, санитарного самолета, разведчика и ночного корректировщика огня. Весьма ограниченно и только в качестве самолета связи По-2 использовался Военно-морским флотом СССР. В послевоенный период По-2 помимо СССР оставались в Монголии, Югославии, Польше (где было развернуто производство аналога По-2). В качестве ночного бомбардировщика По-2 вновь стали использоваться в ходе Корейской войны с октября 1950 г. Так, 28 ноября 1950 г. во время удара по аэродрому противника они вывели из строя одиннадцать истребителей F-51.


Кадр из фильма «Небесный тихоход»
Значительный след оставил По-2 и в искусстве — батальной живописи, литературе и кинематографе. Наиболее известными художественными кинофильмами, где нашел отражение боевой путь легендарного По-2, стали «Небесный тихоход» (1945 г.) и «В небе «Ночные ведьмы»» (1981 г.).

Вообще я поражаюсь нашим соотечественникам… Какими силами и уверенностью в завтрашнем дне должны были обладать те люди, кто снял и поставил этот великолепный фильм в жестких условиях суровой и беспощадной войны. Люди, пережившее это настоящие герои как в жизни так и в кино.
Актеры, которых подобрал режиссер Семен Тимошенко, сыграли как будто «жили» своими героями всю жизнь. Такие «монстры» кино как Крючков и Меркурьев беспроигрышный вариант любой картины, они любимцы не только зрителей, но и высшего руководства страны, их знают, их помнят, ими восхищаются. Сегодня в преддверии 75-ти летия Великой Победы я хочу вспомнить этот легендарный фильм и рассказать как сложились судьбы главных актеров.




Великий актер, Народный артист СССР, Лауреат Сталинской премии 1 степени, Герой Социалистического Труда Николай Афанасьевич Крючков родился в Москве, в семье обычных рабочих с завода на Красной Пресне. Работая на фабрике, ходил в художественную студию, откуда поступил в школу актерского мастерства театра рабочей молодежи. Начав с небольших ролей в театре «ТРАМ», стал штатным актером «Мосфильма», а после ВОВ и киностудии им. Горького.
В течении 47-ми лет был актером театра-студии киноактера. Имеет массу правительственных наград и званий. А главное, что его помнят и любят огромное количество благодарных зрителей. За карьеру снялся более чем в 120-ти фильмах. Умер легендарный актер у себя в Москве на 83-м году жизни в 1994 году.
ВАСИЛИЙ МЕРКУРЬЕВ ( Семен Туча)



У Василия Васильевича Меркурьева не такая большая фильмография как у Николая Крючкова, но эти 79 фильмов, в которых снялся великий педагог, режиссер, мастер кино и дубляжа, Лауреат трех Сталинских премий, Народный артист СССР, стали настоящим событием страны.
Это яркий неповторимый характерный талант, которые рождаются раз в сто лет. Появившись на свет в городке Остров Псковской области, Меркурьев почти 20 лет двигался постепенно к признанию и успеху и именно фильм «Небесный тихоход» дал всесоюзную славу и признание.
Был женат на дочери самого Мейерхольда, переживал всю жизнь личную трагедию( 5 родных братьев погибли или были репрессированы совсем молодыми). Но те 73 года жизни, что прожил мэтр, стали праздником для его поклонников. Не стало легендарного актера в 1978 году…
ВАСИЛИЙ НЕЩИПЛЕНКО ( капитан Кайсаров)



Для Аллы Петровны этот фильм стал ее визитной карточкой. По нему ее помнили и узнавали. В ее фильмографии всего 10 картин, она яркая театральная актриса, с 50-х годов играла на сцене Московского театра им. Вахтангова, где сыграла множество интересных разноплановых ролей.
Ее первым мужем был партнер по фильму Николай Крючков, а вторым великий актер Михаил Ульянов, с которым они прожили вместе более 45-ти лет. Не стало актрисы через 2 года после смерти своего мужа в 2009 -м году. Актрисе было 86 лет…
ЛЮДМИЛА ГЛАЗОВА (Екатерина Кутузова)



Тамара Ивановна как и ее коллеги стала известна благодаря роли в фильме «Небесный тихоход». Для Ленинградской актрисы и выпускницы Ленинградского театрального института эта роль стала одной из главных в жизни. В Ленинградском театре им. Пушкина, в котором актриса прослужила 55 лет, у нее хватало ролей, где она себя проявляла более ярко чем в кино.
Всего в карьере актрисы 24 роли в кино, ее мужем был Народный артист Юрий Толубеев, а сын пошел по стопам родителей и стал прекрасным актером театра и кино. Не стало актрисы в 1999-м году, ей было 80 лет…

Читайте также: