Конструктор булавы юрий соломонов

Обновлено: 12.05.2024

Запланированные на конец года очередные пуски "Булавы" символически совпали со знаменательной датой в жизни ее главного конструктора. Сегодня академику Юрию Соломонову исполняется 70 лет. А со дня на день могут быть известия о контрольных запусках принятой на вооружение морской ракеты - для проверки ее эксплуатационной надежности и заявленных ТТХ.

Кому доверят эти залпы? Экипажу ракетоносца "Александр Невский", совершившему в августе-сентябре переход с Северного на Тихоокеанский флот? Или команде "Владимира Мономаха"? Им такой переход еще предстоит, а до той поры подводники отрабатывают учебные задачи и боевую слаженность в составе сил Северного флота.

Гадать не будем. Прикажут - очередное упражнение с "Булавой" может выполнить и "Юрий Долгорукий", головной корабль в линейке стратегических "Бореев", недавно вернувшийся из длительного арктического похода. Или даже "Дмитрий Донской" - тяжелый атомный подводный крейсер проекта 941 "Тайфун", специально переоборудованный под испытания новых ракетных комплексов. С "Булавой" наперевес экипаж под командованием Аркадия Романова, а затем Олега Цыбина много раз выходил в море, радуясь успешным пускам и терпеливо снося отказы, случавшиеся на разных этапах отработки комплекса.

Неудачи, которые долгое время преследовали новую ракету, больнее всего били по ее разработчикам. Но Юрий Соломонов даже после вынужденной отставки с должности директора МИТ рук не опускал и не позволял этого другим, вовлеченным в производственную кооперацию. В результате "Булава" поставлена на вооружение российского ВМФ. А человек, начинавший этот проект и сумевший его достойно завершить, получил высокую оценку со стороны государства: в апреле нынешнего года генеральному конструктору по разработке стратегических ракетных комплексов с твердотопливными ракетами Соломонову Юрию Семеновичу присвоено звание Героя Труда Российской Федерации.

Михаил Будниченко, генеральный директор ПО "Севмаш", Северодвинск:

- Мы тесно взаимодействовали с МИТ и лично Юрием Соломоновым во время испытаний "Булавы" с подводных лодок "Дмитрий Донской" и "Юрий Долгорукий". Как руководитель он важнейшие вопросы держал под личным контролем и настраивал всю кооперацию на результат. Благодаря его компетентности, уверенности и порой жесткости в принятии решений удалось выровнять ситуацию и успешно решить задачу запуска ракетного комплекса. Корабелы "Севмаша" поздравляют Юрия Семеновича с юбилеем и желают дальнейших успехов в сложнейшей области разработок ракетной техники военного назначения.


У меня, например, эта картина до сих пор стоит в памяти, как будто все произошло только вчера. Поздний северный вечер. Еще лето, но уже довольно холодно. Темнеют белые ночи. Только слегка шумит столетний сосновый лес, прорезанный, как стрелой, укатанной грунтовкой. Мы, группа журналистов с фотоаппаратами и телекамерами, всматриваемся в даль — в конец дороги, где в километре с лишком от нас к небу понимается контейнер пусковой установки стратегического ракетного комплекса. Вот он встал вертикально, замер на мгновение, с него, как шапка с головы, слетает колпак. Хлопок — и в вечерний воздух в клубах сиреневого дыма выстреливается остроконечное веретено ракеты. Яркая вспышка пламени — и до нас докатывается громовой грохот включившегося двигателя. А ракеты уже нет — белой звездой она прочертила ночное небо и растаяла где-то в его бесконечности.

Только минут через 15 нам с коллегами сообщили, что ракета успешно достигла заданной цели на камчатском полигоне Кура. Мы, ошеломленные увиденным, еще долго обсуждаем с фоторепортерами свою удачу и неудачу — получилось снять момент взлета ракеты или нет. Телевизионщики в этой дискуссии не участвуют — их камеры, заранее запущенные на непрерывную съемку, все зафиксировали. А тем, у кого не было фотоаппаратов, остались только незабываемые впечатления.

Их я каждый раз вспоминаю, когда речь заходит о семействе стратегических ракетных комплексов, созданных в Московском институте теплотехники (МИТ) под руководством генерального конструктора, Героя России и лауреата Государственной премии академика РАН Юрия Семеновича Соломонова. Выдающегося человека, знакомством с которым и профессиональной работой с кем, я, военный журналист, буду гордиться всегда.

Из поколения наследников Победы

А главное — непосредственный участник создания комплекса среднего радиуса действия РСД-10 "Пионер" (эта ракета, кстати, стоит в Вашингтоне в Музее аэронавтики) и стратегического комплекса РТ-2ПМ "Тополь". А новые твердотопливные стратегические ракетные комплексы подвижные и шахтные РТ-2ПМ2 "Тополь-М", морские комплексы Р-30 "Булава" для подводных ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 955 класса "Борей" и самые последние подвижные и шахтные стратегические ракетные комплексы РС-24 "Ярс" были созданы при его непосредственном руководстве как генерального конструктора МИТ.

Интересно, что в детстве Юрия Соломонова, прошедшем в переулках столицы у Красных ворот, обнаружился прекрасный музыкальный слух. Он мог легко насвистать любой мотив из запомнившейся ему патефонной пластинки или радиопередачи. Но у родителей — инженера-полиграфиста и медсестры, у которых кроме него было еще двое старших детей — сын и дочь, не было денег оплатить обучение в музыкальной школе, куда звали младшего сына. И он занимался тем, что по тем временам было бесплатным — спортом. Плаванием и большим теннисом. Стал в нем даже кандидатом в мастера.

Любопытная деталь. В то время, когда в дивизии проходил службу лейтенант Соломонов, который, кстати, очень быстро получил классную квалификацию "мастер ракетного дела" и носил на своем мундире значок с буквой "м" на разлетающихся крыльях, в соединении стояли на вооружении жидкостные ракетные комплексы УР-100, созданные в ОКБ-52 (сейчас — НПО машиностроения в подмосковном Реутово) под руководством академика Владимира Челомея. Сейчас дивизия перевооружена на твердотопливные шахтные ракетные комплексы РС-24 "Ярс", созданные в Московском институте теплотехники под руководством академика Юрия Соломонова. Вот такой нестандартный поворот судьбы.

Никто пройденного пути не отберет

А после службы в армии старший лейтенант запаса Юрий Соломонов пришел работать в МИТ, где уже трудился его старший брат. В то время институтом руководил выдающийся военный конструктор — дважды Герой Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий академик АН СССР Александр Давидович Надирадзе, создатель подвижных грунтовых баллистических ракетных комплексов на твердом топливе. Под его началом Юрий Семенович прошел очень хорошую инженерную и конструкторскую школу. Не только проектирования ракетных систем, но их отстаивания в различных высоких инстанциях, сопровождения на предприятиях-смежниках и окончательной сборки, во время испытаний на полигонах Капустин Яр и Плесецк. Делал вместе с Надирадзе и его коллегами "Пионер" и "Тополь". И за 25 лет с небольшим (Надирадзе ушел из жизни в 1987 году, на посту генерального конструктора его сменил Борис Лагутин) он прошел путь от простого инженера до генерального конструктора и директора института. Этот пост Соломонов занял в 1997 году.

Время тогда было суровым. Денег катастрофически не хватало ни на что. Государственная программа вооружений, утвержденная президентом России Борисом Ельциным и подписанная руководителями всех министерств, не выполнялась. Средства на нее просто не выделялись. Новый ракетный комплекс "Тополь-М" — не только грунтового, но и шахтного способа базирования, — который должен был прийти на смену тем стратегическим ракетам, что выработали свой ресурс пребывания на боевом дежурстве и уничтожались, в том числе и по условиям Договора СНВ-1, делать было невозможно. Смежники и поставщики комплектующих просили средства на закупку оборудования, материалов, различных приборов и других необходимых компонентов, а где их взять — было непонятно.


Генеральный конструктор и диктор МИТ брал для института массу несвойственных ему заказов. Например, по созданию невиданной для Москвы транспортной системы — монорельса, которую не критиковал только ленивый, но она принесла хоть немного денег. А еще электромагнитный способ очистки питьевой воды, о котором мало кто сегодня знает, но он успешно работает в столице. Была попытка создать круглогодичный комплекс для тренировок любителей горнолыжного спорта. Его собирались строить не где-нибудь, а на Ленинских (Воробьевых) горах, рядом с лыжным трамплином. Выбор места долго обсуждался в мэрии города, но Юрий Михайлович Лужков, который был обеими руками за этот проект, согласился разместить его в другом месте. И вместо горнолыжного комплекса в Москве появилась канатная дорога с Воробьевых гор до Лужников и обратно…

И один в поле воин

Сейчас все эти состоявшиеся и не до конца состоявшиеся проекты, которым занимался Институт теплотехники, могут вызвать улыбку, а тогда было не до смеха. Особенно сильно ударила по планам ракетчиков безудержная приватизация промышленных предприятий. В одной из российских областей, не будем называть ее за давностью лет, умудрились продать отечественному бизнесмену химический завод, который выпускал ультрапрочную нить, используемую при обмотке ракетных корпусов. Для того чтобы они были легкими и могли выдержать колоссальные температуры, которые возникают при гиперзвуковых полетах ракеты в атмосфере. Завод этот был единственным в стране. Без него никаких "Тополей", "Булавы" и "Ярсов" никогда бы не существовало. Бизнесмену было, мягко говоря, плевать на проблему обеспечения безопасности страны и поддержание стратегического баланса с вероятным противником, на его сдерживание. Он вывез из цехов необходимое оборудование и пытался запустить там производство пластиковых бутылок для пепси-колы. Они были востребованы рынком больше, чем какие-то ракеты.

Что стоило Соломонову вернуть завод государству и опять наладить на нем производство ультрапрочной синтетической нити, знают только его седины и те генералы ФСБ, которые быстро поняли разницу между коммерцией и безопасностью страны. Но и это было не главное. Денег все равно не хватало. Очень сильно помогал министр обороны маршал России Игорь Сергеев, бывший главком РВСН. Те жиденькие ручейки средств, что шли на все вооруженные силы, он по возможности направлял на создание "Тополя-М". Но их тоже катастрофически недоставало. А попытки Соломонова пробиться на прием к президенту и объяснить ему, чем обернется для России отсутствие денег на производство новых стратегических ракет, раз за разом заканчивались неудачей. Тогда Юрий Семенович Соломонов решился на крайне неординарный поступок. Он выступил на одном из центральных каналов телевидения и открыто заявил, что ожидает стратегическую ракетную отрасль России, если руководство страны продолжит относиться к ней так же равнодушно, как сейчас.

Это выступление ему не забыли. Но деньги на создание "Тополя-М" все-таки пошли. И первые две ракеты комплекса РТ-2ПМ2, по натовской классификации — SS-27, встали на опытно-боевое дежурство в шахты возле поселка Татищево под Саратовом 25 декабря 1995 года в 60-й Таманской ракетной дивизии. Горжусь, что первые публикации в отечественной печати об этой ракете сделаны мной. С подробным описанием ее тактико-технических характеристик, преимуществ перед обычным "Тополем" и американским "Минитмэном-3". Я даже указал географические координаты шахт, куда были опущены "Тополя-М". Сейчас повторять эту информацию не буду. Кто захочет, может найти ее в "Яндексе". Правда, как меня потом поправили знающие люди, координаты шахт называть не стоило, несмотря на то что Пентагону они известны. По условиям Договора СНВ-1, по которому мы обмениваемся такими и другими сведениями, они предназначены только для двух его участников. Третьи страны и лица конфиденциальной информацией, включенной в протоколы ДСНВ, обладать не должны.

Хочу только добавить, что принят на вооружение РВСН "Тополь-М" был уже указом президента России Владимира Путина 13 июня 2000 года. На начало 2020 года на боевом дежурстве РВСН стоят — это данные из открытых источников — 60 "Тополей-М" шахтного способа базирования в поселке Татищево Саратовской области и 18 комплексов РТ-2ПМ2 грунтового способа базирования в поселке Тейково Ивановской области. "Тополь-М" Россия уже перестала выпускать. Им на смену приходят комплексы РС-24 "Ярс" или РС-12М2Р, обладающие повышенной точностью и разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Шахтного и мобильного способа базирования. Способные преодолеть любую систему ПРО, что нынешнюю, что перспективную. Также созданные в Московском институте теплотехники под руководством академика РАН генерального конструктора Юрия Соломонова. О них чуть позднее.

Здесь нужно сказать, что настойчивость и самоотверженность Соломонова в создании и запуске в производство, а потом и постановке на боевое дежурство "Тополей-М" вышла ему не сказать чтобы боком, но создала очень серьезные проблемы. Потому что в нашей стране принято ставить неразрешимые задачи не только перед теми, кто обязан их решать, но в первую очередь перед теми, кто способен это сделать. Так, перед генеральным конструктором МИТ Юрием Соломоновым правительство, поддержанное президентом, поставило задачу создать ракету для стратегического подводного крейсера проекта 955 класса "Борей", которую в Московском институте теплотехники, занимавшемся только сухопутными стратегическими ракетами, никогда не делали. Отказаться было невозможно.

Непрощенный успех

Дело было в том, что знаменитое конструкторское бюро, которое создавало и создает стратегические ракеты практически для всех подводных лодок Советского Союза и России (называть его не будем), не справилось с задачей подготовки нового ракетного комплекса для "Борея". Мало того что три испытания их ракеты под названием "Барк" закончились неудачей, но главное — она была почти в два раза тяжелее назначенного тактико-техническим заданием веса. Ее, если говорить простыми словами, невозможно было загрузить в пусковые стаканы АПЛ. Надо было выбирать что-то одно — или переделывать лодку под новую ракету, или делать другую ракету.

Лет 30 назад у этого же МКБ уже возникала такая проблема. Тогда выдающийся ракетный конструктор, Герой Труда и лауреат, возглавлявший его, сделал ракету для строящейся АПЛ тоже в два раза тяжелее заказанной. Но поскольку его авторитет в ЦК КПСС и его оборонном отделе был выше, чем у генерального конструктора АПЛ, то последнего заставили переделывать свой проект. Так в нашей стране появились самые большие в мире подводные ракетные крейсера-катамараны 941-го проекта, длиной в два футбольных поля, где размещалось 20 ракет с десятью ядерными боеголовками на каждой. Мне довелось побывать на такой субмарине и писать о ней. Один залп этого крейсера мог разнести вдребезги любой континент. А у нас их было шесть.

Но то, что можно было в Советском Союзе, где не считались со средствами на оборону, стало невозможно в новой России. На переделку проекта 955 не было ни денег, ни металла. И в руководстве страны, армии и флота приняли решение делать другую ракету. Такую, как недавно заступивший на боевое дежурство "Тополь-М". Он подходил строящемуся крейсеру по всем статьям. Кроме одного — ракету нужно было опустить с земли в подводную лодку. И уметь запустить ее из-под воды.

Соломонова пригласили в соответствующий кабинет и сказали:

— Юрий Семенович, выручай! Кроме тебя это не сделает никто.

Возражения, что сухопутная ракета и морская — это, как говорят, две большие разницы, во внимание не принимались. Никто из больших начальников не хотел и слышать, что наши лодки вооружены жидкостными ракетами, а МИТ занимается твердотопливными. У американцев, возражали генеральному конструктору, стоят на лодках твердотопливные "Трайденты". Неужели ты не сможешь сделать как у них и даже лучше?! Словом, задачу поставили как в 41-м: "Отступать некуда — позади Москва!" И чтобы Соломонов совсем не закручинился, в компаньоны ему назначили то самое МКБ, которое занималось морскими ракетами. Но там обиделись и на руководство страны, и тем более на МИТ, посчитав его штрейкбрехером. В тогдашней печати началась информационная компания по дискредитации Соломонова и его института. Она стала особенно массированной, когда на испытаниях после первых трех успешных пусков Р-30 "Булава" — так назвали ракету — начались неудачные. Четвертый, пятый, шестой, потом десятый, 11-й, 12-й, 20-й…

Юрий Семенович практически никак не комментировал эти неудачи. А его коллеги объясняли их тем, что на производстве по сборке ракет не всегда добросовестно относятся к своей работе. Много опытных специалистов ушли с заводов в безденежные 90-е, а молодежь еще не набрала необходимого мастерства. Да и входящий контроль слабоват. В кооперации участвуют до 600 предприятий. От самых больших до самых маленьких. И не везде есть надлежащий контроль за качеством работ. Для того чтобы его повысить, на многих рабочих местах даже разместили телевизионные камеры, чтобы следить за тем, кто и как выполняет свои технологические операции.

Генеральный конструктор по наземным ракетным комплексам ФГУП "Московский институт теплотехники" (МИТ) с сентября 2010 года, бывший генеральный конструктор МИТа (2009-2010), директор и генеральный конструктор МИТа (1997-2009). Получил известность как руководитель групп разработки ракетного комплекса "Тополь-М" и твердотопливной межконтинентальной ракеты морского базирования "Булава".

Юрий Семенович Соломонов родился 3 ноября 1945 года в Москве [18], [20].

В 1969 году [17] (по другим данным - в 1971 году [18]) Соломонов окончил Московский авиационный институт (МАИ) им. С.Орджоникидзе, после чего начал военную службу в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) в звании лейтенанта [18], [18], [20].

В 1971 году Соломонов начал работать инженером Московского института теплотехники, находившемся в ведении Министерства обороны СССР. В институте (с 1998 года — ФГУП "Московский институт теплотехники"), занимавшемся разработкой стратегических грунтовых подвижных комплексов с межконтинентальными баллистическими ракетами на твердом топливе, он работал на различных должностях - от инженера до главного конструктора, а в 1997 году, оставаясь главным конструктором, возглавил МИТ [18], [17]. Институт, которым руководил Соломонов, упоминался в СМИ как ведущий разработчик более 70 твердотопливных ракет для сухопутных войск ("Луна"), ВМФ (противолодочные комплексы "Вихрь", "Ливень" и "Медведка") и Ракетных войск стратегического назначения (комплексы "Темп-С", "Пионер", "Тополь"). Непосредственно под руководством Соломонова была завершена разработка и принят на вооружение ракетный комплекс "Тополь-М" [18]. Институт назывался активным участником программ Российского авиационно-космического агентства (в 1999 году преобразовано в Российское авиационно-космическое агентство - Роскосмос [13]), сам же ученый упоминался в прессе как инициатор и руководитель научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по переоборудованию межконтинентальных баллистических ракет в ракеты космического назначения [18].

Одним из основных проектов МИТа стала разработка твердотопливной межконтинентальной ракеты морского базирования "Булава" [9], [18], [20]. Заказ на разработку новой ракеты МИТ получил в 1998 году. [10]. В дальнейшем аналитики отмечали, что военные спешили с принятием "Булавы" - специально под новую ракету был переделан проект 955 подводных ракетоносцев "Борей", а для испытаний по проекту 941У модернизировали тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Дмитрий Донской". Принять новые АПЛ без вооружения на службу было невозможно [17]. Испытания баллистической ракеты , производством которой занималось ФГУП "Воткинский завод" в Удмуртии, начались в 2004 году, а в сентябре 2005 года она впервые была запущена из надводного положения. Однако в дальнейшем испытателей ждала полоса неудач: к лету 2009 года было произведено 11 пусков "Булавы", пять из них закончились неудачно, и еще два были признаны штатными лишь частично. 22 июля 2009 года стало известно, что Соломонов подал в отставку с поста главы МИТ. Заявление об отставке конструктор написал после очередного неудачного пуска "Булавы", произведенного 15 июля подводной лодкой "Дмитрий Донской" из акватории Белого моря [21], [19], [9], [18]. Поступок Соломонова СМИ называли первым за последние годы в России случаем, "когда руководитель крупнейшего военного проекта добровольно взял ответственность за его неуспех на себя". Исполняющим обязанности обязанности директора и генконструктора МИТа тогда стал первый заместитель Соломонова Александр Дорофеев [17], [19].

Сразу после отставки Соломонова в Роскосмосе заявили о том, что он, хоть и уйдет с должности руководителя института, все же продолжит работать генеральным конструктором МИТа [19], [17]. Действительно, в дальнейшем пост директора института занял победитель проведенного ведомством конкурса на замещение должности главы МИТа [27], [28], гендиректор Московского машиностроительного завода "Вымпел" Сергей Никулин, Соломонов же продолжил работу над проектом в качестве генерального конструктора по наземным и морским ракетным комплексам [15], [12], [9].

В 2010 году, рассуждая о причинах неудач с запуском "Булавы", эксперты отмечали, что главные проблемы изделия "начинались на уровне сборки" ("ракету собирали как бог на душу положит, с грубейшими нарушениями технологии, говорили даже о фальшивых деталях"). О сложностях, возникающих в процессе создания ракеты, рассказывал, и сам конструктор. В частности, он сетовал на отсутствие необходимых материалов, которых "просто нет в стране", и на то, что для проведения комплекса испытаний изделия, необходимых в случае использования в нем материалов-заменителей, средств в достаточном объеме не выделялось. В свою очередь, некоторые эксперты поспешили назвать проект "Булава", основанный на концепции унификации сухопутной и морской ракеты, бесперспективным и провальным. Однако работа над ним была продолжена [12], [9].

Свой пост Соломонов сохранял до сентября 2010 года - до тех пор, пока должность, которую он занимал, не решено было упразднить вовсе. Вместо нее были введены две новые должности: Соломонов решением руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова был назначен генеральным конструктором по наземным ракетным комплексам "Тополь-М" и его модификации РС-24 "Ярс", а его бывший заместитель Александр Сухадольский - генеральным конструктором МИТа по ракетам морского базирования. Тем самым, отмечали аналитики, разработка стратегических ракет в институте была официально разделена на два самостоятельных направления, что по некоторым данным, свидетельствовало о крахе замысла Соломонова создать единую унифицированную ракету для подводных лодок и наземных шахт [9], [11], [10], [8].

В 2011 году СМИ рассказали о том, что Соломонов и первый заместитель министра обороны Владимир Поповкин заняли различные позиции в споре о разработке новой тяжелой жидкостной ракеты для РВСН взамен устаревшей РС-20. Поповкин настаивал на целесообразности разработок такого рода и подчеркивал, что полемизировать с разработчиком твердотопливных ракет в этой связи не намерен [7]. Соломонов же вступил жесткой критикой позиции Минобороны. После официального заявления Поповкина о том, что решение о разработке тяжелой жидкостной ракеты для РВСН принято, конструктор выступил на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс". Решение ведомства он назвал надуманным и принятым "в угоду отдельным высокопоставленным лицам". По словам конструктора, такого рода ракеты "неадаптивны к современным средствам противоракетной обороны с элементами космического базирования". "Мне просто, как говорится, за державу обидно, когда предполагается бездарная трата денег",- заявил Соломонов. Вступать в полемику с Поповкиным он также отказался: назвав своего оппонента очень токовым человеком, он отметил, что тот "просто не свободен в своих решениях" [6], [5].

В том же месяце Соломонов объявил о намерении МИТа закончить испытания "Булавы" в 2011 году. Конструктор подчеркнул, что в случае, если намеченные пуски пройдут штатно, ракета может быть принята на вооружение в уже 2012 году [5].

В 2011 году состоялось 4 успешных пуска "Булавы". 28 июня ракета впервые была запущена с борта своего штатного носителя - АПЛ "Юрий Долгорукий", из подводного положения. Следующий запуск был произведен той же подводной лодкой 27 августа в Белом море, тогда ракету испытали на максимальную дальность. 28 октября "Юрий Долгорукий" также из Белого моря успешно поразил "Булавой" цель на камчатском полигоне Кура. 23 декабря "Юрий Долгорукий" произвел залп двумя ракетам из подводного положения, это было последнее испытание "Булавы" в 2011 году [4]. В марте 2012 года министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что испытания "Булавы" успешно завершены, и ракетный комплекс будет принят на вооружение ориентировочно в октября 2012 года [3].

23 мая 2012 года Соломонов присутствовал на испытаниях наземного аналога "Булавы" на космодроме "Плесецк". Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета, запущенная с сухопутной мобильной пусковой установки, поразила цель на полигоне Кура. Отмечалось, что новая ракета и "Булава" во многом были схожи - они имели массу около 36 тонн, равное количество ступеней (по три), обе ракеты могли нести до десяти боевых блоков, кроме того использовали одинаковое топливо, которое позволяло сократить время работы двигателей на активном участке траектории. Подчеркивалось, что успешным запуском новой ракеты МИТ фактически приступил к работам по унификации перспективных сухопутных и морских средств доставки. Первый запуск этой ракеты 27 сентября 2011 года был неудачен [1], [2].

Юрий Соломонов - член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, заслуженный изобретатель РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат национальной премии "Человек года-2001" Русского биографического института. Он - автор 175 изобретений, 280 научных трудов, 9 монографий, 6 учебных пособий [20], [18]. В 2009 году вышла художественно-документальная книга Соломонова "Ядерная вертикаль", которая стала первым публичным выступлением конструктора после неудачных пусков "Булавы". В ней конструктор в очередной раз заявил о том, что эти неудачи не были связаны с проектно-конструкторскими решениями создателей ракеты [12], [26].

Использованные материалы

[1] Иван Сафронов. "Булава" всплыла в Плесецке. — Коммерсантъ, 24.05.2012. — № 92 (4877)

[2] Ракета-прототип испытана. — Интерфакс, 23.05.2012

[7] Армия с головой ушла в шопинг. — Московский Комсомолец, 25.02.2011. — № 25578

[8] Кирилл Бенедиктов. Можем, если захотим. — Взгляд, 29.10.2010

[10] Алексей Хазбиев. "Булава" впала в кому. — Эксперт, 04.10.2010. — № 39 (723)

[11] Дмитрий Литовкин. Александр Сухадольский, новый генконструктор МИТа - "Известиям": "Булаву" мы поднимем. — Известия, 21.09.2010

[12] Дмитрий Литовкин. Не сносить "Булавы". — Известия, 13.04.2010. — № 64 (28079)

[13] 25 февраля 1992 года образовано Российское космическое агентство, в настоящее время – Федеральное космическое агентство (Роскосмос). — Федеральное космическое агентство, 25.02.2010

[15] Иван Петров. Новый шеф "Булавы". — РБК daily, 15.09.2009

[16] "Булаву" потопил соавтор мэра. — РусПресс, 24.07.2009

[17] Иван Коновалов, Михаил Алексеев, Елена Хорольская. Юрий Соломонов не сносил "Булавы". — Коммерсантъ, 23.07.2009. — №132 (4187)

[20] Александр Бабакин. Ответно-встречный удар неизбежен. — Независимая газета, 19.05.2009

[21] Иван Коновалов. "Юрий Долгорукий" без ракет как без рук. — Коммерсантъ, 24.12.2008. — № 235 (4052)

[22] На покрытие убытков монорельса Москва в 2008 году потратит почти 510 млн. рублей. — ИА REGNUM, 15.01.2008

[25] Кандидат в мэры Москвы, нынешний глава администрации Ю.Лужков открыл специальный избирательный счет в московском банке Сбербанка РФ. — Банки и биржи сегодня, 29.09.1999

[27] О проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия "Московский институт теплотехники". — Федеральное космическое агентство

[28] Организации ракетно-космической промышленности: находящиеся в ведении Роскосмоса. ФГУП "Московский институт теплотехники" (МИТ). — Федеральное космическое агентство

Конструктор ракетного щита итогов не подводит даже в юбилей

3 ноября академику Юрию Соломонову исполняется 75 лет. В его главном активе как генерального конструктора - ракетные комплексы "Тополь-М", "Ярс", "Тополь-Э", "Булава-30" и "Рубеж". Системы вооружения, созданные под его руководством, полностью отвечают вызовам, которые существуют сегодня

"Тополь-М", "Булава", "Ярс" - это главные вершины, что уже за спиной академика и конструктора Юрия Соломонова, которому 3 ноября исполняется 75 лет.

Татьяна Андреева

За день до своего юбилея он назначает встречу журналисту "Российской газеты": утром в рабочем кабинете на Березовой аллее. То есть в Московском институте теплотехники, где остается и по сей день генеральным конструктором.

Мы в ответ: у нас по приказу - дистанционный режим, а в Москве карантинные ограничения - "65 плюс" и прочее. Не можем нарушать. Предлагаем через помощников: возьмем интервью по телефону. Можем по скайпу или в Zoom. Ничего не нарушим и время сэкономим…

Не согласился. Хотя временем больше нашего дорожит.

Такой он - ученый, конструктор, руководитель особого проектного коллектива в системе ОПК, инициатор и вдохновитель большой научно-производственной кооперации по созданию стратегических ракетных комплексов. А рядом и параллельно с этим - созданные в МИТ тактические ракетные системы для Сухопутных войск, авиации, ВМФ и Воздушно-космических сил: "Луна", "Темп-2С", "Вихрь", "Медведка" и те, о которых пока не пришло время рассказать в газете.


Юрий Соломонов во время заседания Совета при президенте РФ по науке и образованию. 2018 год. Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Понятно, что над их созданием не одно десятилетие работал и продолжает работать большой коллектив ученых и конструкторов МИТа, куда выпускник МАИ Юрий Соломонов пришел молодым инженером полвека назад - в 1971-м. На разных этапах и в разном качестве участвовал в разработке легендарного комплекса "Пионер" и последующих модификаций - "Пионер-УТТХ", "Горн", "Сирена", "Скорость", "Курьер".

А в его главном активе, уже как генерального конструктора - ракетный комплекс "Тополь-М" шахтного и мобильного базирования, ракетный комплекс "Ярс" (шахтный и мобильный), испытательный ракетный комплекс "Тополь-Э", ракетный комплекс морского базирования "Булава-30" и подвижный грунтовый ракетный комплекс "Рубеж" - как перспективное развитие проекта "Ярс", но уже с новыми управляемыми боевыми блоками для прорыва противоракетной обороны.

- Системы вооружения, созданные под руководством Юрия Соломонова, находятся на очень высоком уровне и полностью отвечают тем вызовам, что существуют сегодня в мире и могут возникнуть завтра, - отмечает академик-секретарь Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН Владимир Фортов. - Многочисленные испытания, которые проходили в последние годы, убедительно показали, что машины Соломонова ничуть не уступают тому, чем располагают США или кто-то иной. Это щит, который создает условия для независимого развития нашей страны.

По словам академика Фортова, который много лет и на разном уровне взаимодействует с МИТ и его генеральным конструктом, Юрий Соломонов обладает талантом сплачивать вокруг себя талантливых людей.


За общий результат работы большой кооперации всегда отвечал и отвечает генеральный конструктор - академик Юрий Соломонов. Фото: Игорь Зотин / ТАСС

- Большой коллектив работает с ним - десятки тысяч человек. И в Академии наук он пользуется авторитетом, избран членом президиума РАН. Его выступления всегда яркие, точные и не всегда лицеприятные. Бывает, что с ним не соглашаются. Но он таких ситуаций не боится: если б не было споров, не было бы прогресса.

С 1997-го по 2009 год Юрий Соломонов возглавлял Московский институт теплотехники в качестве директора и добился, чтобы на руинах советского ВПК, но уже в масштабах России как суверенного государства была создана мощная и организационно слаженная кооперация предприятий-разработчиков ракетных комплексов стратегического назначения. В 2010 году институт, имевший до этого форму ФГУП, был преобразован в открытое акционерное общество "Корпорация "МИТ", куда вошли еще восемь организаций-разработчиков и производителей ракетных систем.

В том числе Воткинский завод в Удмуртии (производство ракет "Тополь-М", Р-30 "Булава", РС-24 "Ярс", "Искандер"), машиностроительный завод "Вымпел" (Москва), ижевский мотозавод "Аксион-холдинг", научно-производственные центры "Алтай" (Бийск) и "Титан-Баррикады" (Волгоград) - они "завязаны" на компоненты ракетного топлива, производство особых композитных материалов, создание пусковых и транспортных установок для ракет, включая самоходные на базе восьмиосного шасси Минского завода колесных тягачей.

Сейчас должность Юрия Соломонова официально называется так: генеральный конструктор по разработке стратегических ракетных комплексов с твердотопливными ракетами, генеральный конструктор АО "Корпорация "Московский институт теплотехники". По данным из открытых источников, он же - генеральный конструктор ракетно-космических комплексов семейства "Старт". В апреле 2015 года за особые трудовые заслуги перед государством и народом ему присвоено звание Герой Труда Российской Федерации.


Генеральный конструктор ракетного комплекса "Тополь-М" Соломонов Ю.С., 1997 год. Фото: Юрий Набатов/ ТАСС

- В профессиональном отношении это очень информированный специалист и опытный организатор, - отметил в диалоге с "РГ" академик Владимир Фортов. - Если возникают трудности, что-то не получается с первого или второго раза - а в сложной, новаторской работе без этого не бывает, он как человек целеустремленный, позиций не сдает. И мнения своего на ходу не меняет. Напротив - способен открыто и прямо возразить большому начальнику, когда уверен в своей правоте, сделанном выборе или техническом решении. Знаю, что так бывало, и не раз. К примеру, с той же "Булавой". Руководителей, что в какой-то момент усомнились и были готовы проект свернуть, мы уже не видим, а ракету от детских болезней излечили, и она стоит на вооружении.

На этот же факт обращают внимание и в Центральном конструкторском бюро "Рубин", где спроектированы подводные ракетоносцы четвертого поколения, вооруженные "Булавой".

- Ваш вклад в создание стратегического оружия для грунтовых подвижных комплексов и новейших подводных лодок "Борей" вызывает уважение и признание коллег и специалистов, - отмечают генеральный директор "Рубина" Игорь Вильнит и его коллеги, генеральные конструкторы направлений Владимир Здорнов и Сергей Суханов. И вместе с поздравлениями выражают надежду продолжить совместную работу для укрепления обороноспособности страны.


Директор и Генеральный конструктор Московского института теплотехники академик Юрий Соломонов и исполняющий обязанности премьер-министра РФ Сергей Кириенко во время посещения Московского института теплотехники. 1998 год. Фото: Сергей Величкин/ ТАСС

В 2009-м, когда о капризах "Булавы" особенно много писали ("РГ" в том числе) Юрий Соломонов выпустил дерзкую и по существу автобиографическую книгу "Ядерная вертикаль". Очень по-разному такой шаг расценили. И только немногие поняли.

- Коллеги уважают его за деловые качества, доброжелательность, умение быстро, без волокиты вникнуть в сложные вопросы, которые находятся на стыке науки, техники и производства, - говорит академик Фортов. - Нашей ракетной отрасли повезло, что во главе очень важного направления стоит такой выдающийся ученый. С ним легко и приятно работать. Еще и потому, что он человек творческий - пишет стихи, глубоко разбирается в истории, причем весьма далекой от нас и нашего времени, это находит отражение в его поэтических книгах.


Президент России Владимир Путин и генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов на церемонии вручения золотых медалей "Герой труда РФ" в Кремле. 2015 год. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Академик Георгий Рыкованов, научный руководитель Российского федерального ядерного центра ВНИИ технической физики, Герой Труда Российской Федерации:

- Жизнь свела два наших предприятия - Московский институт теплотехники и РФЯЦ-ВНИИТФ - в начале 2000-х. В те годы начиналась разработка нового морского стратегического ядерного комплекса. Конкурировали два направления - жидкостное (ГРЦ им. Макеева) и твердотопливное (МИТ). Военно-морской флот и Министерство обороны отдали предпочтение тому, что предлагал коллектив во главе с Ю.С. Соломоновым. Началась совместная работа по компоновке ядерного боеприпаса в головной части ракеты, согласование алгоритмов работы автоматики боеприпаса и комплекса, а также по многим другим направлениям, которые традиционно присутствуют в процессе совместного проектирования.

Надо ли говорить, в каком состоянии находился оборонно-промышленный комплекс после десяти лет выживания в отсутствии реальной загрузки и необходимого финансирования? Работы по морскому стратегическому комплексу объединили многие предприятия ОПК, помогли восстановить их возможности, а в целом способствовали развитию науки, технологий, общему подъему промышленного производства в России. И как это принято, за общий результат работы большой кооперации отвечал и отвечает генеральный конструктор - академик Соломонов.

Мне пришлось участвовать в испытаниях "Булавы", видеть, как Юрий Семенович радуется успешным экспериментам и тяжело переживает неудачные пуски.

Но никогда не уходит от ответственности, не теряет самообладания, оперативно стремится понять причины неудач и найти пути их преодоления. Эти качества генерального конструктора обеспечивали слаженную работу большого числа институтов, КБ и предприятий, а в конечном счете привели к созданию и постановке на боевое дежурство новейших стратегических ракетных комплексов ВМФ и РВСН.

В день 75-летия хочется пожелать Юрию Семеновичу новых свершений!

Академик Юрий Соломонов о создании ПГРК "Тополь-М":

- Жизненный цикл существующих ракетных комплексов "Тополь" составляет от 10 до 15 лет, где-то он может быть продлен на более длительный срок путем пролонгации сроков эксплуатации, но процесс их морального устаревания уже необратим. Группировка МБР требует периодического обновления, исходя из жизненного цикла ракетных систем. И этот 10-15-летний цикл обновления как раз пришелся на конец 1980-х годов.

Именно тогда закладывался ракетный комплекс "Тополь-М". Определяющей была идея создания ракетного комплекса в соответствии с принципом внутривидовой унификации - как комплекс двойного базирования, шахтный и мобильный. Возможность эксплуатации ракетного комплекса (в данном случае комплекса "Тополь-М") на базе подвижной пусковой установки по аналогии с существующим ракетным комплексом "Тополь", - это направление исторически было прерогативой Московского института теплотехники.

Заместитель генерального конструктора МИТ Лев Соломонов о рождении "Булавы":

- В 1997 году под руководством генерального директора и генерального конструктора Ю.С. Соломонова МИТ выставил на конкурс разработку новой баллистической ракеты морского базирования - "Булава-30". По результатам его рассмотрения, а также рассмотрения в 1998 году конкурса аванпроектов выбор был сделан в пользу предложений МИТ. При проектировании "Булавы-30" были не только использованы достижения, реализованные в ракете "Тополь-М", но и применены уникальные конструктивно-схемные решения: например, компоновочная схема, ранее не использовавшаяся ни на одной отечественной или зарубежной ракете.

Новая морская ракета "Булава-30" в значительной степени унифицирована с ракетой "Тополь-М", однако не является ее прямой модификацией, поскольку с позиций проектирования - это принципиально разные подходы. Речь идет об унификации, во-первых, отдельных элементов комплекса, во-вторых, об унификации технологий. В БРПЛ "Булава-30" внедрены реализованные в МБР "Тополь-М" мероприятия, направленные на повышение боевой эффективности, в том числе в условиях развертывания перспективной противоракетной обороны.

Сокращенный по времени и протяженности активный (разгонный) участок траектории, а также возможность осуществления противоракетного маневра сводят к минимуму уровень потерь от воздействия ракетных перехватчиков и других средств космического эшелона ПРО, а также от средств ПРО морского и передового наземного базирования.

В 2011-2014 годах произведены пуски БРПЛ "Булава-30" с АПРК "Юрий Долгорукий", "Александр Невский", "Владимир Мономах" из акваторий Белого и Баренцева морей, в том числе залповый пуск двумя ракетами. Один из пусков был на максимальную дальность по акватории Тихого океана в район Гавайских островов.

Члены Российской академии наук избрали президента

Юрий Соломонов - член-корреспондент РАН, директор и генеральный конструктор Государственного предприятия "Московский институт теплотехники", головного разработчика морской баллистической ракеты "Булава". После неудачного запуска "Булавы" 15 июля Соломонов подал в отставку с поста главы МИТ.

Юрий Соломонов - член-корреспондент РАН, директор и генеральный конструктор Государственного предприятия "Московский институт теплотехники", головного разработчика морской баллистической ракеты "Булава", с 1997 года. 22 июля 2009 года стало известно, что Соломонов уходит в отставку с поста главы МИТ.

Юрий Семенович Соломонов родился 3 ноября 1945 г. в Москве. Окончил Московский авиационный институт (МАИ) им. С. Орджоникидзе в 1971 г.

После окончания МАИ прошел военную службу лейтенантом в Ракетных войсках стратегического назначения. После службы армии устроился на работу в Московский институт теплотехники.

В институте работал на различных должностях от инженера до главного конструктора. В 1997 году Соломонов возглавил институт.

Основанный в 1946 г. Московский институт теплотехники является головным разработчиком стратегических грунтовых подвижных комплексов с межконтинентальными баллистическими ракетами на твердом топливе. В частности, МИТ является головным разработчиком морской баллистической ракеты "Булава".

В институте также создавались ракетные комплексы тактического и оперативно-тактического назначения, противолодочные комплексы, а также боевые системы для сухопутных и инженерных войск, Военно-космических сил, ВМФ и ВВС. Всего создано более 70 видов оружия, некоторые из них не имели ни отечественных, ни зарубежных аналогов.

Институт принимает активное участие в программах Российского авиационно-космического агентства. Под руководством Соломонова была завершена разработка и принят на вооружение Ракетными войсками стратегического назначения ракетный комплекс "Тополь-М".

Соломонов - заслуженный изобретатель РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат национальной премии "Человек года-2001" Русского биографического института. Доктор технических наук, профессор. Член высшего совета партии "Единая Россия".

Читайте также: