Конструктор целей по блуму

Обновлено: 12.05.2024

Презентация на тему: " Технология конструирования целей обучения Технология конструирования целей обучения." — Транскрипт:

1 Технология конструирования целей обучения Технология конструирования целей обучения.

2 Откуда берутся цели образования? Цель -предвосхищаемый, лаконично сформулированный результат деятельности(образования, обучения, воспитания); 1. Государственные документы- ФГОС ОО; 2. Региональные документы; 3. Этап обучения(ФГОС НО,ФГОС ООО,ФГОС); 4. учебный предмет; 5. Учебная тема(урок)

3 Как в традиционном обучении формулируются цели обучения? 1) через изучаемое содержание ( например:», «изучить основные положения молекулярно-кинетической теории» и т.д.); 2) через деятельность учителя ( например: «изложить учащимся изучить основные положения молекулярно-кинетической теории»,); 3) через внутренние процессы и сдвиги в развитии учащихся («проанализировать причины. », «научить критически мыслить при чтении», «научить учеников анализировать явления и др.); 4) через внешне выраженную учебную деятельность ( «составить план пересказа параграфа», «определить силу электролита и реакцию гидролиза солей», «измерить силу тока с помощью амперметра» и т.д.).

4 По мнению сторонников технологического подхода к организации учебного процесса три первых способа формулировки целей обучения не придают целям определенности, которую можно проверить.

5 Цели обучения должны формулироваться таким образом, чтобы из них однозначно явствовало, какими знаниями, умениями, должен обладать ученик; какие умения, навыки и познавательные достижения он может реально продемонстрировать.

6 Требования к цели обучения Цель должна быть ориентирована на ученика Цель должна быть достижима Цель должна быть измерима Педагогическая технология предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учеников, которые можно реально обнаружить.

7 Для того чтобы формулировать диагностичные цели, американские ученые под руководством Б.С. Блума разработали таксономии учебных целей в познавательной, эмоциональной и психомоторной сферах деятельности учащихся. Таксономия целей обучения - систематизация целей обучения, в основе которой лежит последовательность уровней усвоения учебного материала.

8 Цели традиционного обучения Цели в таксономии Блума Образовательная Когнитивная (познавательная) область: запоминание, воспроизведение изученного материала, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового знания.

9 воспитательная Аффективная (эмоционально- ценностная) область: формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира,, интереса, усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления, переживание тех или иных чувств, формирование ценностного отношения, его осознание и проявление в деятельности..

10 Развивающая Психомоторная область:цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно- мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.

12 С заданиями на верхние ступени учащиеся разбирают самостоятельно дома. Возможно это одна из причин, по которой иногда домашнее задания остается невыполненным. При формулировке диагностичных целей используются глаголы, указывающие на конкретные действия ученика: «использует», «учитывает», «обосновывает», «выражает» «демонстрирует», «перечисляет», «интерпретирует», « предсказывает », « сравнивает», « обобщает», « оценивает» и т.д.

13 Конструктор целей «Ученики смогут [глагол - действие] [объект,], используя [ресурсы, ] и создать [продукт] в группах по [количество человек]»

14 Глагол – действие (разработать, объяснить) Объект обычно описывает знание(явление, закон, формулу ), которое ученики должны получить или создать, чаще всего выраженное существительным Ресурсы – описывают, чем пользуются ученики, с помощью чего они делают(текста учебника), Продукт – материальный объект (задача), который ученики должны создать

15 3) через внутренние процессы и сдвиги в развитии учащихся («проанализировать причины революции гг.», «научить критически мыслить при чтении», «научить учеников анализировать текст, отбирать главные идеи текста и осуществлять языковую догадку»,«проанализировать строение кровеносной системы», «научить учащихся анализировать содержание расчетных задач по химии» и др.); 4) через внешне выраженную учебную деятельность («нанести на контурную карту границы государств и колоний», «отработать навык правописания безударных гласных в корне слово», «составить план пересказа текста», «исследовать клеточную структуру растений», «определить силу электролита и реакцию гидролиза солей», «измерить силу тока с помощью амперметра» и т.д.).

16 Примеры формулировок цели урока( учебной темы) Знание Находит предметы, имеющие форму равнобедренного треугольника в окружающем пространстве …. Называет ученых, сделавших открытие…… Применяет Проводит опыт, чтобы доказать …. Представляет результаты эксперимента в графической форме Анализ Рисует схему, объясняющую возникновение индукционного тока… Синтез Предлагает несколько гипотез.. Разрабатывает план исследования … Оценка Оценивает значение исследований в области ….. Выдвигает суждения относительно ценности ……

Презентация на тему: " Конструктор целей (по Блуму). Обратимся к таксономии учебных целей, предложенной в 1956 году американским психологом Бенджамином Блумом. Рассмотрим следующую." — Транскрипт:

1 Конструктор целей (по Блуму)

2 Обратимся к таксономии учебных целей, предложенной в 1956 году американским психологом Бенджамином Блумом. Рассмотрим следующую анимированную схему и задумаемся: какого уровня пирамиды Блума достигают учащиеся, работая на уроке? Бенджамином Блумом

3 Вероятнее всего, что фокус будет на самых нижних ступеньках С заданиями на верхние ступени учащиеся разбирают самостоятельно дома. Возможно это одна из причин, по которой иногда домашнее задания остается невыполненным.

4 Требования к цели обучения Цель должна быть ориентирована на ученика Цель должна быть достижима Цель должна быть измерима

5 Таксономия Блума: оригинальная (Bloom, 1956) Оценка СинтезАнализ ПрименениеПонимание Знание

6 Таксономия Блума: пересмотренная (Anderson&Krathwohl, 2001) Создавать ОцениватьАнализировать ПрименятьПонимать Запомнить

7 Таксономия Блума: до и после Bloom, 1956Anderson&Krathwohl, 2001 Создавать ОцениватьАнализировать ПрименятьПонимать ЗапомнитьОценка СинтезАнализ ПрименениеПонимание Знание

8 Запоминать Получение, вспоминание или распознавание знания из памяти. Запоминание – это использование памяти для получения определений, фактов или списков, для пересказа или получения материала

9 Понимать Конструирования значения из разных типов функций, написанных или изображенных

10 Применять Выполнение или использование процедуры через исполнение или реализацию. Применение связно и относится к ситуациям, когда изученный материал используется через такие продукты, как модели, презентации, интервью и симуляции

11 Анализировать Разбиение материала или концепций на части, определение того как части связаны или взаимодействуют друг с другом, с общей структурой или целью. Ментальные действия включают в себя дифференциацию, организацию и соотнесение, а также способность различать компоненты

12 Оценивать Создание суждений, основываясь на критериях и стандартах путем проверки и критики

13 Создавать Соединение элементов вместе для формирования согласованного или функционального целого; реорганизация элементов в новый шаблон или структуру путем генерирования, планирования или производства.

14 Измерение «Когнитивный процесс» Навыки мышления высшего порядка Создавать Оценивать Анализировать Применять Понимать Запоминать Навыки мышления низшего порядка

15 Сформулируйте 6 целей ( по одному для каждого уровня таксономии ) Запоминать Понимать Применять Анализирова ть Оценивать Создавать Теория Практика

16 Конструктор целей Схема обучения «Ученики смогут [глагол - действие] [объект], используя [ресурсы] и создать [продукт] в группах по [количество человек]»

17 Элементы схемы Глагол – действие соответствует измерению «Когнитивный процесс» в таксономии Блума (см таблицу глаголов) Объект обычно описывает знание, которое студенты должны получить или создать, чаще всего выраженное существительным Ресурсы – описывают, чем пользуются ученики, с помощью чего они делают Продукт – материальный объект (результат), который ученики должны создать

18 Формулировка целей хромает даже в конспектах открытых уроков, в методических рекомендациях и поурочных разработках. Что уже говорить о повседневном процессе обучения. Кроме того, обычно учитель формулирует цели со своей стороны, но не с позиции ученика. А потому сразу расповсюдила в Google+ и презентацию, и созданный авторами мастер- класса конструктор целей. Считаю, что этот материал необходим каждому учителю.конструктор целей

Таксономия — принцип расположения чего-либо в иерархическом порядке.

Таксономия Блума — это система учебных целей, которую разработали ученые Чикагского университета во главе с психологом Бенджамином Блумом. Впервые идеи Блума увидели свет в 1956 году в книге «Таксономия образовательных целей».

В чем суть?

Блум разделил образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную.

Когнитивная сфера — «Знаю». Это знания, понимание и критическое мышление. К когнитивной сфере относится все, что связано с процессом получения знаний: от запоминаний новых фактов и идей до решения проблем с помощью полученной информации.

Аффективная сфера — «Чувствую». Эта сфера связана с чувствами и эмоциями. Главная цель аффективной сферы — формирование эмоционального отношения к явлениям окружающего мира. Сюда относится то, как человек реагирует на различные ситуации, его ценности, интересы и склонности.

Психомоторная сфера — «Творю». Психомоторные цели связаны с развитием практических навыков и умением пользоваться различными инструментами.

Среди всех сфер большее внимание было уделено когнитивной области. Именно в ней Блум выделил шесть уровней учебных целей, расположенных в иерархическом порядке. Каждый уровень направлен на формирование определенных навыков мышления.

Как ставить цели по Блуму?

Таксономия Блума помогает правильно ставить образовательные цели. Исходя из целей, учитель формулирует задания для учеников и выбирает инструменты для оценки. С помощью таксономии учитель выстраивает обучение, а ученик не только получает новые знания, но и учится их анализировать, и применять в жизни.

Система целей строится от простого к сложному. Знание и понимание относятся к самому низкому уровню мышления и развития, анализ и применение — к среднему, синтез и оценка — высокий уровень мышления. По мнению Блума, задача учителя — сделать так, чтобы ученики достигали высоких уровней мышления.

1. Знание

Первый уровень начинается с запоминания и воспроизведения полученной информации. Ученик узнает основные термины, конкретные факты, правила и может их повторить. На первом уровне формируется общее представление о предмете.

Чтобы поставить цель, используйте глаголы действия: определить, назвать, запомнить, расположить, перечислить, выучить, найти, указать, записать, выбрать.

Примеры заданий для первого уровня целей: перечислите виды квадратных уравнений; дайте определение имени существительному.

2. Понимание

На втором этапе происходит понимание и осознание. Главный показатель освоения этого этапа — это умение изложить материал своими словами. Ученик знает и понимает правила и принципы, может объяснить факты и явления и проинтерпретировать графики и диаграммы.

Глаголы действия: определить, объяснить, охарактеризовать, интерпретировать, сравнить, суммировать, соотносить, извлечь, привести пример, перефразировать.

Примеры заданий: приведите пример полного квадратного уравнения; определите род имен существительных.

3. Применение

Цель третьего этапа — научиться использовать полученные знания в конкретных ситуациях. Ученик решает практические задачи с помощью новых правил, формул и законов.

Глаголы действия: решить, распределить, показать, объяснить, применить, вычислить, исследовать, провести эксперимент, найти, выбрать.

Примеры заданий: решите задачу с помощью квадратного уравнения; найдите существительные, которые употребляются только в единственном числе.

4. Анализ

На четвертом уровне цель ученика — понимать структуру материала и уметь разделить его на связанные части. Ученик видит принцип построения данных и может найти логические ошибки.

Глаголы действия: анализировать, выделить, построить, выяснить, объяснить, упорядочить, придумать, выстроить, противопоставить, разделить, сделать вывод.

Примеры заданий: выделите сходства и различия в группах квадратных уравнений; придумайте пять предложений с именами существительными в разных падежах.

5. Синтез

Достигнув пятого уровня, ученик умеет обобщать и комбинировать свои знания. Он использует знания, чтобы создать новую конструкцию, например способ классификации или план решения проблемы.

Глаголы действия: составить, разработать, группировать, комбинировать, установить, спланировать, обобщить, проверить, предложить, сформулировать.

Примеры заданий: разработайте алгоритм решения уравнения; расставьте знаки препинания в предложениях и аргументируйте свои действия.

6. Оценка

На самом высоком уровне ученик оценивает утверждения с помощью критериев, которые может сформулировать сам или с помощью учителя. Главная цель — оценить логику построения материала, проверить точность выводов и аргументировать свою точку зрения.

Глаголы действия: оценивать, аргументировать, защитить, изложить, измерить, обсудить, проверить, обосновать, подтвердить, прогнозировать.

Примеры заданий: оцените, насколько рационально решено уравнение; оцените уровень своих знаний о существительном в начале и конце урока.

О том, как ещё можно научить школьников целеполаганию, рассказывает нейропсихолог Ксения Вотякова в другой нашей статье.

1 Мастер-класс Современный урок с использованием таксономии Блума.» Салмина Наталья Егоровна учитель начальных классов первого уровня квалификации, 3 (базового) уровня.

2 Я знаком с таксономией Блума. Я использую таксономию Блума. Я не знаком с таксономией Блума.

3 Как сделать так, чтобы задания обеспечивали развитие ученика – учили мыслить, действовать, формировали устойчивые навыки поведения в реальных жизненных ситуациях? Как сохранить потребность к обучению на протяжении всей жизни? Как сформировать функционально грамотную личность, владеющую базовыми компетенциями?

4 Почему Блум? Таксономия мне нужна, чтобы: 1. правильно ставить цели в обучении; 2. правильно формулировать проблемы и задания для учащихся; 3. правильно подбирать адекватные оценочные инструменты ; 4. правильно проводить рефлексию по результатам обучения.

5 Таксономия учебных задач по Блуму хорошо технологизирована: для каждого уровня определена типология учебных заданий; указаны глаголы, с которых должны начинаться учебные задания; указаны основные операнды, которые следует использовать в изложении учебного задания.

6 Наиболее распространенным механизмом целеполагания, точно соответствующей требованиям современной парадигмы образования, является таксономия когнитивного сферы Б. Блума. Кроме того стадии когнитивной деятельности, выделенных и описанных Б. Блумом, категориально соотносится с системой критериев исследований TIMSS и PISA. Когнитивные, или компетентностные критерии обоих исследований можно объединить в три блока 1) знания, 2) применение и 3) рассуждение

7 21 февраля 1913 – 13 сентября 1999

8 Таксономия Блума (1956 г.) Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей, вопросов и заданий обучающего характера; Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы и задания с определенной категорией; Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания. оценка синтез анализ применение понимание знание

9 Требования к цели обучения Цель должна быть ориентирована на ученика Цель должна быть достижима Цель должна быть измерима

10 Конструктор цели: Знаю Умею Смогу

11 Ожидаемый результат: Участники будут знать……. Участники будут уметь…. Участники смогут…..

12 Таксономия Блума классифицирует учебные задания на 6 уровней: Первый уровень «ЗНАНИЯ» – научение ИНТЕРЬЕРИЗИРОВАТЬ информацию, т.е. переносить информацию со слов учителя, со страниц учебника и других источников в кладовую ПАМЯТИ, превращать ИНФОРМАЦИЮ в ЗНАНИЯ; Второй уровень «ПОНИМАНИЕ» – научение МАНИПУЛИРОВАТЬ ЗНАНИЯМИ (представлять в различных видах интерьеризированную информацию), которые попали в ПАМЯТЬ; Третий уровень «ПРИМЕНЕНИЕ» - научение ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ по примеру, по правилу или по алгоритмическому предписанию, т.е. «по примеру и подобию»; Четвертый уровень «АНАЛИЗ» - научение посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе раннее приобретенных знаний открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ; Пятый уровень «СИНТЕЗ»- научение посредством алгоритма синтеза на основе раннее приобретенных знаний открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ; Шестой уровень «ОЦЕНИВАНИЕ» - научение делать УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ в конкретной ситуации посредством элементарных мыслительных операций, на основе раннее приобретенных ЗНАНИЙ, открытых для себя НОВЫХ ЗНАНИЙ и жизненного ОПЫТА

13 Уровень НавыкиЗадания Знание Повторение или распознавание информации Назовите … В каком году … Где происходит … Напишите формулу … Перечислите … Понимание Схватывание (понимание) смысла информационных материалов Закончите фразу … Что вы узнали … Почему … Преобразуйте выражение … Объясните взаимосвязь … Расскажите своими словами Применение Применение в сходной ситуации Объясните цель применения Решите домашнюю задачу несколькими способами … Какая теория позволит объяснить данное явление Проверьте предложенную гипотезу … Выводы …

14 Уровень НавыкиЗадания Анализ Определить части и структуру Какова структура … Классифицируйте … Что является следствием … Сравните … Проанализируйте причины … Синтез Соединить части по-новому Найдите собственное решение … Предложите алгоритм … Найдите альтернативу … Каковы возможные изменения … Систематизируйте … Исследуйте … Оценка Оценить значимость на основе критериев Оцените логику … Опишите достоинства … Выделите критерии … Соответствуют ли … Что вы думаете о … Сделайте выводы …

15 Модель традиционного урока Время Модель урока с использованием таксономии Блума Время Организационный момент 3 мин Организационный момент 3 мин Проверка домашнего задания 5-7 мин Самостоятельное усвоение новой информации 5-7 мин Объяснение нового материала 10 мин Выполнение учебных заданий 35 мин Закрепление нового материала 15 мин Итоги урока 3 мин Анализ выполненных заданий и объявление оценок 5 мин Анализ выполненных заданий и объявление оценок 5 мин Домашнее задание 3-5 мин Домашнее задание 3-5 мин

16 Таксономия Блума определяет способы классификации, начиная от простейших учебных действий до самых сложных. 1 уровень- 5-7 заданий 2 уровень-1-2 задания 3 уровень- 5 заданий 4 уровень- 1 задание 5 уровень- 1 задание 6 уровень- 1-2 задания За первые три уровня(12-13 заданий)- оценка "3" за 15 заданий-"4" за 17 заданий -"5"

17 Ассоциативная модель таксономии учебных заданий к современному уроку по Блуму: Комплект учебных заданий по Блуму - это целостный проект дома, который строит учащийся за один урок. Дом состоит из фундамента, который формируется с помощью учебных заданий ПЕРВОГО, ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО уровней ВНИМАНИЕ. Каждый ученик за урок должен выложить фундамент дома. Строительство Первого этажа завершается выполнением учебных заданий ЧЕТВЕРТОГО уровня. Строительство Второго этажа завершается выполнением учебных заданий ПЯТОГО уровня. Строительство Третьего этажа завершается выполнением учебных заданий ШЕСТОГО уровня. ВНИМАНИЕ. Каждый ученик строит столько этажей, сколько позволит ему время, отведенное за один урок. Условия для всех одинаковые.

19 Интерактивная таксономия Блума

20 Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать. Иоганн Вольфганг Гете

21 БЛАГОДАР ю ЗА ВНИМАНИЕ!

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Конструктор целей по Блуму . Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Вероятнее всего, что фокус будет на самых нижних ступеньках Вероятнее всего, что фокус будет на самых нижних ступеньках С заданиями на верхние ступени учащиеся разбирают самостоятельно дома. Возможно это одна из причин, по которой иногда домашнее задания остается невыполненным.

Требования к цели обучения Цель должна быть ориентирована на ученика Цель должна быть достижима Цель должна быть измерима

Запоминать Получение, вспоминание или распознавание знания из памяти. Запоминание – это использование паяти для получения определений, фактов или списков, для пересказа или получения материала

Применять Выполнение или использование процедуры через исполнение или реализацию. Применение связно и относится к ситуациям, когда изученный материал используется через такие продукты, как модели, презентации, интервью и симуляции

Анализировать Разбиение материала или концепций на части, определение того как части связаны или взаимодействуют друг с другом, с общей структурой или целью. Ментальные действия включают в себя дифференциацию, организацию и соотнесение, а также способность различать компоненты

Создавать Соединение элементов вместе для формирования согласованного или функционального целого; реорганизация элементов в новый шаблон или структуру путем генерирования, планирования или производства.

Конструктор целей Схема обучения «Ученики смогут [глагол - действие] [объект], используя [ресурсы] и создать [продукт] в группах по [количество человек]»

Элементы схемы Глагол – действие соответствует измерению «Когнитивный процесс» в таксономии Блума (см таблицу глаголов) Объект обычно описывает знание, которое студенты должны получить или создать, чаще всего выраженное существительным Ресурсы – описывают, чем пользуются ученики, с помощью чего они делают Продукт – материальный объект (результат), который учениеи должны создать

Читайте также: