Конструктор цифровых регламентов фргу

Обновлено: 28.04.2024

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 июля 2021 года N 1228

Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые:

2. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

3. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местным администрациям руководствоваться Правилами, утвержденными настоящим постановлением, при утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы проектов административных регламентов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

4. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации до 1 декабря 2021 г. обеспечить доработку федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" в целях реализации Правил, утвержденных настоящим постановлением.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 декабря 2021 г., за исключением пункта 4 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления, и пунктов 1 и 13 приложения к настоящему постановлению, которые вступают в силу с 1 января 2025 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июля 2021 года N 1228

Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" (далее соответственно - орган, предоставляющий государственные услуги, административный регламент).

2. Административные регламенты разрабатываются и утверждаются органами, предоставляющими государственные услуги.

3. Административные регламенты разрабатываются в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с единым стандартом предоставления государственной услуги (при его наличии) после внесения сведений о государственной услуге в федеральную государственную информационную систему "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - реестр услуг).

В случае если нормативным правовым актом, устанавливающим конкретное полномочие органа, предоставляющего государственную услугу, предусмотрено принятие отдельного нормативного правового акта, устанавливающего порядок осуществления такого полномочия, наряду с разработкой этого нормативного правового акта подлежит утверждению административный регламент предоставления соответствующей государственной услуги. При этом указанным порядком осуществления полномочия, утвержденным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда или государственной корпорации, не регулируются вопросы, относящиеся к предмету регулирования административного регламента в соответствии с настоящими Правилами.

Исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных им на основании федеральных законов с предоставлением субвенций из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном административным регламентом предоставления государственной услуги в сфере переданных полномочий, который утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральным законом.

4. Разработка, согласование, проведение экспертизы и утверждение проектов административных регламентов осуществляются органами, предоставляющими государственные услуги, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение экспертизы, с использованием программно-технических средств реестра услуг.

5. Разработка административных регламентов включает следующие этапы:

а) внесение в реестр услуг органами, предоставляющими государственные услуги, сведений о государственной услуге, в том числе о логически обособленных последовательностях административных действий при ее предоставлении (далее - административные процедуры);

в) автоматическое формирование из сведений, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, проекта административного регламента в соответствии с требованиями к структуре и содержанию административных регламентов, установленными разделом II настоящих Правил.

6. Сведения о государственной услуге, указанные в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, должны быть достаточны для описания:

всех возможных категорий заявителей, обратившихся за одним результатом предоставления государственной услуги и объединенных общими признаками;

уникальных для каждой категории заявителей, указанной в абзаце втором настоящего пункта, сроков и порядка осуществления административных процедур, в том числе оснований для начала административных процедур, критериев принятия решений, результатов административных процедур и способов их фиксации, сведений о составе документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги, основаниях для отказа в приеме таких документов и (или) информации, основаниях для приостановления предоставления государственной услуги, критериях принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной услуги, а также максимального срока предоставления государственной услуги (далее - вариант предоставления государственной услуги).

Сведения о государственной услуге, преобразованные в машиночитаемый вид в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 настоящих Правил, могут быть использованы для автоматизированного исполнения административного регламента после вступления в силу соответствующего административного регламента.

7. При разработке административных регламентов органы, предоставляющие государственные услуги, предусматривают оптимизацию (повышение качества) предоставления государственных услуг, в том числе возможность предоставления государственной услуги в упреждающем (проактивном) режиме, многоканальность и экстерриториальность получения государственных услуг, описания всех вариантов предоставления государственной услуги, устранение избыточных административных процедур и сроков их осуществления, а также документов и (или) информации, требуемых для получения государственной услуги, внедрение реестровой модели предоставления государственных услуг, а также внедрение иных принципов предоставления государственных услуг, предусмотренных Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

8. Наименование административных регламентов определяется органами, предоставляющими государственные услуги, с учетом формулировки нормативного правового акта, которым предусмотрена соответствующая государственная услуга.

II. Требования к структуре и содержанию административных регламентов

9. В административный регламент включаются следующие разделы:

а) общие положения;

б) стандарт предоставления государственной услуги;

в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур;

г) формы контроля за исполнением административного регламента;

д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, организаций, указанных в части 1_1 статьи 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников.

10. В раздел "Общие положения" включаются следующие положения:

а) предмет регулирования административного регламента;

б) круг заявителей;

в) требование предоставления заявителю государственной услуги в соответствии с вариантом предоставления государственной услуги, соответствующим признакам заявителя, определенным в результате анкетирования, проводимого органом, предоставляющим услугу (далее - профилирование), а также результата, за предоставлением которого обратился заявитель.

11. Раздел "Стандарт предоставления государственной услуги" состоит из следующих подразделов:

а) наименование государственной услуги;

б) наименование органа, предоставляющего государственную услугу;

в) результат предоставления государственной услуги;

г) срок предоставления государственной услуги;

д) правовые основания для предоставления государственной услуги;

е) исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

ж) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

з) исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной услуги или отказа в предоставлении государственной услуги;

и) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной услуги, и способы ее взимания;

к) максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявителем запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги;

л) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

м) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные услуги;

н) показатели доступности и качества государственной услуги;

о) иные требования к предоставлению государственной услуги, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

12. Подраздел "Наименование органа, предоставляющего государственную услугу" должен включать следующие положения:

а) полное наименование органа, предоставляющего государственную услугу;

б) возможность (невозможность) принятия многофункциональным центром решения об отказе в приеме запроса и документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги (в случае, если запрос о предоставлении государственной услуги может быть подан в многофункциональный центр).

13. Подраздел "Результат предоставления государственной услуги" должен включать следующие положения:

наименование результата (результатов) предоставления государственной услуги;

наименование и состав реквизитов документа, содержащего решение о предоставлении государственной услуги, на основании которого заявителю предоставляется результат государственной услуги;

состав реестровой записи о результате предоставления государственной услуги, а также наименование информационного ресурса, в котором размещена такая реестровая запись (в случае, если результатом предоставления государственной услуги является реестровая запись);

наименование информационной системы, в которой фиксируется факт получения заявителем результата предоставления государственной услуги;

способ получения результата предоставления государственной услуги.

14. Положения, указанные в пункте 13 настоящих Правил, приводятся для каждого варианта предоставления государственной услуги в содержащих описания таких вариантов подразделах административного регламента.

15. Подраздел "Срок предоставления государственной услуги" должен включать сведения о максимальном сроке предоставления государственной услуги, который исчисляется со дня регистрации запроса и документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги:

в органе, предоставляющем государственную услугу, в том числе в случае, если запрос и документы и (или) информация, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем посредством почтового отправления в орган, предоставляющий государственную услугу;

в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), на официальном сайте органа, предоставляющего государственную услугу;

в многофункциональном центре в случае, если запрос и документы и (или) информация, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем в многофункциональном центре.

Максимальный срок предоставления государственной услуги для каждого варианта предоставления услуги приводится в содержащих описания таких вариантов подразделах административного регламента.

16. Подраздел "Правовые основания для предоставления государственной услуги" должен включать сведения о размещении на официальном сайте органа, предоставляющего государственную услугу, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг перечня нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, информации о порядке досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников.

17. Подраздел "Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги" должен включать исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также следующие положения:

состав и способы подачи запроса о предоставлении государственной услуги, который должен содержать:


В ходе реализации положений Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 509 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Минэкономразвития России совместно с Минцифры ведёт работу по созданию механизма разработки административных регламентов предоставления государственных услуг в электронном машиночитаемом виде.


Цифровой административный регламент. Из презентации Минэкономразвития.

Принято постановление правительства Российской Федерации от 20 июля 2021 г. № 1228, предусматривающее разработку, согласование, экспертизу, утверждение и государственную регистрацию административных регламентов в электронном виде при помощи конструктора цифровых регламентов ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (ФГИС «ФРГУ»).

Также в работе регионам рекомендовано использовать постановление правительства № 1822 о новых правилах ведения ФРГУ.

Конструктор цифровых регламентов, как сообщил представитель Минэкономразвития, должен заработать с 1 декабря 2021 года, вход в систему будет осуществляться с помощью ЕСИА. Технической реализацией конструктора занимается Минцифры и «РТ-Лабс».

Регионам при разработке своих административным регламентов рекомендовано использовать федеральные правила, но и свои решения допустимы.


Конструктор цифровых регламентов.

Разработка цифровых административных регламентов для региональных и муниципальных услуг ожидается до конца 2023 года, для федеральных услуг – до конца декабря 2022 года.

Пилотный проект по построению цифровых административных регламентов прошёл в апреле в Республике Марий Эл, Ульяновской области и Ненецком автономном округе.

Ранее Минэкономразвития поясняло, что на этапе разработки текста административного регламента предполагается использовать машиночитаемое описание процедур предоставления соответствующей услуги, обеспечивающее автоматизацию процедур предоставления такой услуги с использованием информационных технологий.

При разработке административного регламента орган, предоставляющий государственную услугу, должен будет указать все варианты предоставления государственной услуги, включающие порядок предоставления услуг отдельным категориям заявителей, объединённых общими признаками, в том числе в отношении результата государственной услуги, за получением которого они обратились.

Согласование проектов административных регламентов предполагается осуществлять в ФГИС «ФРГУ», обеспечивающей ведение федерального реестра государственных услуг в электронной форме.


Процесс согласования.


Подписано постановление правительства Российской Федерации от 20.07.2021 № 1228 «Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

Для общественного обсуждения проект был опубликован Минэкономразвития в мае.

Как поясняли в министерстве, документ разработан в соответствии с изменениями, внесёнными в закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на основании закона от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ. «Принципиальные изменения, которые были приняты в конце 2020 года, заложили правовую основу для трансформации всей системы предоставления госуслуг на ближайшие несколько лет», – отмечал ранее статс-секретарь — заместитель министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев.

В пояснительной записке говорилось, что на этапе разработки текста административного регламента предполагается использовать машиночитаемое описание процедур предоставления соответствующей услуги, обеспечивающее автоматизацию процедур предоставления такой услуги с использованием информационных технологий.

При разработке административного регламента орган, предоставляющий государственную услугу, должен будет указать все варианты предоставления государственной услуги, включающие порядок предоставления услуг отдельным категориям заявителей, объединённых общими признаками, в том числе в отношении результата государственной услуги, за получением которого они обратились.

Согласование проектов административных регламентов предполагается осуществлять в ФГИС «ФРГУ», обеспечивающей ведение федерального реестра государственных услуг в электронной форме. В этой связи предлагается обеспечить доступ в ФГИС «ФРГУ»:

  • органам, предоставляющим государственные услуги;
  • органам, участвующим в согласовании;
  • министерству экономического развития Российской Федерации;
  • министерству юстиции Российской Федерации.

Минцифры поручено до 1 декабря 2021 года обеспечить соответствующую доработку ФГИС «ФРГУ».

Постановление вступает в силу с 1 декабря 2021 года, за исключением ряда положений, которые вступают в силу с 1 января 2025 года.

Как сообщало Минэкономразвития, в марте более 150 представителей федеральных органов власти и более 350 представителей регионов направили 656 вопросов о реализации закреплённых новым законодательством принципов предоставления госуслуг. В рамках совещаний обсуждалось внедрение «проактивного режима» предоставления услуг, принцип «бесшовности», переход на реестровую модель учёта результатов предоставления услуг, перевод в электронный вид документов личного хранения, а также отказ от бумажных административных регламентов.

Правительство утвердило правила, которые определяют цели, условия и порядок распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств на региональные проекты в сфере информационных технологий, а также методику распределения субсидий.

Региональным проектом (мероприятием), направленным на становление информационного общества в субъектах РФ, согласно правилам, является реализация мероприятий по модернизации ведомственных информационных систем с целью оказания региональных массовых социально значимых услуг (сервисов) в электронном виде с применением машиночитаемых цифровых административных регламентов.

Субсидии предоставляются для софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, связанных с реализацией проекта, по следующим направлениям:

  • обеспечение информационного взаимодействия ведомственной информационной системы (ИС) с функционалом конструктора цифровых регламентов федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (ФГИС ФРГУ) в части получения сведений о цифровых регламентах, участвующих в предоставлении региональных услуг;
  • доработка ведомственной ИС в целях модернизации процессов предоставления региональных услуг с применением цифровых регламентов в автоматизированном виде.

Эффективность использования субсидии определяется на основании значения результата использования субсидии «Доля региональных услуг, предоставляемых в субъекте РФ в электронном виде посредством ведомственной ИС с применением цифровых регламентов, от общего количества региональных услуг, предоставляемых посредством ведомственной ИС в субъекте РФ».

Согласно утверждённому бюджету на ближайшие три года, распределение субсидий на поддержку региональных проектов в сфере IT бюджетам субъектов РФ на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов следующее (тыс. рублей).

Напомним, Минцифры предложило внести изменения в правила предоставления субсидий субъектам РФ на поддержку региональных IT-проектов в октябре этого года.

В октябре 2020 президент РФ поручил к 2023 году перевести в электронный вид все массовые социально значимые государственные и муниципальные услуги.


Минкомсвязи готовит к запуску единую цифровую среду государственных интернет-ресурсов, которая получила название «ГосWeb». Общая стоимость этого и ряда других связанных проектов по развитию Единого портала государственных услуг составит 1,2 млрд рублей. Уже выбраны шесть регионов, где будет тестироваться эта система.

По словам представителей Минкомсвязи, «ГосWeb» готовится по образцу британской модели государственных сайтов. Тем не менее, отличия есть — так, если в Великобритании эту систему начали внедрять «сверху», то есть сначала перевели на нее порталы общенационального значения, то в России эта система будет внедряться «снизу», после чего ее будут масштабировать, подключая к федеральным системам.

Что касается единой среды, то ее используют многие страны. Одной из первых стала как раз Великобритания, которая еще в 2010 году приняла стратегию «Цифровизации по умолчанию». Через год после того, как стратегия была одобрена, началась реализация структуры Правительственных цифровых сервисов (Government Digital Service, GDS).

Что касается России, то единая цифровая среда будет в первую очередь запущена в таких регионах, как республики Удмуртия и Калмыкия, Ханты-Мансийский автономный округ, Алтайский край, Курганская и Московская области. Объектами тестирования единой модели госсайтов станут школы, детские сады, медицинские организации и органы местного самоуправления.

По словам авторов идеи, система в итоге объединит все официальные сайты и цифровые сервисы органов государственной власти и местного самоуправления, плюс государственные внебюджетные фонды. Все эти организации смогут напрямую взаимодействовать с гражданами, благодаря наличию единого канала. В настоящее время многие сайты государственных организаций просто не содержат полезных для граждан цифровых сервисов и информации.

Минкомсвязи подготовило для государственных организаций конструктор сайтов с использованием единых шаблонов и дизайна, который интегрирован с различными государственными информационными системами, а также новый подход к раскрытию информации. В числе прочих на этих сайтах интегрированы сервисы для подачи обращений в государственные органы с возможностью оперативного рассмотрения, проведения электронных голосований по различным социально значимым вопросам и общественного обсуждения нормативно-правовых актов.

Стоит отметить, что проект «ГосWeb» не нов, эту систему планировала внедрить команда прежнего министра связи Николая Никифорова. Но тогда правительственная комиссия по использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности не утвердила этот проект. Новая команда разработала новый проект, в течение месяца он будет рассмотрен правительственной комиссией.

Намерения чиновников серьёзны, поскольку мероприятия по созданию единой цифровой среды государственных интернет-ресурсов, включая единый стандарт визуально-графического оформления и единых инструментов информационно-контентного наполнения включены в федеральный проект «Государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика».

Модель «единого окна» для доступа к информации, которая создана органами государственной власти, будет реализовываться за счет возможностей федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных услуг». Проект обойдется федеральному бюджету не менее, чем в 311 млн рублей. По плану правительства, до конца 2021 года не менее 70% государственных сайтов будут работать через единую цифровую платформу.

В общем проекте предусматривается и возможность получения пользователями региональных и муниципальных услуг «единого окна» благодаря проекту «Мультирегиональность ЕПГУ». Проект предусматривает модернизацию существующей системы, вывод на ФГИС ЕПГУ и обеспечение работоспособности наиболее востребованных и популярных услуг, которые предоставляются региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Также в рамках проекта предусмотрены следующие мероприятия: развитие функциональности личных кабинетов для юридических и физических лиц; обеспечение синхронизации данных, содержащих в личных кабинетах в разных информационных системах; реализация комплексного перехода на планирование, развитие и оценку эффективности омниканальной цифровой платформы ЕПГУ в модели «одного окна» на основании продуктовой и сервисной статистической аналитики; прогнозирование и реализация предоставление государственных услуг, сервисов и сведений через каналы партнеров и в контексте предоставляемых ими коммерческих сервисов и услуг.

Общая стоимость реализации проекта по развитию ФГИС ЕПГУ составляет 1,2 млрд рублей. Средства будут выделены из федерального бюджета с 2019 по 2021 год.

Читайте также: