Конструктор для написания сочинения по русскому языку

Обновлено: 25.04.2024

Конструкт - это один из эффективных приемов формирования элементов читательской грамотности. Данный прием используется в урочной и внеурочной деятельности при создании вторичного текста сочинения-рассуждения. Матрица построения таких текстов позволяет учащимся успешно моделировать подробный аргументированный ответ по материалам любого учебного предмета, писать сочинения-рассуждения по литературе, истории, обществознанию, подготовиться к выполнению творческого задания №9 ОГЭ по русскому языку.

ВложениеРазмер
konstrukt_sochineniya_9.3docx.docx 21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт сочинения 9.3

Композиционные части сочинения-рассуждения

2)Развертывание тезиса с помощью комментария к нему

3)Переход – фраза, позволяющая логично и органично перейти к доказательствам.

Дать определение понятию (личностному качеству, общественно-значимому явлению и др.), обозначенному в задании 9.3. Комментарий: данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания. Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Что такое… (назвать понятие, которое необходимо объяснить). Каждый может объяснить это понятие по-своему. Я понимаю его так:…

(Понятие) я понимаю так: …

Нужно помнить, что существуют разные способы толкования лексического значения:

1.Понятийный (родо-видовая характеристика слова: доброта – душевное расположение к людям, характеризующееся стремлением делать добро окружающим);

2.Синонимичный (через синонимы: доброта - отзывчивость);

3.Описательный (доброта – все положительное, полезное, хорошее) ;

4.Комбинированный (доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, характеризующееся стремлением делать добро людям) .

Переходные фразы-связки : Попробуем разобраться в смысле этого понятия.

Как можно понять это определение?

Попробуем объяснить данное определение. Попробую доказать справедливость своего суждения, обратившись к конкретным примерам.

Проиллюстрировать это мнение можно следующими примерами.

Вступление. Тезис. Комментарий к тезису. Переход

Что такое смелость? Кого можно назвать смелым человеком? Каждый ответит на эти вопросы по-своему. Я думаю, что смелость – это способность человека побеждать страх в минуту опасности, решительность в действиях. Смелый человек не боится рискнуть собственной жизнью, понимая, что от его действий зависит спасение жизни людей или других живых существ. Человек, у которого есть такое внутреннее качество, как смелость, не думает о возможных последствия относительно самого себя. Пока все остальные думают о том, как же лучше поступить, чтобы не подставиться под удар смелые люди уже бросаются на помощь, даже не думая о том, что могут пострадать сами. Таким людям важно оказать помощь тому, кто находится в опасности. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.

В основной части сочинения аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента: 1- из указанного текста; 2 – из собственного опыта.

Примеры должны соответствовать тезису; иллюстрировать мнение о смысле понятия; развиваться в заданном темой направлении. Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос. Приведите пример-аргумент №1 из текста, подтверждающий правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений. Приведите пример-аргумент №2 из личного опыта, произведений литературы или общественной жизни. Каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац.

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту (автор).

Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).

Предложение … подтверждает мысль о том, что ….

Примеры (понятие) можно встретить в жизни. Это определение можно доказать на таком примере.

В подтверждение приведу также пример из жизни.

Конечно, в окружающей жизни мы можем найти немало примеров, подтверждающих высказанную мысль. Так, я не раз оказывался свидетелем того, как…

Кто из нас не наблюдал, как .

Нечто подобное было и в моей жизни: …

Мне кажется, данный случай убеждает нас в том, что …

Я вспоминаю, что когда-то и мой отец (дедушка, дядя, друг и др.) рассказывал о том, как…

В моей жизни был эпизод, когда…

Наблюдая за окружающими, я не раз замечал, что…

Рассуждая над этим вопросом, я вспомнил (-а), что в народе давно сложилась традиция (указать, какая и как она связана с темой сочинения)

Очень образно и метко о подобном явлении (черте характера, свойстве личности и т.д.) говорит пословица (поговорка):…

Попытаюсь доказать это, обратившись к примеру из художественной литературы. Вспомним, например,…

Эту мысль (истину) подтверждает и опыт русской литературы. Так,…

Чтобы аргументировать это утверждение, обратимся за доказательством к произведению (автор, название)…

В качестве убедительного доказательства / аргумента можно также привести эпизод (судьбу героя) из известного произведения … (автор, название)……

Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении…

В известном произведении … (автор, название) герой также (проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора и т.п.…

Аргумент 1 Обратимся к тексту советского писателя Леонида Пантелеева. Герой рассказа проявляет настоящую стойкость и храбрость, перевозя людей через реку под осколками от зенитных снарядов. Даже когда у взрослых людей не выдерживают нервы, мальчик не показывает испуга. По-настоящему смелый человек усмиряет все свои страхи и идет навстречу опасности, рискуя своей жизнью (предложения 23-25).

Аргумент 2 Образец смелого человека можно найти в русской литературе. Достоин уважения поступок Петра Гринева в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: даже под страхом смерти он верен присяге, не переходит на сторону Пугачева. Он не боится погибнуть, даже не помышляет об измене, о предательстве. Нужно быть смельчаком, сильным духом человеком, чтобы выступить против врага, когда его численность преобладает.

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами : значит,

или речевым клише

мы пришли к выводу,

делая выводы из вышеизложенного и т.д.

Вывод Таким образом, собака помогла своему хозяину убедиться в порядочности и добрых намерениях Валерки.

Конструктор сочинения представляет собой таблицу, в которой представлены композиционные части сочинения, речевые клише для каждой части и образец сочинения.

Соблюдать деление текста на смысловые части (абзацы), написать его связно и логично. Объём сочинения не менее 70 слов.

Композиционные части сочинения-рассуждения

Образец сочинения-рассуждения 9.2

Вступление. Тезис.
Формулировка тезиса о смысле фразы текста.
Развертывание тезиса с помощью комментария к нему.

Процитировать обозначенное в задании 9.2 предложение и тезисно объяснить его смысл, указывая, кто из героев произносит эту фразу и о чем он хочет сказать.

  • Смысл данного отрывка (данной фразы, данного высказывания) я понимаю так: …
  • Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
  • Эти строки говорят о том, что …
  • Текст (автор) заканчивается словами: "…".

На мой взгляд, речь идет о том, что …

  • Смысл финала текста, на мой взгляд, заключается в следующем: … .
  • Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
  • Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом.
  • По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: … .
  • В этом отрывке автор говорит о том, что…
  • В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
  • Докажу своё суждение примерами из текста (автор).
  • Попробую доказать справедливость своего суждения, обратившись к тексту (автор).
  • Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).
  • Вступление. Тезис. Комментарий к тезису.
  • « - Собаки не ошибаются, не ошибаются. - бурчал себе под нос инженер Молчанов». Смысл финала текста, на мой взгляд, заключается в следующем: инженер Молчанов считает, что собаки обладают способностью чувствовать человека: хороший он или плохой, можно ему доверять или нет. Докажу своё суждение примерами из текста В.К. Железникова.

* Обратите внимание!
При формулировке тезиса можно использовать предложения из задания № 6.

Основная часть. Аргументация

В основной части сочинения аргументируется тезис.
Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста;
Примеры должны

  • соответствовать тезису;
  • иллюстрировать мнение о смысле цитаты.

Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос.
Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.
Каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац.

Включение примеров
Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать вводные слова во-первых, во-вторых и т.д., следующие речевые клише:

  • Предложение … подтверждает мысль о том, что … .
  • Своё мнение могу доказать на таком примере из текста: … .

Аргумент 1
Во-первых, Молчанов очень удивился тому, как его собака Янка встретила незнакомого человека. Такое поведение, по словам инженера, было несвойственно для Янки (предложения 23-25).

Аргумент 2
Во-вторых, узнав цель визита непрошеного гостя, Молчанов понял, почему Янка так себя повела: Валерка оказался добрым и неравнодушным человеком, который готов взвалить на свои плечи чужие заботы (предложения 37, 44).

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или речевым клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

Вывод
Таким образом, собака помогла своему хозяину убедиться в порядочности и добрых намерениях Валерки.

Здесь вы узнаете, что нужно делать, когда читаешь исходный текст, и как писать собственный текст сочинения-рассуждения, чтобы получить максимальный балл.

У вас непременно всё получится!

Преимущества


Быстрый способ

научиться качественно выполнять задание 27 ЕГЭ


Реальные работы

лежат в основе анализа сильных и слабых сторон сочинений, написанных выпускниками на ЕГЭ


Разная сложность


Точное соответствие

критериям оценивания ответа на задание 27 ЕГЭ
2020-21 учебного года


Дома и в школе

с учителем и для самостоятельной работы


Интересная работа

интерактивное взаимодействие с текстом

Что такое «Конструктор сочинения»?

Это поэтапное создание текста сочинения с заданиями и рекомендациями на каждом шаге.
Как вы будете тренироваться:







Примеры сочинений учеников, написанных в «Конструкторе сочинения»

Видеоролик

с демонстрацией методики

Принципы обучения




Формулируем все необходимые элементы сочинения своими словами, при необходимости пользуемся подсказками и банком клише


Всё, как при работе с персональным репетитором!

Плюсы методики

Понятная логика шагов способствует выработке и закреплению алгоритма чтения текста и написания сочинения

Опора на исходный текст приучает использовать его при написании сочинения

Чёткое формулирование задач, подсказки и примеры показывают правильный путь при создании сочинения

Финальное редактирование с проверкой по Критериям оценивания ответа на задание 26 приучает обращать внимание на детали внутри каждого из них

Отзывы


«Это как работа с виртуальным учителем. Здорово, что всегда на каждом шаге видно, что именно надо делать. В конце каждый критерий проверяется, классно»


«Программа объясняет, зачем, что и в какой последовательности выполнять. Все очень логично выстроено, есть хорошие подсказки. Полезно и для учеников, и для учителей»

О создателях сервиса




Кандидат педагогических наук;

школьный учитель с многолетним стажем;

автор курсов повышения квалификации, проводящий семинары для учителей по всей России;

член экспертной комиссии по проверке ЕГЭ;

руководитель марафона «Живая методика».

Создатель сайта «Изучаем роман “Обломов”»,

директор «Дизайн-студии в Академгородке»,

победитель и призёр региональных и всероссийских конкурсов с проектом «Пазлтекст»,

IT-руководитель проектов «Умной методики».

Кандидат филологических наук;

репетитор по русскому языку;

член экспертной комиссии по проверке ЕГЭ;

автор методических пособий по подготовке к ЕГЭ.

Центр инновационного дополнительного образования «Умная методика»,
резидент Омского регионального IТ-парка

Конструктор сочинений – это сервис, который разработан как результат многолетнего сотрудничества учителя и его ученика.

Учитель – Бузина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, с многолетним опытом работы в школе, автор курсов повышения квалификации, семинаров, которые были успешно проведены для учителей во многих регионах страны, соавтор пособий для школьников, выходящих в издательстве ”Национальное образование”. Для разработки Конструктора сочинений оказался востребованным и опыт её работы в региональной экспертной комиссии по проверке заданий с развёрнутым ответом (сочинений) ЕГЭ по русскому языку, в том числе и в проведении апелляций.

Ученик – Сергеев Виталий, ныне руководитель IТ-проектов, участник школы «Яндекса», победитель и призёр 7 всероссийских и региональных конкурсов, с опытом управления проектами в сфере IT и дизайна.

Сотрудничество и формирование команды началось ещё в 2000 году, когда появился сервис, разработанный на основе материалов реальных уроков в параллели 10-х классов Гимназии № 140 города Омска, – «Изучаем роман Обломов». Cайт продолжает быть востребованным у новых поколений старшеклассников (статистика посещений за октябрь 2015 – 17 629 человек). В процессе создания Конструктора в работу включились новые члены команды: Полина Васильевна Токарева, опытный педагог и наставник учителей, Анастасия Шадрина – также выпускница 2002 года, ныне аспирант ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, сотрудники “Умной методики” Ольга Джамбас и Андрей Зайцев.

Мы, команда разработчиков Конструктора сочинений, за помощь в отладке сервиса сердечно благодарим наших партнёров - учителей, старшеклассников из многих регионов страны! Советы и рекомендации большой и дружной команды опытных учителей, которые принимали участие в апробации сервиса, ценные советы и рекомендации учащихся 10 и 11 классов, которые тестировали Конструктор на всех этапах его разработки, помогли улучшить его структуру, сделать удобной работу на каждом шаге – без этой неоценимой помощи Конструктор сочинений не смог бы стать инструментом, который помогает научиться успешно выполнять Задание 26!

Ежегодно я совершенствую свой "конструктор", дополняю его соответственно новым требованиям и критериям, учитываю методические рекомендации разработчиков экзаменационных материалов, пользуюсь интересными наработками, которые ежегодно дает А.Г.Нарушевич.

Конструктор состоит из трёх частей. Первая - это последовательность работы с текстом. Этой методикой пользуюсь уже несколько лет. Лично для меня это наиболее оптимальный вариант, понятный ученикам и простой в применении. Вторая - это рекомендации по формулированию проблемы.Третий - непосредственно сам конструктор, содержащий смысловые части сочинения, речевые клише или подсказки. В оригинале третья часть представлена у меня в виде таблицы, но статья в Дзене, к сожалению, такой формат не поддерживает, поэтому даю ее в текстовом варианте.

Чтобы текст одной публикации не был слишком большим, я опубликую свой "конструктор" в трех разных статьях, в каждой из которых дам ссылки на две другие.

Часть первая

Как работать над сочинением?

1. Прочитать текст.

2. Определить общую тему (темы): о чем текст?

3. Перечитайте текст по абзацам. Определите и запишите микротему каждого абзаца. Проследите, как излагает мысли автор.

4. Перечитайте по абзацам еще раз. Подчеркните в каждом абзаце ключевые слова, раскрывающие микротему. Ключевые слова – это самые важные факты.

5. Перескажите текст с опорой на выделенные микротемы и ключевые слова. Именно эту информацию вы будете использовать в качестве комментариев.

6. Найдите в тексте или сформулируйте главную мысль. Это будет авторская позиция.

7. Переформулируйте главную мысль в проблемный вопрос. Запишите его: проблема (чего?) или в виде вопроса.

8. Вернитесь к микротемам и ключевым словам. Выберите из них 2 примера, наиболее четко иллюстрирующих проблему. Обязательно продумайте мини-вывод из каждого примера. Для чего вы приводите пример в сочинении? Как он помогает понять проблему?

9. Придумайте связку для примеров. Продумайте ее место в сочинении (перед или между примерами).

10. Запишите каждый пример, используя текст (перескажите). Сделайте из пересказа комментарий, добавив туда, где это уместно, клише (смотри ниже в таблице). После каждого примера напишите мини-вывод.

11. Продумайте, какая смысловая связь между примерами. Сформулируйте и запишите свою мысль.

12. Подберите пример из личного опыта, подтверждающий собственную позицию. Можно использовать случаи из личной жизни, из истории, литературы, жизни общества, кино. (Не надо искусственно притягивать литературные произведения). Можно ограничиться развернутыми рассуждениями без описания конкретных случаев. Запишите.

13. Уделите внимание выводу. Вывод должен логически объединять проблему, авторскую и вашу позиции. Это может быть какой-то урок, вынесенный из всего сказанного, или призыв. Избегайте в этой части повелительного наклонения.

14. Напишите черновик. Проверьте. Убедитесь, что все части логически связаны. Проверьте повторы, замените их, где нужно, синонимами.

В оригинале третья часть представлена у меня в виде таблицы, но статья в Дзене, к сожалению, такой формат не поддерживает, поэтому даю ее в текстовом варианте.

Первую и вторую части вы можете найти по ссылкам.

Часть 3. Структура сочинения и клише

(ФИО) ставит / выдвигает проблему (чего?) ________________

Что (как, почему, зачем, какой, ли) __________? Над этим вопросом размышляет (ФИО).

2. Комментарий 1

Переход и связка

От первой части ко второй необходим логический переход. Если вы здесь же решили обозначить и смысловую связь между первым и вторым комментарием, то можно использовать такие клише:

  • Раскрывая проблему, автор противопоставляет…
  • Раскрывая проблему, автор сравнивает (сопоставляет)…
  • Раскрывая проблему, автор рассказывает о двух (героях, случаях, событиях)…
  • Раскрывая проблему, автор размышляет о том… и о том…

Если смысловая связь у вас будет между комментариями, то в этом месте сочинения делайте просто переход от первого абзаца ко второму при помощи такого клише:

  • Раскрывая проблему, автор рассказывает (повествует, рассуждает, размышляет, описывает)…

Далее следует сам комментарий. Клише

Чтобы сделать из пересказа комментарий, используйте такие клише:

ФИО (автор, писатель, публицист, он)

  • отмечает
  • подчёркивает
  • заостряет внимание
  • анализирует
  • отмечает важность
  • обеспокоен
  • цитирует
  • приводит пример

НЕ забудьте сделать мини-вывод из первого примера. Клише для мини-вывода:

  • Мы видим (понимаем), что (как, насколько, почему, для чего)…

3. Комментарий 2

Между второй и третьей частью нужно сделать переход и обозначить смысловую связь (если вы этого не сделали перед первым комментарием). Можно воспользоваться такими фразами:

  • Формулируем вопрос и дальше пишем: "На этот вопрос дает ответ автор. Он считает, что…"
  • Эти события (это наблюдение, этот факт, эта ситуация) заставляют автора задуматься о… (наталкивает автора на размышления о…);
  • Совсем по-другому поступает (ведет себя)…

Далее снова следует сам комментарий и мини-вывод. Клише для них такие же, как для первого (повторяться не буду).

4. Смысловая связь

Комментируем смысловую связь между примерами. Можно это сделать таким образом:

  • Оба приведенные мною примера свидетельствуют о том, что…
  • Оба примера позволяют автору раскрыть тему… и привлечь внимание читателя к важной проблеме…
  • Это противопоставление (сравнение) помогают нам понять.

5. Авторская позиция

Автор (писатель, публицист или ФИО) считает, что…

Авторская позиция такова: …

6. Собственная позиция

Нельзя не согласиться с этой позицией, так как ____.

Я разделяю точку зрения автора, поскольку _____.

Далее необходимо обосновать свое мнение. Это можно сделать двумя способами: привести конкретный пример или продолжить развивать мысль автора своими размышлениями.

Клише для конкретного примера:

Приведу пример из жизни (книги, кино). Краткое описание ситуации. Анализ ситуации. Мини-вывод.

Возможные направления для собственного размышления:

Вопрос – ответ на него.

Завершая свое рассуждение, отмечу: _____.

Возможные направления для вывода: надо; следует; нельзя; было бы хорошо, если бы … ; нам надо задуматься о … ; каждый из нас может … .

Читайте также: