Конструктор для развития речи для детей

Обновлено: 04.05.2024

Автор: Коростелева Людмила Александровна

Организация: МБОУ «ЦО № 7 им.Героя Советского Союза С.Н. Судейского»

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психологи (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова и др.)

В процессе конструкторской деятельности ребенок создает определенную модель предмета из готовых деталей, воплощает свои представления об окружающих предметах в реальные модели этих предметов.

Ни для кого не секрет, что конструирование играет существенную роль во всестороннем развитии ребенка.

Сегодня я расскажу о способах развития речи дошкольников на занятиях по Lego-конструированию, о возможностях различных Lego-наборов, и о том, как я реализую эти возможности на своих занятиях.

Но начать бы я хотела с истории возникновения знаменитого конструктора.

Lego (Leg Godt – с дат. – «играй хорошо») – серии игрушек, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования различных предметов. Наборы Lego выпускает группа компаний Lego Group, головной офис которой находится в Дании. Эта компания была основана в 1932 году. Ее основатель – датчанин Оле Кирк Кристианесен, в то время являющийся бригадиром команды плотников и столяров. Первая фирма датчанина была необычайно далека от детских конструкторов. Оле Кирк занимался изготовлением гладильных досок, лестниц, а также прочих изделий из дерева. Постепенно профиль деятельности компании изменяется. Акцент смещается в сторону детских игрушек. Появляются деревянные машинки, мебель для кукол. Так выглядит первая игрушка компании Lego.

В 1947 году компания расширила производство и начала выпуск пластиковых игрушек. Примечательно, что, начиная с момента своего появления, элементы Lego во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом. Так, элементы, созданные в 1958 году, по-прежнему соединяются с элементами, выпущенными сейчас, несмотря на радикальные изменения в дизайне и форме элементов за эти годы.

В 2014 году компания Lego Group стала мировым лидером по производству игрушек. Разработчики Lego видят свою миссию в том, чтобы «вдохновлять и развивать строителей завтрашнего дня». Их главный девиз – невозможно играть, не получая знаний, как и невозможно учиться без игры. Так выглядит компания Lego Group сейчас.

Поэтому, разрабатывая свою продукцию, компания стремится к тому, чтобы помочь детям реализовать их право на игру и развитие.

В этом, наверно, и таится главный секрет нескончаемой популярности, востребованности конструктора Lego.

В разных странах мира игровые наборы Lego Education используют для изучения широкого спектра школьных предметов: от математики и родного языка до физики и робототехники.

Существуют серии наборов Lego Education и для дошкольных образовательных организаций – Lego Duplo, Lego System.

Кроме традиционных кирпичиков и строительных пластин эти наборы включают в себя тематические декорации, миниатюрные фигурки людей, животных, растений и другие атрибуты для полноценной игры. Это дает детям возможность с максимальной правдоподобностью воспроизводить самые разные объекты: дома, замки, больницы, фермы, железнодорожные станции, пожарные части, зоопарки и т.д. Юные конструкторы вместе со взрослыми разыгрывают интересные сюжеты, как сказочные, так и вполне реалистичные.

Работа с кубиками Lego: проговаривание процесса, описание результата – способствует речевому развитию, формированию мелкой мускулатуры рук, мелкой моторики.

Большинство наборов представляют собой атрибуты для сюжетно-ролевой игры, в которую включены элементы конструирования (детской площадки, фермы, автотранспорта различного назначения), атрибуты для сюжетно-ролевых игр по темам «Профессии», «Семья». Все эти наборы представлены на слайде.

В процессе конструирования мы проговариваем названия элементов конструктора, их назначение, называем цвет кирпичиков, форму, их размер, используем в речи слова, обозначающие пространственные отношения – «сверху», «снизу», «справа», «слева» и т.п.

На занятиях я стремлюсь как можно больше проговаривать, описывать и сам процесс конструирования: это может быть проигрывание в прогностическом варианте: «сначала построю дом, потом двор, во дворе машину», или констатация сделанного: «… сделал автобус, посадил водителя, построил остановку…» и т.д. И то и другое способствует озвучиванию алгоритма конструирования и развития сюжета.

Очень интересен в работе по развитию речи набор «Моя первая история». Он представляет собой атрибуты для творческой игры, которые позволяют придумывать различные рассказы, истории, сказки, объединять сюжеты. В набор входят основания и крепления для декораций, а также 5 фоновых двусторонних карточек с различными сюжетами.

Я предлагаю детям построить свою историю из Lego. Если им трудно, для начала нужно помочь составить план. Потом предлагаю детям составить рассказ (историю, сказку), который можно начать по-разному: «Однажды…», «Как-то раз…», «Дело было зимой…», «В некотором царстве. ». Вначале нужно помогать словами связками «И вот тогда…», «Вдруг…», «А в это время…», «Потом…», со временем дети сами строят рассказ.

Получается своеобразный театр, дети с удовольствием строят свою историю, фантазируют, рассказывают сказку друзьям. Они учатся описывать предметы и события; понимать структуру и элементы, лежащие в основе повествования; пересказывать и разыгрывать в лицах события, описанные в рассказах, песнях, стихах; выражать свои мысли, идеи и мнения.

Вообще сказку и историю можно построить и разыграть, используя любой из наборов Lego, привлечь другой конструктор. Полет фантазии не ограничен. Абсолютно на каждом занятии после выполнения основного задания я предоставляю детям время для игры с построенными моделями. По своему желанию ребенок может играть один, объединяться в пару или играть группой.

К счастью, наши постройки, наши игры мы можем продемонстрировать широкой публике.

Уже стало ежегодной традицией участвовать во Всероссийских конкурсах детского технического творчества – «Икаренок с пеленок», «Лего Бум». На эти конкурсы мы представляем видеоролики с рассказами детей о своих собственных постройках. Это уникальный опыт для ребят – они не только развивают свое техническое творчество, но и речь (умение рассказать с выражением, объяснить, обыграть, делать выводы и озвучивать мораль сказки).

Кроме всего перечисленного, наборы Lego Education уникальны тем, что позволяют детям получить базовые представления о современной науке, обогащают словарный запас ребенка техническими терминами – болт, ось, вал, шестеренка, рычаг, блок, втулка, мотор, коммутатор, датчик. Со всеми перечисленными элементами конструктора мы работает постоянно, и волей-неволей дети запоминают эти сложные, казалось бы, слова.

При обогащении представлений детей старшего дошкольного возраста о звуке, слоге, слове также целесообразно использовать конструктор Lego. Детям легче усвоить эти абстрактные понятия с опорой на зрительные ориентиры. Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», можно использовать Lego, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета – гласные звуки, синего – согласные твёрдые, зеленые – согласные мягкие. Можно предложить ребенку сосчитать количество звуков в построенной схеме.

Увлекательно и весело строить буквы из конструктора, составлять слова.

Ну а теперь, предлагаю вам окунуться в мир Lego и увидеть, как конструктор способствует развитию речи детей дошкольного возраста. Предлагаю примеры дидактических игр по развитию речи.

Дидактическая игра «Найди, где спряталась кошка»

Задача: формировать умение согласовывать слова в предложении, употреблять существительные с предлогами (на, в, под, за, около…), закреплять умение правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (впереди - сзади, ближе - дальше).

Ход игры: кошка хочет поиграть в «Прятки», спрячь её за домик. Скажи:

  • куда спряталась кошка? (Кошка спряталась за домик).
  • посади кошку на крышу;
  • посади кошку около дерева;
  • посади кошку перед домиком.

Дидактическая игра «Один, много»

Задача: формировать умение согласовывать числительные с существительными.

Ход игры: у меня одна елка, а скажи, как будет много? (ёлок), одна лошадь, много (лошадей), один кубик – много кубиков.

Дидактическая игра «Опиши детали»

Задача: развивать умение описывать животных, человечков, отрабатывать падежные окончания (собака без чего? – без хвоста).

Ход игры: Посмотрите, какой красивая собачка (собачка без хвоста), расскажите о ней, опишите ее. Чего не хватает собачке? Скажите правильно: «У собачки нет хвоста». Игру можно закончить, когда дети описали несколько животных или птиц.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Задача: развивать умение рассуждать, делать выводы, внимание, память, сообразительность, логику.

Ход игры: Предлагаю на столе найти лишний предмет «Паровозик, машина, самолёт, собака», «Кошка, лошадь, собака, петух», «Стол, стул, кровать, дом»…

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задача: закрепить знание об игрушках, развивать сенсорные способности.

Ход игры: обращаю внимание на набор игрушек на столе, предлагаю рассмотреть игрушки. Показываю яркий мешочек, приглашаю поиграть в игру «Чудесный мешочек», в которой есть правило игры: тот, кого я позову, опускает руку в мешочек, находит игрушку и на ощупь определяет и называет, какая игрушка в руке. Игра продолжается, пока все игрушки не будут названы.

Дидактическая игра «Построй предмет, который начинается со звука «Д»

Задача: формировать умение слышать первый звук, сооружать постройку на заданный звук.

Ход игры: сегодня мы будем строителями. Предлагаю вам построить предмет, который начинается со звука «Д». Звук «Д» твёрдый или мягкий? (твёрдый) Предлагаю вам подумать и начать строительство.

Дидактическая игра «Составь схему предложения»

Задача: формировать умение составлять схему предложения, определять количество слов и обозначать количество слов деталями чёрного цвета.

Ход игры: сейчас мы поиграем в игру «Составь схему предложения». Слушайте внимательно, сначала определите количество слов в предложении, потом выкладывайте на панели схему предложения «Маша гуляет», «Мама купила фрукты», «Наступила холодная зима», «Таня положила фрукты в вазу». С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы). Что ставим в конце предложения? (Точку или знаки: вопросительный или восклицательный.)

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.

Ход игры: на столе расположены Lego-предметы в определенной последовательности. Посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось.

Все-таки возможности конструктора Lego безграничны! Сегодня я постаралась продемонстрировать некоторые из них. Надеюсь, мой опыт будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Рада видеть вас на мастер-классе. А о чем будет сегодняшний мастер – класс, хотелось бы, чтоб вы порассуждали и попытались догадаться.

У меня в руках стакан с водой. Как вы думаете, сколько он весит? (ответы)

Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут? (ответы)

А что будет если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два? (ответы)

А если целый день? (ответы)

Как по вашему, вес стакана изменится от того что я его целый день буду просто держать? (ответы)

Точно! Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует. Можно думать о проблеме, но как правило это не к чему не приводит. Её “вес” не уменьшится. Проблема существует до тех пор пока ты ее не решишь, чтобы решить проблему ее нужно разобрать по частям, по кирпичикам.

Что такое проблема? Ответы зала.

Проблема - сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. (словарь Ожегова)

Прошу поднятся ко мне на сцену моих помощников фокус - группу.

В моей работе главной проблемой является развитие речи детей. Недостаток общения родителей со своими детьми, подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, игнорирование речевых трудностей, все это лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи.

«Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством».

Из слов Константина Дмитриевича Ушинского, мы понимаем, как важно, чтобы речь ребенка была живой, непосредственной, выразительной, чтобы он с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познания окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее его отношения со взрослыми и сверстниками. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Развитие речи в дошкольном возрасте – это основа, фундамент для ребенка, который нужно выкладывать по степенно, по кирпичику.

Тема моего мастер-класса : «Составим речь по кирпичику» или «Развитие речи детей с помощью ЛЕГО - технологии».

Работая с детьми, обратила внимание, что занятия по конструированию, как и другие виды деятельности способствуют развитию речевой активности у дошкольников.

И одним из направлений моей работы стало применение технологии - ЛЕГО в развитие речи детей.

ЛЕГО - технология – это новая успешно развивающаяся педагогическая технология. Отличительной особенностью федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Именно такой подход легко реализовать в образовательной среде Лего, так как этот конструктор позволяет ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться и способен решить проблему и добиться положительных результатов в развитии речи детей.

Конструктор ЛЕГО - давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо: интерес детей к нему не затухает много десятилетий - с момента его появления в Дании в 1949 году. Ученые пришли к выводу, что ЛЕГО конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка.

Детские психологи доказали, что у человека, который в детстве был лишен образных игр, в последствие проявляется неспособность к адекватному восприятию окружающего мира. ЛЕГО сводит вероятность подобных проблем к нулю.

ЛЕГО-конструирование помогает развивать психические функции : внимание, память, особенно зрительную; интеллектуальные качества: умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.

Действия с ЛЕГО-конструктором способствует формированию словаря, его активизации и обогащения. При обучении звуковой культуре речи мы развивая моторику речедвигательного аппарата отрабатываем дикцию, совершенствуем фонематический слух.

С помощью ЛЕГО-технологии создаем игровые модели положения языка для выполнения артикуляционной гимнастики (лопаточка, чашечка, грибок).

Конструирование предметов (транспорта, животных) способствуют для игр-звукоподражаний.

ЛЕГО конструктор много функциональный и имеет технические характеристики, как безопасность, прочность, привлекательность.

Развивая грамматический строй речи мы учим детей согласовывать слова в предложении, употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).

Сейчас я попрошу ответить педагогов первой подгруппы. ( задание: расскажите, как бы вы использовали макет для развития грамматического строя речи детей – работа с предлогами)

Эти задания можно усложнять составляя словосочетания (кот у дома, кот за домом, кот около дома, кот перед домом и так далее) и составляя простые предложения (кот стоит перед домом, кот пошел за дом, кот вошел в дом и т. д).

Использование ЛЕГО - технологии способствует развитию связной речи.

Об этом нам расскажут педагоги второй подгруппы. ( задание: используя один из жанров речи выразите свое отношение к тому, что вы видите на макете)

Конечно, при помощи таких макетов дети учатся создавать полноценные сказки, состоящие из трех завершенных частей (начало, середина и конец) или описывать определенную сцену истории, что позволяет совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи.

ЛЕГО - технологию использую также при подготовке детей к школе. Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО, ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы.

Конструируя буквы из элементов синего или красного цвета, ребёнок запоминает и учится различать гласные и согласные буквы.

Для определения звуков по твердости и мягкости конструируем роботов синего и зеленого цвета.

Сейчас педагоги третьей подгруппы расскажут нам о том как они справились со своим заданием. (1. Сделать звуко-буквенный анализ слова «ЛИСТ» с помощью деталей конструктора ЛЕГО. Схему слова вы видите на экране.)

2. Выложите схему предложения «МАМА ПОШЛА В МАГАЗИН» используя разные детали конструктора ЛЕГО) Схема на экране.

При помощи ЛЕГО можно моделировать слоги и схемы слов при формировании звукового анализа и синтеза, а также составление схемы предложения.

Конструируя, мои дети любят комментировать свои действия. Поэтому играя со строительным материалом, они вступают в деловое и речевое общение со сверстниками и взрослыми. Очень приятно, когда в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник.

Русская пословица гласит «Если положить криво первый кирпич, то хоть до созвездия Плеяд выводи стену – будет кривая»

Как вы считаете продуктивна ли технология ЛЕГО-конструирования для решения проблемы развития речи детей или нет?

Скажите, а где бы вы могли применить эту технологию ЛЕГО конструирования в своей работе?

Работа по развитию речи с применением ЛЕГО –технологии сделала воспитательно-образовательный процесс более результативным, где главный механизм для детей игра в ЛЕГО, которая не вызывает у них негатива, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Чем разнообразнее будут приёмы для развития детей, тем более успешным будет формирование речи.

Хотелось бы закончить свой мастер – класс словами выдающегося советского педагога – новатора Василия Александровича Сухомлинского

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.»

Мне осталось только поблагодарить участников за работу, а зал за внимание. Спасибо.

Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр 1. «Наши ручки» Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нету наших ручек. Вот, вот наши ручки, Вот наши ручки.

Художественно-эстетическое развитие с помощью технологии аппликации и лепки [b]Художественно-эстетическое развитие с помощью технологии (аппликации и лепки).[/b]Воспитатели дошкольного образовательного учреждения.

Конспект занятия факультатива «Лего мастер» «Путешествие в сказку» по Лего-конструированию для детей подготовительной группы

Конспект занятия факультатива «Лего мастер» «Путешествие в сказку» по Лего-конструированию для детей подготовительной группы Формируемые представления: Дошкольники создают простейшие модели реальных объектов по образцу воспитателя, на картинке, по графической схеме,.

Мастер-класс для педагогов «Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр» Провела и подготовила воспитатель: Зуева Г. А. «Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр» Цель: Познакомить педагогов с видами.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Воспитание звуковой культуры речи - это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников. Задачи: 1. Повышение профессионального уровня педагогов. 2. Формирование.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников. Задачи: 1. Повышение профессионального уровня педагогов. 2. Формирование.

Мастер-класс «Развитие интересов любознательности и познавательной мотивации дошкольников с помощью интерактивных игр» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Мастер-класс «Развитие творческого воображения дошкольников с помощью рисования кефирными красками»

Мастер-класс «Развитие творческого воображения дошкольников с помощью рисования кефирными красками» Существует много техник нетрадиционного рисования (монотипия пейзажная и предметная, оттиск смятой бумагой, рисование поролоном, гравюра,.

Педагогическая гостиная для родителей «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ игр» Цель: • Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Задачи: • Повысить образовательный уровень компетентности.

В методических рекомендациях для педагогов представлены игры с конструктором Лего для развития всех компонентов речи детей с ОНР.

ВложениеРазмер
rekomendatsii.docx 28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации «Использование Лего - конструирования в развитии речи детей с ОНР»

Развитие речи дошкольника является актуальной проблемой в настоящее время. Особенно это важно для детей с общим недоразвитием речи.

ОНР (общее недоразвитие речи) - является сложной формой речевого нарушения. У всех детей с ОНР отмечается нарушение всех компонентов речи: звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи и связной речи. У таких детей наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук.

В решении этих задач хорошо подходит Лего- технология, которая объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность детей.

Работа по развитию речи с применением Лего - технологий делает развивающий процесс более результативным. Использование Лего конструирования у детей с ОНР способствует развитию сенсорных представлений, развитию лексико- грамматических средств языка, автоматизации и дифференциации звуков в ходе игры, развитию связной речи, овладению звуко- буквенным анализом слов, а также развитию мелкой моторики.

Для того чтобы развивать речь ребенка, с ним чаще надо играть. Предлагаю игры с ЛЕГО - конструктором для развития всех компонентов речи детей с ОНР.

Игры с ЛЕГО для расширения словаря

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Перед детьми находятся 4 обруча (количество может варьироваться,) в каждом картинки по категориям «Овощи», «Транспорт», «Дикие животные», «Мебель». Детям предлагают свою постройку из Лего определить в домик – обруч в соответствии с представленной категорией, назвать её.

Цель : расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

У детей на руках свои постройки. Воспитатель задает вопрос, на который ребенок должен ответить и поставить свою постройку на стол.

Что бывает длинным? (Дорога, мост, .)

Что бывает высоким? (Человек, дом, шкаф. )

Что бывает зеленым? (Деревья, кусты, платье. )

Что бывает быстрым? (Ракета, машина, самолет..) и тд.

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания

Можно предложить детям сконструировать фигуры живых объектов. Назвать, что у них получилось и как передвигается. Например, рыба плавает, бабочка летает итд.

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Выставляются 3 Лего фигурки, педагог просит определить ребенка какая лишняя и почему. Например, кошка, собака, олень.

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры: Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик) .

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево) .

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль) .

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом) .

После того, как ребенок отгадал, он строит из Лего отгадку.

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления, активизировать в речи антонимы.

Детям предлагают создать постройку противоположную по смыслу (Длинная и короткая дорожка, широкий и узкий мост, высокая и низкая башня)

Игры на формирование грамматического строя речи

«Мой, моя, мое, мои»

Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.

Педагог показывает постройки из Лего, просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуя местоимение с существительным. (Мой кораблик, моя кровать, мое мороженное, мои ступеньки)

Цель : практическое освоение согласования существительных с числительными.

Строится лесенка из Лего, на которой написаны цифры. Ребенок берет Лего игрушку и начинает подниматься по лесенке, соответственно считая: один человечек, два человечка, три человечка, четыре человечка, пять человечков. Аналогично берутся другие игрушки для счета.

Цель: упражнять в образовании новых слов по образцу.

Образец ответа: человек — человечек — человечище.

Построены три ступеньки из Лего. Ребенок ставит игрушку из Лего на вторую ступеньку, называет ее. Спускает игрушку на первую ступеньку (это ступенька «уменьшалка») и называет что получилось с помощью уменьшительно- ласкательного суффикса. Если ставит игрушку на верхнюю ступеньку (эта ступенька «увеличивалка»), то образовывает слово со значением увеличения.

Цель: развитие умение правильно употреблять существительное Р.п ед ч и мн ч. Развивать память и внимание.

На столе расположены ЛЕГО – предметы в ед ч и мн ч. Ребенок запоминает их, и как только он отворачивается, педагог убирает предмет или группу предметов. Когда ребенок повернется обратно, то должен внимательно посмотреть и сказать чего нет. Например, нет снежинки или нет варежек.

Цель: упражнять в образовании глаголов с помощью приставок.

Взрослый демонстрирует действие с Лего игрушкой на плато, где размещены постройки из Лего и просит ребенка назвать, что он сделал, сказав предложение правильно.

Собака (залезла, вылезла) из конуры.

Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.

«Куда спрятался котенок»

Цель : Формировать умение правильно употреблять предлоги.

Перед началом игры создаются постройки. Затем они обыгрываются. В ходе ролевой игры ребенок озвучивает, куда спрятался котенок. Например, котенок спрятался ПОД мостиком, затем убежал ЗА домик и тд.

Игры на развитие слоговой структуры слов

Цель : закреплять умение соотносить количество слогов с элементами Лего конструктора.

Педагог произносит определенное количество слогов. Ребенок должен сосчитать слоги и выложить на своем плато соответствующее количество элементов конструктора. Также со словами.

«Рассели животных по домам»

Цель: закреплять умение слогового анализа слов

Дети из элементов конструктора строят одно, двухэтажный и трехэтажный дома. Каждому ребенку раздается набор картинок с изображениями животных, названия которых состоят из одного, двух и трех слогов. Задача детей – «расселить животных» в соответствии с количеством слогов.

Цель: учить составлять предложения с соответствующим количеством слов.

Педагог предлагает ребенку сюжетную картинку. На плато выложены две детали конструктора. Ребенок придумывает предложения по картинке, количество слов в которых должно соответствовать количеству деталей Лего. Например, 2 детали- Наступила зима. З детали - Наступила холодная зима. И т д. Работу можно проводить и в обратном порядке. Ребенок называет предложение и выкладывает схему предложения из Лего деталей.

Игры на развитие связной речи

Цель: упражнять в умении пересказывать рассказ.

Дети строят, используя ЛЕГО, значимую сцену из рассказа, который им прочитали перед этим. Используя постройку Лего дети пересказывают уже знакомый рассказ.

Цель: Учить детей пересказывать сюжет сказки, опираясь на постройки.

Предложите детям на трёх пластинах построить рассказанную педагогом сказку. Каждая группа (из 2-3 человек) строит свою часть сказки. Затем дети по своим опорным постройкам сами пересказывают сюжет.

Цель: развивать умение сочинять историю по предложенному началу.

Прочитать детям начало истории, затем предложить построить её конец из Лего и рассказать что у них получилось.

«Выложи вторую половину»

Цель : учить составлять описательный рассказ. Научить соблюдать симметричность в постройках.

Педагог выкладывает на плато первую половину постройки, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину постройки. Составить описательный рассказ о полученной постройке.

Игры для совершенствования навыков звукового анализа и синтеза.

«Выложи схему слова»

Цель: Формировать умение осуществлять звуковой анализ слов,

На строительной плате ЛЕГО кубиками разного цвета дети выкладывают звуковые схемы слов. Детали красного цвета - гласные звуки, синего - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие.

«Придумай слово по схеме»

Цель: Формировать умение придумывать слова по предложенным схемам слов.

Следующим приемом может быть придумыванием детьми слов по выбору кирпичиков воспитателем.

«Где находится звук?»

Цель: совершенствовать умение находить место звука в слове (начале, середине, конце)

На плато выкладываются цепочку из трех одинаковых деталей конструктора. Педагог показывает детям картинки, в названиях которых звук стоит в различных позициях. Дети называют слово и определяют место звука в слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета.

«Построй предмет, который начинается на звук..»

Цель: формировать умение слышать первый звук, сооружать постройку на заданный звук.

Педагог называет каждому ребенку определенный звук, дети сооружают постройки на этот звук.

«Разложи по домикам»

Цель : Отрабатывать дифференциацию звуков по твердости-мягкости

На одной плате построен зеленый дом, туда кладем картинки с мягким согласным звуком, а в синий дом – с твердым согласным звуком). Например, кот- синий дом, кит- зеленый дом.

При постановке звука, Предложив ребенку построить автомобиль, обговорить условие, что заводиться каждая деталь будет с помощью («р»). Аналогичные упражнения с самолетом («л»), пчелкой («ж») и т.д.

Цель: Профилактика дисграфии; развитие мелкой моторики.

Дети строят известные буквы из Лего конструктора.

Таким образом, игры с Лего позволяют через игру развивать все компоненты речи ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методические рекомендации для начинающих воспитателей по развитию речи детей дошкольного возраста

Материал предназначен для воспитателей, которые начинают работать с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Представлен игровой материал по закреплению основных словаря, грамматического строя.


Методические рекомендации: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Методические рекомендации: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста».


Выступление для воспитателей на педсовете:" Использование ЛЕГО-технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.Поэтому для ра.


Статья «Возможности использования лего-конструирования в развитии игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

В современных условиях развития, дошкольное образование претерпело ряд некоторых изменений. Одним из важных нововведений федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), .


Методические рекомендации «Использование интерактивных игр в развитии речи дошкольников»

Современное общество стремительно осваивает новые технологии и коммуникации. Дошкольное учреждение представляет собой динамическую систему, отражающую социальный заказ общества и тенденции его развити.


Участие в районном методическом объединении "Использование современных технологий в развитии речи детей"

Участие в районном методическом объединении "Использование современных технологий в развитии речи детей".


Методические рекомендации «Использование метода «сторителлинга» для развития речи и воображения дошкольников. Изготовление и использование «Кубиков историй» в работе с детьми»

laquo;Сторителлинг - как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста».

Применение игр с конструктором ЛЕГО в процессе формирования связной речи дошкольников.

МБДОУ Детский сад №126, воспитатель.

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Игра является критерием психофизического развития дошкольника и младшего школьника.

Наборы LEGO выпускает группа компаний Lego Group, головной офис которой находится в Дании

Компания была основана в 1932 году . Её основателем стал датчанин Оле Кирк Кристиансен ( англ. Ole Kirk Christiansen [4] ), являвшийся в то время бригадиром команды плотников и столяров [4] .В 1947 году компания расширила производство и начала выпуск пластиковых игрушек. [4] Начиная с момента своего появления в 1949 году [5] , элементы LEGO во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом.

. Все детали конструкторов LEGO изготавливаются по определённому стандарту с высокой степенью точности (кубики, созданные в 2011 году, можно состыковать с кубиками, выпущенными в 1958), которая позволяет соединять их без значительных усилий. Кроме того, после соединения детали должны надёжно крепиться друг к другу. Для обеспечения этих условий элементы конструктора производятся с точностью в 2 микрометра [6] .

Элементы конструктора ЛЕГО имеют разные размеры, разнообразны по форме, простые варианты скрепления с другими элементами.

Другие – формочки, похожие на сапожок, шляпку, клювик, овалы с глазками, также окрашены в яркие основные цвета и имеют кнопочки для скрепления с другими элементами. Кроме того, наборы содержат фигуры человечков и животных с такими же унифицированными узлами крепления.

Вариантов скрепления ЛЕГО-элементов между собой достаточно много, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций (например, два кирпичика 2x4 можно скрепить между собой 24 способами).

ЛЕГО можно применять в различных областях знаний (слайд). Я решила поработать над тем, как можно использовать игры с ЛЕГО в процессе формирования речи детей.

ЛЕГО-конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, классификация и обобщение, а также тесно связана с развитием речи дошкольников. Развитая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, это является решающим условием для развития его личности. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для обучения детей рассказыванию, что в дальнейшем позволит им успешно учиться в школе.

Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов помогает проведению занятий по подготовке и обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, развитию связной речи.

1а) При постановке звука, используя ЛЕГО, можно несколько скрасить монотонность попыток проговаривания звука, некоторые неприятные ощущения у детей. Предложив ребенку построить автомобиль, обговорить условие, что заводиться каждая деталь («р»). Аналогичные упражнения с самолетом («л»), пчелкой («ж») и т.д.

1.Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», используем ЛЕГО, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие.

2.Следующим приемом может быть придумыванием детьми слов по выбору кирпичиков воспитателем. То есть, составление предложения по трехмерной схеме.

3.Также в подготовительных группах превращение одного слова в другое с помощью удаления некоторых звуков и замену отдельных на другие (корова — рева, котята - утята, белка - булка и т.д.).

Используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ предложения (короткие, длинные слова). Предварительно закрепив за каждым цветом определенную цифру, определяем порядковый номер каждого слова в предложении и ставим на плато кирпичики соответствующего цвета.

4.Работая с анализом и синтезом слогов, можно использовать человечков синего, красного и зеленого цветов. В начале на построенном мостике встречаются 2 человечка синего и красного цветов, вместе они образуют слог МА, в дальнейшем человечков заменяем на сконструированных детьми из ЛЕГО-элементов буквы. Предлагаем детям провести звуковой анализ слова.

5.Составление частей разных животных помогает развивать понимание образования сложных слов (Игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность детям с ОНР (общее недоразвитие речи) запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
6.При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев в клетке? В твоём зоопарке много кого?).

Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? Без хвоста.)
7.Основой коррекционной работы с применением ЛЕГО-технологий является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.
8.Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.
Использование ЛЕГО-технологий в процессе формирования связной речи даёт возможность осуществлять обучение с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Работа ведется еще и над коммуникативными навыками ребенка, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является логопсихокоррекционная ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетные командно-ролевые игры)

9.Когда конструирование закончено начинается работа со всей группой.

Дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе.

Например, работа с детьми по теме «Наш город» удивила своей результативностью. Дети создавали конструкции как на фантастические темы, так и на реальные сюжеты. Эмоциональная составляющая игры способствовала активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогло детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Такую же работу планируется провести и по теме «Космос» и другим тематикам. Работа у детей проходила с большой мотивацией

Таким образом, ЛЕГО-технология предлагает современные методы обучения дошкольников. Она объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность детей. Использование ЛЕГО-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Консультация для воспитателей.

«Развитие речи, как средство развитие речи по технологии LEGO - конструирования».

Выполнила:1 кв. категории Ремезова И.В.

МДОУ «Д/с № 17 «Искорка»

Г. Южноуральск Челябинской области

Развитие речи посредством конструирования становится актуальным в наше время. Для того чтобы развивать речь ребенка, с ним чаще надо играть.

Эффективность процесса речевого развития дошкольников, повышается путем использования LEGO -технологии во всех видах деятельности и в повседневной жизни дошкольников. Работа по развитию речи с применением LEGO -технологий делает развивающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая вызывает у них только положительные эмоции, приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.

Л. С. Выготский отмечал, что: "Если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому".

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной деятельности по всем предметам.

В настоящее время – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Существует множество проблем в речи детей. Речь односложная, состоящая из простых предложений. Детям сложно грамматически правильно построить распространённое предложение. Недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь. Многие дети затрудняются в построении монолога. В речи детей отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов. Слабые навыки культуры речи, плохая дикция. Поскольку современные дети перенасыщены информацией, то необходимо процесс обучения построить так, чтобы он был для них интересным, занимательным, развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребёнка, но не превышал его возможностей. В соответствии с выдвигаемыми требованиями, в дошкольных учреждениях подбираются, внедряются, совершенствуются педагогические технологии и обучающие средства, способные вызвать у детей потребность длительного общения с окружающими, эмоционально откликаться на возникающие ситуации. Одной из таких технологий является обучающий конструктор – LEGO.

В ходе занятий с конструкторами LEGO повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать индивидуально, в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотивация к обучению. Работа по лексическим темам с применением LEGO – конструирования даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства.

В создании условий для развития речевой, познавательной, творческой активности дошкольников через применение технологии LEGO -конструирования.

Практическая значимость: конструктор LEGO является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту.

Одно из направлений применения LEGO -конструирования – это развитие мелкой моторики. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

Например, такие игры использую для развития мелкой моторики:

Игра «Найди на ощупь» (для детей 3- 5 лет)

Задачи: развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.

Игра «Чудесный мешочек» (для детей 3-5 лет)

Задачи: развивать мелкую моторику рук, упражнять в счете в пределах 10.

Игра «Разноцветные вагончики» (для детей 4-7 лет)

Задача: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной формы, различению деталей по цвету, развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.

Большинство практикующих дошкольных педагогов считают, что не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, конструирования, выполнения любой деятельности, поскольку дошкольникам очень трудно выполнять работу молча.

Деятельность по лего-конструированию способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речевой активности у дошкольников.

Играя с LEGO, можно развивать разговорную речь ребенка. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

Игра «Изучаем предлоги»

Максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги, чем озвученная ролевая игра с конструктором. Именно при ролевой игре даже с самыми примитивнейшими постройками проще всего показать естественно каждый раз озвучивая.

Пример, что во время прогулки собачка понюхала цветочки ПОД мостиком, затем забралась НА этот мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой. Девочка может скатываться С горки, зайти В домик и выйти ИЗ него, перепрыгнуть ЧЕРЕЗ ручеек и т. д.

Если за время игры некоторые действия повторить неоднократно и с разными героями - ребенок усвоит предлоги на раз-два-три.

Перед началом игры сделайте некоторые постройки, заранее обдумав, какой предлог, в каком месте можно обыграть.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Многие дети умеют достаточно точно произносить все звуки, регулировать темп, громкость речи. По мере взросления у детей накапливается достаточно большой словарный запас.

В этом возрасте наступает великое стремление узнать, рассказать. Ребенок учится воздействовать речью на окружающих. Речь сопровождает практически все действия, которые выполняются. Постепенно усложняется уровень общения с другими людьми, происходит расширение социального взаимодействия. Это приводит к наиболее прогрессивному развитию всех сторон речи. Основой овладения языком является освоение звуковой структуры слов. В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Немаловажно для ребенка различать звуки, произносимые им самим. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития.

В работе с LEGO можно выстроить систему, где будут задействованы все стороны речи от фонематического восприятия до формирования связной речи. Для этого игру можно разнообразить различными упражнениями, беседами, дополнениями. При работе с LEGO хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике?). Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Дидактическая игра «Найди, где спряталась кошка»

Задача: формировать умение согласовывать слова в предложении, употреблять существительные с предлогами (на, в, под, за, около…), закреплять умение правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (впереди - сзади, ближе - дальше).

Ход игры: кошка хочет поиграть в «Прятки», спрячь её за домик. Скажи:

куда спряталась кошка? (Кошка спряталась за домик).

посади кошку на крышу;

посади кошку около дерева;

посади кошку перед домиком.

Дидактическая игра «Башня»

Задача: формировать умение правильно определять положение кубиков по отношению друг к другу, закрепляем предлоги (на, под, между).

Материал: кирпичики красного, жёлтого,

Ход игры: у вас на столе кирпичики разного цвета, вам надо построить башенку.

Возьмите желтый и красный кирпичики, поставьте кирпичик на кирпичик (предлог на) так, чтобы красный кирпичик был под желтым (предлог под)

Постройте башню так, чтобы синий кирпичик был между красным и жёлтым кирпичиком (между).

Теперь мы с тобой расскажем о твоей башне: на столе лежит красный кирпичик, продолжай…

Под жёлтым лежит красный кирпичик.

Между красным и жёлтым лежит синий кирпичик.

Дидактическая игра «Один, много»

Задача: формировать умение согласовывать числительные с существительными.

Материал: елки, лошадки, кошки, собаки, лего - кубики.

Ход игры: - у меня одна елка, а скажи, как будет много? (ёлок), одна лошадь, много (лошадей), один кубик – много кубиков.

Дидактическая игра «Кто, что умеет делать»

Задача: закрепить знания о птицах и животных, обогащать словарь, развивать речевую активность, правильное звукопроизношение.

Материал: набор птиц и животных из LEGO – лошади, котята, утята, свинки, гуси, кошечки, уточки, курочки, воробышек, медведь, кукушка, заяц.

Ход игры: дети, вы хотите помочь животным и птицам из сказки К.И. Чуковского «Путаница», которые всё перепутали. Что умеет делать кошка? (лакать, играть…) А как она разговаривает? (мяукает). Давайте напомним кошке, как она мяукала (мяу-мяу-мяу).

Что делают утята? (плавают, ныряют, пьют…). Как утята разговаривают? (крякают). Давайте покрякаем все вместе (кря-кря-кря).

(Так воспитатель беседует про всех героев сказки «Путаница»)

Герои сказки говорят вам спасибо, вы им напомнили, как надо правильно разговаривать.

Дидактическая игра «Опиши детали»

Задача: развивать умение описывать животных, человечков, отрабатывать падежные окончания (собака без чего? – без хвоста).

Материал: лошадка, собака, кошка, птица.

Ход игры: приглашаю вас поиграть в игру «Опиши детали». Посмотрите, какой красивый петушок (петушок без гребешка), расскажите о нём, опишите его. Чего не хватает у петушка? Скажите правильно: «У петушка нет гребешка». Игру можно закончить, когда дети описали несколько животных или птиц.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Задача: развивать умение рассуждать, делать выводы, внимание, память, сообразительность, логику.

Материал: наборы из LEGO «Транспорт», «Мебель», «Игрушки», «Дома», «Животные».

Ход игры: хотите узнать, кто из вас самый внимательный? Я предлагаю поиграть в игру «Четвёртый лишний». Предлагаю на столе найти лишний предмет «Паровозик, машина, самолёт, собака», «Кошка, лошадь, собака, петух», «Стол, стул, кровать, дом» …

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задача: закрепить знание об игрушках, развивать сенсорные способности.

Материал: животные из набора «Построй свою историю»

Ход игры: обращаю внимание на набор игрушек на столе, предлагаю рассмотреть игрушки. Показываю яркий мешочек, приглашаю поиграть в игру «Чудесный мешочек», в которой есть правило игры: тот, кого я позову, опускает руку в мешочек, находит игрушку и на ощупь определяет и называет, какая игрушка в руке. Игра продолжается, пока все игрушки не будут названы.

Дидактическая игра «Моделируем слова»

Задача: формировать умение производить звуковой анализ слов, определять количество слогов, звуков в слове и обозначать их кубиками 2*2 красного, зелёного и синего цвета.

Материал: кубики синего, зелёного и красного цвета из набора «LEGO».

Ход игры: давайте поиграем. Я буду медленно называть слово, а вы должны сосчитать, сколько слогов в этом слове. Сколько слогов в слове «Дом»? (один слог). Назовите первый, второй, третий звук. Сколько звуков в слове? (три звука). Какой первый звук? Какой второй звук? Какой третий звук? Возьмите панельки и выкладывайте на ней схему слова из 3 звуков. Предложить сначала короткие слова «Дом, мак, пар, суп, кот, дым, рак, кит, лес», потом «Маша, каша, река, раки, молоко…».

Дидактическая игра «Какие звуки ты слышишь?»

Задача: отрабатывать дифференциацию звуков по твёрдости и мягкости.

Материал: синие и зелёные панели, картинки со словами «Мак, рак, кот, дом, слон, банан, сыр, стул, ёлки, жук, мяч, волк, молоток, ежи, зонт».

Ход игры: перед вами картинки и панели. Каких цветов панели? (синего и зелёного) Каким цветом мы обозначаем мягкий согласный звук? (зелёным) Каким цветом мы обозначаем твёрдый согласный звук? (синим) Я буду называть слово, если в нём твёрдые согласные звуки, то картинку вы кладёте на синюю панель. А если слово состоит из мягких согласных, то на какую панель кладём картинку? (на зелёную)

Дидактическая игра «Построй предмет, который начинается со звука «Д»

Задача: формировать умение слышать первый звук, сооружать постройку на заданный звук.

Материал: наборы «LEGO».

Ход игры: сегодня мы будем строителями. Предлагаю вам построить предмет, который начинается со звука «Д». Звук «Д» твёрдый или мягкий? (твёрдый) Предлагаю вам подумать и начать строительство.

Дидактическая игра «Сколько слогов в слове»

Задача: закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество в слове.

Материал: детали 2*3 черного цвета из набора «LEGO».

Ход игры: предлагаю поиграть в игру «Сколько слогов в слове». Я буду называть слово, вы будьте внимательны, считайте слоги и выкладывайте их на панели с помощью деталей 2*3 черного цвета. Послушайте слово «лук». Сколько слогов в слове? (Один) Сколько деталей вы выложите? (одну). Предложить сначала короткие слова «Дом, мак, пар, суп, дым», потом «Маша, каша, река, коты, раки, лесник, киты, книга, молоко, автобус, игрушки…».

Дидактическая игра «Придумай предложение»

Задача: формировать умение составлять предложение с заданным количеством слов, развивать речевую активность и быстроту мышления.

Материал: детали 2*5 чёрного цвета из набора «LEGO», серая или белая панель.

Ход игры: сейчас мы поиграем в игру «Придумай предложение». Посмотрите внимательно на схему, сначала определите количество слов в предложении, теперь придумывайте свои предложения.

Дидактическая игра «Составь схему предложения»

Задача: формировать умение составлять схему предложения, определять количество слов и обозначать количество слов деталями чёрного цвета.

Материал: детали Лего 2*5 чёрного цвета из набора «LEGO», панели серого цвета.

Ход игры: сейчас мы поиграем в игру «Составь схему предложения». Слушайте внимательно, сначала определите количество слов в предложении, потом выкладывайте на панели схему предложения «Маша гуляет», «Мама купила фрукты», «Наступила холодная зима», «Таня положила фрукты в вазу». С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы). Что ставим в конце предложения? (Точку или знаки: вопросительный или восклицательный.)

Дидактическая игра «Моделируем буквы»

Задача: формировать умение выкладывать на панели буквы с помощью деталей LEGO, закреплять знание букв алфавита.

Материал: панели, наборы «LEGO», алфавит, магнитная азбука.

Ход игры: сегодня мы с вами будем моделировать буквы алфавита. Давайте вспомним и назовём буквы алфавита от «А» до «Я». Теперь возьмите себе по 1 букве из магнитной азбуки, выберите себе пару. Возьмите одну панельку на двоих и моделируйте каждый свою букву.

Дидактическая игра «Отгадываем буквы»

Задача: формировать умение отгадывать букву на ощупь с закрытыми глазами, закреплять знание букв алфавита.

Материал: панели с выложенными буквами, повязка для глаз.

Ход игры: сегодня мы с вами будем узнавать буквы с закрытыми глазами. Садитесь за стол, надевайте повязку для глаз, возьмите одну панельку на столе и обследуйте на ощупь букву. Что за буква спряталась на панели?

При проигрывании данных игр задействованы все анализаторы, а именно: зрительный, слуховой и двигательный, что благоприятно воздействует на речевое развитие в целом.

Благодаря LEGO создается атмосфера, в которой дети чувствуют себя хозяевами, творцами. Именно конструирование превращает персонаж из абстракции в реальность и дает возможность ребенку представить себе героя как живого, активизируется словарный запас ребенка, развивается творчество детей, формируются навыки диалогической речи.

Конструктор "LEGO" - это уникальный творческий обучающий инструмент, который позволяет дошкольникам освоить навыки повествования и научиться создавать рассказы в естественных условиях. Игровая форма обучения позволяет организовать оптимальное речевое взаимодействие между участниками.

Работа по развитию речи с применением LEGO -конструирования сделала образовательный процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению материала. Чем разнообразнее будут приемы, тем успешнее будет формирование речи.

Таким образом, работа по развитию речи с применением LEGO -технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.

Читайте также: