Конструктор электронных учебников инструкция

Обновлено: 27.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Электронный учебник – это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

Основные формы электронного учебника

Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.

Энциклопедия . Это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования.

Задачник . Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Учащийся получает учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема – подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал.

Креативная среда . Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом.

Авторская среда . Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретного ОУ, конкретной специальности, конкретного студента. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.

Невербальная среда . Традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий. Но в электронном учебнике возможно реализовать методический прием "делай как я". Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.

Перечисленные формы электронного учебника могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы в рамках единого ансамбля. Все зависит от замысла "автора". Автор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных учебников. Успех электронного учебника будет зависеть от того, как он "впишется" в учебный процесс ОУ.

Рекомендации по разработке электронного учебника

Основные этапы разработки электронного учебника

1. Выбор источников

2. Разработка оглавления и перечня понятий

3. Переработка текстов в модули по разделам

4. Реализация гипертекста в электронной форме

5. Разработка компьютерной поддержки

6. Отбор материала для мультимедийного воплощения

7. Разработка звукового сопровождения

8. Реализация звукового сопровождения

9. Подготовка материала для визуализации

10. Визуализация материала

А теперь подробнее:

1) при разработке ЭУ целесообразно подбирать в качестве источников / такие печатные и электронные издания, которые:

· наиболее полно соответствуют стандартной программе,

· лаконичны и удобны для создания гипертекстов,

· содержат большое количество примеров и задач,

· имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

2) производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом.

3) перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.

Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.

4) гипертекст реализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях.

5) разрабатывается компьютерная поддержка. Врабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ.

Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

6) изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.

7) разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

8) производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.

На этом заканчивается разработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации ЭУ может предполагать некоторые коррекции его содержательной и мультимедийный компонент.

Программное сопровождение

В настоящее время среди основных требований при создании электронных учебников для образовательного процесса: научности, доступности, проблемности, большое внимание уделяется наглядности обучения: чувственному восприятию изучаемых объектов. Наглядность обучения при использовании компьютерных программ имеет некоторые преимущества перед обучением с использованием традиционных учебников.

В программах с мультимедийным представлением информации появляется возможность создания не только зрительных, но и слуховых ощущений. Электронные учебники существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичней. Появляется возможность наглядно-образной интерпретации существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но даже и научных закономерностей, теорий, понятий.

Электронные учебники в формате Word, PowerPoint

Нет нужды представлять документы в этих распространенных форматах. С их помощью можно легко и быстро подготовить качественное электронное учебное пособие со встроенной системой самоконтроля.

Электронные учебники в формате Acrobat

Имеется прекрасно зарекомендовавший себя формат .PDF электронных документов от компании с мировым именем Adobe Systems. Для чтения электронных учебников в этом формате применяется свободно распространяемая программа Acrobat Reader. Для создания же электронных учебников используется программа Acrobat с широкими возможностями, вполне доступная образовательным организациям. Многие миллионы электронных документов в мире выполнены именно в формате .PDF.

Электронные учебники в программе Flash MX

Многие электронные учебники, имеют основу – программу Flash MX, представляющую мощную систему для создания анимационных файлов для Web. Так как будущее за дистанционным образованием, то изучение и применение этой программы не случайно.

Электронный учебник в программе 3D Studio MAX

Широко распространенных программ моделирования довольно много, однако одна из лучших программ трехмерного моделирования и искусства анимации для создания визуальных эффектов программа – 3D Studio MAX.

3DMAX позволяет смоделировать многое путем использования разнообразных базовых объектов. После построения геометрических объектов и должного их размещения к ним можно применять “материалы”, накладывать на геометрию текстуры.

Программа 3DMAX привлекает тем, что в ней можно по настоящему почувствовать себя создателем целого фильма, выступать и в роли режиссера, оператора, композитора, всех тех, кто создает фильм. Конечно, этот процесс занимает много времени, но если нравиться, то оно пролетает незаметно.

Объединение программ 3dmax и Flash MX позволяет создать в обучающие программы, позволяющие обеспечить внедрение новых технологий, соответствующих мировым стандартам в области информатизации.
Благодаря использованию трехмерного моделирования 3dmax и удобному интерфейсу Flash новые компьютерные программы стали наглядны, красочны и интересны студентам.

Цель мастер класса: Научить преподавателей работать с программой для создания электронных учебников.
Для освоения материала надо выполнить следующие задачи:
• Установка программы Constructor Electronic books
• Ознакомление с интерфейсом программы
• Создание электронного учебника
• Работа с содержанием проекта
• Добавление и редактирование файлов
• Конвертирование файлов для добавления к проекту
• Работа с дополнительными возможностями

1. Создание электронного учебника. Для создание электронного учебника, необходимо нажать на кнопку «Новый», в появившемся диалоговом окне необходимо создать новую папку в нужном для вас месте, после этого надо нажать на кнопку «Принять». Новый проект создан.
2. После появления рабочей области нового проекта, желательно первым делом вводить данные в отделе «Информация о электронном учебнике», где можно указать автора проекта, название учебника и дополнительную информацию в бегущую строку.
3. Для добавления разделов содержания и файлов используется раздел «Работа с содержанием». Для добавления элементов содержания используется кнопка «Добавить раздел», а для добавления файлов внутри раздела, необходимо нажать кнопку «Добавить элемент»
4. Раздел «Операции с элементами» предназначен для редактирования элементов содержания и файлов.
5. Текстовых данных и документов можно копировать в проект, а также есть возможность добавлять готовых файлов самых распространенных форматов MHT, MHTML, HTML, HTM, SHTML.
6. При добавлении форматов DOC, DOCX, RTF программа запрашивает разрешение для конвертации данных форматов, при отказе конвертировании программа добавляет эти файлы как в виде ссылок.
7. Программа поддерживает множество различных форматов для работы с аудио, видео и изображениями. Программа может извлекать файлов из архивированных файлов.
8. Раздел сортировка позволяет сортировать разделы и тем внутри разделов.
9. После завершения создания электронного учебника надо скомпилировать проект для создания готового .ехе файла с помощью кнопки «Создать учебник [ехе]».
10. Готовый проект мы можем в той папке, куда сохранили проект при начале работы.

Создание электронного учебника
1. Введение
В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению профессиональной деятельности. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса.
Проведенные в колледжа статистические исследования использования обучающих и тестирующих программ по различным дисциплинам показывают, что их применение позволило повысить не только интерес к будущей специальности, но и успеваемость по данной дисциплине (силами учащихся созданы 22 электронных учебника и библиотечный фонд составляет 112 электронных учебника). Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Эти программы дают возможность каждому учащемуся независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Компьютер может выступить в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ, и повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады.
В настоящее время в нашем колледже идёт разработка компьютерных программ – электронных учебников по различным дисциплинам. Конечно, постановщиком программ в первую очередь выступает преподаватель-предметник, чьи идеи реализованы в компьютерном обучении, но оформление и подача информации, как текстовой, так и графической выполняется учащимися.

2. Основные формы электронного учебника
Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник. Представляем вашему вниманию конструктор электронных учебников


Рисунок 1 – Содержание учебника

Теоретическая часть. Это базовая форма электронного учебника. Информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования.


Рисунок 2 – Выбор теоретического материала

Практическая часть. Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Учащийся получает учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема – подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал.


Рисунок 3 - Выбор практического материала


Рисунок 4 – Создание тестов


Рисунок 5 – Добавление вопросов

Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретного ОУ, конкретной специальности, конкретного студента. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник. Мы включили в конструктор интерактивные задания и игру «Своя игра»

Рисунок 6 – Интерактивное задание (соотнести термин со значением)

Рисунок 7 – «Своя Игра»

Обязательным является окно ссылки на литературу и интернет- ресурсы.

Рисунок 8 – Дополнительные источники на литературу

Обязательным атрибутом любого учебника является словарь терминов-глоссарии.

Рисунок 9 – Глоссарий

Перечисленные формы электронного учебника могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы в рамках единого ансамбля. Все зависит от замысла "автора". Автор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных учебников. Успех электронного учебника будет зависеть от того, как он "впишется" в учебный процесс ОУ.

3. Основные этапы разработки электронного учебника
1. Выбор источников
2. Разработка оглавления и перечня понятий
3. Переработка текстов в модули по разделам
4. Реализация гипертекста в электронной форме
5. Разработка компьютерной поддержки
6. Отбор материала для мультимедийного воплощения
7. Разработка звукового сопровождения
8. Реализация звукового сопровождения
9. Подготовка материала для визуализации
10. Визуализация материала
А теперь подробнее:
1) при разработке ЭУ целесообразно подбирать в качестве источников / такие печатные и электронные издания, которые
• наиболее полно соответствуют стандартной программе,
• лаконичны и удобны для создания гипертекстов,
• содержат большое количество примеров и задач,
• имеются в удобных форматах (принцип собираемости).
2) производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом.
3) перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.
Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.
4) гипертекст реализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях.
5) разрабатывается компьютерная поддержка. Врабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ.
Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.
6) изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.
7) разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.
8) производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.
На этом заканчивается разработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации ЭУ может предполагать некоторые коррекции его содержательной и мультимедийный компонент.
В программах с мультимедийным представлением информации появляется возможность создания не только зрительных, но и слуховых ощущений. Электронные учебники существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичней. Появляется возможность наглядно-образной интерпретации существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но даже и научных закономерностей, теорий, понятий.
В настоящее время существует много свободно распространяющихся программ-оболочек, с помощью которых можно создать наглядный, красочный и интересный для студентов электронный учебник.


Подводя итоги, можно ответить на важные вопросы: кому и зачем нужен электронный учебник?

для самостоятельной работы учащихся
• облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
• допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
• освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
• предоставляет возможности для самопроверки на всех этапах работы;
• выполняет роль наставника, предоставляя неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.

на практических занятиях
• позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
• позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень;
• сложности контрольного мероприятия. позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации.

а так же
• позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;
• позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;
• позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

Заключение
Как показывает анализ, большинство студентов уже на ранних стадиях учебы прекрасно осознают необходимость применения компьютера в своей профессиональной деятельности. Эффект познания усиливается, если учебные задачи, решаемые в рамках информационных технологий обучения, связаны с практической деятельностью будущего специалиста или представляют интерес в его сегодняшней учебной работе.


Список используемой литературы

1. Милов А.В. Основы программирования в примерах и задачах, Москва:ФОЛИО, 2003 г., 397 стр.
2. Фаранов В.В. Искусство создания компонентов, Питер, 2005 г., 463 стр.
3. Кетков Ю.Л., Практика программирования Паскль, Самоучитель спб,, БХВ-Петербург, 2001 г., 480с,.
4. Боборвский С., Delphi 6. Библиотека программиста – спб. Питер, 2002 г., 560с.
5. Фленв М.Е. Delphi искусство программирования. Петербугр, 2006 г.,384 стр.
6. Беркинбаев К.М. Практикум программирования. Алматы, 2006 г., 34 стр.
7. Аляев Ю.А. Практикум по Алгоритмизации и программированию. Москва: Финансы и Статистика. 2007 г., 528 стр.
8. Глушаков С.В. Базы данных и Delphi. Юхтман-Харько ФОЛИО. 2002 г., 504 стр.

TurboSite - это отличное решение для тех, кто никогда не создавал электронные пособия или учебники. В этой статье Вы узнаете, как создать электронный учебник всего за 10 минут.

Электронное пособие будет создано в формате html. Но при этом вам не понадобится изучать язык HTML. Итак, приступим.

Содержание


Установка программы Turbo Site 1.7.1

Первое что нужно сделать, это скачать программу Turbo Site. И установить её на компьютер. Программа находится в курсе по ссылке (просто скачайте демо-версию курса, внутри будет программа). Запускаем программу Turbo Site. И видим окно приветствия.

Создадим новый проект (кнопка Создать проект ). Сохраните проект электронного учебника в пустую папку. Я назвал папку «Информатика». После сохранения проекта появится рабочая область программы. Можно приступать к созданию страниц электронного учебника.

Создание нового проекта:

Оформление электронного учебника

Изменим внешний вид электронного учебника. Для этого перейдите на вкладку Шаблон и выберете из списка понравившийся вам вариант темы. Поменяв шаблон, основное содержимого учебника будет обрамлено новым дизайном.

Например, такой (Condition):

Создание электронного учебника в программе Turbo Site

Встроенные шаблоны TurboSite не адаптированы под мобильные устройства. Но вы можете создавать шаблоны по своей задумке, об этом я рассказываю в видеокурсе по созданию электронного учебника.

И нажмите кнопку Генерировать сайт . После этого электронный учебник сгенерируется, и активируются дополнительные кнопки.

Генерировать сайт – применяет все изменения. Нужно нажимать всегда, когда хотите закончить работу, и посмотреть текущий результат.

Открыть папку с сайтом – позволяет открыть папку со всеми файлами вашего учебника.

Просмотр сайта – открывает ваш учебник. Показывает текущий результат учебника в браузере.

Познакомимся с интерфейсом программы TurboSite

Подготовка материалов учебника

TurboSite всего лишь инструмент для превращения ваших материалов учебника в формат html страниц. Поэтому основная часть разработки учебника уходит на подготовку материалов (текстов, изображений, видео и т.п.).

Можно наполнять страницы во встроенном редакторе программы. Но он изрядно устарел, а некоторые функции и вовсе работают некорректно. Я предлагаю весь контент подготовить заранее:

Все страницы лучше создать в программе Microsoft Word отдельными файлами. Причём крайне рекомендуется использовать только следующие инструменты: полужирный шрифт, курсив, подчеркивание, нумерованный и маркированный список. Не следует изменять начертание шрифта, размер шрифта, выделение цветом и т.п. Это будет только нагружать страницу. Подобные стили лучше задавать только в шаблоне!

Изображения будут добавляться только через программу. Просто пронумеруйте их по примеру: 1-3.jpg. Данная расшифровка подскажет, что картинка принадлежит к первой странице и 3 по счету.

Видеоролики стоит перекодировать в формат mp4. Это избавит от множества проблем совместимости браузерами.

Презентации оставьте в формате Power Point. Данный формат не поддерживается браузерами, но мы найдем способ как их разместить. Не стоит использовать анимацию и переходы, так как при смене формата они все равно пропадут.

Подготовка материалов к работе:

Основные настройки электронного учебника

На вкладке Параметры сайта можно установить основные настройки электронного учебника.

Заголовок сайта, подзаголовок - отображается в шапке электронного учебника.

Заголовок списка страниц - надпись над содержанием в сайдбаре.

Подвал - отображается в нижней части учебника.

Параметры электронного учебника:

Добавление страницы учебника

По умолчанию у вас уже создана главная страница(index). Можете начинать вводить данные с нее, но я обычно оставляю её для оглавления.

На вкладке HTML-код можно существенно увеличить функциональность учебника. Например, вставить видео, аудио или другой мультимедийный контент.

Если отметить чекбокс «В списке страниц» то в боковом меню появится ссылка на текущую страницу.

В правую часть можно копировать любой форматированный текст, с картинками, таблицами и т.д.

Создание электронного учебника в программе Turbo Site

Так же не забывайте менять заголовки страниц и время от времени нажимать на кнопку Генерировать сайт , чтобы сохранить изменения.

Добавление страницы:

Работа с контентом учебника

Добавление изображений в электронный учебник:

Создание страницы оглавления

После того как добавили все необходимые страницы электронного учебника, давайте создадим страницу оглавления.

Перейдите на первую страницу (index). В правой части напишите оглавление своего учебника.

Создание электронного учебника в программе Turbo Site

И расставляем ссылки на страницы, согласно оглавлению: выделяем пункт оглавления – жмем кнопку Ссылка – на страницу проекта – указываем ту страницу, на которую нужно ссылаться.

Итог: готовый электронный учебник

Теперь электронный учебник находится в папке public_html. Чтобы его открыть, достаточно запустить внутри этой папки файл index.html.

Если Вы переносите учебник на флэшку или в любое другое место, рекомендуется перемещать вместе с папкой всего проекта, чтобы в дальнейшем можно было вносить любые изменения.

Это был минимальный перечень действий, который необходимо выполнить, чтобы разработать электронный учебник.

Пример электронного учебника (простой вариант):

Создание электронного учебника в программе Turbo Site

Пример электронного учебника (по видеокурсу):

В электронный учебник можно внедрить следующие мультимедиа материалы:

  • Видеоролики
  • Аудиозаписи
  • Презентации PowerPoint
  • Формулы
  • Проверочные тестирования
  • Кроссворды
  • Многоуровневое меню с подразделами

Также для электронного учебника можно создать собственный адаптивный шаблон, который будет подстраиваться под устройства с маленькими экранами.

Стандартные средства программы этого не позволяют, но в расширенном видеокурсе "Электронный учебник за 1 день" есть способы их реализации.


Цель мастер-класса: Демонстрация возможностей использования информационно-коммуникационных технологий при изучении дисциплин общеобразовательного цикла.

Актуальность темы обусловлена потребностью в разработке и создании электронных пособий, обеспечивающих совокупность образовательных услуг, необходимых и достаточных для эффективного преподавания и самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины «Химия».

Цель: обобщение педагогического опыта по созданию электронных пособий для повышения качества образовательного процесса.

-оказание консультативной, методической поддержки преподавателям по вопросам создания и применения электронных пособий;

-развитие творческой активности преподавателей;

-ознакомление преподавателей с современными возможностями применения ИКТ-технологий в образовательном процессе и внеурочной деятельности обучающихся;

-совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса и самостоятельной внеаудиторной деятельности обучающихся.

Структура проведения мастер-класса:

1. Презентация педагогического опыта применяемой технологии

2. Создание учебно-методического комплекса для студента по учебной дисциплине Химия с использованием программы «Конструктор электронных учебников»

2.1 Преимущества электронного учебника по сравнению с традиционными (печатными) учебниками

2.2 Характеристика программы

2.3 Инструкция по созданию электронного учебника в программе «Конструктор электронных учебников»

3. Создание электронного кроссворда

3.1 Программа для преподавателя

3.2 Программа для обучающегося

1.Презентация педагогического опыта применяемой технологии

В условиях модернизации образования, внедрения Федерального образовательного стандарта среднего общего образования в системе профессионального образования перед педагогом ставятся новые задачи: управление качеством образовательного процесса, создание нового научно-методического обеспечения образовательных программ, реализация которых в профессиональных образовательных организациях начата в 2015-2016 учебном году. В соответствии с требованиями стандарта профессиональной деятельности педагога возникает потребность в педагоге, способном к научно-исследовательской и научно-методической работе, обеспечивающем создание качественных учебно-методических комплексов, организацию познавательной деятельности студентов, развитие их творческой активности.

В настоящее время значительно выросло требование к педагогическому обеспечению образовательного процесса (А.П. Беляева, М.А. Петухов, В.А. Скакун, Е.Е. Тонков, и др.). И это закономерно. Педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество образовательного процесса существенно повышаются, если его комплексное научно-методическое обеспечение осуществляется системно и на высоком уровне.

Наиболее значимый способ модернизации процесса подготовки специалистов СПО заключается в использовании современных информационных технологий, и, в частности, во внедрении в образовательный процесс электронных информационно-образовательных ресурсов, в том числе электронных учебников (ЭУ), позволяющих осуществлять образовательную деятельность дистанционно, непрерывно и индивидуально, а также способствующих развитию самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской деятельности студентов, повышению их профессионального интереса.

Для реализации требования ФГОС СОО мною разработаны электронные ресурсы: учебно-методический комплекс для студента в виде электронного учебника по учебной дисциплине «Химия» и интерактивный кроссворд по нескольким темам, который можно использовать во время текущего контроля.

2. Создание учебно-методического комплекса для студента по учебной дисциплине «Химия» с использованием программы «Конструктор электронных учебников».

2.1 Преимущества электронного учебника по сравнению с традиционными (печатными) учебниками.

Возможность наполнения мощными наглядными средствами. Электронный учебник выполняется в формате, допускающем гиперссылки, графику, анимацию, различные активные элементы типа регистрационных форм, тестовых интерактивных заданий, других мультимедийных возможностей.

Компактность хранения огромных массивов информации. Электронные книги и другие издания имеют существенные преимущества перед их бумажными предшественниками по количеству, разнообразию и полноте содержащейся информации. Так, на одном диске CD-ROM объёмом 650 Мб помещается около 4000 книжных томов, что соответствует большой домашней библиотеке!

Удобство редактирования. Если преподаватель имеет по своему предмету учебную информацию в электронной форме, он достаточно быстро перекомпоновывает её, вносит изменения и исправления.

Доступность. Преподаватель может в любой момент разместить весь учебник или его компоненты и исправления на веб-странице в Интернете или на образовательном сервере учебного заведения для одновременного доступа к ней всех своих студентов.

Интерактивность. Удобство обращения. Система поиска поможет каждому пользователю почти мгновенно "открывать" в таком учебнике любой материал.

Вариативность в исполнении. Электронному учебнику можно придать любую удобную для чтения форму - цвет фона, текста, размер шрифта; при необходимости с помощью принтера можно распечатать часть учебника или издать его необходимым тиражом целиком, оформив по своему усмотрению.

Дешевизна. Создание и оформление учебника в принципе не предусматривает специальных расходов (кроме наличия компьютера и времени на его создание).

Вечность. Если рукописи, по известной поговорке, не горят (но, во всяком случае, тлеют), то электронный учебник, созданный в цифровом формате, практически вечен, не боится износа и старения.

Мобильность. Материал из электронного учебника может оперативно разослан по электронной почте, записан на компакт- диск или помещен на образовательном веб-сайте и в Интернете.

2.2 Характеристика программы

Программа имеет интуитивно-понятный и эргономичный интерфейс, позволяющий пользователю быстро его освоить и приступить к работе. При проектировании электронного учебника, все данные отражаются в виде удобной древовидной структуры, программа автоматически определяет форматы данных и присваивает им определённые категории.

Возможности Конструктора электронных учебников:

создание новых документов, посредством взаимодействия с приложением Microsoft Word;

добавление существующих файлов;

поиск, извлечение и добавление файлов из заданных каталогов;

поиск, извлечение и добавление файлов из архивов RAR, ZIP, 7z;

автоматическое конвертирование файлов (файлы Rich Text Format - веб файлы);

набор стандартных функций для редактирования содержания электронного учебника.

Возможности электронного учебника:

встроенный просмотрщик веб файлов;

встроенный аудио - видео проигрыватель;

встроенный просмотрщик изображений;

внутренняя система поиска информации;

экспорт данных на устройства хранения информации;

экспорт документов в приложение Microsoft Word.

2.3Инструкция по созданию электронного учебника в программе «Конструктор электронных учебников».

Открыть архивный файл и извлечь программу, запустить ее.

После того как она установиться появится ярлык программы на рабочем столе.


З апускаем программу. Появится окно на рисунке 1.

Рисунок 1 – Окно программы «Конструктор электронных учебников»

Создаем на рабочем столе Папку с названием проекта (электронного учебника). В разделе «Работа с проектом» нажимаем «Новый» и выбираем место сохранения Рабочий стол/Электронный учебник по дисциплине «Химия» (В эту папку помещаем документы по разделам и темам).

Заполняем поля «Название учебника», «Бегущая строка», «Информация об авторе учебника».

Добавляем Раздел 1 Общая и неорганическая химия

На вкладке «Работа с содержанием» добавляем элементы в раздел учебника (подразделы и темы, параграфы и т.д.)→Выбрать файлы (папки) выбираем→Рабочий стол/Электронный учебник по дисциплине «Химия»→Тема 1.

После того как добавлены все темы раздела и темы учебника нажимаем в разделе «Работа над проектом»→ «Создать учебник (exe)».

Чтобы открыть учебник необходимо:

2.Открыть папку CEB_EBook (в этой папке щелкаем мышью по значку книга.



3. Открывается окно:



4.Наводим мышь на Раздел I «Общая и неорганическая химия». После этого открывается I раздел:



Щелкаем на I раздел и откроется перечень изучаемых тем с закреплением материала по I разделу.

3. Создание электронного кроссворда

3.1 Программа для преподавателя (master)


М аксимальный размер кроссворда 20*23 клетки. Это связано с разрешением экрана. Оно должно быть не ниже 1024*768, в противном случае кроссворд не будет полностью умещаться на экране. Правое поле предназначено для вопросов. При его полном заполнении будет активирована полоса прокрутки.


Л евое поле представляет собой таблицу. В каждую клетку можно ввести букву и число.


Д ля того чтобы ввести число, достаточно щелкнуть мышкой в левом верхнем углу клетки. При появлении курсора можно вводить число. Трехзначные числа не поддерживаются.

Для ввода буквы, щелкните мышкой в правом нижнем углу клетки, после чего там появится курсор. Для удаления числа или буквы их достаточно стереть.

После заполнения нужных клеток буквами и числами, вы можете посмотреть на то, как будет выглядеть ваш кроссворд. Для этого нажмите кнопку [показать]. Для продолжения редактирования нажмите кнопку [назад].


После создания окончательной версии нажмите кнопку [записать]. В папке, где расположена данная программа появится файл – crossword.

В этом текстовом файле хранятся буквы, числа и вопросы. Этот файл нужно переименовать в название кроссворда (не используйте длинные названия) и положить в папку – Crs. Эта папка должна располагаться там же, где размещена программа для ученика.


В папке, где находится программа для обучающегося, создайте текстовый файл (воспользуйтесь обычным блокнотом) – list.txt

В этот файл впишите названия подготовленных вами кроссвордов. Каждое название в отдельной строке. Большие названия при отображении будут видны не полностью.

3.2 Программа для обучающегося (disciple)

При запуске программы обучающийся увидит окно:


Нажав на кнопку выбора, он должен выбрать соответствующий кроссворд и нажать [дальше].





Д ля ввода буквы необходимо щелкнуть мышкой на клетке и выбрать соответствующую букву. Для замены буквы или ее удаления, достаточно выбрать другой символ.

Нажав кнопку [закончить] можно увидеть результат. Если кроссворд отгадан правильно:


Если неверно, то желтым цветом будут выделены ошибки (в том числе пустые клетки):



Можно посмотреть всю историю работы.


Делая двойной щелчок на вопросах можно несколько раз увеличивать размер шрифта.

4. Моделирование.

Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной электронной модели в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.

5. Рефлексия

Дискуссия по результатам совместной деятельности со слушателями. Заключительное слово преподавателя-мастера по всем замечаниям и предложениям.

Бейлинсон, В. Г. Характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий – М.: Арсенал образования, 2012. – 286 с.

Беспалько, В. П. Теория учебника: Дидактический аспект – М.: Педагогика, 2018. – 160 с.

Воронина, Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий – М.: Информатика, 2015. – 220 с.

Родин, В. П. Создание электронного учебника: концепция и способ реализации: учеб. издание – М.: Венец, 2014. – 31 с.


-82%

Читайте также: