Конструктор фау 2 немецкий создатель ракет

Обновлено: 18.04.2024

В 1942 году ход Второй Мировой Войны начал изменяться, и не в пользу нацистской Германии. Тяжёлые поражения рассеивали впечатление, созданное блестящими победами рейха в начальных кампаниях. Естественно, германская пропаганда продолжала уверять обывателей в том, что победа будет достигнута. Но, что показательно, особую роль в достижении будущей победы отводили не гению фюрера или мужеству солдат. Триумф должно было обеспечить «чудо-оружие».

К «вундерваффе» относится и «оружие возмездия» — крылатые и баллистические ракеты, которые должны были наносить удары по Британии, заменив авиацию.

Крылатая ракета «Фау-1»

Первым «оружием возмездия» стал самолёт-снаряд Fi 103, разрабатывавшийся с лета 1942 года. Этот беспилотный моноплан с прямым крылом приводился в движение простым и недорогим пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, установленным над фюзеляжем. Автопилот «Фау-1» удерживал ракету на заданном курсе и высоте при помощи гироскопов и магнитного компаса.

«Фау-1» в музее

Дальность «Фау-1» задавал механический счётчик, который скручивала до нуля аэродинамическая вертушка на носу снаряда. Когда счётчик вставал на ноль, «беспилотник» уходил в пике.

Боевая часть «Фау-1» содержала до тонны аммотола.

Запускалась ракета с паровой катапульты длиной около 50 метров. Подобная пусковая установка была не очень мобильной и легко обнаруживалась воздушными разведчиками.

Баллистическая ракета «Фау-2»

Семейство баллистических ракет, создаваемых с конца 30-х годов под руководством Вернера фон Брауна, носило индекс «А»- «Aggregat». Самая знаменитая из них – А-4, несмотря на цифровое обозначение, была пятой в серии проектов, и впервые взлетела весной 1942 года.

Ракета ФАУ 2

В устройство корпуса «Фау-2» входили четыре отсека. Боевая часть снаряжалась аммотолом, масса заряда доходила до 830 кг. В отсеке управления находилась гироскопическая система наведения. Центральный, и самый крупный, отсек занимали баки с горючим и окислителем. Топливом служил водный раствор этилового спирта, а в роли окислителя выступал сжиженный кислород. Наконец, хвост ракеты занимал жидкостный ракетный двигатель.

Изначально ракеты «Фау-2» предполагалось запускать из защищённых бункеров, но превосходство в воздухе, завоёванное авиацией союзников, не дало даже завершить постройку укреплённых позиций. В итоге ракетчики «работали» с мобильных полевых позиций.

Для подготовки такой стартовой площадки было достаточно найти ровный участок местности и установить на нём пусковой стол.

Применение

Первое крупное соединение ракетных войск – 65-й армейский корпус – сформировали в конце 1943 года. В его состав входил полк, который должен был производить запуски «Фау-1», но для конспирации именовавшийся «зенитно-артиллерийским». Спустя неделю после высадки войск в Нормандии начались «удары возмездия» по Британии.

По мере отступления вермахта из Франции позиции, с которых можно было наносить удары по Лондону, терялись, и «беспилотники» начали использовать для обстрела стратегически важных портов в Бельгии. Снаряды оказались крайне ненадёжными – до четверти запущенных «Фау-1» падало сразу после старта. Столь же велик был и процент ракет, чьи двигатели выходили их строя в полёте.

Долетевшие до Британии «Фау-1» сталкивались с аэростатами, сбивались истребителями и уничтожались зенитным огнём.

Для продолжения бомбардировок Лондона и снижения риска встречи с перехватчиками «Фау-1» пытались запускать с борта самолёта He.111H-22. Исследования показали, что при таких атаках терялись до 40% «Фау-1», а из самолётов-носителей была уничтожена почти треть.

Фау-1 конструкция

«Фау-2» вступили в дело только осенью 1944 года. Хотя боевая часть нового оружия была не мощнее, а точность попаданий оставляла желать лучшего, психологическое воздействие от применения «Фау-2» было несравнимым. Баллистическая ракета не засекалась радарами, невозможен был и её перехват истребителями.

Некоторое время считалось, что «Фау-2» наводятся по радару – это повлекло за собой работы по созданию помехопостановщиков.

Они прекратились в декабре 1944 года. Предполагалось создавать артиллерийский заслон на предполагаемой траектории полёта. Зато неплохим средством противодействия «Фау-2» оказались ложные отчёты, отправляемые британской разведкой. В них докладывалось о том, что немецкие ракеты стабильно промахиваются по Лондону, уходя в перелёт.

Ракетчики скорректировали наведение, и «Фау-2» стали поражать малонаселённые предместья. Разведка, естественно, начала сообщать о точных попаданиях и больших разрушениях. Запуски «Фау-2» по Лондону (обозначенному как приоритетная цель лично Гитлером) и по Антверпену продолжались до весны 1945 года.

ФАУ-2 конструкция

В ходе сражения за Ремаген произошла попытка использовать «Фау-2», как тактическое оружие. Фюрер приказал с их помощью уничтожить захваченный американцами железнодорожный мост через Рейн. Ни одна из выпущенных ракет в мост не попала, а одна отклонилась от цели на 60 километров.

Технические характеристики

Приведём основные данные обоих образцов германского «оружия возмездия».

Fi 103 (Фау-1)A-4 (Фау-2)
Стартовая масса, кг220012500
Масса топлива, кг5409760
Масса боевой части, кг700-1000730-830
Максимальная скорость, км/ч656 522
Максимальная дальность, км286320
Отклонение от цели, км0.9 (проектное)5,0 (по результатам советских испытаний)

Несложно заметить, даже не вдаваясь в детали, что «Фау-2», доставляя даже меньший заряд взрывчатого вещества, по общей массе намного превосходила примитивный самолёт-снаряд. Можно сказать, что если рейх ещё мог позволить себе выпуск крупных партий «Фау-1», то сборка «Фау-2» экономике легко не давалась.

Крылатая ракета ФАУ 1

Ещё в конце войны американцы скопировали «Фау-1» и приняли на вооружение под названием JB-2. Американская ракета выгодно отличалась от «Фау-1» наведением по радиокомандам и стартом с помощью компактных пороховых ускорителей.

Применение ракет «Фау» само по себе можно считать удачным. Даже с учётом того количества «Фау-1», которое выходило из строя или уничтожалось средствами ПВО, затраты на своё производство они оправдывали. А вот «Фау-2», хотя и кажутся более эффективным оружием из-за невозможности перехвата и высокого процента удачных запусков, стоили гораздо дороже.

А производство баллистических ракет оттягивало на себя и ценные ресурсы. Например, для того, чтобы обеспечить топливом одну «Фау-2», надо было переработать на спирт около 30 тонн картофеля. И это в то время, когда нехватка пищи становилась ощутимой.

Невысокая точность ракет делала их пригодными только использования в качестве оружия террора, для обстрела крупных городов.

Ни о каких точечных ударах по стратегически важным объектам не приходилось даже и говорить. Массированные бомбардировки были бы более результативными – но осуществлять их Германии было нечем. А главное — время, когда Британию можно было принудить к выходу из войны, к 1944 году ушло безвозвратно.

В период, когда Вермахт выгоняли из Франции, удары по жилым кварталам скорее могли вызвать желание поскорее покончить с противником. Зато после войны немецкими наработками в области ракетного оружия в полной мере воспользовались страны-победители.

Видео

8 сентября 1944 года на Лондон упала первая немецкая баллистическая ракета дальнего радиуса действия Фау-2 (от немецкого V-2 — Vergeltungswaffe-2, оружие возмездия). Она попала в жилой квартал, оставив после взрыва воронку диаметром примерно 10 метров. В результате взрыва ракеты было убито три человека, еще 22 человека получили различные ранения. Днем ранее немцы запустили ракету с боевым зарядом по Парижу. Это были первые боевые пуски нового «чудо-оружия» Гитлера.

Ранее, еще 13 июня 1944 года, немцы впервые массово использовали для удара по Лондону самолеты-снаряды (крылатые ракеты) Фау-1. Однако, в отличие от традиционных самолетов-бомбардировщиков и своего предшественника самолета-снаряда Фау-1, ракета Фау-2 представляла собой уже принципиально новый вид вооружения — первую в мире баллистическую ракету. Время полета Фау-2 до цели составляло не более 5 минут, а системы оповещения союзников просто не успевали на нее среагировать. Данное оружие стало последней и самой отчаянной попыткой гитлеровской Германии повернуть ход Второй мировой войны в свою пользу.

Первые пуски ракет, известных также как A-4 (Aggregat-4), должны были начаться еще весной 1942 года. Однако 18 апреля 1942 года первый прототип ракеты под обозначением А-4 V-1 взорвался прямо на пусковом столе во время предварительного прогрева двигателя. Последовавшее снижение ассигнований на реализацию данного проекта отодвинуло начало комплексных испытаний нового оружия на летние месяцы. Попытка запуска второго прототипа ракеты А-4 V-2 была предпринята 13 июня 1942 года. На запуск ракеты приехали посмотреть генерал-инспектор Люфтваффе Эрхард Мильх и министр вооружения и боеприпасов Германии Альберт Шпеер. Данная попытка также закончилась неудачей. На 94-й секунде полета ракеты по причине отказа системы управления она упала в 1,5 километрах от точки пуска. Через два месяца третий прототип А-4 V-3 также не смог достичь необходимой дальности. Лишь четвертый запуск прототипа А-4 V-4, который состоялся 3 октября 1942 года, был признан успешным. Ракета пролетела 192 километра на высоте 96 километров и разорвалась в 4 километрах от намеченной цели. После этого запуска испытания ракеты шли все более удачно, до конца 1943 года был осуществлен 31 запуск ракет Фау-2.


В какой-то мере запуск прототипа ракеты 3 октября 1942 года был решающим. Если бы он закончился неудачей, программу могли закрыть, а коллектив ее разработчиков просто расформировать. Если бы это произошло — неизвестно, в каком бы году и в каком десятилетии человечеству удалось открыть себе дорогу в космос. Возможно, закрытие этого проекта оказало бы влияние и на ход всей Второй мировой войны, так как огромные средства и силы, которые гитлеровская Германия тратила на свое ракетное «чудо-оружие», могли быть перенаправлены на другие цели и программы.

Уже после войны Альберт Шпеер назвал всю программу создания ракет Фау-2 нелепой затеей. «Поддержав эту идею Гитлера, я совершил одну из своих самых серьезных ошибок. Гораздо более продуктивно было бы сосредоточить все усилия на выпуске оборонительных ракет класса «земля-воздух». Такие ракеты были созданы еще в 1942 году под кодовым названием «Вассерфаль» (Водопад). Так как мы могли производить до 900 больших наступательных ракет каждый месяц, то вполне могли выпускать и по несколько тысяч меньших по размеру и стоимости зенитных ракет, которые защитили бы нашу промышленность от вражеских бомбардировок», — вспоминал после войны Альберт Шпеер.

Баллистическая ракета дальнего радиуса действия «Фау-2» со свободным вертикальным стартом была предназначена для поражения площадных целей по заранее заданным координатам. На ракете был установлен ЖРД с турбонасосной подачей двухкомпонентного топлива. Органами управления ракетой были газовые и аэродинамические рули. Вид управления ракетой — автономный с частичным радиоуправлением в декартовой системе координат. Метод автономного управления — стабилизация и программное управление.


Технологически ракета Фау-2 делилась на 4 основных части: боевую часть, приборный отсек, топливный отсек и хвостовой отсек. Топливный отсек занимал центральную часть ракеты. Горючее (75% водный раствор этилового спирта) находилось в переднем баке, окислитель (жидкий кислород) — в нижнем баке. Разделение ракеты на 4 основных части было выбрано, исходя из условий ее транспортировки. Боевой заряд (масса взрывчатого вещества в головной части ракеты составляла примерно 800 кг) был расположен в коническом головном отсеке. В верхней части данного отсека был расположен ударный импульсный взрыватель. Четыре стабилизатора крепились к хвостовому отсеку ракеты фланцевыми стыками. Внутрь каждого стабилизатора помещался вал, электромотор, цепной привод аэродинамического руля, а также рулевая машина отклонения газового руля. Каждая баллистическая ракета Фау-2 состояла более чем из 30 тысяч отдельных деталей, а длина использованных в ней проводов электрооборудования превышала 35 километров.

Основными агрегатами ЖРД баллистической ракеты Фау-2 были камера сгорания, парогазогенератор турбонасосный агрегат, баки с перекисью водорода и продукты натрия, батарея из 7 баллонов со сжатым воздухом. Двигатель ракеты обеспечивал тягу порядка 30 тонн в разреженном пространстве и около 25 тонн на уровне моря. Камера сгорания ракеты обладала грушевидной формой и состояла из внешней и внутренней оболочек. Органами управления баллистической ракеты Фау-2 служили аэродинамические рули и электрические рулевые машины газовых рулей. Для компенсации бокового сноса ракеты была использована система радиоуправления. Два специальных наземных передатчика излучали сигналы в плоскости стрельбы, а антенны приемников находились на стабилизаторах хвостового оперения баллистической ракеты.

Стартовая масса ракеты составляла 12 500 кг, при этом масса незаправленной ракеты с боевой частью составляла всего 4 000 кг. Практическая дальность стрельбы равнялась 250 километрам, максимальная — 320 километрам. При этом скорость ракеты в конце работы двигателя составляла порядка 1450 м/с. Масса головной части ракеты равнялась 1000 кг, из которых 800 кг приходилось на взрывчатку аммотол (смесь аммиачной селитры и тротила).


За 18 месяцев серийного производства в Германии собрали 5946 ракет Фау-2. До апреля 1945 года, когда последние стартовые площадки баллистических ракет оказались в руках войск союзников, гитлеровцы успели запустить 3172 своих баллистических ракеты. Основными целями ударов был Лондон (выпущено 1358 ракет) и Антверпен (1610 ракет), ставший важной базой снабжения союзных войск в Европе. При этом надежность баллистических ракет Фау-2 на всем протяжении эксплуатации была невысокой. Более тысячи ракет взорвались либо еще на старте, либо уже на разных этапах полета. Многие из них значительно отклонились от курса и упали в безлюдных местах, не причинив никакого вреда. Несмотря на это несколько попаданий ракет Фау-2 привело к огромным человеческим жертвам. Наибольшее количество смертей принесла ракета, которая поразила переполненный зрителями кинотеатр «Рекс» в Антверпене, тогда погибли 567 человек. Еще одна Фау-2 поразила универмаг «Вулворт» в Лондоне, убив 280 покупателей и работников магазина.

В целом же эффект от немецкого оружия возмездия был незначительным. В Великобритании от баллистических ракет Фау-2 погибло 2772 человека (почти все — мирные жители), в Бельгии — 1736 человек, во Франции и Голландии — еще несколько сотен. 11 ракет Фау-2 были выпущены немцами по захваченному союзниками немецкому городу Ремаген, количество жертв в результате данного обстрела неизвестно. В общем можно говорить о том, что «чудо оружие» Третьего рейха убило в несколько раз меньше людей, чем число погибших узников подземного завода-концлагеря «Миттельбау-Дора», которые погибли при ее производстве. Считается, что в этом концлагере постройкой самолетов-снарядов Фау-1 и баллистических ракет Фау-2 занималось около 60 тысяч заключенных и военнопленных, которые работали в тяжелых условиях и практически не поднимались на поверхность (главным образом это были русские, поляки и французы). Более 20 тысяч узников данного концлагеря умерли или были убиты.

Согласно оценкам американской стороны, программа создания и производства баллистических ракет «Фау-2» обошлась Германии по-настоящему в «космическую» сумму, эквивалентную 50 миллиардам долларов, то есть стоила в 1,5 раза дороже, чем потратили американцы на «Манхэттенский проект» и создание ядерного оружия. При этом эффект от Фау-2, по сути, оказался нулевым. Данная ракета не оказала никакого влияния на ход военных действий и ни на один день не смогла отсрочить крах гитлеровского режима. Запуск 900 баллистических ракет Фау-2 в месяц требовал от немецкой промышленности 13 тысяч тонн жидкого кислорода, 4 тысяч тонн этилового спирта, 2 тысяч тонн метанола, 1,5 тысяч тонн взрывчатки, 500 тонн перекиси водорода и огромное количество других компонентов. Более того для массового производства ракет пришлось экстренно строить новые предприятия по выпуску различных материалов, заготовок и полуфабрикатов, многие такие заводы делались подземными.


Не выполнив своего основного предназначения, баллистическая ракета Фау-2 так и не стала оружием возмездия, однако она открыла человечеству дорогу к звездам. Именно эта немецкая ракета стала первым в истории искусственным объектом, который сумел совершить суборбитальный космический полет. В первой половине 1944 года в Германии с целью отладки конструкции ракеты был осуществлен ряд вертикальных пусков ракет Фау-2 с несколько увеличенным (до 67 секунд) временем работы двигателя. Высота подъема ракет при этом достигала 188 километров. Таким образом, ракета Фау-2 стала первым искусственным объектом в истории человечества, которому удалось преодолеть линию Кармана, так называют высоту над уровнем моря, которая условно принимается в качестве границы между земной атмосферой и космосом.

Дуг Миллард историк освоения космоса и куратор лондонского музея космических технологий считает, что именно с запуска трофейных, а позднее модернизированных ракет Фау-2 начались как советские, так и американские ракетные программы. Даже первые китайские баллистические ракеты Дунфэн-1 также начинали свой пусть с советских ракет Р-2, которые были созданы на основе конструкции немецкой Фау-2. По мнению историка, все первые достижения в области освоения космоса, включая высадку на Луну, были сделаны на основании технологий Фау-2.

Таким образом, нетрудно отметить прямую связь между баллистической ракетой Фау-2, которая создавалась при помощи рабского труда военнопленных и заключенных и запускалась по целям с территории оккупированной нацистами Европы и первыми американскими полетами в космос. Миллард отмечет, что технологии Фау-2 позволили впоследствии американцам высадиться на Луне. «Можно ли было высадить человека на Луне, не прибегая при этом к помощи гитлеровского оружия? Скорее всего, да, однако, на это потребовалось бы существенно больше времени. Как и в случае со многими другими инновациями, война сумела серьезно подстегнуть работу над ракетными технологиями, ускорив наступление космической эры», — считает Миллард.


Фундаментальные принципы, которые лежат в основе современной ракетной техники, за более чем 70 лет с момента окончания Второй мировой войны не претерпели существенных изменений. Конструкция ракетных двигателей остается похожей, большая их часть по-прежнему использует жидкое топливо, а в бортовых системах управления ракет по-прежнему есть место гироскопам. Все это впервые было внедрено еще на немецкой ракете Фау-2.

Так называемое оружие возмездия под обозначением «ФАУ-2» стало началом эры ракет с полетом по баллистической траектории. Это немецкая разработка, получившая практическое применение в конце Второй мировой. В 1944 г. запуск ракеты привел к тому, что она вышла на высоту 188 км, то есть в космос , так как была преодолена отметка в 118 км. В этом же году «ФАУ-2» поступила на вооружение вермахта.

Инфо! Скорость «ФАУ-2» – до 6 120 км/ч. Дальность ее действия – в пределах 320 км. Средняя высота траектории полета – 100 км. Вес боевого заряда – до 800 кг.

История

На начало 30-х годов немцы были вынуждены считаться с условиями Версальского договора, ограничивающего возможности разработки новых видов вооружения. В связи с этим было решено обратить внимание на ракеты.

Для этого на связь с «Немецким ракетным обществом» вышел командированный для этой цели капитан Вальтер Дорнбергер. Именно он нанял молодого инженера Вернера фон Брауна для разработки жидкостных ракет, что произошло в конце лета 1932 г.

Первый образец

Уже к концу 1934 г. была создана первая ракета «ФАУ-2». Собранный образец обладал недостаточной мощностью двигателя. Также требовалось создать систему наведения приемлемой точности . Еще одна проблема была связана с необходимостью разработки системы радиопередачи данных на наземный пункт контроля относительно характеристик ракеты в полете.

На начало Второй мировой Гитлер скептически относился к ракетной программе. Он считал, что инженеры во главе с фон Брауном разрабатывают своего рода артиллерийский снаряд, способный преодолевать значительные расстояния, за очень большие деньги. В связи с этим этот проект не получил должного развития на тот момент.

Второе дыхание

Все изменилось к концу 1942 г., когда возникли серьезные проблемы на Восточном фронте. Было решено наладить выпуск баллистических ракет военного назначения. Первую серию смогли запустить лишь в начале 1944 г. В этом были виноваты бомбардировки союзников, которые не позволяли организовать исправно действующее производство.

К концу войны удалось запустить только один завод по выпуску ракет «ФАУ-2» на подземных сооружениях в Нордхаузене (центр Германии).

Инфо! Есть информация, что на упомянутом выше заводе погибло порядка 20 000 заключенных, труд которых использовался на производстве. Это количество жертв оказалось гораздо большим по сравнению с тем ущербом, что был нанесен в результате непосредственного применения «ФАУ-2».

Мобильное использование

Изначально предполагалось, что стартовые площадки для ракет будут стационарными с расположением вдоль Ла-Манша. Но ход войны внес в эти планы свои коррективы. В виду опасности действия авиации противника немцы предпочли использовать пусковые установки, доступные для постоянного перемещения .

"Оружием возмездия" пропаганда Гитлеровской Германии назвала амбициозные авиационные и ракетно-артиллерийские проекты по созданию оружия для бомбардировок английских городов и атак на США, как "возмездие" за налеты на Германию авиации союзников.

Воздушное наступление Германии на Англию 1940 года - "Битва за Британию" - провалилось. Люфтваффе понесло огромные потери, а Великобритания не собиралась капитулировать. Гитлер совершенно искренне считал, что этим Германии нанесен внезапный вероломный удар, и требуется ответ - возмездие. Для этого нужно было "сверхоружие", обладающее большой разрушительной силой и дальностью действия. Идею такого оружия - "летающей бомбы" предложил инженер Фриц Госслау из авиационной фирмы "Аргус". Конструкторам фирмы "Аргус" удалось создать легкий, простой, но достаточно мощный пульсирующий реактивный двигатель, который мог быть использован для "летающей бомбы" - крылатой ракеты. Двигатель представлял собой трубу переменного сечения общей длиной 3,44 метра, включающую в себя диффузор, камеру сгорания и сопло. В камеру сгорания подается топливная смесь, которая смешивается с воздухом и воспламеняется в камере сгорания. Происходит взрыв, и продукты горения выбрасываются через сопло назад, при этом создается реактивная тяга. Затем цикл повторяется, и двигатель как бы пульсирует с большой частотой. Воздух отбирается из набегающего потока во время полета. Топливный насос - емкость со сжатым воздухом, который закачивался перед стартом, затем подавался в топливный бак и вытеснял из него топливо. Такой процесс уже невозможно было остановить после его начала, но в этом и не было необходимости. Свеча давала искру, и смесь вспыхивала. Частота процесса составляла около 45 вспышек топлива в секунду. Общая конструкция двигателя получилась простой и технологичной, что позволяло использовать в производстве низко квалифицированный персонал, а система зажигания по сложности немного превосходила автомобильную. Крылатая ракета имела фюзеляж круглого сечения длиной 6,6 метра с небольшими крыльями размахом 4,9 метра и стандартным хвостовым оперением, а пульсирующий реактивный двигатель был размещен сверху с опорами на фюзеляж и перо руля направления.

В носу конструкции размещалась боевая часть, состоящая из взрывчатого вещества массой от 850 до 1000 килограммов, применялись различные виды взрывчатых веществ. За боевой частью был установлен топливный бак емкостью 600 литров. Топливом был спирт. Далее располагались емкости со сжатым воздухом для подачи топлива и обеспечения работы автоматики. Автоматика, автопилот и приборы управления размещались в хвостовом отсеке. В носу ракеты установили воздушный винт небольшого диаметра, приводимый во вращение набегающим потоком воздуха, а внутри хвостового отсека имелся механизм, подсчитывающий обороты воздушного винта. При достижении заданного значения двигатель отключался, а рули высоты переводились в положение пикирования. Точность такой системы наведения была не очень высокая, но для обстрела таких целей, как, например, Лондон, вполне достаточная. Максимальная дальность полета крылатой ракеты составляла 280 км, скорость полета достигала 650 км/час. Крылатая ракета получилась простой и технологичной, но эта простота привела к ряду ограничений. Главное - обеспечение скорости набегающего потока в пределах 210 - 250 км/час, так как только с этой скорости пульсирующий двигатель входил в штатный режим работы. Требовался либо пусковой лафет - наклонная платформа длиной около 65 метров, по которому будет разгоняться специальным ускорителем крылатая ракета, либо запуск крылатой ракеты с самолета - носителя. В конечном счете остановились на конструкции лафета с паровой катапультой.

Первый залп по Лондону был произведен 13 июня 1944 года, было выпущено 10 ракет, из которых до Англии долетело только 4. Через три дня было выпущено уже 55 ракет, а 18 июня их было выпущено 500. Первые же стрельбы показали огромную разрушительную силу этого оружия. При попадании в районы легкой застройки старых деревянных и кирпичных зданий взрыв всего одной ракеты иногда уничтожал целый квартал. Даже Премьер - Министр Великобритании Уинстон Черчилль был вынужден признать, что "ФАУ-1" причиняла разрушений больше в 8 - 10 раз, чем авиабомбы аналогичной массы, сброшенная на Германию.

Ракеты имели 3 взрывателя - 2 контактных и один часовой, подрывающий заряд через 30 минут после запуска. Подлетное время ракеты к Лондону составляло 20 - 25 минут, поэтому в случае перелета или промаха часовой взрыватель срабатывал как самоликвидатор. Это же было предусмотрено для препятствования обезвреживания упавших ракет английскими саперами и сохранения в секрете конструкции ракеты.

Обстрел Англии показал, что система ПВО, показавшая себя весьма эффективной в период "Битвы за Британию", оказалась почти бесполезной против крылатых ракет. Система радаров на побережье пролива Ла-Манш не успевала своевременно предупредить о приближении высокоскоростных малоразмерных целей. Пришлось менять всю организацию и создавать новую систему противоракетной обороны. Этому способствовало еще и то, что направление полета ракет было постоянным, и ракета не маневрировала в полете. Выделялись эскадрильи истребителей-перехватчиков, которые постоянно барражировали над проливом Ла-Манш на возможном пути полета ракет. Затем прорвавшиеся крылатые ракеты встречали зенитные батареи заградительным огнем. И последним эшелоном были аэростаты заграждения, которые располагались по периметру защищаемых объектов. Такая система противоракетной оборны показала себя достаточно эффективной. Всего по Англии было выпущено 9017 крылатых ракет "ФАУ-1" всех модификаций, из которых прорвались через ПВО и ПРО 3262 ракеты - 36,1%. Из прорвавшихся ракет в черте Лондона упало 2340 ракет - 25,9%. При этом погибло 33000 человек и было уничтожено более 30000 различных зданий и сооружений. Для организации защиты от крылатых ракет пришлось потратить колоссальные средства, превосходившие затраты немцев на производство и запуск этих ракет.

После высадки англо-американских войск в Нормандии в 1944 году пусковые установки крылатых ракет на побережье Ла-Манш были уничтожены, и ракетные батареи были переориентированы на другие цели. Были нанесены ракетные удары по Антверпену - 7687 пусков, по Льежу - 2775 пусков, и по Брассу - 133 пуска. Поскольку системы ПВО этих городов значительно уступали английской, то результативность этих ракетных ударов была очень высокая.

А вот статистика. Всего было 20880 боевых пусков крылатых ракет "ФАУ-1", из которых удачными были 18435, то есть 88,3%. Из всех перехваченных Англией крылатых ракет, 25% были сбиты истребителями, 17% уничтожены зенитным огнем, 7% уничтожены аэростатами заграждения, и около 20% самопроизвольно падали по техническим причинам - производственные дефекты, брак и так далее. После войны Великобритания официально признала, что ущерб от обстрелов ракетного оружия составил 47600000 английских фунтов стерлингов. Расходы Германии на ракетную программу составили около 25% от этой суммы.

После высадки в Нормандии американцы захватили несколько экземпляров исправных ракет и переправили их в США. Там был изготовлен американский прототип фирмой "Рипаблик", двигатель изготовил концерн "Форд". Для старта американцы создали твердотопливный пороховой ускоритель, а также использовали в качестве носителя серийный самолет Б-17 "Летающая крепость". Также был создан морской вариант крылатой ракеты, запускаемый с палубы корабля.

Советские войска в результате наступления захватили готовые исправные крылатые ракеты "ФАУ-1", а также конструкторскую и технологическую документацию, которую изучали НИИ и КБ. В СССР после войны под руководством Главного Конструктора Владимира Николаевича Челомея создавался аналог "ФАУ-1" - "изделие 10". Однако аналог имел скорость ниже, чем у советского поршневого истребителя, и неприемлемую точность попадания. Военные отказались принимать такую крылатую ракету на вооружение из-за крайне низких тактико-технических данных.

Создание первой в мире баллистической ракеты "ФАУ-2" началась с комичной ситуации. В 1929 году немецкий кинорежиссер Фриц Ланг из киностудии "УФА" снимал фантастический фильм "Женщина на Луне". Для достоверности событий, происходивших на экране, возникла необходимость в показе действующей модели ракеты небольшого размера. Кинокомпания финансировала исследования и изготовление модели, а группа специалистов приступила к разработке ракеты с жидкостным ракетным двигателем. В эту группу входили Рудольф Небель, Клаус Редель и совсем еще молодой инженер барон Вернер фон Браун. В 1930 году они сконструировали простую ракету небольшого размера на жидком топливе, и в сентябре 1930 года был произведен первый удачный запуск. Так как киностудию интересовало только получение некоторого количества образцов для проведения съемок, она не стала оплачивать дальнейшую работу инженерного коллектива. Чтобы найти другие источники финансирования, Рудольф Небель организовал показ усовершенствованной конструкции ракеты военным на полигоне в Куммерсдорфе. Показ прошел успешно, присутствующие на показе майор Риттер фон Хорстиг и капитан Вальтер Дорнбергер добились разрешения на разработку ракеты большой дальности на основе жидкостного реактивного двигателя. На острове Боркум в Северном море был создан небольшой ракетный полигон, с которого в декабре 1934 года были запущены опытные образцы усовершенствованной версии баллистической ракеты А-2 ( "Агрегат-2" ), оборудованные гироскопической системой стабилизации направления полета. Образцы достигли высоты 2200 метров. Так как имеющиеся полигоны и опытные площадки не удовлетворяли возрастающим потребностям при проведении работ, в 1936 году было принято решение построить большой специальный полигон на острове Пенемюнде в Балтийском море. Коллектив под руководством Вернера фон Брауна добился значительных результатов. Ракетный проект А-4 - дальнейшее развитие А-2 - давал возможность доставлять до 1000 килограммов взрывчатого вещества к объектам, удаленным от места старта более чем на 300 км.

Компоновка ракеты "А-4". Топливные насосы, подающие в камеру сгорания топливо-этанол, и окислитель-жидкий кислород, приводились в действие турбонасосным агрегатом. Боеголовка включала в себя боевую часть - взрывчатое вещество, и взрыватель. Газовые и воздушные рули управляли ракетой в полете. Автоматика, включающая в себя гироскоп и электронный навигационный вычислитель, находилась в носовом отсеке за боеголовкой.

Компоновка ракеты "А-4". Топливные насосы, подающие в камеру сгорания топливо-этанол, и окислитель-жидкий кислород, приводились в действие турбонасосным агрегатом. Боеголовка включала в себя боевую часть - взрывчатое вещество, и взрыватель. Газовые и воздушные рули управляли ракетой в полете. Автоматика, включающая в себя гироскоп и электронный навигационный вычислитель, находилась в носовом отсеке за боеголовкой.

Результаты показались фантастическими, на проект "А-4" обратил внимание Гитлер. Он давал возможность отомстить Англии вообще и Уинстону Черчиллю в частности, за нанесенное немецкой нации тяжелейшее оскорбление, выразившееся в нежелании сдаться в "Битве за Британию". Став "Оружием возмездия" с присвоением индекса "ФАУ-2", проект "А-4" получил широкое финансирование, но одновременно и жесткий контроль за сроками со стороны военных. Инженерам удалось довести двигатель и создать надежную газовую турбину для привода турбонасосного агрегата. Вместе с двигателем совершенствовалась и система управления ракетой.

Первый опытный старт ракеты "А-4" закончились взрывом из-за неполадок в двигателе. Второй и третий запуски также были неудачными, хотя двигатель проработал несколько десятков секунд. Четвертый старт состоялся 3 октября 1942 года и был удачным. Ракета поднялась на высоту 60 км и пролетела по горизонтали около 200 км. Скорость полета достигла 1200 метров/сек, двигатель ракеты отработал в штатном режиме 61 сек. Серийное производство ракеты началось в апреле 1943 года с пяти штук в месяц с последующим увеличением объемов выпуска. 26 мая 1943 года состоялся испытательный полет ракеты А-4. Дальность полета составила 265 км, а ракета упала в 5 км от цели. Для атак по площадным целям такую точность сочли приемлемой. Гитлер пришел в восторг от результатов, и присвоил военному руководителю программы полковнику Вальтеру Дорнбергеру воинское звание генерал-майор, а Вернеру фон Брауну титул профессора. Но серийное производство ракет шло гораздо медленнее, чем рассчитывало руководство. Налет крупного соединения английских тяжелых бомбардировщиков на Пенемюнде привел к значительным разрушениям, и все работы пришлось переводить на специально построенные подземные объекты. Производственная программа была распределена между подрядчиками - фирмой "Цеппелин" и фирмой "Хеншель". Параллельно велась подготовка и обучение обслуживающего персонала.

Серийный выпуск ракет был доведен до 150 штук в месяц, а затем увеличивался еще. С сентября 1944 года по март 1945 года ракет "А-4" всего выпускалось более 600 штук в месяц. Конструкторский коллектив под руководством Вернера фон Брауна постоянно занимался доводкой ракеты, удалось увеличить дальность полета с 240 км до 320 км, а позднее и до 470 км.

Готовились и пусковые установки подземного типа - шахтные, расположенные недалеко от Ла-Манша, однако после высадки союзников в Нормандии их пришлось бросить и перенести пусковые установки далеко на Север.

С трофейных ракет "ФАУ-2" начинались советские ракетные программы. Будущий Главный конструктор Сергей Павлович Королев в военной форме с документами на имя полковника Сергеева и с огромными полномочиями ( но с неснятой судимостью ) ездил по подземным немецким заводам и руководил сбором документации и технологического оборудования, а также вывозом трофейной ракетной техники. Советские ракеты Р-2 были созданы на основе конструкции "ФАУ-2". Также советские специалисты до 1952 года вели программу испытательных запусков ракет различных модификаций на полигоне Пенемюнде.

Американцы в послевоенные годы осуществили 63 пуска трофейных ракет "А-4" с исследовательскими целями. Но американское ракетостроение уже имело программы разработки баллистических ракет, технологически более прогрессивные, чем немецкие образцы.

Разные страны по разному подходят к ведению боевых действий. Кто-то полагается больше на количество, а кто-то пытается взять качеством.

Немецкая военная машина традиционно делала ставку на "чудо-оружие" ил такое техническое изделие, которое будет благодаря своим техническим характеристикам на голову превосходить технику противника и тем самым одерживать одну победу за другой.

И если в стратегии танковых боев эта история потерпело фиаско, 5 Т-34 все равно оказывались эффективнее одной Пантеры , то в ракетной технике, Германии удалось создать истинный шедевр- имя которому Фау-2.

О том, что создатель этой ракеты Вернер фон Браун сдался властям США в 1945 знает каждый любитель космонавтики . Вместе с генеральным конструктором в руки США попали все схемы, чертежи и наработки Германии в области ракетного оружия.

СССР после войны повезло меньше, хотя мы также получили в распоряжение часть чертежей ученых, но, что самое важное- готовые образцы Фау-2.

Главной "инновационной" особенностью Фау-2 стал ее двигатель . Турбонасосный агрегат (ТНА) позволял перекачивать до 190 л. топлива в секунду.

Ставя перед коллективом разработчиков задачу создать столь мощный и притом легкий насос, фон Браун ожидал бурных возражений, но один из рабочих завода сразу же заявил конструктору , что подобный насос у завода уже имеется и используется в качестве насоса пожарной установки.

Принцип заложенный в двигатели Фау-2 продолжает использоваться в современных ЖРД двигателях ракет и поныне.

С первым испытанием ядерной бомбы, стало понятно, что если совместить боеголовку с межконтинентальной ракетой, то получится образец оружия невиданной ранее мощности.

Так, первые ракеты на базе Фау-2 и в США и в СССР встали на военную службу. За океаном это был носитель V-2, который впервые передал на Землю фото из космоса, а в СССР это была ракета Р-1, практический точная копия Фау-2 , принятая на вооружение в Союзе.

Как ни странно, но победе в первом этапе космической гонки, СССР обязана как раз тому, что создатель Фау-2 жил и работал за океаном. Королев быстро оценил возможности и перспективы немецкой ракеты, взял оттуда все самое лучшее и приступил к строительству Р-7 .

Фон Браун долгое время занимался модернизацией своей ракеты просто не успел перепрыгнуть на следующий этап вовремя.

В дальнейшем, фон Браун одержал победу во втором раунде космической гонки, уже первым высадив человека на Луну.

Но в какой-то степени, вся мировая космонавтика выросла именно из его баллистической Фау-2, надолго опередившей своей время.

Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉

Читайте также: