Конструктор фонокорректор для винилового проигрывателя

Обновлено: 01.05.2024

Hi-Fi, Hi-End фонокорректор из любого встроенного советского

На примере 2-х фонокорректоров покажу как можно ЛЮБОЙ (правильно рассчитанный) фонокорректор легко подтянуть до уровня сверх крутых распиаренных КРЕКОВ, НИКИТИНЫХ и им подобных.

Недели 2 назад подарили мне Арктур 006. Восстановил механику (ни разу не использовался что ли? – автостоп из-за заводского брака срабатывал сразу! Аппарат 1986 года). Головка ГЗМ105МД похоже новая. А фонокорректор? Хорошего нет…

До этого восстановил – стоят на полке Электроника-012 (но нужен новый пассик) и встроенного фонокорректора нет, и Радиотехника ЭП-101-стерео со встроенным фонокорректором, но класс низковат. Схемы из 4-х каскадов усиления попробуй собери, и проект был отложен на 2 года.

Анализ схем показал 3 отличия «крутых» от обычных:

  1. конденсатор в обратной связи должен быть неполярным если питание усилителя 2-х полярное;
  2. не должно быть емкости в обратной связи без корректирующего резистора (С11 и С12 в Арктур-006 и С13+С14 с С15+С16 в БРИГ 001);
  3. на выходе усилителя обязательно должен стоять буферный каскад (эмиттерный повторитель) т.к. что микросхема К157УД2 в Арктур-006, что КП303В в БРИГ-001 имеют большое усиление по напряжению ни ничтожную нагрузку по току;
  4. на выходе должен стоять неполярный конденсатор 0,67-1 мкФ. При больших значениях на выходе появляются инфранизкие частоты выгибающие низкочастотный динамик.


Как рассчитать резистор?

У Бриг-001 R27 = 113 кОм, R28 = 16,2 кОм = 16,2 кОм → 113/16,2 = 6,975 кОм.

Следовательно Rвч коррекции → 16,2/6,975 = 2,32 кОм.


Арктур-006 еще проще → 330 кОм и 33 кОм, соответственно Rвч коррекции = 3,3 кОм:


Принимать значения нужно в меньшую сторону. Так для Брига 2,2 кОм, для Арктура 2,7 кОм с разницей в каналах менее 5%.

Самовозбуждения не будет – у БРИГа за это отвечает С2, С5; а у Арктура С1, С2, С7 и С8.

В начале эмиттерный повторитель планировалось разместить после выходного конденсатора, но потом нашлось более изящное решение с меньшим количеством элементов(именно такие решения и называются инженерными—уменьшающие количество деталей при этом улучшающие характеристики).

С Бриг-001 вообще удача – звук стал на уровне лучших рипов пластинок сделанных на оборудовании в 1000 баксов (стоимость только проигрователя, головки и фонокорректора). А вот Арктур хоть и стал очень хорошо играть (по прозрачности и низким не уступая Бригу, но вот фон великоват. Переделывал блок питания, обнаружил КТ814 звониться правильно, но не имеет коэф. усиления! Поменял, но фон остался – может и у КТ815 он равен 10? Прислушался к Арктура работе через фонокорректор Брига – Фон на уровне шумов! Предполагаю наводка идет через трансформатор от импульсного управления двигателя. В распространение радиоволн в 5,5 кГц слабо верится (особенно в их эффективное излучение). Или из-за отсутствия конденсатора на входе, или… Но поиск фона это уже совсем другая история…

Теория подтвержденная практикой!

Автор: Инженер












Основные трудности

Проигрыватели «солидных» и известных фирм, как правило, не содержат никаких предварительных усилителей, во всяком случае мне попадаются именно такие. Они имеют просто прямой выход со звукоснимателя. Некоторые объясняют это тем, что все предварительные каскады усиления следует располагать как можно дальше от источников сильных помех и наводок, таких, как например — электродвигатели и трансформаторы. В хороших проигрывателях часто используются малогабаритные низковольтные электродвигатели постоянного тока с блоком питания в виде выносного «адаптера».

В этом, видимо, есть смысл. Во всяком случае предварительный усилитель-корректор следует обязательно помещать в экранирующий металлический корпус, соединённый с «Общим» проводом схемы (!) и блок питания для него также желательно выносить наружу (делать в виде «адаптера»), либо также тщательно экранировать.

↑ Сборка, ПП

На описании схемы я не буду останавливаться — читайте в «Радио», а вот подробнее о реализации расскажу.



Я не стал разводить питание на плате, просто соединил проводами с уже имеющимися стабилизаторами на штатной плате селектора входов. Саму же плату закрепил на импровизированных стойках над толкателями селектора. Вместо КТ3102/3107 были применены современные транзисторы. Всё-таки прошло 30 лет (на момент сборки), всё развивается и элементная база – не исключение.

↑ Схема корректора

Впервые подобную схему я увидел в «Справочнике радиолюбителя» (Р.М. Терещук, К.М. Терещук, С.А. Седов) много лет назад, ещё владея «Вегой-110», и облизывался на неё. Почему? Хорошие параметры, рокот-фильтр, отсутствие ОУ (мой бзик, не более), работает при снижении питания до 18 В, а значит корректор без проблем может быть встроен в имеющийся усилитель. И состоит больше чем из трёх деталей и процесс сборки-наладки будет интереснее.
Вторая схема – это корректор от усилителя Kenwood KA-9100, которую в своё время адаптировал под советскую элементную базу Николай Сухов. Но, она требует 34 В питания, а у меня всего 24 В, и то, до стабилизации.

Значит, решено, делаю первую схему.



Эта схема из статьи «О перегрузочной способности корректирующего усилителя», опубликованной Сергеем Лукьяновым, г. Львов, в журнале «Радио» № 10 за 1985 г.

Соединение между блоками

Осталось добавить, как между собой связаны отдельные блоки, описанные выше. Предусилитель подключен к селектору входов. Выход селектора подключен к двойному линейному потенциометру 20 кОм, выход потенциометра отделен и подключен к усилителю наушников, главному усилителю, индикатору управления и линейному выходу.

Усилитель мощности с фоно-корректором для винила

Весь аппарат помещен в довольно маленький корпус. Платы привинчены к пластиковым переходникам, прикрепленным к корпусу, как на нижней части корпуса (трансформатор и силовая плата), так и на верхней. На передней панели находятся:

  • выключатель,
  • лампа, указывающая, что устройство включено,
  • селекторный переключатель входа,
  • индикатор уровня,
  • выход на наушники,
  • регулятор громкости,
  • кнопка отключения звука.


Задняя панель заполнена разъемом для сетевого кабеля, гнездом предохранителя, разъемом для подключения динамиков, входом / выходом. Далее ещё несколько фотографий из процесса создания аудио усилителя:

Запуск и испытание аудиокомплекса

Усилитель мощности с фоно-корректором для винила

После подключения оказалось, что всё прекрасно работает, на взгляд (не)аудиофила, не заметно каких-либо искажений звука, лишь, едва слышимый фон из сети 50 Гц. Он действительно едва слышен только при поднесении уха к динамикам, так что можно с ним мириться.

Усилитель мощности с фоно-корректором для винила

Громкости усилителя достаточно для комнаты, во время прослушивания вряд ли придется поворачивать громкость более чем на половину. Подключенные динамики мощностью 20 Вт (НЧ) и 5 Вт (ВЧ) взяты из старого магнитофона.

Усилитель мощности с фоно-корректором для винила

Затраты. Стоимость получилась вполне приемлимой. Трансформатор 500 руб. Интегральные микросхемы (TDA7265, TDA7050, TDA2320, KA2281, 4052) 500 руб. Остальная электроника столько же, итого полторы тысячи.

Усилитель мощности с фоно-корректором для винила

При повторении схемы можете изменить конфигурацию размещения в корпусе, чтоб устранить или уменьшить перекрестные помехи от сети, вероятно стоит вообще заменить корпус на металлический и сделать экран между трансформатором и звуковыми цепями. Вы можете использовать немного большие фильтрующие конденсаторы, а также ввести задержку подключения АС, чтоб устранить щелчки при включении и выключении усилителя.

Селектор входа УНЧ

Усилитель мощности с фоно-корректором для винила

Два стереовхода (AUX и проигрыватель) должны быть подключены к усилителю, чтобы можно было выбрать одно из устройств. Тут использован двойной аналоговый мультиплексор на микросхеме 4052. Он имеет 2-битный адрес, один из битов постоянно закорочен на землю, а другой подключен к земле через резистор 100 кОм и к VCC через переключатель.

↑ Технические характеристики корректора

Нередко зарубежные пластинки имели более высокий уровень записи, нежели «Мелодия», особенно макси-синглы (12”, 45 об/мин) – на последних штатный корректор моего «старика» заходил в перегруз.

Примеры готовых конструкций


Все металлические детали следует соединять с «Общим» проводом (GND) в одной точке, как правило — на входе платы предварительного усилителя.

Специально для сайта Электрические Схемы – Барышев Андрей Владимирович

Наличие некоторого количества знакомых-меломанов и музыкантов вынуждают постоянно заниматься ремонтом, восстановлением и доработкой разного рода чудо-техники как из «прошлых, ламповых» времён, так и настоящих, цифровых. Дело это не сильно прибыльное, а порой даже убыточное. зато вполне себе творческое и всегда грозит неожиданностями и даже новыми открытиями для себя)) Поскольку проигрывателями для винила я вынужден заниматься просто ВСЕГДА, то, соответственно, уже накопился некоторый опыт вмешательства во внутренности различных Арктуров, Грюндиков, Дуалов и т. д. И вполне себе можно поделиться некоторыми, не слишком секретными (!) моментами))


Pro-Ject Phono Box 7200 руб.



Фонокорректор Pro-Ject Phono Box и внешний блок питания.
Совсем небольшой, но весьма тяжелый, учитывая размеры, корпус. Блок питания выносной, в виде вилки-адаптера. Функций минимум: никаких индикаторов, настроек, выключателей нет. Только переключение режимов работы — выбор ММ- или МС-головки. Внутри очень небольшая плата, практически сопоставимая по количеству использованных деталей с младшей моделью. Схема тоже построена на бюджетных деталях и операционных усилителях. Все очень просто, но, учитывая стоимость и то, что возможность работы с МС-головками я рассматриваю как вторичную, конструкция уже не вызывает настолько однозначно позитивной оценки по сравнению с младшей моделью. Единственное, чему безусловно стоит отдать должное, — внешнее исполнение. Здесь все объективно аккуратно и качественно.



Очень простая, вполне аккуратно собранная плата, занимающая далеко не весь объем совсем небольшого корпуса. Задняя панель. Разъемы и кнопка переключения режимов работы для разных типов головок.

Впрочем, звук у корректора, несмотря на простую схемотехнику, неплохой. Звучание цельное, задорное и легкое. Не слышно сухости, резкости или явной окраски. Бас глубокий, умеренно хлесткий, с неплохой разборчивостью. Середина открытая, верха чуть резче, чем хотелось бы. Вся картина получается чуть упрощенной, но восприятию это особенно не мешает за счет того, что в характере звука нет явных провалов или подъемов, а все особенности равномерно распределены и за счет этого характер получается цельным. Детальность неплохая, динамика выше средней. Сцена широкая, глубокая и воздушная. Образы отчетливые, иногда даже резкие. Пропорции правильные. По мере усложнения музыкального материала в звуке появляется нарастающая неуверенность, резкость, поэтому для сложной насыщенной музыки это не самый подходящий аппарат. А на более простом материале явных проблем не возникает и звучание оказывается дружелюбным, эмоциональным и ненавязчивым. С МС-головкой картина меняется только отчасти — динамика остается прежней, но усиливается формальность, появляется зажатость подачи. Вместо слитности и улучшения нюансировки звук теряет эмоциональность, упрощается. А вот сцена почти не меняется, разве что образы становятся более легковесными. Но в любом случае картина хуже, чем при работе с ММ-головкой, при подключении которой аппарат оказывается вполне универсальным по отношению к трактам, в которых он может быть применен.

Хочется послушать винил, но для этого кроме винилового проигрывателя и усилителя ещё нужен фонокорректор. Где его взять за небольшие деньги?

Б.у. виниловую вертушку можно приобрести за совсем не большие деньги и даже укомплектованную работоспособным звукоснимателем (головка звукоснимателя,игла и т.д.). Но для корректного воспроизведения пластинки требуется фонокорректор с предусилителем. Предусилитель -это понятно, сигнал имеет слишком маленький уровень для входа усилителя. А корректор это что? Дело в том , когда записывают сигнал на пластинку его изменяют, чтобы музыки можно было записать на пластинку больше по времени . А после проигрывания пластинки нужно сигнал вернуть к первоначальному значению - для этого и служат фоно корректоры звука. Раньше корректоры встраивали в усилители и обозначали вход надписью "PHONO" - но сейчас это очень редкая опция и большинство усилителей фонокорректором не оборудованы.

Если пойти в магазин, то самый простой фонокорректор можно купить за 6 т.р. , а самый дорогой может стоить и миллион. В то же время если проигрыватель купили недорого, за 500 рублей- 1500 рублей, то отдавать 6 тыс.рублей как бы . жаба давит. За непонятный результат. Когда осознана потребность в аудио устройстве, то можно потратить и больше - а на "попробовать" это как бы дорого.

Итак рассмотрим эконом варианты приобретения фонокорректора.

Самый простой способ это купить платку фонокрректора на АлиЭкспрессе. Можно купить и устройство в сборе - в корпусе и с блоком питания. Но это будет уже в разы дороже.

А купить не самую "дешманскую" платку фонокорректора можно, например , примерно за 600 рублей с доставкой . Плата с помпезным названием: "Hifi Stereo Mm Phono Riaa Verstärker Ne5532 Diy Preamplifier Audio Board T3C8". С комплектацией деталями хорошего бюджетного качества.

Нужно только добавить питание и если нужно корпус - и фонокорректор готов.

Бывают платы собранные, а бывают паять детали нужно самому.

Цена на платы начинается от 300 рублей и достигает 15 000 рублей. Готовые устройства можно купить от 1000 рублей в корпусе и с блоком питания.

Можно выбрать хороший вариант. Но лучше выбрать набор для пайки с не распаянными деталями - так как китайские сборщики очень вольно обращаются с номиналами деталей в цепях коррекции и фоно корректор может неправильно восстанавливать звук. Самый же главный недостаток этого способа - посылку ждать долго.

И да - супер дешёвые платки фоно корректоров вызывают, откровенно говоря, большие разочарования в звуке винилового проигрывателя. ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ разочарования.

Есть ли другие варианты из категории "Дешево и Сердито". Как не быть -есть.

В свое время, встроенные фоно корректоры были очень распространены, сейчас на толкучках и разборках можно купить платы встроенных фоно корректоров от советской и иностранной техники. Конечно, придётся поискать , но купить можно. У нас в городе цена таким платкам -200 -350 рублей. Опять же, к такой плате надо делать блок питания.

Например, плата фонокорректора от винилового проигрывателя "Арктур-006". Аппарата, по советским меркам, вполне приличного.

Приветствую вас настоящие поклонники винилового звука! В данной статье мы поговорим про:

  • как подключить проигрыватель виниловых пластинок к усилителю звука
  • Для чего необходим фонокорректор
  • Для чего необходим встроенный фонокорректор
  • Проигрыватели виниловых пластинок в USB входом/выходом
  • Способы подключения фонокорректора к усилителю звука или активной акустике

Что делает фонокорректор и его предназначение?

Звуковой сигнал передаваемый магнитным картриджем намного ниже чем у таких источников звука как ЦАП, CD - диск или магнитная лента, что в свою очередь требует дополнительного усиления. Процесс записи звуковых дорожек вносит некоторые выравнивания от которых необходимо избавиться во время воспроизведения записей дабы восстанавливать необходимый тональный баланс.

Большинство винтажных радиоприемников и усилителей звука имели дополнительный встроенный фонокорректор RIAA, что позволяло напрямую подключать проигрыватель виниловых пластинок.

Начиная с 1990 года большинство стерео аппаратуры перестали оснащать входом фонокорректора, нет его также и у большинства различных мини - систем, домашних кинотеатров и усилителей. Производители аудиотехники в попытке снизить свои затраты перестали использовать звукосниматели, утверждая, что виниловые проигрыватели как вид устарели и не нужны в современном мире делая ударение на CD и DVD источники.

Как подключить фонокоректор к усилителю звука или активной акустике

Для подключения к компьютеру используем только необходимый штекер, а так же все предусилители подключаются только у линейным входам: AUX, TAPE IN, TAPE MON, CD, DAT, MD. Можно еще использовать линейный вход A/V (видео разъемы игнорируйте), к таким относятся DVD, LINE и т. д.

НИКОГДА не используйте фонокорректор RIAA с другими источниками звука, такими как iPod, MP3-плееры и т. д .; это лишь гарантирует перегрузку и значительные искажения.

Только для проигрывателей виниловых пластинок требуется усиление 40 дБ и повторное выравнивание, которое обеспечивает фонокоректор или фоно - предусилитель.

Встречаются проигрыватели винила начального уровня от таких производителей как Radio Shack, Audio Technica, Sony, RCA и другие имеющие на своем борту встроенный фонокорректор для прямого подключения к линейному входу, но их звук, как правило, оставляет желать лучшего.

Если вы решитесь подключить внешний фонокорректор, дабы улучшить качество звучания, обязательно изучите инструкцию как обойти встроенный, так как использование двух фоно - предусилителей приведет к искажениям и обрезаниям при воспроизведение.

Почему бы просто не купить проигрыватель винила со встроенным фонокорректором, да еще и с USB? Это разве не проще?

Да, это дельный совет для тех кто слушает музыку "фоном", но совершенно пустая идея для тех кто в поиске своего, лучшего звука! Как правило, "комбо - продукты" дают минимум всего того из всего возможного. Совместное применение единой цепи питания электродвигателя проигрывателя и очень чувствительных цепей фонокорректора - поистине, совершенно глупая идея!

Большинство из таких аппаратов имеют минимальное или даже полное отсутствие систем экранирования встроенного фонокорректора, оборудованны плохим пластиковым тонармом и прочим пластмассовым хламом. Аудиофилы еще в 70-х смеялись видя такие мини - системы, впервые появившиеся в продаже, а в наши дни такие девайсы без зазрения совести выдаются как крутые компонентные стерео системы знаменитыми торговыми марками.

Виниловые проигрыватели с USB

Еще существуют проигрыватели винила с USB - возьмите все плохое, что было сказано выше про встроенный фонокорректор и вы получите еще одно "чудо" (абсолютно все проигрыватели с USB оснащены картриджем ММ). Да, такой проигрыватель подключается к компьютеру минуя его звуковую карту и линейный вход.

Это проще, просто хорошо, правда? На самом деле — это полная жесть. Обойти звуковую карту означает обойти ее АЦП (аналоговый / цифровой преобразователь) и заменить ее на тот, на свой дешевый.

Проблема кроется в том, что аналогового цифровой преобразователь в звуковой карте даже у ноутбука наверняка будет лучше. Вдобавок, многие достойные звуковые карты способны обработать звук в 32 - бита, а практическое большинство проигрывателей винила с USB ограничиваются до 16 бит.

Контроль уровня записи в Windows и Audacity (всеми любимые БЕСПЛАТНЫЕ программы копирования аудио звука) гарантированно работает с любой звуковой картой и ее линейными входами; они НЕ работают со многими проигрывателями с USB.

Это может привести к тому, что файлы MP3 и CD-R будут слишком громкими или слишком тихими по сравнению с приобретенными в магазине компакт-дисками и другими музыкальными источниками.

Встречаются USB-проигрыватели (в том числе те, которые внешне изготавливаются под винтаж) имеют картриджи CERAMIC; они не только создают плохие звуковые и цифровые файлы, они могут испортить запись в процессе!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии, ваше мнение очень важно для нас.

Кривая RIAA является общепринятым стандартом для виниловых дисков. Он используется в течение длительного времени с 1954 года. К 1956 году новый стандарт, за которым закрепилось название «кривой RIAA», вытеснил конкурирующие форматы и захватил рынки США и Западной Европы. В 1959 году кривая RIAA была одобрена, а в 1964 году стандартизована Международной электротехнической комиссией. В 1976 году МЭК видоизменила стандартную кривую воспроизведения RIAA в области низких частот; нововведение встретило ожесточённую критику и не было принято промышленностью. В XXI веке подавляющее большинство производителей предусилителей-корректоров следует первоначальному стандарту кривой RIAA без изменений, введённых МЭК в 1976 году.

Частотная коррекция по стандарту RIAA может быть реализована как активными, так и пассивными фильтрами, и комбинациями фильтров двух типов. Многие используют корректоры, построенные полностью на пассивных фильтрах, в убеждении, что они звучат «лучше», но схема, показанная здесь, реализована комбинацией фильтров двух типов. Эта концепция была разработана мною задолго до появления Интернета, а показанная схема (с несколькими небольшими изменениями) была впервые опубликована на веб-сайте ESP в 1999 году.


Теоретическая и фактическая кривая RIAA

На приведенном выше графике показана теоретическая и фактическая АЧХ RIAA, нормализованная к 0 дБ на частоте 1 кГц. Большинство фонокрорректоров RIAA имеют дополнительный (и нежелательный) ноль на некоторой частоте выше 20 кГц. Этот дополнительный ноль отсутствует в описываемой конструкции, потому что в схеме используется пассивный фильтр нижних частот, который продлевает кривую АЧХ выше 20 кГц, при этом конечный предел значительно превышает 10 МГц (в зависимости от собственной индуктивности конденсатора).

Термины «полюс» и «нуль» нуждаются в некотором (в данном случае упрощенном) объяснении. Один полюс заставляет сигнал снижаться со скоростью 6 дБ / октава (20 дБ / декада), а один нуль вызывает рост с той же скоростью. Если после полюса вводится ноль (как показано выше), то эффект заключается в том, чтобы перевести АЧХ в горизонтальную форму. Горизонтальная АЧХ наблюдается на частотах от 500 Гц до 2100 Гц. Следующий полюс (2,100 Гц) заставит сигнал снова снижаться. «Неопределенный» ноль выше 20 кГц вызван тем, что многие предусилители не могут уменьшить свой коэффициент усиления ниже некоторого фиксированного значения, определенного схемой. Однако, не все корректоры обладают этой проблемой, нет ее и в приведенной схеме.

Следует отметить, что стремление к «идеальной» точности бессмысленно, так как многое зависит от иглы, тонарма и (конечно) записи. Когда вы покупаете винил, никто не скажет вам, какой эквалайзер был применен во время мастеринга, кроме того, АЧХ ухудшается после многократного воспроизведения. Поэтому, в конечном счете, вы должны позволить своим ушам стать последним судьей в том, что предпочтительно именно вам.

Схема фонокорректора

Представленный фонокорректор соответствует кривой RIAA, он очень «тихий» и обеспечивает гораздо лучшую звуковую эффективность, чем подавляющее большинство тех устройств, что приводятся в различных журналах. Как и в остальных каскадах предусилителя, в схеме фонокорректора используется ОУ NE5532. Он обладает низким уровнем шума, высокой скоростью и приемлемой ценой. Он идеально подходит для такого рода применения. Другим отличным ОУ является OPA2134.


Рис. 1. Схема фонокорректора

Конденсаторы с высокими емкостями могут быть неполярными электролитическими, так как через них не будет (практически) протекать постоянный ток. Тем не менее, они довольно большие по размеру, и стандартные электролитические или даже танталовые конденсаторы могут быть использованы вместо них. Полярные конденсаторы будут нормально функционировать без влияния постоянного напряжения, а тантал - мой нелюбимый тип конденсатора и поэтому не рекомендуется. Напряжение переменного тока, протекающего через С2L/R и C3R/L никогда не будет превышать ~5 мВ на любой частоте вплоть до 10 Гц, и эти конденсаторы не играют никакой роли в построении кривой RIAA. Не бойтесь увеличить значение, если хотите (100 мкФ не является проблемой).

Конденсаторы с низкими емкостями должно быть с точностью 2,5%, в противном случае будет трудно подобрать те, которые находятся ближе всего к требуемому значению. Будет происходить некоторое отклонение от идеальной кривой RIAA, если номиналы этих конденсаторов будут находятся слишком далеко от указанных значений. Наиболее важным является соответствие между каналами - он должно быть как можно более точным.

Резисторы - металлопленочные с точностью 1% и низким уровнем шума. Эта конструкция отличается от большинства других тем, что формирование низкой и высокой частоты выполняется независимо – активным фильтром НЧ и пассивным фильтром ВЧ. Из-за низкого значения выходного резистора, входное сопротивление следующего каскада снизится до 22 кОм и вызовет незначительное искажение кривой RIAA.

На рис. 1 показан только один канал, а другой использует оставшуюся половину каждого ОУ. Помните, что «+» питания подключается к контакту 8, а «–» питания - к контакту 4.

Общепринятое выравнивание кривой при 50 Гц не была полностью реализовано, так как большинство слушателей считают, что бас звучит гораздо более естественно без этого. В связи с этим можно сказать, что точности не хватает, но я до сих пор использую эту неточность и не выявил никаких проблем с низкочастотным шумом.

Обратите внимание, что нет необходимости использовать фильтр ИНЧ. Схема обеспечивает уровень -3 дБ в точке около 3 Гц. ИНЧ играют важную роль, особенно если вы используете сабвуфер. Отличным вариантом является хорошо демпфированная и изолированная платформа для проигрывателя. Я успешно использовал большую бетонную плиту, покрытую ковровым покрытием и демпфированную с использованием пенорезины. Для того, чтобы все сделать правильно, потребуются некоторые эксперименты. Как правило, хорошие результаты получаются при сжатии пеноматериала до 70% его нормальной толщины под весом бетонной плиты и проигрывателя. Полка, прикрепленная к стене, является еще одним хорошим методом обеспечения инфразвуковой изоляции.

Если все же будет иметь место низкочастотный шум, вы увидите энергичное движение диффузора, даже если нет баса. В таком случае я рекомендую включать в схему инфразвуковой фильтр (Project 99). Стандартная конфигурация - 36 дБ на октаву с ослаблением -3 дБ на частоте 17 Гц. Как правило, это помогает устранить даже самые сильные низкочастотные помехи, вызванные использование искривленных дисков. Обычно это помогает также устранить проблемы НЧ обратной связи, но они должны быть ниже частоты среза фильтра.

Характеристики кривой RIAA

Частота, Гц Постоянна времени, мкс Усиление, дБ Норма, дБ Отклонение, дБ
20 - 62.25 - -
50 3180 59.16 58.42 0.74
500 318 43.87 44.42 -0.55
1000 - 41.42 Эталонная -
2100 75 38,88 38,42 0,46
21000 22,17 21,42 21,42 0,75


Как видно из таблицы, отклонение от стандарта составляет менее 1 дБ, а коэффициент усиления на частоте 1 кГц составляет около 40 дБ (100), поэтому номинальные 5 мВ с выхода звукоснимателя даст 500 мВ. Это значение может быть увеличено в случае необходимости за счет увеличения значения резистора 100 кОм во втором каскаде. Необходимо проявлять осторожность, чтобы усиление не возросло слишком сильно и не вызвало клиппинг. Как можно заметить, второй каскад имеет коэффициент усиления 38 (31 дБ).

Это означает, что фактический уровень выходного сигнала на частоте 20 кГц обычно составляет в лучшем случае около 1 В RMS. Тем не менее, если усиление второго каскада увеличить слишком сильно, существует риск клиппинга. Это возможность маловероятна в связи с характером музыки - очень мало основной частоты любого инструмента (кроме синтезатора) выше 1 кГц, и большинство гармоник скатываются естественным образом на 3-6 дБ на октаву выше 2 кГц,– но она должна обязательно учитываться.

Одним из факторов, который часто упускается из виду в фонокорректорах, является емкостная нагрузка на выходе операционного усилителя на высоких частотах. Это устранено в данной конструкции, а так как NE5532 и OPA2134 могут с легкостью управлять нагрузкой в 600 Ом, то резистор 820/750 Ом изолирует выходной каскад от любой емкостной нагрузки. Первый каскад имеет 10 кОм в сочетании с конденсатором, поэтому емкостная нагрузка не является проблемой.

Каждый ОУ должен быть зашунтирован электролитическими конденсаторами 10 мкФ х 25 В от каждого плеча питания на землю и конденсаторами емкостью 100 нФ между выводами питания.

Заметим, что при использовании звукоснимателя с подвижной катушкой, должен быть использован повышающий трансформатор или предварительный усилитель со сверхнизким уровнем шума. Эта схема предназначена для использования со стандартным подвижным магнитом.

Фото завершенного узла


Фото завершенного узла

Зависимость уровня сигнала от частоты

Существует очень мало информации в сети и других местах, чтобы дать любому человеку представление о том, на каком уровне они должны ожидать звук на любой частоте. Изображение на рис. 2 было захвачено с использованием «Visual Analyzer» – одной из многих доступных компьютерных программ на основе быстрого преобразования Фурье. Сигнал был взят из FM-тюнера – вы можете увидеть резкий спад частотной характеристики выше 15 кГц и пилот-тон на частоте 19 кГц, используемый для декодирования 38 кГц FM-поднесущей. Захват был снят с австралийской "альтернативной" радиостанции, так что включает в себя несколько различных жанров музыки, а также речь.

Типичная АЧХ


Рис. 2. Типичная АЧХ

Захват был настроен для удержания максимального уровня, обнаруженного за время выборки (более 2-х часов), так что представляет собой самый высокий уровень, записанный по все полосе частот. Коррекция не использовалась на принятом сигнале, захватывался непосредственно эфирный сигнал. Хотя все выше 15 кГц удаляется, общая тенденция отчетливо видна. В то время, как всегда будут отклонения и исключения с различными музыкальными стилями, общая тенденция действует в широком диапазоне музыкальных стилей.

"Эталонный" уровень -9 дБ на частоте 1 кГц. Максимальные пиковые уровни наблюдаются между 30 Гц и 100 Гц, А уровень между 200 Гц и 2 кГц является достаточно «плоским», показывая примерно 3 дБ падения в границах этого диапазона частот. Наблюдается спад с крутизной 6 дБ в октаву в диапазоне 2-4 кГц, за которам следует ослабление в 10 дБ в диапазоне 4-8 кГц.

Больший интерес представляет амплитуда самых высоких пиков, потому что перегрузка будет иметь место на пиках, а не средних уровнях. На 10 кГц и чуть выше, есть пики при -18 дБ и некоторые дополнительные пики (-24 дБ) на частоте чуть ниже 15 кГц.

Исходя из этого, разумно ожидать, что худшем случае уровень сигнала на частотах выше 15 кГц не будет превышать -30 дБ, и это на 21 дБ ниже уровня на частоте 1Гц (чуть меньше, чем 1/10). Поэтому звукосниматель с выходом 5 мВ на эталонной частоте 1кГц не будет иметь больше 5 мВ на любой частоте около 20 кГц – это самый высокий уровень, которого мы можем ожидать.

При использовании рекомендуемых значений компонентов для эквалайзера RIAA максимально возможный уровень сигнала на выходе второй ступени составляет около 1 В RMS – довольно хорошо в пределах возможностей предложенных операционных усилителей. Даже если максимальный уровень будет 50 мВ (тот же результат на 20 кГц как и на 1 кГц), второй каскад по-прежнему будет ниже уровня перегрузки.

Дальнейшее повышение коэффициента усиления не рекомендуется, если вы не понимаете вероятный результат.

Общая АЧХ

Если схема корректора соответствует обратной кривой RIAA, то общая АЧХ должна быть ровной. Уже отмечалось, что представленный корректор имеет небольшое усиление в низкочастотной области, что можно увидеть на следующем графике.


Рис.3. АЧХ фонокорректора без фильтра ИНЧ и с использованием фильтра ИНЧ

Конечным результатом является усиление 1 дБ на частоте 40 Гц, при этом АЧХ падает на 36 дБ / октава ниже 20 Гц.

vimay Опубликована: 19.08.2017 Изменена: 05.10.2020 0 0


Вознаградить Я собрал 0 1



Затеял дома теплый ламповый звук. Надо полагать, будем слушать старые добрые винилы, коих дома имеется штук 200 или больше: альбомы с операми Верди и Чайковского, Саймон и Гарфункель из 60-х и т. д.

Содержание / Contents

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

↑ Заказываем кит

Чтобы не искать дефицитную у нас комплектуху типа ламповых панелек и т.п., заказал в Сети недорогой кит:

Заказ прибыл через 2 недели, но ламп в комплекте не было, как и схемы. Схему срисовал с платы (не впервые).

↑ Схема восстановлена по плате


Схема основана на базе знаменитого EAR834 для звукоснимателя с ММ головкой.
Оказалось, «двойное моно» — два канала, не связанных меж собой ни питанием, ни «землей» — просто Hi-End какой-то, требует двух независимых источников питания анодов. Полный «граунд-лифт»: общие шины соединяются с «землей» через небольшие конденсаторы (С12 на схеме). Можно запитать и от одного — все будет работать, но почему бы не постараться? Теплый ламповый звук.

↑ Используемые лампы

Лампы заказал следом — хорошо известные ЕСС83 из Китая. Полный аналог 12AX7 (они указаны на схеме).
Однако если имеются в наличии старые добрые 6Н2П, лишь нужно запитать накал напряжением 6.3v, и контакт № 9 каждой лампы соединить с клеммой «земля».

↑ Корпус

Начал примеряться. Плата точно поместилась в корпус перегоревшего БП от компьютера — черный и блестящий, с «германским» сетевым гнездом и выключателем.


Места под трансформатор слишком мало, да и где сейчас такой отыскать?

↑ Питание лампового фонокорректора

Только мотать самому. Для импульсного БП намотка гораздо проще. Значит, импульсник (хотя такой назвал бы высокочастотно-преобразовательным). Не так давно для других целей создавал ИБП из померкшей экономной лампы, где необходимо было втиснуть в щель дросселя пару десятков витков провода для запитки от ±5V ревербератора из старого DVD (для одной халтуры).


Но тут понадобился запас мощности: 6 Ватт для накала и по Ватту на аноды.
Накальная обмотка должна иметь запас напряжения, чтобы затем его стабилизировать в 12v (т.е. 14-16v). Две анодные — где-то по 270-300v. Под рукой оказался «силовик» от компьютерного БП. Я аккуратно разобрал сердечник, снял вторичные обмотки и половину первичной, т. к. она поверх всех. Провод был в порядке.

Как и в описаниях в различных публикациях в сети, «первичка» содержала две половины по 20 витков, значит рассчитал и с некоторым запасом намотал накальную обмотку и две анодные.
Много витков не помещалось, значит будут ещё схемы анодных выпрямителей с удвоением напряжения.
Накальная обмотка наматывалась сдвоенным толстым проводом.

К сожалению, я не запомнил количество витков и не сохранил записи, т. к. занимался всем этим в редкие выходные, и, как оказалось, несколько переборщил. Когда на макетке собрал выпрямители, получилось на накал 24v, чего слишком, и примерно по 430-450v анодные.




Заказал DC-DC преобразователь на LM2596 тоже Китае:

Пока пару недель модуль доставлялся, «кругляш» — плата начинки экономичной лампы — я нагрузил на «первичку» намотанного трансформатора. «Вторички» нагрузил резисторами 100кΩ (пару ватт каждый), а «накалку» — на гирлянду из четырех лампочек 6.3в и 100ма.
Всё засветилось и замерялось, но транзисторы на «кругляше» сильно нагревались. Спустя 15-20 минут работы они отправились в мир иной. Порылся в запасах и нашел два больших, в изолированных корпусах транзистора S2000 (когда-то запасся для ремонта строчных разверток кинескопных телевизоров). На «кругляш» их уже не поставить.

Всю схему переместил на макетку с расстановкой под новые транзисторы. Заодно распаял дроссель и кондюки сетевого фильтра от компьютерного БП. На другой макетке стали трансформатор и выпрямители.

Т.к. напряжения намного выше, чем нужно, добавил два электронных дросселя на транзисторах MJE13003, выпаянных из еще одного «кругляша». Снова «повесил» временную нагрузку и включил через страховочную лампочку (через которую производились все макетные включения в сеть).
Анодные напряжения отличались друг от друга на 20v и их значения показались маловатыми: 210v одно и 230v другое.
На схеме звездочками обозначены R8 и R10, но в моем случае доступней для замены и подбора оказались R7 и R9. Одно я уменьшил до 560к, а вместо другого поставил подстроечник 470к последовательно с 200к. После того, как выровнял меж собой напряжения, они установились по 280v.

Транзисторы в первичной части схемы нагревались, но уже не столь катастрофично. В любом случае их ожидала установка на корпус устройства для охлаждения. Транзисторы в электронных дросселях практически не грелись. Все это безобразие установил на верхнюю часть корпуса.


Плата с трансформатором и выпрямителями не помещалась внутри, для нее был создан специальный кожух на «крыше» устройства, подальше от сигнальных цепей.
Первичная часть схемы также отгорожена жестяным экраном, который соединен с винтом клеммы «земля». Все было заземлено на этот же винт около гнезд входа и выхода. Заодно требует заземления и «минус» напряжения накала и отверстия под винты, обозначенные значком «земля», если они не получают контакт на корпус через винтовые стойки (как в моем случае).

Кроме всего, необходимо перерезать земляной провод, ведущий на корпус со средней точки сетевого гнезда. «Землю» получаем от корпуса самого усилителя мощности дополнительным проводом, соединяющим земляные гнезда фоно-корректора и оконечного усилителя.

Дроссели Dr3, Dr4 и Dr5 на выходах БП имеют по несколько витков сдвоенного провода на ферритовом кольце К12*5*8.






Весь БП смонтирован на крышке корпуса, транзисторы VT1 и VT2 стали на боковую стенку корпуса. Все было подключено к гнездам питания на плате, в панели вставлены лампы, и замерил я напряжения на этих гнездах. На накальном я отрегулировал заранее на плате стабилизатора 12.5v — без ламп и с резистором 33 ом на клеммах накала, но на обоих анодных «клеммниках» напряжение оказалось порядка 320v.

Надо полагать, страховочная лампа брала на себя десяток-другой Вольт . Померял на анодах первых двух каскадов: 100v. То, что надо. На резисторе в катоде третьего каскада примерно столько же. Так и оставил.

↑ Схема соединений блоков


↑ Пути улучшения

Уже позже подумал, что в случае повторения самой схемы этого фонокорректора «вручную», не из конструктора, стоило бы «удвоить» выход, т. е. включить параллельно по два триода в третьем каскаде, уменьшив вдвое сопротивление R13, и в каждый анод включить по 100 омному резистору (R12).
Тут кстати и 24v, если накальные нити включить параллельно две группы по «два последовательно» (или же все четыре последовательно, если применены 6Н2П).
Все это позволило бы вдвое снизить выходное сопротивление, что упростило бы согласование с транзисторным входом (при необходимости).

Вдобавок, если снова повторю подобный БП, воспользуюсь мощными полевиками и драйверной микросхемой типа IR2153, чтобы снизить температуру за счет меньших потерь, чем на недокрытом переходе КЭ биполярного транзистора.

↑ Итоги

Подать сигнал смог лишь, когда привел в порядок «вертушку» (благо, карантин и достаточно свободного времени). Ожидаемых артефактов импульсного питания не обнаружил. В колонках тишина.

Поставил пластинку: легкий шорох, но всё звучит естественно, что даже показалось странным (привычка к МР3 звучанию). Пару часов слушал пластинки: французские «сорокопятки» с Ивом Монтаном — его военные песни, «Вишневый сад» — чеховский спектакль, запись и сам диск 1963-го года, джазовые стандарты Эллы Фицджеральд. Пластинки нужно мыть, прежде чем слушать, много лет пылились.
Эпопею с «вертушкой» Technics SL-23A опишу отдельно.

Читайте также: