Конструктор храм христа спасителя

Обновлено: 28.03.2024

Для многих россиян Храм Христа Спасителя ассоциируется с Пасхой, именно из этого храма по телевизору показывают трансляцию полуночной службы, на которой всегда присутствует глава государства и его заместитель с женой.

Немного истории:

Храм Христа Спасителя к 1999 году был воссоздан на Волхонке, 15- на месте и по подобию исторического собора, взорванного в 1931 году во время сталинской реконструкции Москвы.

Когда стали его восстанавливать, построили нижнюю стилобатную часть, которой не было. Туда входит храм Преображения Господня как напоминание о древнем Преображенском монастыре, стоявшем на этом месте, зал Церковных соборов, патриаршая трапезная, зал Священного синода-получился целый храмовый комплекс.

При строительстве постарались воссоздать точную копию, вплоть до материалов. например, пол в старом храме был из мрамора, яшмы и камней, привезенных из стран, проигравших вой ну 1812 года — Франции, Италии, а в современном храме сделан из таких же материалов и их этих же стран. Восстанавливали храм по фото.

Собор простоял 10 лет без росписи, не могли найти нужных художников, зато потом его расписал за два месяца художник Василий Нестеренко. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м², из которых около 9000 м² позолочены.

Проект выполнен архитекторами М. М. Посохиным, А. М. Денисовым и другими. Впоследствии Денисов отошел от работы, и строительство завершал З. Церетели.

Храм рассчитан на 10 000 человек. В плане он выглядит как равносторонний крест 85 метров шириной. Высота храма с куполом и крестом 105 метров.

Я была в первый раз в Храме Христа Спасителя где-то в 2010, может чуток раньше. Первое впечатление от храма было странным-меня удивило большое количество церковных лавочек на территории Собора, не храм, а какой-то магазин. И вот более 10 лет в храм не заходила вообще.

Неожиданно для себя открыла Собор с другой стороны, когда побывала на выставке Юрия Купера.


"Храм Христа Спасителя" - уникальный конструктор-макет, копия настоящего храма в миниатюре, невероятно эффектное сооружение, как и другие наборы от CubiсFun.

Модели крепкие, с ними можно играть (подходят разные минифигурки).

Очень красочный макет, легко собирается. Золотые купола блестят, как настоящие.

Составные элементы конструктора красочны, они крепкие, собирать макет может и ребёнок. Достаточно выдавить из листов (это легко, вырезать ничего не надо) и соединить элементы конструктора, и вы получите объёмную модель здания Храма Христа Спасителя. Отличные модели для уроков географии и искусства.


Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве - кафедральный собор Русской Православной Церкви, находится недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшимся ранее Чертольем (улица Волхонка 15-17). Это один из монументов истории русского зодчества.

Высота храма с куполом с крестом в настоящее время составляет 105 метров, храм Христа Спасителя является самым высоким православным храмом в мире.

21 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежащей в то время в руинах, в знак благодарности Богу за чудесное спасение России и в память о жертвах войны 1812 года.

Современный восстановленный храм Христа Спасителя - это величественное сооружение, построенное в 1990-х годах на месте прежнего храма, разрушенного в 1931 году и являвшегося точной копией современного сооружения.

Эта модель есть в продаже.

  • Размер получаемого макета: 29,5 см x 30,5 см x 29,5 см.
  • Размер упаковки: 22 см x 33 см x 4,5 см.
  • Материал: бумага, вспененный полимер.
  • Буклет с фотографиями и дополнительной информацией о соборе.

Кафедральный соборный храм Христа Спасителя, макет, детали для сборки


Храм Христа Спасителя, набор для сборки от CubiсFun. Плотный ламинированные пенокартон.


Схема сборки лёгкая, все детали пронумерованы. Очень интересно собирать. Инструкция не совсем пошаговая, но очень понятная.


Размеры готового макета - модель впечатляющая.


Точная копия настоящего Храма Христа Спасителя! Прорисованы даже кирпичики на стенах.

Он был задуман в 1812 году в благодарность за изгнание врага с земли русской и в память о погибших в той войне, однако судьба его оказалась весьма сложной и запутанной, под стать судьбе России тех лет. Идея храма принадлежит Александру I, строить его начал Николай I, а открывали собор уже при Александре III. В ХХ веке его успели разрушить и построить вновь. «Известия» — о драматической истории храма Христа Спасителя, заложенного ровно 180 лет назад — 22 (10-го по старому стилю) сентября 1839 года.

По обету всему свету

История храма началась в декабре 1812 года, когда пришла весть о том, что последние солдаты наполеоновской армии покинули пределы России. Высочайший манифест о победе увидел свет 25 декабря и именно в нем император Александр I впервые объявил о решении построить храм в Москве:

Тильзитское свидание

Наполеон I, Александр I, Луиза Прусская и Фридрих Вильгельм III. Картина Николя Госса «Тильзитское свидание»


«В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время. Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков».

Такие храмы в России принято называть обетными — построенные по обету, обещанию. Выбор места строительства после сожжения Наполеоном Москвы даже не подлежало сомнению, а выбор Христа в качестве покровителя храма объяснялся тем, что фигура Спасителя должна была объединить память о православных, католиках и лютеранах, которые воевали в обеих армиях и погибли на полях сражений. Храм должен был стать памятником-кенотафом павшим и одновременно символом победы русского оружия.

Объявили конкурс. Свои работы представили самые известные зодчие того времени: А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, А.Д. Захаров, А.И. Мельников, О.И. Бове, Д.И. Жилярди, Д. Кваренги. Но победил проект безвестного Карла Витберга — даже не архитектора, а художника, шведа по происхождению, хоть и родившегося в Санкт-Петербурге.

Александр (Карл) Витберг

«Вы отгадали мое желание, удовлетворили мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до двадцати проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни».

Александр предложил строить храм не в городской черте, где не было достаточно места для грандиозного сооружения, а на месте Воробьевского дворца — загородной императорской резиденции, погибшей в московском пожаре 1812 года. Поскольку это максимальная точка высокого берега реки, храм прекрасно смотрелся бы из города, а из него открывался бы великолепный вид на Москву. Выбор места имел и символический подтекст: оно расположено как раз между Смоленской и Калужской дорогами, по которым армия Наполеона входила и отступала из Москвы.

Проект храма Христа Спасителя Карла Витберга

Проект можно назвать грандиозным — по сути, это был не один, а три храма, расположенные один над другим. «Храм тела, храм души и храм духа, — но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности должен быть един», — писал сам Витберг. Одновременно три храма символизировали и Троицу. В толще Воробьевых гор должен был находиться подземный храм Рождества Христова в память о погибших, где постоянно шли бы панихиды. Над ним, на кромке горы должен был вырасти огромный 240-метровый (это втрое больше нынешнего!) крестообразный в плане храм Преображения Христова — символ победы русского оружия. От него крыльями расходились галереи, поддерживаемые шестьюстами колоннами, сделанными из трофейных пушек. А над ним — круглый верхний храм во имя Воскресения Христова в знак победы православного духа. В галереях и ниже по склону вдоль аллей отводилось место для статуй видных полководцев и монархов, знамен, трофеев и т.д. Витберг был членом масонской ложи «Умирающий сфинкс», поэтому его замысел был проникнут разными символами и знаками, что очень понравилось склонному к мистицизму императору.

Строительный коллапс

Война подточила финансы государства — казна была почти пуста. Объявили всенародную подписку, надеясь на помощь разных слоев общества. Однако сбор пожертвований шел вовсе не так активно, как ожидалось, и лишь через несколько лет была собрана сумма, позволявшая начать работу, да и та в основном была внесена императором. В пятилетие начала отступления французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Присутствовал император с семьей, двор, герои недавних сражений, иностранные гости. На мероприятие собралось около 400 тыс. москвичей — добрая половина города. «Протоиереев было более 30, священников около 300, а диаконов около 200. два хора певчих — придворные и синодальные. в лучших и богатейших облачениях». Витбергу по такому случаю был пожалован чин коллежского асессора и Владимирский крест, он получил звание академика архитектуры, потомственное дворянство и фамильный герб. Зодчий принял православие, причем крестным отцом его стал сам Александр I. В честь своего покровителя Карл Магнус был наречен Александром, и именно под этим именем он вошел в историю русской архитектуры.

Фрагмент «Плана столичного города Москвы» 1819 года

Фрагмент «Плана столичного города Москвы», выполненного в 1819 году офицерами Военно-топографического депо, с указанием места предполагаемой постройки храма Христа Спасителя на Воробьевых горах

Обитатели исторических казематов обязаны делать ремонт своими силами и за свой счет, а удобств нет даже во дворе

Как и предсказывали некоторые специалисты (например, полковник Николай Иванович Яниш), строители столкнулись с огромными сложностями. Дело в том, что глинистые и песчаные почвы под нагрузкой «плыли» вниз по склону, из-за чего пришлось вести масштабные и очень дорогостоящие инженерные и земляные работы. На них ушли практически все имевшиеся средства, но видимого результата не было — за семь лет не удалось закончить даже «нулевой цикл». Император продолжал верить в своего крестника и поддерживал его, но в 1825 году Александра I не стало.

Взошедший на престол Николай Павлович создал комиссию — «Искусственный Комитет» под председательством инженер-генерала К.И. Оппермана. Вошедшие в нее известные инженеры и архитекторы после серьезных исследований вынесли вердикт — строить на краю Воробьевых гор нельзя, почвы и дальше будут «плыть» по склону. 11 мая 1827 года сенат издает указ: «Комиссию о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела ее, чиновников, строения, заготовленные материалы и все казенное ведомства ее имущество — передать в ведение московского военного генерал-губернатора и действительного тайного советника князя Юсупова». При передаче дел выявилась огромная недостача — исчез почти миллион рублей. Началось следствие, тянувшееся семь лет. Личной корысти Витберга выявлено не было, тем не менее зодчего обвинили в недогляде за вороватыми подрядчиками и сослали в Вятку. Имущество его конфисковали. Остаток жизни императорский крестник провел в бедности и безвестности, перебиваясь случайными заработками.

Закладка Храма

Раскрашенная гравюра А. Афанасьева «Историческое изображение торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя на Воробьевых горах 12 октября 1817 года»

Исполнение обещаний

Не выполнить обет старшего брата Николай не мог, да и для него самого война 1812 года была значимым событием. Он рвался на фронт, но император запретил великим князьям участвовать в боях. Это занозой сидело в душе Николая, окруженного при дворе ветеранами и героями войны, многие из которых были его ровесниками.


Снова объявили конкурс, снова в нем участвовали лучшие творческие силы страны. Императору ни один из проектов не понравился. И тогда в 1831 году он лично назначил главным архитектором Константина Андреевича Тона. Причины этого решения до конца не ясны, поскольку на счету зодчего была одна построенная церковь и несколько не слишком значительных работ. Тону было чуть за тридцать, и большую часть взрослой жизни он провел в Италии, куда был командирован после отличного окончания Академии художеств. На Апеннинах он добился определенного успеха — за проекты реставрации храма Фортуны в Пренесте и комплекса императорских дворцов на Палатинском холме в Риме Тон даже получил звание академика. На родине это оценили, и Тон в 1828 году был лично приглашен императором на работу в Кабинете Его Величества. Вскоре молодой архитектор получил заказ на строительство церкви Екатерины Великомученицы в Екатерингофе, которую выполнил в национальном стиле с отсылками к византийским и древнерусским традициям. Николаю церковь понравилась. А еще Тон поразил монарха бережливостью к государственным деньгам: он не просто не просил увеличить смету (что было нормой), а даже умудрился сэкономить часть выделенных средств. Не терпевший казнокрадов государь это оценил.

Важен и идеологический аспект, ведь сооружение храма в честь победы имело символический и политический смысл. Подавляющее большинство представленных на конкурс работ были выполнены в манере европейского классицизма. Но Николай западного влияния не любил и отчасти побаивался. А предложенный Тоном проект в византийско-русском стиле гораздо лучше вписывался в миропонимание государя — до провозглашения графом Уваровым знаменитой триады «православие, самодержавие и народность» оставался какой-то год. Николай решил не объявлять подписку, а строить собор на средства казны. Посему и право выбора проекта и архитектора счел возможным оставить за собой.

Константин Тон

К 1832 году проект Тона был утвержден, но удобных и свободных территорий в уже восстановленной Москве не осталось, нужно было чем-то жертвовать. Опираясь на конкурсные предложения московских зодчих, Тон представил Николаю на выбор три варианта: за Воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой (Швивая горка), на Тверской улице на месте Страстного монастыря (нынешняя Пушкинская площадь) и на месте Алексеевского женского монастыря в Чертолье, между Большим Каменным мостом и Пречистенскими воротами. Император выбрал последнее. И решение монарха вновь оказалось опрометчивым.


«Сему месту быть пусту»

История Алексеевского монастыря уходит в XIV век, когда московский митрополит Алексей Федорович Бяконт (воспитатель Дмитрия Донского и фактический правитель при малолетнем князе) решил основать первую в городе женскую обитель. Размещался монастырь за ручьем Черторыем ближе к Крымскому броду и был освящен в честь зачатия святой Анны, почему именовался Зачатьевским. Первыми же обитательницами его стали родные сестры митрополита Алексия, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии. Монастырь стоял двести лет. В XVI веке он не раз подвергался разграблению крымчаков и ногайцев. После очередного разгрома и пожара на старом месте его решили не восстанавливать, а перенести под защиту крепостной стены Белого города. Так он и оказался на Волхонке, возле Пречистенских ворот. При строительстве новых зданий возвели храмы и в честь Алексия, человека божьего, и в честь зачатия святой Анны. Но в народе новый монастырь теперь именовали Алексеевским. В 30-е годы XVII века мастера Антип Константинов и Трефил Шарутин по царскому указу и в благодарность за рождение долгожданного наследника (будущего царя Алексея Михайловича) построили в обители небольшой, но изящный двухшатровый храм, считавшийся одной из самых красивых церквей столицы. Вскоре строительство храмов такого типа было запрещено патриархом Никоном как не соответствующее канону, и собор Алексеевского монастыря стал совершенно уникальным.


Картина Карла Рабуса «Алексеевский монастырь»


Но, несмотря на 400-летнюю историю, монастырь решили снести, а сестрам приказали переселяться в район Красного села (район нынешнего метро «Красносельская»). Существует легенда, что, когда монахини отстояли последнюю службу, настоятельница обители игуменья Клавдия повелела приковать себя цепями к росшему посреди монастырского двора старому дубу. Выдворять ее пришлось силой, и в разгар этой безобразной сцены игуменья изрекла проклятие: «Сему месту быть пусту!».

Внутренняя красота

В 1837 году начались работы по демонтажу монастырских построек, после чего следовали земляные работы по сооружению котлована. 27 июля 1838 года началось сооружение фундамента. По деревянным наклонным плоскостям глыбы бутового камня самокатом спускались на положенное место, после чего пространство между ними заливалось специальным раствором. На эти работы и «выстаивание» фундамента ушел еще год. Лишь 10/22 сентября 1839 года состоялась вторая торжественная закладка храма — хотя и не столь пышная, как первая. На закладном камне, привезенном с Воробьевых гор, была сделана табличка со следующими словами:

«В лето 1839, сентября 10 дня, повелением Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Павловича приступлено к исполнению священного обета, данного в Бозе почивающим Императором Александром I, и собственноручною Августейшею рукою Императора Николая Павловича, за невозможностью воздвигнуть Храм Христа Спасителя, по первому предположению, на Воробьевых горах, положен камень основания на сем месте для сооружения оного Храма».


"Центр Искусств.Москва" - это территория искусства в самом центре города.
Отличное место для тех, кто любит классическое искусство. Красивая, салонная галерея в цоколе Храме Христа Спасителя, где собрана большая коллекция художственных сокровищ, уникальной мебели, самоваров, потрясающих ваз.
Экспозиция Центра по своему богатству коллекции не уступает крупным музеям. Очень хорошо,
что экспозиция постоянно обновляется. Невероятной красоты рамы у картин.
Приятно неспешно переходить из зала в зал, атмосфера Центра располагает к медленному спокойному просмотру, приятное освещение, в зале Айвазовского звучит блеяние барашков, шикарные деревянные скамьи, которые располагают к длительному сиденью перед картиной,
чтобы впитать ее не только глазами, а запомнить сердцем
Всегда при посещении Центра приятное, умиротворенное настроение

Великолепное место. Всем советую, все довольны. Чего стоит один зал Айвазовского с десятком картин автора. Много европейских художников: в частности, два зала Возрождения прекрасны. Сама галерея оставляет после себя только приятное впечатление. Всего 10 залов, если не ошибаюсь, достаточно крупные. Много выставок, которые часто меняются.


Красивая небольшая галерея в цоколе Храма Христа Спасителя. Там размещена довольно эклектичная, на мой взгляд, постоянно изменяющаяся выставка "Художественные сокровища России". и эти изменения каждый раз называются по новому. В июле 2019 г - например, "Шедевры, которых нет в музеях". Открыт зал с японским искусством и т.п. Вообще ото входа - это классические русские придворные портреты, несколько залов с роскошными иконами, множество дорогих и красивых русских пейзажей и клерикальных сюжетов. В основном коридоре - жанровые и батальные сценки о победах русского оружия, но с налетом гуманизма. Представлены "русские импрессионисты" и мирискуссники. Несколько мощных работ Айвазовского, Соврасова, Поленова, Сурикова. Сейчас один зал занят работами отца и сына Рерихов. Интерьеры и техническое оснащение - красивые и дорогие. Нужно заходить периодически.


🌹ЦИМ (Центр искусств. Москва), встретил нас КППунктом с суровой охраной, рядом железных дверей с указателем ВЫСТАВКА ДАЛЕЕ и симпатичными девчонками на кассе в количестве 3 шт. Интересно, кто-то ещё, кроме них охраняет "художественные сокровища" в количестве 300 шт.🤔
🌹Итак, в выставочном пространстве ЦИМа находится приятно: роскошная центральная галерея обрамлена колонами, к ней примыкают с десяток залов. Стены выкрашены в пепельно синий цвет, колоны - в золотой, нога ступает по чёрному мрамору, в залах полумрак, блуждающий взгляд сам останавливается на освещенных картинах. Нужно отметить, что свет в галерее грамотный, он НЕ оставляет противных бликов на картинах и иконах, не отвлекает, помогает рассмотреть нюансы живописного мастерства (я часто сталкиваюсь с обратной ситуацией в государственных музеях). Организаторы хорошо потрудились, атмосфера располагает к созерцанию "художественных сокровищ".
🌹"В экспозиции представлено более 300 экспонатов: иконы работы известнейших иконописцев с окладами лучших мастеров рубежа веков, полотна прославленных художников, выполненные в технике масла, темперы, гуаши, графические работы, а также предметы декоративно-прикладного искусства" - гласит аннотация к выставке, и это чистая правда. Сплошное эстетическое удовольствие.
🌹Кому идти: всем, кто не может доехать до ГТГ, которую ЦИМ, конечно, не заменит, но общее представление о русском искусстве даст; всем, кому надоели выставочные пространства в стиле "белый куб"; всем, кто хочет расслабиться и получить эстетическое удовольствие.
🌹И, вообразите, осознайте, каждая из этих картин кому-то принадлежит. Я бы не отказалась от своего личного Кандинского. А от чего бы не отказались Вы?

Покидая Москву, Наполеон был в отчаянии. Блестяще начинавшаяся Московская кампания закончилась крахом. Бросив остатки некогда огромной армии, французский император с эскадроном охраны бежал в Париж. Война против России была проиграна. В честь победы над врагом и выдворения французов за пределы Отечества Александр I издал высочайший манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа. С этого началась долгая и сложная история храма Христа Спасителя.

«В конце 1812 года, когда из России изгнали Наполеона, был провозглашен День победы, который отмечался до 1917 года. В том же манифесте по случаю победы над Наполеоном была сформулирована идея создания храма «в ознаменование благодарности промыслу Божьему, спасшему Россию от грозившей гибели», – рассказывает доктор исторических наук Владимир Фортунатов.

Грандиозный проект и пропажа бюджета

Был объявлен международный конкурс, в котором участвовали такие известные архитекторы, как Воронихин, Кваренги, Стасов. Но императору Александру I понравился проект никому неизвестного молодого художника шведского происхождения Карла Магнуса Витберга. Императора поразил масштаб и грандиозность замысла архитектора, который, к слову, был масоном высокого градуса. Это было проект огромного, втрое больше нынешнего, храма с пантеоном и колоннадой из 600 колонн. Собор должно было украшать трофейное оружие, захваченное в Отечественной войне.

Собор собирались строить на Воробьевых горах, где сейчас расположено главное здание МГУ. Это мог быть самый грандиозный храм в мире. Храмовый комплекс включал бы подземный храм для круглосуточных панихид по всем павшим за отечество. Над ним должен был возвышаться украшенный множеством статуй храм во имя Преображения Господня. Венчал бы сооружение круглый верхний храм во имя Воскресения Христова. Высота всего строения – 237 метров, диаметр главного купола – более 50 метров. Размах колоннад в проекте составлял более километра. По их сторонам предусматривалось строительство двух триумфальных колонн высотой в 106 метров, отлитых из пушек, захваченных у неприятеля.

Торжественная закладка состоялась 12 октября 1817 года. При огромном стечении народа – почти 400 тысяч человек – в приготовленный гранитный камень была положена доска с памятной надписью. Деньги на строительство собирали всем миром, из казны было выделено 16 млн рублей – гигантская по тем временам сумма. Однако стройка так и не была закончена. Говорили, что по причине оседания грунта.

«В действительности весь бюджет на стройку пропал. Поэтому главный архитектор Карл Витберг и компания попали под суд, – рассказывает писатель Александр Мясников. – И его отправили в Вятку, в ссылку. У него было изъято все. Все, кто занимался стройкой, попали под суд за исчезновение денег. Все говорили, что Витберг этого не мог сделать, он очень порядочный человек, но ситуация была такова».

Новый проект и проклятье игуменьи

После смерти Александра I на трон вступил император Николай I, который прекратил строительство храма Христа Спасителя по проекту Витберга и повелел строить храм на новом месте, неподалеку от Кремля на берегу Москвы-реки. На этом месте располагались старинный Алексеевский женский монастырь и церковь Всех Святых. Их разобрали и перенесли в Красное село. По легенде во время переноса церкви игуменья монастыря прокляла это место и сказала, что ни один храм и ни одно другое строение на этом месте не простоит дольше 50 лет.

Торжественная закладка храма состоялась 180 лет назад, в сентябре 1839 года. Строительство шло на казенные деньги, поэтому император сам выбрал проект архитектора Константина Тона. Нынешний храм Христа Спасителя почти полностью повторяет храм, возведенный Тоном.

После революции в первые годы советской власти встал вопрос о сносе собора. Еще в 1922 году будущий лидер ленинградских коммунистов Сергей Киров предлагал возвести на его месте Дворец Советов. 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя взорвали. Таким образом, с момента освящения храм простоял 48 лет. Возможно, немалое значение в судьбе храма сыграло его богатейшее убранство, в котором использовали около 20 тонн золота хорошего качества.

«Был храм, хлам, а теперь – срам»

У большевиков не пропадало ничего, что нельзя было бы использовать в другом месте. Так, обломки некогда самого величественного храма России пустили на отделку строящегося метро.

«Там было невероятное количество мрамора, очень хорошего, поэтому его отправили на облицовку стен на станциях метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», – отмечает Мясников. – А скамейки, которые были в храме, стоят на станции метро «Новокузнецкая». В больших чанах кувалдами дробили доски с именами героев, чтобы посыпать дорожки в парках, в том числе в Парке Горького».

На месте взорванного храма было решено воздвигнуть грандиознейшее здание Дворца Советов. Оно должно было показать всему миру торжество идеи коммунизма. Высота дворца по проекту составляла 400 метров, его должна была венчать стометровая статуя вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. Предполагалось, что статуя Ленина будет в три раза выше и в два раза тяжелее нью-йоркской статуи Свободы. Одна ее голова по объему не уступала колонному залу Дома Союзов. Большой зал, расположенный в центре дворца, мог бы вместить на колокольню Ивана Великого или Исаакиевский собор. Строительство затянулось и к началу войны было приостановлено, а металл, приготовленный для строительства, пошел на противотанковые ежи.

Знаменитый кубинский революционер, ближайший соратник Фиделя Кастро Эрнесто Че Геварра во время визита в СССР в 1960 году стал одним из первых, кто оценил купание в бассейне «Москва». Огромная яма с торчавшими сваями – все что осталось от Дворца Советов – не красила облик столицы могучей державы. Идея сделать на месте фундамента дворца открытый плавательный бассейн принадлежала главному борцу с церковью Никите Хрущеву. С первых дней своего существования бассейн стал местом паломничества москвичей и гостей столицы. Но и в этом случае сбылось проклятие монахини, бассейн просуществовал всего лишь 30 лет.

Восстановление храма Христа Спасителя

В 1988 году, в период гласности и перестройки, в СССР с помпой отмечали 1000-летие крещения Руси. Вопрос о гонениях на веру в Советском Союзе очень часто всплывал в выступлениях западных политиков. Горбачеву надо было показать Западу, что бывшего коммунистического монстра больше нет. Поэтому он поддержал идею многих общественных деятелей о воссоздании на прежнем месте храма Христа Спасителя.

Торжественная закладка храма состоялась в 1994 году, финансировалось строительство правительством Москвы и многочисленными жертвователями. Президент Борис Ельцин отказал в средствах из бюджета.

«Дальше произошло почти мистическое, знаковое совпадение исторических дат. Президент Ельцин выступил с известным обращением, что досрочно покидает Кремль. В тот же самый час перед наступлением Нового года патриарх Московский и Всея Руси торжественно совершал малое освещение храма Христа Спасителя», – рассказывает Владимир Фортунатов.

Сегодня воссозданный храм Христа Спасителя является самым большим православным храмом в России, он может вместить до 10 тысяч человек. Памятные доски на стенах рассказывают о великой истории и военных победах русских солдат. Кроме того, в храме воссоздали Преображенскую церковь в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре.

Читайте также: