Конструктор игр для новичков

Обновлено: 23.04.2024

Что есть помимо Photoshop, FL Studio, 3ds Max, ZBrush и Unity.

Чтобы я хотел упомянуть перед тем как вы приступите читать:

  1. Данная статья является развитием моей предыдущей статьи, однако версия на Реддите получилась скудной, поэтому и не обязательной к ознакомлению.
  2. Данная статья не призывает вас пересаживаться целиком и полностью на свободное и бесплатное программное обеспечение. Глупо пропагандировать, что опенсорс - мастхэв, а проприетарщина - зло.
  3. Будьте готовы, что некоторые из этих программ сырые, недоделанные, без подробной документации и видеотуториалов.
  4. Многие программы переведены на русский язык. Если для вас это важно, то обязательно посмотрите в настройках можно ли поменять язык интерфейса.
  5. При использовании чужих ассетов не забудьте поблагодарить авторов, упомянув их имена или ники в своих играх.

Простенькая программа для создания текстовых игр и визуальных новелл. Вам почти не придётся программировать, всё создаётся в виде схемы из блоков и связей между ними. Готовая игра представляет собой страницу HTML.

Однако помимо создания игр Twine можно использовать и как удобный инструмент для наглядной визуализации своего сценария, если вы задумали множество разветвлений, выборов диалогов, концовок и т.д.

Два конструктора, специально заточенных под создание 2D-игр в жанре Квест. От вас не потребуется больших знаний в области программирования, всё создаётся в "два клика".

Конструктор №1 для создания игр в жанре "Визуальная новелла". Прост в использовании и изначально настроен для создания стандартных романов. Однако знание языка программирования Python позволит вам создавать более сложные игровые механики. Именно на Ren'Py созданы такие известные игры как Бесконечное лето и Doki-Doki Literature Club.

Конструктор помощнее для создания 2D-игр в самых различных жанрах. Вместо программирования логика игры строится на основе простых "событий" и "реакций на события". Немного напоминает другой, но проприетарный конструктор ClickTeam Fusion.

Конструктор 3D-игр, всё также без программирования позволяющий создавать свои первые творения. Появился совсем недавно, сейчас доступна альфа-версия этого продукта.

Просто хороший 2D-движок с языком Lua. Больше нечего даже добавить, всё прекрасно описано на официальном сайте.

Более молодой 2D-движок в сравнении с Defold. Китайский аналог Unity. Можно программировать как на JavaScript, так и на TypeScript. В этом году выйдет Cocos Creator 3.0 - отдельная версия для разработки 3D-игр.

Российский игровой движок для создания 2D и 3D-игр. Раньше был конструктором игр, однако разработчик пересмотрел подход и года два назад на свет выкатил полностью переделанный продукт. Летом этого года движок и вовсе стал свободным и бесплатным. Довольно симпатичный движок, но пользователи отмечают низкую производительность движка и разработанных на ней игр.

Мощный игровой движок для создания 3D-игр. Некст-ген, многозадачность, VR, все дела. Раньше назывался Xenko, а ещё раньше назывался Paradox. Из недостатков можно выделить очень слабое коммьюнити и вялое развитие движка.

Устаревшие конструкторы 2D-игр, которые уже давно не развиваются. Как и GDevelop, логика в этих конструкторах также строится легко на основе "событий" и "реакций на события". Вам остаётся лишь выбрать из списков сами события и реакции.

Устаревшие игровые движки для создания 2D и 3D-игр. Языки программирования являются расширенными версиями Basic. Если вы не горите желанием изучать сложные игровые движки, то рекомендую начать с Blitz3D. Blitz3D в отличие от DarkBasic Pro является более оптимизированным движком и позволяет формировать рельеф по картам высот.

Я собрал в одном архиве учебники и уроки по Blitz3D на русском языке, пользуйтесь и учитесь. Ещё держите статью с архивом о редакторах уровней, заточенные под Blitz3D, но они могут помочь с разработкой не только под этот движок, особенно если вы вооружитесь мощным конвертером fragMOTION.

Кстати, в этом же архиве лежат две программы, которые легко и просто генерируют 3D-модели различных растений и деревьев.

Armory 3D - это игровой движок, который интегрируется в Blender, а EasyRPG - это свободный аналог RPG Maker 2000/2003. Это две разные программы, но объединяет их одна особенность: вы можете пощупать их, но для полноценного производства игр они пока не пригодны. Можете ещё глянуть R48 вместо EasyRPG Editor.

Lazarus - это свободный аналог Delphi, в качестве языка программирования используется Object Pascal. Lazarus, от слова, вообще не предназначен для создания игр, однако вы можете глянуть GLScene или Castle Game Engine.

DevelNext - это, по сути, тот же Delphi, только красивее, с PHP и большим количеством инструментов и возможностей для создания игр.

Они не являются конструкторами игр и не являются игровыми движками. Это две среды разработки, которые предназначены для разработки самых различных приложений. Однако я всё же решил их упомянуть по двум причинам:

1. В них можно легко делать визуальные новеллы, квесты и прочие point-and-click игры. Эти среды предоставляют чрезвычайную гибкость, а потому вы можете придумать для своих игр уникальные и необычные игровые механики.

2. Эти среды умеют то, чего не умеют игровые движки. Мне, например, однажды приспичило для своей хоррор игры сделать возможность вывода документа на печать, если игрок найдёт секрет в игре и у него есть принтер. Godot Engine не умеет работать с принтерами, зато это можно реализовать в Lazarus, а в Godot написать функцию запуска стороннего приложения.

Удобный аудиоредактор, в котором вы можете нарезать звуки, как-то их совмещать, компоновать, накладывать фильтры, записывать свой (или не свой) голос. Функционал расширяется плагинами.

Однако если Audacity вам не хватает, можете воспользоваться этим редактором для профессиональной обработки звука и записи.

Редактор для создания и обработки звуков в более наглядной и увлекательной форме.

Редактор для создания ретро-звуков для своих игр, будь это звуки прыжка, удара или ещё какого эффекта. Если вы не знаете, какой конкретно звук вам нужен, то можете нажать кнопку Randomize.

Секвенсор и рабочая станция для создания музыки в самых различных жанрах. Наигрывать мелодии можно со своей midi-клавиатуры. Некоторые синтезаторы частично скопированы с FL Studio.

Секвенсор и трекер в одном флаконе от русского разработчика и музыканта. Предназначен для создания электронной музыки.

Предлагаю послушать пример, сочинённый в SunVox.

Удобные инструменты для написания ретро-музыки.

Редактор, который станет для вас аналогом Фотошопа. По функциональности почти не будет уступать, если вы установите плагин Layer Effects. Может импортировать формат Фотошопа .psd. Запускается быстро, работает шустро.

Не верьте тем кто говорит, что после Фотошопа невозможно пересесть на Гимп. Освоиться в последних версиях Гимп очень легко, у вас уйдёт на это буквально день-два своей жизни.

И раньше я действительно порекомендовал бы вам GIMP, но Krita умеет всё, что умеет GIMP, только больше и удобнее. Тем более она тоже читает .psd, заточена ещё для художников, а разработчикам игр дали удобные инструменты для создания бесшовных текстур.

Японский графический редактор, ориентированный только на художников и завлекающий своей простотой. Это означает, что в MediBang вы не сможете, например, подретушировать фотографию, как в GIMP или Krita, для этого попросту не хватает инструментов.

Ещё мне понравилось прилипание кисти (на англ. "snap", эта фишка изображена на гифке), чтобы быстро рисовать ровные прямые линии или идеальные круги, не пытаясь выверять движения мышки или стилуса на микроскопическом уровне.

Здесь уже выходила статья с перечислением редакторов для создания пиксель-арта. Однако там не была упомянута Pixelorama, созданная в Godot Engine :) Хорошая минималистичная программа, имеются кисти разных форм, можно создавать покадровую анимацию, можно рисовать в онлайне.

В отличие от предыдущих растровых редакторов, Inkscape является векторным редактором, т.е. изображения строятся не пикселями, а математическими формулами. Это обеспечивает высокое качество изображения при любом масштабировании, однако в векторном редакторе вам будет крайне проблематично создавать изображения с огромным количеством мелких деталей и различных неравномерных цветов.

Забавный редактор, позволяющий рисовать в стиле ASCII-арт.

Самый известный и мощный свободный 3D-редактор. Если вы когда-то в прошлом воротили нос от Blender, то сейчас попробуйте дать ему второй шанс, потому что с версии 2.8 в редакторе переделали интерфейс, он стал дружелюбным к новым пользователям. Также новый рендер Eevee позволит добиться хорошей картинки куда быстрее рендера Cycles.

Функционал пополняется аддонами. Я, например, недавно узнал об интересном аддоне SSGI, добавляющий к Eevee фейковое глобальное освещение.

Интересный факт: мультфильм Следующее поколение (Next Gen) полностью создан в Blender.

Редактор, который стоит скачать только ради одной фишки - удобного создания новых мешей (можно один, а можно несколько симметричных) на поверхности других уже созданных мешей. Таким макаром очень удобно создавать всякие фрактальные штуки. Всё остальное в редакторе либо уже есть в Blender, либо сильно кастрировано и не доделано.

Редактор для быстрого и лёгкого создания 3D-моделей. Но и качество самих моделей будет заметно хуже, особенно если моделируете живых существ. Идеальная программа для быстрого создания наброска/болванки или low-poly графики.

Тоже 3D-редактор, только вместо полигонов вы строите сцену из вокселей, т.е. кубиков. Готовую сцену можно потом экспортнуть в стандартные форматы 3D-моделей. Можно использовать как инструмент прототипирования: сначала прикидываете что-нибудь в MagicaVoxel, а потом основную работу проделываете в Blender. В старых версиях есть возможность анимировать, в новых эту функцию вырезали.

Для авторетопологии. Если вы пока не могёте в ретоп или лень, а количество полигонов в модели нужно уменьшить, то этот инструмент для вас.

В Blender тоже есть скульптинг, но перед этим познакомьтесь с метасферами (metaball), они значительно облегчат ваш труд.

ZBrush на минималках. Содержит в себе минимальный набор инструментов, но этого будет достаточно, чтобы лепить модели почти любой сложности, причём как на ПК, так и на планшете. К сожалению, в июне этого года прекращена поддержка Sculptris в пользу ZBrushCoreMini, который тоже бесплатен, но уже не для коммерческого использования.

Уже не такой минималистичный, как Sculptris, но всё же мощное средство скульптинга.

Простая программа для создания PBR-текстур у спрайтов: карты рельефа, отражения и т.д. В нём же можно проверить как будет работать освещение.

Ещё один инструмент для создания PBR-текстур, только уже для 3D-моделей.

Главная фишка этого инструмента заключается в том, что можно регулировать высоту текстур: например, если в вашем материале есть различные углубления, зазоры, трещины и т.д, то там можно расположить одну текстуру, а всё что на поверхности будет иметь другую текстуру. Обладателям Unreal Engine 4 также открыт доступ к Megascans. Осторожно, Mixer требователен к ресурсам компьютера.

Свободный аналог Substance Painter от разработчика движка Armory3D. В этом редакторе текстуры рисуются прямо на модели или его развёртке. Различные фильтры и прочие функции помогут частично автоматизировать процесс. ArmorPaint может разукрашивать 3D-модель по частям, а не целиком, как в Quixel Mixer.

В отличие от Mixamo Fuse, MakeHuman предоставляет куда больше настроек внешности виртуального человека. Плюс программа любезно сделает скелет для анимации всего тела и лица.

Аддон для Блендера, всё также позволяющий генерировать людей.

Редактор для создания анимешных персонажей. Программа, кстати, сделана в Unity. Экспортировать модели можно только в формат .vrm, но это дело поправимое, если в Блендере вооружиться импортёром glTF.

Не только у 3D-моделей можно добавлять кости для анимации, но и у картинок (причём с несколькими слоями). Экспортируйте итоговый результат в форматы jpg, png и gif.

Программа от российских разработчиков для создания реалистичных анимаций, которая учитывает центры тяжести, параболические траектории и т.д. Cascadeur пока бесплатен даже для коммерческого использования, но всё может поменяться после полного релиза, так что пользоваться с осторожностью, сильно не привыкать.

Гибкий редактор эффектов и частиц на основе нодов.

Ещё один редактор, но позволяющий создавать 3D-эффекты и частицы.

Про некоторые редакторы карт я уже говорил, когда затрагивал Blitz3D.

Поддерживает создание ортогональных, изометрических и гексагонных карт.

Мощный редактор, заточенный под создание карт с видом сбоку.

Перехожу к сайтам и ассетам.

Обычно его используют школьники и студенты для конспектов, а мне пригодился, чтобы быстро создать несколько записок с рукописным текстом для игры. Нужно войти или зарегистрироваться, чтобы генерировать текст.

Как только зайдёте на сайт, наверху есть вкладка Animations, нажимайте туда и вас перебросит на огромную коллекцию готовых гуманоидных анимаций. Чтобы скачать анимацию, нужно зарегистрироваться.

Нужно зарегистрироваться, после чего можно выбрать одну игру из уже готовых и покопаться в ней. В качестве языка программирования используется microScript (вдохновлённый Lua). В этом же конструкторе можно нарисовать спрайты к игре в стиле пиксель-арт.

3D-модели, текстуры, HDRI. Текстур и HDRI уже огромная куча, а вот 3D-моделей кот наплакал.

Коллекция звуков 99Sounds. Не помню откуда качал, поэтому залил на диск.

75 ГБ. звуков Sonniss. Торрент-файлы в комментариях.

Спасибо! Только не нашёл ссылки на мотивацию, вдохновение и свободное время.

Если ты хочешь что-то делать, то делаешь. Не хочешь — не делаешь. Вдохновение и мотивация тут не играют роли. Свободное время — другой вопрос.

разве подобные формулировки имеют юридический смысл?

Что скажешь про LMMS?

Это, мягко говоря, преувеличение, из перечисленного добрая половина софта опенсорс с нормальными лицензиями

В случае с бесплатными ассетами, я бы рекомендовал быть очень внимательным, так как часто даже лицензия CC имеет множество модификаторов, и часто используется с модификаторами "доступно только для некомерческого использования" и "обязательно упомянуть автора".

Спасибо папаша за сборник-помощник синего цвета двадцать первого века

Aseprite позабыл. Идеальный редактор для пиксель арта.

Редактор то отличный, но он не бесплатный же (за исключением брошенной устарешей версии), хотя и стоит копейки, но тем не менее.

Что-то не очень понял, для чего этот инструмент?

Странно, что в разделе для музыки не было Reaper. Бесплатный и чрезвычайно функциональный софт.

Но за подборку в целом просто бесконечное количество респектов!

Кстати, а UE принципиально нет? По сути, для 99% небольших инди он бесплатный, вряд ли кто-то из них превысит отметку в лям вечнозелёных.

Я решил перечислить чисто полностью бесплатные проги. Но ты хорошо подметил, можно и UE воспользоваться, если уверен, что игра не принесёт каких-то баснословных денег.

Inkscape не пригоден для нормального использования. Абсолютно забагованное и неудобное убожество. К версии 1.0 хоть обновили дизайн интерфейса (просто обновили GTK) и обновили встроенный Python до 3 версии (при этом забыв обновить одно из встроенных расширений, которое теперь не работает). Не умеет нормально изменять размер объектов, нет нормальных слоёв, почти нет визуальных подсказок при перемещении объектов. Профессионалы найдут ещё больше проблем. Если действительно нужен векторный редактор, лучше возьмите Affinity Designer по скидке.

А из платных и мощных редакторов векторной графики, с чего новичку проще будет начать знакомство? Интересует создание 2D спрайтов с анимациями, графика a la Hollow Knight? Уже упомянутый Affinity Designer или стоит присмотреться к чему-то еще?

Закладок больше, чем лайков почти в 3 раза, класс

+ закладка
Наберу 100 закладок про геймдев,тогда и начну что-то делать. Чтобы всё и сразу выучить )
Зачем мне сейчас читать )

(Раздел про GIMP)
Редактор, который станет для вас аналогом Фотошопа. По функциональности почти не будет уступать, если вы установите плагин Layer Effects. Может импортировать формат Фотошопа .psd. Запускается быстро, работает шустро.
Не верьте тем кто говорит, что после Фотошопа невозможно пересесть на Гимп. Освоиться в последних версиях Гимп очень легко, у вас уйдёт на это буквально день-два своей жизни.

Мои ощущения от работы с GIMP несколько лет назад:

- Грузится быстрее Фотошопа, но всё равно долго - по итогу нет разницы большой
- Без вышеуказанного плагина функционал даже близко не такой, как у Фш. С плагином хз, но чет меня сомнения терзают.
- Интерфейс просто пиздец какой странный, совсем не похож на Адобовский. Элементы организованы непривычно, отчего искать их неудобно.

Это статья для новичков в геймдеве. Для тех, кто хочет сделать игру, но не знает с чего начать.

Я постараюсь, по шагам, объяснить весь процесс от желания до релиза. Погнали!

Я гейм-дизайнер с 10-летним стажем. Работал в многих компаниях, например в Playgendary. Делал разное: и казуалки для мобилок, и танковый шутер для PC.

Энтузиазм — это топливо, которое ты сжигаешь при разработке. Оно позволит тебе делать игру после работы, когда устал, когда хочется отдохнуть.

Как пополнять запас энтузиазма? Смотри документалки, читай истории успеха разработчиков. Это мотивирует!

Например, вот классная документалка о инди-играх Indie Game: The Movie

Смотри по сторонам: на другие игры, фильмы, кино, на новые технологии. Желание изучить что-то новое или сделать что-то похожее — это то, что нужно.

Одному — проще. Проще придумать идею и принимать решения. Не надо спорить и описывать задачи. Сделать игру одному — возможно. Я например сделал 4 игры один.

С командой — лучше. Лучше получается качество. Твои решения критикуются, и результат улучшается. Можно распределить обязанности и сделать игру быстрее. Последнюю игру я делаю в команде со своей женой. Она отвечает за историю, критикует мои решения, помогает с артом, ищет стримеров.

Короче - есть команда, круто! Нет команды — делай всё сам, это не трудно.

Очень важно понять — для чего тебе всё это?

Ну например:

1. Трудоустройство в геймдев компанию.

Продукт — портфолио. Приоритет - качество исполнения.

Вопросы: На какую должность хотим устроиться? В какую компанию(и)? Какими играми занимается компания(и)? Чему нужно научиться?

2. Научиться делать игры, освоить навык.

Продукт — опытный образец. Приоритет- новые знания.

Вопросы: Какой навык освоить? Как сделать какую-то конкретную штуку?

3. Рассказать о чём то важном.

Продукт — манифест. Приоритет - донести идею до масс.

Вопросы: Поймут ли мою идею? Как сделать продукт более массовым?

4. Сделать игру о которой мечтал.

Продукт — мечта. Приоритет — воплотить своё видение.

Вопросы: Что я хочу видеть? Чем можно пренебречь? Как закончить проект?

5. Построить свой бизнес.

Продукт — актив. Приоритет - получить доход.

Вопросы: Какие игры лучше продаются? Сколько времени займет разработка? Как сократить это время?

Цель может быть не одна. Цели могут меняться от игры к игре.

Короче - ты должен ответить на вопрос — зачем я делаю эту игру?

Например, я и моя жена — фанаты фильмов ужасов про пришельцев. Типа «Знаки», «Мрачные небеса», «Секретные материалы». Поэтому нам проще работать над идеями и сценарием для They Are Here

А может, ты на досуге рисуешь анимешных девочек. А твой друг изучает программирование искусственного интеллекта. Значит вам будет проще сделать игру про девушек, которые будут чатиться с игроком, словно живые.

Короче - твои умения и увлечения — это твои преимущества. Учитывай их при выборе платформы, движка, жанра игры. А пока, просто подумай над этим.

Если просто, то есть 2 пути: Мобилки или ПК + Консоли.

Исходя из целей и умений нужно будет выбрать что-то одно. Это разные платформы, с разными играми, аудиторией и монетизацией.

  • Массовая аудитория. Дети, пенсионеры, скучающие продавщицы. Это не геймеры. Всё должно быть очень понятно и просто.
  • Играют по 1 — 5 минут. В перерывах, в очередях, на работе. Чтобы «убить время».
  • Ценится простая яркая графика.
  • Упор на простой, но залипательный кор-геймплей.
  • Некоторые жанры (головоломки, аркады) — наиболее просты в разработке. Можно сделать небольшой прототип (1-5 уровней) и показать его работодателю, например.
  • Не требуется красивая или сложная графика. Главное — чтобы было понятно.
  • Простой геймплей и гейм-дизайн.
  • Будет плюсом, если сам привык к мобильным девайсам и играм.
  • Очень. Высокая. конкуренция. Игр миллионы и почти все они — бесплатные. Игроки приходят только с рекламы. Нет рекламы — нет игроков. Нет денег.
  • Монетизация. Нужно встраивать рекламу или внутри-игровые покупки в игру. Знать куда и как. Тестировать чтобы всё это работало.
  • Аналитика. Нужно понимать что такое LTV. Почему он должен быть > чем CPI. Встраивать аналитику в игру.
  • Будь готов делать по 20 прототипов или улучшать продукт, пока LTV не станет > CPI.
  • Заработать денег небольшой команде, можно только с издателем. Я лично не знаю других путей.

Короче - мобилки, это огромный супер-маркет. На полке лежит то, что окупает рекламу. Это конкуренция рекламных бюджетов. Если хочешь заработать на мобилках, то советую делать гипер-казуалки и работать с издателем.

Если пофиг на доход — классная, лёгкая платформа.

Если решишься, узнай подробнее про:

  • Хардкорные геймеры.
  • Играют по несколько часов. Дома. Чтобы погрузиться в игру.
  • Ценится реалистичная или стильная графика.
  • Упор на интересную историю или глубокий геймплей.
  • Меньше конкуренция, чем на мобилках. Особенно на консолях.
  • Легче получить игроков и отзывы.
  • Можно хорошо заработать портировав игру на консоли, с помощью издателя.
  • Не надо возится с аналитикой и монетизацией.
  • С детства понятная платформа (ПК / Консоль) и аудитория (Геймеры).
  • Аудитория любит авторские, творческие, интересные игры.
  • Будет плюсом, если сам играешь на компе или приставке.
  • Плохо заходят простенькие игры (головоломки, аркады). Геймеры хотят получить опыт, вжиться в роль. Залипнуть надолго. Игра не должна выглядеть как что-то на пару минут.
  • Игры дольше в производстве. Но можно хитрить — делать маленькие игры, которые выглядят как большие, а также использовать готовые ассеты.
  • Нужно поработать над интересной идеей. Найти отличительные черты (USP), которые выделят проект.
  • Нужно продумать интересную историю или геймплей.
  • Более сложный геймдизайн.
  • Большая требовательность к качеству графики.

Короче - ПК, а особенно Консоли это элитный бутик. На полке лежит то, что пользуется спросом. Это конкуренция качества. Если хочешь заработать, то сделай интересную игру, и обязательно портируй её на консоли (через издателя). Подумай как сэкономить на производстве!

Если решишься, узнай подробнее про:

Интересуйся тем Как делают игры (классный подкаст в твои наушники)

Рекомендую погуглить про:

  • Игровые механики, жанры и сеттинги.
  • Геймдизайн. Есть книга Джесси Шелла, она хорошая, но большая. Можешь гуглить про конкретный жанр.
  • Кор-геймплей и Мета-геймплей.
  • Левел-дизайн. Лучше гуглить про отдельный жанр.
  • Пользовательский интерфейс (UI) в играх.
  • Ассеты и маркетплейсы.

Короче - сперва узнай поверхностно о всех непонятных терминах. Глубже изучай только то, что нужно будет для разработки конкретно твоей игры.

Движок — это программа, в которой собирается игра. Это большой кухонный комбайн, в котором есть всё. Там программируется логика, собираются уровни, выставляется освещение, настраивается анимация, создаются материалы, вставляются звуки и т.п.

Про выбор движка написано много статей — погугли.

Если ты один, и не знаешь языков программирования, рекомендую Unreal Engine 4.

  • Там есть Blueprints — это визуальное программирование. Это проще чем писать код.
  • Красивый рендер «из коробки».
  • Есть большой маркетплейс с гововыми ассетами
  • Это популярный коммерчесский движок, на котором сделано очень много игр.
  • Можно сделать игру под все платформы. Можно встроить рекламу, инапы, аналитику.
  • Много уровков. Рекомендую Unreal Engine Rus
  • Классный интерфейс.
  • Куча встроенных функций.
  • Бесплатный до ляма баксов дохода.

Перед началом работы над игрой, сделай пару очень простых подделок «в стол».

Сделай змейку, пинг-понг и т.п. Пофиг на качество, пофиг на геймдизайн. Главное — попрактиковаться «на кошках», пощупать функции движка.

В движке будет работать вся команда — поэтому каждый должен изучить его, хотя-бы поверхностно. Вы должны понимать друг друга, а еще помогать программисту собирать игру.

Короче - почитай про выбор движка. Потрать время на его изучие.

Жанр — это твоя ниша. Жанр — это очень важно. Есть жанры, в которые никто не играет. А для некоторых нужно изучить много дополнительного материала.

Лучше выбрать жанр который:

  • Популярен на платформе. Игры этого жанра часто покупают или скачивают. Используй сайты для аналитики жанров.
  • Не слишком сложен в производстве. мморпг — не твой выбор.
  • Нравится тебе или команде. Ты разбираешься в нём или много играл в детстве.

Как только ты определилися с жанром — гугли всё по производству игр в этом жанре. Геймдизайн, графика, уровни, звуки. На что сделать акцент?

Поиграй в лучшие игры в этом жанре. Посмотри видео об этом жанре.

Короче - выбери жанр и узнай про него всё что можешь!

Идея — ядро твоей игры. Зерно, из которого вырастет проект.

Какая идея хорошая?

  • Понятная. Должна быть понятна каждому. Например, твоей маме.
  • Интересная. Уже хочется поиграть в это! Люди любят риск и новый опыт, который хотят, но не могут пережить в реальной жизни. Например GTA — это симулятор крутого парня, которым все хотят быть, но не могут.
  • Популярная. Это не артхаус, не что-то странное или специфичное. Идея обращается к понятным образам из жизни или массовой культуры.
  • Выделяющаяся. Такого раньше не было. Или было, но давно. Или в другом жанре. Или в другом стиле. Или плохо сделано.
  • Каталог игр на твоей платформе. Смотри что популярно. Думай как это изменить, подать под другим углом. Хмм…игра про постройку железной дороги в топе. А что если, мы играем за машиниста?
  • Сайты-сервисы с аналитикой тэгов и жанров на платформе. Можно отследить популярность жанра, количество игр в нем. Можно скрестить отдельные тэги между собой.
  • Массовая культура. Фильмы, книги, комиксы, короткометражки, гифки, картинки из интернета.

Скорее всего у тебя будет рождаться много идей. Записывай их. Дай полежать. А потом выбери ту, что не даёт тебе покоя и кажется лучшей.

Идея может казаться масштабной. Но она должна умещаться в Питч, чтобы быть понятной игрокам, прессе и твоей маме.

На основе Питча, описываем концепт игры. Более развернутое описание игры на одну страничку. За кого мы играем? В чем цель? Что можно делать? Какие эмоции вызываем?

Продумай ключевые фичи — USP, которые будут продавать твой проект. Они вытекают из твоей идеи.

Например, идея Панка — издевательство над массовой культурой и модой.

Ключевые фичи (USP) Панка: вызывающее поведение, агрессивная музыка и странные прически.

Показывай свои USP везде — в трейлере, скриншотах, постере, описании игры. Говори про них общении с прессой и издателями.Тычь ими в лицо!

Например, у They Are Here — это пришельцы, кукурузные поля как фильме Знаки, и НЛО.

Кароче - почитай про идею, концепцию, питч, USP игры. Сформулируй чёткое видение твоего проекта и доноси это видение до всех. Без него — всё развалится и поплывет.

Ассеты — это кирпичики, из которых состоят игры.

Составь список того, что нужно сделать. Хотя-бы крупными мазками. Сделать уровнь, найти музыку, вставить персонажа. А еще надо 20 видов мечей.

Оцени время, а потом умножь его на 2. Даже если тебе кажется это глупым. Умножь его в 2 раза!

Если видишь, что проект большой — отрезай всё ненужное. Ненужное — всё, что не показывает идею. Или редко появляется на экране.

Например, если идея игры — ультра-насилие, то можно не делать 20 видов мечей, а лучше проработать физику расчленения тела.

Прикинь, что для мобильных гипер-казуалок нужно сделать минимум 30 минут геймплея. А для ПК и Консолей, лучше сделать игру на 2 часа. Если можешь больше — круто!

Настоятельно рекомендую!

Покупай и используй готовые ассеты. Это лучший способ сократить время производства и не потерять качество. Это не стыдно, это нормально. Это вообще огонь!

Записывай, всё что надо сделать. Каждую мелочь. Иначе — забудешь.

Ставь задачи. Себе и команде. Рекомендую Trello (проще) или Asana (функциональнее).

Cобирай инфу по проекту в одном месте. Можно юзать доски типа “Miro” или вики типа Notion.

Если ты один, или у вас небольшая команда, не парься над большой и красивой документацией. Лучше покажи пример, начерти схему, объясни на пальцах ЧЁ НАДО сделать.

Референс — лучшее описание задачи для художника! Например, я сказал жене — хочу обложку как у Слендера, но с пришельцем. Этого — достаточно!

Собирай и храни нужную инфу. Ссылки на классные статьи. Контакты возможных партнёров. Скриншоты багов. И т.п.

Демо-версия / Вертикальный срез / MVP — очень близкие по смыслу понятия. Это маленький кусочек игры финального качества.

Демо-версия решает множество задач:

  • Поможет записать видео, скриншоты, гифки
  • Покажет окупаемость мобильной игры
  • Поможет устроиться на работу
  • Ускорит набор вишлсистов в Steam
  • Получит отзывы от игроков и стримеров
  • Можно участвовать в фестивалях и конкурсах
  • Только с ней можно найти издателя.

Короче - сделай демонстрационную версию игры. Это твоя визитная карточка. Показывай её всем. Говори — я сделаю так-же, только больше.

Не буду вдаваться в подробности о релизе. Всё зависит от игры и платформы.

Лучше дам рекомендации как дожить до релиза:

  • Не меняй идею на ходу. Сильно. По чуть-чуть можно.
  • Не начинай другие проекты. Не распыляйся. Делай, что запланировал.
  • Составь график работы. Работай над игрой постоянно. Хотя бы по 3 дня в неделю, по 2 часа в день. Больше — быстрее!
  • Надоела разработка? Поиграй в похожие игры. Посмотри похожие фильмы. Найди, что было бы круто сделать.
  • Всё равно надоела? Мечтай о релизе. Представь как это будет здорово и вечно!
  • Показывай свою работу — пиши посты, пости гифки, давай поиграть стримерам. Твоя цель — получить позитивную обратную связь. Ну или отрицательную.
  • Узнавай что-то новое про производство игр. Слушай подкасты, смотри доклады. Это мотивирует, помогает в производстве.

Эта статья — вводная. Тебе много предстоит узнать и загуглить на каждом шаге.

Короче - ты можешь сделать это! Реально!

Ошибка выжившего же.

Смотри документалки, читай истории успеха разработчиков. Это мотивирует!

Или демотивирует, когда видишь, что такого результата никогда можешь не достигнуть)

Нет команды - делай всё сам, это не трудно.

Читая Апанасика помните — у него уже 3 месяца нет работы и за плечами пара провалившихся проектов. Как говорится, тоже фильтруйте,)

Тогда купи курс где тебя мотивируют! Что как в первый раз.

Иногда захожу в раздел: ищу команду. Тоже мотивирует. Наверное это плохо. Новички стараются найти себе команду, а я не могу улыбку снять с лица от некоторых постов.

С чего начать делать игру? Пошаговая инструкция:
1. Начни делать игру
2. . 99. Команда нужна / не нужна, гугл в помощь, ебашь побольше и всё получится
100. Профит!

1.Представь сову
2.Представь как ты рисуешь сову
3.Изучи терминологию для обозначения разных аспектов в рисовании сов
3.Изучи как рисуются совы, как их рисуют другие люди
4.Прочитай книги, разные полезные советы о том, как рисовать сову
5.Выбери с помощью чего ты будешь рисовать сову
6.Задумайся зачем ты рисуешь сову, нужно ли тебе это
.
100.Нарисуй сову

Человек личный бренд качает)

Документалка классная, но меня она демотивировала скорее, причем всерьез и надолго. Смотря на то как чуваки по 5 лет страдают, выгорают и без особого запала выпускают-таки свои игры оставаясь в депрессии не хочется повторять этот путь, даже при том что они выпускают гениальные вещи типа super meatboy. Что для игроков удовольствие и крутота для автора осталось болью. Может я конечно что-то не так запомнил, поправьте.
Меня в каком-то смысле мотивирует история нотча. Чел пилил игры как хобби, работая на обычной работе программистом, пилил много и безуспешно, но потом у него стрельнул майнкрафт и он озолотился, а заодно подарил миру прекрасное развлечение.

А меня подобное наоборот мотивирует.
Я вижу, что каждый, даже в относительно простых проектах, сталкивается с трудностями. И я понимаю, что это не я бездарность, а всего лишь нормальный творческий процесс, и что если я буду продолжать прикладывать силы, то у меня может получиться что-то хорошее.

Меня больше демотивирует, когда я вижу людей, вокруг которых видимость того, что они без особых проблем добиваются желаемого. Я начинаю сравнивать их с собой и вижу пропасть

А потом ещё разругались, например, как создатели мясного парня.

Видишь дефолтный заголовок в стиле "как сделать игру, пошаговая инструкция" или "как заработать миллион долларов, пошаговая инструкция" или "как родить ежа, пошаговая инструкция" и фотку автора в шапке, то знай - тебе щас будут впаривать очередные прописные истины и сто раз пережеванную и заново выплюнутую инфу. По факту пиар самого себя под видом якобы образовательной статьи. Мерзко.

но это же с мемааасиками!

ПК + Консоли
Аудитория:
Хардкорные геймеры.
Игроют по несколько часов. Дома. Чтобы погрузиться в игру.
Ценится реалистичная или стильная графика.
Упор на интересную историю или глубокий геймплей.

вот это весьма спорный момент)

Почему вам так кажется?

Но в итоге-то ты будешь продавать игру, а не блупринты из неё.

В любой теме, где упоминаются блупринты, обязательно найдется чел, которым будет кекать над этим. А по факту, в чём разница между лапшой из блупринтов, и лапшой из обычного кода?

Да, сходу предлагать Анриал новичку без знания программирования это немного странно, тем более в примерах змейка и пинг-понг (а в уроках 2-х летней давности видосы для тех кто уже умеет прогать на плюсах)— конечно он это сделает, но это не значит, что теперь можно пилить большую игру.

Ну и приводить маркетплейс и "большое" количество проектов на движке такое себе — хорошо что они есть, но это точно не USP в сравнении с тем же Юнити, где всего этого в разы больше.

Step 1: Find the coder
Step 2: Break his legs and give him computer
Step 3: Injure a adrenaline

Привет мой юный (а возможно и не очень) друг. Итак, ты встал на этот тернистый путь разработки игр и отовсюду то и дело, что говорят о Unity. Однако, это не единственный инструмент для создания игр, существующий в наше время.

В этой статье я расскажу только об актуальных вариантах как для новичков, так и для профессионалов со всеми плюсами и минусами оных, включая игровые движки и конструкторы, которые не требуют программирования. Надеюсь, эта статья будет полезна для вас.

Итак, начнем по порядку и будем рассматривать каждый из претендентов по нескольким параметрам - язык программирования, порог входа, платформы и многое другое.

Раз пошла такая пьянка - начнем с самого популярного игрового движка в мире - Unity. Это кросс-платформенный игровой движок для разработки 2D и 3D игр любого жанра и формата.

Данный движок выигрывает за счет своей широкой базе знаний, огромного количества примеров и шаблонов, большого коммьюнити и низкого порога входа.

Стоимость: Бесплатно и Платные тарифы для больших команд

Плюсы Unity:

Минусы Unity:

  • Для разработки хорошей игры нужно глубоко погрузиться в аспекты движка;
  • Много сырых версий, огромное количество багов;
  • Отсутствие открытого кода для небольших команд разработчиков;
  • Огромный размер;
  • В приоритете разработки обновлений движка - мобильные платформы;
  • Движок создан в первую очередь для бизнеса. Поэтому его модель поддержки нацелена на бизнес, а не на удобство для разработчиков.

Следующий монструозный игровой движок - это Unreal Engine. Его история длится десятилетиями, однако сейчас - он кажется достиг своего величия. Движок разрабатывается компанией Epic Games и является передовым решением для создания крупных AAA-игр.

Язык программирования: C++, NoCode (Blueprints)

Стоимость: Бесплатно (с условиями)

Плюсы Unreal Engine:

  • Мощный редактор на все случаи жизни;
  • Гибкая архитектура игрового движка;
  • Игровой движок разрабатывается в том числе для игр создателя. Поэтому он в первую очередь нацелен на других разработчиков, а не бизнес, как в случае с Unity;
  • Готовый к AAA-проектам из коробки;
  • Кросс-платформенный;

Минусы Unreal Engine:

  • Более высокий порог входа;
  • Более закрытое и не такое многочисленное сообщество;
  • Акцент - на AAA-проекты;
  • Размер движка и его требовательность;

Близкий по духу к Unity игровой движок с открытым исходным кодом. Его разработка началась не так давно (ранее он назывался Xenko), однако он будет хорошим выбором для тех - кому важна бесплатность и открытость исходного кода.

Стоимость: Бесплатно (Open Source)

Плюсы Stride:

Минусы Stride:

  • Движок и сообщество еще молодое;
  • Не такое обилие примеров и обучающих материалов;
  • Сырость некоторых компонентов;
  • Более бедная кросс-платформа;

Мощный конструктор игр с открытым исходным кодом для создания кросс-платформенных 2D игр любой сложности без знания программирования.

Язык программирования: не требуется. На базе событий.

Стоимость: Бесплатно (Open-Source)

Плюсы GDevelop:

  • Разработка кросс-платформенных игр без программирования;
  • Гибкий и расширяемый редактор;
  • Бесплатный с открытым исходным кодом;
  • Поддержка шейдеров

Минусы GDevelop:

  • Не самое большое сообещство;
  • Мало примеров;
  • Не самый понятный интерфейс со старта;
  • Ограниченность 2D играми;

Один из набирающих популярность игровых движков для разработки 2D (и в некоторых случаев 3D) проектов. Движок бесплатен и поддерживает множество платформ.

Язык программирования: Lua (верхний уровень), C++ (нижний уровень) и другие (расширения движка).

Стоимость: Бесплатно

Плюсы Defold:

  • Бесплатный движок;
  • Кросс-платформенный;
  • Мощные инструменты;
  • Низкий порог входа и хорошая документация;

Минусы Defold:

  • Не самый приятный интерфейс, к которому нужно привыкнуть;
  • Не очень большое (пока) сообщество;
  • В первую очередь все же заточен под 2D;

Простой, удобный и гибкий конструктор игр, с поддержкой кросс-платформы, позволяющий создавать крутые 2D игры любого жанра без знаний программирования.

Язык программирования: Не требуется. На основе событий. Но поддерживает JS.

Стоимость: Бесплатно (с сильными ограничениями), полный набор от 524,99 ₽ в месяц

Плюсы Construct 3:

  • Не требует программирования, но поддерживает JS скрипты;
  • Большое количество плагинов и расширений;
  • Удобный и простой интерфейс, доступный с любого устройства из браузера;
  • Кросс-платформенный;
  • Большое сообщество, много примеров;

Минусы Construct 3:

  • Стоимость может быть велика;
  • Акцент на 2D проекты;
  • Не самая хорошая оптимизация;
  • Для полноценной работы требует подключение к интернету;

Еще один представитель конструкторов игр - Game Maker Studio 2. Включает в себя огромное количество функций, шаблонов и примеров для ваших игр.

Язык программирования: не требуется, но поддерживает скрипты.

Стоимость: Бесплатно (с ограничениями), полный набор - от 90Р в месяц.

Плюсы Game Maker Studio:

  • Не требует программирования;
  • Мощные инструменты;
  • Большое количество шаблонов и примеров;
  • Большое сообщество;

Минусы Game Maker Studio:

  • Не самый оптимизированный вариант;
  • В некоторых моментах достаточно сыроват;

Один из древнейших представителей от российских разработчиков. Включает в себя мощные и простые для изучения инструменты, однако не обладает полноценной кросс-платформенностью.

Плюсы NeoAxis:

  • Легок в изучении;
  • Множество крутых инструментов для разработки;
  • Поддержка Visual Studio;

Минусы NeoAxis:

  • Не самое большое сообщество;
  • Кастрированная кросс-платформа;
  • Не самый удобный интерфейс;
  • Не так много примеров;

Еще один представитель динозавров среди игровых движков. Движок развивается очень давно, обладает мощным инструментарием и поддержкой кросс-платформы.

Стоимость: Бесплатно (с ограничениями)

Плюсы CryEngine:

  • Мощный игровой редактор-песочница;
  • Огромный потенциал для AAA-проектов;
  • Один из самых мощных рендеров;
  • Хорошая документация;

Минусы CryEngine:

  • Сильный упор на шутерную составляющую;
  • Не самый удобный для сборки инструментарий;
  • Для крутых игр требуются серьезные познания в C++;

Естественно это далеко не все представители игровых движков и конструкторов, но мы рассмотрели одни из них. Ниже я предоставил список не менее интересных претендентов с кратким описанием преимуществ.

Список интересных движков:

  • Play Canvas - JS движок с браузерным редактором. Очень мощный, кросс-платформенный движок с низким порогом входа;
  • Babylon JS - JS движок с мощным 3D рендерингом для разработки кросс-платформенных игр.
  • ThreeJS - пожалуй, одна из самых продвинутых технологий для отрисовки графики в браузере, как 2D так и 3D с кучей примеров;
  • Godot - очень интересный игровой движок, нацеленный на новичков.

Итак, мы рассмотрели основные актуальные варианты игровых движков и конструкторов игр. Надеюсь, для вас эта информация оказалось полезной.

И помните, что не так важно, какой игровой движок вы используете, чем важно то, как вы это делаете. Игровой движок - это лишь инструмент для достижения целей.

И как всегда, буду рад обсудить с вами возможности игровых движков. Возможно, у вас есть свои крутые примеры, которые вы используете в работе и можете посоветовать.

Ну а если вы хотите научиться создавать игры или же найти экспертизу, финансирование или издателя для вашей команды - приходите к нам в инкубатор. Это бесплатно:

Godot, с его 40к звездами на гитхабе, огромным растущим сообществом и общей простотой освоения лежит под катом в "другие интересные движки". Почему?

Все игровые движки представленные здесь - это актуальные и живые. Я расписал те - которые успел пощупать, а Godot я как-то не задел.

Игровой движок разрабатывается в том числе для игр создателя. Поэтому он в первую очередь нацелен на других разработчиков, а не бизнес, как в случае с Unity;

Объясните мне кто-нибудь, что значит "движок создаётся для бизнеса"?

Поясню. Unity - движется в направлении, диктуемым бизнесом, тобишь они часто покупают технологии только для того, чтобы они были и повышали капитализацию Unity. Часто они забрасывают половину технологий, которые были куплены или начинали создаваться под их крылом, растят помойку внутри своей же экосистмы. А Unreal тот же - по большей мере создается под свои проекты в первую очередь (тот же Fortnite) и это отличает их от Unity.

Когда юнити встраивает в 21 версии jobs в пакеты по умолчанию - это вот бизнес. А когда анреал выпускает наните - это для души, молниеносной разработке и для радости бабушки с дедушкой. Вот как-то так

Упомянул его, но не щупал лично, поэтому сложно про него что-то сказать.

-Для разработки хорошей игры нужно глубоко погрузиться в аспекты движка;

согласен, с этим минусом Unity
Он только кажется простым.

мне больше нравится UE, он для меня очень честный движок, оч приятный.
Но если полезешь в C++ то шишек можно набить много.
Но С++ практически не нужен, я с ним иногда играюсь ради баловства, вдруг пригодится. Считаю, что это баловство и есть.

Unreal очень дружелюбен для дизайнеров и создателей контента. Очень круто то, что условно гейм-дизайнер сможет создать что-то крутое, при условии его трудолюбия и упорства, не уходя глубоко в C++

чем сложнее игра, тем глубже погружение, логично

Unigine, Flax Engine

Забыл про легендарный Unigine, но вроде как он перепрофилировался под индастриал решения

Я, кстати говоря хоть и работаю на Unity, но то же самое могу сказать про них. Это стагнирующий движок, зарывающий сам себя в могилу. Большая часть их нововведений за последние годы - мертворожденные библиотеки, созданные только для того, чтобы повысить свою капитализацию.

Unity, UE, GameMaker. Годот четвертый, Unigine пятый, но будет 4-м

Популярный движок среди тех, кто хочет сделать свою бюджетную РПГ-игру. На ней вышло интересных инди-игр, например OMORI, To The Moon, Corpse Party и прочие. Движок обновляют и периодически перевыпускают цельным ремастером за отдельную цену.
Плюсы:
- Относительная простота использования, что в нём смогут разобраться и школьники.
- С помощью дефолтных ресурсов уже можно сделать игру.
- С помощью плагинов можно преобразить игру на любой вкус и цвет.
- Возможность создать игру без знаний языка программирования.
- JavaScript (не знаю, плюс это или минус)
- В новых ревизиях теперь возможно сделать игру под Android, и даже для браузера, благодаря поддержке HTML5.

Минусы:
- Подмоченная репутация из-за повального количества игр плохого качества.
- Движок способен лишь на сюжетно-ориентированные игры.
- Ограниченные возможности по графике.

Движок платный распространяется по типу buy-2-use. Последние две ревизии: RPG Maker MV, и RPG Maker MZ

Обе стоят примерно по 1400 рублей. Плюс куча платных DLC в виде ресурс-паков, спрайтов, текстур, звуков и музыки. Но если вы сами хоть немного умеете рисовать и сочинять музыку (или знаете источники royalty-free ресурсов) то их покупка не обязательна.

В январе я участвовала в своем первом геймджеме — Global Game Jam 2022, в Стамбуле. На джеме все участники писали игры на движках — ибо надо быстро. Игровой движок — это физика, рендеринг, скрипты, искусственный интеллект. Создавать игру с нуля или пользоваться движком — вопрос вкуса. Вон, Джонатан Блоу вообще пишет свой движок, чтобы писать на нем игру.

Я обратила внимание, что большинство студентов использовали либо Unity либо GameMaker. Сама я питаю нежные чувства к Construct, но на нем всего одна команда делала игру. Я решила поискать альтернативу для себя, заодно запилила подборку бесплатных движков для начинающих (а может и продолжающих) игроделов.

Еще я веду канал в Telegram GameDEVils (на русском) и блог на Substack (на английском), делюсь там клевыми материалами (про геймдизайн, разработку и историю игр).

Популярные движки Steam и itch.io

Вот статистика, игры на каких движках выкладывают в Steam:




Топ-11 движков в Steam:

  1. Unity (27148)
  2. Unreal (6869)
  3. GameMaker: Studio (2806)
  4. RPGMaker (1938)
  5. Ren'Py (1235)
  6. XNA (572)
  7. Adobe AIR (398)
  8. Godot (384)
  9. Cocos2d (326)
  10. MonoGame (280)
  11. Construct (201)

И на каких движках чаще публикуют на itch.io:


Топ-11 движков на itch.io:

  1. Unity (82 000)
  2. Construct (18 300)
  3. GameMaker: Studio (12 100)
  4. Godot (8 640)
  5. Twine (7 800)
  6. Unreal Engine (4 800)
  7. Bitsy (4 800)
  8. RPG Maker (4 500)(не бесплатно, но есть триалка)
  9. PICO-8 (4 200)($15)
  10. Ren'Py (3 100)
  11. LÖVE (1 500)

1. Unity


На Unity разработали много игр, прям МНОГО. Вот ссылочка на Википедию. Unity поддерживается на iOS, Android, Windows Phone, Tizen и Fire OS.

Если оборот или объем привлеченных инвестиций не превышает $100 тыс. за последние 12 месяцев, то можно пользоваться бесплатной подпиской Personal.

Про Unity на Хабре:

2. Unreal


Игровой движок от компании Epic Games, тоже очень популярный, вот список игр из Википедии.

Unreal Engine бесплатный аж с 2015 года, но разработчики игр должны передавать 5% от выручки с продаж игры компании Epic Games, если ежеквартальная выручка превышает $1 000 000.

Про Unreal на Хабре:

3. GameMaker: Studio2


Интерфейс Game Maker объединяет в себе редакторы спрайтов, объектов, комнат, скриптов, а также тайм-лайнов (последовательностей действий с привязкой по времени), путей (маршрутов) движения и констант. Летом 2021 года YoYo Games сделали беплатный доступ без ограничений по времени. Изначально они выдавали триалку только на месяц, для знакомства. Правда экспортировать на бесплатной версии можно разве что на GXC.

За базовую подписку CREATOR (≈ 80 руб./мес.) появляется экспорт для Windows, macOS и Linux. За INDIE (≈ 260 руб./мес.) появляется экспорт для HTML5 и мобилки.

Проблема GameMaker, и других движков типа «наведи и щелкни» в том, что разработчики более ограничены. С другой стороны, GameMaker популярен, потому что позволяет создать игру без предварительных навыков программирования.

Про GameMaker на Хабре:

4. Godot


Про Godot на Хабре:

Cocos2d


Крос-платформенный опенсорсный фрейворк для разработки игр и приложений, преимущественно для мобилки с лицензией MIT. Cocos2d-x развертывается в iOS, Android, HTML5, Windows и Mac.

Фреймворк поддерживает создание 2D и 3D игр, предоставляет такие функции, такие как рендеринг графики, графический интерфейс, аудио, сеть, физика, пользовательский ввод и т.д. Ядро написано на C++ и поддерживает разработку на C++, Lua или JavaScript. У фрейворка есть множество ответвлений: Cocos2d-ObjC, Cocos2d-x, Cocos2d-html5 и Cocos2d-XNA.

Про Cocos2d на Хабре:

5. Construct


Ноу-код движок для создания 2D игр. Запускается в браузере, работает из десктопа офлайн. Движок не дает большой гибкости, как GameMaker, и также дружелюбен к новичкам без технического бэкграунда + на ютубе выложена куча туториалов.

Есть бесплатная версия Construct, основное ограничение — 2 слоя и максимум 25 «событий» (если авторизоваться, то 50 «событий») в проекте. За события считается любое действие / поведение объекта. Но чтобы попробовать, и даже собрать элементарный платформер — хватает. Персональная лицензия стоит около $5.

6. Twine


Платформа для интерактивного сторителлинга и визуальных новелл, бесплатная, с бесплатной публичной лицензией (GPL).


Чтобы создать простенький сторителлинг с помощью Twine, код писать не нужно. Но можно. Можно дополнить свои истории с за счет переменных, условной логики, изображений, CSS и JavaScript.

Про Twine на Хабре:

7. Adobe AIR SDK (HARMAN)

Кроссплатформенный движок (Windows, OS X, Linux, QNX, Android) от компании Adobe, которая пару лет назад передала на нее права компании HARMAN. Этот движок можно использовать бесплатно, если вы зарабатываете менее 50 тысяч долларов в год. Движок все еще популярен в Steam, от части из-за адаптаций браузерных игр на Flash.

На Хабре про AIR:

8. Ren'Py


Опенсорсный движок для создания визуальных новелл в 2D-графике с бесплатным коммерческим использованием.

Про Ren'Py на Хабре:

9. Bitsy

Крошечный онлайн редактор для мини-игр. Это какой-то супер-милый проект и милым сайтом. Разработчик выкладывает логи проекта на itch.io. И там же можно поиграть в игры, сделанные с помощью Bitsy движка.

10. LÖVE


Фреймворк для создания 2D игр на Lua. Он бесплатный, с открытым исходным кодом и работает на Windows, Mac OS X, Linux, Android и iOS. Лицензия zlib, позволяет свободное использовать движок даже в коммерческих проектах с закрытыми исходниками.

Про LÖVE на Хабре:

11/12. XNA и/или MonoGame

НЕбесплатные движки с itch.io и Steam

PICO-8

RPG Maker

Это серия движков для создания РПГ, точнее JRPG, японских ролевых игр. Для RPG Maker тоже нет бесплатной подписки, но есть пробная триалка. RPG Maker поддерживает только Windows. В Steam он лежит для разовой покупки от 500 до 3000 рублей, в зависимости от продукта, там есть несколько «комплектаций». Менять скрипты под себя можно на Ruby-подобном языке.

Больше бесплатных движков

Вот бонусом еще 11 бесплатных вариантов движков:

1. Amazon Lumberyard


Бесплатный кросс-платформенный игровой движок, разработанный Amazon. Визуальная технология Lumberyard основана на CryEngine, но команда разработчиков Amazon уже внесла в систему значительные обновления. Роялти нет, лицензионных сборов нет. Amazon зарабатывает деньги через Amazon Web Service. Естественно, у этого игрового движка прекрасная совместимости с AWS. Помимо бесшовной интеграции с AWS, Lumberyard также предлагает интеграцию с Twitch.

Про Amazon Lumberyard на Хабре:

2. Solar2D (бывший Corona SDK)

Кросплатформенный движок с открытым исходным кодом для создания мобильных 2D-игр и приложений. Поддерживает такие платформы, как Android, iOS, Kindle, macOS, Windows, Linux. Предусмотрена сборка веб-приложений (HTML5). Solar 2D использует интегрированный Lua, наложенный поверх C++ / OpenGL.

Про Solar2D на Хабре:

3. jMonkeyEngine


Движок с открытым исходным кодом, написанный на Java для создания игр и приложений для Android или iOS. Точнее jMonkeyEngine — это набор библиотек для низкоуровневой разработки, а в высокоуровневый инструментарий его превращает интегрированная среда разработки, к примеру jMonkeyEngine 3 SDK.

Про jMonkeyEngine на Хабре:

4. SpriteKit

Это движок для 2-D игр, разработанный Apple и предназначенный для устройств Apple.

Про SpriteKit на Хабре:

5. Box2D


Физический движок от разработчика из Blizzard Entertainment, написан на C++, лицензия MIT.

Про Box2D на Хабре:

6. LibGDX

Кросплатформенная среда разработки на Java, которая предоставляет унифицированный API для создания 2D- и 3D-игр. LibGDX дружит с движком Box2D (физика реального мира), можно добавить поддержку TrueType шрифтов или работать с 3D объектами.

А еще коммьюнити LibGDX проводит геймджемы раз в сезон (март, июнь, сентябрь, декабрь), вот ссылочка на подробную информацию: Game Jams.

Про LibGDX на Хабре:

7. Urho3D


Бесплатный 2D и 3D игровой движок, запускается на Windows, Linux, macOS/iOS/tvOS, Android, и даже на Raspberry Pi и в браузере. Вики Urho3D содержит всю инфу для начала работы с движком, включая практические руководства по настройке.

Про Urho3D на Хабре:

8. CryEngine


Если вы использовали версию движка 5.5+ и заработали 5000$, то придется выплачивать 5% от прибыли. Если вы используете более ранние версии, то можете подать заявку на освобождение от выплат.

Про CryEngine на Хабре:

9. Panda 3D

Движок с открытым исходным кодом для 3D-игр. Язык разработки игр — Python. Сам движок написан на C++ и использует автоматический wrapper-генератор для предоставления полной функциональности движка в интерфейсе Python. Panda 3D может работать практически на всех основных платформах.

10. Bitty


Небольшой кроссплатформенный движок и опенсорсный фреймворк для создания 2D-игр на Lua…

11. Phaser


HTML5-опенсорсный движок для тех, кому хочется писать JavaScript or TypeScript браузерные 2D игры. Для начала работы с движком создатель предлагает просто начать вносить свои правки в уже существующие общедоступные игры и смотреть, что из этого получается. Плюс есть форум, где чувачки из комьюнити активно отвечают.


Кстати, про геймджем по-турецки скоро отдельный пост запилю. Вот пока моя фотка во время джема:


(Это я в шапочке, честное слово)


Мой канал в Telegram с находками про разработку игр, историю игр и геймдизайн: GameDevils (на русском) и блог на Substack (на английском).

Читайте также: