Конструктор илюшина на уроках в начальной школе

Обновлено: 19.04.2024

/ Психолого-педагогические проблемы модернизации системы повышения квалификации: современные парадигмы общего и дополнительного образования: Материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2017./

Аннотация. В статье показан конкретный опыт применения «Конструктора задач» Л.С. Илюшина в индивидуально-дифференцированной работе с учащимися. Даются примеры составления заданий по истории и литературе с использованием опорных глаголов для каждого компонента познавательной деятельности (ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка) на уроке с индивидуальным опросом и при групповой форме работы.

Метапредметный подход, заложенный в принципах нового ФГОС, изменяет общую модель образования: «в переходе от цели как усвоения ЗУН к цели «учись учиться» [3, с.2]

В этих условиях повышается значимость индивидуально - дифференцированного подхода в обучении как способа развития мышления обучающихся и роста учебной мотивации.

Существует целый ряд технологий индивидуально-дифференцированного обучения (А.С. Границкая, Р.Гроот, Г.К. Селевко, И. Унт, В.Д. Шадриков, В.В. Фирсов), который применяется в практике школ.

В нашей школе с 2015-2016 учебного года проходит апробация приёмов работы на уроке с помощью «Конструктора задач» Л.С.Илюшина [ 2 ] с опорой на индивидуально-дифференцированного подход и с учётом данных психолого-педагогического исследования и педагогического наблюдения.

Конструктор задач Л.С. Илюшина – своеобразная «лестница» из 6 ступенек (ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка) [3, с.5], которая предполагает постепенное «восхождение» обучающихся к усвоению знаний, причём усвоению не репродуктивному, а деятельностному. В Конструкторе задач, по нашему мнению, заложен разноуровневый подход к обучению. Внимательно ознакомившись с предлагаемым набором формулировок заданий, можно увидеть, что уровень ознакомления и понимания – это доступная способность учащихся, обладающих базовым уровнем, более высокий уровень владения материалом (понимание и применение) – продвинутый; анализ, синтез, оценка – углублённый. Название уровней нами взято у Г.К. Селевко. [4, с.121,122]

Помогает учителю в конструировании заданий набор глаголов, причём для каждого компонента познавательной деятельности он разный, соответствующий мыслительным и интеллектуальным действиям обучающихся. Зная возможности своих учащихся, можно, используя Конструктор задач, построить урок, в котором каждый учащийся проявит себя, свои способности.

Рассмотрим применение конструктора задач Л.С. Илюшина на примере урока истории в 5-ом классе. На данном уроке дифференцированный подход в обучении был реализован через организацию одновременной работы всего класса и каждого ученика в отдельности. Учащимся был предложен единый текст «Из летописи Тутмоса 3, высеченный на стене храма Амона в Фивах» [1] по разделу «Древний Египет», с которым они должны были работать определенное время. Задания к тексту (им может быть и отдельный пункт параграфа, и переработанный учителем текст энциклопедии) были составлены для каждого учащегося отдельно, в соответствии с его уровнем сформированности общеучебных умений.

Задания для учащихся с базовым уровнем.

Ознакомление. Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание. Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские войны? Приведите пример из текста. Кому приносили награбленное?

Задания для учащихся с продвинутым уровнем.

Ознакомление. Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание . Приведите пример того, к чему приводят завоевательные походы фараонов.

Применение. Сделайте схему, которая показывает потенциал завоеванных богатств фараона.

Задания для учащихся с углублённым уровнем.

Ознакомление. Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание. Приведите пример того, к чему приводят завоевательные походы фараонов.

Применение. Сделайте схему, которая показывает потенциал завоеванных богатств фараона.

Анализ. Выявите принципы, лежащие в основе распределения завоеванного имущества.

Синтез. По пыльным дорогам в Египет гонят огромные стада овец, быков, коней, везут награбленное золото, ткани, черное дерево, но какова главная добыча воинов? Почему?

Оценка. Какой характер носили войны?

Таким образом, за одинаковое количество отведенного времени учащиеся выполняют разноуровневые задания . У чащиеся с базовым уровнем, успевают пройти только уровень ознакомления и понимания. Темп их работы снижен, они испытывают затруднения при выделении нового и главного при работе с информационным текстом. Учащиеся продвинутого уровня учебную информацию воспринимают быстрее. Темп их работы средний, поэтому они за такое же время успевают и ознакомиться, и понять, и выполнить задания на применение. Учащиеся углублённого уровня могут даже проанализировать и синтезировать ситуацию.

Если в процессе обучения ученик проявляет интерес к учебе, то, как правило, качество его знаний повышается. При этом практика показывает, что общая картина успеваемости может не измениться, а вот личностные изменения будут налицо. Но для этого учебный процесс должен быть доступным для всех обучающихся. При разноуровневом обучении ученику предлагаются разные способы работы с информацией, и реализуется принцип доступности и дифференциации подхода к учащимся.

Приведём пример урока литературы по теме «Слово Пушкина» в 5 классе, на котором задания для обучающихся также составлялись с применением Конструктора задач Л.С. Илюшина.

Класс был поделен на группы, исходя из результатов психолого-педагогических диагностик: учащиеся с базовым уровнем (1группа), учащиеся с продвинутым уровнем (2 группа), учащиеся с углублённым уровнем (3 группа). Соответственно и задания группам были составлены разной степени сложности.

Задание 1. Какая картина, на ваш взгляд, созвучна настроению стихотворения Пушкина «Осень». Какие строчки стихотворения наиболее ярко это показывают, перекликаясь с образами картины?

Это задание для 1 группы, они также получили следующий алгоритм ответа: Среди представленных репродукций картин мы выбрали (автор, название). Эта картина, как нам кажется, созвучна настроению стихотворения (автор, название). А строчки из стихотворения (назвать эти строчки) наиболее ярко это показывают, перекликаясь с образами картины.

Учащиеся данной группы работали с ноутбуками, где была заранее размещена презентация с репродукциями русских художников на тему «Осень».

Задание 2. Найдите значения выделенных курсивом слов в толковом словаре. Что они обозначают в данном стихотворении? Очей очарованье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум.

Это задание для 2 группы. Учащиеся данной группы работали с толковыми словарями и с текстом стихотворения.

Задание 3. Найдите рифмы в стихотворении, запишите их. Как они расположены?

Это задание также для 2 группы. Учащиеся работали с текстом стихотворения.

Задание 4. Какие выразительные слова подбирает поэт к следующим образам: осень, лес, зима? Что мы видим, слышим, чувствуем благодаря выразительным средствам?

Это задание для 3 группы. Учащиеся работали с текстом стихотворения.

Задания для групп составлялись с учётом рекомендаций действий учащихся на каждом этапе познавательной деятельности.

На этапе ознакомления и понимания учащиеся с базовым уровнем распознавали и доказывали.

Учащиеся с продвинутым уровнем интерпретировали и отбирали, решали новую задачу, опираясь на уже знакомые знания.

Учащиеся с углублённым уровнем анализировали и сопоставляли.

Формы организации учебной деятельности на уроке с применением Конструктора задач могут быть как групповые, так и индивидуальные или фронтальные. Результативность зависит от знания учителем возможностей каждого обучающегося и выбора тех заданий для детей, которые приведут их к ситуации успеха, дадут поверить в свои возможности.

Эффективен ли Конструктор задач для индивидуально-дифференцированной работы с обучающимися? Итоги сравнительной диагностики сформированности метапредметных (познавательных) умений на октябрь 2015-2016 учебного года и март 2016-2017 учебного года показали положительную динамику. Она проявилась в повышении процента выполнения заданий на проверку уровня сформированности читательских умений, аналитических и логических.

Таким образом, апробация «Конструктора задач» Л.С.Илюшина показала, что данные приёмы работы можно использовать и при индивидуально-дифференцированном подходе в обучении. Но нужно отметить, что добиться большей результативности можно, если действовать в команде с другими учителями-предметниками, так как Конструктор задач – коллективный продукт, результат целенаправленных усилий всего школьного коллектива.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Конструирование учебно-практических и учебно-познавательных задач

с использованием методического конструктора ситуационных задач

Л.С. Илюшина в начальной школе

Одна из составляющих качества образования – компетентность школьника в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях. Сформирована такая компетентность может быть и в процессе решения учебно-познавательных и учебно-практических задач .

Поэтому одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:

· Системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

· Умений учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

· Обобщенных способов деятельности;

· Коммуникативных и информационных умений.

Актуальность применения задач:

1.Учебно-познавательные и учебно-практические задачи, составленные на предметном материале, реализуют на практике системно-деятельностный подход к обучению и максимально помогают реализовать требования ФГОС НОО.

2.Такие задачи носят метапредметный характер и способствуют более осознанному и глубокому овладению предметными видами и способами действий, учат самостоятельно добывать, оценивать знания.

3.Учебно-практическая задача – это такая задача, которая ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета.

4.Учебно-практические задачи описывают реальные жизненные задачи, для решения которых необходимо применить те или иные предметные знания

5.Учебно-познавательные задачи – это задачи на поиск и анализ информации, необходимой для решения учебно-практических задач, то есть задачи, обеспечивающие сам процесс научения (формирования понятий и способов предметной и метапредметной деятельности)Учиться находить и самому составлять учебно-познавательные и учебно-практические задачи для каждого урока – первоочередная задача учителя.

Для подготовки и составления учебно-познавательных и учебно-практических задач может быть использован конструктор ситуационных задач Л.С. Илюшина.

Так как знания формируются не до, а в процессе применения их на практике, представляется возможным оптимизировать процесс обучения путем включения в его структуру ситуационных задач, построенных на учебном содержании.

В общем виде, ситуационную задачу можно определить как один из видов учебных материалов, в котором перед учеником ставится познавательная проблема и предлагается ее решить различными способами.

Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.

Конструктор позволяет учителю формулировать разнообразные типы задач.

Категория учебных целей

Их краткая характеристика

Ознакомление

Запоминание и воспроизведение изученного материала. Общая черта — припоминание соответствующих сведений от фактов до теорий.

Преобразование материала из одной формы в другую, интерпретация материала учеником, предположение о дальнейшем ходе событий.

Умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий.

Умение разбивать материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Вычисление частей целого, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации целого.

Умение оценивать значение того или иного материала по четким критериям. Критерии могут определяться самими учениками или задаваться им извне.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Конструктор задач ( Л.С. Илюшин)

Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о… графически

29.Предложите новый (иной) вариант…

2.Сгруппируйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяющий…

23.Проанализируйте структуру… с точки зрения…

30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

37.Определите, какое из решений является оптимальным для…

10.Покажите связи, которые, на

ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

4.Расположите в определённом

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классификацию… на основании…

32.Придумайте игру, которая…

39.Определите возможные критерии оценки…

5.Изложите в форме

положение о том, что…

19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)

33.Предложите новую (свою)

6.Вспомните и напишите…

13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

27.Сравните точки зрения… и … на…

34.Напишите возможный (наиболее

вероятный) сценарий развития…

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что (как, где) …

21. Рассчитайте на основании данных о…

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)…

42. Проведите экспертизу состояния…

Пример конструирования задачи по работе с текстом

«…Мы поселились на берегу океана в маленьком старом доме. Он отчаянно нуждался в ремонте. Среди прочего – не открывалось окно в моем кабинете. Пришёл плотник, починил раму, сменил подоконник. Когда он закончил работу, окно стало открываться, но погас свет. Приглашённый электромонтёр обнаружил, что в проводку был забит гвоздь, вызвавший короткое замыкание. Он поправил дело, лампы зажглись, но тут оказалось, что в итоге его возни оконное стекло треснуло. Явился стекольщик, сменил стекло, но умудрился изрядно исцарапать раму. Я позвал маляра, чтобы навести окончательный лоск. Теперь всё в порядке, объявил я, после чего выяснилось, что окно, покрашенное в закрытом положении, опять не открывается…»

(из книги Лоуренса Дж. Питера «Принцип Питера или почему дела идут вкривь и вкось»)

(произвольный выбор ячеек «Конструктора задач» - 7 – 14 – 15 – 23 – 34 – 39)

7. ОЗНАКОМЛЕНИЕ. Прочитайте текст самостоятельно и составьте перечень операций (действий), которые выполняли работники.

14. ПОНИМАНИЕ. Приведите пример (не из текста) того, что результаты (отрицательные) работы одного человека могут создать проблемную ситуацию, которую должен будет решать другой.

15. ПРИМЕНЕНИЕ. Изобразите последовательность операций, производившихся с окном, в виде схемы

23. АНАЛИЗ. Проанализируйте позицию Л. Питера с точки зрения выраженности в ней рационализма и прагматизма

34. СИНТЕЗ. Напишите возможный наиболее вероятный сценарий продолжения сюжета

39.ОЦЕНКА. Предложите возможные критерии оценки работы специалистов, приходивших в дом к Л.Питеру

В общем виде, ситуационную задачу можно определить как один из видов учебных материалов, в котором перед учеником ставится познавательная проблема и предлагается ее решить различными способами. «Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности» (О.Е. Лебедев).

Модель ситуационной задачи может быть представлена следующим образом: название задания; личностно-значимый познавательный вопрос; информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде; задания на работу с данной информацией.

Для разработки заданий в ситуативных задачах может быть использован конструктор задач, разработанный Л.С. Илюшиным. Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые могут быть предложены учащимся на разных этапах освоения определенной информации: ознакомления, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки.

Конструктор задач ( Л.С. Илюшин)

Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о… графически

29.Предложите новый (иной) вариант…

36.Ранжируйте… и обоснуйте…

2.Сгруппируйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяющий…

23.Проанализируйте структуру… с точки зрения…

30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

37.Определите, какое из решений является оптимальным для…

3.Составьте список понятий, касающихся…

10.Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

31.Найдите необычный способ, позволяющий…

4.Расположите в определённом порядке…

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классификацию… на основании…

32.Придумайте игру, которая…

39.Определите возможные критерии оценки…

5.Изложите в форме текста…

12.Прокомментируйте положение о том, что…

19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что…

33.Предложите новую (свою) классификацию…

40.Выскажите критические суждения о…

6.Вспомните и напишите…

13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

27.Сравните точки зрения… и … на…

34.Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития…

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что (как, где)…

21. Рассчитайте на основании данных о…

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)…

42. Проведите экспертизу состояния…

(произвольный выбор ячеек «Конструктора задач» - 7 – 14 – 15 – 23 – 34 – 39)
7. ОЗНАКОМЛЕНИЕ. Прочитайте текст самостоятельно и составьте перечень операций (действий), которые выполняли работники.
14. ПОНИМАНИЕ. Приведите пример (не из текста) того, что результаты (отрицательные) работы одного человека могут создать проблемную ситуацию, которую должен будет решать другой.
15. ПРИМЕНЕНИЕ. Изобразите последовательность операций, производившихся с окном, в виде схемы
23. АНАЛИЗ. Проанализируйте позицию Л.Питера с точки зрения выраженности в ней рационализма и прагматизма
34. СИНТЕЗ. Напишите возможный наиболее вероятный сценарий продолжения сюжета
39.ОЦЕНКА. Предложите возможные критерии оценки работы специалистов, приходивших в дом к Л.Питеру
В общем виде, ситуационную задачу можно определить, как один из видов учебных материалов, в котором пред учеником ставится познавательная проблема и предлагается ее решить различными способами. «Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности» (О.Е. Лебедев).
Модель ситуационной задачи может быть представлена следующим образом: название задания; личностно-значимый познавательный вопрос; информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде; задания на работу с данной информацией
Для разработки заданий в ситуативных задачах может быть использован конструктор задач, разработанный Л.С. Илюшиным. Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клеше заданий, которые могут быть предложены учащимся на разных этапах освоения определенной информации: ознакомления, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки.

Метапредметный подход, заложенный в принципах нового ФГОС общего образования, направлен на формирование функциональной грамотности учащихся. Одним из методов формирования функциональной грамотности является метод ситуационных задач.

Ситуационная задача учит школьника мобилизовать имеющиеся знания и опыт, своё настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах – то есть быть компетентным, что соответствует ФГОС нового поколения.

ВложениеРазмер
primenenie_konstruktora_zadach.docx 32.61 КБ

Предварительный просмотр:

Применение Конструктора задач Л.С.Илюшина на уроках математики при формировании математической грамотности.

Метапредметный подход, заложенный в принципах нового ФГОС общего образования, направлен на формирование функциональной грамотности учащихся. Одним из методов формирования функциональной грамотности является метод ситуационных задач.

Ситуационная задача учит школьника мобилизовать имеющиеся знания и опыт, своё настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах – то есть быть компетентным, что соответствует ФГОС нового поколения.

Цель включения ситуационных задач в образовательный процесс – научить учащихся:

  • отбирать информацию;
  • сортировать ее для решения заданной задачи;
  • выявлять ключевые проблемы;
  • искать альтернативные пути решения и оценивать их;
  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Кроме того, учащиеся в процессе решения ситуационной задачи:

  • развивают коммуникативные навыки;
  • получают презентационные умения;
  • формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
  • приобретают экспертные умения и навыки;
  • учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы;
  • изменяют мотивацию к обучению.

Отличительная особенность ситуационных задач заключается в том, что она имеет ярко выраженную практическую направленность, но для её решения необходимы предметные, надпредметные и метапредметные знания. Решение таких

задач в конечном итоге приведет к развитию мотивации учащихся к познанию окружающего мира.

Модель ситуационной задачи выглядит следующим образом:

  1. Название ситуационной задачи. Она должна иметь не традиционный номер, а красивое и привлекательное название, отражающее её смысл. Например, «Мир глазами Гулливера», «Проценты творят чудеса», «Экономный строитель», «И гроза не каждому грозна», «Погоду в доме делаем своими руками», «Знать опасно, не знать - смертельно».
  2. Личностно – значимый познавательный вопрос. Этот вопрос формулируется вначале задачи и обращен непосредственно к личности ученика. Чтобы сделать акцент на личностное обращение перед вопросом помещается некое предваряющее рассуждение. Например: «Прежде чем Вы будете пить воду, Вы должны знать шокирующую правду о ней. (Биохимик Поль Брэгг). Какую же воду мы пьём? »,

«В жизни часто математические знания помогают решать производственные задачи. И при решении производственных вопросов люди различных профессий затрудняются решать простейшие задачи на комбинации геометрических фигур.

В обычной жизни мы часто встречаемся с геометрическим понятием «площадь». Так что же такое площадь? Как это математическое понятие мы используем, экономя свои время, деньги и силы?»

  1. Набор текстов . Предназначен для ответа на личностно – значимый познавательный вопрос. Информация по данному вопросу может быть представлены в разнообразном виде: фрагмент текста, выдержка из статьи в газете, таблица, график, схема, рисунок и т.д.
  2. Задания к работе с данной информацией . Задания по работе с текстом выполняют роль своеобразной «лестницы» из 6 ступенек, прохождение по которой помогает выполнить ряд подготовительных действий и в конечном итоге подвести к ответу на главный личностно-значимый вопрос ситуационной задачи.

При формулировании этих шести заданий ситуационной задачи рекомендуется использовать конструктор задач петербургского ученого Леонида Сергеевича Илюшина (доктор педагогических наук, начальник отдела модернизации образования Комитета по образованию).

Конструктор задач Л.С. Илюшина – своеобразная «лестница» (ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка), которая предполагает постепенное «восхождение» обучающихся к усвоению знаний, причём усвоению не репродуктивному, а деятельностному.

В Конструкторе задач заложен разноуровневый подход к обучению. Внимательно ознакомившись с предлагаемым набором формулировок заданий, можно увидеть, что уровень ознакомления и понимания – это доступная способность учащихся, обладающих базовым уровнем, более высокий уровень владения материалом (понимание и применение) – продвинутый; анализ, синтез, оценка – углублённый.

Данный конструктор помогает учителю в конструировании заданий, в таблице представлен набор формулировок заданий в виде не законченных предложений. Зная возможности своих учащихся, можно, используя Конструктор задач, построить урок, в котором каждый учащийся проявит себя, свои способности.

Формы организации учебной деятельности на уроке с применением Конструктора задач могут быть как групповые, так и индивидуальные или фронтальные. Результативность зависит от знания учителем возможностей каждого обучающегося и выбора тех заданий для детей, которые приведут их к ситуации успеха, дадут поверить в свои возможности.

Используйте Конструктор задач Илюшина, создавайте ситуационные задачи на своих уроках и возможно тогда мы сможем повысить функциональную грамотность учащихся.

Категория учебных целей

Их краткая характеристика

Запоминание и воспроизведение изученного материала. Общая черта – припоминание соответствующих сведений от фактов до теорий.

Преобразование материала из одной формы в другую, интерпретация материала учеником, предположение о дальнейшем ходе событий.

Умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий.

Умение разбивать материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Вычисление частей целого, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации целого.

Умение оценивать значение того или иного материала по четким критериям. Критерии могут определяться самими учениками или задаваться ими извне.

Читайте также: