Конструктор индивидуальной образовательной траектории

Обновлено: 21.05.2024

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

Наряду с понятием «индивидуальная образовательная траектория» существует понятие «индивидуальный образовательный маршрут»

Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно­ориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

ВложениеРазмер
razrabotka_primernyh_individualnyh_obrazovatelnyh_traektoriy.docx 210.52 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов

В соответствии с концепцией РФ общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 3 апреля 2012 года, которая определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов – «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов».

Сегодня социальный заказ общества на выявление и развитие одаренных личностей в нашей стране требует дополнительных усилий со стороны родителей, педагогов, государства. Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития одаренных личностей, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей.

Многолетние исследования ученых подтверждают тот факт, что умственные возможности людей неравны. И выдающиеся философы древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, насколько существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым человеком. Также давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Одна из целей нашего общеобразовательного учреждения – это создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающегося. Важно то, что общее образование даёт возможности для развития детской одарённости, чем раньше у ребёнка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания уделить их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание.

Конечно, мы, и раньше разрабатывали для себя программы по работе с одаренными детьми. В начале этого учебного года на основании приказа отдела образования от 03.10.2018 № 470/02-01 «Об утверждении Положения о краткосрочной образовательной программе дополнительного образования детей в образовательных учреждениях муниципального образования городской округ Джанкой» мы уже официально обеспечиваем разработку и реализацию краткосрочных образовательных программ дополнительного образования.

Об индивидуализации образования упоминается в ряде нормативно - правовых документов РФ:

  • «. обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения . Обучение граждан по индивидуальным учебным программам в пределах государственного образовательного стандарта регламентируется уставом образовательного учреждения» (Ст. 50, п. 1 ФЗ РФ ” Об образовании»);

«. Развитие общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования.» («Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» - 2020);

Общество нуждается в одарённых людях, и наша задача ( как части этого общества) состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности обучающихся детей. Для развития одарённому ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения и это можно сделать только одним способом – разработать индивидуальную образовательную траекторию (или учебный план), исходя из его возможностей и особенностей.

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

Наряду с понятием «индивидуальная образовательная траектория»

существует понятие «индивидуальный образовательный маршрут»

Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностноориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Организация личностно-ориентированного образования одаренных учащихся имеет целью реализовать следующие их права и возможности:

– право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе;

– право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;

– право на составление индивидуальных образовательных программ;

– право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;

– индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые находятся в соответствии с базисным учебным планом;

– превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;

– право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области.

Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика – это смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предвосхищающий результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей.

Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности;
  • ресурсными возможностями.

Технологическим средством реализации ИОМ является индивидуальная дополнительная образовательная программа, которая в соответствии с заданной функцией, чтобы стать адресной, должна обладать следующими характеристиками:

  • обеспечение реализации права обучающегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата, направления деятельности (содержание программы выполняет функцию формирующего механизма самообразования и самореализации воспитанника через комплекс основных видов деятельности, в которых он ощущает себя свободным в выборе);
  • возможность адаптации программы к меняющимся запросам;
  • наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности одаренной личности;
  • ориентация образовательного процесса на продуктивность и творчество, развитие индивидуальных особенностей одаренных детей и подростков.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

  • целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
  • содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
  • технологический (определение используемых педагогических

технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

  • диагностический (определение системы диагностического
  • организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).

При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:

  • структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
  • сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
  • регулирование (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);
  • результативный (формулируются ожидаемые результаты).

При построении индивидуального образовательного маршрута выделяют несколько этапов:

  1. Первый этап. Диагностика педагогом уровня развития и степени выраженности личных качеств учащихся.

Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности.

  • образовательных потребностей и мотивов;
  • предпочитаемых видов деятельности;
  • начального уровня количества и качества представлений, знаний и умений;
  • особенностей нервной системы и стилей переработки информации и т.д.

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута, выстраивает систему общих рекомендаций. включающих:

Обязательный для всех студентов ТюмГУ набор общеобразовательных дисциплин: «Россия и мир», «Цифровая культура», «Принципы естественнонаучного познания», «Философия: технологии мышления», «Иностранный язык», «Управление проектами», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура и спорт».

Ядро позволило внедрить практику педагогического дизайна , разработать логически и содержательно связанную схему учебных курсов, создать общую технологию реализации и запустить традицию мастерских, где студенты под руководством мастера проводят свои первые исследования.

+ Развитие общих дисциплин
Благодаря созданию централизованной ядерной программы, вузу удалось вдохнуть жизнь в те общеобразовательные дисциплины, которые не пользовались популярностью у преподавателей и зачастую читались по остаточному принципу. Возможность заниматься исследованиями в рамках образовательного процесса и вовлекать в них студентов привлекла в ядро ведущих ученых и научных сотрудников университета.

+ Междисциплинарность
Университет отказался от академических групп. За первый курс каждый студент становится участником минимум 6 различных учебных команд в рамках ядерной программы. За счет гетерогенности учебных, проектных и исследовательских команд удалось добиться реальной мультидисциплинарности на уровне студенческих проектов.

+ Идентичность студентов
Самый важный и незапланированный эффект - ядерная программа стала местом формирования идентичности студентов.

Общеуниверситетские курсы, которые студенты выбирают независимо от направления подготовки и года обучения. Сейчас в образовательном пространстве ТюмГУ представлено более 500 элективов. Они разделены на 6 больших блоков: первые 4 блока тематически связаны с 4 дисциплинами ядерной программы: «Россия и мир», «Цифровая культура», «Принципы естественнонаучного познания» и «Философия: технологии мышления». Еще 2 блока элективов – свободный и профессиональный; в свободном блоке представлены не только независимые элективы, но и их тематические связки – майноры; в блоке профессиональных элективов студент может выбирать дисциплины, углубляющие основной профиль его обучения.

+ Связь с рынком
Именно через элективный блок в образовательное пространство активно вовлекаются партнеры из числа лидеров рынков, заказчики исследований и разработок, научные организации и университеты-партнеры.

+ Больше выбор курсов
Данный расширяющий образовательное пространство блок, позволяет студентам выходить за пределы университета, в том числе за счет массовых онлайн-курсов.

+ Конкурентная среда
Блок элективов отвечает за формирование конкурентной среды в университете: среди студентов – за выбор курсов, а со стороны преподавателей – за лучших студентов.

Блок профессиональных дисциплин, целью которого является формирование базовых профессиональных компетенций по выбранному профилю подготовки. В настоящий момент в университете 41 направление подготовки – каждое из них является самостоятельным мейджором. Структуру, содержание и требования к реализации по каждому мейджору определяет рабочая группа в профильном институте (в отличие от централизованного основного блока).

+ Специализация
Многие эффекты перехода на новую модель образования оказали положительное влияние и на реализацию блока профильных дисциплин: начиная с возможности выбора предпринимательского и исследовательского трека применительно к изучаемому профилю, организации проектной работы до освоения междисциплинарных профилей.

Начиная с 2018 года всех студентов первого курса, обучающихся по системе ИОТ, в ТюмГУ сопровождают тьюторы (на данный момент их 13). Каждый тьютор работает с 200-220 студентами: помогает в навигации в образовательном пространстве, сопровождает при построении индивидуальной траектории, поддерживает вовлеченность и мотивацию студентов.

ОСНОВНЫЕ СЛОЖНОСТИ

- Пересечение функционала
Произошло смешение с другими поддерживающими позициями в университете, такими как куратор, психолог, педагог-организатор.

- Искаженное восприятие роли
Студенты воспринимают тьюторские функции как сервисные, иногда даже путают с технической поддержкой, и, как следствие, не готовы обсуждать свою образовательную траекторию.

- Низкая мотивация
Первичный контакт с тьютором не стал пока первоочередной задачей для первокурсников, что оправдывается естественной реакцией на встречу с незнакомым, новым и непонятным.

Все три сложности решаются за счет выстраивания правильной коммуникации со студентами и последовательного обсуждения с ними функций тьюторов.

ОЧЕВИДНЫЕ ПЛЮСЫ

+ Поддержка первокурсников
У первокурсников повышается мотивация, снижается тревожность и уровень стресса при вхождении в новую образовательную ситуацию.

+ Обратная связь
У тьюторов есть возможность получить ценную обратную связь от студентов: узнать о сложностях, оценить уровень осознанности в выборе траектории, отследить мотивацию, – все это дает университету ценные подсказки для дальнейшего выстраивания образовательной модели вуза.

В новой модели образования изменилась жизнь не только студентов, но и преподавателей, которым пришлось осваивать навыки работы с гетерогенными группами и взаимодействовать с коллегами, иногда даже в высококонкурентной среде.

+ Коллаборация и конкуренция
Профессора, работающие в ядерной программе, постоянно взаимодействуют друг с другом внутри дисциплин и в междисциплинарном пространстве. В то же время, преподаватели элективных дисциплин, заявившие свои авторские курсы, оказываются конкурентами во время выборных кампаний.

+ Новые междисциплинарные курсы
Формирование элективного блока позволило преподавателям самим заявлять учебные курсы по своим научным интересам в составе междисциплинарных команд. Как результат, появились действительно интересные междисциплинарные курсы, ориентированные на исследование актуальных проблем и культурных практик.

+ Оценка преподавателей студентами
Внедрение системы оценивания преподавателя студентами, используемой как в ядерной программе, так и в элективных дисциплинах, с одной стороны, дало важную обратную связь самому преподавателю, с другой – стала наглядным индексом для студентов, которым предстоит выбирать себе элективы.

Самыми сложными барьерами при такой системе стали, как ни странно, не сопротивление со стороны преподавателей, а сложности в разработке оптимальной модели и удобного интерфейса сбора данных. ТюмГУ за три года дважды поменял алгоритмы и настройки системы и продолжает работу над этой задачей.

Образование не может двигаться вперед без использования цифровых инструментов. Опыт ТюмГУ позволил выделить несколько ключевых элементов в процессе цифровой трансформации.


Индивидуальная образовательная траектория vs Традиционная образовательная модель в вузе
Профиты студентов и работодателей

Современный рынок труда характеризуется высокой конкуренцией и динамизмом. Чтобы попасть на собеседование в престижную компанию, необходимо выделиться на фоне 10-100-1000+ соперников. Ситуация осложняется тем, что первичный отбор кандидатов проходит на уровне резюме. Состоявшиеся специалисты могут заинтересовать работодателя своим предыдущим опытом и достигнутыми результатами, а что делать начинающим карьеру выпускникам вузов? Им остается только ждать и надеяться.

Несладко приходится и работодателям. Зачастую можно рассчитывать только на собственное чутье и интуицию, изучая одинаковые резюме, в которых ничего кроме свежего года выпуска, названия вуза, факультета и специальности нет, и, казалось бы, быть не может.

Однако университеты, решившиеся на глобальную трансформацию в сторону индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) намереваются решить проблему как студентов и выпускников, только начинающих свою профессиональную деятельность, так и работодателей, ищущих молодые кадры с необходимым им набором навыков и знаний.

Чтобы объяснить, как это работает, предлагаем разобраться в том, как устроено обучение по ИОТ, в чем его отличия от традиционной модели высшего образования и какие преимущества получают выпускники индивидуализированных программ и их будущие работодатели.

* Материал составлен на основе модели индивидуализированного обучения, внедренной в Тюменском государственном университете.

В университете, работающем по традиционной модели, все предметы делятся на два типа: общеобразовательные и профильные.

Среди общеобразовательных дисциплин - философия, история, иностранный язык, физкультура и другие предметы, которые указаны в федеральных образовательных стандартах как обязательные для любого бакалавра, независимо от выбранной специализации. Зачастую студенты воспринимают эти предметы как формальные, изучаемые «для галочки». С одной стороны, далеко не каждый общеобразовательный предмет совпадает с личными интересами студента. С другой - стандартная программа вуза не позволяет изучать какую-либо из дисциплин углубленно. Например, если хочется уделить больше времени английскому языку, придется делать это самостоятельно либо записываться на курсы дополнительного образования.

В части профильных дисциплин традиционная модель «заточена» под конкретную специальность, нет возможности попробовать предметы за пределами выбранной сферы и понять, действительно ли изучаемый профиль – то, чем хочется заниматься всю последующую жизнь.

При выборе направления высшего образования старшеклассник сталкивается с серьезной проблемой: в 17 лет очень сложно представить себе, каково это – быть юристом, программистом, врачом, археологом. Тем не менее, нужно сделать выбор, который во многом определит будущее. Поэтому так часто многим выпускникам вузов с традиционной моделью обучения приходит осознание того, что они упустили время, учились не тому и придется «переучиваться». Согласно исследованию, более 41% людей, получивших высшее образование в России, не работают по специальности. 37% из них никогда даже не начинали трудиться в своей сфере, а 24% сменили специальность из-за отсутствия интереса к профессии («понял(а), что это не мое»).

С самой первой недели обучения студент, обучающийся по ИОТ, оказывается в непривычной ситуации. В школе за него всегда принимали решения взрослые: ему говорили, какие уроки нужно посещать и по какому расписанию, какие ЕГЭ важно сдать и к какому репетитору обратиться для подготовки. В университете с ИОТ приходится делать самостоятельный выбор и действовать в обстановке неопределенности. С одной стороны, это может стать причиной дополнительного стресса, но с другой – позволит развить ключевые компетенции, необходимые для успешной карьеры в будущем.

Программа разделена на три части: базовую, профильную и элективную.

В базовом блоке собраны те же общеобразовательные предметы, которые изучаются в университетах, работающих по традиционной модели, но студент может выбирать уровень сложности, модули внутри дисциплин, преподавателей или даже команду для проектно-исследовательской работы.


Набор профильных дисциплин на первом курсе фиксирован (важно освоить необходимую базу), зато на старших курсах появляется возможность выбирать отдельные профильные дисциплины и получить углубленные знания в наиболее интересных областях.

Одно из самых важных нововведений обучения по ИОТ – элективные курсы. Каждый студент должен выбрать несколько дополнительных дисциплин для изучения. Элективы могут быть связаны с основным профилем, либо лежать в совершенно другой области: от программирования до живописи. Не ходить на элективные курсы нельзя – за каждый из них студенты получают определенное число зачетных единиц. За 4 года обучения нужно выбрать 12 элективов. Также можно изучить майнор – комбинацию тематически связанных предметов, позволяющую получить дополнительную специализацию. Например, студент экономического направления может получить майнор в области предпринимательства, попробовать себя в программировании или изучении китайского языка.

Цель элективного блока – дать студентам возможность испытать себя в разных сферах деятельности и самоопределиться. Кроме того, именно этот блок позволяет создать абсолютно уникальный профессиональный профайл, стать разносторонним и более востребованным на рынке труда специалистом.

Экспериментировать: набирать разные, не связанные друг с другом дисциплины, чтобы попробовать себя в разных направлениях;

Комбинировать: собирать связанные блоки элективов под конкретную цель, например, изучить 2 иностранных языка или усилить свои ораторские навыки;

Оптимизировать: при выборе руководствоваться не целью, а обстоятельствами, например, при дефиците времени выбирать элективы не по содержанию, а по месту в расписании;

Получить вторую специализацию: взять готовый майнор (набор тематически связанных элективов), чтобы в магистратуре сменить основный профиль;

Ориентироваться на удачу: выбирать дисциплины, на которых есть свободные места, потому что "это знак";

В целом, обучение в «традиционном» университете похоже на школьное: расписание одинаковое для всех на курсе и утверждено на семестр вперед; пары следуют одна за другой; все занятия, как правило, проходят в одном и том же корпусе и всегда в привычном составе (на лекциях, семинарах и лабораторных занимаются студенты одного курса и направления подготовки). Единственное отличие от школы – отсутствие пошагового контроля: нет учителя, который каждый день проверяет, сделано ли домашнее задание.

Учебные встречи в университете с внедренной ИОТ могут проходить в разных корпусах, в различных составах и не подряд. Студент должен научиться организовывать собственное расписание. На занятия по профильным предметам он ходит с однокурсниками со своего направления, а вот в группе базовой программы учится вместе со студентами других кафедр.

Группы элективных дисциплин еще более разнообразны. Поскольку дополнительные предметы не привязаны к специальностям, а записаться на каждый из них можно независимо от года обучения, в группе электива могут встретиться студенты не только разных кафедр, но и разных курсов.

За семестр студент становится участником не менее чем 6 академических групп. Всё это сложно, неудобно, непривычно, но очень полезно: так студент получает опыт работы в междисциплинарных командах. В процессе выполнения совместных проектов он перенимает интересные методы из других областей научного знания и тренируется взаимодействовать с самыми разными людьми.

В жизни мы очень редко работаем в составе гетерогенных групп. Как правило, рабочие группы состоят из разных специалистов. Для успешного воплощения совместных проектов очень важно уметь распределять задачи и находить общий язык с людьми из других профессиональных сфер. Обучаясь по ИОТ, студенты получают ценный опыт проектно-исследовательской работы в междисциплинарных командах.

Необходимый атрибут обучения по ИОТ – использование цифровых инструментов. Информационная система университета позволяет планировать расписание, записываться на элективы, общаться с тьютором. При желании, часть курсов можно проходить в онлайн-формате.

Из-за трехэтапной процедуры выбора элективов у студентов появляется дополнительный стимул хорошо учиться. В первую очередь доступ к выборной кампании получают студенты с наивысшим академическим рейтингом. Затем выбрать могут те, кто добился хороших результатов. Студенты же с низкими баллами получают доступ последними. Следовательно, чем лучше студент учится, тем больше шансов выбрать самые востребованные дисциплины. Везет, естественно, не всем, но всегда есть возможность улучшить свои показатели в следующем семестре и в новой выборной кампании попасть в первую волну.


Идея реализации индивидуальной траектории получения высшего образования базируется на том, что каждый обучающийся может самостоятельно, в соответствии с пожеланиями, составить своё расписание и перечень осваиваемых программ. Обучение эффективно, когда преподаватели и организация учебного процесса учитывают эти факторы. Современные государственные образовательные стандарты позволяют успешно реализовать такой процесс обучения. Обучающийся может без потери курса перейти на другую образовательную программу, соответствующую его изменившимся интересам и профессиональным потребностям. Такая возможность существует благодаря тому, что на начальных курсах формируются универсальные компетенции, а в дальнейшем — профессиональные.

У студента есть и возможность выбора тех дисциплин, которые ему наиболее интересны. В целом, дисциплины по выбору составляют до трети образовательной программы. Это удобно для студента, хотя и повышает нагрузку на учебно-методическое управление вуза: должно быть составлено учебное расписание, учитывающее индивидуальные пожелания.

Индивидуальная образовательная траектория дает возможность регулировать темп освоения программы благодаря личным способностям и ранее полученному образованию, изученному материалу. Студент может пройти программу, например, бакалавриат в более короткие сроки, не за четыре, а за три года.

Практически во всех вузах есть локальные акты, позволяющие успешно реализовать учебный процесс по индивидуальной траектории. В Российском новом университете студентов, обучающихся по индивидуальным планам, порядка одной трети по всем направлениям, больше всего по направлениям профессионального или высшего образования, соответствующего профилю реализуемой программы.

Такая модель обучения — безусловный плюс, мы максимально используем возможности обучающихся, их интересы и способности. Минус модели — в подготовке к реализации расписания, появлении огромного количества индивидуальных планов, что вызывает большие проблемы в реализации учебного процесса. Если же студент не справляется с индивидуальным планом, то, как правило, его переводят на общую образовательную программу, и он продолжает учиться в плановом режиме, вместе с основным потоком.

Считаем, что обучение по индивидуальным образовательным траекториям — большой резерв повышения качества и эффективности учебного процесса.


ректор Российского нового университета, председатель совета Ассоциации частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций России (АНВУЗ), член правления Российского союза ректоров, доктор технических наук, профессор

В СПбГУ модель индивидуальной траектории образования реализована через систему всестороннего образования, многопрофильный бакалавриат - Liberal Arts (Свободные Искусства и Науки).

Свобода выбора индивидуальной траектории образования, которую предоставляет модель liberal arts каждому студенту, возможность уже в на этапе обучения в бакалавриате неоднократно совершать осознанный выбор курсов, модулей, направления специализации проводит, как ни странно, к большей осознанности и ответственности. Сочетание широты образования с глубиной специализации дает шанс студентам стать людьми готовыми к постоянно-меняющимся требованиям как рынка труда, так и общественной жизни. И есть третий важнейший принцип — модель liberal arts базируется на современных образовательных технологиях, для которых характерна цифровая поддержка, открытость, мобильность, ориентация на исследовательскую и проектную составляющие, гарантия обратной связи по каждому виду работы, накопительная система оценивания достижений, ставка на дискуссионный формат, развитие новой грамотности…. Трудно в одном абзаце отразить суть. Наверное так — это модель образования, которая строиться для образования современных широко-образованных свободных людей, умеющих брать на себя ответственность за свое благополучие, благополучие близкого и далекого окружение.


На факультете Liberal Arts College в ИОН РАНХиГС модель ИОТ внедрена с самого начала существования факультета, однако в несколько ограниченном варианте. Причина очень простая - ограничения инфраструктуры: факультет обучает студентов в разных частях Москвы, а при таком разбросе выстроить расписание с учетом выбора студентов невозможно. Тем не менее учебный план построен таким образом, что после первого курса любой студент может поменять изначально выбранное направление подготовки (major – 10 программ), выбрать второй иностранный язык (европейский или восточный), после второго курса у студентов появляется возможность выбрать minor – дополнительную специализацию, 18 программ. В итоге образовательные траектории студентов, поступивших в один год, могут значительно отличаться. И эти возможности привлекают абитуриентов. Все этапы выбора поддерживаются тьюторской службой - это отдельная строка расходов факультета.

Такие решения, как вводить или не вводить ИОТ, не должны и не могут быть общими и обязательными для всех. Я сторонник идеи ИОТ, но у разных вузов очень разные возможности. Это может быть только добровольный выбор вуза: тут нужно учитывать не только финансовую составляющую, но и нагрузку на инфраструктуру, на отделы сопровождения, например, тьюторскую службу, должна быть техническая готовность, чтобы никого не потерять, преподаватели должны быть готовы к тому, что их будут свободно выбирать, что означает, что кого-то возможно и не выберут, выбор курсов должен быть реальным, а не просто две позиции в конкретном семестре. При этом требуется пристальное внимание к содержанию дисциплин, чтобы быть уверенными, что при любом выборе студент получит тот объем знаний, который требует ООП (это отдельный и большой вопрос).

Конструирование ИОТ должно идти не только за счет элективных курсов: вот в этом нет никакого фокуса. Идея ИОТ в том, что даже обязательная дисциплина по ФГОС, например, философия, может быть ВЫБРАНА студентом тогда, когда он к этому готов и когда ему бы этого хотелось с точки зрения его представлений о своем образовательном маршруте и своих задач образования. К сожалению, создать ИОТ технически проще, чем убедить контролирующие структуры в том, что можно и нужно предлагать студентам несколько разных курсов по философии от разных преподавателей, и студент может выбрать их сам в разных семестрах. Наша задача - проследить, чтобы он обязательно однажды его взял. Это совсем другой принцип настройки образовательного процесса. При таком подходе ключевым инструментом регуляции является система пререквизитов, то есть, требований содержательных, а не формальных. Например, вы предлагаете студентам курс по немецкой классической философии на русском и немецком языках. Очевидно, что у курса на немецком языке в российском вузе будет пререквизит: достаточное подтвержденное владение немецким. Если у того или иного вуза есть такая возможность, значит, такая возможность должна быть у студента. У контролирующих структур такой подход часто вызывает сопротивление.

Я понимаю, что есть такие предметные области, которые требуют строгой последовательности в изучении дисциплин: от простого к сложному, только в таком порядке и ни в каком другом. Это не мои сферы, и я не готова тут давать советы или рекомендации. Я говорю об областях социо-гуманитарного знания.

В данной статье представлен обзор онлайн- платформ для создания индивидуальной образовательной траектории обущающихся, организации дистанционного обучения.

ВложениеРазмер
metodicheskiy_doklad_ispolzovanie_onlayn-platform_dlya_obespecheniya_individualnoy_obrazovatelnoy_traektorii_obuchayushchih.doc 42 КБ
ispolzovanie_onlayn-_platform.pdf 1.77 МБ

Предварительный просмотр:

«Использование онлайн-платформ для обеспечения индивидуальной образовательной траектории обучающихся, организации дистанционного обучения, прохождения курсов повышения квалификации педагогов»

Учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №1 г. Новопавловска»

Дистанционное обучение выступает сегодня одним из перспективных направлений как совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования, так и один из факторов повышения качества образования.

Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.

Особенности дистанционного обучения

Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.

В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства».

Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.

Эту особенность иногда называют «массовостью». Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.

Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем ДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ИТ, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся и других факторов.

Речь идет о новой роли преподавателя (в СДО - тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощью почты или систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты.

Точнее, новая роль обучающегося, или, как более принято в системе ДО, слушателя. Для того, чтобы пройти ДО, от него требуется исключительная самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования.

В СДО используются, преимущественно, новые информационные технологии (компьютеры, аудио- видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.)

Преимущества дистанционного обучения

Как отмечают авторы статей, бесспорными преимуществами дистанционного обучения являются:

  • более высокая эффективность профессиональной подготовки по сравнению с вечерней и заочными формами обучения при более низкой стоимости образовательных услуг;
  • сокращение сроков обучения;
  • возможности параллельного обучения в российском и зарубежном вузах;
  • независимость обучающегося от географического расположения вуза.

Применение дистанционных форм повышения квалификации ориентирует педагога на самообразование. Среди мотивов, определяющих выбор учителем дистанционного обучения на основе телекоммуникаций, одно из первых мест занимает желание следовать за учеником, сопровождать его в образовательном процессе. Учитель – наставник. Ученик – исследователь, проектировщик познания, автор образовательного маршрута. Образовательная активность личности педагога является показателем его творческой самореализации, инициирует работу в сети. Сетевое взаимодействие позволяет формировать культуру общения участников образовательного процесса.

В то же время важно отметить ряд проблем , затрудняющих внедрение дистанционного обучения в систему повышения квалификации педагогических работников:

  • дистанционное обучение характеризуется использованием комплекса специфических методов, средств и форм обучения. Прежде всего, к ним относятся информационные и коммуникационные технологии. Поэтому главным условием использования дистанционного обучения в системе повышения квалификации является владение педагогами навыками работы с компьютером, новыми информационными и телекоммуникационными технологиями;
  • использование дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров имеет свою специфику, поскольку участвуют лица с педагогическим образованием. Педагогические работники должны не только повышать собственную профессиональную компетентность в дистанционной форме, но быть готовыми использовать данную форму обучения в собственной педагогической практике;
  • при организации повышения квалификации учителей в дистанционной форме необходимо учитывать специфику самого учебного предмета. Поэтому важно разработать систему дистанционного обучения для педагогов конкретной предметной области.

Виды дистанционного обучения

Интернет-технология (сетевая технология) – это ДОТ, основанная на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъектов.

Телекоммуникационная (информационно-спутниковая) технология – это ДОТ, основанная на использовании преимущественно космических спутниковых средств передачи данных и телевещания, а также глобальных и локальных сетей для обеспечения взаимодействия обучающихся с преподавателем и между собой и доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам, представленным в виде цифровых библиотек, видеолекций и других средств обучения.

Педагогические технологии дистанционного обучения – педагогические технологии опосредованного и непосредственного общения с использованием электронных телекоммуникаций и дидактических средств.

Информационные технологии дистанционного обучения – технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса дистанционного обучения.

Электронный банк знаний – совокупность электронных баз данных учебного назначения, связанных системой автоматизированного документооборота и управления учебным процессом.

Интерактивный мультимедиа курс – учебный материал, представленный в виде гипертекстовой структуры с мультимедиа приложениями, обеспеченный системой навигации по курсу и управления различными его компонентами.

Формы организации дистанционных занятий

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернета.

Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.

Факторы и примеры приведенных выше показывают необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения в России и ее регионах. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высокопрофессионального и просто здорового общества.

Программы для дистанционного обучения

В настоящее время происходит постоянное увеличение минимального объема знаний, необходимого каждому человеку. В связи с этим актуальной проблемой является смена информационно-репродуктивного подхода в системе образования новыми педагогическими технологиями. В своей работе наравне с традиционными методами обучения мы используем «дистанционную поддержку профильного обучения», что позволяет на новом уровне организовать самостоятельную работу учащихся.

Для организации такой поддержки нами создаются курсы в условиях Интернет-среды на базе интерактивных учебников, электронных книг, электронной почты и т.д.

Цифровые образовательные платформы для обучающихся и педагогов

Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.

Читайте также: