Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа с. Липовка

Духовницкого района Саратовской области"

Программа элективного курса по географии

Федулова Ирина Николаевна,

учитель географии высшей категории

Пояснительная записка.

"Карта есть "альфа и омега" географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается".

Программа элективного курса разработана для осуществления предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов общеобразовательных школ.

Актуальность : Географическая карта - совершенно особый, уникальный объект изучения. Она возникла гораздо раньше письменности и вряд ли перестанет быть актуальной в будущем. Карты прочно вошли в нашу жизнь и их используют не только географы, путешественники, но и каждый современный человек. Наряду с традиционными печатными картами, сейчас существует множество мобильных on - line -карт, программ и сервисов картографического содержания. Они предоставляют возможность быстрого получения и размещения информации. Благодаря сети Интернет такие карты доступны в любое время, в любом месте. Их можно размещать на сайтах, делиться ссылкой на них с друзьями. Картографические сервисы позволяют одновременно нескольким авторам редактировать карту.

Содержание курса позволит обучающимся освоить некоторые картографические сервисы и программы, с целью дальнейшего их использования в учебе, работе, повседневной жизни, познакомит с профессиями учителя географии, учителя информатики, картографа и др. Одновременно, курс поможет продолжить формирование ИКТ- компетентности учеников, а так же определиться с выбором экзамена в форме ГИА.

Интерактивные карты могут нести не только географическое содержание, но и историческое, литературное, биологическое, экологическое, краеведческое и другое. Поэтому данный курс, при небольшой доработке, может быть использован учителями других предметов.

Цель курса : показать возможности использования картографических сервисов и программ для поиска и визуализации географической и других видов информации.

- формирование умений и навыков использования готовых географических информационных систем;

- обучение самостоятельному созданию интерактивных карт и интерактивных картографических моделей, информационных видеороликов с помощью картографических сервисов и программ;

- показать варианты применения интерактивных карт в учебе, творчестве, работе, повседневной жизни и т.д.;

- помощь в выборе профессии, в подготовке к сдаче экзамена по выбору.

Содержание курса предполагает работу с различными источниками информации: картографическими, текстовыми, фотографиями, рисунками, видео ресурсами и т.д. Каждая тема включает теоретический материал, практические задания и самостоятельную работу.

Планируемые образовательные результаты:

· сформированость осознания единства географического пространства мира

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона)
  • проявление уверенности в своих силах
  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

Метапредметные:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  • сформированость способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
  • сформированость умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий
  • сформированость умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

· сформированость ИКТ- компетентности в плане использования интерактивных карт и моделей;

· сформированость умения и навыка по созданию интерактивных карт и интерактивных моделей;

Все карты-задания представлены в двух вариантах: проверочном и тренажерном.
Подсказки в тренажерах становятся доступными только после первой попытки ответить.
Если заданию соответствует несколько карт, они располагаются по возрастанию сложности.

География России

Рельеф и тектоника

Впишите географические названия на карте Российской Федерации.

Впишите названия морей, омывающих территорию Российской Федерации.

Впишите названия рек и озер России. Вариант 1

Впишите названия рек и озер России. Вариант 2

Расставьте элементы тектонической схемы на правильные места.

Полезные ископаемые

Отметьте символами районы, в которых добывается наибольшее количество нефти.

Отметьте символами районы, в которых добывается наибольшее количество природного газа.

Определите, месторождения каких полезных ископаемых указаны на карте.
Вариант 1

Определите, месторождения каких полезных ископаемых указаны на карте.
Вариант 2

Определите, месторождения каких полезных ископаемых указаны на карте.
Вариант 3

Определите, месторождения каких полезных ископаемых указаны на карте.
Вариант 4

Определите, месторождения каких полезных ископаемых указаны на карте.
Вариант 5

Определите, месторождения каких полезных ископаемых указаны на карте.
Вариант 6

Города и регионы

Отметьте на карте местоположение городов России, имеющих указанные координаты.

Укажите на карте местоположение известных городов России. Укажите среди них города, население которых превышает 1 миллион человек. Вариант 1

Укажите на карте местоположение известных городов России. Укажите среди них города, население которых превышает 1 миллион человек. Вариант 2

Укажите на карте местоположение городов России, население которых превышает 1 миллион человек.

Укажите на карте местоположение и название административных центров регионов России. Вариант 1

Укажите на карте местоположение и название административных центров регионов России. Вариант 2

Федеральные округа

Проведите границы между федеральными округами.
Вариант 1

Проведите границы между федеральными округами.
Вариант 2

Подпишите названия федеральных округов.

Для каждого из федеральных округов укажите численность и плотность населения.

Для каждого из федеральных округов укажите соотношение городского и сельского населения.

Экономические районы

Проведите границы между экономическими районами.
Вариант 1

Проведите границы между экономическими районами.
Вариант 2

Подпишите названия экономических районов.

Производство и энергетика

Совместите диаграммы, отображающие структуру промышленного производства, с городами на карте.

Укажите на карте местоположение атомных электростанций.
Вариант 1

Укажите на карте местоположение атомных электростанций.
Вариант 2

Соседние страны

Укажите какую долю площади земной суши, Европы, Азии занимает Россия.

Подпишите страны, являющиеся для Российской Федерации соседями 1-го порядка. Вариант 1

Подпишите страны, являющиеся для Российской Федерации соседями 1-го порядка. Вариант 2

Закрасьте контуры бывших республик СССР в соответствии с их статусом в СНГ. Вариант 1

Закрасьте контуры бывших республик СССР в соответствии с их статусом в СНГ. Вариант 2

География Зарубежной Европы

Рельеф

Впишите географические названия на карте зарубежной Европы.
Вариант 1

Впишите географические названия на карте зарубежной Европы.
Вариант 2

Подпишите названия известных рек.
Вариант 1

Подпишите названия известных рек.
Вариант 2

Подпишите названия горных массивов, укажите местоположение крупных вершин и вулканов. Вариант 1

Подпишите названия горных массивов, укажите местоположение крупных вершин и вулканов. Вариант 2

Полезные ископаемые

Укажите, какие полезные ископаемые добываются на месторождениях Европы мирового значения. Вариант 1

Укажите, какие полезные ископаемые добываются на месторождениях Европы мирового значения. Вариант 2

Большие и малые страны

Расставьте выделенные страны на нужные места.
Вариант 1

Расставьте выделенные страны на нужные места.
Вариант 2

Расставьте выделенные страны на нужные места.
Вариант 3

Подпишите названия 10 государств зарубежной Европы с наибольшей площадью территории. Вариант 1

Подпишите названия 10 государств зарубежной Европы с наибольшей площадью территории. Вариант 2

Укажите страны зарубежной Европы с численностью населения более 15 миллионов человек, подпишите их названия и столицы. Вариант 1

Укажите страны зарубежной Европы с численностью населения более 15 миллионов человек, подпишите их названия и столицы. Вариант 2

Отметьте местоположение и подпишите названия пяти микрогосударств Европы.

Субрегионы

Укажите, к каким субрегионам Европы относятся выделенные страны, подпишите их названия и столицы. Вариант 1

Укажите, к каким субрегионам Европы относятся выделенные страны, подпишите их названия и столицы. Вариант 2

Определите, какие параметры субрегионов Европы сравниваются на приведенных диаграммах.

Административно-территориальное устройство

Закрасьте контуры выделенных государств в соответствии с их административно-территориальным устройством. Вариант 1

Закрасьте контуры выделенных государств в соответствии с их административно-территориальным устройством. Вариант 2

Формы государственного правления

Закрасьте контуры выделенных государств в соответствии с формой государственного правления. Вариант 1

Закрасьте контуры выделенных государств в соответствии с формой государственного правления. Вариант 2

Европейский союз

Укажите, какие из выделенных стран входят в состав Европейского союза, подпишите их названия. Вариант 1

Укажите, какие из выделенных стран входят в состав Европейского союза, подпишите их названия. Вариант 2

Нарисуйте сухопутную границу между Россией и Европейским союзом.

Подпишите названия 10 государств Европейского союза с наибольшей площадью территории. Вариант 1

Подпишите названия 10 государств Европейского союза с наибольшей площадью территории. Вариант 2

Укажите страны Европейского союза с численностью населения более 15 миллионов человек, подпишите их названия и столицы. Вариант 1

Укажите страны Европейского союза с численностью населения более 15 миллионов человек, подпишите их названия и столицы. Вариант 2

НАТО в Европе

Укажите, какие из выделенных стран входят в состав НАТО, подпишите их названия. Вариант 1

Укажите, какие из выделенных стран входят в состав НАТО, подпишите их названия. Вариант 2

Нарисуйте сухопутную границу между Россией и странами НАТО в Европе.

Распад Югославии

Подпишите названия независимых государств, образовавшихся после распада Югославии, и их столиц.

Нарисуйте границу между Косово и остальной частью Сербии.
Укажите государства, которые признали независимость Косово.

КОНСТРУКТОР ИНТЕРАКТИВНЫХ КАРТ С ПРОВЕРЯЕМЫМИ ЗАДАНИЯМИ – творческий инструмент, позволяющий учителю-методисту создавать насыщенные интерактивными объектами карты, схемы и задания самостоятельно (без помощи программистов и специалистов в области компьютерной графики) или в ходе проектной работы с учащимися.

Интерактивные карты, созданные при помощи «Конструктора», могут быть эффективно использованы для сопровождения занятий по географии, истории, а также тех предметов в области естествознания и обществознания, в которых предполагается работа с картами.

Интерактивные карты – частный случай интерактивных моделей (далее могут использоваться оба термина). «Конструктор» предназначен для создания интернет- и SCORM-совместимых моделей на картографической основе, использующих следующие типы интерактивности:

Презентационная схема

Предназначена для объяснения материала на занятии. Основана на добавлении к картографической подложке произвольного количества дополнительных объектов, с которыми на уроке можно будет совершать манипуляции в презентационных целях:

  • Включать/выключать показ объектов в нужный момент времени;
  • Подсвечивать объект для концентрации внимания учащихся;
  • Перемещать, модифицировать, перекрашивать объекты;
  • Дополнять карту-схему объектами непосредственно во время занятия.

Проверяемое задание

Аналогично заданиям, выполняемым на контурных картах. Основано на добавлении к картографической подложке объектов, параметры которых (местоположение, форму, цвет и другие) должен будет воспроизвести учащийся, выполняющий задание. Проверка правильности выполнения задания осуществляется программой автоматически. Проверяемые объекты могут быть следующих типов:

  • Символы;
  • Стрелки;
  • Ломаные – как разомкнутые, так и замкнутые (области);
  • Текстовые поля и привязанные подписи;
  • Круговые диаграммы;
  • Радиокнопки и чекбоксы;
  • Растровые изображения.

Для лучшего понимания специфики программы укажем, что «Конструктор» не является ни геоинформационной системой (ГИС), ни редактором для создания сложных карт – для этих целей существуют специализированные программы, лишенные, однако, возможностей по созданию интерактивных проверяемых заданий.

2. КАК УСТРОЕН КОНСТРУКТОР И ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТЫ

Основные понятия и части «Конструктора»:

Редактор

Что делает автор (учитель) в «Редакторе карт»:

  • Импортирует готовую карту-основу (любой файл в формате swf, jpg, gif, png);
  • Дополняет карту произвольным количеством объектов – как импортированных из внешних файлов (например, фотография), так и нарисованных средствами самого редактора (например, граница или название области);
  • Определяет поведение каждого из объектов на готовой карте – будет ли объект преследовать исключительно иллюстративные цели или же объект предназначен не для показа, а является эталонным, то есть ученик должен будет самостоятельно воспроизвести его форму, цвет и другие параметры;
  • Формулирует задание для ученика;
  • Определяет набор инструментов, доступных ученику для выполнения задания.

Плеер

Для показа и использования интерактивных карт используется «Плеер карт», автоматически добавляющийся в карту при ее создании, и позволяющий:

  • Открыть карту;
  • Изучить заложенные в карту презентационные материалы и подсказки;
  • Воспользоваться инструментами рисования для выполнения поставленного задания;
  • Произвести автоматическую оценку правильности выполнения задания;
  • Передать результат автоматического оценивания задания в систему управления учебным процессов (LMS) на основе спецификации SCORM RTE.

«Конструктор» версии 3.0 включает также «Конвертер карт», позволяющий экспортировать карты в более современный формат HTML5 – см. ниже.

Форматы интерактивных карт

Интерактивные карты представлены на диске в трех форматах:

Файловая структура интерактивной карты

Карта в формате FLASH имеет структуру:

  1. Файл Название карты.html (стартовый файл для запуска данной карты)
  2. Папка Название карты_files
    • Набор файлов, необходимых для работы данной карты (изображения и др.)
    • Флэш-плеер (файл MapPlayer.swf ), одинаковый для всех карт

Примечание:
Названия карт и файлов, которые они используют, лучше писать латинскими буквами и цифрами. Русскоязычные названия файлов допустимы, но могут вызвать проблемы при попытке обеспечить ее совместимость с системами управления учебным процессом.

Карта в формате HTML5 имеет структуру:

  1. Файл Название карты.html (стартовый файл для запуска данной карты)
  2. Папка Название карты_files
    • Набор файлов, необходимых для работы данной карты (изображения и др.)
    • Плеер (папка map_player ), одинаковый для всех карт

Примечание 1:
При запуске стартового файла двойным щелчком, интерактивная карта откроется в браузере при помощи «Плеера» и будет доступна для использования, но не для редактирования (в «Плеере» нет полного интерфейса «Редактора» и функции сохранения).

Примечание 2:
По умолчанию папка со скриптами расположена внутри папки "Название карты_files" – то есть каждая карта имеет свою копию плеера. При конвертации моделей в формат html5 вы можете задать папке со скриптами иное расположение – на одном уровне с файлом "Название карты.html". В этом случае несколько карт могут ссылаться на одну и ту же папку плеера.

Как отредактировать интерактивную карту

Чтобы отредактировать карту, запустите «Редактор» ( Редактор карт.exe ), зайдите в папку с картами формата FLASH, и выберите для правки соответствующий стартовый html-файл.

Карту в формате HTML5 нельзя изменить в «Редакторе карт». Чтобы внести исправления, нужно отредактировать соответствующую карту в формате FLASH, а затем при помощи «Конвертера» снова экспортировать ее в формат HTML5.

3. ЗАПУСК И СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Системные требования

  • Операционная система и программное обеспечение:
    • для работы с «Редактором карт»
      • ОС Microsoft Windows XP и выше
      • браузер MS Internet Explorer / MS Edge
      • плагин Flash
      • ОС Microsoft Windows XP и выше или GNU Linux (ALT Linux, Ubuntu) или Mac OS X

      Запуск «Редактора карт»

      • Для работы с «Редактором карт» требуется:
        • операционная система Microsoft Windows XP и выше;
        • браузер MS Internet Explorer / MS Edge;
        • плагин Flash к браузеру.

        Запуск «Конвертера карт»

        1. Установите среду выполнения Adobe AIR
          – с сайта производителя или из папки Конструктор карт/Конвертер карт/AdobeAIR .
        2. Запустите файл-установщик Конвертер карт.air
          – из папки Конструктор карт/Конвертер карт .
        3. Запустите установленное приложение Конвертер интерактивных карт

        Более подробно об установке компонентов «Конвертера интерактивных карт» можно прочесть в последнем разделе данного «Руководства».

        3. ИНТЕРФЕЙС РЕДАКТОРА

        «Редактор» содержит три закладки:

        3.1. Формирование интерактивной карты

        Интерфейс главной закладки «Редактора» состоит из четырех основных частей:

        3.1.1. РАБОЧЕЕ ПОЛЕ

        Служит для размещения элементов изображения и их редактирования.

        Особенности импортированных изображений

        В моделях можно использовать (в качестве карты-основы и для ее дополнения) как векторные, так и растровые изображения.

        Преимущество растровых изображений заключается в их большей распространенности. Такие изображения проще найти в электронном виде или изготовить самостоятельно, отсканировав "бумажную" картинку и сохранив ее в формате jpg, gif или png. Кроме того, растровые карты часто более красочны, чем векторные.

        Векторные изображения в формате swf хорошо масштабируется и поэтому выглядят одинаково аккуратно при изменении размеров окна программы.

        Наконец, импортировать можно не только файлы с изображениями, но и группы объектов из других моделей, созданных в «Редакторе». Экспорт группы объектов осуществляется командой "Сохранить выделенные объекты". Импортированные в новую модель объекты сохранят прежнее расположение и свойства.

        Размер рабочего поля

        Фактический размер рабочего поля зависит от разрешения вашего экрана и степени раскрытия окна «Редактора». Однако, для удобства работы в Конструкторе остается постоянным "виртуальный" размер рабочего поля, равный 800*600 пикселей.

        В реальной работе это означает, что импортированная карта-подложка размером 800*600 автоматически впишется в рабочее поле "под обрез", а импортированная картинка размером 400*300 будет занимать непосредственно после импорта лишь четверть рабочего поля. При этом, во-первых, их физические размеры на экране могут быть как больше, так и меньше – и будут меняться при изменении размеров окна «Редактора», а во-вторых, вы можете изменить и размеры импортированной картинки относительно рабочего поля – просто "потянув" за черные квадраты на рамке выделенной картинки.

        Изображения, размер которых больше 800*600 пикселей, вписываются в рабочее поле по-разному, в зависимости от состояния кнопок "Показывать полосу прокрутки". Если обе кнопки отжаты, импортируемое изображение автоматически уменьшится так, чтобы полностью поместиться в рабочем поле «Редактора». Если же, например, кнопка "Показывать горизонтальную полосу прокрутки" отжата (то есть горизонтальной полосы не будет), а кнопка "Показывать вертикальную полосу прокрутки" зажата, то импортируемое изображение автоматически впишется в рабочее поле так, чтобы полностью занимать его по горизонтали, но при необходимости сдвигаться по вертикали. Следует учитывать, что полоса прокрутки сама занимает в рабочем поле 20 виртуальных пикселей – так что размер рабочего поля, отводимого под объекты, при двух включенных полосах прокрутки будет составлять 780*580 пикселей.

        Примечание:
        Выделенный объект можно перемещать мышью или стрелками с клавиатуры (для точного позиционирования). Перемещение ровно на 10 пикселей легко осуществить, зажав клавишу Shift и однократно нажав на соответствующую стрелку.


        3.1.2. ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ

        Содержит кнопки инструментов и команд, необходимых для создания и редактирования объектов модели.


        3.1.3. ПАНЕЛЬ НАСТРОЕК ОБЪЕКТОВ

        Список всех объектов модели

        Прокручиваемый список содержит все объекты модели – как импортированные, так и созданные в «Редакторе».

        В списке можно увидеть

        • Свойства объекта в «Редакторе»: видим ли объект, можно ли его перемещать;
        • Имя объекта;
        • Положение объекта относительно других объектов (выше-ниже);
        • Статус объекта (" изображение " – синий шрифт / " эталон ответа " – красный шрифт);
        • Выделенный объект, который в настоящий момент можно редактировать кнопками-командами или настройки которого можно менять (желтая строка);
        • Сгруппированные объекты (голубые строки).
        • Изменить свойства объекта в «Редакторе»: временно сделать невидимым (выключить значок "глаз" – например, чтобы увидеть объект, расположенный ниже данного), запретить перемещение (включить значок "замок" – например, для карты-подложки). Обратите внимание: эти настройки определяют свойства объекта только в «Редакторе», не в модели. Настройки объекта в модели описаны ниже;
        • Изменить имя выделенного объекта (начните редактирование двойным щелчком и впишите любое имя вместо задаваемого автоматически);
        • Выбрать нужный объект для редактирования (выделите строку или несколько строк (с зажатой клавишей Shift));
        • Переместить объект выше или ниже относительно других объектов (перетаскивайте мышью).

        Настройки статуса и поведения объекта в модели

        Объект типа ИЗОБРАЖЕНИЕ можно будет увидеть в модели-задании и даже отредактировать – если это разрешит автор. Изображение может обладать следующими настройками:

        Объекты-изображения могут создаваться с разными целями:

        1. В презентационных целях – например, учитель во время объяснения материала сможет "подсветить" какой-нибудь из объектов.
        2. Временно скрытые ("выключенные") объекты могут служить подсказкой ученику во время выполнения задания.
        3. Учитель может создать объект, во всем аналогичный эталонному объекту-заданию, кроме, например, цвета – и предложить ученику покрасить этот готовый объект-изображение так, чтобы воспроизвести эталонный.

        Объект типа ЭТАЛОН ОТВЕТА не будет показан ученику в задании, он послужит образцом, который должен правильно воспроизвести ученик. Эталон – это правильный ответ на вопрос задания (или один из вопросов, если их несколько в одном задании).

        Поскольку при выполнении задания обычно нет необходимости заставлять ученика абсолютно точно воспроизводить местоположение эталонных объектов, вводится понятие "Допустимая погрешность". Допустимая погрешность – это область, постановка объекта в которую будет восприниматься механизмом проверки как правильное построение.

        Задать в «Редакторе» границу допустимой погрешности можно двумя способами:

          Задать расстояние (в пикселях), на которое можно отклониться от положения эталона.

        • Для символа зона допустимой погрешности – окружность заданного радиуса с центром в центре символа.
        • Для незамкнутой ломаной требуется выполнение двух условий:
          • линия-ответ нигде не выходит за пределы зоны погрешности линии-эталона;
          • крайние точки линии-ответа находятся в пределах погрешности крайних точек линии-эталона.
          • линия-ответ нигде не выходит за пределы зоны погрешности линии-эталона;
          • линия-ответ замкнута;
          • линия-ответ охватывает внутренность области-эталона.

          Зона погрешности визуально отображается на рабочем поле в виде розовой области вокруг эталонного объекта. Двигая ползунок, регулирующий величину зоны погрешности, можно наглядно видеть, как увеличивается или уменьшается допустимая погрешность.

          • Для объекта типа "стрелка" при задании допустимой погрешности вторым способом нужно указать две области – отдельно для начала и конца стрелки.
          • В качестве области погрешности могут быть выбраны не только объекты, обладающие понятными границами (замкнутые ломаные, прямоугольники, эллипсы), но также символы и линии – размеры которых определяются не их видимым изображением, а величиной их "зоны погрешности" первого типа, заданной по умолчанию (15 пикселей от центра/линии), даже если эти объекты остаются просто изображениями.

          Помимо местоположения и формы, можно проверять и другие параметры построенного объекта.

          • Тип;
          • Цвет (без учета степени прозрачности).
          • Цвет границы (без учета степени прозрачности);
          • Цвет заливки (без учета степени прозрачности).
          • Тип (размер);
          • Величину/закраску секторов.
          • Содержание (с учетом регистра или без учета);
            Чтобы назначить для эталонного текстового поля несколько вариантов заполнения, которые будут считаться правильными, – пишите каждое из них на новой строке (т.е. разделяйте нажатием Enter).
          • Цвет шрифта (без учета степени прозрачности);
          • Размер шрифта;
          • Начертание шрифта.
          • Содержание (с учетом регистра или без учета);
          • Цвет шрифта (без учета степени прозрачности).

          Примечание:
          Особенность использования в качестве эталонного объекта импортированного изображения: правильным ответом (то есть объектом, который программа признает соответствующим эталону), может служить только дубликат изображения-эталона (используйте кнопку "Создать дубликат" на панели инструментов), попавший в зону погрешности объекта-эталона.

          Кроме того, разным эталонным объектам (то есть по сути проверяемым частям задания) можно присваивать различный "вес" при формировании итоговой оценки за задание. Если, например, в задании требуется, во-первых, расставить 5 объектов на нужные места, и, во-вторых, нарисовать границу, вы можете добиться того, чтобы рисование границы (один эталонный объект) оценивалось столь же высоко, как и расстановка всех пяти других объектов. Для этого в настройках эталона границы нужно выставить "Вес в общей оценке" равный "×5".

          3.1.4. ПОЛЕ ТЕКСТОВОГО КОММЕНТАРИЯ

          Переключившись с настроек объектов ("Объекты") на поле "Текст" можно написать текст задания или произвольный комментарий. В модели этот текст будет показан также с правой стороны от рабочего поля.

          Текст можно оформлять разным размером, стилем и цветом шрифта.


          3.2. Настройки задания

          В соответствии со спецификацией SCORM RTE, оценка за выполнение задания исчисляется в процентах и автоматически передается в систему управления учебным процессом.

          Блок "Оценивание" позволяет задать алгоритм оценки действий ученика, выполняющего задание. Так, "строгое" и "жесткое" оценивание вынуждают ученика не только воспроизвести эталонные объекты, но и не ставить лишних объектов. Это позволит "наказывать" за попытки "обмануть" задание путем постановки, например, не одного символа в требуемом месте, а заведомо избыточного числа символов – в расчете на то, что один из них случайно "попадет куда надо".

          4. ИНТЕРФЕЙС ПЛЕЕРА

          Интерфейс «Плеера» состоит из четырех частей:

          1. Рабочее поле

          Служит для размещения элементов изображения и их редактирования.

          2. Панель инструментов

          Содержит только те инструменты, которые автор считает необходимыми для работы с заданием.

          3. Текст задания

          Справа от рабочего поля отображается комментарий к заданию, составленный автором модели. Комментарий может перекликаться с текстовыми блоками на рабочем поле.

          4. Панель управления

          Выпадающее меню "Показать скрытые" позволяет регулировать видимость или невидимость объектов, определенных в «Редакторе» как "Изображение" с опцией "Можно включать".

          Справа расположено нередактируемое текстовое поле, в котором можно увидеть текст задания или произвольный комментарий, составленный автором задания.

          Кнопка "Сбросить" позволяет очистить Рабочее поле от всех действий, выполненных в «Плеере» и вернуться к первоначальному виду задания.

          Кнопка "Подтвердить ответ" запускает механизм проверки ответа пользователя.

          Кнопки "Подсказка" и "Правильные" появляются не всегда. Условия, при которых становится возможным использование подсказок, определяются при создании модели (например, разрешить смотреть подсказку только после первой неверной попытки ответа).

          Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

          Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

          Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

          Использование

          Конструктора интерактивных карт с проверяемыми заданиями

          для контроля знаний географической номенклатуры

          Введение новых образовательных стандартов основного общего образования неизбежно ведет каждого учителя к необходимости пересмотреть систему обучения и оценки знаний, умений и навыков. ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы, в том числе к таким метапредметным умениям как формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

          Повсеместная информатизация дает возможность учащимся значительно расширить свои познания в различных сферах и приобрести опыт работы с компьютером. Многие из них уже готовы и способны использовать компьютер в нетрадиционных целях. И, кроме того, оценка знаний именно в такой форме является для них более привлекательной. Любое обучение, связанное с компьютерными технологиями, попадает на благоприятную почву.

          География – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природно-социально-экономические процессы. Умение оперировать географической номенклатурой составляет неотъемлемую часть школьного географического образования и необходимо для формирования ключевых компетенций.
          География без номенклатуры – это не география. Но любой учитель знает, что при заучивании номенклатуры возникают особые сложности. Учащимся трудно запомнить достаточно большое число географических названий, а учителю трудно проверить, как усвоили школьники номенклатуру. Индивидуальный устный опрос на уроке у карты занимает много времени, делая неэффективной работу остальных учащихся класса. Проведение зачетов во внеурочное время перегружает и рабочий день учителя, и учащихся.

          Цель: разработать новый способ проверки знаний географической номенклатуры

          Задачи:

          - Проанализировать способы проверки номенклатуры;

          - Изучить компьютерную программу MapKit ;

          - Составить модели для проверки географической номенклатуры;

          - Апробировать новый способ проверки знаний номенклатуры.

          Роль географической номенклатуры

          Одной из частей обязательного минимума содержания курса географии является географическая номенклатура. Географическая номенклатура – язык географии. Географические названия – это, конечно, не суть географической науки, однако, подобно тому, как невозможно освоить иностранный язык без знания лексики, так бессмысленно изучать географию, не представляя себе расположение и название тех или иных географических объектов. Знание географической номенклатуры - дополнительный инструмент в изучении содержания географии. Ученый-географ Н. Н. Баранский четко определил суть карты в географии: «Карта - это альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования».

          Географическая номенклатура представляет собой список необходимых для изучения учащимися географических объектов. Ее изучение заключается в запоминании названий, местоположения и взаимного расположения данных объектов. Школьникам необходимо знать, что в процессе изучения карты и работы с ней решаются три основные задачи: научиться понимать карту, читать карту и знать карту.

          · Понимать карту – это значит усвоить основные ее свойства, виды карт, условные обозначения, приемы использования.

          · Читать карту – уметь по сочетанию условных знаков выявить размещение и взаимосвязи явлений природы и человеческой деятельности. Умение это может быть приобретено только в результате многочисленных упражнений.

          · Знать карту – это значит четко представлять по памяти взаимное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, изучаемых в курсах географии. Знание карты достигается в процессе изучения географической номенклатуры.

          Глубокие и прочные знания по географии должны опираться на детальное знание карты (географической номенклатуры). Учащиеся должны овладеть определенным минимумом знаний географической номенклатуры. Проверка этого знания требует кропотливой работы учителя, на которой отводится мало времени.

          Способы проверки номенклатуры

          Для достижения поставленной передо мной цели я проанализировала существующие способы проверки знаний географических объектов. Результаты представлены в таблице:

          Способы проверки географической номенклатуры

          Их недостатки

          Требуется много времени и охватить весь класс проблематично

          Работа в контурных картах

          Индивидуальные контурные карты обычно заполняются в процессе проведения практических работ. Для проверки номенклатуры требуется размножить контурные карты, что требует больших материальных затрат и затрат времени на проверку

          Не проверяют умение учащихся ориентироваться по карте, знание непосредственного местоположения объектов, занимают много времени на проверку

          Таким образом, мы видим, что большинство способов требует больших временных и материальных затрат.

          Большую помощь учителю в процессе контроля полученных знаний может оказать применение компьютерной программы MapKit _1-4 . Тестовые задания позволяют в сравнительно короткое время проверить качество и уровень усвоенного материала. Подобная проверка достаточно объективна, экономна по времени, обеспечивает индивидуальный подход.

          На сайте Цифровых образовательных ресурсов school - collection . edu . ru в разделе Инструменты – Инструменты учебной деятельности можно скачать в свободном доступе Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями MapKit _1-4 . К программе прилагаются подробные инструкции по разработке моделей.

          Описание программы

          Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями - современный творческий инструмент, который позволяет учителю создавать насыщенные интерактивными объектами карты и задания самостоятельно, без помощи программистов и специалистов в области компьютерной графики.

          Конструктор предназначен для создания интернет- и SCORM -совместимых моделей на картографической основе, использующих следующие типы интерактивности:

          · Предназначена для объяснения материала на занятии. Основана на добавлении к картографической подложке произвольного количества дополнительных объектов, с которыми на уроке можно будет совершать манипуляции в презентационных целях: Включать/выключать показ объектов в нужный момент времени.

          · Подсвечивать объект для концентрации внимания учащихся.

          · Перемещать, модифицировать, перекрашивать объекты.

          · Дополнять карту-схему объектами непосредственно во время занятия.

          Аналогично заданиям, выполняемым на контурных картах. Основано на добавлении к картографической подложке объектов, параметры которых (местоположение, форму, цвет и другие) должен будет воспроизвести учащийся, выполняющий задание. Проверка правильности выполнения задания осуществляется программой автоматически. Проверяемые объекты могут быть следующих типов:

          · Ломаные – как разомкнутые, так и замкнутые (области).

          Для лучшего понимания специфики программы, укажем, что Конструктор не является ни геоинформационной системой (ГИС), ни редактором для создания сложных карт – для этих целей существуют специализированные программы, лишенные, однако, возможностей по созданию интерактивных проверяемых заданий.

          Методические рекомендации разработчикам моделей

          · Базовые знания ПК.

          · Умение оформлять графические материалы на уровне слайдов MS PowerPoint .

          · Умение пользоваться цифровыми ресурсами Интернет и хранилищами цифровых ресурсов для поиска необходимых изображений.

          · Умение пользоваться сканером для оцифровки бумажных материалов.

          · Желателен опыт работы с цифровыми образовательными ресурсами, знание специфики тестовых заданий и систем управления учебным процессом.

          · Сложность составляемого вами задания должна соответствовать возрасту и уровню подготовки учеников – как в части содержания, так и в части предоставленного в задании интерфейса.

          · Внимательно проверяйте соответствие словесной формулировки созданного вами задания и его реального смысла. Постарайтесь избегать недостаточно понятных или двусмысленных формулировок.

          · Выдерживайте единый стандарт обозначений и терминов. Используемые вами термины, относящиеся к интерфейсу задания, должны в точности соответствовать терминам программной среды (показываемых, например, во всплывающих подсказках).

          · Внимательно следите за тем, чтобы ученику были предоставлены все необходимые инструменты для выполнения задания. Для этого обязательно предварительно выполните готовое задание самостоятельно.

          Используемая литература:

          1. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012.

          2. Рабочие программы по географии. 6-7 классы. / Авт.-сост.: Н.В. Болотникова. – М.: Издательство «Глобус», 2010.

          3. География. Материки и океаны: в 2 ч. учебник для 7 класса обще­образовательных организаций / Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016.

          4. Географический атлас «География. Материки и океаны» 7 класс / авт.- сост. С.В.Банников, Е.М.Домогацких. – М.: ООО Русское слово – учебник», 2016.

          5. Географический атлас-справочник Волгоградской области / Под ред. В. А. Брылёва. – М.: Планета, 2012.

          Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

          Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

          Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

          Управление образования администрации МР «Усть-Вымский»

          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

          «Средняя общеобразовательная школа» пст. Студенец

          Конструктора интерактивных карт с проверяемыми заданиями

          для контроля знаний географической номенклатуры

          Анчикова А.В., Анчиков С.Е.,

          МБОУ «СОШ» пст. Студенец

          пст. Студенец, 2013

          Введение

          Введение новых образовательных стандартов основного общего образования неизбежно ведет каждого учителя к необходимости пересмотреть систему обучения и оценки знаний, умений и навыков. ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы, в том числе к таким метапредметным умениям как формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

          Повсеместная информатизация дает возможность учащимся значительно расширить свои познания в различных сферах и приобрести опыт работы с компьютером. Многие из них уже готовы и способны использовать компьютер в нетрадиционных целях. И, кроме того, оценка знаний именно в такой форме является для них более привлекательной. Любое обучение, связанное с компьютерными технологиями, попадает на благоприятную почву.

          География – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природно-социально-экономические процессы. Умение оперировать географической номенклатурой составляет неотъемлемую часть школьного географического образования и необходимо для формирования ключевых компетенций.
          География без номенклатуры – это не география. Но любой учитель знает, что при заучивании номенклатуры возникают особые сложности. Учащимся трудно запомнить достаточно большое число географических названий, а учителю трудно проверить, как усвоили школьники номенклатуру. Индивидуальный устный опрос на уроке у карты занимает много времени, делая неэффективной работу остальных учащихся класса. Проведение зачетов во внеурочное время перегружает и рабочий день учителя, и учащихся.

          Цель : разработать новый способ проверки знаний географической номенклатуры

          Задачи :

          - Проанализировать способы проверки номенклатуры;

          - Изучить компьютерную программу MapKit ;

          - Составить модели для проверки географической номенклатуры;

          - Апробировать новый способ проверки знаний номенклатуры.

          Роль географической номенклатуры

          Одной из частей обязательного минимума содержания курса географии является географическая номенклатура. Географическая номенклатура – язык географии. Географические названия – это, конечно, не суть географической науки, однако, подобно тому, как невозможно освоить иностранный язык без знания лексики, так бессмысленно изучать географию, не представляя себе расположение и название тех или иных географических объектов. Знание географической номенклатуры - дополнительный инструмент в изучении содержания географии. Ученый-географ Н. Н. Баранский четко определил суть карты в географии: "Карта - это альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования".

          Географическая номенклатура представляет собой список необходимых для изучения учащимися географических объектов. Ее изучение заключается в запоминании названий, местоположения и взаимного расположения данных объектов. Школьникам необходимо знать, что в процессе изучения карты и работы с ней решаются три основные задачи: научиться понимать карту, читать карту и знать карту.

          - Понимать карту – это значит усвоить основные ее свойства, виды карт, условные обозначения, приемы использования.

          - Читать карту – уметь по сочетанию условных знаков выявить размещение и взаимосвязи явлений природы и человеческой деятельности. Умение это может быть приобретено только в результате многочисленных упражнений.

          - Знать карту – это значит четко представлять по памяти взаимное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, изучаемых в курсах географии. Знание карты достигается в процессе изучения географической номенклатуры.

          Глубокие и прочные знания по географии должны опираться на детальное знание карты (географической номенклатуры). Учащиеся должны овладеть определенным минимумом знаний географической номенклатуры. Проверка этого знания требует кропотливой работы учителя, на которой отводится мало времени.

          Способы проверки номенклатуры

          Для достижения поставленной перед нами цели мы проанализировали существующие способы проверки знаний географических объектов. Результаты представлены в таблице:

          Способы проверки географической номенклатуры

          Их недостатки

          требуется много времени и охватить весь класс проблематично

          Работа в контурных картах

          Индивидуальные контурные карты обычно заполняются в процессе проведения практических работ. Для проверки номенклатуры требуется размножить контурные карты, что требует больших материальных затрат и затрат времени на проверку

          Географические диктанты

          Не проверяют умение учащихся ориентироваться по карте, знание непосредственного местоположения объектов, занимают много времени на проверку

          Тесты

          Контурные карты со специально разработанной системой условных знаков

          Материальные затраты на бумагу, краску для принтера, занимают много времени на проверку

          Таким образом, мы видим, что большинство способов требует больших временных и материальных затрат.

          Большую помощь учителю в процессе контроля полученных знаний может оказать применение компьютерной программы MapKit _1-4 . Тестовые задания позволяют в сравнительно короткое время проверить качество и уровень усвоенного материала. Подобная проверка достаточно объективна, экономна по времени, обеспечивает индивидуальный подход.

          На сайте Цифровых образовательных ресурсов school - collection . edu . ru в разделе Инструменты – Инструменты учебной деятельности можно скачать в свободном доступе Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями MapKit _1-4 . К программе прилагаются подробные инструкции по разработке моделей.

          Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями – современный творческий инструмент, который позволяет учителю-методисту создавать насыщенные интерактивными объектами карты и задания самостоятельно, без помощи программистов и специалистов в области компьютерной графики.

          Интерактивные модели, созданные при помощи Конструктора, могут быть использованы для сопровождения занятий по географии, истории, а также тех предметов в области естествознания и обществознания, в которых предполагается работа с картами.

          Конструктор предназначен для создания интернет- и SCORM -совместимых моделей на картографической основе, использующих следующие типы интерактивности:

          Презентационная схема

          · Предназначена для объяснения материала на занятии. Основана на добавлении к картографической подложке произвольного количества дополнительных объектов, с которыми на уроке можно будет совершать манипуляции в презентационных целях: Включать/выключать показ объектов в нужный момент времени

          · Подсвечивать объект для концентрации внимания учащихся

          · Перемещать, модифицировать, перекрашивать объекты

          · Дополнять карту-схему объектами непосредственно во время занятия.

          Проверяемое задание

          Аналогично заданиям, выполняемым на контурных картах. Основано на добавлении к картографической подложке объектов, параметры которых (местоположение, форму, цвет и другие) должен будет воспроизвести учащийся, выполняющий задание. Проверка правильности выполнения задания осуществляется программой автоматически. Проверяемые объекты могут быть следующих типов:

          · Ломаные – как разомкнутые, так и замкнутые (области)

          Для лучшего понимания специфики программы, укажем, что Конструктор не является ни геоинформационной системой (ГИС), ни редактором для создания сложных карт – для этих целей существуют специализированные программы, лишенные, однако, возможностей по созданию интерактивных проверяемых заданий.

          Требования к уровню подготовки разработчика

          · Базовые знания ПК.

          · Умение оформлять графические материалы на уровне слайдов MS PowerPoint .

          · Умение пользоваться цифровыми ресурсами Интернет и хранилищами цифровых ресурсов для поиска необходимых изображений.

          · Умение пользоваться сканером для оцифровки бумажных материалов.

          · Желателен опыт работы с цифровыми образовательными ресурсами, знание специфики тестовых заданий и систем управления учебным процессом.

          Разработка моделей

          · Сложность составляемого вами задания должна соответствовать возрасту и уровню подготовки учеников – как в части содержания, так и в части предоставленного в задании интерфейса.

          · Внимательно проверяйте соответствие словесной формулировки созданного вами задания и его реального смысла. Постарайтесь избегать недостаточно понятных или двусмысленных формулировок.

          · Выдерживайте единый стандарт обозначений и терминов. Используемые вами термины, относящиеся к интерфейсу задания, должны в точности соответствовать терминам программной среды (показываемых, например, во всплывающих подсказках).

          · Внимательно следите за тем, чтобы ученику были предоставлены все необходимые инструменты для выполнения задания. Для этого обязательно предварительно выполните готовое задание самостоятельно.

          · В то же время, полезно скрыть необязательные инструменты, чтобы упростить интерфейс задания – если только наличие таких инструментов не оправдано методическими соображениями (например, стимулировать ученика к неоцениваемому улучшению общего дизайна карты).

          В зависимости от уровня подготовки учащихся и их индивидуальных особенностей можно использовать два варианта заданий:

          - 1 вариант (упрощенный) – Расставьте условные знаки географических объектов на карте (рис.1);


          - 2 вариант – Подпишите выделенные объекты (важно – верно вписать название, не важно – с заглавной или строчной буквы) (рис.2)


          Для использования разработанных нами готовых моделей требуется, чтобы на вашем компьютере были установлены:

          · Браузер Internet Explorer – необходим и достаточен для запуска Редактора и достаточен для показа готовых моделей. Любой другой браузер достаточен только для показа моделей.

          · Бесплатный flash -плагин версии не ниже 8 к браузеру.

          Flash -плагин входит в состав любого современного браузера, но его версия может быть устаревшей. Если ваш компьютер подключен к сети Интернет, в большинстве случаев обновление плагина происходит автоматически.


          Рисунок 3

          Заключение

          Разработанные модели прошли апробацию. О положительном эффекте применения данной формы проверки номенклатуры косвенно может говорить высокое качество знаний по географии ( Приложение 2 ). Также для определения эффективности применения моделей проведено небольшое исследование. Учащимся 7 класса было предложено сдать зачет по Африке в двух формах:

          1) традиционно (с помощью контурных карт с набором условных знаков ( Приложение 3 ); 2) с помощью программы MapKit _1-4 . Перед сдачей зачета по Австралии среди учащихся было проведено анкетирование, цель которого – выявить, какой способ проверки номенклатуры для них более приемлем. В результате выявлено: в традиционной форме сдать зачет готовы 22 %, в форме компьютерного тестирования – 78%. Обосновывая свой выбор, ребята писали, что на компьютере работать интереснее (72%), легче (43%), «могу не торопиться» (29%).

          Таким образом, можно сделать следующие выводы: использование компьютера для проверки номенклатуры вызывает интерес у учащихся, снимает нагрузку с учителя, сводит к минимуму материальные затраты (не нужно использовать бумажные носители). Раньше мы использовали распечатанные контурные карты с нанесенными значками и номерами географических объектов (Приложение 3). Это занимало много времени как для разработки заданий, так и для их проверки. На протяжении последних трех лет пользуемся программой MapKit _1-4. С использованием данной программы исчезла необходимость проверять выполненное задание, т.к. результат выдает компьютер. Разработанные нами модели могут применяться учителями географии, имеющими базовые знания ПК, компьютер в классе или доступ в компьютерный класс.

          Используемая литература:

          1. География. 7 кл.: атлас. – М.: Дрофа; ДиК, 2011 – 56 с.

          2. Географический атлас Республики Коми. – М.: Дрофа; ДиК, 1997. – 32 с.

          3. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. География. 6-8 кл. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

          4. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования.

          Интернет - ресурсы :

          Читайте также: