Конструктор из нашего детства

Обновлено: 18.04.2024

Конструкторы были одной из моих любимых игрушек. Думаю, что и у многих других детей 80-х и 90-х тоже, ведь новые игрушки покупали не часто, у родителей голова болела о том, как семью накормить. Конструктор позволял каждый раз собрать что-то новое, за что и полюбился мне.

Советский конструктор "Юность"

Первый конструктор, о котором я хочу рассказать, был у каждого второго ребенка в 80-х и 90-х годах. В комплект входили прямые балки с отверстиями, оси, шкивы, диски, колеса крепежные элементы винты с гайками, отвертка, ключ.

Комплектация могла быть различной, большие наборы позволяли собрать действительно классные вещи.

Используя подобные конструкторы можно было смастерить подъемный кран, тележку, мельницу, тачку и многое другое.

Конструктор достался мне от сестры, в нем не хватало крепежа, но кран с лебедкой мне собрать удалось. Кстати купить подобный конструктор можно и сейчас.

Конструктор "Юный архитектор"

Юный архитектор - это более редкий конструктор, мне его подарила бабушка.

Состоял он из элементов, которые позволяли построить панельный дом. В комплект входили глухие стены и окна, двери, лоджии, перекрытия, балки, прозрачные витрины. На стенах, окнах и перекрестиях были штыри. Для сборки дома нужно было установить штыри в отверстия на балках, служивших соединительными элементами.

Лего - конструктор, появившийся на полках магазинов в 90-х годах, стал моим любимым развлечением в детстве.

Первый набор мне подарили на день рожденья, и по-началу я его не оценил, собрал космический корабль и положил его на полку. Но потом понял, что из него можно собрать не только то, что задумано производителем, но и многое другое.

Чтобы собирать машины мне не хватало колес и я попросил купить родителей какой-нибудь конструктор - машину. Так у меня появилось два набора, по-началу смешивать их категорически запрещалось, но потом он забылся, ведь собирать что-то из двух наборов гораздо интереснее.

Выпросить конструктор можно было только на какой-нибудь большой праздник ,ведь стоил он дорого, а родители зачастую думали о том, как прожить месяц на те зарплаты, которые им заплатили.

Позже у меня появился еще более крутой конструктор серии Техник, но это уже другая история.

P.S Конструкторы были моими любимыми игрушками в детве, а сейчас я работаю инженером-конструктором, вот так они повлияли на мою жизнь.

Их давали нам, чтобы не мешали старшим чтобы котелок и мелкая моторика шли рука об руку. Но фишка конструкторов не только в этом.


Для начала, что называть конструктором? Например, пирамидки, паззлы, сортеры (когда детальке надо найти формочку), матрешки — это не конструкторы. Они называются «дидактическими игрушками» и учат работать по шаблону. Это, конечно, полезно и важно, но как тренировка. Поэтому иногда так хочется дать по рукам подтолкнуть ребенка, чтобы «закончили упражнение».

Настоящие конструкторы задумывались такими, чтобы человек работал в своем темпе и не до конца следовал шаблону.

Например

Первый массовый металлический конструктор «Меккано» (Англия) исходно вообще не содержал определенных схем.


«Меккано» — это тот самый «металлический конструктор» из детства. Просто в СССР он был известен под общим именем «Конструктор». И креативный подход в нем был — помните альбомы с самоделками, которые можно было собирать из комплектов таких вот деталей?

Давайте посмотрим, как мог повлиять на вас такой набор. Для тех, кто рос уже в эпоху Lego — тоже будет много интересного.


Говорят британские ученые и педагоги

Исследования, доказывающие практическую пользу конструкторов для человека (скажем, влияние на развитие моторики), проводились много где начиная с 1970-х. Чаще всего в них применялись блочные пластмассовые конструкторы по типу «Лего». Мы отобрали несколько интересных, а иногда просто забавных фактов из них.


1. Интерес к конструкторам влияет на способности к математике

Связаны ли развитие пространственного мышления, которое происходит с помощью конструкторов, и развитие способностей к математике и STEM вообще? То, что увлечение конструкторами в дошкольном возрасте влияет на дальнейшие успехи в математике, смогли показать сразу несколько специалистов.

А) В 1982 году группа исследователей наблюдала за четырехлетними детьми и тем, как и во что они играют. В 1998 году ученые взяли и проанализировали школьные ведомости тех детей. Оказалось, что с возраста 11-12 лет наблюдалась прямая корреляция между тем, как ребенок успевал по математике, и его детским интересом к конструкторам.

Результаты этой работы были опубликованы в 2001 году — их можно найти по запросу: «Block play performance among preschoolers as a predictor of later school achievement in mathematics».

Б) Джулия Буллард из университета Западной Монтаны пришла к аналогичным выводам. Своими исследованиями она занимается с 1989-го, фокусируясь на воспитании детей до 8 лет.

Вопросу развития математических способностей через игры и конструкторы она посвятила целую главу в своей научно-популярной книге «Creating Environments for Learning: Birth to Age Eight».

В) Если брать малый возраст, есть интересное исследование про связь между умением собирать конструктор и умением оперировать с числами у детей 3-4 лет. Если коротко, чем лучше ребенок управляется со сборкой, тем лучше знает счет.


На скрине результирующая таблица из исследования. Полностью исследование на 12 страниц доступно в онлайне, как невычитанная копия (uncorrected proof — могут быть пропущены запятые, например).

Г) Похожее исследование проводилось в более старшем возрасте. Ученые наблюдали за группой шестиклашек (это 10-11 лет) в голландской школе. И нашли связь между тем, сколько времени дети играли в конструкторы и способностью решать математические задачки.


2. Помимо моторики и математических способностей, конструктор развивает:

А) Логику и самостоятельность при решении задач, способность находить разные пути.

Б) Речь и навыки социализации — конструкторы используют даже при лечении речевых нарушений и аутизма: дети в процессе объясняют, что делают, отвечают на вопросы, начинают чаще использовать прилагательные. О том, как конструкторы работают с обычными детьми — в пункте 3 (“А что в России?”).

В) И наше любимое — интерес к технике и творчеству. Об этом мы тоже еще поговорим.


3. А что в России?

О пользе строительных игр, в которых можно что-то конструировать, писала еще Крупская, жена Ленина (Н.К. Крупская, “О дошкольном воспитании”). Её, естественно, много цитировали.

А если серьезно, чтобы получить актуальный и полезный список книг о влиянии конструкторов на развитие ребенка, сегодня достаточно зайти в любой нормальный детский садик (для интересующихся, список в первом комментарии).

Штука в том, что с 2010 года есть целая рекомендованная программа «Конструирование и ручной труд в детском саду». И по ней в садиках делают свои исследования. В феврале 2016-го, например, закончился эксперимент в одном из садиков в Ямало-Ненецком округе. У них очень структурированное исследование. Почитайте как-нибудь (ссылка в первом комментарии), а мы пока расскажем результат.

Исходно педагоги выявили в группе большой процент детей с низким уровнем социально-коммуникативного развития (41%) и «недостаточным уровнем сформированности конструктивных умений» (45%).


Так было. Показатель “социально-коммуникативные навыки” замерялся по 10 параметрам (далее для группы “низкий” будет оцениваться снижение параметра, для остальных — его рост).

Педагоги предложили детям 13 коротких занятий с простым пластмассовым конструктором — помогали собрать робота, ракету или домик, причем часть времени дошкольники работали самостоятельно. По итогам, показатели улучшились в среднем на 12%. Т.е. почти на 1 пункт лучше за каждые полчаса игры.


Всего лишь возня с конструктором, Карл!


4. Ученые говорят сами за себя

А вот пример из серии: «Совпадение?! Не думаю!» В 1880-х немцы стали выпускать «каменный», из смеси кварца и мела, конструктор. Он был как “Лего”, только реалистичней: из блоков нужно было собирать копии зданий, но в то же время — и делать что-то свое. В детстве такой конструктор был у Альберта Эйнштейна, Макса Борна и Роберта Оппенгеймера.


«Конструктор как у Эйнштейна» назывался Anker-Steinbaukasten. Оригинальное производство прекратилось в 1963 году, но торговая марка используется до сих пор.


То есть, конструкторы делают из нас «я у мамы инженера»?

А) Индийские психологи считают, что да:


Подчеркнуто красным: «Увлечен конструкторами и читает инженерные журналы — технарь!» — Спасибо, кэп! (скрин из книги General Psycology, 2003)

Б) Советский педагог Макаренко считал аналогично: «Игра в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет». Звучит логично, но…

В) На самом деле, мы не знаем. И ради интереса провели мини-исследование у себя. Опросили где-то треть сотрудников. Половина — разработчики и системные администраторы (20 человек), половина — управленцы, маркетинг, дизайнеры, юристы и бухгалтерия (20 человек).


Задавали четыре вопроса. Два в анкете были обязательными. Выше ответы на первый обязательный вопрос.

А вот ответы на второй обязательный вопрос:


Перейдем к разбивке “технари” и “не технари”.

В «технической» группе 16 человек в детстве часто играли с конструктором. Десять уверены, что на выбор профессии это повлияло («начал с конструкторов, потом стал собирать компьютеры, сайты и т.д.»), трое — что точно нет. Остальные не определились.

В «нетехнической» группе конструкторы в детстве любили почти так же — 15 человек. Пятеро видят связь «начал с конструкторов, стал собирать компьютеры, сайты и т.д.» — это дизайнеры и менеджеры проектов. Семеро не видят связи между выбором профессии и детскими увлечениями.

Г) Интересно, а вы чувствуете связь между тем, во что играли в детстве, и кем стали? Расскажите, пожалуйста — мини-опрос в конце поста.

Что делать, когда вы выросли

Конструкторы полезны для детей. Иногда это даже сказывается на их будущем. А что делать, если вы испытываете недостаток в конструировании после 18? Мы собрали несколько советов, проверенных собой, временем и Гиктаймсом.

Играть с детьми. Это беспалевный способ попробовать кучу конструкторов. Кстати, говорят, что конструирование — это хорошая профилактика болезни Альцгеймера.

Завести хобби. Инженер Apple Эндрю Кэрол сделал рабочую копию «Антикитерского механизма», воспользовавшись все тем же Lego.


И не скажешь же, что потратил время зря.

Сделать бизнес. Это отличный вариант конструктора с непредсказуемым результатом.
Можно даже сделать свой конструктор — и продавать его.

Если останетесь в нише малого бизнеса, мы придумали конструктор сайтов для вас.

Конструировать сайты. Вариант хорош тем, что с нынешним уровнем развития технологий подходит многим — знать тот же HTML больше не обязательно.

Завести Ардуино. Этот метод описывается на Гиктаймсе в среднем раз в сутки.

Ностальгировать. Когда мы делали опрос внутри компании, люди вспоминали, как хранили и передавали по наследству детские конструкторы, мастерили из палок и веревок и… как “любая вещь после разборки превращалась в конструктор”.

Привет, Хабр! В этом посте мы попытались собрать игрушки, которые, как нам кажется, оказали влияние на развитие творческих, инженерных и технических навыков поколения людей, рожденных в прошлом веке, к которому относимся и мы. Конечно, список далеко не полный, и каждый сможет добавить хотя бы несколько вещей из своего детства, которые определили для него выбор будущей профессии.


Желающих окунуться в приятные воспоминания приглашаем перейти под кат.

Электронные конструкторы

США
Впервые выпущенный Science Fair в 1955 электронный конструктор 100 в 1 позволял детям создавать усилители, радиоприемники, осветительные приборы и многое другое без родительского присмотра и паяльников.


СССР
Электронный конструктор «Экон-01» выпускал с начала 1982 года Ленинградский опытный завод при НИИ «Электростандарт». Конструктор предназначен для технического творчества детей школьного возраста и представляет собой комплект изделий позволяющий без применения пайки, инструмента и монтажных проводов производить сборку простых действующих электронных устройств. С помощью конструктора можно собрать различные электронные устройства по 30 приведенным в инструкции схемам и рисункам.


Игрушки, которые быстро учили технике безопасности

Продаваемый с 1964 года, Creepy Crawlers Thing-Maker представлял из себя набор, включающий металлические формы с оттиском в виде насекомых и прочих гадов. Эти формы заполнялись цветным веществом, называемым Plastigoop, и помещались в открытую печь при температуре в 200 градусов. В итоге получались каучуковые реплики похожие на настоящих насекомых. Creepy Crawlers являлся одной из самых опасных и одновременно великолепных игрушек того времени. Производство было прекращено по причине проблем с техникой безопасности.

СССР
Одним из популярных увлечений советских времен было создание картин выжигателем на дереве. Этот досуг мог позволить себе каждый. Как правило, азам выжигания учили еще в школе на уроках труда или в специальных кружках. Температура нагревательного элемента зависит от диаметра проволоки. Самая тонкая проволока нагревается до 200 градусов, а самая толстая (резьба по кости) до 1000 градусов. Стандарт для дерева — 250-300 градусов. Советские приборы для выжигания, например, «Узор -1», «Вязь», «Досуг» имели очень простую конструкцию, но сегодня они выглядят небезопасными. И, тем не менее, их доверяли детям. С помощью советских выжигателей было создано немало произведений народного творчества.


Планшетные компьютеры нашего детства

США
Впервые представленный в 1986, Etch-A-Sketch Animator был далек от анимационных приложений для iPad, которыми пользуются дети сегодня, но эта игрушка была цифровой и уже имела матрицу с точками, несколько килобайт памяти и динамики, которые играли перетасованный статический звук при повороте регуляторов или проигрывании анимации.

Родоначальника игры придумал Андре Кассань в середине XX века (он её назвал фр. L'Ecran Magique, Волшебный экран). Волшебный экран представляет собой герметичную коробку, закрытую сверху стеклом. Внутри коробки находится алюминиевый порошок и металлический курсор на двух осях, острой частью прижимающийся к стеклу. Управление курсором осуществляется через две рукоятки, двигающие курсор по вертикали и горизонтали. При движении курсора по экрану, засыпанному прилипшим алюминиевым порошком, изображение появляется в форме тёмных линий на серебристом фоне. «Сброс» игры осуществляется встряхиванием (или переворачиванием) экрана, после чего алюминиевый порошок полностью закрывает предыдущее изображение.

Впоследствии права на игру были проданы компании Ohio Art, которая назвала её Etch-A-Sketch. В 1960 игра была запущена в массовое производство. Особая популярность у игры была в США. Под названием «Волшебный экран» в СССР игра появилась в 1970-х годах. Производство осуществлялось без лицензирования у правообладателя.


Инженерный полёт

США
Конструкторы существуют уже более 100 лет, по имеющимся данным, первый был выпущен в 1913 году. Все эти годы малолетние инженеры комбинируют небольшие элементы конструктора, иногда создавая крутые машины, автомобили и крошечные краны.


СССР
Самым популярным в Союзе был металлический конструктор, развивающий не только мелкую моторику при закручивании многочисленных мелких гаек, но и инженерное мышление. Технический потенциал конструктора позволял, соединив несколько комплектов, собрать дивную машинку, кран или вертолёт.



Советский конструктор оказался на 100% совместимым с немецким «Construction», что позволяло значительно увеличить число возможных механизмов, добавив шестерёнки.




Не менее интересным был вариант конструктора «Полет», дающий «полёту фантазии» возможность материализоваться почти во что угодно.

Игрушки для юных физиков и химиков

США
Впервые появившийся на рынке в 1950-ых годах, Rock tumbler пережил революцию безопасности в индустрии детских игрушек. Он по-прежнему находится в продаже сегодня. Вращающаяся камера смачивает и полирует грубые камни до состояния гладкой блестящей гальки.



СССР
Наборы для юных химиков, конечно, продавались не только в СССР. Подобные «игрушки» можно купить и в наши дни во многих магазинах. Одним из первых таких наборов в СССР был создан латышским учёным и содержал нагревательный прибор, пробирки, пару реактивов, лакмусовые бумажки, кислоту, магний и реторту. Это позволяло провести немало опытов и даже устроить небольшой взрыв.


Программируемые игрушки

СССР
Луноход «Электроника» представлял собой вездеход на батарейках, управлявшийся не по радио или по проводам, а программируемый с помощью встроенного пульта.

В одном из блогов мы нашли немного информации о его функциональности:

Луноход умел ездить вперед, назад, поворачивать на заданный угол, мигать лампочкой со звуком «пиу-пиу» и запускать крутящийся снаряд в виде диска. Всего в память помещалось 16 действий. Игрушка была дорогой и редкой, в неё играли толпой и устраивали всяческие соревнования по программированию роботов. Проводились соревнования трех видов: прохождение из точки А в точку Б за наименьшее время, то же самое но с самой короткой программой (памяти много не бывает, экономь байты!), и преодоление полосы препятствий. В последнем случае победителем объявлялся тот, чей луноход проходил по ней наибольшее расстояние. Была версия без фар, поворотников и запускаемой вертушки (вместо неё был отсек для батарейки «Крона»), но зато с наличием переднего датчика «парктроника». Если луноход упирался мордой в препятствие, то программа останавливалась, не напрягая электромоторчики.


Электронные игры: начало

США
До появления Game Boy компанией Nintendo в 1980 году была выпущена легендарная серия Game&Watch. Многие из игр серии уже тогда содержали кнопки «А» и «В», соответствующие уровням сложности игры.

СССР
Карманные игры серии «Электроника» — линейка советских портативных игровых устройств с жидкокристаллическим экраном, выпускавшихся разными производителями под общей торговой маркой «Электроника» с 1984 года. Часть игр этого семейства являлись копиями, аналогами и вариациями электронных игрушек Game & Watch серии «Wide Screen», выпущенных компанией Nintendo (EGG, Octopus, Mickey Mouse, Chef и другие).


Волк ловит яйца – была самой популярной. Про подобные игры ходили легенды о существовании некого мультика, который вам покажут после 1000 набранных очков. Слух о несуществующей(?) «ачивке» был сильным мотиватором и заставлял юных игроков пытаться набрать необходимое количество очков снова и снова. Повторить подобное с избалованными игроками в наше время удастся далеко не всем.

Производство советских игрушек периода примерно 30-60-х гг. было поставлено на очень серьезную, основательную основу, и дело было не только в качестве используемых материалов. В первую очередь игрушки должны были преследовать не развлекательную, а глубокую педагогическую, а иногда (в основном, это касалось игрушек 20-40-х гг.) и пропагандистскую цель.

Виды советских конструкторов

Основная задача игрушек для детей всех возрастов - это развитие различных навыков: самостоятельности, творческого мышления, кругозора и т.д. Детские конструкторы советских времен относились к категории технических игрушек и занимали первое место по своему педагогическому значению, т.к. по мнению специалистов того времени, способствовали " получению политехнического образования ребенка " - цитата из педагогической брошюры 50-х гг.

Все конструкторы советского времени условно подразделялись на три большие группы: модели (сборно-разборные) ; тематические и схематические . Ну а дальше уже шла разбивка по виду материала - деревянные, пластмассовые, металлические; по возрасту ребенка: для дошкольников, младшего, среднего и старшего школьного возраста; и "внутривидовые" различия, о которых поговорим чуть ниже.

Специфические особенности продажи конструкторов

Интересен тот факт, что внутренние инструкции магазинов игрушек предписывали продавцам следовать следующим правилам: не разрешалось демонстрировать покупателям просто коробку с конструктором или альбом-инструкцию к нему. Продавец был обязан иметь в своем отделе одну или несколько собранных моделей из каждого конструктора, чтобы наглядно продемонстрировать возможности этой игрушки. Причем, продавец должен был уметь самостоятельно разбирать и собирать каждую из таких демонстрационных моделей.

Чуть менее строгое правило гласило, что желательно иметь в торговом зале табличку с краткими характеристиками каждого из имеющихся в продаже конструкторов: название, количество деталей, перечень основных моделей, которые можно собрать и прочая полезная для покупателя информация. Помимо этого рекомендовалось иметь в продаже и отдельные, не входящие в наборы, запасные детали к конструкторам, которыми покупатели могли бы заменить то, что было утеряно ребенком.

Соблюдались эти правила редко, а то и вовсе продавцы их откровенно игнорировали, но тем не менее, сама попытка наладить качественное обслуживание покупателя выглядела неплохо. Но вернемся к конструкторам.

Сборно-разборные модели

Детали, которые входили в эту разновидность конструкторов, нельзя назвать универсальными: они имели конкретную продуманную форму и четко определенное место в собираемой игрушке. Эти конструкторы не просто так назывались сборно-разборными: в отличие от близких им по тематике сборных моделей, где детали соединялись, например, с помощью клея, собранная игрушка могла собираться и разбираться многократно.

Так, например, к дошкольному типу таких конструкторов относился " Автоконструктор ": в него входили готовые кузова и шасси, ребенку оставалось только соединить одно с другим и дополнить некоторыми мелкими деталями. Кстати, под тем же названием выходил конструктор для детей более старшего возраста, там детали дополнялись пружинным механизмом и в итоге получалась самая настоящая заводная машинка.

В настоящее время практически все предметы нашего повседневного обихода (уже даже вплоть до легковых автомобилей) делаются из пресловутого пластика, за очень короткое время превратившего нашу "бедную планету" в огромную мусорную свалку.

Если с появлением полиэтиленовых мешочков в СССР их использовали бережно, многократно выстирывая, а в 90-е школьники годами ходили в школу с одним пакетом, до тех пор пока в нем не появлялись дыры, то сегодня мы ежедневно, не задумываясь, выкидываем в мусор десятки, а то и сотни видов пластика вместе с нынешней едой, которая уже и сама превратилась в пластмассу.

Тоже и с детскими игрушками . Зайди вы сегодня в детский магазин, вы обнаружите на полках тонны бесполезных китайских игрушек, изготовленных из кислотно-яркого вонючего пластика.

Кем станут наши дети играя в эти игрушки?

Другое дело легендарный советский железный конструктор , состоящий из небольших металлических пластин, множества одинаковых болтиков и колесиков. Помните?

Из одного такого набора можно было собрать все что вашей душе угодно. Конечный результат мог зависеть только лишь от вашей безграничной фантазии.

Если большинство современных пестрых пластиковых конструкторов уже заточены под определенную композицию, которую при всем желании проблематично превратить во что-то другое, то железный советский набор был способен на все.

К конструктору чаще всего прилагалась инструкция, следуя которой можно было собрать определенную модель, однако, совершенная одинаковость болтиков и отверстий в деталях позволяла нарушить ход действий , а то и давала возможность объединить несколько разных наборов в один.

Помимо развития моторики советский конструктор формировал в подрастающем поколении страсть к технике . Особо талантливые дети умудрялись приспосабливать к деталям небольшие моторчики, создавая машинки на радиоуправлении и всевозможных роботов.

На первый взгляд такая неказистая игрушка, как железный конструктор у какого-нибудь иностранца, с раннего детства видевшего тысячи разных игрушек, может вызвать смех, но возможно именно этот конструктор и стал той причиной, по которой наша страна всегда была наполнена талантливыми людьми, а российская смекалка до сих пор не знает равной на всей территории земного шара .

Читайте также: