Конструктор из нута и зубочисток

Обновлено: 04.05.2024

Автор: Волкова Татьяна Львовна
Гороховый конструктор является очень подходящим материалом для целей математического воспитания, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.

Именно конструирование, наполненное математическим содержанием, является основой математического воспитания школьников. Часто на вопрос, что такое математика, люди отвечают: «это умение считать», «умение логически мыслить». Это, несомненно, так, но далеко не исчерпывает её сути. В ходе занятий с использованием горохового конструктора можно показать, что математика – это умение думать и рассуждать, перебирать варианты, искать различные решения, доказывать, что других решений нет. Дети могут учиться соизмерять, познавать геометрические фигуры, плоские и объемные, понимать взаимосвязь чисел и геометрических фигур, что позволяет развить так называемое чувство числа.

Автор: Волкова Татьяна Львовна

Выступление Волковой Т.Л.

МБОУ Менделеевская СОШ, учитель начальных классов

Моделирование из нута.

Гороховый конструктор или занимательная математика.

Гороховый конструктор является очень подходящим материалом для целей математического воспитания, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.

Именно конструирование, наполненное математическим содержанием, является основой математического воспитания школьников. Часто на вопрос, что такое математика, люди отвечают: «это умение считать», «умение логически мыслить». Это, несомненно, так, но далеко не исчерпывает её сути. В ходе занятий с использованием горохового конструктора можно показать, что математика – это умение думать и рассуждать, перебирать варианты, искать различные решения, доказывать, что других решений нет. Дети могут учиться соизмерять, познавать геометрические фигуры, плоские и объемные, понимать взаимосвязь чисел и геометрических фигур, что позволяет развить так называемое чувство числа.

Свободное конструирование и конструирование с условием.

Для горо хового конструктора нужен горох– нут, зубочистки. Гороха должно быть много. Ажурные конструкции строятся очень легко и быстро. Достаточно показать ребёнку принцип конструирования и его будет невозможно оторвать от этого занятия.

Строить можно самые разные пространственные модели, нанизывая горошины на острые края зубочисток. Замки, дома и дороги - справятся даже малыши.

Но до того как приступить к работе, необходимо рассказать детям о безопасности при работе с горохом и зубочистками (не раскидывать, не колоть друг друга зубочистками, не размахивать руками, работать аккуратно, чтобы не уколоться, не брать горох в рот и т.п.)

Так же рекомендую во время работы с конструктором использовать пословицы и поговорки о труде, терпении, лени, т.к. конструирование, тем более такое, требует внимания, терпения, усидчивости. Соответственно происходит обогащение словаря, развитие речи. (Дерево узнают по плодам, а человека - по делам. Терпенье и труд всё перетрут. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Для кого труд - радость, для того жизнь - счастье. Не разгрызёшь ореха, не съешь и ядра)

После того, как конструктор собран и пространственная гороховая модель готова, ее можно будет переместить на почетное для нее место. Такой гороховый конструктор ценен для детей своей экологичностью , что очень важно. Горох даёт ребенку исключительно приятные тактильные ощущения при создании поделок. От занятий с таким конструктором, из влажного живого гороха, у детей останутся только приятные впечатления.

Когда дети освоились с понятием основных плоских и объемных геометрическим фигур, то можно им ставить задачи с условием. Например, собрать фигуру, в которой есть два куба и одна четырехугольная пирамида, фигуру, в которой есть один куб и две четырехугольных пирамиды, фигуру, в которой есть две четырехугольные пирамиды и восемь треугольных, фигуру, в которой есть четыре треугольника, квадрат и три треугольника (решение может быть как в плоскости, так и в пространстве). Из гороха и зубочисток можно собирать числа, буквы, слова. И, наконец, можно просто строить дома, замки, дворцы, двигатели, машины, лабиринты…

Образность и развитие мелкой моторики.

Части фигур: вершины, стороны, грани, приобретают конкретный вид: горох – вершины, зубочистки - стороны. Одно дело показать треугольник или нарисовать его, а другое – сделать треугольник самому!

Плоские геометрические фигуры и числа. Развитие умения соизмерять отношения между углами и сторонами. Три – это треугольник (нужно три горошины, и три зубочистки), четыре – это четырехугольник. А как превратить три в четыре, треугольник в квадрат? Надо добавить одну горошину и одну зубочистку. А наоборот? Возникают ассоциативные связи между понятием числа и образом – геометрической фигурой.

Можно делать плоские фигуры и из большего количества зубочисток и горошин. Чтобы аккуратно собрать многоугольник, нужно разложить все детали в форме будущего многоугольника, а потом только скреплять их.

Равные и неравные фигуры. Например, сделаем два-три пятиугольника (шестиугольника). У них пять углов, пять вершин, пять сторон (шесть). Спросить у детей: - Можно ли сказать, что они одинаковые? А как это узнать? (с помощью наложения друг на друга)

Развитие комбинаторных навыков, умения отличать, что фигуры разные. Развитие понимания, что в математике необходимо уметь доказывать.

Можно собирать многоугольники не только правильные, но совсем необычные. Тот же четырехугольник, или пятиугольник может напоминать что-то звездчатое, или зигзагообразное. Ставим задачу собрать как можно большее количество разных пятиугольников или шестиугольников. Можно попросить, чтобы ребенок доказал, что фигуры разные. Обсудить, что такое доказательство и зачем оно нужно.

Фигуры бывают правильные и неправильные. Правильные фигуры те, которые имеют равные стороны и равные углы. Чтобы убедиться, что фигура правильная, можно её повращать и увидеть, что со всех сторон она будет одинакова, похожая на одну и то же.

Идея составления целого из повторяющихся частей. Можно показать, что в природе многие вещи устроены по такому принципу.

К треугольнику подстраиваем еще треугольник. Замечаем, что одна зубочистка будет общей. Потом, на другом занятии, можно вернуться к этой задаче в обратной форме: сделать два треугольника из 5 зубочисток и 5 горошин. Можно сделать сеть из треугольников или квадратов и увидеть, что в ней спрятались, большие треугольники (или большие квадраты и прямоугольники). Сеть образуется всё новым добавлением треугольников. Так как треугольники правильные, то из четырех правильных получится новый правильный треугольник с двумя зубочистками по стороне. Можно еще увеличить количество зубочисток по стороне. Из 6 треугольников можно сложить правильный шестиугольник.

Найдем и посчитаем, сколько спряталось в сети треугольников (или квадратов). А сколько понадобилось горошин, сколько зубочисток?

Счет. Развитие исследовательских навыков.

Каждый раз при составлении фигуры можно подсчитывать количество горошин и зубочисток. Учитель может спрашивать, сколько надо зубочисток для треугольника (квадрата и пр.), и после его ответа выдавать именно то количество, которое он попросил. Важно не исправлять ответ, если будет названо неправильное число: в процессе построения ребенок сам поймет, что ему не хватает деталей. Так развивается умение исследовать. Сам понял! Сам открыл!

Объемные фигуры, или многогранники.

У детей вызывает особое восхищение «переход в пространство». На основе треугольника можно собрать и пирамидку, и призму (крышу дома). Задача для пирамидки: к своему треугольнику добавь 3 зубочистки и 1 горошину. Какую фигуру можно из этого собрать? Получившаяся треугольная пирамида называется тетраэдром, потому что у нее четыре грани-треугольника (с греческого, «тетра» – четыре, « эдр » - грань).

Из квадратика можно вырастить куб или четырехугольную пирамиду. В случае пирамиды можно обсудить, что фигуру сделали другую, но тоже называется пирамида. Найти отличительное свойство всех пирамид. А почему она четырехугольная, а та – треугольная (вторая «стоит, строится» на квадрате, а первая – на треугольнике)? А можно сделать пятиугольную пирамиду?

Сколько ушло зубочисток на куб? Сколько горошин? Сколько он имеет граней – квадратов? Эти вопросы можно задавать про каждый многогранник.

Можно наращивать многогранники, строя симметричные «кристаллы»: на гранях полученных многогранниках как на основаниях строить пирамиды, кубики. Обсудить, как долго это можно делать? Можно ли дальше производить эти действия? На рисунке ниже приведен пример, когда на каждой грани тетраэдра «вырос» еще один тетраэдр.

Математика и окружающий мир.

Во время занятий акцентировать внимание детей, что они занимаются самой настоящей математикой.

Важно обсуждать взаимосвязь математики с окружающим миром. Показывать разные фотографии, картинки, отражающие законы математики, проявленные в окружающем мире. Это могут быть, например, соты, снежинки, листья папоротника, кр исталлы минералов.

Все озвученные идеи задач можно использовать, развивая и придумывая свои вариации, на протяжении целого последовательного цикла занятий, ориентируясь на принцип «от простого к сложному ». Гороховый конструктор доступен и дошкольникам.

В процессе конструирования важно задавать детям вопросы о том, что они создали, как это применяется, кем и где.

Когда дети освоят возможности конструктора, они смогут придумывать свои фигуры.

Таким образом, моделирование из нута позволяет не только познакомить

ребят с геометрическими фигурами, с предметами окружающего мира, но и развивает воображение, пространственное мышление, логику, мелкую моторику, глазомер.

660075, Красноярск ул. Маерчака 31А,пом. 15. каб. 48
119049, Москва 1-й Добрынинский переулок, 6

Удостоверение


© 2016-2022 сетевое издание "Солнечный свет", 0+

PB261820

Идею горохового конструктора придумали больше 100 лет назад,
он описан ещё в материалах про игры Фребеля,
но мы эту мастерскую проводим часто и с удовольствием,
и давно заметили, что чем больше народу играет в горох, тем интереснее постройки.
Люди перенимают друг у друга идеи и инженерные решения,
и это прекрасно!
Если дать детям задание - построить из горохового конструктора квадрат и куб, то некоторые дети зависают и боятся что-то сделать не так.
Но домик они обычно могут построить без всяких подсказок!
А для строительства из этого конструктора нужно всего навсего горох нут (или зелёный посевной горох), замоченный на ночь в холодной воде,
и несколько тысяч зубочисток.


строят все, большие и маленькие

PB261821


зелёный горох прочнее,
и я его . специально привожу из Германии!

PB261815


папы обычно увлекаются и строят вместе с детьми

PB262110


отличная общая стройка!

PB262095


к концу игротеки столы с горохом выглядят так

PB262103


самолёты, лодки, арки.

PB262106


роботы, ракеты

PB262113


дома и дворцы

PB262109


высокие небоскрёбы

PB262121

Кружится половодье, злится, мосты смывает

В каждом лесу свой запах. Майский лес в подмосковье пахнет ландышами и черёмухой, крапивой и молодой зеленью. Примулы-барашки заливают всю…

Слёт туристят. 25-ый весенний слёт - даже в голове не укладывается

Когда-то, 24 года назад, когда моему сыну было 2 месяца (и никакие слёты ему были не нужны, разумеется), мне втемяшилось в голову, что я хочу…

Видео-лекции про игры и занятия с детьми

Мы тут собрали в кучу ссылки на видео-записи семинаров и лекций разных лет - про то, как играть с детьми в математику, про то, как учить детей…

Гороховый конструктор

Коллеги, хочу показать вам гороховый конструктор!

Идея не нова, но я работаю с таким конструктором недавно.

Этот конструктор пришелся по душе и мне, и моим воспитанникам.


В процессе работы с таким конструктором развиваем :

Что же нужно для гороховой стройки?

1. Горох

Горох нужен особый, для такой работы подойдет нут.

Нут иначе называют - турецкий горох, бараний горох, горох шиш, пузырник, нахат, хумус — растение семейства Бобовые.

Нут крупнее обычного гороха и работать с ним одно удовольствие!


Есть, конечно, минус в таком конструкторе, поделка живет недолго. Горох высыхает и конструкция разваливается. Но, если поделку не трогать руками, то она какое-то время порадует создателей.

Об этом последствии лучше сразу рассказать детям.


Мы с ребятами строили и объемные фигуры, и железные дороги, и лесенки, и инопланетные корабли.

Детям очень нравится "сочинять" гороховые конструкции.

Такая работа увлечет и детей, и взрослых!


Мягкий конструктор Г. В. Урадовских для составления фоновых композиций.

Мягкий конструктор Г. В. Урадовских для составления фоновых композиций. В этом году я прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и Факультета.

Мы любим играть с конструктором.

Мы любим играть с конструктором. У нас в группе накопилось много конструктора: что - то покупали на деньги, выделенные на игрушки, что - то приносили родители и дети, и.

Наблюдая за игровой деятельностью детей я убедилась, что одной из самых любимых является конструирование. Даже самые активные «непоседы» в процессе конструктивной деятельности становятся терпеливыми и усидчивыми. Изобилие деревянных, пластмассовых, железных и др. конструкторов поражает воображение, но не каждый родитель может себе позволить часто приобретать их, следовательно ребенок постепенно теряет интерес к тому, что имеется у него и хочет и что то новое. Работая со старшим дошкольным возрастом я решила поискать на просторах интернета новые, доступные виды конструкторов, которые не требуют больших затрат и смогут разнообразить свободную игровую деятельность воспитанников. Меня заинтересовал конструктор из нута и зубочисток, я стала искать информацию о нем. И как оказалось крылатое выражение «Новое – это хорошо забытое старое» как нельзя точно подходит к этому случаю. Оказывается более 150 лет назад Фридрих Вильгельм Август Фрёбель, немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, применил в своей методике воспитания конструирование. Он предложил, наряду с другими видами материалов, использовать горох и тонкие палочки для создания плоских и объёмных фигур. Вначале я попробовала сделать конструктор из обыкновенного гороха, но он, размокнув, стал разделяться пополам. Оказалось нужно использовать растение под названием НУТ, это горох, но «турецкий». Чтобы подготовить конструктор мне понадобилось время, необходимое для того, чтобы нут размок. Я замочила на 7 часов в холодной воде (на 500 граммов гороха потребуется около 1 литра воды).Следует заметить, что он хорошо разбухает и увеличивается в объеме. Как только горошины разбухли и увеличились в размере, но при этом не распадаются на половины, конструктор готов! Выкладываем горошины на поднос или тарелку, которые должны быть влажными, чтобы не пересыхать! Я на тарелку сначала положила влажную салфетку, а на нее горох. Дальше берем упаковку деревянных зубочисток (чем прочнее зубочистки и острее у них концы, тем удобнее конструировать). Конструктор для детей из гороха замечателен тем, что зубочистку можно вставлять в горошину под разным углом (а не только под прямым углом, что дает возможность сделать самые невообразимые сложные конструкции. Вот и всё! Детали детского конструктора готовы. Перед тем, как начать конструировать, я показала заранее приготовленные мной фигуры, но дети превзошли все мои ожидания, их поделки были разнообразными и интересными.

В том что конструирование из гороха развивает математические представления доказывает то, что много ребят сделали объемные геометрические фигуры, такие как пирамида, тетраэдр и октаэдр, конечно же не зная названия этих фигур. Они просто использовали умение думать и рассуждать, перебирать варианты, искать различные решения, доказывать, что других решений нет. В процессе дети учатся соизмерять, познавать геометрические фигуры, плоские и объемные, понимать взаимосвязь чисел и геометрических фигур, что позволяет развить так называемое чувство числа.

Еще в 1982 году группа ученых наблюдала за четырехлетними детьми, в частности, они изучали, во что и как дети играют. В 1998 году ученые проанализировали школьные ведомости этих детей. Оказалось, что с возраста 11-12 лет наблюдалась прямая взаимосвязь между тем, как ребенок успевал по математике, и его детским интересом к конструкторам.

Очевидно, что интерес к конструкторам развивает и интерес к счету — ведь на определенном этапе малышу все-таки придется сосчитать количество деталей и понять, как далеко или близко присоединить следующий элемент.

«Новогодний бал у царя Гороха». Фотоотчёт о празднике

«Новогодний бал у царя Гороха». Фотоотчёт о празднике Новогодние утренники в детских садах – важнейшая часть встречи Нового года. Они представляют собой не только развлечение, но еще и позволяют.

Фотоотчёт о посадке гороха и наблюдении за его ростом

Фотоотчёт о посадке гороха и наблюдении за его ростом Наш огород. Горох. Создавать в конце февраля-начале марта так называемый "Огород на подоконнике" стало традицией. В числе прочих овощей.

Исследовательский проект «Молоко полезно детям» Проект исследовательско-творческий, рассчитан сроком на 1 месяц. Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, воспитатели, родители,.

Прогулка с внуками «Путешествие в царство Гороха»

Прогулка с внуками «Путешествие в царство Гороха» До царства "Гороха" идти далеко. С внуками добраться туда не легко. На велосипедах намного быстрей, Дружненько садимся на железных коней.

Рисование по клеточкам — увлекательно и полезно

Рисование по клеточкам — увлекательно и полезно Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малышей пространственного воображения,.

Сценарий праздника для детей старшей группы «Новогодний бал у царя Гороха»

Сценарий праздника для детей старшей группы «Новогодний бал у царя Гороха» Цель: создать для детей атмосферу волшебства, таинственности, загадочности; Программное содержание: Обучающие задачи: • продолжать формировать.

Зимняя прогулка — это полезно и интересно!

Зимняя прогулка — это полезно и интересно! Что может быть радостнее и полезнее в зимнее время года для наших дошколят! Конечно это зимняя прогулка! Как здорово, что есть зима! Природа.

Конструирование это одно из самых полезных занятий для детей. Редко можно встретить ребенка, которому были бы неинтересны конструкторы.

Пользу любого детского конструктора трудно переоценить. Ведь при сборке конструктора задействовано всё: восприятие форм и цвета, осязание, пространственное мышление.

Конструирование хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук ребенка, которая очень тесно связана с развитием речи и мышления. Соединяя части в единое целое, ребенок учится логически мыслить, осваивает трехмерное пространство, знакомится со многими возможными приёмами и комбинациями.

Конструктор помогает развиваться не только физически, но и творчески. Ведь каждый раз ребенок создает что-то новое. Притом создавать сам конструктор своими руками можно из самых неожиданных вещей и предметов.

Развивающий конструктор из зубочисток

Такая простая и доступная вещь, как обычные деревянные зубочистки, прекрасно подходят для детского творчества. Мы нашли новое для нас увлечение.

Притом, конструктор получится очень необычный.

Понадобится немного деревянных зубочисток и. горох. Конструктор из гороха - один из первых детских развивающих конструкторов, созданный Фридрихом Фребелем.

Принцип конструктора - соединения отдельных деталей (палочек) в целые конструкции при помощи узлов соединения (горошин или пластилина).

Для того чтобы ребенок смог вставлять зубочистки в горошины, горох нужно замочить в горячей воде на несколько часов, чтобы он немного размягчился. Достаточно того, чтобы зубочистка входила в горох на 3-4 мм, поэтому периодически проверяйте горошины на мягкость, вставляя их под разным углом. Когда горох станет достаточно мягким, выложите его на мокрое полотенце (чтобы он не высыхал) и начинайте конструировать. Конструирование с помощью обычного гороха

Развивающий конструктор из зубочисток

Гороха должно быть много! Ажурные конструкции строятся очень легко и быстро. Достаточно показать ребёнку принцип конструирования и его будет невозможно оторвать от этого занятия.

Строить можно самые разные пространственные модели, нанизывая горошины на острые края зубочисток.

Замки, дома и дороги - справятся даже малыши.

После того, как конструктор собран и пространственная гороховая модель готова, оставьте ее сохнуть. Высыхая, горох намертво зажимает зубочистки, модель становится крепкой и ее можно будет переместить на почетное для нее место.

Такой гороховый конструктор ценен для детей своей

экологичностью, что очень важно.

Горох даёт ребенку исключительно приятные тактильные ощущения при создании поделок.

От занятий с таким конструктором из влажного живого гороха у детей останутся только приятные впечатления. Если под рукой гороха нет, его вполне можно заменить другими материалами.

Конструктор из мармелада - тоже имеет право на существование. Чтобы хоть как-то замедлить мгновенное поедание детьми мармелада, из него тоже можно сделать развивающий конструктор.

Покажите ребёнку способ создания геометрических и архитектурных форм при помощи зубочисток и мармелада, основанный на принципе магнитного конструктора. И сделайте похожие конструкции.

Мармелад и попкорн - на благо ребенка!

Можно создавать просто хаотичные геометрические конструкции, а можно делать формы, похожие на всемирно известные сооружения - Египетские пирамиды, Эйфелеву башню.

Вместо мармелада для конструктора можно использовать попкорн или пластилин.

Однако это не единственный способ создания конструктора для детей своими руками.

Кроме изучения и составления геометрических фигур покажите ребенку, как можно собрать букву или цифру.

Из коктейльных трубочек можно много чего еще придумать. Конструктор - это только один вариант из многих.

Смысл любого конструктора - знакомство ребенка с азами геометрии, развитие мелкой моторики рук ребенка, развитие сенсорики, фантазии и творческих способностей. И чем больше вы придумаете для своего ребенка вариантов для конструирования, тем лучше и быстрее он освоится и познает окружающий его мир.



Конструктор из фетра

Конструктор из фетра Обучая детей мы не должны забывать своеобразие дошкольного возраста, где основным видом деятельности является игра, как самый близкий.

Конструктор из ткани

Конструктор из ткани Предлагаю Вашему вниманию конструктор из ткани. Взяла старые джинсы,разрезала на полоски разной длины и кружочки,прострочила на машинке.

Опыт-эксперимент мастер-класса из зубочисток «Звездочка»

Опыт-эксперимент мастер-класса из зубочисток «Звездочка» Опыт- эксперимент мастер- класса из зубочисток "Звездочка" Эксперименты с детьми в домашних условиях помогают развивать мышление, логику,.

Развивающий «Чудо-коврик»

Развивающий «Чудо-коврик» Детский сад - целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский.

Развивающий коврик

Развивающий коврик Важную роль в процессе развития и становления личности малыша играет развивающий коврик. Чем больше ребёнок играет, тем он быстрее развивается.

Развивающий коврик

Развивающий коврик Давно хотелось сшить для своей внучки развивающий коврик. Знаю, что они сейчас пользуются большой популярностью у малышей. Ребёнок знакомится.

Развивающий коврик «Лето»

Развивающий коврик «Лето» Развивающий коврик «Лето» для развития мелкой моторики рук, закрепления пространственных и количественных понятий, для игровой деятельности.

Читайте также: