Конструктор из счетных палочек

Обновлено: 07.05.2024

А вы знали, что при помощи счётных палочек можно не только учиться считать? Такие абстрактные обучающие средства – отличный инструмент для развития мышления детей. Вовлечь дошкольника в работу с палочками несложно. Заинтересуйте его игрой. Предложите своему чаду упражнения по заготовленным схемам или поиграйте с ним в логические игры.

Содержание

Счётные палочки хорошее подспорье в изучении цветов и геометрических фигур, конструировании и решении логических загадок. Они помогают изучить понятия «короткий-длинный», «высокий-низкий», «большой-маленький». Помимо мелкой моторики палочки развивают такие важные качества, как самостоятельность, усидчивость, воображение, сосредоточенность и способность к планированию.

Упражнения с ребятами в возрасте 5-7 лет предполагают, что дошкольник владеет базовыми навыками и умениями в области математики, он способен сравнивать и выделять. Если ваш ребёнок готов к новым познаниям, то не отказывайте ему в этом. Впоследствии такие занятия окажут плодотворное влияние на его учебную деятельность, подготовят руку к письму. Мы подготовили для вас десятки интересных игр, которые способны увлечь в загадочный мир математики.

Занятия для детей со счетными палочками

Игры с выкладыванием из счётных палочек изображений и геометрических фигур

Построение предметов и фигур из палочек – начало конструкторской деятельности ребёнка. В игре он учится планировать, закрепляет знания порядкового и количественного счёта, а также отлично тренирует память и воображение.

Прежде чем предложить ребёнку сложные логические загадки, потренируйтесь на более простых упражнениях. И только тогда, когда он достигнет успеха на одном этапе, переходите к другому. Все занятия условно разделим на несколько групп.

Выложи по образцу

На первый взгляд, несложная игра. Однако для ребёнка в возрасте 5-7 лет – это серьёзный мыслительный процесс, который задействует пространственное мышление и смекалку.

Перед дошкольником – карточки с рисунками. Чтобы не нагружать будущего первоклашку, можно выкладывать их по одной. Начните, на ваш взгляд, с простых изображений, постепенно переходя к более сложным картинкам.

Как только один предмет будет построен, обсудите с ребёнком, как и что у него получилось. Например, какие геометрические фигуры встречаются на рисунке, какие из них большие, а какие маленькие, сколько палочек потребовалось, чтобы сделать снежинку или одуванчик.

В этом возрасте можно познакомиться с понятием «угол». Покажите его на примере и простыми словами объясните, что это такое. Например, место, где встретились две палочки.

Конструирование из счетных палочек

Игра со счётными палочками занимает большое место в развитии мелкой моторики у детей, что положительно влияет на кору головного мозга и развитие речи. Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим улучшение артикуляционной моторики, а также подготовку кисти руки к письму. Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то речевое развитие детей находится в пределах нормы.

Задания и упражнения со счётными палочками позволят детям развить мелкую моторику, закрепить знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, овладеть навыками композиции сюжетного рисунка.

Занятия с счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для этого предлагаются следующие задания: сосчитать палочки, из которых сделана фигура; если фигура составлена из палочек разного цвета, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек.

Цель:

Познакомить детей с тем, как можно поиграть со счётными палочками.

Задачи:

Развивать у детей конструктивные навыки, координацию движений, мелкую моторику пальцев, творческое воображение, фантазию. Закрепить названия геометрических фигур и их отличительные признаки.

Дети научатся выкладывать из счётных палочек различные изображения.











Дидактические игры для дошкольников «Фигурки из палочек»

Дидактические игры для дошкольников «Фигурки из палочек» «Фигурки из палочек» Цель игры: развитие у детей мелкой моторики пальцев, закрепление навыков счёта; развивать конструктивные навыки, координацию.

Игры с применением палочек Кюизенера Игры по палочкам Кюизенера. "Расскажи о длине палочек" Цель: Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине,располагать их.

Интегрированное занятие «Путешествие в прошлое счетных устройств» (подготовительная группа) Цель: познакомить с историей счетных устройств, с процессором их преобразования человеком;расширятьпредставления о предметахоблегчающих.

Использование счетных палочек для развития мелкой моторики рук и подготовки детей к обучению грамоте и письму Использование счетных палочек для развития мелкой моторики рук и подготовки детей к обучению грамоте и письму. Учитель - логопед МАОУ д/с.

Конспект занятия по ФЭМП «Поиск сказочного ларца. Совершенствование счетных навыков» Конспект образовательной области «ФЭМП» на тему: «Поиск сказочного ларца» Цель: закрепление ориентировки в пространстве с помощью игр..

Конспект занятия с детьми раннего возраста «Постройка дома» из счётных палочек (конструирование) Интеграция с другими образовательными областями: 1. Речевое развитие. 2. Познавательное развитие 3. Социально-коммуникативное развитие.

Мастер-класс «Кораблик из деревянных палочек»

Мастер-класс «Кораблик из деревянных палочек» Мастер класс. Кораблик своими руками. Я предлагаю вам небольшой мастер класс по изготовлению кораблика из деревянных палочек (палочки от.

Моделирование с помощью счетных палочек с детьми младшего дошкольного возраста

Моделирование с помощью счетных палочек с детьми младшего дошкольного возраста Дидактические игры с палочками способствуют развитию у детей элементарных математических представлений, творческих способностей, логического.

О пользе счетных палочек

О пользе счетных палочек Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, тренировка движений.

В статье рассматривается значимость игровой технологии палочек Кюизенера в интеллектуальном развитии дошкольников. Данная технология непосредственно формирует познавательные и творческие способности, которые осуществляется через тактильно-двигательное восприятие. Особое значение в формировании логического мышления дошкольников осуществляется через игровую деятельность, направленно организованную педагогом.

Ключевые слова: палочки Кюизенера, интеллектуальное развитие, игровая технология, дошкольники, логическое мышление, познавательная деятельность.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок, а учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что основной метод развития интеллектуальных способностей – проблемно-поисковый, а главной формой организации является игра. Существует множество разнообразных методик, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одной из эффективных методик являются «цветные палочки» «Кюизенера, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». Существует множество наборов с разным количеством счётных палочек, но у всех наборов единый принцип конструкций:

• все палочки разной длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной 1см;

• палочки одного размера, окрашены одним цветом;

• в наборе палочки 10 цветов: белые, розовые, голубые, красные, жёлтые, фиолетовые, чёрные, бордовые, синие, оранжевые;

• самую маленькую палочку белого цвета длиной в 1см можно назвать «кубик»;

• каждая следующая палочка длиннее на 1 см;

• если принять белую палочку за единицу, равную числу 1, каждая палочка по степени увеличения и длины имеет значение числа: розовая – 2, голубая – 3, красная – 4, желтая – 5, фиолетовая – 6, чёрная – 7, бардовая – 8, синяя – 9, оранжевая – 10.

Игры-занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, способность к моделированию и конструированию.

В своей работе по данному направлению используем следующие принципы:

1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. При реализации этого принципа учитывается характер детей, особенности мышления. Работу с детьми необходимо организовывать с учётом их «зоны ближайшего развития», от простого к сложному, от знакомого к незнакомому.

2. Принцип активности и осознанности. Определяется мотив обучения, учитывается уровень и характер познавательной активности детей.

3. Принцип систематичности и последовательности. Работа строится планово, с учетом задач, которые поставлены для данного возраста. При составлении перспективного планирования нужно учитывать знания, умения детей.

4. Принцип развивающего обучения. Повторение ведётся не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» детьми.

5. Принцип наглядности. Считаем, что наглядность имеет важное значение, потому что мышление ребёнка носит наглядно-образный характер. Поэтому этот принцип реализуется через создание предметно-развивающей среды, внесение в центр логики – схемы, чертежи, знаки – символы.

Работать с палочками Кюизенера мы начали с младшей группы. На начальном этапе занятий палочки Кюизенера использовали в качестве игрового материала. Дети играли с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, а по ходу игр и занятий мы знакомили дошкольников с цветом, размером и формами. Затем дети начинали работать по схемам (выкладывали палочки на изображение, сначала с воспитателем, потом самостоятельно. Выкладывали своё придуманное изображение: изобретали домики, деревья, машинки, паровозики и др.

На втором этапе палочки уже выступали как пособие для маленьких математиков. Дети учились постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий, играя с палочками, познакомились с понятиями величины, длины, ширины предметов; пространственных отношений; со свойствами геометрических фигур, пространственных представлений.

На третьем этапе происходит развитие количественных представлений. Сейчас мы с детьми учимся соотносить цвет и число и наоборот, число и цвет; знакомимся с составом числа из единиц и двух меньших чисел.

Интеграция развития интеллектуальных способностей осуществляется через все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, и встречается во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительной (рисование, лепка, аппликация, музыкальной, двигательной. В играх комплексно решаются разные группы задач (познавательные, речевые, образовательные, на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы, инициативы, самостоятельности).

Таким образом можно считать, что Палочки Кюизенера – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. На наш взгляд, это как раз и соответствует основным требованием ФГОС ДО.

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками»

Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками» «Каков ребёнок в игре, таков во многом от будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Музейная педагогика как современная педагогическая технология

Музейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Палочки Кюизенера «Цветы для мамы»

Палочки Кюизенера «Цветы для мамы» Подарила мир ты мне, яркий солнца свет, Для меня на свете лучше мамы нет. Именно весною, в марте, в день восьмой Я хочу поздравить маму.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Видеофрагмент «Математические корзинки» Воскобовича и палочки Кюизенера» Предлагаю вашему вниманию видеоматериал индивидуальной работы с детьми подготовительной группы. Дети используют сразу две игры - "Математические.

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь.

Таким образом, уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук ребёнка; если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствует развитию артикуляционной моторики, подготавливает кисть руки к письму, повышает работоспособность коры головного мозга.

Будут развиваться пальцы рук, а значит, будут развиваться речь и мышление ребенка.

Способов развития мелкой моторики множество, наша работа посвящена рассмотрению и иллюстрированию конструирования из счётных палочек. Задания со счётными палочками развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность. Помогают закрепить представления о геометрических фигурах, познакомить с понятием «симметрия».

Конструирование из счетных палочек

Занятия со счётными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Можно предложить детям следующие задания: сосчитай палочки, из которых составлена фигура. Если фигура составлена из цветных палочек, попросить сосчитать палочки каждого цвета, уголки у фигур, самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек.

Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания нужно объяснять ребёнку как называется фигура, как её сложить. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов, загадками, потешками, для зрительного и слухового восприятия.

Актуальность нашей работы состоит в том, что мы предлагаем в процессе обучения конструированию из счётных палочек использовать современные компьютерные технологии, в частности применять тематическую презентацию, выполненную в программе Microsoft Office Power Point.

Цель нашей работы показать, что использование современных компьютерных технологий способно обогатить процесс обучения, сделать его более наглядным, привлекательным. Наличие различных визуальных эффектов, которые возможно осуществить в презентации, несомненно, вызывает интерес у детей, тем самым повышает эффективность процесса обучения.

Наша работа направлена на решение следующих задач:

• развитие сенсорных способностей детей;

• развитие мелкой моторики;

• развитие зрительного восприятия;

• развитие мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза;

• тренировка внимания, воображения, памяти, мышления детей;

• развитие связной речи.

Презентация состоит из нескольких слайдов: первые носят теоретический, вводный характер. Следующие представляют собой практическую часть: непосредственно образец и пошаговое конструирование заданного изображения. Так же слайд дополняет соответствующее картинке стихотворение или загадка, с появляющейся отгадкой.

Необходимо отметить несомненный плюс работы с презентациями – это возможность корректировки скорости появления изображений, а так же возможность добавления безграничного количества слайдов, выполненных по той же схеме.

Наша презентация иллюстрирует плоскостное конструирование из счётных палочек. Иначе можно сказать, счётные палочки мы предлагаем использовать для «рисования». Дети рисуют по образцу. Сначала это простые образцы (квадрат, треугольник, грибок, в старшем возрасте более сложные (рыбка, самолет, бабочка). Из палочек можно выложить на плоскости все, что угодно. С помощью палочек можно посадить на полу разноцветные цветы, нарисовать дома, машины, угловатых кошек или собак, птиц и рыб, человечков – всё, что угодно. Чем больше палочек – тем интереснее работа. Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка.

В нашей презентации, предложенные образцы выстроены в слайдах от простого к сложному. Каждому возрасту соответствует свой уровень сложности.

Младший дошкольный возраст.

Дошкольникам этого возраста взамен счётным палочкам, можно предложить карандаши, так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Дети собирают из палочек несложные геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, изображения несложных предметов (забор, гриб, ёлочка). Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета.


Средний дошкольный возраст.

Изображения, предлагаемые детям усложняются, состоят из двух-трёх частей. Это может быть рыбка, бабочка, самолёт. Лучше выдавать цветные счётные палочки. Перед выполнением обсуждается как составить предлагаемую фигуру. Анализируются и рассматриваются фигуры детей.


Старший дошкольный возраст.

Предлагаемые фигуры усложняются, они состоят из большего количества элементов, которые дошкольники могут объединить небольшим сюжетом. Дети в состоянии выполнять самостоятельные задания. Дошкольникам старших групп можно предложить спички (со срезанной серой). Это усложняет задачу: от детей требуются четкие движения рук и пальцев. Обязательное условие анализ результатов деятельности. В этом возрасте задавать задания из определенного количества спичек, что способствует формированию навыков счёта. Выполняют дети и творческие задания (по замыслу, дающие возможность проявить свою фантазию.

Подготовка дошкольников шестилетнего возраста к письму имеет самостоятельное значение: дети уже способны пользоваться пишущим инструментом и освоить конфигурацию печатных букв. Руки становятся более ловкими, дети самостоятельными. Они способны создавать изображения, состоящие из множества деталей, проводить анализ и синтез изображений, придумывают и выкладывают различные фигуры: люди, фигуры, растения, машины.

Система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включать в упражнение можно выкладывание изученных букв, что формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера.


Счетные палочки – отличный материал для знакомства с геометрическими фигурами, ведь с их помощью можно легко и наглядно объяснить ребенку, что такое угол, сторона, чем отличаются разные фигуры друг от друга, а также это отличный материал для развития сенсорных способностей. С их помощью развивается мелкая моторика, закрепляются цвета и умение их классифицировать.

Конструирование – это тот вид деятельности, который полностью отвечает интересам детей, их возможностям и способностям. По своему характеру конструирование сходно с изодеятельностью и игрой. В нем также отражается окружающая действительность. В результате плоскостного конструирования ребенок создает образ. Продукт собственной деятельности или деятельности друзей вызывает у детей эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить поделиться впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию – обыгрыванию, в результате чего активизируется, развивается речь.

Конструирование (и в частности конструирование из счётных палочек) непосредственно направлено на развитие речи.

Конструирование способствует :

- «опредмечиванию» словаря

-развитию связной речи

- развитию познавательной активности детей;

- развитию зрительно-пространственной ориентации

- снижению нагрузки на детей.

Развитие связной речи детей будет осуществляться через обучение составлению рассказа – описания в процессе конструирования.

Конструирование является одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки: получает представление о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнает название цветов и пр.

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Нужно помнить, что игра со счётными палочками – это не только увлекательное занятие, которое способствует развитию мышления, пространственной ориентировки, но и возможность доставить детям удовольствие, вызвать у них положительные эмоции!

Прикреплённые файлы:

Дидактическая игра-шнуровка «Закатаем компот»

Дидактическая игра-шнуровка «Закатаем компот» МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» Выполнила: Вершинина О. Н Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки,.

Тактильное пособие для развития мелкой моторики у детей младшей группы «Солнечная полянка»

Тактильное пособие для развития мелкой моторики у детей младшей группы «Солнечная полянка» Что же такое мелкая моторика? Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки.

Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствует развитию артикуляционной моторики, подготавливает кисть руки к письму, повышает работоспособность коры головного мозга. Способов развития мелкой моторики множество, например, конструирования из счётных палочек . Задания со счётными палочками развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность. Помогают закрепить представления о геометрических фигурах, познакомить с понятием «симметрия» . Занятия со счётными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Можно предложить детям следующие задания : сосчитай палочки , из которых составлена фигура. Если фигура составлена из цветных палочек , попросить сосчитать палочки каждого цвета , уголки у фигур, самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек . Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания нужно объяснять ребёнку как называется фигура, как её сложить. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов, загадками, потешками, для зрительного и слухового восприятия.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы выполнения фигурок из счётных палочек
Презентация по использованию счётных палочек Кюизенера.

Презентация для родителей и коллег.


Конструктивно - модельная деят - ть "Конструирование из счётных палочек"

Конструктивно - модельная деят - ть "Конструирование из счётных палочек".


Конструирование счётными палочками (схемы)

Схемы для конструирования счетными палочками.

Конструирование из счётных палочек.

Конструирование из счётных палочек.


Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, технического мышления и конструирования с помощью счетных палочек "Конструирование из счетных палочек"

Задачи программы:1. Расширять представления детей обокружающей действительности, познакомить с профессией инженер-конструктор;2. Формировать умение действовать всоответствии с инструкцией педагога, со.

Читайте также: