Конструктор катюши бм 13

Обновлено: 27.04.2024

Знаменитая «катюша» оставила свой незабываемый след в истории Великой Отечественной войны с тех самых пор, как 14 июля 1941 года это секретное оружие под командованием капитана И. А. Флерова буквально стерло с лица земли вокзал в городе Орше вместе с находившимися на нем немецкими эшелонами с войсками и техникой. Первые образцы реактивных снарядов, запускаемых с передвижного носителя (машины на базе грузового автомобиля «ЗИС-5»), испытывали на советских полигонах с конца 1938 г. 21 июня 1941 года их продемонстрировали руководителям Советского правительства, и буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов и пусковой установки, получившей официальное название «БМ-13».

Знаменитая «катюша» оставила свой незабываемый след в истории Великой Отечественной войны с тех самых пор, как 14 июля 1941 года это секретное оружие под командованием капитана И. А. Флерова буквально стерло с лица земли вокзал в городе Орше вместе с находившимися на нем немецкими эшелонами с войсками и техникой. Первые образцы реактивных снарядов, запускаемых с передвижного носителя (машины на базе грузового автомобиля «ЗИС-5»), испытывали на советских полигонах с конца 1938 г. 21 июня 1941 года их продемонстрировали руководителям Советского правительства, и буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов и пусковой установки, получившей официальное название «БМ-13».

Это было воистину оружие небывалой силы — дальность полета снаряда достигала восьми с половиной километров, а температура в эпицентре взрыва — полутора тысяч градусов. Немцы неоднократно пытались захватить образец русской чудо-техники, но экипажи «катюш» строжайше выдерживали правило — попасть в руки врага им было нельзя. На критический случай машины были снабжены механизмом самоликвидации. От тех легендарных установок идет, по сути, вся история российской ракетной техники. А реактивные снаряды для «катюш» разработал Владимир Андреевич Артемьев.

Он родился в 1885 году в Петербурге в семье военнослужащего, окончил петербургскую гимназию и ушел добровольцем на Русско-японскую войну. За мужество и храбрость был произведен в младшие унтер-офицеры и награжден Георгиевским крестом, затем окончил Алексеевское юнкерское училище. В начале 1920 года Артемьев познакомился с Н. И. Тихомировым и стал его ближайшим помощником, однако в 1922 году на волне общей подозрительности к бывшим офицерам царской армии был заключен в концлагерь. Вернувшись с Соловков, продолжил заниматься совершенствованием реактивных снарядов, работу над которыми начал еще в двадцатых годах и прервал в связи с арестом. В период Великой Отечественной войны им было сделано много ценных изобретений в области военной техники.

Он родился в 1885 году в Петербурге в семье военнослужащего, окончил петербургскую гимназию и ушел добровольцем на Русско-японскую войну. За мужество и храбрость был произведен в младшие унтер-офицеры и награжден Георгиевским крестом, затем окончил Алексеевское юнкерское училище. В начале 1920 года Артемьев познакомился с Н. И. Тихомировым и стал его ближайшим помощником, однако в 1922 году на волне общей подозрительности к бывшим офицерам царской армии был заключен в концлагерь. Вернувшись с Соловков, продолжил заниматься совершенствованием реактивных снарядов, работу над которыми начал еще в двадцатых годах и прервал в связи с арестом. В период Великой Отечественной войны им было сделано много ценных изобретений в области военной техники.

После войны В. А. Артемьев, будучи главным конструктором ряда научно-исследовательских и проектных институтов, создавал новые образцы ракетных снарядов, был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, являлся лауреатом Сталинских премий. Умер 11 сентября 1962 г. в Москве. Его имя есть на карте Луны: в память о создателе «катюши» назван один из кратеров на ее поверхности.

«Катюша» — неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Такие установки активно использовались СССР во время Второй мировой войны.

После принятия на вооружение авиации 82-мм реактивных снарядов класса "воздух-воздух" РС-82 (1937 год) и 132-мм реактивных снарядов класса "воздух-земля" РС-132 (1938 год) Главное артиллерийское управление поставило перед разработчиком снарядов – Реактивным НИИ – задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132. Уточненное тактико-техническое задание было выдано институту в июне 1938 года.

В соответствии с этим заданием к лету 1939 года институт разработал новый 132-мм осколочно-фугасный снаряд, получивший позднее официальное название М-13. По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имел большую дальность полета и значительно более мощную боевую часть. Увеличение дальности полета было достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива, для этого потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаряда на 48 см. Снаряд М-13 имел несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность.

К снаряду была разработана также самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант был создан на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и обозначался МУ-1 (механизированная установка, первый образец). Проведенные в период с декабря 1938 года по февраль 1939 года полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям. С учетом результатов испытаний Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 года была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний. По результатам окончившихся в ноябре 1939 года полигонных испытаний институту были заказаны пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-Морского Флота для использования ее в системе береговой обороны.

21 июня 1941 года установка была продемонстрирована руководителям ВКП(6) и Советского правительства, и в тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны, было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальной название БМ-13 (боевая машина 13).

Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе "Компрессор". Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.

В ходе войны производство пусковых установок в срочном порядке было развернуто на нескольких предприятиях, обладавших различными производственными возможностями, в связи с этим в конструкцию установки вносились более или менее существенные изменения. Таким образом, в войсках использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава и отрицательно сказывалось на эксплуатации боевой техники. По этим причинам была разработана и в апреле 1943 года принята на вооружение унифицированная (нормализованная) пусковая установка БМ-13Н, при создании которой конструкторы критически проанализировали все детали и узлы в целях повышения технологичности их производства и снижения стоимости, в результате чего все узлы получили самостоятельные индексы и стали универсальными.

В состав БМ-13"Катюша" входят следующие боевые средства:

Боевая машина (БМ) МУ-2 (МУ-1) ;
Реактивные снаряды .

Реактивный снаряд М-13:

Снаряд М-13 (см. схему) состоит из головной части и порохового реактивного двигателя. Головная часть по своей конструкции напоминает артиллерийский осколочно-фугасный снаряд и снаряжена зарядом взрывчатого вещества, для подрыва которого используются контактный взрыватель и дополнительный детонатор. Реактивный двигатель имеет камеру сгорания, в которой помещен пороховой метательный заряд в виде цилиндрических шашек с осевым каналом. Для воспламенения порохового заряда используются пирозапалы. Образующиеся при горении пороховых шашек газы истекают через сопло, перед которым расположена диафрагма, препятствующая выбросу шашек через сопло. Стабилизация снаряда в полете обеспечивается с помощью хвостового стабилизатора с четырьмя перьями, сваренными из стальных штампованных половинок. (Такой способ стабилизации обеспечивает более низкую кучность по сравнению со стабилизацией вращения вокруг продольной оси, однако позволяет получить большую дальность полета снаряда. Кроме того, использование оперенного стабилизатора весьма существенно упрощает технологию производства реактивных снарядов).

Дальность полета снаряда М-13 достигала 8470 м, но при этом имело место весьма значительное рассеивание. По таблицам стрельбы 1942 года, при дальности стрельбы 3000 м боковое отклонение составляло 51 м, а по дальности — 257 м.

В 1943 году был разработан модернизированный вариант реактивного снаряда, получивший обозначение М-13-УК (улучшенной кучности). Для повышения кучности стрельбы у снаряда М-13-УК в переднем центрирующем утолщении ракетной части выполнены 12 тангенциально расположенных отверстий, через которые во время работы ракетного двигателя выходит часть пороховых газов, приводящая снаряд во вращение. Хотя дальность полета снаряда при этом несколько уменьшилась (до 7,9 км), улучшение кучности привело к уменьшению площади рассеивания и к возрастанию плотности огня в 3 раза по сравнению со снарядами М-13. Принятие снаряда М-13-УК на вооружение в апреле 1944 года способствовало резкому увеличению огневых возможностей реактивной артиллерии.

Пусковая установка РСЗО"Катюша":

К снаряду разработана самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант - МУ-1 на базе грузового автомобиля ЗИС-5 - имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля. Ее конструкция позволила производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, причем струи горячих газов повреждали элементы установки и корпус ЗИС-5. Не обеспечивалась также безопасность при управлении огнем из кабины водителя. Пусковая установка сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивных снарядов. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и требовало много времени. Автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость.

Более совершенная пусковая установка МУ-2 (см. схему) на базе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6 имела 16 направляющих, расположенных вдоль оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись, образуя единую конструкцию, именовавшуюся "спаркой". В конструкцию установки был введен новый узел – подрамник. Подрамник позволил вести сборку всей артиллерийской части пусковой установки (как единого агрегата) на нем, а не на шасси, как было ранее. В собранном виде артиллерийская часть относительно легко монтировалась на шасси любой марки автомобиля при минимальной доработке последней. Созданная конструкция позволила уменьшить трудоемкость, время изготовления и стоимость пусковых установок. Вес артиллерийской части был снижен на 250 кг, стоимость – более чем на 20 процентов.Существенно повышены были и боевые и эксплуатационные качества установки. За счет введения бронирования бензобака, бензопровода, боковых и задней стенок кабины водителя была повышена живучесть пусковых установок в бою. Был увеличен сектор обстрела, повысилась устойчивость пусковой установки в походном положении, усовершенствованные подъемный и поворотный механизмы позволили увеличить скорость наведения установки на цель. Перед пуском боевая машина МУ-2 поддомкрачивалась аналогично МУ-1. Силы, раскачивающие пусковую установку, благодаря расположению направляющих вдоль шасси автомашины, прилагались по ее оси на два домкрата, находившиеся вблизи центра тяжести, поэтому раскачивание стало минимальным. Заряжание в установке производилось с казенной части, то есть с заднего конца направляющих. Это было удобнее и позволяло значительно ускорить операцию. Установка МУ-2 имела поворотный и подъемный механизмы простейшей конструкции, кронштейн для крепления прицела с обычной артиллерийской панорамой и большой металлический бак для горючего, установленный сзади кабины. Стекла кабины закрывались броневыми откидными щитами. Напротив сиденья командира боевой машины на передней панели был смонтирован небольшой прямоугольный ящичек с вертушкой, напоминающий диск телефонного аппарата, и рукояткой для поворачивания диска. Этот прибор носил название "пульт управления огнем" (ПУО). От него шел жгут проводов к специальному аккумулятору и к каждой направляющей.

При одном обороте рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон, помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, воспламенялся реактивный заряд и происходил выстрел. Темп стрельбы определялся темпом вращения рукоятки ПУО. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7—10секунд. Время перевода пусковой установки МУ-2 из походного в боевое положение составляло 2-3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4° до 45°, угол горизонтального обстрела составлял 20°.

Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч) и быстрое развертывание на огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику.

Существенным фактором, повышающим тактическую мобильность частей реактивной артиллерии вооруженных установками БМ-13Н, стало то, что в качестве базы для пусковой установки был использован мощный американский грузовой автомобиль "Студебеккер US 6х6", поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Этот автомобиль имел повышенную проходимость, обеспечивающуюся мощным двигателем, тремя ведущими осями (колесная формула 6х6), демультипликатором, лебедкой для самовытаскивания, высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды. Созданием этой пусковой установки была окончательно завершена отработка серийной боевой машины БМ-13. В таком виде она и провоевала до конца войны.

Испытания и эксплуатация

Первая батарея полевой реактивной артиллерии, отправленная на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года под командованием капитана И.А.Флерова, была вооружена семью установками, изготовленными Реактивным НИИ. Своим первым залпом в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года батарея стерла с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимся на нем немецкими эшелонами с войсками и боевой техникой.

Исключительная эффективность действий батареи капитана И. А. Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовали быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. Уже с осени 1941 года на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения в 1941 году было изготовлено 593 установки БМ-13. По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13 и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек. Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожалась на площади свыше 100 гектаров. Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.


Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13, прозванная в народе «Катюшей», была принята на вооружение РККА за день до начала Великой Отечественной войны – 21 июня 1941 года.

В Советском Союзе «Катюшами» называли все модели машин реактивной артиллерии. Особенно часто путали машину БМ-13, первой получившую название «Катюша», с реактивным миномётом БМ-31, который разработчики назвали «Андрюшей». БМ-13 изначально устанавливалась на шасси грузового автомобиля ЗиС-6 и представляла собой пусковую установку, состоявшую из рельсовых направляющих (от 14 до 48). В свою очередь, установка БМ-31 монтировалась на ленд-лизовских автомобилях Studebaker US6 и вела огонь 300-мм реактивными снарядами из направляющих сотового типа. Позже установки БМ-13 также устанавливались на Studebaker, что усилило путаницу в «народных» названиях. Кроме того, пусковые установки для реактивных снарядов монтировались практически на любую технику (тракторы, тягачи, танки и т. д.).

Первые предпосылки к созданию оружия подобного типа появились в 30-е годы. В апреле 1939 года в московском Реактивном научно-исследовательском институте была спроектирована многозарядная пусковая установка с продольным расположением направляющих. Первоначально она получила наименование «механизированная установка» (МУ-2), а после доработки ей было присвоено название «боевая машина БМ-13». Установка состояла из 16 направляющих желобкового типа и выпускала комплект реактивных снарядов за 7–10 секунд.

Первое применение «Катюш» датировано 14 июля 1941 года. Во фронтовых сводках указывается, что первая отдельная экспериментальная батарея реактивного действия под командованием капитана Ивана Андреевича Флёрова произвела обстрел вражеских войск и техники, находившихся в городе Рудня Смоленской области. Через два дня эта же батарея уничтожила эшелоны с немецкой техникой на станции Орша.

«Катюша» была грозным оружием своего времени, но её роль в боевых действиях далеко не всегда являлась решающей, поскольку огонь реактивной артиллерии был эффективным только при стрельбе по большим скоплениям техники или живой силы противника. К тому же, из-за демаскирующего фактора (сильного задымления) и относительно небольшой дистанции огня (3–9 км) противник легко выслеживал реактивные батареи и начинал «охоту» на них. Кроме того, нередко отмечалась нехватка боеприпасов, а также сложности с освоением новой техники личным составом. Начальник штаба 10-го гвардейского миномётного дивизиона Ростислав Иванович Жидков вспоминал: «Это было на М-8. Когда заряжали — не обесточили линию. Снаряд надвинули на контакт. Она как пошла, и струей одного убило. Были и взрывы. К Курской битве нам прислали тяжёлые снаряды к установке М-13 с индексом ТС-14 или ТС-15, не помню. С ними прислали маховички и запретили стрелять из кабин. У них были ограничения. При температуре выше 24 градусов не рекомендовалось ими стрелять. Заряжали их только 8 штук. С ними была беда. Бывали взрывы на пакетах. В соседней батарее разнесло направляющие»

Что же касается «народного» названия машины, то существует несколько версий того, как БМ-13 стала «Катюшей». Согласно первой из них, установка получила название по одноимённой песне Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского. Андрей Сапронов, бывший сержант штабной роты 217-го отдельного батальона связи, вспоминал, что после одного из первых испытаний БМ-13 он вместе с красноармейцем Кашириным прибыл на место попадания снарядов. Увидев результаты обстрела, Каширин якобы сказал: «Вот это песня», на что Сапронов ответил: «Катюша». Согласно другой версии, «Катюшей» установку «окрестили» по первой букве названия завода «Коминтерн», где было налажено её производство. Третья версия гласит, что один из солдат, скучавший по своей любимой, однажды написал её имя на борту машины. Звучное имя понравилось однополчанам, а позже распространилось по всем фронтам Великой Отечественной.

По различным оценкам, во время Великой Отечественной войны было выпущено более 10 000 единиц БМ-13. Некоторые из них участвовали и в послевоенных конфликтах, а одни из последних зафиксированных случаев применения «Катюш» имели место во время Афганской войны 1979–1989 годов.

​300-мм ракета М-30 – копия М-13 с увеличенной массой взрывчатого вещества. Боеголовка была оснащена 29 кг тротила, дальность стрельбы ограничивалась 3 км reibert.info - Юбилей «Катюши» | Военно-исторический портал Warspot.ru

300-мм ракета М-30 – копия М-13 с увеличенной массой взрывчатого вещества. Боеголовка была оснащена 29 кг тротила, дальность стрельбы ограничивалась 3 км
reibert.info


Забытый фронт. Часть I на Warspot.ru

Война и футбол на Warspot.ru

Готов к труду и обороне? на Warspot.ru

«Колотушка» в деталях на Warspot.ru


Юбилей «Катюши» на Warspot.ru


Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13, прозванная в народе «Катюшей», была принята на вооружение РККА за день до начала Великой Отечественной войны – 21 июня 1941 года.

В Советском Союзе «Катюшами» называли все модели машин реактивной артиллерии. Особенно часто путали машину БМ-13, первой получившую название «Катюша», с реактивным миномётом БМ-31, который разработчики назвали «Андрюшей». БМ-13 изначально устанавливалась на шасси грузового автомобиля ЗиС-6 и представляла собой пусковую установку, состоявшую из рельсовых направляющих (от 14 до 48). В свою очередь, установка БМ-31 монтировалась на ленд-лизовских автомобилях Studebaker US6 и вела огонь 300-мм реактивными снарядами из направляющих сотового типа. Позже установки БМ-13 также устанавливались на Studebaker, что усилило путаницу в «народных» названиях. Кроме того, пусковые установки для реактивных снарядов монтировались практически на любую технику (тракторы, тягачи, танки и т. д.).

Первые предпосылки к созданию оружия подобного типа появились в 30-е годы. В апреле 1939 года в московском Реактивном научно-исследовательском институте была спроектирована многозарядная пусковая установка с продольным расположением направляющих. Первоначально она получила наименование «механизированная установка» (МУ-2), а после доработки ей было присвоено название «боевая машина БМ-13». Установка состояла из 16 направляющих желобкового типа и выпускала комплект реактивных снарядов за 7–10 секунд.

Первое применение «Катюш» датировано 14 июля 1941 года. Во фронтовых сводках указывается, что первая отдельная экспериментальная батарея реактивного действия под командованием капитана Ивана Андреевича Флёрова произвела обстрел вражеских войск и техники, находившихся в городе Рудня Смоленской области. Через два дня эта же батарея уничтожила эшелоны с немецкой техникой на станции Орша.

«Катюша» была грозным оружием своего времени, но её роль в боевых действиях далеко не всегда являлась решающей, поскольку огонь реактивной артиллерии был эффективным только при стрельбе по большим скоплениям техники или живой силы противника. К тому же, из-за демаскирующего фактора (сильного задымления) и относительно небольшой дистанции огня (3–9 км) противник легко выслеживал реактивные батареи и начинал «охоту» на них. Кроме того, нередко отмечалась нехватка боеприпасов, а также сложности с освоением новой техники личным составом. Начальник штаба 10-го гвардейского миномётного дивизиона Ростислав Иванович Жидков вспоминал: «Это было на М-8. Когда заряжали — не обесточили линию. Снаряд надвинули на контакт. Она как пошла, и струей одного убило. Были и взрывы. К Курской битве нам прислали тяжёлые снаряды к установке М-13 с индексом ТС-14 или ТС-15, не помню. С ними прислали маховички и запретили стрелять из кабин. У них были ограничения. При температуре выше 24 градусов не рекомендовалось ими стрелять. Заряжали их только 8 штук. С ними была беда. Бывали взрывы на пакетах. В соседней батарее разнесло направляющие»

Что же касается «народного» названия машины, то существует несколько версий того, как БМ-13 стала «Катюшей». Согласно первой из них, установка получила название по одноимённой песне Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского. Андрей Сапронов, бывший сержант штабной роты 217-го отдельного батальона связи, вспоминал, что после одного из первых испытаний БМ-13 он вместе с красноармейцем Кашириным прибыл на место попадания снарядов. Увидев результаты обстрела, Каширин якобы сказал: «Вот это песня», на что Сапронов ответил: «Катюша». Согласно другой версии, «Катюшей» установку «окрестили» по первой букве названия завода «Коминтерн», где было налажено её производство. Третья версия гласит, что один из солдат, скучавший по своей любимой, однажды написал её имя на борту машины. Звучное имя понравилось однополчанам, а позже распространилось по всем фронтам Великой Отечественной.

По различным оценкам, во время Великой Отечественной войны было выпущено более 10 000 единиц БМ-13. Некоторые из них участвовали и в послевоенных конфликтах, а одни из последних зафиксированных случаев применения «Катюш» имели место во время Афганской войны 1979–1989 годов.

​300-мм ракета М-30 – копия М-13 с увеличенной массой взрывчатого вещества. Боеголовка была оснащена 29 кг тротила, дальность стрельбы ограничивалась 3 км reibert.info - Юбилей «Катюши» | Военно-исторический портал Warspot.ru

300-мм ракета М-30 – копия М-13 с увеличенной массой взрывчатого вещества. Боеголовка была оснащена 29 кг тротила, дальность стрельбы ограничивалась 3 км
reibert.info

14 июля 1941 года реактивные минометы БМ-13 впервые были применены против противника под Оршей. Станция Орши вместе с находившимися на ее платформах немецкими войсками была полностью уничтожена.

БМ-13 — советская боевая машина реактивной артиллерии, периода Великой Отечественной войны, наиболее массовая советская боевая машина (БМ) этого класса. Наиболее широко известна под народным прозвищем «Катюша», солдаты Третьего рейха называли её «орга́н Сталина» из-за звука, издаваемого оперением ракет

БМ-13 — советская боевая машина реактивной артиллерии, периода Великой Отечественной войны, наиболее массовая советская боевая машина (БМ) этого класса. Наиболее широко известна под народным прозвищем «Катюша», солдаты Третьего рейха называли её «орга́н Сталина» из-за звука, издаваемого оперением ракет

Эффект от применения был просто ошеломляющим. Сам Гитлер устроил разнос своей разведке, за то что они проморгали возможность применения советскими войсками такого мощного оружия.

  • 28 июля 1941 года Президиум ВС СССР издал два указа о награждении создателей «катюши». Первым указом «за выдающиеся заслуги в деле изобретения и конструирования одного из видов вооружения, поднимающего боевую мощь Красной Армии» Костикову было присвоено звание Героя Социалистического Труда (под № 13). Вторым указом орденами и медалями были награждены ещё 12 инженеров, конструкторов и техников, в том числе орденом Ленина — соавторы Костикова по изобретению — И. Гвай и В. Аборенков - Википедия

Андре́й Григо́рьевич Ко́стиков (1899—1950) — советский учёный, специалист в области механики. Генерал-майор, член-корреспондент АН СССР по Отделению технических наук (механика) с 29 сентября 1943, кандидат технических наук (1939). Герой Социалистического Труда (28 июля 1941 года). Член ВКП(б).

Андре́й Григо́рьевич Ко́стиков (1899—1950) — советский учёный, специалист в области механики. Генерал-майор, член-корреспондент АН СССР по Отделению технических наук (механика) с 29 сентября 1943, кандидат технических наук (1939). Герой Социалистического Труда (28 июля 1941 года). Член ВКП(б).

Вроде бы все получили по заслугам. Немцы познали ужас от нового оружия, а конструкторы награду за мощное оружие.

Но были те, кто считали, что Костиков получил награду необоснованно.

А в это время немецкие диверсанты искали установки БМ-13. И в конце концов смогли добыть три установки, которые в конце 1941 года были переправлены в Берлин.

Немцы не смогли разобраться, как реактивные минометы стреляли. Сложности были в том, что ракеты захвачены не были. И немцы не смогли понять сам принцип поражающего воздействия реактивных снарядов.

При этом у немцев были свои шестиствольные реактивные минометы. Они имели широкое применение - от стрельбы боевыми снарядами до постановки дымового заграждения и запуска пропагандистских листовок.

Nebelwerfer (с нем. — «туманомёт») — германская реактивная система залпового огня времён Второй мировой войны. Вместе с советскими «Катюшами» Nebelwerfer был первой массово использовавшейся реактивной системой залпового огня

Nebelwerfer (с нем. — «туманомёт») — германская реактивная система залпового огня времён Второй мировой войны. Вместе с советскими «Катюшами» Nebelwerfer был первой массово использовавшейся реактивной системой залпового огня

Только в мае 1942 года немцы получили боеприпасы от "Катюши". Немецкие и чешские инженеры разобрали их на атомы. И поняли, что главное в способе подрыва взрывчатого вещества ракеты это взрыв сразу с двух сторон, что усиливало его поражающую способность. Совместное применение нескольких десятков ракет еще более усиливало поражающий эффект.

В СССР реактивные снаряды к БМ-13 разрабатывал специальный Реактивный институт.

Возглавил этот институт Иван Терентьевич Клейменов. Здесь же инженером работал и А.Костиков.

В 1937 году институтом были разработаны новые реактивные снаряды РС-132. Они стали в дальнейшем теми реактивными снарядами, которыми вооружили " Катюши ".

Их разработчиком является Г . Лангемак - немец по происхождению.

Гео́ргий Э́рихович Лангема́к, 8 (20) июля 1898, Старобельск — 11 января 1938, Москва) — советский учёный, один из пионеров ракетной техники и один из создателей первых реактивных снарядов в СССР, военинженер 1-го ранга. Герой Социалистического Труда (1991, посмертно).

Гео́ргий Э́рихович Лангема́к, 8 (20) июля 1898, Старобельск — 11 января 1938, Москва) — советский учёный, один из пионеров ракетной техники и один из создателей первых реактивных снарядов в СССР, военинженер 1-го ранга. Герой Социалистического Труда (1991, посмертно).

В 1938 году в Реактивный институт пришел госзаказ на создание наземной передвижной установки реактивного огня. Но институтом в этом году уже руководил А.Костиков, который за три года прошел путь от инженера до руководителя отдела. Клейменов, Лангемак и будущий покоритель космоса С.П.Королев (также работал в Реактивном институте) были арестованы НКВД. В дальнейшем С.Королев утверждал, что именно доносы А.Костикова стали причиной арестов руководства Реактивного института.

Поэтому создание установки было поручено Костиковым инженеру И.Гваю.

Иван Исидорович Гвай (30 ноября [13 декабря] 1905, Екатеринослав — 22 июля 1960, Москва) — советский конструктор установок для ракетного оружия.

Иван Исидорович Гвай (30 ноября [13 декабря] 1905, Екатеринослав — 22 июля 1960, Москва) — советский конструктор установок для ракетного оружия.

В 1939 году тот создал опытную установку БМ-1 с 16 реактивными снарядами.

В марте 1941 года были проведены успешные испытания уже установки БМ-13.

А 21 июня 1941 года принято решение о запуске в серийное производство БМ-13. 5 июля 1941 года в Воронеже смонтированы первые две установки залпового реактивного огня.

Так начался путь легендарных "Катюш".

А Костиков был арестован в 1944 году за неудачное конструирование реактивного самолета-истребителя. Но через год освобожден и продолжил работу в ракетной отрасли.

БМ-13 или «Катюша» – один из самых узнаваемых символов победы Великой Отечественной войны. По популярности «Катюша» практически ничем не уступала легендарному танку Т-34 и автомату ППШ. Официально реактивная установка называется БМ-13, но позже за ней закрепилось другое название – неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Они активно использовались во время Второй мировой войны. От названия грозность советского оружия не менялась – немцы боялись появления БМ-13 на поле боя. Еще бы, ведь 14 июля 1941 года первая экспериментальная батарея реактивной артиллерии под командованием капитана Ивана Андреевича Флёрова стерла с лица земли вокзал в Орше вместе с находившимися там немецкими войсками и техникой.

С этого момента немецкое командование поставило одну задачу – любой ценой заполучить хотя бы один экземпляр реактивной установки. В Советском Союзе разработка происходила под строжайшей секретностью: НКВД оберегал новейшую советскую разработку, за потерю всего одной доски от укупорки для ракетных снарядов – штрафбат. Сразу после залпа «Катюши» отправляли в тыл, в случае потери территорий, реактивные установки подлежали уничтожению. Но, несмотря на всю строгость и секретность, уже в том же 1941 году немцам удалось захватить один экземпляр БМ-13 в полном боевом снаряжении. Трофейную машину отправили в Германию для исследования.

Технические характеристики БМ-13

Боевую машину продемонстрировали руководителям и правительству Союза за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. «Катюша» сразу же произвела впечатление на всех присутствующих. Реактивную установку сразу же утвердили и дали команду на развертывание серийного производства пусковых снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13. Снаряд М-13 был разработан еще в 1939 году. Это 132-мм осколочно-фугасный снаряд отличавшийся мощной боевой частью и дальностью полета. За счет улучшенных аэродинамических качеств в сравнении с РС-132 новый снаряд отличался более высокой кучностью.

Производство боевой машины наладили на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе «Компрессор». Основным предприятием по производству снарядов стал завод им. Владимира Ильича в Москве. Уже во время войны производство БМ-13 развернули одновременно на нескольких предприятиях. Поскольку не все они отличались одинаковыми возможности и производственной мощностью, в БМ-13 вносили определенные конструктивные корректировки. Отсюда появилось с десяток разновидностей техники, что несколько затрудняло обучение личного состава и отрицательно сказывалось на эксплуатации реактивной установки. Это привело к появлению в 1943 году унифицированной пусковой установки БМ-13Н. В ней все узлы получили самостоятельные индексы и были универсальными.

Реактивная установка состоит из таких частей:

  • реактивные снаряды М-13;
  • боевая машина (БМ) МУ-2 (МУ-1).

Главные характеристики:

  • 16 реактивных снарядов М-13 калибра 132 мм, на 16 направляющих (ЗИС-6);
  • экипаж 5-7 человек;
  • выпуск комплекта снарядов – 7-10 секунд;
  • скорость перемещения в снаряженном состоянии – до 40 км/ч;
  • вес снаряда – 42.3 кг;
  • длина снаряда – 1.41 м;
  • дальность полета снаряда – 8470 м.

В 1943 году появляется модернизированный вариант реактивного снаряда под обозначением М-13-УК, отличавшийся улучшенной кучностью. Хоть дальность полета снаряда пострадала (меньше на 500 метров), плотность огня возросла практически в 3 раза. Этого удалось достичь за счет выполнения 12 тангенциально расположенных отверстий в переднем центрирующем утолщении ракетной части. Благодаря такому решению часть пороховых газов выходит через эти отверстия, что приводит к вращению снаряда. Так с принятием М-13-УК на вооружение резко возросла огневая эффективность реактивной установки.

Боевое применение

Эффективность реактивной системы в боевых условиях, доказанная советскими войсками под командованием Флерова, не могла остаться без внимания. Сразу после этого события было принято решение о формировании еще семи батарей БМ-13. Данное решение привело к наращиванию темпов производства реактивной системы и снарядов. В результате «Катюша» стала применяться повсеместно на Восточном фронте. Оружие несло сильный психологический эффект: немецкие солдаты с опасением ждали появление БМ-13 на фронте, ведь после залпа горело буквально все. Это происходило по той причине, что в снарядах были тротиловые шашки. При взрыве они образовали огромное количество горящих осколков.

На Курской дуге залповая мощь «Катюши» помогала уничтожать бронетехнику противника, участвовали реактивные системы в боях под Москвой и Сталинградом. Боевые машины применялись вплоть до самого завершения войны. Большое количество «Катюш» участвовали в завершающих операциях, в частности помогали советским солдатам штурмовать Берлин. За годы войны было потеряно около 1400 установок БМ-8, 3400 БМ-13 и 100 БМ-31. Однако применение в военных операциях БМ-13 после окончания ВОВ не завершилось. В дальнейшем Советский Союз использовал эту реактивную установку все так же активно.

Устрашающая мощь «Катюши»

После того, как один экземпляр БМ-13 попал в руки немецких инженеров, те приступили к активному изучению реактивной установки. Очевидным сразу стало одно – устрашающая мощь «Катюши» заключалась в особой химической формуле . Немецкие специалисты выяснили, что пороховые шашки в ракетной камере изготовлены из баллиститного пороха. Непонятно было только одно: как и где советские специалисты изготавливают такие крупные шашки. Диаметр 40 миллиметров с центральным каналом 8 миллиметров и длиной примерно 550 миллиметров. Это был и главный секрет нового советского оружия, который немцы не могли раскусить. Семь пороховых шашек укладывали в ракетной камере, шесть по окружности и одна в центре.

Также мощь заключалась в том, что одновременно можно было использовать сразу несколько реактивных систем. Если по одной площади работали сразу несколько РСЗО, то разрушительный эффект возрастал за счет интерференции ударных волн. Вообще мощные залпы БМ-13 воодушевляли советских солдат, а у немцев только рождали желание поглубже зарыться в землю, то есть, как уже было сказано, то это мощное оружие, которое несло и психологический эффект. Также «Катюша» отличалась довольно высокой надежностью, поскольку конструкция системы была чрезвычайно простой. Производство не требовало серьезных ресурсов, что также можно отнести к преимуществам этого оружия. Нельзя не отметить высокую мобильность реактивной системы. БМ-13 отстреливал боекомплект за 13 секунд и покидал огневой рубеж.


Описываемые события скоро будут отмечать свое 75-летие. 14 июля 1941 года под небольшим городком Оршей было впервые применено оружие, ставшее кошмаром для гитлеровцев и их союзников и символом успеха для советских солдат. Речь, понятно, идет о реактивном гвардейском миномете, получившем прозвище "Катюша".

Само появление этого оружия до сих пор было покрыто некоей завесой тайны. Но годы идут, с документов снимают гриф "секретно", и все больше и больше фактов становятся доступными.

Рядом с "Катюшей" всегда стояло имя ее главного разработчика, Героя Социалистического Труда Андрея Григорьевича Костикова.

Неизвестная война. Кому всё-таки надо поклониться за «Катюшу»?

Биография Костикова могла бы быть примером для многих. Еще бы, только в советской стране выходец из таких низов мог бы стать не просто Героем, а легендой!

Родился Костиков в 1899 года в селе Казатин Бердичевского уезда Киевской губернии.

Отец — выходец из крестьян, определённой профессии не имел и всю жизнь работал по найму чернорабочим, дворником, носильщиком, переезжая из города в город. Мать занималась домашним хозяйством.

Закончив 4 класса Быстровской сельской школы, с 1913 года Костиков обучался в Москве, в технической конторе инженера Межерицкого, на слесаря-водопроводчика. Затем, в 1914—1919 годах, работал подручным слесаря, а потом слесарем на заводах Москвы, Петрограда, Киева.

В 1918 году вступил в РККА. Принимал участие в боевых действиях против украинских повстанцев, в советско-польской войне. Был ранен в ногу. Некоторые историки, правда, пишут о коротком следствии по обвинению в самостреле. В августе 1920 года попал в плен к полякам, в апреле 1921 года бежал и вновь продолжил служить в РККА.

В 1922—1926 годах обучался в 3-й Киевской военно-инженерной школе, после чего служил в Нижнем Новгороде.

В 1930—1933 годах учился в ВВИА имени Н. Е. Жуковского «по авиационным двигателям и ракетной специальности», где всерьёз заинтересовался ракетной техникой. Был направлен инженером в Реактивный институт (РНИИ, НИИ-3), в отдел баллистических ракет.

Звездный час настал 19 февраля 1940 года, когда сотрудники института А. Костиков, И. Гвай и представитель Главного артиллерийского управления РККА В. В. Аборенков получили авторское свидетельство на изобретение «механизированной установки для стрельбы ракетными снарядами различных калибров» за № 3338.

Это изобретение стало основой для разработки «Катюши». 17 июня 1941 года Костиков продемонстрировал членам политбюро, правительства страны и руководства НКО СССР работу установки, базировавшейся на автомобиле.

За день до начала войны, 21 июня 1941 года, И. В. Сталин принял решение о развёртывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13 (УЗО) и о начале формирования соответствующих войсковых частей.

28 июля 1941 года Президиум ВС СССР издал два указа о награждении создателей «Катюши». Первым указом «за выдающиеся заслуги в деле изобретения и конструирования одного из видов вооружения, поднимающего боевую мощь Красной Армии» Костикову было присвоено звание Героя Социалистического Труда (под № 13). Вторым указом орденами и медалями были награждены ещё 12 инженеров, конструкторов и техников, в том числе орденом Ленина, соавторы Костикова по изобретению И. Гвай и В. Аборенков.

Казалось, все закономерно и просто. Простой советский рабочий парень, одаренный природой, создал оружие, сыгравшее одну из важнейших ролей в той войне. И заслуживает встать в один ряд с такими же самородками земли русской, как Грабин, Дегтярев, Калашников.

Но нет. Действительно, ветер истории зачастую сдувает мусор с могил незаслуженно забытых людей.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что единственной заслугой и умением Костикова было умение писать доносы. Это он действительно делать умел. А вот с работой было намного хуже.

Ничем иным не объяснить полное отсутствие каких-либо значительных изобретений и разработок в карьере Костикова нельзя. Более того, в 1944 году он был арестован. Но не по доносу в "шпионаже" в пользу Германии или США. Костикова арестовали, вменив ему подлог и обман правительства вкупе с вредительством. Работы по разрабатываемому Костиковым реактивному самолету проекта "302" было предписано прекратить.

Однако не посадили и не расстреляли. Выпустили через год, в конце февраля 1945 года, естественно, уволив с занимаемой должности. Но разрешили работать в одном из институтов (НИИ-24) по улучшению реактивных снарядов в должности начальника бюро №5.

А 19 апреля 1944 года, когда Костиков уже находился под следствием, военно-прокурорская комиссия вынесла вердикт в том, что Костиков, Гвай и Аборенков не могут считаться авторами реактивных установок М-8 и М-13 и реактивных снарядов РС-82 и РС-132.

Однако дело в суд не было передано. То ли нашлись заступники, то ли простили. Не найдя в составе "враждебных намерений", дело прекратили и Костикова отпустили. И даже разрешили дальше работать, пусть и не в должности начальника НИИ.

Такие жестокие времена были.

Между тем, Костикова вполне можно было обвинить в убийстве. Но так как в те времена подобным убивали многих, то. То мы просто перейдем к следующему герою нашего повествования. Настоящему автору "Катюши".

Знакомьтесь: Георгий Эрихович Лангемак.


Личность, во многом противоречивая и сложная. Его жизненный путь не так прямолинеен, как у Костикова.

Отец и мать Лангемака — швейцарцы. Эрих Францевич — немецкого происхождения, Мария Константиновна — французского. Но всю жизнь, во всех перипетиях, Георгий Лангемак в анкетах писал только "русский".

Образование — великолепное (с родителями-педагогами это несложно). Гимназия, Петербургский университет, Адмиралтейская школа прапорщиков в Петербурге, офицерское артиллерийское училище в Ревеле (Таллинн). Служил, воевал с немцами на Балтике.

Есть сведения, что во время смуты Гражданской войны служил в подразделениях гетмана Скоропадского и Петлюры.
В июне 1919 года вступил в РККА и, как офицер флота, был назначен командиром батареи 4-го дивизиона артиллерии Кронштадтской крепости, а затем комендантом форта «Тотлебен» 4-го дивизиона артиллерии.

Во время Кронштадтского восстания Георгий Лангемак восставших не поддержал и был арестован и приговорён к расстрелу. Он содержался под стражей 2 марта — 18 апреля 1921 года и был освобождён только после подавления восстания. Расстрелять не успели. А содержание в карцере форта спасло Лангемаку жизнь, ибо Тухачевский с восставшими не церемонился.

В 1922 году был исключен из рядов ВКП(б). за венчание в церкви.

По окончании академии был распределён на должность начальника артиллерии Черноморского флота, но по просьбе Н. И. Тихомирова к Командующему Ленинградским военным округом А. И. Корку он был оставлен для работы в Газодинамической лаборатории.

В Газодинамической лаборатории Георгий Лангемак занимался разработкой реактивных снарядов РС-82 мм и РС-132 мм. После смерти в 1930 году Н. И. Тихомирова начальником Газодинамической лаборатории был назначен Б. С. Петропавловский, а Лангемака назначили начальником сектора пороховых ракет. И он продолжил разработки, начатые Тихомировым.

В конце 1933 года в Москве на базе Газодинамической лаборатории и МосГИРД (Группы изучения реактивного движения) был создан первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) также известный как НИИ-3.

Директором института был назначен начальник Газодинамической лаборатории И. Т. Клеймёнов, его заместителем — начальник ГИРД С. П. Королёв, которого в апреле 1934 года сменил на этом посту Г. Э. Лангемак.

За время работы в институте Лангемак практически завершил доводку реактивных снарядов РС-82 и РС-132, впоследствии ставших основой реактивного миномёта «Катюша». В 1933 году в Газодинамической лаборатории были проведены официальные полигонные испытания с земли, морских судов и самолётов 9 видов ракетных снарядов различных калибров на бездымном порохе конструкции Б. С. Петропавловского, Г. Э. Лангемака и В. А. Артемьева. 4 из них были приняты на вооружение.

А всего было разработано 82 типа реактивных снарядов калибром 82, 132 и 240 мм.

В этот период Лангемак вёл переписку с К. Э. Циолковским, размышляя и о невоенном применении ракет, о возможности их использования в космонавтике. Кстати, сам термин «космонавтика» ввёл именно Лангемак.

В 1937 г., как «детище» Тухачевского Реактивный научно-исследовательский институт подвергся «чистке». Руководство института было арестовано. 2 ноября 1937 г. Лангемак был арестован (ордер № А 810) органами НКВД г. Москвы как немецкий шпион на основании данных, имевшихся ранее в НКВД (следственное дело архива ФСБ № Р3284 (14654)). Обвинительное заключение, датированное 31 декабря 1937, основано на единственном протоколе допроса, второй экземпляр которого датирован 15 декабря 1937 (первый экземпляр даты не имеет), составленный на основе материалов, предоставленных из института, при активном участии А. Г. Костикова, занявшего место Лангемака после его ареста.

Вместе с Лангемаком были арестованы И. Т. Клеймёнов, С. П. Королёв, В. П. Глушко.

11 января 1938 на закрытом судебном заседании выездной сессии Военной Коллегии Верховного Суда СССР под председательством В. В. Ульриха и двумя членами суда, И. Т. Голяковым и А. Г. Суслиным было рассмотрено дело Георгия Эриховича Лангемака.

За день до этого, 10 января 1938 года, был приговорен и расстрелян директор института, Иван Терентьевич Клейменов.

Но разработанная коллективом "Катюша" все-таки была построена и громила врагов. Торжество правды наступило позже.

19 ноября 1955 Военная Коллегия Верховного Суда СССР под председательством полковника юстиции Лебедкова и членов, подполковников юстиции Романова и Шалагинова, определила: «…приговор… от 11 января 1938 года в отношении Лангемака Георгия Эриховича по вновь открывшимся обстоятельства отменить, а дело по его обвинению на основании п. 5 ст. 4 УПК РСФСР в уголовном порядке прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления…»

Г. Э. Лангемак с коллегами по работе был полностью реабилитирован.

К сожалению, Военная коллегия не закрепила за ними официально статуса авторов "Катюши".

Только в 1991 году Указом президента СССР М. С. Горбачева от 21 июня 1991 посмертно было присвоено звание Героев Социалистического Труда за работы по созданию реактивного миномета:

Ивану Терентьевичу Клеймёнову (расстрелян в 1938 г.)


Георгию Эриховичу Лангемаку (расстрелян в 1938 г.)



Борису Сергеевичу Петропавловскому (скоропостижно скончался в 1933 г.)


Борису Мизайловичу Слонимеру (умер в 1980-м)


Николаю Ивановичу Тихомирову (умер в 1930-м).


Еще два участника дела, Сергей Павлович Королев и Валентин Петрович Глушко, хоть и получили свои сроки, но, к счастью, основное время провели в так называемых "шарашках" и впоследствии заняли свое место в истории освоения космоса. Но это совсем другая история.

Кстати, в декабре 1935 года вышла в свет книга «Ракеты: их устройство и применение» под редакцией Г. Э. Лангемака и В. П. Глушко. Книга была запрещена в 1938 году и изъята из фондов.


«После смерти на мою могилу нанесут много мусора. Но ветер истории развеет его» (И. В. Сталин).

К сожалению, признание и почет не всегда достаются тем, кто его заслуживает. Так вышло и с Лангемаком и его коллегами по работе. Память и уборка этого исторического мусора — это все, что мы можем. Память, знание того, что сделали для нас эти люди, да мысленно низкий поклон за их работу.

Читайте также: