Конструктор kazi 632005 боевой танк т 90

Обновлено: 18.04.2024

Эшелон новейших танков проекта «Прорыв» из Нижнего Тагила направлен Министерству обороны.

Сегодня ночью стало известно об отправке с «Уралвагонзавода» партии новейших танков Т-90М «Прорыв». Как уже сообщал «Царьград», боевые машины на Урале проводили напутствием и молитвой – их освятил настоятель храма Димитрия Донского протоиерей Иоанн Брагин. Что известно про этот танк?

И летать, и плавать

Контракт на поставку танков Т-90М Российской армии был подписан в 2019 году. Его уже видели зрители на парадах и выставках. Танк классической компоновки получил статус «основного» танка ВС России, но пока его производство было достаточно скромным.

Танк значительно легче и ниже западных аналогов, что дает ему преимущества и на поле боя и при транспортировке. На военных шоу не раз показывали умение танка «летать»: Т-90 может сделать выстрел в прыжке с трамплина. Это подчеркивает мощность силовой установки (1130 л.с.), надежность подвески и системы стабилизация 125-мм орудия. Кроме того, танк оборудован системой (ОПВТ), которая позволяет ему двигаться под водой. Управляется кстати, Т-90М не рычагами, а штурвалом.

Броня крепка

Уникальная многослойная композитная броня и модульный комплекс динамической защиты третьего поколения позволяют считать защиту Т-90М одной из самых совершенных. Проще говоря, модули этой защиты способны не только «отбивать» встречным взрывом снаряды противника, но и обманывать головки наведения противотанковых комплексов, вроде тех, что сегодня запад в обилии поставляет Украине.

Танк с мозгами

Если кое-какое «железо» Т-90М было разработано еще в 90-х, то электронная начинка тут самая современная. Благодаря ей могут быть модернизированы и доведены до современного уровня старые варианты Т-90. Панорамный прицел, система управления огнем «Калина»… Для обывателя боевая работа наводчика Т-90М может напомнить игру на ноутбуке: отметил цель и перешел к следующей – машина сама сопроводит ее и уничтожит. Кроме того, возможности нескольких боевых машин и средств разведки могут быть объединены системой тактического управления.

Огневая мощь

Гладкоствольное 125-мм орудие может использовать различные виды боеприпасов и даже выпускать управляемые ракеты через канал ствола. Есть два пулемета: 7,62 ПКТМ (он спарен с пушкой) и 12,7 мм пулемет Корд-МТ. Крупнокалиберный пулемет управляется дистанционно – он размещен в боевом модуле.

Русские своих не бросают! Давайте поможем нашим людям в Донбассе и на Украине! Пожертвуй рубль - спаси жизнь

На Западе в очередной раз обсуждают достоинства российской военной техники. В этот раз в прицел американского издания The National Interest попал основной российский боевой танк Т-90М "Прорыв". Журналисты не раскрыли каких-либо новых деталей, но с уверенностью назвали машину "монстром". С одной стороны, это самый массовый в мире серийно выпускаемый танк, стоящий на вооружении целого ряда стран, с другой — машина возрастом 30 лет, все еще представляющая серьезную угрозу для самых современных американских, британских, немецких и французских танков. Особенно это стало очевидно с появлением в его названии литеры "М".

Т-90 создали в Уральском конструкторском бюро транспортного машиностроения в Нижнем Тагиле. Строили там же — на Уралвагонзаводе. Сегодня это все АО "Концерн "Уралвагонзавод" госкорпарации "Ростех" — крупнейший в мире машиностроительный холдинг, выпускающий как военную, так и гражданскую продукцию.

Уже в начале 90-х годов прошлого века машина привлекла к себе внимание. Даже не столько внешностью, танк остался похож на своего предшественника Т-72, сколько новыми техническими возможностями, о которых на многочисленных военно-технических салонах уральские оружейники рассказывать не стеснялись. Одна из них в том, что многотонная машина может летать. Этот трюк Т-90 выполняет постоянно — за что и получил имя "летающий танк".

Выглядит весьма эффектно. Машина разгоняется до максимальной скорости, заскакивает на специально сделанную горку и буквально взлетает над землей. Несколько метров полета по воздуху, а потом грузное приземление, как и положено многотонному монстру. Но экипаж успевает произвести выстрел из пушки, а затем, не сбавляя скорости, продолжить движение. Публика в восторге, а у специалистов есть повод подумать. Ведь им показали энергетику машины, работу подвески, а также стабилизатора танковой пушки. Это означает, что 46-тонная махина даже после приземления пойдет в бой, а стрелять по цели она может даже в полете и обязательно в нее попадет.

Успех был ошеломляющим. На одной из выставок в Объединенных Арабских Эмиратах (Абу-Даби) наши конструкторы даже предложили американцам прямую танковую дуэль Т-90 с M1 Abrams. Как рассказывают непосредственные свидетели этой истории, конструктор американской машины Филипп Летт сначала загорелся возможностью сравнить танки пусть и в "учебном", но вполне реальном бою, но его быстро одернуло вышестоящее начальство. Мало ли что может произойти, а американец, как и русский, продвигается на экспорт.

Трюки трюками, но стоит обратить внимание и на сами характеристики машины. По своей компоновке Т-90 — самый продвинутый в настоящее время танк в мире. Он весит всего 46,5 т — на 12 т меньше, чем французский Leclerc, немецкий Leopard-2; на 10,7 т легче американского Abrams M1A1 и M1A2 (хотя в крайней модификации SEPv3 последний стал весить как настоящий бегемот — 70 т), на 16 т — английского Challenger-2. Боковой профиль Т-90 самый низкий из всех этих машин. Приземистость позволяет делать танк не только малозаметным на поле боя, но и перевозить его по европейским железным дорогам, чего не сделаешь с иностранными танками — они цепляются башнями за верхние края железнодорожных тоннелей.

Недавно выяснилась еще одна пикантная деталь. Западные танки не способны переехать из-за своего веса мосты в Восточной Польше. Западные аналитики же отмечают, что это не является препятствием для Т-90. А если учесть, что Т-90М получил новый двигатель В-92С2Ф мощностью в 1130 л.с. (прежний выдавал всего 840 "лошадей"), то преград для него действительно нет. Летает он теперь быстрее и выше, как настоящий танк "Прорыва".

Ни пуля, ни штык не берет.

Т-90 знаменит своей живучестью. Еще в 2001 году при заключении контракта на поставку и серийное производство этих машин в Индии (Нью-Дели) провел ряд тестов, показавших превосходство российской машины над всеми существующими в мире. В пустыне штата Раджастхан при температуре 50 градусов выше нуля был устроен марш-бросок. Индийские военные, что называется, погнали по барханам. И, как следствие, загнали лошадку. У Т-90 сгорел двигатель. Наши конструкторы считают, что сделано это было специально, индийцам надо было проверить ремонтопригодность танка в ходе выполнения боевой задачи. Мотор поменяли быстро, и машина продолжила испытания — вторым этапом стал ее обстрел.

По танку выпускали снаряды калибра 125 мм с дистанции менее чем в 100 м — практически в упор. Результат индийцев поразил, у Т-90 оказался поврежден только верхний слой брони, что никак не влияло на работоспособность основных систем танка и не представляло опасности для экипажа. Все это благодаря тому, что лобовая броня танка укрыта динамической защитой. Принцип ее действия заключается в том, что при попадании снаряда взрывчатое вещество, входящее в состав защиты, детонирует и встречным взрывом компенсирует разрушающее действие.

Т-90 прошел и куда более серьезную проверку в Сирии. Здесь он уже противостоял самым современным американским противотанковым комплексам FGM-148 Javelin, находящимся на вооружении террористических организаций. В интернете есть масса роликов, когда беспечные сирийские танкисты оставляют Т-90 на видном месте и сразу же получают американскую ракету под обрез башни. Танк в этот момент не работает, а значит, безмолвствует и его система активной защиты "Штора", которая способна обмануть радиолокационную головку самонаведения. Удар. Взрыв. Дым. Но танк цел благодаря динамической защите "Контакт-5". На Т-90М уже поставлен ее более продвинутый вариант — модульный комплекс динамической защиты третьего поколения "Реликт". Так что машина стала еще более неуязвимой.

Вооружен и очень опасен.

Обновленный Т-90М все-таки совсем не похож на своего предка Т-90. Уже только по внешнему виду его можно считать совершенно новой машиной. И если делать аналогию с истребителями, то он относиться к поколению 4++. То есть как последняя ступень перед появлением машин совершенно нового 5-го поколения. В авиации это истребители Су-30/35 и их старший брат Су-57. Для "Прорыва" это танк нового поколения Т-14 "Армата". Опять же проводя аналогии, на том же Су-35 долгое время отрабатывали технологии и оборудование, стоящее на более продвинутой машине. То же самое происходит и в танкостроении.

На Т-90М установлена принципиально новая башня. Она легко узнаваема по внешнему виду из-за находящегося сзади короба для боеприпасов. Машина получила 125-мм пушку, обеспечивающую применение новых боеприпасов высокого могущества, а также управляемых ракет, позволяющих поражать бронированные цели и даже вертолеты на дальности до 5 км. Имеются и два пулемета: спаренный с пушкой 7,62 мм и установленный на башне, дистанционно управляемый боевой модуль с 12,7-мм пулеметом.

При этом конструкторам удалось существенно увеличить внутренний забронированный объем пространства башни, благодаря чему внутри разместили дополнительное электронное оборудование и улучшили условия работы экипажа. Командир теперь обладает панорамным прицелом и высокоавтоматизированной системой управления огнем "Калина". Это позволило значительно повысить точность огня, сократить время подготовки первого выстрела, внедрить автомат сопровождения цели. Машина интегрирована в сетецентрическую систему тактического управления "Созвездие-М2". Что обеспечивает так называемый армейский интернет, который объединяет в единое информационное пространство все объекты, оснащенные подобными комплексами, на поле боя. Благодаря этому танк может получать целеуказания даже о тех целях, которые экипаж визуально не наблюдает: координаты поступят с командного пункта, беспилотника или другого средства разведки на поле боя.

Как это работает, было показано в одном из видеороликов концерна "Уралвагонзавод" и в передаче "Военная приемка" телеканала "Звезда". В них несущийся с внушительной скоростью по полигону Т-90М преодолевал кочки и канавы так, как будто ехал по шоссе. А командир боевой машины в этот момент отмечал пальцем на жидкокристаллическом дисплее новой управляющей системы координаты цели, и дальше последовал выстрел. При этом в башне ничего не пошелохнулось.

Кроме того, новая электроника сделала возможным реализацию режима ведения огня "охотник — стрелок". Это когда командир ведет разведку целей и ставит задачи на их поражение наводчику, а тот самостоятельно их уничтожает. Одновременно командир продолжает наблюдение и разведку других объектов. Функция двухканального автоматического сопровождения целей (одновременно и независимо с места наводчика и командира) позволяет сократить время на их поражение в разы.

Возраст не помеха.

В настоящее время танков Т-90 различных модификаций выпущено более 2 тыс. Только одна Индия имеет парк этих машин в 1 тыс. штук. Также танки эксплуатируют в армиях Азербайджана, Алжира, Армении, Туркмении, Уганды, Вьетнама и Ирака. К машине присматриваются Кувейт и Саудовская Аравия. Завод по лицензионной сборке Т-90М планирует открыть Египет. Страна намерена построить не менее 500 российских машин.

Что до нашей армии, то на этой неделе концерн "Уралвагонзавод" передал в войска очередную партию танков Т-90М "Прорыв". Контракт на их производство был подписан еще в 2017 году, речь шла о поставке 30 машин: 20 модернизированных до уровня "М" из наличия Минобороны и 10 собранных полностью с нуля. В 2018 году было подписано еще одно соглашение, в рамках которого, по неофициальным сведениям, в войска должны быть переданы еще 30 танков новой постройки. Наконец, 28 июня 2019 года на Международном военно-техническом форуме "Армия-2019" Министерство обороны России подписало с УВЗ еще один документ на модернизацию до уровня Т-90М еще 100 танков Т-90А. По словам замминистра обороны Алексея Криворучко, отвечающего за вооружения, всего Минобороны планирует модернизировать до уровня "М" не менее 400 войсковых танков, ну и закупать новые. Несмотря на возраст, до начала массового производства Т-14 "Армата" Т-90М будет оставаться самым современным и эффективным танком нашего времени

Как и 80 лет назад, с Урала на фронт, на Украину, отправились новые танки. На сей раз – Т90-М "Прорыв". Сравниваем их с новейшими американскими "Абрамсами".

Отправка Т90-М в район спецоперации – это правильно, хорошо, так и нужно было сделать.

Пушка, управление, защита

Во-первых, у этих танков установлено орудие, которое устанавливается и на "Армату" – пушка 2А82. У неё огромная пробивная способность, превосходящая все западные образцы оружия. И очень высокая точность, то есть техническое рассеивание минимальное.

Вторая особенность – это намного более совершенная система управления огнём на борту, она превосходит всё, что до сих пор воевало под нашим флагом.

Третья особенность – это новые, более совершенные системы защиты экипажа и башни.

Есть ещё много других нюансов – скажем, боеукладка у этих танков несколько иначе расположена, что позволяет минимизировать риск гибели экипажа в случае взрыва боекомплекта. Вышибные панели вылетают, взрыв идёт вверх, а не внутрь танка, и экипаж остаётся живым.

Ходовая часть осталась практически неизменной – она от Т-90.

Вот вкратце основные особенности. Это машина, которая по своим характеристикам равноценна новейшим модификациям американского "Абрамса". Но их танк весит около 70 тонн, а наш – около 50.

Комфорт против мобильности

Причина этого кроется не в технологиях, а в менталитете. У американцев традиционно большое внимание уделяется внутреннему комфорту, у нас – существенно меньшее, что, соответственно, сказывается и на количестве обеспечивающих систем. В результате объём американского танка примерно в полтора раза больше, чем у нашего, что и приводит к увеличению веса на 20 тонн при той же бронезащите.

Это имеет очень большое значение, поскольку 80% мостов в Европе, а тем более в России и на Украине, вес 70 тонн не держат, а рассчитаны как раз максимум на 50 тонн. Наши танки могут по этим мостам ходить, а американские – нет. Это создаёт принципиальную разницу, ибо влияет на всю оперативную мобильность войск.

Кроме того, у нашего танка – дизельный двигатель, у американского – газотурбинный, у которого расход топлива на единицу движения примерно в 3-4 раза больше. Соответственно, потребуется намного больше топлива от топливозаправщиков, чтобы обеспечить движение танковых соединений. Что, соответственно, опять-таки сказывается на проблемах материально-технического снабжения и на той же самой оперативной мобильности.

Нашим парням мобильность явно важнее, чем дополнительный комфорт.

Очень скоро мы увидим наши "Прорывы" в бою.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Сборная модель - Российский основной боевой танк Т-90.
Историческая справка: Российский основной боевой танк Т-90 был разработан в 1989 году в конструкторском бюро нижнетагильского «Уралвагонзавода» как очередная модификация Т-72 (Т-72БУ).
В 1993 году он был принят на вооружение под индексом Т-90. Танк вооружён гладкоствольной 125-мм пушкой 2А46М повышенной точности. Орудие позволяет вести огонь не только различными типами снарядов, но и управляемыми по лазерному лучу ракетами.
Применение автомата заряжания позволило достичь скорострельности до 7-8 выстрелов в минуту, что выгодно отличает Т-90 от большинства зарубежных танков.
Т-90 может стрелять не только по любым наземным целям, но и по низколетящим самолетам и вертолётам противника. Возможности орудия и новейший прицельный комплекс 1А45Т «Иртыш» позволяют уничтожить любой самый современный танк противника ещё до того, как он приблизится на расстояние эффективной стрельбы из своей пушки. Вспомогательное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемёта ПКТМ и дистанционно наводимого 12,7-мм зенитного пулемёта 6П49 «Корд» на башне.
Собственная защита танка обеспечивается применением активной брони и новейшего комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1».

В комплектацию данного набора входит:

  • сборная модель
  • клей
  • набор красок для покраски
  • кисточка.

В набор входят краски:
АКР-20 черная 20/рзл.(5мл)
АКР-11 песочная 11/рзл.(5мл)
АКР-08 вороненая сталь 08/рзл.(5мл)
АКР-45 хаки 45/рзл.(5мл)
АКР-55 защитная 55/рзл.(5мл)

Нашу продукцию можно заказать в магазине и лично забрать в Пунктах выдачи в Вашем городе.

На веб-сайте британского Королевского объединённого института оборонных исследований Royal United Services Institute for Defence and Security Studies, ранее Royal United Services Institution, - RUSI) 27 апреля 2022 года был опубликован небезынтересный материал Sam Cranny-Evans, Sidharth Kaushal "Technical Reflections on Russia’s Armoured Fighting Vehicles" ("Технические размышления о русских боевых бронированных машинах").

я95

Модернизированный танк Т-72Б3 образца 2016 года (Т-72Б3М) из состава группировки Вооруженных Сил России на территории Украины, апрель 2022 года (с) ANNA-NEWS

Война на Украине не обнаруживает ничего принципиально нового в танках. Она лишь подтверждает старые уроки и отражает проблемы ведения военных действий с применением бронетанковой техники.

Одними из самых первых снимков, появившихся во время войны на Украине, помимо разрушений, вызванных ударами рускких ракет большой дальности, были снимки горящей русской бронетанковой техники. По мере развития конфликта появились снимки ряда наиболее совершенных танков в арсенале России: Т-80БВМ и Т-72Б3М. Изображения этих танков, от которых остались лишь обгоревшие корпуса и отброшенные в силу детонации боекомплекта в ближайший кювет башни, могут показаться шокирующими. Они создают впечатление, что Украина нашла антидот в борьбе с танковой напастью. Однако, если мы обратимся к конструкции русских основных танков – равно как и украинских, польских, китайских, индийских и многих других – эти снимки окажутся не столь уж шокирующими и не столь полезными в плане изучения русских танковых войск.

Большинство русских танков имеют хорошую броневую защиту в лобовой проекции. Лобовая бронеплита, установленная под углом к нормали в передней части корпуса, называемая также верхней лобовой деталью (ВЛД), обычно является комбинацией стали высокой твердости и композитных материалов или таких материалов, как стеклотекстолит, которые, как известно, являются сложной преградой для такого оружия, как ручные противотанковые гранатометы семейства РПГ-7. Угол наклона брони – 68 градусов – увеличивает ее приведённую толщину до 547 мм для ряда самых ранних вариантов Т-72, а для машин позднего выпуска она может быть больше. Броневая защита башни на русских танках также относительно устойчива к воздействию средствами огневого поражения в лобовой проекции. «Щеки» (боковые проекции) литой башни – полые, что позволяет дополнительно устанавливать усовершенствованную броневую защиту, которая значительно повышает бронестойкость к целому ряду противотанковых средств.

Снаружи танков установлен комплекс динамической защиты (ДЗ). Его быстросъёмные элементы в виде установленных в боковых проекциях башни под острым углом друг другу контейнеров ДЗ; имеется также модуль ДЗ ВЛД. В сущности, ДЗ представляет собой металлический контейнер, внутри которого находятся две металлические пластины, между которыми под углом расположена вставка со взрывчатым веществом. При проникновении снаряда в контейнер ДЗ и соударении с расположенным между металлическими пластинами взрывчатым веществом, последнее детонирует, раздвигая пластины. Это дает ряд эффектов. Во-первых, это увеличивает объем материала, который должен преодолеть снаряд. В этом плане ключевым является угол наклона пластин, поскольку они удаляются от инициируемого взрывчатого вещества – одна в направлении защищаемой боевой машины, другая в направлении снаряда – под углом, что означает, что снаряд, скорее всего, будет вынужден преодолевать больший объем материала. Во-вторых, снаряд испытывает обжатие со стороны пластин, что может его дестабилизировать или фрагментировать; в последнем случае вторичные осколки будут лучше поглощаться пассивной броней танка.

Все это означает, что русские танки достаточно хорошо защищены в лобовой проекции. В условиях массированного применения при ведении боя на встречных курсах, для чего они и предназначены, особенно в обороне, где танки могут располагаться в окопах, они являются могущественными и высокоэффективными боевыми машинами, при условии надлежащей эксплуатации. Но и при ненадлежащей эксплуатации советские Т-72 хорошо себя зарекомендовали в ходе Ирано-иракской войны, и их конструкция стала экспортным бестселлером.

Кроме того, новейшие образцы русских танков, такие как Т-72Б3М, вооружены 125-мм гладкоствольной танковой пушкой 2А46М-5. Это орудие основано на возможностях 2A46, которой был вооружен оригинальный Т-72, и позволяет вести огонь усовершенствованными бронебойными подкалиберными оперенными снарядами с отделяющимся поддоном. Эти новые боеприпасы – основное средство поражения, используемое в дуэльной ситуации танк против танка – способны пробивать 500 мм катаной гомогенной брони на дальности 2 км (см. Jane’s Land Warfare Platforms: Armoured Fighting Vehicles 2020–2021). Усовершенствованные системы стабилизации и управления огнем также означают, что эти танки, по-видимому, более точны при стрельбе, чем их советские предшественники.

При том что стабилизация основного вооружения была усовершенствована, а противооткатные устройства сбалансированы, чтобы уменьшить воздействие на машину во время стрельбы, большинству русских танков, похоже, не хватает того качества стабилизации основного вооружения, которое свойственно большинству западных танков. Это лучше всего характеризует видео немецкого Leopard 2, который идет по танкодрому с бокалом пива, установленным на дульном срезе его пушки. Подобная стабилизация позволяет большинству западных танков вести высокоточный огонь с ходу, передвигаясь на высокой скорости вне дорог по пересеченной местности. Это повышает живучесть танка, поскольку ему не нужно останавливаться, чтобы открыть огонь, и предоставляет экипажу тактические преимущества. Русские образцы танков в меньшей степени приспособлены для ведения огня с ходу, и имеется не так много свидетельств того, что они столь же могущественны, как западные образцы.

Второй составляющей проблемы является технический облик системы управления огнем русских танков. Прицельные устройства и баллистические вычислители, как правило, менее современны, чем их западные аналоги. Определенный прогресс был достигнут в связи с импортом (до 2014 года) тепловизоров от Thales и последующими усилиями по производству этих систем внутри страны, что дало большинству модернизированных русских танков возможность вести бой в ночное время, в условиях ограниченной видимости и задымленности. Меньше информации имеется о баллистическом вычислителе системы управления огнем, который отвечает за придание орудию необходимого угла возвышения и реагирование на вводимые экипажем данные стрельбы в обеспечение точного выстрела.

Танки русских конструкций также обладают весьма стесненным внутренним пространством. Немногие западные танкисты захотели бы управлять основным танком с экипажем из трех человек, что является стандартным для всех советских машин, начиная с Т-64. Выполнение простейших для экипажей танков задач, таких как замена и ремонт гусениц, заправка топливом и наблюдение за обстановкой, по-видимому, представляют бóльшую сложность для трех человек, нежели четырех. Однако стесненное внутреннее пространство и сокращенный до трех человек экипаж могут быть компенсированы отработанностью действий членов экипажа. И уже в силу большой продолжительности времени, в течение которого эти танки состоят на вооружении, вполне вероятно, что русские танкисты скорее примут во внимание эти их технические ограничения при проектировании боевых машин и выработке тактике их применения, нежели будут пытаться воспроизвести боевые возможности западных танков.

В конструкцию танков советской эпохи, начиная с Т-64 и далее в семействах машин типа Т-72, Т-80 и Т-90, пусть и с некоторыми незначительными отличиями, была введена автоматическая система управления боекомплектом, расположенный под башней танка. Он вмещает 22 выстрела раздельного (заряд и снаряд) заряжания. Система называется автоматом заряжания (АЗ) с вращающимся транспортером и служит для подачи выстрелов из корпуса [так в оригинальном тексте – bmpd] танка в казенную часть танковой пушки: сперва загружается снаряд, затем – заряд, после чего подается очередной выстрел в соответствии с запросом наводчика, что позволяет последнему вести огонь.

Использование вращающегося транспортера АЗ позволило советским конструкторам уменьшить высоту танков, равно как и численность экипажа, сократив ее с четырех человек, используемых в большинстве других проектов, до трех. Причины этого объективно обоснованы: меньший внутренний объем танка уменьшает площадь бронирования, что, в свою очередь, снижает массу. Меньшая высота дает меньшую площадь поражения огнем танков противника, а автоматическое заряжание позволяет танку вести огонь при движении по пересеченной местности практически с любой скоростью, хотя точность при этом страдает. Одновременно был принят ряд других конструктивных решений. Бóльшая часть брони танков советской эпохи расположена в передней части машины и служит для защиты башни и лобовой части корпуса. Большинству конструкций танков не хватает бронезащиты в боковых проекциях корпуса и башни – и советским образцам бронетанковой техники это свойственно большей степени, чем их западным аналогам.

Это представляет проблему для советских танков, поскольку вращающийся транспортер АЗ размещен в корпусе, который очень хорошо защищен со стороны ВЛД, но в меньшей степени – в бортовых проекциях. Если попавший в танк снаряд противника пробивает борт или крышу корпуса, он может попасть в укладку боекомплекта, что приведет к самовоспламенению зарядов. Именно в этом момент происходит возгорание метательных зарядов и взрывчатого вещества снарядов – возникает пожар, который быстро распространяется из-за отсутствия противопожарных перегородок между выстрелами в укладках. Если имеет место возгорание достаточного количества выстрелов и их детонация, это зачастую приводит к взрыву, в результате которого башня танка отбрасывается на значительное расстояние, а весь экипаж погибает.

Русские и украинцы попытались решить эти проблемы путем установки комплекта ДЗ. Последняя особенно эффективна против уходящих в историю противотанковых средств, подобных РПГ-7 и его аналогам, которые для поражения целей используют кумулятивные боевые части. Однако и у ДЗ есть свои ограничения, и они особенно заметны применительно к бортовым проекциям боевых бронированных машин: затруднительно установить контейнеры ДЗ в бортовых проекциях корпуса танка так, чтобы контейнеры располагались под углом. Поэтому на русских машинах контейнеры ДЗ установлены в одной плоскости с бортами корпуса. Они могут уменьшить поражающее действие снаряда, особенно если последний соударяется с ними под известным углом, но в меньшей степени, нежели при установке под углом самих контейнеров ДЗ.

Таким образом, катастрофические потери русских и украинских танков являются следствием целого ряда проблем: расположение боекомплекта выстрелов к танковым пушкам, что затрудняет броневую защиту в бортовых проекциях; отсутствие броневой перегородки, отделяющей экипаж от боеукладки; легкость, с которой большинство танков поражается в бортовых проекциях. Самое главное, что все эти проблемы были известны и ранее. Русские танкисты испытали их на себе в Чечне и Грузии. Войска западных государств могли наблюдать те же последствия при ведении военных действий против иракских войск в 1991 и 2003 годах. Фактически, почти каждый вооруженный конфликт, в котором участвовали танки советской эпохи, начиная с Т-64 и далее, показал уязвимость этих конструкций к поражению противотанковыми средствами в верхней и бортовых проекциях. Однако здесь важно отметить, что изображения конечного состояния уничтоженных танков могут противоречить характеру предшествующего боя – он зачастую бывает ожесточенным и скоротечным.

Что все это значит?

Первое, что следует отметить, это то факт, что всякая отдельно взятая конструкция танка представляет собой череду компромиссных решений. Коллектив разработчиков несет ответственность за сбалансированность подвижности, огневой мощи и броневой защиты в соответствии с потребностями заказчика. Из-за этого русские танки и их советские предшественники не имеют недостатков по определению: установка АЗ была осознанным решением, принятым с целью улчшения подвижности и обеспечения достаточной броневой защиты для выполнения задач по предназначению. У них есть определенные недостатки применительно к особенностям современной войны, но это можно отнести к любой конструкции, будь то масса, стоимость, огневая мощь или недостаточная броневая защита. Словом, идеального танка не существует.

Второе заключается в том, что настоящая статья не охватывает другие русские боевые бронированные машины, как то боевая машина пехоты БМП-3 и бронетранспортер БТР-82. Эти машины, как правило, имеют улучшенную броневую защиту в лобовой проекции и редко располагают усовершенствованной композитной броней своих западных аналогов, которая позволила бы им противостоять огню из крупнокалиберных пулеметов и пушек в бортовых проекциях. У них также часто отсутствует противоминная защита, что ставит их в невыгодное положение при использовании противником инженерных мин и самодельных взрывных устройств. Однако и к ним применимы те же оговорки, что и в случае основных танков: они предназначены для использования известным образом, что подчеркивает их сильные стороны – огневую мощь и подвижность.

Третье и последнее заключается в необходимости рассмотрения русской тактики, форм и способов ведения военных действий, которые, как правило, упирают на общевойсковой бой в расчете на использование боевых возможностей артиллерии, фронтовой и армейской авиации с целью нанесения сокрушительного удара по противнику. Принцип децентрализации (англ. mission command, нем. Auftragstaktik) в управлении войсками (силами) – делегирования полномочий и инициативы на низовые уровни управления – редко отрабатывается в ходе боевой подготовки российской армии. Это означает, что воинские формирования танковых войск при самостоятельных действиях, то бишь не будучи поддержаны другими родами войск (сил), по-видимому, выполняют те задачи, которым они не обучены. Важность этого фактора трудно переоценить; его неучёт прежде приводил аналитиков к ошибочной недооценке бронетехники русского производства. Например, неудачные действия иракских танков типа Т-72 русского производства в ходе операции «Буря в пустыне» (Operation Desert Storm) заставили многих аналитиков усомниться в их функциональности, по сравнению с основными танками стран Запада. Однако последующее моделирование сражения за 73 Easting [26 февраля 1991 года] с использованием системы JANUS Ливерморской лаборатории имени Эрнеста Лоуренса показало, что, когда действия экипажей иракских танков были смоделированы, как использующие эффективную тактику общевойскового боя, включая разведывательное обеспечение и поддержку пехоты, они уничтожили 50 единиц боевой техники американского 2-го бронекавалерийского полка (2nd Armoured Cavalry Regiment) – более 70% от его боевого состава в указанном сражении – при том что в целом иракцы потерпели поражение. И это несмотря на то, что моделирование предусматривало преимущества американских основных танков M1 Abrams в таких областях, как дальность стрельбы и использование тепловизионных прицелов, а также учитывало господство в воздухе американской авиации.

В целом, роусская бронетехника обладает относительно высокими возможностями; ей еще предстоит победить конструкторское наследие прошлого, подвергающее экипажи танков рискам. Однако изображения уничтоженных танков редко дают представление о том как, повлияли эти машины на ход и исход боя до того, как были уничтожены. Поэтому важно рассматривать русскую бронетехнику в контексте и понимать, что она, по-видимому, более эффективна на военно-техническом уровне, отличном от военных действий на Украине.

я97

Модернизированный танк Т-80БВМ Вооруженных Сил России. Киевская область, 07.03.2022 (с) кадр из видео телеканала "Звезда"

я96

Танки Т-80У из состава 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии в Харьковской области в ходе переброски на Изюмское направление, апрель 2022 года (с) кадр из видео Александра Коца @sashakots

Читайте также: