Конструктор красного цвета в чем смысл

Обновлено: 25.04.2024

В одной из рекламных аннотаций жанр фильма "Конструктор красного цвета" определяется как "интеллектуальный триллер", в котором при помощи метода психореконструкции воссоздается "неопубликованная глава "Волшебной горы" Томаса Манна.

И в самом деле, в фильме Андрея И звучит внутренний монолог от имени одного из погибших манновских героев.

Однако необычность, шокирующая провокационность фильма определяется вовсе не этим.

Используя свою богатую вгиковскую практику в мастерской научно-популярного фильма, режиссер с помощью редчайших архивных кадров рассказывает жуткую натуралистическую (якобы произошедшую на самом деле) историю попытки создания отечественными военными медиками 1940-х-1950-х годов так называемых биороботов, пригодных для военных действий в экстремальных условиях. Опыты над трупами в морге, сиамскими близнецами, монстрами, состоящими из различных частей тел погибших людей.

Вот он, безжалостный скальпель красного конструктора, руководствовавшегося идеями самого передового в мире учения!

Сделанный на стыке документального и игрового кино, эпатажный по своему материалу, мистификаторский фильм Андрея И резко отличается от иных дебютных картин молодых режиссеров.

Отсюда и неоднозначность зрительских реакций. Одни упрекают "Конструктор. " в жестокости и отсутствии христианского сострадания, другие /мне, правда, лично увидеть не удалось/ - падают в обморок во время сеанса.

Александр Федоров, 1993

"Куколка" (СССР, 1988)

Бывшая олимпийская чемпионка по гимнастике, которая всегда привыкла быть первой, воспринимала как должное, свои заграничные поездки и интервью. И вдруг. После травмы она оказывается выброшенной из спорта и приходит учиться в обычную школу. А там снова надо отстаивать свое место под солнцем.

Юная исполнительница главной роли Светлана Засыпкина играет свою роль весьма убедительно.

Зато Ирина Метлицкая в роли классной руководительницы выглядит, на мой взгляд, излишне экзальтированно, мелодраматично.

Вот почему любовное соперничество учительницы и ученицы на экране кажется театральным. Тем более, что предмет их любви - старшеклассник - фигура в общем-то условная, знаковая.

В свое время "Куколка" вызвала целый скандал в прессе и у "кинообщественности". Сегодня фильм уже кажется своего рода "классикой киноперестройки", когда авторам хотелось выплеснуть, выкрикнуть все, что у них накопилось за долгие "подцензурные" годы.

"Engineering Red" - двухголовый уродец, заспиртованный ошметок соцарта, объект мутации старой скрипучей легенды о Франкенштейне. Становой хребет фильма составляют два сюжета. Линия Ганса Касторпа ("Волшебная гора" Томаса Манна) - сусальные пассажи о двойниках Иисуса, фрейдистские пассатижи: мальчик, ковыряющийся в кишках убитого, и другой, мастурбирующий на Евангелие. Все пропущено сквозь красный фильтр: прозрачная лента с налипшими контурами мединструментов сращивается с изображениями гордо влачащей пурпуры дамы.

Второй сюжет - радикальная смена дискурса: стилизация под "научпоп" оборачивается лихой кромсальней - эта стальная песнь скальпеля, краковяк мертвечины, манифест новой телесности советского человека. Доблестные инженеры тела заняты созданием антропомоделей. С этой целью проводятся опыты по подключению к ритму сердца эмбриона, исследуется феномен сиамских близнецов, разрабатывается прибор для контроля над метакодом социума. Аутопсии и трепанации пузырятся вокруг известной пятиконечной концепции. "Нomo sovetiсus"- голем, гомункул, франкенштейн,- скроен из постановлений партии и комсомола. Диагноз: потеря индивидуальности, подчинение сознания-воли, тяготение к народным массам.
Не спешите зевать - режиссер завуалировал серпасто-молоткастые мотивы. Андрей И - странный лысый человек с буденовскими усами - размещает главные смыслы на спайках сюжетных линий. Так, медитации Касторпа о Христе плавно перетекают в рассказ о переливании мертвой крови живому организму. На поверхности антидогматический жест - "Тело Мое и Кровь Моя" приобретает некрофилический оттенок. Внутри - претензия на новое видение: а вдруг "совок" - только неудачная интерпретация библейского текста?

Фильм И словно пародирует юнгерианскую схему "кровь и интеллект". В экспозиции автор спешит поразить зрителя трезубцем восточной мудрости: "Не верь, что в сердце кровь, - там спрятана белая фиалка". Если с жидкой тканью вроде все понятно, то с цветком у подкорочных ярусов - напряг. Корневые стержни уходят в "номную" почву, в постный постмодерн конца 70-х: портвешок, монастырский-кабаков-пепперштейн, концептуальные цацки-пецки. Отсюда прямиком к интеллигентской забаве - терапии советского невроза посредством манновского фантазма.

Стёб с непроницаемой миной ученого - суть фильма Андрея И. В этом - и его слабость. "Engineering Red" состоялся как идеологическое высказывание, но не перерос в полноценное художественное явление. Слишком много "красного", слишком много…

О попытке создания в СССР (в 40-50-е годы) искусственных людей, которая позже сменилась разработкой психотропного оружия, воздействующего непосредственно на общественное сознание.


О попытке создания в СССР (в 40-50-е годы) искусственных людей, которая позже сменилась разработкой психотропного оружия, воздействующего непосредственно на общественное сознание.

Марвелы Человек‑муравей и Оса: Квантомания Принцесса Мадам «Паутина»

    • 2 . Кощей. Похититель невест
    • 31,62 млн руб.
      • 3 . Молодой человек
      • 27,41 млн руб.
        • 4 . Три кота и море приключений
        • 13,59 млн руб.
          • 5 . Пропавшая
          • 12,34 млн руб.

          16 июня — 19 июня


            • 2 . Кощей. Похититель невест
            • 33,20 млн руб.
              • 3 . Мир Юрского периода: Господство
              • 31,42 млн руб.
                • 4 . Молодой человек
                • 27,41 млн руб.
                  • 5 . Три кота и море приключений
                  • 14,93 млн руб.

                  17 июня — 19 июня


                  Мир Юрского периода: Господство

                    • 2 . Базз Лайтер
                    • $50,58 млн
                      • 3 . Топ Ган: Мэверик
                      • $44,66 млн
                        • 4 . Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия
                        • $4,45 млн
                          • 5 . Закусочная Боба
                          • $1,17 млн





                          ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ РЕДАКЦИИ. ГИПЕРССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА

                          Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

                          Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

                          Псевдонаучно-документальная лента Андрея И. считается крайне сложной для просмотра, много хуже различного рода слэшеров с расчленёнкой. Потому что расчленёнка в слэшерах всё-таки искусственная, а в «Конструкторе. » всё по-взрослому.

                          Использованные в фильме учебно-документальные кадры медицинских операций выглядят тошнотворно и производят подлинно шоковый эффект, хотя не имеют целью кого-либо шокировать. Тем не менее, зритель невольно подозревает, что за кровавым кошмаром, творящимся во весь экран, должно стоять нечто большее, чем научно обоснованная пересадка тканей, выполняемая специалистами в области пластической хирургии.

                          В Советском Союзе, как и во всём мире, велись исследования возможностей трансформации человеческого тела. Закадровый голос диктора под соответствующий видеоряд зачитывает научно-фантастический текст о том, как изучались приживаемость металлических имплантантов костей и пересаженных органов, выживание сиамских близнецов, перспективы переливания трупной крови и тому подобное.

                          Согласно фильму, суть этих опытов – преодолеть психические защитные барьеры человеческого организма. Заставить организм подчиняться импульсам извне, отключить мозг и превратить гальванические подёргивания конечностей в квалифицированную и полезную мускульную работу. Например, оживлять таким способом погибших солдат и направлять обратно в окопы получившихся монстров Франкенштейна.

                          Однако если живые ткани позволяли самые фантастические эксперименты над собой, то мозговые "центры управления" не терпели вмешательство скальпеля в естество, и сердце отказывалось биться в ином ритме, кроме собственного. Живой конструктор раз за разом ломался.

                          В то же время экспериментатор-Природа проводит над людьми самые чудовищные опыты, и довольно удачно. В фильм включены кадры из жизни неразделённых сиамских близняшек. Этакий тяни-толкайчик из двух деформированных детских тел, живущий в научном институте на попечении исследователей, а не родителей. Вот близнецы младенцы, а вот они достигли школьного возраста. закадровый голос диктора комментирует проводимые над детьми бездушные научные эксперименты. Девочки улыбаются кинооператору, они хотят нравиться незнакомым людям, пришедшим на них поглазеть. Дети как дети, только уродливые. Я тихо всхлипывала, смотреть на радостных бедняг невозможно.

                          Подлинную документальную хронику хирургических экспериментов Андрей И. смонтировал в единый коллаж с "реконструкцией" внутреннего монолога персонажа "Волшебной горы" Томаса Манна (я Томаса Манна никогда даже не пыталась прочесть, так что просто верю на слово титрам "Конструктора. " и рецензентам). Душа убитого взрывом солдата, покидая разъятую на части плоть, переживает из-за догадки о том, что у Христа было три сиамских близнеца, и они были разделены представителем таинственной секты пустынников. Христу, надо полагать, достался их общий дух (душа), а что же досталось трём отделённым от Спасителя братьям?

                          Мало того, что не разбираюсь в ересях, но мне остался неясен и общекультурный смысл настойчиво проведённой аналогии между апостолами и светло улыбающимися сиамскими близнецами из советского научного института. Упоминался некий фактор, из-за которого любые близнецы неразделимы духовно и психически.

                          Предполагаю, что это было размышление Андрея И. о возможности или невозможности разделить тело и душу, т.е. авторский комментарий к вопросу о возможности управлять лишенным души телом.

                          Помимо размышлений героя Томаса Манна, в ирреальный, медитативный сюжет “ментального путешествия” прибавлены также фантазийные сцены "томления", "зачатия", "рождения" и "поедания плоти" в исполнении Анны Семкиной, продюсера проектов Андрея И. Анна изображает жизнь тела в моменты, когда оно подчиняется только своим плотским импульсам и неподконтрольно духу. Имхо, это слабое место фильма. Образность нулевая, а символика слишком навязчивая. Документальная часть фильма несопоставимо интересней.

                          В одной из рекламных аннотаций жанр фильма "Конструктор красного цвета" определяется как "интеллектуальный триллер", в котором при помощи метода психореконструкции воссоздается "неопубликованная глава "Волшебной горы" Томаса Манна.

                          И в самом деле, в фильме Андрея И звучит внутренний монолог от имени одного из погибших манновских героев.

                          Однако необычность, шокирующая провокационность фильма определяется вовсе не этим.

                          Используя свою богатую вгиковскую практику в мастерской научно-популярного фильма, режиссер с помощью редчайших архивных кадров рассказывает жуткую натуралистическую историю попытки создания отечественными военными медиками 1940-х -1950-х годов так называемых биороботов, пригодных для военных действий в экстремальных условиях. Опыты над трупами в морге, сиамскими близнецами, монстрами, состоящими из различных частей тел погибших людей.

                          Вот он, безжалостный скальпель красного конструктора, руководствовавшегося идеями самого передового в мире учения!

                          Сделанный на стыке документального и игрового кино, эпатажный по своему материалу, фильм Андрея И резко отличается от иных дебютных картин молодых режиссеров.

                          Отсюда и неоднозначность зрительских реакций. Одни упрекают "Конструктор. " в жестокости и отсутствии христианского сострадания, другие /мне , правда, лично увидеть не удалось/ - падают в обморок во время сеанса.

                          Александр Федоров, 1993

                          Западный мир на советском и российском экранах (1946-2016)

                          Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей

                          Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).

                          Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.

                          Западный экран : авторы и звезды (записки из прошлого века)"

                          Школа и вуз в зеркале кинематографа западных стран

                          Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа

                          Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа

                          Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики

                          Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1967 года) Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере тематических сборников «Мифы и реальность»: 1966-1989)

                          Читайте также: