Конструктор лего для уроков технологии

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«LEGO конструирование, как средство развития технического творчества детей».

Новое поколение – это поколение, направленное на успех. Но сегодня успех воспринимается по другому. Раньше мы считали успех – рост по карьерной лестнице. Рост всегда был вертикальным. Сегодня это уже не актуально. Сегодня карьерный рост будет идти по горизонтали. Он будет определяться тем, что я умею и, что умеют другие. Если мне конкуренции нет - я лидер.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности, как LEGO конструирование и образовательная робототехника. Главная цель работы – это развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков у детей 6-7 лет в процессе LEGO конструирования.

В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей. Так же, использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения.

Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным развитием и с другими образовательными областями:

- способствуют развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

-является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);

-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, проявлять инициативу и самостоятельность.

-сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

LEGO-конструирование развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов — настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета, картинок в которых перегружается психика ребенка, конструкторами LEGO дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей: детали разного размера, формы и цвета, люди разных профессий и наций, животные (домашние, дикие, жаркий стран…и т.д.), транспорт, различные механизмы и конструкции.

В нашем дошкольном образовательном учреждении лего - конструкторы использовались, но только в самостоятельной деятельности детей. В начале учебного года у нас возникла идея сделать LEGO конструирование процессом направляемым, а не спонтанным. Изучив теоретические и практические материалы, мы пришли к выводу, что посредством использования LEGO конструкторов можно эффективно решать образовательные задачи реализуемой в детском саду общеобразовательной программы. Для эффективной организации занятий по LEGO конструированию в групповой комнате организована предметно-развивающая среда, где проводятся занятия с детьми.
В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов использование LEGO имеет свои явные преимущества - качественную подготовку детей к обучению в школе.

Дошкольный период это один из важных периодов в развитии человека. Это самый благодатный период, когда мы формируем и образность, и предметно-преобразовательную деятельность, развиваем речь, память, внимание, мелкую моторику, коммуникабельность и др., учим работать в команде, быстро перестраивать свою деятельность.

Актуальность введения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.

Робототехника в образовании

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.

Актуальность внедрения легоконструирования и робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,

позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

Образовательная робототехника – новое направление обучения, позволяющее вовлечь в процесс научно-технического творчества обучающихся разного возраста. Она предоставляет возможность организовать опережающее обучение и направлена на развитие мышления, навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой.

Внедрение робототехники позволяет решить тот социальный заказ, который ставит общество.

Современная образовательная среда позволяет нам использовать разные конструкторы. Это и магнитные, и металлические и лего конструкторы, которые соединяются и имеют определенное крепление. От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.

Возраст 3-4 года

  • Формирование технической культуры деятельности. Введение в конструирование.

Конечная цель: Знакомство с деталями лего, способы крепления деталей. Формировать умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

Конечная цель: Освоение умений работать по плану. Определять этапы будущей конструкции. Экспериментировать со строительным материалом.

Конечная цель: Развитие конструктивного творчества, инженерного мышления, логики через создание конструкций по образцу, схеме. Начальное знакомство с робототехникой. Ранняя профориентация.

  • Начальная робототехника
  • Пропедевтика технологической подготовки.

Конечная цель: Формирование логики и инженерного мышления. Развитие интеллекта, творческих технических способностей.

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Это пропедевтика, подготовка к школе с учетом требований ФГОС. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте.

Таким образом, я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по конструированию и робототехнике имеет огромное значение для развития мышления, воображения и фантазии дошкольников. Робототехнические модули формируют умения детей сравнивать детали по размеру и количеству, отбирать детали, необходимые для воплощения замысла, сравнивать конструкции с образцами, с другими постройками, а также с реальными объектами. Образовательные робототехнические модули наглядно демонстрируют различные основы начальной робототехники, механики и информационных систем, способствует развитию инженерного мышления.

Выявление, развитие талантливых детей на ранних стадиях развития ребенка и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательных организациях составляют важнейшую задачу нынешнего образования . Динамичность жизни, информационные и чувственные нагрузки на человека, многообразие проблем, требующих решения, подразумевают формирование человека творческого, активного, социально ответственного, с развитым интеллектом .

В связи с этим перед педагогом возникает проблема в нахождении и выборе новых эффективных средств, технологий и методов, которые помогут не только выявить талантливых детей, поддержать их творческий потенциал, развить их творческие способности. Одним из таких средств является лего-конструирование.

Под детским конструированием принято понимать формирование разных конструкций и моделей из строительного материала и элементов конструкторов, других материалов. Парамонова Л. А. выделяет два типа конструирования: техническое и художественное. «В техническом конструировании дети отображают реальные объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. Этот тип включает в себя конструирование из деталей конструктора. В художественном конструировании дети отображают не столько структуру объекта, сколько выражают отношение к ним, передают их характер, используя разные приемы (например, нарушение пропорций)» .К данному типу автор относит компьютерное конструирование.

Конструирование в периоде дошкольного возраста связано с игрой - основным видом деятельности детей 6-7 лет. В раннем возрасте конструирование у детей неразрывно связано с игрой, далее игра становится побудителем к конструированию, а конструирование приобретает самостоятельную значимость для ребенка. В старшем дошкольном возрасте конструирование становится стимулом для развития сюжета игры, а иногда само носит сюжетный характер.

Необходимость использования лего-конструирования в развитии детей дошкольного возраста обоснована в трудах многих ученых. То, что дети обучаются «играючи», доказали отечественные психологи и педагоги Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец и др. Ими доказано, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Лего-конструирование может быть рассмотрено и как вид творческой деятельности, ибо, по определению, творчество есть првероникаоцесс, в результате которого создается нечто новое.

Для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством лего-конструирования должны быть созданы условия:

– процесс конструирования должен приносить ребенку удовольствие;

– конструктивно-игровую деятельность детей необходимо начинать способом «от простого к сложному»;

– обеспечение успеха в начале работы по конструированию;

– доступность и достаточность количества комплектов конструктора для всех детей;

– все задания ребенок должен выполнять самостоятельно;

– равноправное общение детей со взрослыми;

– личностно-ориентированный подход педагога к ребенку;

– общение должно носить познавательный характер;

– создание ситуации выбора, предоставление дошкольникам реальных прав выбора цели, задач, условий, материалов, средств деятельности.

Лего-конструирование стимулирует принимать и активно устанавливать познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и итогах деятельности, применять различные методы контроля (эксперимент, рассуждения), без помощи других совершать маленькие открытия.

Педагог, готовясь к введению лего-конструирования в деятельность детей, не должен забывать о педагогических возможностях иных технологий, современных технических средств, которые можно применять в процессе лего-конструирования. К примеру, лего-конструирование допускает использование интерактивного комплекса (доска, ноутбук, проектор), программ «SmartNoteBook» и «StoryVisualizer», позволяющих создавать увлекательные объекты, сконструированные из легодеталей.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо применять несколько технологий, позволяющих эффективно совершенствовать творческие и познавательные способностей детей. Это лего-конструирование, мини-технологии «Лего-сказка» и «Легомультфильм», технология «Игра-фантазирование» с использованием построек из лего-конструктора.

Проанализируем данные педагогические технологии. Лего-конструирование как педагогическая методика подразумевает соответствующую предметно-развивающую среду, прежде всего, лего-конструкторы и уже готовые лего-постройки. Такого рода аспект дает возможность ориентировать ребенка на интегрированную деятельность: последующее продолжение игровой деятельности с сооружением и создание новой лего-конструкции. Настоящее конструирование начинается тогда, когда дети создают что-то новое, небывалое. Они становятся творцами и выражают творческие способности, как только отступают от готового комплекта и установленных инструкций. На данной стадии важно не сдерживать свободу детского творчества, в таком случае это будет способствовать формированию творческих способностей ребенка, развитию творческого мышления.

Мини-технология «Лего-сказка» ориентирована на создание, конструирование детьми моделей героев сказок и построек для развития сказочных сюжетов с последующим применением их в игре. Данная технология содействует развитию творческого воображения ребенка, как одного из структурных компонентов детской одаренности. Мини-технология «Лего-мультфильм (Лего-комикс)». При создании лего-мультфильмов дети знакомятся с новейшими для них видами творчества: конструирование иллюстрации мультипликационного фильма, видеосъемка, монтаж, звуковое сопровождение. У детей появляется большая возможность для творческого самовыражения, что также способствует развитию их творческих способностей.

Взаимосвязь лего-конструирования с иными технологиями и средствами способствует тому, что конструирование становится творческим видом деятельности, а конструктор лего – средством развития творческих способностей детей. Конструирование как вид деятельности детей старшего дошкольного возраста помогает детям создавать и фантазировать, увлеченно трудиться, воплощая задуманное, воображаемое, что, безусловно, способствует развитию творческих способностей детей.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Применение Лего- технологий в начальной школе

В последние годы в российском образовании все более популярным становится лего-конструирование. На сегодняшний день многие образовательные организации перешли на активное использование лего-наборов в образовании.

Многие практики лего-конструирования рассматривают данную образовательную область как инновационную технологию педагогики, направленную на то, чтобы приобщить учащихся к инженерному творчеству, формированию умений программирования, конструирования и моделирования.

Одним из приоритетных направлений воспитания младших школьников является техническое и инженерное творчества, в котором лего-конструированию выделяется особое место, так как оно обладает большим воспитательным потенциалом. Особое значение введения образовательной робототехники в школе является дефицит квалифицированных педагогических кадров, имеющих способности к преподаванию лего-конструирования.

Содержание ФГОС НОО в сфере образовательной деятельности «Робототехника»

Важнейшей инновационной технологией, которую в настоящее время начинают активно применять в учебном процессе, является лего-конструирование – это образовательная технология, базирующаяся на использовании в учебном процессе лего-конструкторов. Современные лего-конструкторы знакомят детей не только с начальным моделированием технического характера, но и формируют навыки компьютерной грамотности при дальнейшем создании программы для модели-робота.

С 1 января 2010 года в силу вступил новый ФГОС НОО, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. ФГОС НОО акцентирует внимание на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как способности ученика к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного приобретения нового опыта. В связи с переходом на ФГОС НОО каждый педагог пересматривает методику обучения, старается найти приемы и средства, дающие возможность формировать УУД учащихся: регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Лего-конструирование является межпредметной наукой, в которой происходит синтез таких наук, как: физика, математика и информатика, а также окружающий мир и предметов художественно-эстетического характера в зависимости от образовательных целей и задач.

Применение лего-конструкторов на уроках или в виде внеурочной деятельности дает возможность сформировать у учащихся целостную картину мира, познакомить их с эволюционными тенденциями современной науки в различных сферах. Занятия по лего-конструированию включают деятельность учащихся по постановке целей, планированию, проектированию, анализу и корректировке результата. Каждое занятие должно быть направлено на получение конечного продукта интеллектуальной деятельности ученика и предполагает командную работу по реализации проекта. Все перечисленные действия определяются ФГОС НОО как УУД учащихся.

Таким образом, лего-конструирование является эффективным и доступным для педагогов средством обучения, дающим возможность для реализации задач образования на современном этапе.

Работа детей с лего-конструкторами дает возможность сформировать навыки деятельности в области программирования, обмена информацией, развитию инновационного мышления, формированию умения вытраивать алгоритмы своей деятельности, умения планировать и прогнозировать учебную деятельность.

Работа с лего-конструкторами формирует навыки технического планирования и конструирования, развивает коммуникационные и поведенческие навыки, социализирует и дисциплинирует ребенка.

Все описанное выше должно помочь сформировать у детей информационную компетентность, использовать полученные знания при изучении многих школьных предметов, создать в урочной и внеурочной деятельности развивающую образовательную среду, которая поспособствует повышению социализирующего потенциала и качества знаний учащихся младших классов.

Описанные мероприятия должны способствовать освоению и соблюдению норм общения, поведения, общепринятых ценностей человеческого общества, созданию положительной мотивации и стремления к успеху, творчеству.

Привлечение детей младшего школьного возраста к исследованиям в области лего-конструирования, обмену технической информацией и начальными инженерными знаниями, развитию новых научно-технических идей даст возможность создать такие условия, которые будут повышать качество образования за счет использования в образовательном процессе новых педагогических подходов и применение новых коммуникационных и информационных технологий. Понимание феномена технологии, знание законов техники, позволит детям соответствовать запросам времени, а также повысит социализирующий потенциал младшего школьника.

Таким образом, лего-конструирование занимает все большее пространство в образовательном процессе начальной школы. В лего-конструкторы играют и девочки, и мальчики из-за большого арсенала конструкторов лего. Раньше лего-наборы представляли собой обычные разноцветные конструкторы, состоящие из кирпичиков одинакового размера. На сегодняшний день, лего-наборы представляют собой конструкторы для формирования и развития мыслительных навыков, чувства пространственности, мышления творческого формата и т.д.

Сегодня в ассортименте лего-наборов есть и простые наборы по моделированию и постройке домиков, автозаправок, самолетиков и машинок, а есть наборы посложнее, например, лего-набор для строительства движущейся нефтяной вышки, светящегося замка для гоблина, железной дороги с самодвижущимися вагончиками.

Эффективность лего-конструирования обусловлена следующими факторами: развивает пространственное и творческое мышление, воображение, формирует основы для изучения таких предметов, как математика, физика, механика, робототехника.

Для занятий лего-конструированием рабочую площадь необходимо зонировать на 4 зоны:

1. Стеллажи и ящики для хранения дего-наборов.

2. Выставочная зона

4. Зона для обыгрывания.

Успешность обучения зависит от подготовленности педагогов к работе с новыми инновационными технологиями, таким образом, необходимо разработать систему подготовки кадров к работе с лего-наборами.

Развивающие возможности лего-технологий

Среди развивающих технологий лего-конструирование занимает особенное место. Для ребенка младшего школьного возраста лего-конструирование является отличным средством развития и обучения. Посредством лего-конструирования эффективно реализуются задачи:

- развития мелкой моторики;

- развитие познавательного интереса.

Рассмотрим их более подробно.

Развитие мелкой моторики

Самая очевидная польза для физического развития ребёнка, когда он конструирует с помощью лего, это развитие мелкой моторики. Мелкая моторика отвечает за движение мелких мышц. Когда ребёнок манипулирует деталями конструктора Лего, он развивает координацию мелких мышц в пальцах и руках. Развитие способности следовать инструкциям также преимущество конструирования с Лего. Многие наборы Лего идут с пошаговыми инструкциями, которым ребёнок должен следовать, чтобы выполнить поставленную задачу.

Лего-конструирование является эффективным средством в развитии речи младших школьников.

В процессе -конструирования дети младшего школьного возраста дети обучаются описыванию созданных моделей по алгоритму, придумывают загадки и стихотворения, пишут сочинения-миниатюры к моделям.

Одним из современных средств, способных помочь решить проблемы развития речевой активности дошкольников, освоения ими речетворческой деятельности, может быть использование конструкторов «ЛЕГО».

В качестве одного из направлений развития речи в процессе лего-конструирования можно вести лего-энциклопедию, в которой хранятся лучшие описания моделей, придуманные в процессе их создания.

Конструкторы «ЛЕГО» могут быть разными, а их роль в развитии речи ребенка-дошкольника очень велика.

Для связной красочной речи детей младшего школьного возраста в процессе работы с лего-конструкторами педагогу важно использовать в речи стихи и песни для более яркого восприятия художественного слова.

С лего легче все узнать,

С лего легче рассказать!

В коробке спать устали!

На уроке строим мы!

Все для нашей детворы!

И машинки, и паром!

И домики, и перрон!

Учителю в процессе лего-конструирования необходимо наблюдать за деятельностью младших школьников, задавать им сложные вопросы, требующие вдумчивого и развернутого ответа, уточнять их представления, развивать инициативную речь.

Алгоритм речевого развития детей младшего школьного возраста:

1. Знакомство с инструкцией и лего-набором.

2. Предложить учащимся назвать детали лего-конструктора.

3. Знакомство с методами соединения деталей лего.

4. Запись в лего-словарик названий деталей. На этом этапе необходимо задавать наводящие вопросы: «На что похожа данная деталь?», «Что из нее можно сделать?».

5. Поэтапный показ образца модели.

6. Проведение пальчиковой гимнастики перед выполнением конструирования модели.

7. Конструирование с комментированием.

8. Анализ сходства выполненной модели с образцом.

9. Обыгрывание созданной модели.

Обычно дети младшего школьного возраста с удовольствием описывают получившуюся модель, придумывают к ней сказки и загадки.

В процессе конструирования возникают речевые ситуации, дающие возможность активизации основных мыслительных процессов ребенка, расширению словарного запаса, формированию монологической и диалогической речи, грамматической и связной речи, развитию навыков коммуникации, умению в обобщении.

Для развития речи в процессе лего-конструирования целесообразно проводить дидактические игры, среди которых наиболее эффективными являются следующие:

- для развития коммуникативных функций подходит игра «Чудесный мешочек»;

- для развития звукопроизносительных навыков хороши такие игры, как «Чудо-Дерево», «Веселый поезд», «Лего-лого-азбука», «Грамматический футбол», «Домик для Леры и Ролана», «Парные звуки»;

- для формирования навыков звукового анализа слова подходят игры: «Выложи кубиками схему слова», «Крототигр», «Котопес».

- для отработки морфем подходят игры: «Что сначала?», «Найди корень среди кубиков»;

- для формирования представлений о глаголах, существительных, наречий, предлогов и прилагательных используют игры: «Транспорт», «Насекомые», «Деревня», «Путешествие в страну Незнайку» и др.;

- для развития описательного повествования подходят игры: «Специальный транспорт», «Моя семья», «Мальчики и девочки», «Моя отчизна». Например, при организации конструирования на тему «Специальный транспорт» учащиеся узнают о разных видах специального транспорта. Младшим школьникам предлагается инструкция по созданию машин «Скорой помощи», «Полиции» и др. Необходимо обращать внимание детей на строение и цвет машины, верное соединение деталей лего.

Таким образом, с помощью лего-конструирования у детей младшего школьного возраста происходит развитие и обогащение словаря, расширение кругозора, формирование связной речи и т.д. Создание описательного рассказа не по картинке, а по реальному образцу, модели способствует осознанию сюжета, его более глубокому представлению, развертыванию.

Для стимуляции речевой деятельности, детям необходимо уметь действовать по плану, проговаривая для себя последовательность действий по следующему алгоритму:

1. Что я делаю сейчас?

2. Что я хочу сделать в дальнейшем?

3. Как я буду это делать?

4. К какому результату я хочу прийти?

Таким образом, в ходе действий по данному алгоритму, дети получают коммуникативные навыки, развитие ролевого общения, учатся взаимодействовать друг с другом.

Элементы лего-конструирования можно вводить практически во всех режимные моменты: на продленке, на уроке, в свободной деятельности, в качестве факультативных форм деятельности, в деятельности лого-пункта и т.д.

Развитие мыслительных процессов

Лего-конструирование требует организации сложной мыслительной деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что развитие способностей конструирования активизируют мыслительные процессы младшего школьника, порождают интерес к новому инженерно-творческому мышлению поставленных задач, к изобретательности и самостоятельности. Конструирование развивает в учащихся инициативность, стремление к поиску, формирует волевые качества. Именно поэтому, важнейшим требованием к деятельности конструкторского характера является творческий характер во взаимодействии младших школьников и педагогов, оптимальный уровень сложности в конструирование постройки, положительная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончанию выполнения задания.

Если деятельность младшего школьника носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его мыслить и становится фактором развития его мышления.

Любая деятельности по собиранию, ломанию, строительству является отличной тренировочной базой для развития логики и интеллекта.

Работа с лего-конструктором дает возможность для развития внимания детей младшего школьного возраста. Ведь для сборки модели необходимо внимательное изучение инструкции по сборке. При допущении ошибок при сборке, возникает необходимость переделки модели.

Развитие познавательного интереса

Конструирование - это вид продуктивной деятельности, развивающий познавательный интерес. Успешность деятельности зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка. Конструирование дает возможность дать знания о многих физических явлениях, познакомить с основами действия некоторых механизмов, устанавливать взаимосвязи между действиями предметов и явлений и их конечным результатом. Чтобы построить конструкцию, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части - детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом - со всех ракурсов, спереди, сбоку; особенно представить невидимые детали. На занятиях по лего-конструированию при решении практических задач и поиска решений обучающиеся осваивают понятие равновесие, её оптимальной формы, прочности, устойчивости и подвижности. Знания и умения закрепляют в проектной деятельности.

В непринужденной форме, подбирая детали, младшие школьники закрепляют полученные знания и понятия, учатся сравнивать, анализировать, работать. Лего-конструирование учит планировать свою деятельность, исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, находить решения и реализовывать их, расширяет технический и математический словари. Лего формирует навыки командной работы, стимулирует творческие начинания, учит детей радоваться достигнутым успехам своим и успехам своих сверстников. А если ребенок легко справляется с решением логических и технических задач лего-конструирования, то и любая жизненная задача будет ему по плечу. Любую проблему он без труда сможет правильно разбить на задачи, решить их постепенно одну за одной и получить нужный результат.

На занятиях конструированием ребенок превращается в творца. Однако творит он не как художник, а как архитектор (генерирует идеи и замыслы, фантазирует и строит планы) и строитель (собственноручно участвует в воплощении в жизнь своих фантазий). Эта стыковка теории и практики очень важна с точки зрения эмоционального развития (младший школьник учится совершать и исправлять ошибки, быть более внимательным к деталям, основательно прорабатывать замыслы на этапе черновика), к тому же она познавательна и позволяет маленькому человеку интуитивно нащупать путь к развитию собственных склонностей и интересов.

Работа с детьми младшего школьного возраста с лего-конструкторами происходит в игровой форме, что способствует воспитанию соревновательного характера личности ребенка, формированию у него положительного настроя к учебной деятельности. Развитие инженерного мышления в процессе конструирования создает основы для формирования у ребенка установок к изучению основ физики, математики, программирования, логического анализа, что даст широкий простор для изучения данных предметов в будущем.

Таким образом, лего-конструирование в условиях ФГОС НОО является актуальной технологией, так как:

- дает возможность осуществления интеграции образовательных областей;

- позволяет учителю объединять игру с экспериментально-исследовательской деятельностью.

- дает возможность учителю сочетать образование, воспитание и развитие детей младшего школьного возраста в режиме игровой деятельности (обучение в игре);

- дает возможность формированию познавательной активности, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; коммуникативному взаимодействию.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Хлесткин А.И.,

Челябинская область, г. Магнитогорск

Тележинская Е.Л.,

Челябинская область, г. Челябинск

Использование LEGO на уроках технологии

Основная миссия юниорского движения WorldSkills Russia - дать школьникам возможность осознанно выбрать профессию в быстро меняющемся мире, определиться с образовательной траекторией и в будущем без проблем найти свое место на рынке труда.

Юниорские турниры WorldSkills позволяют, во-первых, попробовать свои силы в конкретной специальности. Во-вторых, получить информацию о ней непосредственно из уст представителей профессионального сообщества, понять, как устроена отрасль и увидеть перспективы карьерного роста.

Все компетенции для юниоров развиваются в логике основных компетенций WorldSkills (как существующих международных, так и новых, например, в области Future Skills). В большинстве случае они являются адаптацией взрослой компетенции с учетом возрастных особенностей и возможностей юных конкурсантов [1].

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных организациях стала реализовываться программа непрерывной межпредметной интеграции, стали внедряться новые современные инструменты, такие как Lego , Vernier и другие, что позволяет организовать пропедевтику таких предметов как физика, химия, астрономия и информатика (программирование). Данные предметы формируют картину естественнонаучного познания законов микро и макромиров.

Первоначальное знакомство с основными законами физики в 5 и 6 классах в предмете технология, как показывает опыт, дает возможность учащимся стать активными участниками учебного процесса при изучении курса «физики» в старших классах, т.е. более осознано подходить к выбору технических специальностей. Сензитивный период учеников 5-6 классов идеально подходит для развития интеллекта путем погружения и осмысления окружающего мира. Пропедевтический курс на уроках вводит учеников в курс основных физических законов и закономерностей, то есть в сжатой элементарной форме осуществляет предварительную подготовку учащихся к знакомству модельных ситуационных задач. Используя понятия «тренинг», «квест», «лэпбук» и применяя наборы LEGO education: «Технология и физика»; «Энергия, Работа, Мощность»; «Возобновляемые источники энергии», лабораторное оборудование Vernier учащиеся учатся работать со статистическими данными, анализировать их и прогнозировать результат [2]. Данное оборудование, позволяет ставить перед учениками командные задачи, а также «научные задачи», решая которые, они смогут построить модель, провести ее испытание и при этом проанализировать результаты и сделать выводы. Программа данного курса ориентирована на достижение учащимися основных УУД: личностных, метапредметных и предметных результатов не только по физике, но и по основам программирования. Успешное освоение способов деятельности развивает понятийный аппарат в учебных предметах: физика, математика, технология, развитие речи и иностранные языки. Развиваются познавательные, творческие способности и интересы обучающихся, а также расширяется словарный запас, осваиваются навыки работы в команде, развиваются навыки письменной речи. Главный же результат данного внедрения пропедевтических основ физики в курс технологии – это формирование предметных знаний, развитие познавательного интереса к физике [3].

Новизна данного подхода заключается в том, что:

• изучение основ физики и программирования начинается не на абстрактном, а на визуальном уровне. Физические явления, тела, законы сами по себе позволяют инициировать всю цепочку научного познания и за достаточно короткий срок, часто в течение урока, ученик получает результат, посредством «открытия» нового мира через элементы конструирования, моделирования при выполнения практических и лабораторных работ исследовательского или проектного характера;

• получение информации учащимися, в процессе их деятельности, в условиях кабинета физики и технологии, позволяют самостоятельно воспроизводить физические закономерности и учат выявлять факты и их закономерности;

• предоставление ученику возможности стать субъектом процесса обучения, обучение самостоятельности при организации исследовательской деятельности;

Рассмотрим примеры основных тем пропедевтического курса физики в предметной области технология:

Основные характеристики курса

Фронтальные лабораторные работы

Мир с ЛЕГО – это ЛЕГкО

Обобщение знаний, полученных в начальной школе, ориентируется на законы природы. Знакомство с физическими величинами позволяет перенести полученные знания в плоскость исследовательского навыка. Диагностические тренинги позволяют активизировать познавательные процессы.

Измерения линейкой; измерения размеров разных тел; измерение углов и площадей разных поверхностей; изготовление палетки. Запись различных величин, знакомство с СИ. Решение конкретных задач на скорость, расстояние, ускорение.

1.Закономерности измерения размеров малых тел.

2.Конструирование различных весов (египетские, римские - рычажные с противовесом).

Конструирование уборочной техники. Конструирование механизмов, которые облегчают работу: игра «Рыбак», «Механический молот», «Назови транспортное средство»

Измеряем время, пространство, движение

Исследование свойств пространства через геометрические фигуры плоского, объемного и трехмерного миров. Значение углов в астрономии, географии, математики. Как и для чего измеряют периметр, площадь и объем? Измерение площадей разных поверхностей. Обобщение знания о времени; длительность процессов; измерение интервалов времени; часы; периодические процессы; изучение колебаний маятника на нити. Движение: путь, скорость; методы их измерения и вычисления.

Создание модели: «транспортное средство» - для освоения измерения расстояния; «свободные качели» - для освоения понятия шкала калибрования, построение графиков; «интеллектуальная тележка» - для тренинга навыков измерения расстояний и расчета показаний различных шкал; «модель часы» - для освоения понятий времени, исследования различных маятников.

1.Измерение площадей с помощью изготовленных палеток.

2.Измерение объёмов тел разной формы различными способами.

3.Стробоскопический способ измерения интервалов времени.

4.Моделирование объектов по заданным параметрам и размерам.

5.Проведение соревнований: кто выше, кто дальше, кто быстрее.

Обобщение и систематизация знаний полученных в рамках курса: методы научного познания; физические явления; понятия длина, масса, скорость, время, сила, энергия, методы их измерения.

Самоопределение в мире изучаемых понятий. Необходимость выхода теоретических знаний на практический уровень.

Конструирование нестандартных моделей, командная работа над усовершенствованием моделей, которые были собраны учащимися для решения поставленной практической задачи. Защита проектов по критериям, разработанным учащимися: эффективность, безопасность, работоспособность.

3.Машина для QR кодирования.

5.Устройство для подъема грузов.

7.Знакомимся с аккумулятором и его свойствами

9.Модели на кинетической энергии.

При переходе учащихся в 6 класс, учащиеся, прошедшие ознакомительный курс технологии с элементами робототехники проявляют интерес к сборке не только типовых моделей по инструкции, но и начинают проявлять аналитические способности и занимаются сборкой индивидуальных проектов на базе более серьезных блоков LEGO Mindstorms. Модели из LEGO, собранные учениками, могут быть использованы учителем для дальнейших исследовательских работ, что показывает ученикам значимость их работы, что повышает их мотивацию при изучении предметов [4].

Полученные знания в 5 классе находят отражение и в других темах 6 класса в предмете «технология». Например, в разделе «Технология ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов» ученикам предлагается для изучения тема «Технология обработки древесины на токарном станке». Работа учащихся может быть организована в малых группах. Используя кинематическую схему, учащимся было предложено задание на конструирование токарного станка по предложенной схеме. При выполнении данной работы ученики привели станок в действие и обсудили ответы на вопросы:

· Что будет, если заготовку из древесины не закрепить к задней бабке?

· При каком движении заготовки (на себя или от себя) деталь будет обтачиваться?


Рис. 1. Кинематическая схема станка СТД 120



Слово для освещения результатов эксперимента предоставлялось представителю каждой группы. Задание звучало так: « Продемонстрируйте вашу модель».

Эта деятельность потребовала от обучающихся не только технологической, но и проективной, и коммуникативной компетентности. Таким образом, использование LEGO на уроках технологии способствует формированию и развитию указанных компетенций, знакомит их с основами программирования и дает первичное преставление о законах физики, учит критически обдумывать полученные результаты и работать с аналитическими данными.

1. Тележинская Е.Л., Смирнова О.Н. Использование проектной активности слушателей при курсовой подготовке (на примере образовательной робототехники) // Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики: материалы VII международной научно-практической конференции Челябинск, 6 декабря 2016 г / под ред. В.Н. Кеспикова, М.И. Солодковой и др. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – с.160

2. Оспищева Е.В., Тележинская Е.Л. Адаптация образовательного пространства педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья/ В сборнике: Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров Материалы XVII Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 46–52.

3. Тележинская Е.Л. Отражение элементов лего-педагогики в содержании курсов повышения квалификации учителей/Е.Л.Тележинская //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2015. -№ 3(24). –С. 70-77.

4. Тележинская Е.Л. Quest как форма проведения практико-ориентированного занятия со слушателями/Е.Л.Тележинская //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. –2015. –№ 2(23). –С. 73–78.

Цены на lego средняя и старшая школа и ev3 в формате Excel

Использование наборов «Лего» для школы превращает сложные уроки в занимательную игру

В мире стремительно развивающихся технологий особенно важно знание физики, программирования, информатики. Поэтому актуальны все методы, которые делают обучение детей простым, легким и интересным. Наборы LEGO для школы помогают ученикам понять и усвоить материал по математике, физике, информатике, под руководством педагога или самостоятельно создавать оригинальные технологичные проекты.

Преимущества использования наборов LEGO Education в средней и старшей школах

С помощью методик LEGO Education для средних и старших классов формируются практические навыки структурирования и решения задач различного уровня сложности. Таким образом, трудный для восприятия материал подается в форме игры, что вызывает интерес, позволяет развивать критическое мышление, творческий подход и находить новые решения сложных технических задач.

Основные наборы LEGO Education для учеников средней и старшей школ

«Технология и физика» – интеллектуальный набор «Лего», который рекомендовано купить для индивидуальной или групповой (по 2–4 человека) работы с учениками от 8 лет. Его можно применять на уроках математики, физики, а также на дополнительных занятиях, связанных с моделированием, техникой, при изучении азов программирования. Этот конструктор включает базовые элементы «Лего Technic» и «Лего System». Кроме того, в наборе есть оси, зубчатые колеса, шестерни, поворотные элементы и пр. Инструкция предлагает собрать 10 базовых и 18 основных механизмов.

Набор «Технология и физика» поможет в изучении:

  • Работы зубчатой передачи и мотора.
  • Принципов сборки механизмов и устройств.
  • Возможностей использования энергии ветра.
  • Понятий «скорость», «сила».
  • Работы колеса.

Набор «Пневматика» – специализированный комплект «Лего» для школы, расширяющий возможности основного набора «Технология и физика». Применение «Пневматики» облегчит понимание 10–15-летними учащимися таких тем, как:

  • Кинетическая и потенциальная энергия.
  • Силовые установки.
  • Сборка моделей.

Комплект «Возобновляемые источники энергии» серии LEGO Education служит дополнением к набору «Технология и физика». С помощью деталей для конструирования специальных механизмов (передающих и накапливающих энергию) учащиеся усваивают способы:

  • образования энергии;
  • ее сохранения, транспортировки и дальнейшего применения.

Задачи имеют разный уровень сложности, способы решения. Методические рекомендации прилагаются к каждому комплекту.

Наборы специальной серии Lego Education, Matrix, Tetrix призваны выработать навыки программирования и конструирования, развить у старших учеников творческое мышление. Купить современный набор-конструктор с сервомоторами Лего Mindstorms EV3 стоит для детей старше 10 лет, а Tetrix и Matrix – старше 14. Детали всех конструкторов полностью совместимы между собой.

Покупка наборов и деталей Лего, Matrix, Tetrix для школы

На нашем ресурсе вы можете приобрести как любой из названых конструкторов, так и отдельные дополнительные элементы: дисплеи, аккумуляторы, моторы, батареи, лампы, кронштейны, колеса, пр. Для преподавателей есть методические издания и рекомендации, которые помогут сделать уроки наглядными, понятными и увлекательными. Вся представленная продукция является сертифицированной. Мы предлагаем оригинальные наборы «Лего», Matrix, Tetrix для школы по приемлемой цене.

 9667 Солнечная ЛЕГО-батарея

ЛЕГО «Машины и механизмы» - серия обучающих конструкторов, которая знакомит детей с окружающим миром, обучает основам техники, физики и механики. Она включает в себя наборы для учеников практически всех возрастов, от малышей до подростков: ЛЕГО «Простые механизмы», «Первые конструкции», «Первые механизмы», «Технология и физика», «Пневматика» и «Возобновляемые источники энергии».

Специальные конструкторы созданы для того, чтобы в форме игры обучать детей следующим предметам:

  • Математика.
  • Проектирование.
  • Экология.
  • Физика.
  • Технологии.

Простые механизмы LEGO помогают ребятам развить мелкую моторику, логическое и креативное мышление, экспериментировать со свойствами физических объектов. Все наборы логически дополняют друг друга, обеспечивая непрерывный процесс обучения, начиная с детского сада и заканчивая старшими классами школы.

Что входит в состав серии?

В линейку конструкторов «Машины и механизмы» вошли следующие образовательные продукты:

  • Набор «Первые механизмы» рассчитан на детей 5 - 7 лет. Конструктор знакомит малышей с работой осей, шестеренок, рычагов других подвижных механизмов.
  • Конструктор «Первые конструкции» дает возможность дошкольникам построить свои первые статичные сооружения – мосты, башни, качели.
  • ЛЕГО «Простые механизмы» разработан для школьников 7 лет и старше. Он знакомит ребят с принципами функционирования простых и сложных механических устройств.
  • Набор «Технология и физика» используется при изучении точных наук школьниками 8 - 12 лет. На примере собранных моделей они узнают о понятиях трения, сопротивления воздуха, кинетической и потенциальной энергии, изучают различные физические явления.
  • Конструктор «Пневматика» дополняет комплект «Технология и физика», знакомя школьников 9-12 лет с принципами работы систем сжатого воздуха.
  • ЛЕГО «Возобновляемые источники энергии» рассказывает ученикам 10 - 15 лет об альтернативных источниках энергии и системах, их использующих.

Образовательные возможности

Линейку конструкторов «Машины и механизмы» применяют на занятиях в детсадах и школах, тематических кружках, группах начального профобразования, а также во время индивидуальной домашней работы. К каждому набору производитель выпускает комплект методических материалов, которые включают инструкции по сборке моделей, готовый план уроков для наставника, задания для практики, раздаточные материалы, обучающие видеоролики. Конструкторы полностью соответствуют ФГОС и подготовлены к использованию на уроках.

Читайте также: