Конструктор лунохода в ссср

Обновлено: 27.03.2024

50 лет назад, 3 августа 1971 года, в возрасте 56 лет скончался Георгий Николаевич Бабакин – выдающийся учёный и конструктор в области космической техники, крупнейший специалист по автоматическим системам управления и тестирования, без которых немыслима работа космических аппаратов, член-корреспондент АН СССР, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда.

Под его руководством были созданы космические системы связи, ряд спутников Земли и межпланетные космические станции «Луна», «Марс», «Венера» (включая зонд, впервые в мире взявший образцы атмосферы Венеры) и первый в мире «Луноход», передавший на Землю фотографии лунной поверхности. Он первым в мире решил проблему мягкой посадки космических аппаратов.

Родился он 30 ноября 1914 года в Москве, рано лишился отца, воспитывался в семье отчима. В 1930 г. окончил специальные радиокурсы, в 1936 г. призван в армию, через год освобождён от военной службы по болезни сердца. Работал монтёром, техником на радиоузле, лаборантом, старшим научным сотрудником в Академии коммунального хозяйства. В 1943-49 годах – заведующий лабораторией, начальник КБ и гл. конструктор НИИ автоматики, где под его руководством был разработан радиоэлектронный комплекс обнаружения и поражения целей для ракеты «112». В 1949 году на защите проекта комплекса присутствовал С.П. Королёв, который после выступления Георгия Николаевича сказал: «Искра божья есть в этом человеке».

В 1951 году С.А.Лавочкин, главный конструктор ОКБ-301, которое занималось зенитными управляемыми ракетами, пригласил к себе Бабакина на должность начальника отдела. Ключевое слово здесь – «управляемые». Мало создать саму ракету с двигателем, нужно создать встроенную в нее аппаратуру, которая принимает радиокоманды управления и наводит ракету на цель. Эту работу и выполнял Георгий Николаевич – авторитетнейший специалист страны в данной области… без диплома о высшем образовании. Диплом он получил уже на пятом десятке лет, окончив Всесоюзный заочный институт связи в 1957 г. В 1960 году он стал заместителем главного конструктора по управляющим системам, а с 1965-го до конца жизни – главным конструктором того же ОКБ.

Сказать, что Георгий Николаевич самоотверженно отдавал работе все свои силы и время, – ничего не сказать. Так работало большинство руководителей ракетно-космических НИИ и КБ в те годы. Но гениальный конструктор оказался ещё и выдающимся организатором – он сумел так перестроить работу ОКБ, что все внутренние вопросы решались быстро, а потому быстро шла и работа. Был он и удивительно тактичным человеком, говорившим одинаково ровным тоном со своими рядовыми сотрудниками и с министерскими начальниками, и, наконец, просто обаятельным человеком, за которого подчинённые готовы были идти «в огонь и в воду».

Умер Георгий Николаевич от болезни сердца, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его именем названа улица в Химках, где расположено ОКБ-301 (ныне НПО им. Лавочкина), Научно-испытательный центр НПО, кратеры на Луне и на Марсе. Федерацией космонавтики учреждена медаль им. Г.Н.Бабакина.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

«Луноход-1» на посадочной платформе КТ на Машиностроительном заводе имени Лавочкина

«Луноход-1» на посадочной платформе КТ на Машиностроительном заводе имени Лавочкина

«Луноход-1» на посадочной платформе КТ на Машиностроительном заводе имени Лавочкина

«Луноход-1» на посадочной платформе КТ на Машиностроительном заводе имени Лавочкина

Цветные фотографии «Лунохода-1»

Цветные фотографии «Лунохода-1»

Цветные фотографии «Лунохода-1»

Цветные фотографии «Лунохода-1»

Цветные фотографии «Лунохода-1»

Цветные фотографии «Лунохода-1»

Вячеслав Довгань - водитель Лунохода

Вячеслав Довгань - водитель Лунохода

Члены Государственной комиссии с экипажем «Лунохода»

Члены Государственной комиссии с экипажем «Лунохода»

Начальник группы Малинкин Юрий Иванович

Начальник группы Малинкин Юрий Иванович

Начальник отдела Сагитов Ахмед Нуретдинович

Начальник отдела Сагитов Ахмед Нуретдинович

Ведущий конструктор комплекса 500 Левашов Алексей Ильич

Ведущий конструктор комплекса 500 Левашов Алексей Ильич

Начальник конструкторского сектора комплекса 500 Гречкин Анатолий Семенович

Начальник конструкторского сектора комплекса 500 Гречкин Анатолий Семенович

М.С. Рязанский и Г.Н. Бабакин 1970 год

М.С. Рязанский и Г.Н. Бабакин 1970 год

Бабакин и Тюлин Г.А.Крым 1970

Бабакин и Тюлин Г.А.Крым 1970

Вручение Бабакину Диплома Международной авиационной федерации, 1966

Вручение Бабакину Диплома Международной авиационной федерации, 1966


Схема космической головной части, включающей Объект «Е-8» («Луноход-1» на посадочной ступени) и разгонный Блок «Д»

Схема космической головной части, включающей Объект «Е-8» («Луноход-1» на посадочной ступени) и разгонный Блок «Д»

Блок-схема организации управления полетом объекта «Е-8»

Блок-схема организации управления полетом объекта «Е-8»

Тяжелый искусственный спутник Луны Е-8ЛС для изучения лунного гравитационного поля, разработанный на базе объекта «Е-8»

Тяжелый искусственный спутник Луны Е-8ЛС для изучения лунного гравитационного поля, разработанный на базе объекта «Е-8»

51 год назад, 10 ноября 1970 года, с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя «Протон-К» была запущена автоматическая космическая станция «Луна-17», доставившая на Луну первый в мире самоходный аппарат «Луноход-1». Первые три ступени носителя и разгонный блок обеспечили выведение космического аппарата на траекторию полета к Луне. Старт к Луне осуществлялся с промежуточной околоземной орбиты.

Космический аппарат «Луна-17» был предназначен для доставки на поверхность Луны самоходного аппарата «Луноход-1» и проведения научных исследований на лунной поверхности. Он полностью управлялся с Земли и был создан на Машиностроительном заводе № 301 имени С.А. Лавочкина (сегодня — Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»).

На трассе перелета к Луне 12 и 14 ноября 1970 года были проведены коррекции траектории. 15 ноября при подлете к Луне был включен двигатель на торможение, и станция «Луна-17» вышла на орбиту искусственного спутника Луны высотой 85×141 км наклонением орбиты к плоскости лунного экватора — 141° и периодом обращения 116 минут. С целью формирования условий для схода с орбиты 16 ноября прошли коррекции, в результате которых минимальная высота над поверхностью снизилась до 19 км. 17 ноября 1970 года в 6 часов 41 минут был включен тормозной двигатель, и в 6 часов 46 минут 50 секунд станция «Луна-17» совершила мягкую посадку в прибрежном районе западной части Моря Дождей, в точке с селенографическими координатами: 38°24' с.ш. и 34°47' з.д.

После осмотра места посадки и развертывания трапов была выдана соответствующая команда, и в 9 часов 28 минут «Луноход-1» съехал по трапу с посадочной платформы на лунный грунт. Начался новый этап в исследовании естественного спутника Земли автоматическими аппаратами!

Автоматическая самоходная лаборатория приступила к выполнению программы научно-технических исследований и экспериментов. В течение первого лунного дня проводилось изучение района посадки станции «Луна-17». Одновременно проходили испытания систем лунохода и приобретение опыта вождения экипажем, находящемся на Земле. За это время луноход прошел по лунной поверхности 197 метров.

  • Абсолютный мировой рекорд продолжительности активного существования на лунной поверхности и мировой рекорд продолжительности активного существования на лунной поверхности в классе «С»;
  • мировой рекорд максимальной массы автоматического самодвижущегося аппарата на поверхности Луны в классе «С»;
  • мировой рекорд общего расстояния, покрытого самодвижущимся аппаратом на поверхности Луны в классе «С»;
  • мировой рекорд скорости движения автоматического самодвижущегося аппарата на поверхности Луны в классе «С»;
  • мировой рекорд продолжительности активных действий самодвижущегося аппарата на поверхности Луны в классе «С» (3390 час 36 мин).

В ходе выполнения программы работы за 116 сеансов движения «Луноход-1» прошел расстояние 10 540 метров, что позволило детально обследовать лунную поверхность на площади 80 000 м². Максимальная скорость движения составляла 2 км/час. За это время на Землю было передано 200 телефотометрических панорам и около 20 тысяч снимков малокадрового телевидения. В ходе съемки получены стереоскопические изображения наиболее интересных особенностей рельефа, позволяющие провести детальное изучение их строения.

«Луноход-1» на посадочной платформе КТ на Машиностроительном заводе имени Лавочкина

«Луноход-1» на посадочной платформе КТ на Машиностроительном заводе имени Лавочкина

«Луноход-1» на посадочной платформе КТ на Машиностроительном заводе имени Лавочкина

«Луноход-1» на посадочной платформе КТ на Машиностроительном заводе имени Лавочкина

Цветные фотографии «Лунохода-1»

Цветные фотографии «Лунохода-1»

Цветные фотографии «Лунохода-1»

Цветные фотографии «Лунохода-1»

Цветные фотографии «Лунохода-1»

Цветные фотографии «Лунохода-1»

Вячеслав Довгань - водитель Лунохода

Вячеслав Довгань - водитель Лунохода

Члены Государственной комиссии с экипажем «Лунохода»

Члены Государственной комиссии с экипажем «Лунохода»

Начальник группы Малинкин Юрий Иванович

Начальник группы Малинкин Юрий Иванович

Начальник отдела Сагитов Ахмед Нуретдинович

Начальник отдела Сагитов Ахмед Нуретдинович

Ведущий конструктор комплекса 500 Левашов Алексей Ильич

Ведущий конструктор комплекса 500 Левашов Алексей Ильич

Начальник конструкторского сектора комплекса 500 Гречкин Анатолий Семенович

Начальник конструкторского сектора комплекса 500 Гречкин Анатолий Семенович

М.С. Рязанский и Г.Н. Бабакин 1970 год

М.С. Рязанский и Г.Н. Бабакин 1970 год

Бабакин и Тюлин Г.А.Крым 1970

Бабакин и Тюлин Г.А.Крым 1970

Вручение Бабакину Диплома Международной авиационной федерации, 1966

Вручение Бабакину Диплома Международной авиационной федерации, 1966


Схема космической головной части, включающей Объект «Е-8» («Луноход-1» на посадочной ступени) и разгонный Блок «Д»

Схема космической головной части, включающей Объект «Е-8» («Луноход-1» на посадочной ступени) и разгонный Блок «Д»

Блок-схема организации управления полетом объекта «Е-8»

Блок-схема организации управления полетом объекта «Е-8»

Тяжелый искусственный спутник Луны Е-8ЛС для изучения лунного гравитационного поля, разработанный на базе объекта «Е-8»

Тяжелый искусственный спутник Луны Е-8ЛС для изучения лунного гравитационного поля, разработанный на базе объекта «Е-8»

Ровно 50 лет назад, 10 ноября 1970 года в 17 часов 44 минуты 01 секунду, с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя «Протон-К» была запущена автоматическая космическая станция «Луна-17», доставившая спустя несколько дней на Луну первый в мире самоходный аппарат «Луноход-1». Первые три ступени носителя и разгонный блок обеспечили выведение космического аппарата на траекторию полета к Луне. Старт к Луне осуществлялся с промежуточной околоземной орбиты.

Космический аппарат «Луна-17» был предназначен для доставки на поверхность Луны самоходного аппарата «Луноход-1» и проведения научных исследований на лунной поверхности. Он полностью управлялся с Земли и был создан на Машиностроительном заводе № 301 им. С.А. Лавочкина (сегодня — Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»).

На трассе перелета к Луне 12 и 14 ноября 1970 года были проведены коррекции траектории. 15 ноября при подлете к Луне был включен двигатель на торможения, и станция «Луна-17» вышла на орбиту искусственного спутника Луны высотой 85×141 км наклонением орбиты к плоскости лунного экватора — 141° и периодом обращения 116 минут. С целью формирования условий для схода с орбиты 16 ноября прошли коррекции, в результате которых минимальная высота над поверхностью снизилась до 19 км. 17 ноября 1970 года в 6 часов 41 минут был включен тормозной двигатель, и в 6 часов 46 минут 50 секунд станция «Луна-17» совершила мягкую посадку в прибрежном районе западной части Моря Дождей, в точке с селенографическими координатами: 38°24' с. ш. и 34°47' з. д.

После осмотра места посадки и развертывания трапов была выдана соответствующая команда, и в 9 часов 28 минут «Луноход-1» съехал по трапу с посадочной платформы на лунный грунт. Начался новый этап в исследовании естественного спутника Земли автоматическими аппаратами! Автоматическая самоходная лаборатория приступила к выполнению программы научно-технических исследований и экспериментов. В течение первого лунного дня проводилось изучение района посадки станции «Луна-17». Одновременно проходили испытания систем лунохода и приобретение опыта вождения экипажем, находящемся на Земле. За это время луноход прошел по лунной поверхности 197 метров.

В ходе выполнения программы работы за 116 сеансов движения «Луноход-1» прошел расстояние 10 540 метров, что позволило детально обследовать лунную поверхность на площади 80 000 м². Максимальная скорость движения составляла 2 км/час. За это время на Землю было передано 200 телефотометрических панорам и около 20 тысяч снимков малокадрового телевидения. В ходе съемки получены стереоскопические изображения наиболее интересных особенностей рельефа, позволяющие провести детальное изучение их строения.

Георгий Николаевич Бабакин (13.11.1914, Москва — 3.8.1971, Москва) - главный конструктор советских автоматических станций для исследования Луны и планет Солнечной системы, Герой Социалистического Труда, член-корреспондент АН СССР.

Уже через год после запуска первого спутника Земли Сергей Королёв выступил с инициативой привлечения к работам по исследованию космического пространства новых сил и организаций. Он занимался ракетами, спутниками, подготовкой запуска человека в космос, появлялись новые идеи, но даже такой мощной организации, как ОКБ Королева, было невозможно все контролировать, всем управлять. Так появились специализированные КБ, родился Совет главных конструкторов.

Оставив себе пилотируемую космонавтику, Королев передал в другие руки морское ракетостроение, информационные спутниковые системы, разработку станций для исследования Луны, Марса и Венеры. Последнее направление досталось Бабакину, который был человеком удивительного таланта. 7 классов, курсы радиомонтеров — вот его образование. Экзамены за 10–й класс сдал экстерном в 23 года. Тогда же поступил в Заочный институт связи и окончил его через… 20 лет, пройдя за это время путь от монтера телефонной сети до заместителя главного конструктора ведущего оборонного предприятия СССР — КБ знаменитого авиаконструктора Семена Лавочкина.

Георгий Бабакин родился в Москве 13 ноября 1914 года. Его отец, Николай Бабакин, был выпускником МГУ и дипломированным химиком. Когда началась Первая мировая, он добровольцем ушел на фронт, отважно сражался там, получил ранение, был награжден боевыми орденами. В ходе Февральской революции подпоручик Бабакин был выбран солдатами в полковой комитет, но в мае 1917 (Гоше тогда исполнилось три года) Николай неожиданно для всех умер от сердечной недостаточности. Мальчик рос вместе с мамой, отчимом и младшим братом Алексеем, всю жизнь боготворившим Георгия.
Семья его жила в огромной коммунальной квартире, расположенной по адресу: Староконюшенный переулок, дом 10. Любопытный факт, в этой многосемейной коммуналке конструктор прожил больше сорока лет (с 1920 по 1961 гг.). Георгий рос обычным московским мальчишкой. Летом играл во дворе в футбол и лапту, зимой катался в Сокольниках на коньках. Среди сверстников выделялся жизнерадостным и веселым нравом, считался общительным и компанейским парнем и на свое прозвище Купец никогда не обижался.

Красноармеец Георгий Бабакин

Крайне сложное материальное положение семьи, напряженная работа и гражданская война не позволили Георгию получить классическое образование. Выдающийся конструктор окончил всего семь классов школы в Хамовниках (в 1929 году), после чего отправился учиться на курсы радиомонтёров, открытые при Центральной радиолаборатории. К слову, эти шестимесячные курсы стали единственным местом очного обучения Бабакина. Курсы радиомонтёров он окончил в 1930 году в числе лучших учеников. С этого момента началась трудовая биография Георгия Николаевича — в свои неполные шестнадцать лет он получил направление на работу радиотехником в радиослужбу при столичной телефонной сети. В это время радио только-только начинало входить в быт широких масс, опытных радистов было очень мало, а потому диплом даже полугодичных курсов значил много. Георгию Бабакину сразу же поручили самостоятельную и ответственную работу, во многом стимулировавшую становление юного специалиста, вынуждая его трудиться над повышением квалификации. С этих пор и на всю жизнь у него выработалась привычка вникать в детали, въедливо искать причины неисправностей в аппаратуре, придумывать варианты их устранения. За два года работы при Московской телефонной сети Бабакину неоднократно довелось принимать участие в трансляциях и радиопередачах с вступающих в строй заводов-гигантов, с митингов и парадов на Красной площади. Читать дальше на сайте
Бабакин пришел со стороны. Он не работал в закрытых КБ, связанных с обороной страны, когда в 35 лет разработал проект зенитной управляемой ракеты, превзошедший разработки специалистов. Тогда его со всей группой взяли в КБ Лавочкина, после неожиданной смерти которого 10 лет спустя руководство было доверено Бабакину. Прошло еще 5 лет — и он возглавил программу исследования Луны и ближайших планет с помощью автоматических станций. Первый блин вышел комом, когда «Луна–8» вместо мягкой посадки на спутник Земли разбилась. Весь удар на себя принял Королев, не позволив закрыть программу. Бабакина он представил как своего преемника: «Человека мы отправим на Луну года через три. Георгий Николаевич должен за это время посадить на Луну столько автоматов, чтобы американцам там места не осталось».

Шутка в полной мере не сбылась, но в том не только и не столько вина ученых и конструкторов. Королева вскоре не стало, но спустя 20 дней после его смерти «Луна–9» совершила мягкую посадку на Луну. Следующая станция стала первым искусственным спутником Луны. При Бабакине успешно отработал первый «Луноход», был доставлен в автоматическом режиме лунный грунт, выполнена мягкая посадка на Венеру, и уже после его смерти осуществлена такая же посадка запущенной при нем станции «Марс–3». Все эти достижения были первыми в мире, но после безвременной кончины конструктора на 57–м году жизни все программы по освоению планет постепенно были свернуты или завершались неудачами.
Оригинал взят у maksina в Создатель советского Лунохода
Оригинал взят у irnella в Создатель советского Лунохода


Запуск «Лунохода-1»

Как и говорилось выше, для отправки «Лунохода-1» на Луну была использована межпланетная станция «Луна-17». Он был выведен на орбиту нашей планеты при помощи ракеты-носителя «Протон». Выведение космического аппарата на траекторию полета к Луне обеспечили первые три ступени носителя и разгонный блок. Запуск произошел 10 ноября 1970 года в 17 часов 44 минуты 01 секунду с расположенного в Казахстане космодрома Байконур.


Межпланетная станция «Луна-17»

Полет до Луны занял целую неделю. Межпланетная станция «Луна-17» управлялась с Земли и 12 и 14 ноября 1970 года астрономы слегка изменили траекторию его движения, чтобы в конечном итоге аппарат достиг заранее отмеченной точки на поверхности земного спутника. Станция подлетела к Луне 15 ноября и вышла на орбиту. Снижение аппарата начало происходить 16 ноября, а уже 17 ноября, в 6 часов 46 минут 50 секунд, станция «Луна-17» совершила успешную посадку. Местом посадки стало так называемое Море дождей (Mare Imbrium), расположенное в северо-западной части видимой с Земли стороны Луны.


Цветная фотография «Лунохода-1»

Искусственный спутник Луны — автоматическая станция, которая движется по орбите Луны для изучения его особенностей. Самым первым из них была «Луна-10», запущенная в 1966 году. О том, как работают спутники, можно почитать в этом материале.

После тщательного осмотра места посадки, в в 9 часов 28 минут того же дня «Луноход-1» съехал на лунный грунт. С этого момента первый в мире планетоход приступил к изучению поверхности Луны.

Конструкция «Лунохода-1»

В цели «Лунохода-1» входили изучение особенностей лунной поверхности, выяснение уровня радиоактивного и рентгеновского космического излучения, а также анализ химического состава лунного грунта. Аппарат весил 756 килограмм, оснащался восемью колесами и мог двигаться со двумя скоростями — 0,8 и 2,0 километров в час. Колеса с металлической сеткой позволяли ему проходить через выступы высотой 35 сантиметров и трещины шириной до 1 метра. На верхней части корпуса имелась солнечная батарея, которая заряжала аккумулятор.
Оборудование «Лунохода-1» состояло из шести частей:

  • камер для снятия фотографий. Одна из них была рабочей, а вторая — запасной;
  • спектрометра для измерения интенсивности электромагнитного излучения;
  • рентгеновского телескопа для наблюдения удаленных объектов в рентгеновском спектре;
  • одометра для измерения оборотов колеса. При помощи него астрономы вычислили, какое расстояние проехал луноход;
  • детектора радиации для слежения за уровнем радиационной активности;
  • лазерного рефлектора для измерения расстояния между Землей и Луной.

Также на корпусе аппарата имелись антенны для связи с Землей. Для управления «Луноходом-1» использовался специальный пульт. Пилотом аппарата был Вячеслав Довгань — кандидат военных наук и автор более 120 научных работ.


Вячеслав Довгань за пультом управления «Луноходом-1»

Успехи «Лунохода-1»

«Луноход-1» проработал на поверхности земного спутника 302 дня и преодолел 10 540 метров со средней скоростью 0,14 километров в час. Максимальная скорость, которую он смог набрать, составила 2 километра в час. Важно отметить, что большую часть времени он находился в неподвижном состоянии и занимался сбором научных данных. При помощи своего оборудования он сделал и передал на Землю более 20 000 изображений, 206 панорамных снимков и 25 рентгеновских анализов химического состава лунного грунта. Также он часто использовал пенетрометр — устройство, которое вводит инструмент в вязкую среду и оценивает его густоту. При помощи него исследователи получили информацию о физических свойствах поверхности Луны.

Успешный запуск «Лунохода-1» позволил СССР сделать рывок в космической гонке с США во второй половине XX века. О других советских достижениях в области космонавтики можно почитать в этом материале.

Читайте также: