Конструктор модели образовательного процесса сборная модель

Обновлено: 30.04.2024

В настоящее время в массовой практике дошкольного образования используются три основных принципа или модели построения образовательного процесса:

  • учебный;
  • предметно - средовой;
  • комплексно - тематический.

В практике эти принципы или модели отдельно не встречаются. Они сочетаются с одним или двумя другими моделями построения образовательного процесса.

I Учебная модель.

Главное в ней - обучение.

Специально организованные занятия - основная форма процесса обучения. Деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях не является совместной деятельностью взрослого и ребёнка, так как главной составляющей занятия является воздействие, а главной составляющей деятельности -взаимодействие, сотрудничество педагога и ребёнка.

II Предметно - средовая модель.

Главной составляющей этой модели является дидактический материал, действие с которым автоматически развивает ребёнка; соответственно, взрослому отводится второстепенная роль. Взрослый в этой модели - лишь организатор, его функция - подбор развивающего материала.

В соответствии с действующими нормативными правовыми документами, в том числе и ФГТ, одной из основных форм организации образовательного процесса (наряду с совместной деятельностью взрослого и детей) является самостоятельная деятельность.

Самостоятельная деятельность - это свободная деятельность детей в условиях созданной педагогами предметно развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам.

Без современной предметно - развивающей среды как высшей точки развития предметно - средовой модели не возможна полноценная организация образовательного процесса.

III Комплексно - тематический принцип (или модель).

Задача этой модели - сделать жизнь детей интересной, связать её с окружающей действительностью.

Однако этот принцип в 50 - 80 годы прошлого века подвергался жестокой критике со стороны идеологов учебной модели - А.П.Усовой и др. (критиковали и предметно - средовую модель). НЕДОСТАТКИ:

• Тематическая узость (если детей знакомили с домашними животными,

например - лошадь, то планировали только за лошадью: наблюдали, рисовали, лепили, играли и т.д., только за этим предметом).

• Поглощение выбранной темой всего образовательного процесса, заслонение

ею остальных значимых общественных явлений.

• Эпизодичность темы в жизни ребёнка, после прохождения, изучения - тема

считалась «отработанной» и к ней не возвращались.

В настоящее время комплексно - тематическая модель успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике. Например, в логопедических группах в течение года изучается несколько тем, т.е. планируются обобщающие темы: «Дикие и домашние животные», «Мебель», «Посуда», «Времена года» и др.

Цель этой модели - преодоление лексической недостаточности детей, имеющих тяжёлые нарушения речи.

Комплексно - тематический принцип в данном случае реализуется, никак одна модель, а в совокупности с учебной моделью: занятие продолжает оставаться основной формой организации образовательного процесса, построенному по предметному принципу.

В программе «Радуга» комплексно-тематический не заявляется, но чётко прослеживается организация образовательного процесса на основе сезонности, праздников, традиций («утро радостных встреч», «встречи с интересными людьми»).

Несмотря на отсутствие официальной поддержки, комплексно - тематическая модель почти столетие до утверждения ФГТ жила, видоизменялась, приобретая новые формы.

Таким образом, «Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса» - это одно из положений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Модель воспитательно-образовательного процесса включает взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и комплексно - тематического планирования.

Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГТ необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОУ в настоящее время.

1. Учебная модель

В последние годы она активно используется в ДОУ. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие - методику и приобретает вид “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.

2. Комплексно-тематическая модель

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.

Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

3. Предметно-средовая модель

Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.

Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ)

Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели :

Исключение учебного блока (но не процесса обучения) ;

Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность;

Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;

Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность»

Изменения в образовательном процессе :

Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса : в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Новое содержание понятия «занятие» :

Занятие – это занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей, осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).

Реализация ЗАНЯТИЯ как дидактической формы учебной деятельности возможно только в старшем дошкольном возрасте

Структура образовательного процесса

В образовательном процессе включено два основных составляющих блока: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей. Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет). Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом усвоения содержания в видах деятельности (Д. Б. Эльконин.)

С точки зрения возрастных особенностей детей дошкольного возраста, предлагается строить образовательный процесс по так называемому «событийному» принципу (жизнь детей в детском саду должна стать более интересной, а образовательный процесс – мотивированным)

Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны, вызывать и личностный интерес детей (по крайней мере, большей части группы, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».

Алгоритм комплексно - тематического планирования

Перспективный комплексный план

Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.

Она отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности, предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

Организация совместной деятельности взрослого с детьми (Н. А. Короткова)

Основные характеристики совместной деятельности

Формы организации совместной деятельности

Алгоритм организации совместной деятельности

НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Отличительные особенности непосредственно организованной деятельности «Образовательная деятельность должна осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности».

В формах НОД решаются задачи не одной, а нескольких образовательных областей, поскольку включаются в разные виды деятельности.

Схема развития деятельности

НОД организуется как совместная деятельность взрослого и ребенка, выстраиваемая на основе увеличения доли самостоятельности ребенка

Совместная деятельность взрослого и ребенка…

Модель - это организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ, она состоит из 15 компонентов.

Первый компонент - это воспитательно-образовательный процесс в соответствии с программой образовательного учреждения, в котором реализуется цель программы. Исходя из цели формулируются задачи воспитательно-образовательного процесса. Задачи определяют содержание работы воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ, которое включает в себя взаимодействие педагога и воспитанника, сотрудничество с семей и различными социальными институтами, такими как библиотеки, педагогические университеты, школы, центры развития и прочее. Содержание работы реализуется в режиме дня, который включает в себя непосредственную образовательную деятельность, самостоятельную деятельность и деятельность в режимные моменты. Данная деятельность реализуется через следующий инструментарий: средства обучения и воспитания, современные формы, методы и приемы работы (в соответствии с выбранной технологией, предметно-развивающая среда, которая организованна в соответствии с зональностью помещений в группе. Следующий компонент – мониторинг, который направлен на оценку сформированности интегративных качеств воспитанников и позволяет оценить уровень профессиональных компетенции педагогов. Мониторинг может быть либо авторским, либо разработанным специалистами ДОУ, либо разработанным на базе муниципальной системы образования. На основании мониторинга мы анализируем воспитательно-образовательную деятельность в ДОУ. По результатам анализа воспитательно-образовательного процесса выстраиваем дельнейшую траекторию своих действий. Если требуется корректировка какого-либо элемента воспитательно-образовательного процесса, то вносятся изменения в программу. На каждую структурную часть модели оказывают влияние определенные условия, зафиксированные в ФГТ: медико-социальное обеспечение, информационно-методическое обеспечение, учебно-материальное обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение, финансовое обеспечение, кадровое обеспечение, материально-техническая база.

Если в образовательном учреждении воспитательно-образовательный процесс будет реализован в соответствии со структурными частями модели, то педагогическая деятельность в ДОУ станет более эффективной.

Модель организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации образовательного процесса позволяет структурировать знания педагогов и специалистов ДОУ на современном этапе развития дошкольного образования.

В настоящее время педагогическому коллективу необходимо разработать модель организации образовательного процесса в возрастных группах в соответствии с ФГОС и образовательной программой своего дошкольного учреждения.

На этом этапе важная роль отводится методической деятельности. Что необходимо сделать?

• разработать план по введению ФГОС и обновлению образовательного процесса;

• проанализировать определить достаточный и необходимый уровень профессиональной компетентности педагогов на основе профессионального стандарта «Педагог»;

• обозначить особенности каждого педагогического сообщества, определить роль и место их в методическом сопровождении внутри целостной системы методической работы;

• организовать инновационную и внедренческую деятельность в образовательной организации, с целью повышения качества образовательного процесса.

• В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» он должен обладать компетенциями, условно разделенными на три пространства деятельности:

• Общепедагогическая функция. Обучение.

В каждом из трех пространств деятельности конкретизируются «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания» и «другие характеристики».

Основаниями для моделирования образовательной работы могут являться: региональная политика в области оптимизации деятельности образовательных организаций;

• образовательная программа организации, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и Примерной образовательной программой.

• приоритеты в содержании образовательного процесса, учет образовательных запросов потребителей образовательных услуг;

• условия, созданные в организации для реализации Программы, (кадровые, научно - методические, психолого-педагогические, созданные и гибко меняющиеся предметно-пространственные среды)

Каковы основные принципы устанавливает ФГОС ДО?

• поддержки разнообразия детства;

• сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

• полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

• создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Что является отличительной особенностью Стандарта?

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса, и по содержанию дошкольного образования. Вариативность дошкольного образования имеет ряд негативных последствий (осуществление образовательного процесса в условиях, не адекватных возрасту детей дошкольного возраста. ФГОС ДО осуществляет нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Т. е. стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы.

Что является основными целями ФГОС ДО?

• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

1. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

2. Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, которые включают в себя:

2.1. требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования :

2.2. к развивающей предметно-пространственной среде;

• предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

2.3. к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.4. к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.5. к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Содержание Программы должно охватывать следующие ОО:

1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2. Познавательно-речевое развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

3. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

4. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. Взаимодействие педагога с ребенком – центральный процесс в образовании детей дошкольного возраста. В процессе этого взаимодействия у ребенка Происходит развитие способов (средств) действия• Развивается познавательная мотивация и увлеченность• Развиваются и транслируются культурные нормы – в том числе, нормы• взаимодействия с другими людьми Педагог подбирает средства развития (методы, формы, материал, тем самым Возникают (не возникают) индивидуальные образовательные траектории• В нормативном контексте необходимо оценивать тип взаимодействия взрослых с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н. А. Короткова) : 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе). Основные позиции обновления организации образовательного процесса : Комплексно - тематическая модель организации образовательных содержаний.

• Тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально- образной форме; реализуется в разных видах детской деятельности (тематический день, неделя, месяц) Предметная среда гибко меняется в соответствии с содержанием – темой. Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности

• ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала. Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком. Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу. Формы образовательной деятельности : Программные цели и задачи дошкольного образования реализуются при

• комплексно- тематическом планировании (тематический час, день, тематическая неделя и т. д.) и организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы. Формы и методы выбирает педагог самостоятельно в зависимости от контингента

• детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Примеры форм организации двигательной детской деятельности: Подвижные игры с правилами

• Подвижные дидактические игры

• Игровые упражнения, игровые ситуации

• Ритмика, аэробика, детский фитнес

• Спортивные игры и упражнения.

• Гимнастика (утренняя и пробуждения)

• Организация плавания и др.

• Основные позиции обновления организации образовательного процесса : Профессиональное взаимодействия педагогов с детьми

• Психологическое сопровождение образовательного процесса

• Четкая организация взаимодействия специалистов

• Создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями

• воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений) Активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т. д. Дошкольная педагогика отошла от формулировки «работа с родителями» и поставила перед педагогами задачи - установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей. Эти отношения определяются понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие", под которыми подразумевается двусторонний процесс, ориентированный на повышение педагогической культуры родителей, их включение как полноправных партнеров в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Ключевые задачи обновления образовательного процесса с учетом ФГОС ДО : 1. Наполнить жизнь ребенка интересным содержанием. 2. Творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов. 3. Широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций. 4. Вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие). 5. Исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма. 6. Внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям

Структура образовательного процесса соответствии с ФГОС ДО Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 села Коноково муниципального образования.

Требования к условиям реализации образовательного процесса при введении ФГОС дошкольного образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

ФГОС. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Бусловская т. в. :ФГОС ДО1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,.

Интерактивные формы работы с кадрами «Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС» Цель: систематизация знаний педагогов, развитие их профессиональной компетентности в реализации Федерального государственного образовательного.

Консультация для педагогов «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС» Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы являются:.

Областной семинар «Проектирование образовательного процесса в ДОО в условиях перехода на ФГОС» (фотоотчёт)

Областной семинар «Проектирование образовательного процесса в ДОО в условиях перехода на ФГОС» (фотоотчёт) В Мысковском городском округе прошёл постоянно действующий семинар «Деятельность дошкольных образовательных организаций в условиях перехода.

Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС и контингентами воспитанников Проектирование воспитательно – образовательного процесса в соответствии с ФГОС и контингентами воспитанников по видам деятельности Группа:.

Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС и контингентами воспитанников Проектирование воспитательно – образовательного процесса в соответствии с ФГОС и контингентами воспитанников по видам деятельности Группа:.

Семинар-практикум «Планирование образовательного процесса в рамках введения ФГОС дошкольного образования» План-конспект Семинар-практикум «Планирование образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО" Асауленко Г. В., старший воспитатель,.

Современные подходы к организации и планированию образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Дошкольному образованию на современном этапе предстоит решить сложную.

Учебная модель. В последние годы она активно используется в ДОУ. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого – учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие – методику и приобретает вид “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.

ВложениеРазмер
tri_modeli_organizatsii_obrazovatelnogo_protsessa_v_dou.docx 12.18 КБ

Предварительный просмотр:

Три модели организации образовательного процесса в ДОУ

1. Учебная модель. В последние годы она активно используется в ДОУ. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого – учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие – методику и приобретает вид “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.

2. Комплексно-тематическая модель. В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя – логопеды. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

3. Предметно-средовая модель. Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.

Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Модель организации образовательного процесса

Образовательная область социализация для второй младшей группы.


Модель организации образовательного процесса по литературному воспитанию детей

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника , дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым с.


Модель организации образовательного процесса в ДОО (по О. Скоролуповой, Н. Фединой в соответствии с ФГТ)

Для планирования образовательного процесса.

"Модель организации образовательного процесса в контексте с ФГОС ДО"

Выступление на районном семинаре с докладом (презентация).

"Самостоятельная деятельность детей как одна из основных моделей организации образовательного процесса в рамках ФГОС ДО"

Разработка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах.


Модель организации образовательного процесса в ДОУ

Проектирование режима дня дошкольника.


Модель организации образовательного процесса. Модель планирования воспитательно-образовательной работы на день

Модель организации образовательного процесса.Модель планирования воспитательно-образовательной работы на день.

«Сборная» модель построения образовательного процесса с детьми: 1. Блок специально организованного обучения в форме занятий. 2. Блок совместной взросло-детской партнерской деятельности. 3. Блок свободной самостоятельной деятельности детей.

Слайд 7 из презентации «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ»

Похожие презентации

«Геометрические построения» - Геометрические построения. Описанная окружность (I). Правильный шестиугольник. Построение треугольника. Деление угла пополам. Правильный пятиугольник. Правильный треугольник. Вписанная окружность. Отрезок А'B' равен отрезку АВ. Описанная окружность (II). Анимированные алгоритмы. CD - серединный перпендикуляр.

«Построение многоугольников» - Великий и непредсказуемый Пифагор. Несмотря на то, что еще древними греками были найдены способы построения с помощью только лишь циркуля и линейки правильных многоугольников с числом сторон 3, 4, 5, 15, а также с числом сторон, большим в 2 раза, в отношении прочих правильных многоугольников царила полная неизвестность.

«Построение правильных многоугольников» - Доказал возможность построения правильного 17-угольника. Правильные многоугольники. 2) Построим отрезок ОС , ?АОВ=?ВОС, т.к. ОВ-общая, ?3=?4, АВ=ВС. 3) Построим отрезок ОD, аналогично ?ВОС=?СОD и ОС=ОD. В любой правильный многоугольник можно вписать окружность, и притом только одну. 1) АО, ВО- биссектрисы , многоуг. правильный, тогда ?1= ? 2= ? 3= ? 4 ?>.

«Построение циркулем и линейкой» - Исследователи. Моря и пустыни, Земля и Луна Свет Солнца И снега лавины… Геометры. Природа сложна, Но Природа одна Законы Природы едины. Как построить прямой угол? Как разделить с помощью циркуля и линейки любой угол пополам? Геометрические построения с помощью циркуля и линейки. Историки. Как возникли в древности геометрические построения?

«Построение графиков» - Графики уравнений F(x;a)=0,G(x;a)=0 строятся несложно. Обобщенный метод областей. Множества точек на плоскости. Граничные линии: Построим пунктиром в одной системе координат графики функции. Данное уравнение равносильно совокупности следующих двух уравнений: 8 решений, если. Построим в одной системе координат графики функций.

«Построение геометрических фигур» - Инструменты построений. Координатный метод. Метод оригами. Этапы решения задач на построение. Алгебраический метод. Требования – искомая фигура (совокупность фигур) с указанными свойствами. Например: прямая; биссектриса угла; серединный перпендикуляр. Метод оригами - практический метод, основанный на перегибании (реальном или мысленном).

Читайте также: