Конструктор первой баллистической ракеты

Обновлено: 16.05.2024

В середине 20 века выход в космос имел не столько научное, сколько политическое значение. Начинающаяся Холодная война подстёгивала двух гигантов, СССР и США, сражаться за звание первого покорителя космоса. И, благо, оружием в данной битве служили светлые головы ученых и инженеров, которые на протяжении почти 20 лет раз за разом удивляли весь мир своими изобретениями.

Сегодня речь пойдёт о человеке, которого по праву называют отцом советской космонавтики, и имя ему - Сергей Павлович Королёв. Именно его усилиями был запущен первый искусственный спутник Земли, осуществлен первый полёт человека по околоземной орбите и многое другое. Но обо всём, как водится, по порядку.

Сергей Павлович родился 12 января 1907 года в городе Житомире в семье учителя русской словесности и дочери нежинского купца. Спустя какое-то время после его рождения отношения в семье разладились и мать отправляет трёхлетнего Серёжу к своим родителям в город Нежин. Там, во время показательного полёта 4 июня 1911 года он впервые видит самолёт и это событие оставляет у него неизгладимые впечатления. В школьные годы он проявляет большую заинтересованность в авиационной технике и с 1923 года активно участвует в работах «Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма». Примерно в это же время он успешно защищает перед комиссией собственный проект безмоторного самолёта К-5. Так начинается его конструкторская карьера.

Уже к 1929 году Сергея Королёва знают как талантливого молодого конструктора, усилиями которого были спроектированы и построены лёгкий самолёт СК-4, а также планеры Коктебель и Красная Звезда. Последний особенно примечателен тем, что на нём впервые в СССР была успешно выполнена мёртвая петля. В 1931 году вместе с энтузиастом реактивных двигателей Фридрихом Цандером создаёт общественную организацию ГИРД - Группа изучения реактивного движения, или же группа инженеров работающих даром. В дальнейшем она становится государственной научно-конструкторской лабораторией, в которой велись работы по созданию жидкостно-баллистических ракет. Именно так. В то самое время как в Германии разрабатывали ФАУ-2, в СССР тоже велась разработка ракет на жидкостном двигателе. Однако успешному завершению работ помешало одно событие, о котором мы расскажем позже.

Пока что всё шло хорошо и в 1933 году был осуществлен первый удачный запуск ракеты ГИРД-Х. Она представляла из себя небольшую модель для проверки работы жидкостного ракетного двигателя на топливной паре бензин-жидкий кислород. Позже в том же году на основе ГИРД и Газодинамической лаборатории в Ленинграде был

создан Реактивный НИИ СССР, в котором Королёв стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов. Под его руководством были разработаны проекты жидкостной баллистической ракеты дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям, а также зенитных твердотопливных ракет.

Но 27 июня 1938 года всё меняется.

Сергея Павловича Королёва арестовывают. Его обвинили в соучастии в контрреволюционной деятельности внутри Ракетного НИИ, призванной подорвать государственную промышленность и сроки сдачи новых образцов вооружения. Военная Коллегия Верховного Суда СССР осудила Королёва на 10 лет в исправительно-трудовом лагере. Сергей Павлович успел побывать в Бутырке, Новочеркасской пересыльной тюрьме, и даже попасть на Колыму. Там, во время общих работ на золотом прииске Мальдяк его застало распоряжение о направлении в Москву для пересмотра дела.

В июле 1940 года был судим вторично и приговорен к 8 годам заключения в московской спецтюрьме НКВД ЦКБ-29, также известной как «Туполевская шарага». Шарага - разговорное название НИИ и КБ тюремного типа, в которых работали осужденные учёные, инженеры и техники. Здесь под руководством другого осужденного авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева он разрабатывает бомбардировщики Пе-2 и Ту-2. Позже его переводят в конструкторское бюро тюремного типа в Казани, где он работает над применением ракетных двигателей в авиации. В июле 1944 года, по личному распоряжению Сталина, Королёв был освобождён из заключения, однако был вынужден ещё один год проработать в Казанском КБ.

После окончания Второй Мировой войны Сергея Павловича назначают главным инженером советско-германского ракетного института «Нордхаузен». Главной целью данного предприятия было изучение и воспроизведение ракет ФАУ-2. В 1948 году начинаются тестовые запуски Р-1, аналога немецкой ракеты и уже к 1950 году она успешно встаёт на вооружение. На протяжение последующих семи лет Королёв активно занимается различными модификациями Р-1, в результате чего появляется целое семейство ракет с префиксом «Р» : Р-2, Р-5, Р-11, Р-7.

Из этого списка больше всего нас интересует Р-7.

Изначально она была разработана для ядерного сдерживания США. Видите ли, на начало Холодной Войны Америка была единственной державой в мире, обладающей ядерной бомбой. Это, конечно, быстро поменялось усилиями советских ученых, но по-прежнему оставалась одна проблема. Советский союз не имел ни одной военной базы в достаточной близости к потенциальному врагу, чтобы нанести быстрый удар. В связи с этим было принято решение создать совершенно новый носитель, межконтинентальную баллистическую ракету. Но грозному оружию нашлось и другое, куда более мирное применение. После значительного облегчения конструкции и переоборудования Р-7 идеально подошла для того, чтобы вывести на орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли, навсегда вписав имя Королёва в мировую историю.

На этой прекрасной ноте начинается активная стадия космического противостояния СССР и США. Столько всего ещё предстояло совершить: первый пилотируемый полёт, высадка на Луну, разработка марсоходов и орбитальных станций. И большую роль в этом этапе развития человечества сыграл Сергей Павлович Королёв, рассказ о котором мы продолжим в следующий раз.

В 1924 г. окончил Одесскую профессиональную строительную школу. В 1924 г. поступил в Киевский политехнический институт (ныне Национальный технический университет Украины "Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского"), где проучился два года, освоив общие инженерные дисциплины по авиационной технике. Осенью 1926 г. перевелся на аэромеханический факультет Московского высшего технического училища (МВТУ; ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана). По окончании МВТУ в 1930 г. получил специальность инженера-аэромеханика (руководителем его дипломного проекта "Легкомоторный двухместный самолет СК-4" был авиаконструктор Андрей Туполев). В том же году окончил Московскую школу летчиков-планеристов.

Доктор технических наук (ученая степень была присвоена в 1957 г. после осуществления запуска первого искусственного спутника Земли). В 1953 г. был избран членом-корреспондентом, в 1958 г. - действительным членом Академии наук СССР (ныне Российская академия наук, РАН).

Награды, почетные звания
Дважды Герой Социалистического Труда (1956 - "за создание дальних баллистических ракет", 1961 - "за особые заслуги в развитии ракетной техники и за работы по созданию и успешному запуску первого в мире космического корабля "Восток" с человеком на борту").
Был награжден орденом "Знак Почета" (1945), тремя орденами Ленина (апрель и декабрь 1956, 1957), двумя золотыми медалями "Серп и Молот" (1956, 1961), медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1945).
Лауреат Ленинской премии (1957; "за создание первого и второго искусственных спутников Земли").
В числе наград ученого-конструктора - Золотая медаль им. К. Э. Циолковского АН СССР (1958).
Почетный гражданин российских городов Королев, Калуга (присвоено посмертно в 1997 г.), а также Байконура (Казахстан, 1970).

Семья
Был дважды женат. Первая супруга - Ксения Максимилиановна Винцентини (1907-1991), хирург. Вторая жена - Нина Ивановна Котенкова (1920-1999), работала переводчиком в НИИ-88. Дочь от первого брака - Наталья (род. 1935), доктор медицинских наук, хирург, лауреат Государственной премии СССР.

История ракетно-космической промышленности СССР. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 4 октября 2017 года исполняется 60 лет со дня запуска первого в мире искусственного спутника Земли. С этого космического аппарата, созданного Советским Союзом, началось освоение космического пространства человечеством.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории советской ракетно-космической программы.

Циолковский и первые ракеты в СССР

Первым идею полетов в космос высказал основоположник практической космонавтики, русский ученый Константин Циолковский (1857-1935).

В своем труде "Грезы о земле и небе и эффекты всемирного тяготения" (1895) он писал: "Еще с юных лет я нашел путь к космическим полетам. Это - центробежная сила и быстрое движение". Впоследствии в своих работах он подробно описал теорию полета и конструкцию ракет, предложенных им для исследования атмосферы.

Идеи Циолковского начали воплощаться в 1933 году, когда инженеры московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД) под руководством Сергея Королева провели испытания экспериментальной ракеты на гибридном топливе ГИРД-09 (конструкции Михаила Тихонравова). Она поднялась на высоту 400 м, всего находилась в полете 18 секунд. В 1938 году работы по ракетам на жидком топливе в СССР были прерваны в связи с арестом Королева. К созданию баллистических ракет он вернулся только в 1945 году.

Становление ракетно-космической промышленности

После окончания Великой Отечественной войны среди советских трофеев оказались комплектующие немецких баллистических ракет "Фау-2" (V-2, сокращение от Vergeltungswaffe-2 - "Оружие возмездия - 2"), а также их завод по производству близ города Нордхаузен. Первоначально завод был занят американскими военными, которые вывезли оттуда все собранные ракеты, но затем был передан в Советскую зону оккупации Германии в обмен на Западный Берлин.

Кроме того, в плену у советских войск оказались около ста немецких ученых-ракетчиков. При этом основной разработчик "Фау-2" Вернер фон Браун сдался в плен американцам, захватив с собой всю документацию. Уже летом 1945 года специальная группа, руководить которой назначили освобожденного из заключения незадолго до этого Королева, приступила к изучению немецких ракет.

13 мая 1946 года вышло секретное постановление Совета министров СССР №1017-419сс "Вопросы реактивного вооружения". Документ предусматривал создание при Совмине СССР специального комитета по реактивной технике во главе с заместителем председателя Совета министров Георгием Маленковым, а также научно-исследовательских институтов (НИИ), конструкторских бюро (КБ) и полигонов по этой тематике.

В их число входило специальное конструкторского бюро НИИ-88, при котором в августе того же года был образован отдел №3 для разработки баллистических ракет дальнего действия под руководством Королева. В апреле 1950 года отдел был преобразован в особое конструкторское бюро №1 (ОКБ-1) НИИ-88. В августе 1956 года ОКБ-1 вместе с опытным заводом №88 было выделено из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией (впоследствии - ЦКБЭМ, НПО "Энергия", ныне - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С. П. Королева).

Специалистами ОКБ-1 на основе узлов и агрегатов немецкой "Фау-2" была собрана баллистическая ракета и 18 октября 1947 года произведен ее запуск. Копия "Фау-2" пролетела 247 км, поднявшись на высоту 86 км.

Конструкторским бюро Королева из отечественных материалов на базе немецкой ракеты была разработана ракета Р-1. С 1950 года, изучив все недостатки немецкой конструкции, коллектив Королева, с участием таких ученых, как Валентин Глушко, Николай Пилюгин и др., занялся ее коренной переработкой. В 1949 году начались испытания Р-2, чья дальность увеличилась с 300 до 600 км. В 1955 году впервые стартовала советская стратегическая баллистическая ракета Р-5М (8К51), а в 1957 году - межконтинентальная Р-7 (8К71).

Несмотря на то, что первоначально у американцев было преимущество в виде команды фон Брауна, и их ракетная программа до середины 1950-х годов опережала советскую, руководство США совершило ряд просчетов. Так, баллистическая ракета Jupiter-C, сравнимая по классу с "семеркой", была запущена почти на год раньше, в сентябре 1956 года, однако президент Дуайт Эйзенхауэр запретил использовать ее для запуска спутника.

Специально разработанная для космических полетов облеченная ракета Vanguard оказалась крайне ненадежной. В результате американцам пришлось возобновлять программу по космическому запуску с помощью ракеты Jupiter-C, четырехступенчатая модификация которой под названием Juno 1 смогла вывести на орбиту спутник Explorer 1 лишь 1 февраля 1958 года.

Начало космической эры

4 октября 1957 года с помощью переоборудованной МБР Р-7 (получила индекс 8К71ПС) в космос был выведен первый искусственный спутник Земли. Запуск был осуществлен с 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона Минобороны СССР (ныне - космодром Байконур).

Русский Scunner. Что досталось ракете Р-1 от немецкого

70 лет назад, 10 октября 1948 года, на полигоне Капустин Яр состоялся первый успешный запуск первой отечественной баллистической ракеты Р-1 (впоследствии получила натовское обозначение SS-1 Scunner, с англ. — "Отвращение"). Она была разработана по образцу ракеты А-4 ("Фау-2", Vergeltungswaffe-2) немецкого, а затем американского конструктора Вернера фон Брауна. Созданная в СССР под руководством Сергея Королева, Р-1 имела определенные конструктивные отличия от прототипа. На вооружение она была принята в ноябре 1950 года и десять лет находилась в эксплуатации.

Историческое значение ракет А-4 и Р-1 нельзя преуменьшать. Это был первый прорыв в совершенно новую область техники

"Оружие возмездия"

До Второй мировой войны работы по ракетной технике велись во многих развитых странах. Практически во всех армиях мира во время войны появились реактивные установки и разрабатывались управляемые ракеты. С 1942 года курс на достижение технического превосходства над странами антигитлеровской коалиции взяла нацистская Германия.

Исследования немецких инженеров показали, что наиболее важным является создание реактивных самолетов и дистанционно управляемых аппаратов (ударных ракет). Тогда же были определены летно-технические характеристики одного из первых образцов — самолета-снаряда Fi 103 Kirscnkern ("Вишневая косточка"). В 1942-м он впервые стартовал с катапульты и пролетел 3 км. Затем его дальность увеличили до 243 км благодаря катапульте, работающей на перекиси водорода.


Ее боевое применение состоялось в 1944 году — самолетами-снарядами Fi 103 был обстрелян Лондон. Позже немецкое радио сообщило о новом оружии Vergeltungswaffe (V-1) — "Оружие возмездия — 1". Однако достаточно малые дальность полета и скорость, громоздкость стартовых установок сильно снижали его эффективность. Параллельно в Германии с 1942 года велись работы и по созданию управляемой баллистической ракеты дальнего действия A-4 (дальность стрельбы — 300 км). В дальнейшем было развернуто ее массовое производство под названием V-2 — "Оружие возмездия — 2". В конце войны эти ракеты применялись для обстрела объектов на территории Великобритании, было выпущено порядка 4300 снарядов. В 2015 году зарубежные СМИ сообщили , что во время испытаний "Фау-2" в качестве мишеней использовались немецкие города.

Применение этого оружия показало его хорошие возможности. Значение управляемого ракетного вооружения было высоко оценено и в Советском Союзе. Работы по ракетам дальнего действия начались в 1944 году, когда советские специалисты стали изучать отдельные образцы трофейной немецкой ракетной техники, захваченные при освобождении Польши. При этом выяснилось, что немцы обладали ракетными двигателями, имеющими примерно в десять раз большую тягу, чем отечественные образцы. Их двигатели работали на этиловом спирте и жидком кислороде — в СССР в качестве топлива использовали керосин и азотную кислоту.

Более детальное изучение ракетных технологий нацистской Германии началось сразу после окончания Великой Отечественной войны. Постановлением Государственного комитета обороны СССР №9475 от 8 июля 1945 года была создана комиссия по изучению и освоению немецкой реактивной техники. Советские ученые (в том числе Сергей Королев и Борис Черток), инженеры и военные специалисты выехали в Германию для изучения технической документации, технологий, производственных мощностей, опроса немецких ракетчиков.


13 мая 1946 года был создан Специальный комитет по реактивной технике при Совете министров СССР (Cпецкомитет №2), который возглавил член Политбюро ЦК ВКП(б) Георгий Маленков. Первоочередной задачей этого комитета было названо "воспроизведение с применением отечественных материалов ракет типа "Фау-2" и Wasserfall (первой в мире зенитной управляемой ракеты)".

Этиловый спирт

На основании изучения немецких ракет дальнего действия А-4 ("Фау-2") и для отработки технологии их сборки на заводах отечественной промышленности и на территории оккупированной Германии было собрано небольшое количество аппаратов. В октябре-ноябре 1947 года было произведено 11 испытательных пусков.

На основе полученного опыта был разработан проект советской баллистической ракеты Р-1 (индекс 8А11, объект "Волга"), постановление о ее создании было принято 14 апреля 1948 года. Она представляла собой практически полную копию "Фау-2", при этом были доработаны конструкции хвостового и приборного отсеков, увеличена емкость топливных баков. За основу была взята автономная система управления "Фау-2", но по мере увеличения дальности полета ракет стали применяться обе системы управления.

Сначала была тщательно исследована и полностью воспроизведена оригинальная система управления "Фау-2". И уже на основе этого опыта советские инженеры приступили к созданию собственной системы управления с применением отечественной элементной базы и материалов

В создании ракеты Р-1 были заняты 13 научно-исследовательских институтов и 35 заводов. Она разрабатывалась предприятиями, которые возглавляли В.П. Глушко (двигатель РД-100), Н.А. Пилюгин (система управления и наземная проверочно-пусковая аппаратура), В.П. Бармин (наземное стартовое, заправочное и другое оборудование) и В.И. Кузнецов (командные приборы). Главным конструктором баллистических ракет дальнего действия стал Сергей Королев, головным разработчиком — подмосковный Государственный научно-исследовательский институт реактивного вооружения (НИИ-88, ныне — Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, ЦНИИмаш, город Королев Московской области). Там же изготавливались опытные экземпляры Р-1.


Для испытаний ракет Р-1 была сформирована 92-я бригада особого назначения резерва Верховного главнокомандования, развернутая на Государственном центральном межвидовом полигоне Капустин Яр. Именно на нем проходили испытания первые отечественные баллистические ракеты, а впоследствии осуществлялись запуски первых космических аппаратов, открывшие человеку дорогу в космос.

Как и немецкий прототип, Р-1 имела неотделяющуюся головную часть и подвесные топливные баки. Применение неотделяемой головной части требовало стабилизации ракеты не только при старте и в полете, но и при входе в плотные слои атмосферы, для чего на ней в хвостовой части были установлены четыре мощных аэродинамических стабилизатора.

Стартовая масса ракеты Р-1 составляла 13,4 т, дальность полета — 270 км, снаряжение — обычное взрывчатое вещество массой 785 кг. Двигатель ракеты в точности копировал двигатель А-4. От первой отечественной ракеты требовалась точность попадания в прямоугольник 20 км по дальности и 8 км в боковом направлении

В ноябре 1950-го комплекс с ракетой Р-1 был принят на вооружение. Через год начинает эксплуатироваться комплекс с другой ракетой — Р-2 (стартовая масса — 20 тыс. кг, максимальная дальность — 600 км, масса боевого заряда — 1008 кг).

В качестве топлива на Р-1 и Р-2 использовали жидкий кислород и 75-процентный водный раствор этилового спирта. Кстати, в своей книге "Ракеты и люди" академик Борис Черток вспоминает высказывание одного из боевых генералов, который был приглашен на полигон для знакомства с ракетной техникой. В связи с тем, что горючим для ракеты был этиловый спирт, он сказал: "Что вы делаете? Заливаете в ракету более четырех тонн спирта. Да если дать моей дивизии этот спирт, она любой город возьмет с хода. А ракета ваша в этот город даже не попадет! Кому же это нужно?"

На вооружении ракетных войск стратегического назначения состоят уникальные комплексы с высочайшими характеристиками, способные решать особо важные задачи. Их появление стало возможным благодаря длительной программе исследований и создания новых проектов с теми или иными качествами. Первым реальным шагом на пути к современным баллистическим ракетам, сделанным советской промышленностью, было изделие Р-1, также известное как 8А11 и «Победа».

Появлению ракеты Р-1 предшествовали более чем интересные события, связанные с изучением трофеев и наработок уничтоженного врага. Во время Великой Отечественной войны советское командование узнало о появлении у Германии нового оружия – баллистической ракеты A-4 / V-2. Такое вооружение представляло большой интерес для СССР и его союзников, и потому за ним началась настоящая охота. После победы над Германией страны Коалиции получили возможность обыскать военные предприятия и найти необходимые документы, изделия и т.д.

Поиск трофеев

В последние недели войны, в апреле 1945 года войска США смогли захватить немецкий завод Mittelwerke, работавший вблизи г. Нордхаузен. Там производились различные изделия, имевшие особое значение для немецких войск, в том числе баллистические ракеты A-4. Американские специалисты внимательно изучили всю имеющуюся документацию, а также остававшиеся на предприятии узлы и агрегаты различной техники. Значительная часть бумаг, изделий и сотрудников вскоре была отправлена в США. Летом 1945-го Тюрингия вместе с заводом «Миттельверке» перешла в состав Советской зоны оккупации, и на предприятие прибыли новые комиссии.

К сожалению, подавляющее большинство наиболее интересных объектов и документов к этому времени было вывезено. Тем не менее, и оставшиеся находки могли быть полезными для советской промышленности. Руководство страны планировало тщательно изучить немецкие наработки и использовать их в собственных проектах ракетной техники. При этом было очевидно, что бывшие союзники уже исследовали трофеи и, возможно, вскоре применят полученные знания на практике.

В первых месяцах 1946 года были сформированы несколько новых организаций. Так, на территории Германии начали работу институты «Нордхаузен» и «Берлин». В СССР организовали новый НИИ-88. Также было решено перепрофилировать некоторые существующие предприятия. Фактически речь шла о создании совершенно новой отрасли, которой предстояло заниматься перспективными вооружениями стратегического значения. Предполагалось, что отрасль будет использовать как собственный опыт в сфере ракетной техники, так и немецкие наработки.

В мае 1946 года Совет министров СССР постановил начать работы по созданию первой отечественной баллистической ракеты. В рамках этого проекта предлагалось восстановить технический облик немецкой ракеты A-4, а также освоить ее производство и сборку на немецких и советских предприятиях. Головным исполнителем работ по проекту назначили недавно созданный НИИ-88 министерства вооружения. Руководителем работ стал С.П. Королев. Также в программе должны были участвовать другие организации, как сравнительно старые, так и недавно созданные.

Сборка и испытания

Изначально речь шла только о сборке ракет из готовых комплектующих немецкого производства. При этом специалистам НИИ-88 и «Нордхаузена» пришлось восстановить конструкцию некоторых узлов и агрегатов, документация на которые отсутствовала. Сборка ракет первой серии была организована на двух площадках. Завод №3 в Германии собирал ракеты A-4 из доступных комплектующих, дополненных изделиями новых типов. Такие ракеты обозначались литерой «Н». Также предприятие готовило сборочные комплекты, которые отправлялись на опытный завод НИИ-88 в подмосковных Подлипках. Ракеты «советской» сборки обозначались как «Т».

По известным данным, в рамках первой партии было сделано 29 ракет «Н» и 10 изделий «Т». Первые ракеты типа «Н» были вывезены из Германии в Советский Союз весной 1947 года. Вместе с оружием в СССР отправили пусковые установки, аппаратуру управления и т.д. Через несколько месяцев к испытаниям были подготовлены ракеты с литерами «Т». Проведение тестов и испытательных пусков доверили специально сформированной Бригаде особого назначения Резерва Верховного главнокомандования (БОН РВГК).

16 октября 1947 года на полигоне Капустин Яр под Сталинградом состоялись первые огневые испытания одной из новых ракет. Системы отработали штатно, и БОН РВГК получила разрешение на осуществление полноценного пуска. 18 октября ракета с серийным номером 10Т совершила первый полет по штатной траектории. Дальность полета составила 206,7 км. Отклонение от расчетной точки попадания – 30 км влево. Через два дня запустили ракету 04Т, пролетевшую 231,4 км. Впрочем, еще на активном участке она отклонилась от заданной траектории и упала в 180 км от своей цели.

Следующая неделя стала периодом затруднений и аварий. Ракеты 08Т, 11Т и 09Т не желали включать двигатели и стартовать. 25 октября после заправки изделия 09Т на стартовой позиции произошла поломка пусковой установки. Во время слива горючего и окислителя жидкий кислород попал в двигатель. К счастью, все эти аварии обошлись без жертв и разрушений.

Вскоре специалистам удалось наладить работу всех систем, и до конца октября полетели две новые ракеты. 2 ноября состоялся запуск A-4 с научной аппаратурой на борту. Однако уже на следующий день произошла авария. Ракета 30Н после старта начала вращаться вокруг продольной оси, затем загорелась и упала в нескольких километрах от стартовой позиции. Впрочем, это не помешало проведению испытаний. До 13 ноября включительно состоялись еще четыре старта без нештатных ситуаций и аварий. В последнем запуске ракета впервые использовала инерциальное наведение с коррекцией по двум радиолучам.

Почти за месяц первого этапа испытаний состоялось 11 запусков ракет A-4 / V-2, и почти все они завершились успехом либо без серьезных затруднений. В целом, испытания не обошлись без проблем, но основные затруднения возникали до старта, и с ними удавалось справляться. Успех первой серии тестовых запусков позволял продолжать работу и создавать новые версии ракетного вооружения.

Проект «Победа»

14 апреля 1948 года Совмин СССР постановил начать разработку новой версии существующей ракеты A-4. Имеющуюся конструкцию следовало усовершенствовать для повышения основных характеристик. Кроме того, теперь ракета должна была полностью производиться на предприятиях Советского Союза. Готовый ракетный комплекс после проведения всех необходимых испытаний должен был поступить на вооружение Советской армии. Ракета отечественной разработки получила обозначение Р-1, а также имя «Победа». После принятия на вооружение ей присвоили индекс 8А11.

Сотрудники НИИ-88 столкнулись с рядом сложных задач. Точное копирование готовой ракеты A-4 не представлялось возможным по технологическим причинам, а кроме того, не имело смысла. Немецкий проект предусматривал изготовление деталей из стали 86 марок, 56 марок цветных металлов и 87 неметаллических материалов. Советские инженеры и технологи смогли найти замену отсутствующим сплавам. В проекте Р-1 использовались 32 марки-заменителя стали, 21 новый цветной металл и 48 неметаллических материалов. Также переработке и совершенствованию подверглись приборный и хвостовой отсеки ракеты.

Основные особенности конструкции ракеты Р-1 перешли в новый проект из существующего. По-прежнему использовалась одноступенчатая архитектура с встроенными баками топлива и окислителя. На основе немецкого изделия был создан жидкостный двигатель РД-100 / 8Д51 с тягой более 25 тыс. кгс у земли. В качестве горючего использовался 75% этанол, окислитель – жидкий кислород. В баках помещалось 5 т окислителя и 4 т топлива. Турбонасосный агрегат двигателя работал на смеси перекиси водорода и раствора перманганата калия. Запас топлива обеспечивал работу двигателя в течение 65 с.

Ракета должна была использовать инерциальную систему наведения, способную обеспечить попадание в неподвижную цель с заранее известными координатами. Первые ракеты Р-1 оснащались средствами наведения, заимствованными у A-4. Позже эти системы обновили с использованием гироскопов и радиоаппаратуры отечественного производства. В серию пошли изделия с полностью советскими средствами управления.

Р-1 могла нести неотделяемую фугасную боевую часть массой 1075 кг. Масса заряда – 785 кг. Для безопасной эксплуатации боевая часть транспортировалась отдельно от собранной ракеты.

На основе немецких разработок был создан стартовый стол 8У23 с опорным устройством для ракеты и отклоняемой кабель-мачтой. Для транспортировки и установки на стол предлагался специальный транспортер-подъемник на основе двухосного автомобильного прицепа. Также в состав средств ракетного комплекса входили транспортные и вспомогательные машины разного назначения. Подготовка ракеты на технической позиции занимала до 3-4 ч, развертывание комплекса перед стрельбой – до 4 ч.

Новые испытания

17 сентября 1948 года состоялся первый запуск ракеты Р-1. Во время старта произошел отказ системы управления, и ракета отклонилась от расчетной траектории. Изделие поднялось на высоту 1,1 км и вскоре упало в 12 км от стартовой площадки. Вскоре были предприняты несколько новых попыток запуска, но во всех случаях имели место неполадки, в том числе приведшие к возгораниям. На этом этапе были выявлены недоработки в конструкции сразу трех ракет.

10 октября состоялся первый удачный запуск опытной Р-1 на дальность 288 км. Ракета отклонилась от заданного направления на 5 км. На следующий день пуску вновь помешали неполадки, но уже 13 октября состоялся новый полет. Далее организовали еще девять запусков, и шесть из них прошли штатно. Остальные пришлось отменить по причине выявления тех или иных неполадок. Испытания Р-1 первой серии завершились 5 ноября. К этому времени удалось выполнить серию из четырех успешных пусков подряд. Максимальная дальность полета ракеты достигла 284 км, минимальное отклонение от цели – 150 м.

В следующем 1949 году были организованы статические и динамические испытания ракет в существующей конфигурации. С учетом их результатов, а также на основе опыта летно-конструкторских испытаний было решено изменить существующий проект для повышения некоторых характеристик.

Обновленный вариант ракеты Р-1 / 8А11 отличался усовершенствованной системой наведения, построенной с применением только отечественных компонентов. Среди прочего, была заменена система коррекции по радиосигналам. Также имели место многочисленные доработки конструкции и оборудования, учитывающие опыт предыдущих летных испытаний.

В том же 1949 году изготовили два десятка опытных ракет обновленной конструкции. Половина из них предназначалась для пристрелочных испытаний, а со вторыми следовало выполнять зачетные пуски. Все необходимые работы заняли несколько месяцев, и государственные испытания удалось завершить только осенью. Из 20 ракет 17 справились с поставленными задачами и подтвердили расчетные характеристики. Ракетный комплекс на основе изделия Р-1 был рекомендован к принятию на вооружение.

Серия и служба

25 ноября 1950 года ракетный комплекс Р-1 / 8А11 был принят на вооружение. В начале лета следующего года появилось распоряжение о запуске серийного производства. Изначально ракеты должны были выпускаться в рамках кооперации опытного производства НИИ-88 и завода №586 (г. Днепропетровск). В дальнейшем опытный завод научной организации должен был сосредоточить усилия на другой продукции и выйти из производства Р-1. Серийные ракеты первой партии попали на полигон примерно через год после запуска производства. К этому времени было решено, что Р-1 поступят на вооружение ракетных бригад особого назначения РВГК.

Задачей девяти новых БОН РВГК являлось развертывание ракетных комплексов на позициях и поражение стационарных объектов противника, имеющих оперативное или стратегическое значение. Предполагалось, что бригада сможет осуществлять до 32-36 запусков в сутки. Каждый из трех ее дивизионов мог ежесуточно отправлять к целям до 10-12 ракет. В условиях мирного времени бригады особого назначения регулярно участвовали в учениях и использовали свое вооружение на полигонах.

Серийное производство ракет Р-1 и компонентов ракетного комплекса продолжалось до 1955 года. Вскоре после этого стартовал процесс замены устаревающего оружия новыми образцами. БОН РВГК списывали ракеты Р-1 и получали вместо них более совершенные Р-2. Последние ракеты «Победа», насколько известно, были запущены на полигонах в 1957 году. С момента начала испытаний и до завершения эксплуатации было проведено 79 запусков ракет. Также состоялось почти 300 тестовых запусков двигателей. К началу шестидесятых годов армия лишилась последних ракет Р-1 и освоила новые ракетные комплексы.

Отечественная программа создания перспективных баллистических ракет дальнего действия стартовала с изучения и сборки трофейных зарубежных образцов. В ходе проверок и испытаний было определено, что такое оружие представляет интерес и может быть скопировано. Впрочем, речь не шла о прямом копировании, и до серийного производства в итоге были доведены ракеты новой конструкции, имевшие серьезные преимущества перед базовыми образцами немецкой разработки.

Комплекс с баллистической ракетой Р-1 / 8А11 стал первым образцом своего класса, принятым на вооружение в нашей стране. Впоследствии были созданы новые модификации ракеты с теми или иными отличиями и преимуществами. Затем началась разработка совершенно новых ракет, лишь частично основывающихся на существующей. Впрочем, такое развитие технологий продолжалось в течение ограниченного времени. К началу шестидесятых годов конструкторам пришлось искать совершенно новые идеи и решения.

Ракета Р-1 «Победа» была принята на вооружение Советской армии в 1950 году и оставалась в строю до 1957-58 годов. По современным меркам, это оружие не отличалось высокими характеристиками. «Ракета дальнего действия» пятидесятых годов по своим основным характеристикам соответствовала нынешним оперативно-тактическим системам, однако и в таком виде вносила существенный вклад в обеспечение безопасности страны. Кроме того, она дала старт всем основным направлениям развития отечественного ракетного вооружения «земля-земля», от оперативно-тактических до межконтинентальных систем.

Читайте также: