Конструктор поделить на слоги

Обновлено: 04.05.2024

В сентябре Ваш малыш поступает в первый класс… Тогда, спешу поделиться опытом мамы у которой ребенок закончил в этом году первый класс. Как говорится «Предупрежден – значит, вооружен», ну или готов другими словами. Среди множества сюрпризов, наверное, самым «сюрпризным» для меня стал русский язык, а точнее слогоделение и перенос слов.

Поверьте опыту: лучше изучить эту тему до того как с ней столкнется ребенок. Для наглядности скажу, что мой первый ребенок закончил первый класс четыре года назад, а уже все изменилось, хотя как такое может быть, ума не приложу. Ну и вдобавок ни первый, ни второй вариант «обращения» со словами даже рядом не стоит с тем чему я училась в школе.

Постараюсь кратно, донести до Вас самое основное:

Современные лингвисты не пришли к единому пониманию сущности слога. Поэтому в данный момент есть две основные теории деления на слоги: Рубена Ивановича Аванесова (Московская фонологическая школа) и Льва Владимировича Щербы (Ленинградская фонологическая школа). И правила деления на слоги в них различны. Насколько мне известно, есть школы, где преподают по первой теории, а есть школы – где учат по второй теории. Попытаться узнать, что именно выбрала Ваша школа можно на сайте учебного заведения, посмотрев список учебников. Как правило, он сформирован уже в конце предыдущего учебного года. Как-то я спросила учителя «Если в нашей школе детей учат делить слоги по Аванесову, а в соседней по Щербе, как мы будем сдавать выпускные экзамены, ведь они формируются едиными для всех?» Ответ учителя звучал примерно так «Пока это только началось, мы сами еще учимся, не могу сказать про экзамены». Ладно, до экзаменов далеко, но во втором классе начинаются оценки, и очень бы не хотелось, чтобы ребенок получал двойки, только потому, что мы не знаем что этой темы.

Наша школа выбрала теорию Р. И. Аванесова. И эта теория намного сложнее первой, так как если в первой слова и делятся на слоги и переносятся по одному и тому же правилу, то в этой слогоделение и перенос слов совсем различны.

Итак, прежде чем углубляться в теорию Р. И. Аванесова, приведу правила теории Л. В. Щербы.

Слогоделение по теории Л. В. Щербы:

1. Количество слогов в слове определяется количеством гласных. Сколько гласных – столько и слогов. Пример: ка-ша, мо-ло-ко.

2. Звук й не отрывается от предшествующей гласной. Пример: чай-ник, лай-нер.

3. Буквы ь и ъ не отрываются от предшествующей согласной. Пример: боль-шой, объ-езд.

4. Согласная не отделяется от следующей за ней гласной. Пример: те-ле-фон, кни-га.

5. Если в слове стоят 2 согласные подряд, то разделение слога проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, то деление слога идет по произношению (как удобнее произносить). Пример: праз - дник, солн-це.

А теперь разберем теорию Р. И. Аванесова.

Слогоделение по теории Р. И. Аванесова:

Деление на слоги не совпадает с делением слова на части (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слов для переноса.

1. Количество слогов в слове определяется количеством гласных. Сколько гласных – столько и слогов. Пример: ба-та-ре-я, си-ла.

2. Слова делятся на слоги после каждой гласной (как правило). Согласный (или группа согласных) стоящий после гласного обычно отходит в следующий слог. Пример: дру-жба, и-зжить, о-ттечь.

3. Но! Если после гласного стоят р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й , а за ними парная согласная, то эти буквы отходят к предыдущему слогу. Пример: горь-ка-я, сонь-ка, май-ка. Это так называемые сонорые звуки.

4. Но! Если эти сонорные парные (рр, нн, мм) или если их две непарных (мл, мн), то они отходят ко второму слогу. Пример: зе-мля, да-нный, ра-ссчи-та-нный.

5. У глаголов на –тся, -ться сочетание –тся, -ться отходят к следующему слогу. Пример жме-тся, ку-ё-тся.

6. Если после сонорного с мягким знаком нет парного согласного, значит сонорный отходит во второй слог. Пример: се-мья, И-лья, На-та-лья.

Это основные моменты правил слогоделения по теории Р. И. Аванесова. Повторюсь слогоделение и перенос слов, с которым вы также столкнетесь в первом классе, различаются.

Сайт slogi.su — самый удобный и самый быстрый сервис деления любых русских слов на слоги. Сервис умеет выделять слоги как в отдельных словах, так и в тексте. У нас нет готового словаря слов с заранее выделенными слогами, мы определяем слоги в словах в автоматическом режиме. Это означает, что можно ввести слово русского языка в любом числе, роде, падеже и любой другой форме склонения слова. Дополнительно к разбору мы даём справку по каждому выделенному слогу в слове — вид слога, правило разбиения. Деление на слоги на сайте осуществляется с учётом современных правил русского языка школьной программы (традиционная школа) и программы с углублённым изучением . Если есть разница в делении на слоги двух программ, на странице слова даются пояснения.

Выделить слоги в слове

Для получения слогов в слове введите слово ниже. Деление осуществляется по правилам школьной программы и углублённого изучения русского языка. Можно вводить только одно слово и только русскими буквами. Не допускаются иностранные буквы, цифры, пробелы и другие символы.

Выделить слоги в тексте

Если нужно разбить на слоги все слова в тексте, используйте форму ниже. С помощью формы удобно привести текст песни к формату караоке, подготовить детский рассказ для чтения по слогам, разбить слова на слоги для иностранцев и для других полезных нужд.

Выделяются слоги в русских словах по правилам школьной программы. Цифры, иностранные буквы и другие символы пропускаются. Результат будет показан в этом же текстовом поле.

Слог является наименьшей цельной произносимой единицей в устной речи. Слоги образуются только за счёт гласных звуков, поэтому число слогов равно числу гласных в слове. Согласные же «примыкают» к той или иной гласной в соответствии с правилами деления на слоги, сложившимися в ходе развития русского языка. Правила деления на слоги описывают правильные способы разбора слов на слоги.

Слоги бывают: открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые. Открытый слог заканчивается на гласный, закрытый слог — на согласный. Прикрытый слог начинается на согласный, неприкрытый слог — на гласный.

Правила выделения слогов

Ниже описаны общие подходы к выделению слогов в словах для традиционной школы и с углублённым изучением. Подробные материалы с объяснениями и примерами смотрите на странице правил деления слов на слоги.

Традиционная школа

Главное правило обычной школьной программы, на которое ориентируется ребёнок: сколько гласных, столько и слогов. При переносе слов ориентируются на правила: слово переносим по слогам, нельзя оставлять одну букву на строчке. Эти правила известны всем.

При делении слова на слоги можно использовать метод толчков: подставляем ладошку ко рту и чувствуем толчки воздуха при проговаривании слова. Или представляем перед собой свечку: сколько раз пламя колыхнется, столько и слогов. Для некоторых слов с течением согласных такой вариант не всегда подходит.

В разных начальных школах принципы обучения делению на слоги различаются. В одних школах приучают к зрительному делению слова на части — связки гласной + согласной (или гласной + несколько согласных). В других школах учат проговаривать слово с паузами удобным способом. Паузы и создают места деления слогов.

Школа углублённого изучения

В школах углублённого изучения русского языка и в программах институтов разбираются случаи, когда слова переносятся не по слогам, то есть слог переноса не совпадает с фонетическим слогом.

Деление слова на слоги происходит таким образом, чтобы слог произносился по нарастающей: от глухого произношения к звонкому. Поэтому слоги из нескольких звуков всегда начинаются с глухой согласной и оканчиваются гласной. Например: по-чта (но не поч-та), мо-шка (но не мош-ка). Слог может оканчиваться звонкой согласной (сонорной р, л, м, н), звучит которая менее звонко, чем гласная, но звонче глухой согласной. Например: бул-ка, вар-ка.

Примеры слов

Мы подбираем примеры слов с разбивкой на слоги по различным критериям, которые наибольшим спросом пользуются у посетителей сайта. Подборки помогут быстро найти нужные слова, а не придумывать и вспоминать их. Популярными списками являются слова из 2-5 слогов и словами с заданными слогами. Благодаря подборкам можно найти примеры слов по маске, что является полезным при подготовке домашних заданий, разгадыванию кроссвордов, составлению стенгазет и в других обучающих и развлекательных заданиях.

По числу слогов

Со слогами

Популярные слова

Чаще всего искали слова: русский → 17918 , Россия → 17075 , Москва → 16410 , яблоко → 15804 , листья → 15150 , ёжик → 14844 , медведь → 13439 , обезьяна → 13139 , аллея → 13027 , тетрадь → 12971 , ягода → 12476 , якорь → 12305 , урожай → 12234 , ученик → 11854 , змея → 10857 .
После слов указано число запросов за год.

Самые необычные варианты сочетания слогов, которые наш сервис обработал, собраны на странице интересных слов. Результат деления на слоги не всегда можно использовать для постановки переносов в слове, так как при переносе используются другие правила. Узнать правила и проверить переносы можно на сайте переноса слов.

Слоги — это части, на которые слово делится в процессе устной речи. Когда мы произносим слово, то получается несколько выдыхательных толчков воздуха — это как раз и есть произношение по слогам: ко-шка. Два толчка воздуха при выдыхании — два слога: во-да. 3 толчка воздуха — три слога: на-у-ка.

В слове выделяют такое количество слогов, сколько в нем звуков из голоса, то есть гласных: лист — 1 слог, но-ра — 2 слога. В слоге может быть самое разное количество букв, но одна обязательно должна быть гласной.

В слове может быть разное количество слогов. Бывают односложные, двусложные, трехсложные слова и многосложные слова: лист (1 слог), но-ра (двусложное слово), у-е-зжать (трехсложное).

Слог может состоять из одного гласного звука или сочетания гласного и согласного: а-ба-жур. Даже один гласный звук — это уже слог. А вот один согласный не является слогом. Как же разделить слово на слоги? Важно понять главный принцип: если в слог входят гласный и согласный звуки, то начинается он всегда с согласного: но-чник, стра-на.

Как разделить слово на слоги при стечении согласных

Как разделить слово на слоги, если в середине рядом стоит несколько согласных? Как правильно разбить слово по слогам: кош-ка или ко-шка? Нужно осознать принцип так называемой большей звучности. Он соблюдается во втором случае. От согласного — к гласному. Сначала идет глухой звук, потом звонкий согласный, и в конце гласный — шка. Первый слог оканчивается гласным (ко). Такие слоги называют открытыми. Их у нас намного больше, чем тех, которые оканчиваются согласными: стол, стул (их именуют закрытыми слогами).

В середине слова слог обычно является открытым, то есть заканчивается на гласный звук: стра-на. Согласно принципу повышения звучности, все согласные отходят в большинстве случаев к последующему слогу: ко-шка.

Если в середине слова сочетаются несколько согласных, то все согласные, идущие за гласным, отходят к последующему слогу: о-ттечь. Это могут быть одинаковые согласные или просто сочетания разных согласных: о-ттечь, ша-пка, ко-шка.

Исключение из этого пункта: на согласный заканчиваются только те слоги в середине слова, которые заканчиваются на непарные согласные звонкие звуки (их называют очень звонкими, сонорными): [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]: май-ка, Сань-ка, ман-ка.

Если в слове в один звук сливается несколько звуков, то все они отходят к одному слогу: жу-жж(Ж)ать, отвлека-ться (ЦА). В этих случаях нельзя путать деление на слоги и морфемное деление для переноса слова: например, по слогам делим о-ттечь, это же слово для переноса делим так — от-течь.

Зачем уметь делить слово на слоги

Выделение слогов важно для правильного переноса слов, слоговой принцип — основной в грамотном переносе, хотя и не единственный. Важны оба умения: выделение в слове слогов и умение находить морфемы (значимые части слова), потому что слоги и морфемы во многих случаях не совпадают. Слог не является приставкой или корнем, суффиксом.

Деление на слоги происходит при произнесении слова. А деление слова на части необходимо для написания слова, то есть для написания букв в приставках, корнях, суффиксах.

Выделение морфем (приставок, суффиксов, корней) и слогов — это два разных действия, два разных принципа, на основании которых проводится грамотный перенос слова.

К примеру, перенося слово по слогам, нужно одновременно видеть корень, приставку, чтобы, к примеру, не оторвать первую и последнюю букву корня или не разорвать односложную приставку.

Есть целый ряд правил переноса, который опирается на умение делить слово на слоги и морфемы одновременно. Поэтому нужно уметь делать одно и другое.

  • Разбивка слов сопровождается пошаговыми объяснениями – мы показываем, как, и объясняем, почему, со ссылками на правила и аргументацией.
  • При делении слов на слоги учитываются правила как традиционной школьной программы современного русского языка, так и программы с его углубленным изучением. Если по разбиению интересующего вас слова в трактовках этих программ есть разночтения, вы получите подробные пояснения по каждому нюансу.
  • Простой функционал сервиса подходит и детям для самостоятельного обучения, и педагогам.

Мы пригодимся при выполнении домашних заданий, подготовке к контрольным, олимпиадам, составлении тренингов, интересных тестовых и развлекательно-образовательных заданий, методичек. Наш сервис поможет подготовить тексты для чтения по слогам, проиллюстрировать иностранным ученикам и студентам природу слогоделения в русском языке. Также наш словарь поможет при разгадывании кроссвордов, составлении текстового видеоряда для песен караоке, самообразования.

* В форму можно вводить как отдельное слово, так и текст. Писать нужно только русскими буквами (цифры, пробелы или буквы иностранного алфавита могут исказить разбивку).

Понятие слога

Что такое слог в слове? Это звук или несколько звуков, которые произносятся на одном дыхании толчком воздуха, например: за-яц, ку-ри-ца. Это минимальный акустико-артикуляционно слитный фонетико-фонологический фрагмент слова при произношении. Эта единица не имеет смыслового подтекста – нечто среднее между отдельным звуком и речевым тактом. Именно поэтому дети сначала учатся читать по слогам.

Изучением слогоделения занимается фонетика – отдел языкознания. Слог имеет вершину или ядро (слогообразующий звук – обычно гласный) и периферию – звуки, расположенные в начале (инициаль) и конце (финаль). В нем может быть один гласный или гласный и один или несколько согласных: снег, до-мик, стра-на, А-ме-ри-ка, во-ди-ца. Слогообразующими являются только гласные звуки, а согласные называют неслоговыми. То есть, чтобы узнать, сколько слогов в слове, нужно посчитать количество гласных звуков в нем.

Важно: деление на слоги не всегда соответствует разбивке слов для переноса – там действуют свои законы.

Правила деления на слоги

  • шумные согласные: ле-СКа, ми-ШКа;
  • сонорные согласные: ве-РНость, си-ЛЬНый;
  • «шумный + сонорный»: а-ПРель, ри-ФМа.

Какие сочетания звуков делятся пополам между слогами:

  • «сонорный + шумный»: каР-Та, коР-Ка;
  • «звук [J] + сонорный»: воЙ-Лок, воЙ-На.

Также нужно запомнить:

  • буквы й, ъ и ь отходят к предыдущему слогу: моЙ-ка, полЬ-ка;
  • если в слоге два и более звуков, он начинается с согласного: ло-Па-Та, а-Рма-Ту-Ра, а-у-Ра;
  • два согласных, обозначающих один звук, нельзя разделять: мы-ться (тьс = [ц:]), у-е-зжать (зж = звук [ж:]).
  • два одинаковых согласных в середине слова уходят к следующему слогу: кла-ССный, о-ТТя-ги-вать.

Обращаем ваше внимание: правила разбивки слов на слоги различаются в стандартной школьной программе, в школах с углубленным изучением и программе институтов. Как разбить слово на слоги правильно, зависит от того, по какой программе вы учитесь или преподаете.

Также разбивку на слоги делают:

  • опираясь на существующие в языкознании теории;
  • интуитивно – обычно опираясь на правило открытых слогов, морфемное (смысловое) деление и другие субъективные факторы.

Теории слогоделения

Существует несколько теорий слогораздела – теория открытого слога, экспираторная, сонорная и динамическая. Такое разнообразие связано с тем, что разные ученые имеют свои точки зрения на то, как образуется слог, то есть на его природу. Отличие подходов зависит от того, какой принцип речи рассматривается как доминирующий – артикуляционный или акустический.

Самые распространенные – теории Р.И. Аванесова и Л.В. Щербы. Обе они основаны на тенденции открытых слогов. Отличаются трактовкой факторов, влияющих на саму суть слогораздела.

Аванесов понимает слог как волну сонорности и считает появление закрытого слога обусловленным правильной сонорной организацией любого непервого слога, независимо от ударения. Отличительные черты теории – противопоставление начальных и неначальных слогов, теория восходящей звучности, выделение трех типов звуков по звучности (сонорности) – гласных, сонант и шумных согласных. Теория широко распространена.

Щерба связывает слогоделение с ударением, делая акцент на артикуляторной составляющей речи. А закрытость слога связывается с его собственной организацией. Если первый гласный ударный, следующий за ним согласный примыкает к нему, формируя закрытый слог. Если ударным выступает второй гласный, то согласные, повинуясь правилу открытых слогов, отходят к нему.

Обе теории имеют как последователей, так и противников, так как в каждой из них есть и сильные стороны, и спорные моменты и тезисы.

Типы слогов

  • открытые (заканчиваются на гласный) – мА-мА, сО-бА-кА;
    закрытые (заканчиваются на согласный) – коР-ка, веРХ, соН;
  • прикрытые (начинаются на согласный) – Ма-Ма, Со-Ба-Ка;
  • неприкрытые (начинаются на гласный) – А-У-ра, О-бо-рот, Я-бло-ко, А-Ор-та.

Интересно: в современном русском языке существуют слова совсем без слогов. В таких словах есть только согласные, например: т-с-с-с, хм, тр-тр-тр.

Традиционная школа

В традиционной школьной программе русского языка приняты простые и всем знакомые правила: количество слогов равно количеству согласных, слоги начинаются с согласных, стоящих перед гласными, буквы, не означающие звуки (ь, ъ, й) нельзя отрывать от одного слога, перенося к другому.

Также широко применим метод разделения по толчкам воздуха при произношении. В некоторых учреждениях разбивку слов приучают делать зрительно – на связки гласных и согласных. В других школах используют метод проговаривания с паузами в местах конца одного слога и начала другого.

Для традиционной школы характерна вариативность – правильными могут признаваться как па-льма, так и паль-ма, как солн-це, так и со-лнце.

Школа углублённого изучения

В школах с профильным изучением русского языка и в программах высших учебных заведений вопрос слогообразования рассматривается более широко. Изучаются случаи переноса не по слогам – когда фонетический слог не соответствует морфемам. Если в традиционной школе практически любой вариант разбивки может признаваться верным, то в школах углубленного изучения действуют правила слогораздела, описанные нами выше в блоке «Правила деления на слоги». В последнее время в программы русского языка для классов с гуманитарным уклоном все чаще включают тезисы из институтских программ, потому в наших справках и пометках к разбивке мы даем максимально полные объяснения с учетом этого факта.

В речи все сло­ва рус­ско­го язы­ка состо­ят из мини­маль­ных зву­ча­щих еди­ниц — сло­гов. Определим, что такое фоне­ти­че­ский слог. Определение Фонетический слог — это наи­мень­шая еди­ни­ца речи, кото­рую состав­ля­ет глас­ный звук или глас­ный с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми. Слог про­из­но­сит­ся одним толч­ком выды­ха­е­мо­го воздуха.

Гласный звук обра­зу­ет слог. В сло­ге все­гда име­ет­ся толь­ко один глас­ный. Он может само­сто­я­тель­но создать фоне­ти­че­ский слог, а так­же в соче­та­нии с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми. Согласные груп­пи­ру­ют­ся вокруг одно­го глас­но­го зву­ка. В свя­зи с этим по зву­ко­во­му соста­ву раз­ли­ча­ют три вида слогов:

1. слог состав­ля­ет один глас­ный звук:

2. слог состав­ля­ет глас­ный с согласным:

3. слог обра­зу­ет глас­ный с несколь­ки­ми согласными:

Слог

Открытые и закрытые слоги

Слоги быва­ют откры­тые и закры­тые. В сло­вах рус­ско­го язы­ка боль­шин­ство сло­гов явля­ют­ся откры­ты­ми. Открытые сло­ги орга­ни­зу­ют все глас­ные в оди­ноч­ку или в соче­та­нии с соглас­ным звуком:

Закрытые сло­ги обра­зу­ют все соглас­ные в кон­це слов:

  • гвоздь
  • по-кров
  • го-лубь
  • па-ро-воз
  • сто-рож

Непарные звон­кие соглас­ные [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] могут обра­зо­вать закры­тый слог в любой фоне­ти­че­ской пози­ции: в нача­ле, в сере­дине и в кон­це слов:

  • зер-ка-ло
  • бол-тик
  • са-рай-чик
  • са-ра-фан

Стихи про слоги

Выделение слогов

Ниже описаны общие подходы к выделению слогов в словах для традиционной школы и с углублённым изучением. Подробные материалы с объяснениями и примерами смотрите на странице правил деления слов на слоги.

Традиционная школа

Главное правило обычной школьной программы, на которое ориентируется ребёнок: сколько гласных, столько и слогов. При переносе слов ориентируются на правила: слово переносим по слогам, нельзя оставлять одну букву на строчке. Эти правила известны всем.

При делении слова на слоги можно использовать метод толчков: подставляем ладошку ко рту и чувствуем толчки воздуха при проговаривании слова. Или представляем перед собой свечку: сколько раз пламя колыхнется, столько и слогов. Для некоторых слов с течением согласных такой вариант не всегда подходит.

В разных начальных школах принципы обучения делению на слоги различаются. В одних школах приучают к зрительному делению слова на части — связки гласной + согласной (или гласной + несколько согласных). В других школах учат проговаривать слово с паузами удобным способом. Паузы и создают места деления слогов.

Школа углублённого изучения

В школах углублённого изучения русского языка и в программах институтов разбираются случаи, когда слова переносятся не по слогам, то есть слог переноса не совпадает с фонетическим слогом.

Деление слова на слоги происходит таким образом, чтобы слог произносился по нарастающей: от глухого произношения к звонкому. Поэтому слоги из нескольких звуков всегда начинаются с глухой согласной и оканчиваются гласной. Например: по-чта (но не поч-та), мо-шка (но не мош-ка). Слог может оканчиваться звонкой согласной (сонорной р, л, м, н), звучит которая менее звонко, чем гласная, но звонче глухой согласной. Например: бул-ка, вар-ка.

Как правильно делить слова на слоги?

Слова делят на фоне­ти­че­ские сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков. В сло­ве содер­жит­ся столь­ко сло­гов, сколь­ко в нем зву­чит глас­ных. Один глас­ный звук в окру­же­нии соглас­ных созда­ет одно­слож­ное сло­во, кото­рое не делит­ся на слоги:

Чтобы мож­но было раз­де­лить сло­во на сло­ги, в нем долж­но быть не менее двух глас­ных зву­ков, кото­рые обра­зу­ют дву­слож­ные сло­ва:

Односложные двусложные многосложные слова

Если сонор­ный соглас­ный нахо­дит­ся меж­ду дву­мя глас­ны­ми, то он отхо­дит к сле­ду­ю­ще­му слогу:

  • во-рон
  • ку-лон
  • ко-рысть
  • кла-ня-ться (-ться зву­чит как [ца])

При деле­нии на сло­ги учи­ты­ва­ем, что слог закан­чи­ва­ет­ся глас­ным, а груп­па после­ду­ю­щих шум­ных соглас­ных в соче­та­нии с сонор­ным зву­ком или без него отхо­дит на гра­ни­це сло­го­раз­де­ла к сле­ду­ю­ще­му фоне­ти­че­ско­му слогу:

  • но-чник
  • кро-вля
  • про-бка
  • со-зда-ни-е

Только непар­ные звон­кие соглас­ные в сере­дине сло­ва могут закрыть слог:

  • ал-фа-вит
  • строй-ка
  • квар-тал
  • лан-ды-ше-вый
  • бе-сшум-ный

Если в сло­ве име­ют­ся оди­на­ко­вые соглас­ные, то они начи­на­ют сле­ду­ю­щий фоне­ти­че­ский слог:

  • про-гра-мма
  • те-нни-сный
  • кро-ссо-вки
  • па-ра-ллель

Это деле­ние на сло­ги фоне­ти­че­ское, кото­рое не сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом слов с двой­ны­ми согласными.

Буквы «й», «ь», «ъ» при­над­ле­жат сло­гу, после кото­ро­го пишутся:

  • рей-ка
  • хлопь-я
  • отъ-езд
  • подъ-ём-ный

Укажем поря­док деле­ния слов на сло­ги с помо­щью сле­ду­ю­ще­го алгоритма.

Как разделить слово на слоги при стечении согласных

Как разделить слово на слоги, если в середине рядом стоит несколько согласных? Как правильно разбить слово по слогам: кош-ка или ко-шка? Нужно осознать принцип так называемой большей звучности. Он соблюдается во втором случае. От согласного — к гласному. Сначала идет глухой звук, потом звонкий согласный, и в конце гласный — шка. Первый слог оканчивается гласным (ко). Такие слоги называют открытыми. Их у нас намного больше, чем тех, которые оканчиваются согласными: стол, стул (их именуют закрытыми слогами).

В середине слова слог обычно является открытым, то есть заканчивается на гласный звук: стра-на. Согласно принципу повышения звучности, все согласные отходят в большинстве случаев к последующему слогу: ко-шка.

Если в середине слова сочетаются несколько согласных, то все согласные, идущие за гласным, отходят к последующему слогу: о-ттечь. Это могут быть одинаковые согласные или просто сочетания разных согласных: о-ттечь, ша-пка, ко-шка.

Исключение из этого пункта: на согласный заканчиваются только те слоги в середине слова, которые заканчиваются на непарные согласные звонкие звуки (их называют очень звонкими, сонорными): [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]: май-ка, Сань-ка, ман-ка.

Если в слове в один звук сливается несколько звуков, то все они отходят к одному слогу: жу-жж(Ж)ать, отвлека-ться (ЦА). В этих случаях нельзя путать деление на слоги и морфемное деление для переноса слова: например, по слогам делим о-ттечь, это же слово для переноса делим так — от-течь.

Зачем уметь делить слово на слоги

Выделение слогов важно для правильного переноса слов, слоговой принцип — основной в грамотном переносе, хотя и не единственный. Важны оба умения: выделение в слове слогов и умение находить морфемы (значимые части слова), потому что слоги и морфемы во многих случаях не совпадают. Слог не является приставкой или корнем, суффиксом.

Деление на слоги происходит при произнесении слова. А деление слова на части необходимо для написания слова, то есть для написания букв в приставках, корнях, суффиксах.

Выделение морфем (приставок, суффиксов, корней) и слогов — это два разных действия, два разных принципа, на основании которых проводится грамотный перенос слова.

К примеру, перенося слово по слогам, нужно одновременно видеть корень, приставку, чтобы, к примеру, не оторвать первую и последнюю букву корня или не разорвать односложную приставку.

Есть целый ряд правил переноса, который опирается на умение делить слово на слоги и морфемы одновременно. Поэтому нужно уметь делать одно и другое.

Примеры

В этом сло­ве име­ет­ся 4 глас­ных зву­ка, кото­рые обра­зу­ют столь­ко же сло­гов. В сере­дине пишет­ся мяг­кий раз­де­ли­тель­ный знак. Разделим сло­во на четы­ре фоне­ти­че­ских сло­га. Мягкий знак оста­вим после соглас­но­го, обо­зна­чен­но­го бук­вой «в»:со-ло-вьи-ный

В этом сло­ве три сло­га откры­тые, а чет­вер­тый слог закры­ва­ет непар­ный звон­кий соглас­ный, обо­зна­чен­ный бук­вой «й».

В соот­вет­ствии с этим деле­ни­ем на сло­ги пере­но­сим это сло­во с одной стро­ки на дру­гую. Учтем, что неред­ко фоне­ти­че­ский сло­го­раз­дел сло­ва про­ти­во­ре­чит орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу переноса.

В этом сло­ве ука­жем 4 глас­ных зву­ка, кото­рые орга­ни­зу­ют четы­ре фоне­ти­че­ских слога:у-ча-сти-е

Все сло­ги откры­тые. Первый и послед­ний слог обра­зу­ют глас­ные само­сто­я­тель­но. Третий слог состав­ля­ет глас­ный с шум­ны­ми согласными.

В соот­вет­ствии с этим фоне­ти­че­ским сло­го­де­ле­ни­ем сло­во пере­не­сти нель­зя, так как одна бук­ва, даже состав­ля­ю­щая слог, не оста­ет­ся на стро­ке и не пере­но­сит­ся на сле­ду­ю­щую. Присоединим их к после­ду­ю­ще­му и преды­ду­ще­му сло­гу и полу­чим пра­виль­ный вари­ант пере­но­са сло­ва по слогам:уча-стие

Читайте также: