Конструктор подводных лодок малинин

Обновлено: 18.05.2024

В России заканчивалась гражданская война. 24 октября 1922 года в пригороде Владивостока на Седанке было подписано соглашение между японским командованием и правительством Дальневосточной республики об оставлении японскими войсками Владивостока иприлегающих островов не позднее 16 часов 25 октября 1922 г.

25 октября в 16 часов в город Владивосток вступили передовые части 1-й Забайкальской стрелковой дивизии и школа младшего командного состава 2-й Приамурской стрелковой дивизии. Гражданская война на Дальнем Востоке и присутствие интервентов закончились.

23 октября 1922-го года контр-адмирал Г.К. Старк увёл из Владивостока остатки Сибирской флотилии, имея на борту 10000 беженцев. Всего от острова Русский ушло 30 кораблей.

Бухта Золотой Рог, у причалов которой ранее стояли многочисленные суда гражданского флота и военные корабли, опустела. Дальневосточная окраина нашей страны, имея тысячекилометровую морскую границу, осталась без кораблей пограничной охраны и без военно-морского флота.

Экономика Приморья, как и всей страны, находилась в состоянии разрухи и голода, не хватало материалов, топлива, электроэнергии. Производственные предприятия в своем большинстве не работали.

29 декабря 1922-го года был подписан договор об образовании СССР. 12 сентября 1924-го года Совет Народных Комиссаров СССР принял план по восстановлению Военно-Морского флота (ВМФ). В решении этой задачи на Дальнем Востоке особая роль отводилась «Дальневосточному Механическому заводу», названному впоследствии «Дальзаводом». «Дальзавод» был создан для обеспечения боевой готовности кораблей Тихоокеанского флота России, а так же для выполнения ремонта кораблей Дальневосточного флота СССР.

На «Дальзаводе» в период 1923-1930 гг. для несения пограничной службы на Тихоокеанском бассейне переоборудуется в сторожевой корабль паровая яхта «Адмирал Завойко», получившая новое название «Красный вымпел», а затем сторожевой корабль «Воровский», переоборудованный из парохода «Ярославна».

В этот же период были подняты затопленные на территории завода миноносцы «Бравый» и «Смелый», которые под новыми именами «Потапенко» и «Лазо» вступили в состав военного флота на Дальнем Востоке. Все перечисленные корабли обладали довольно низкими тактико-техническими характеристиками (незначительные скорости, ограниченные районы плавания), и уже имели продолжительный срок эксплуатации. Они не удовлетворяли требованиям охраны столь протяженных границ Дальнего Востока, а тем более не могли обеспечить безопасность нашей страны в этом районе.

Состояние судостроительной промышленности СССР в предвоенные годы не позволяло создать в короткие сроки на Тихом океане надводный флот, способный противостоять Императорскому флоту Японии, включавшему 10 авианосцев, 10 линкоров, а также множество кораблей других классов. К тому же судостроительные заводы, способные пополнить военно-морской флот СССР новыми кораблями, находились в западной части страны. Постройка для Тихоокеанского флота подводных лодок на судостроительных заводах европейской части СССР, с последующим перегоном их на Дальний Восток, была сопряжена с рядом технических и организационных проблем.

Подводные лодки того периода времени были небольших размеров и мало пригодны для дальних океанских плаваний. Было принято решение изготавливать отдельные элементы подводных лодок на заводах, расположенных в европейской части нашей страны с последующей транспортировкой на Дальний Восток, где осуществлять их постройку.

Появление в то время у нашей страны на Дальнем Востоке многочисленного подводного флота явилось мощным сдерживающим фактором против возможной экспансии Японии. Япония проводила империалистический курс на политическое и военное господство в Китае, захват огромных сырьевых ресурсов этой страны, обеспечение владычества на Тихом океане, создавая мощный океанский флот, который к концу 1930 годов не должен был уступать по мощи американскому.

В 1931 году Япония вторглась в Манчжурию. Для зашиты Дальневосточной части СССР правительство нашей страны в декабре 1931 года приняло решение о создании мощного Военно-Морского флота на Тихом океане. Основным ядром этого флота должны были стать подводные лодки, при наличии эскадренных миноносцев, лидеров эсминцев, сторожевых и других кораблей.

Дореволюционная Россия не имела на Дальнем Востоке судостроительных заводов, способных строить корабли для ВМФ. Постройка судостроительных заводов в этом регионе в советское время требовала огромных финансовых затрат и значительного времени для реализации планов судостроения. Наименее затратным и быстрым решением защиты Дальневосточных рубежей нашей страны было развитие сил авиации и подводного флота. Приоритетное развитие подводного флота позволяло с минимальными затратами создать противовес возможной экспансии империалистической Японии.

С учетом изложенного правительство СССР приняло решение строить подводные лодки для ТОФ на «Дальзаводе», используя при этом технический потенциал судостроительных заводов западной части страны. Даже сейчас, по истечении многих лет трудно поверить, что поставленная задача массового строительства подводных лодок на судоремонтном заводе, находящемся на дальневосточной окраине, вообще выполнима, к тому же в условиях всеобщей разрухи и глубокого кризиса экономики страны, нехватки продовольствия, материалов, промышленного оборудования. Мало кто знает об огромной роли «Дальзавода» в строительстве подводных лодок для Тихоокеанского флота (ТОФ) СССР в годы, предшествовавшие началу Великой Отечественной войны.

На стапелях «Дальзавода» в короткие сроки были построены и спущены на воду, испытаны и переданы флоту десятки подводных лодок. Интересна история создания подводных сил ТОФ в годы, предшествовавшие началу Великой Отечественной войны. Решение Совета Труда и Обороны (СТО) предусматривало, в первую очередь, построить для Дальнего Востока 12 средних подводных лодок типа «Щ», причем, эти подводные лодки должны были вступить в строй уже в 1933 году. Согласно утвержденной правительством 6-ти летней программе для Балтийского флота, к этому времени в Ленинграде уже строились подводные лодки типа «Щ» III серии, однако для Тихого океана было решено строить подводные лодки типа «Щ» V серии, проект которых был разработан в Техбюро Балтийского завода под руководством Б.М. Малинина.

В начале тридцатых годов прошлого века на Дальнем Востоке в условиях разрухи промышленности началось массовое строительство подводных лодок. Трудом дальневосточных судостроителей к началу Великой Отечественной войны на «Дальзаводе» было построено и сдано флоту около 36% всех подводных лодок построенных в СССР.

Как и кто строил подводный флот на «Дальзаводе», рассказано в настоящих записках. В предлагаемых читателю записях использованы письменные воспоминания Валерия Григорьевича Желтовского о строительстве подводных лодок на «Дальзаводе», где он проработал много лет, пройдя путь от конструктора технического отдела завода до главного конструктора проекта Приморского Центрального Конструкторского бюро.


Бориса Михайловича Малинина (1889 — 1949) с полным правом можно назвать зачинателем советского подводного кораблестроения, отнеся к тем, кого поэт Р. Рождественский назвал «Великими. Без фамилий». Когда началась Великая Отечественная война, навстречу врагу вышли в море 206 подводных лодок, в каждую из которых была вложена частичка таланта и труда Малинина.
Борис Михайлович родился 1 (13) февраля в Москве. Поступив в 1907 году на кораблестроительное отделение Петербургского политеха, он практически всю свою жизнь связал с городом на Неве и его Балтийским судостроительным заводом. Там он и умер в 1949 году, прожив короткую, но яркую жизнь.
В 1910 году, проходя практику на транспорте Доброфлота «Тамбов», участвующем в походе адмирала Рожественского, он часто разговаривал с механиком Киселёвым: «А представьте себе, Иван Петрович, — говорил он ему, — такую подводную лодку, которая идет вместе с эскадрой, или, действуя, к примеру, из Владивостока, топит далеко в океане вражеские суда. Может, тогда обошлось бы и без Цусимы?» Тогда подводные лодки только зарождались, а сегодня мечты Малинина воплотились в тактику подводных флотов мира.
Куда идти работать после института? Вопрос этот Малинин решил еще на «Тамбове». 3 февраля 1914 года он был зачислен на Балтийский судостроительный и механический завод Морского ведомства инженером-конструктором в подводный отдел. Принимал участие в разработке и испытаниях лодок таких проектов, как «Морж» и «Барс», где получил достаточный опыт для самостоятельной работы.


Б. М. Малинин на подводной лодке «Волк»

Малинин стал соответствовать критериям, которые предъявлял к строителям подводных кораблей основоположник подводного флота России адмирал Э. Н. Щенснович: «Инженеры, работающие с подводными лодками, должны быть опытны в плавании на подводных лодках, так как только тот может не ошибиться в постройке лодки, кто плавал на лодке и сам управлял лодкой…» (1907 г.)
В начале 20-х годов прошлого столетия в подводном кораблестроении наступило сложное время. Россия далеко отстала от зарубежного опыта, а закупать лодки за границей не имело смысла. В 1926 году Совет Труда и Обороны (СТО) принял программу строительства новых боевых кораблей, в том числе и подвод­ных лодок. Слово «пропасть» в то время точно характеризовало дистанцию отставания нашего подводного кораблестроения от зарубежного. И эту дистанцию должен был осилить «Декабрист», над проектом которого в январе 1926 года начал работы коллектив конструкторов из семи человек, руководимый Борисом Малининым.
В декабре 1927 года XV съезд партии подтвердил, что стране нужен сильный флот, в том числе и подводный. Значит, нужно было не покупать лодки, не повторять старые, все надо делать самостоятельно и с дальним прицелом. Эту задачу со своим коллективом и решал Малинин. Как он сам признавался: «Период с ноября 1926 года по июнь 1930 года был самым напряженным и трудным во всей моей деятельности».
Решением задачи с постройкой «Декабриста» решалась судьба оте­чественного подводного флота.
В это время Борис Михайлович пережил и личную трагедию: был арестован, приговорен к расстрелу, но вместо этого работал в «шарашке», но не долго. 5 марта 1927 года была начата закладка трех подводных лодок типа «Декабрист», а 14 ноября 1931 года после окончания испытаний на всех трех подводных лодках были подняты Военно-морские флаги. Началась эра советского подводного кораблестроения.


Подводная лодка Д-1 на Балтике

Б. М. Малинин был главным конструктором лодок не только типа «Декабрист», но и типа «Ленинец» (подводный минный заградитель) и проекта «Щ» («Щука»), самой известной боевой лодки Великой Отечественной войны. Выдающаяся роль в разработке первого и последующих проектов довоенных подводных лодок, выдержавших горнило Второй мировой войны, несомненно, принадлежит Малинину.
С 1939 года Борис Михайлович отошел от конструкторской работы, но активно работал на научном поприще, воспитывая новые кадры подводных кораблестроителей. В 1940 году Борис Михайлович по рекомендации врачей полностью перешел на преподавательскую работу в Ленинградский кораб­лестроительный институт. В 1944 году, по инициативе академика, Героя Социалистического Труда А. Н. Крылова, Малинину присвоили без защиты диссертации степень доктора технических наук.
Борис Михайлович еще в начале 1947 года предвидел появление атомных субмарин, но не дожил до этого времени.
Он не отмечен многими наградами. Имя его особенно не афишировалось, да и сейчас звучит редко, но многие конструкторы подводных кораблей благодарят Бориса Михайловича Малинина за многое. У создателей оборонной техники особая судьба!

Вадим Кулинченко,
капитан 1-го ранга в отставке, ветеран-подводник, публицист.

Подводные лодки типа «Декабрист» — серия советских больших торпедных дизель-электрических подводных лодок, строившихся в 1927 — 1931 годах.
Эти лодки, полностью разработанные в СССР, стали большим шагом вперед по сравнению с проектами подводных лодок, разрабатывавшихся до того в Российской империи. Такие технические решения, как применение двухкорпусной архитектуры, установка поперечных водонепроницаемых переборок, размещение аккумуляторной батареи в герметичной яме, снабжение подводной лодки цистерной быстрого погружения и средствами регенерации воздуха, до сих пор используются в отечественном подводном кораблестроении.

Основные характеристики лодки проекта «Декабрист»
Длина наибольшая – 76 м; ширина корпуса – 6,5 м; скорость надводная — 15,3 узла; скорость подводная — 8,9 узла; предельная глубина погружения — 90 м; автономность плавания — 47 суток, 13000 км при 9,5 узла; экипаж – 53 человека.

Первоначально артиллерийское вооружение лодок проекта «Декабрист» состояло из носового орудия Б-2 калибра 102 мм и кормового 45-мм полуавтомата 21-К, которые размещались на ходовом мостике в ограждении прочной рубки. В ходе капитальных ремонтов устаревшее и считавшееся неудачным орудие Б-2 заменялось на новое — Б-24ПЛ калибра 100 мм, способное вести зенитную стрельбу и обладавшее лучшими характеристиками.
Торпедное вооружение состояло из восьми торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра: шести носовых и двух кормовых. Торпедные аппараты, разрабатывавшиеся вместе с лодкой, были пневматическими. Лодки несли по 14 торпед: 8 в аппаратах и 6 запасных торпед в первом отсеке. Так как разработка торпед 53-27 шла с запозданием, то корабли вступали в строй со специальными решетками в торпедных аппаратах, позволяющими использовать торпеды калибра 450 мм.
Подводные лодки проекта «Декабрист» стали первыми подводными лодками Северного флота, успешно освоив этот регион с суровыми климатическими условиями. К началу Великой Отечественной войны лодка Д-1 погибла, а Д-6 находилась в капитальном ремонте, однако остальные 4 корабля приняли активное участие в морских сражениях. Одна из лодок данного класса, Д-2 «Народоволец», была списана в 1958 году, сохранена в качестве музейного корабля и установлена в Санкт-Петербурге.


Торжественное открытие музея-памятника «Подводная лодка Д-2 «Народоволец» в 1993 году


Сталинская премия

Бори́с Миха́йлович Мали́нин (1889—1949) — учёный-кораблестроитель, автор первых советских проектов подводных лодок типов «Декабрист», «Ленинец», «Щука».

Содержание

Биография

Родился 1 февраля (13 февраля по новому стилю) 1889 года в семье оперных певцов в Москве.

В 1906 году с золотой медалью окончил пятую московскую гимназию и поступил в Петербургский политехнический институт.

В 1914 году после получения диплома, его приняли инженером-конструктором в отдел подводного плавания Балтийского судостроительного завода, где работал с видными корабельными инженерами К. П. Боклевским и И. Г. Бубновым. До осени 1917 года построил и сдал флоту 8 подводных лодок типа «Барс» и модернизировал 10 других подводных лодок. Выходя в море на испытания, приобрёл опыт подводного плавания.

В 1925 году возглавил специальное конструкторское бюро по проектированию подводных лодок. За короткий срок Малинин со своими подчинёнными (6 человек) рассчитал 32 варианта сочетаний тактико-технических элементов лодок различных типов. Из них были выбраны основные элементы головной лодки I-й серии типа «Декабрист». В ноябре 1930 года первая советская субмарина вошла в состав Балтийского флота. По своим техническим характеристикам она не уступала лодкам иностранных флотов. Необоснованно репрессированного Малинина и его соратников реабилитировали. Затем под его руководством были спроектированы лодки типа «Ленинец» и «Щука». Их особенностью явилась простота постройки и эксплуатации.

В 1940 году Борис Михайлович по рекомендации врачей полностью перешёл на преподавательскую работу в Ленинградский кораблестроительный институт. В 1943 году получил Сталинскую премию [1] . В 1944 году, по инициативе академика, Героя Социалистического Труда А. Н. Крылова, Малинину присвоили без защиты диссертации степень доктора технических наук. С 1946 года он — профессор, а с 1948 года — заведующий кафедрой проектирования судов в Ленинградском кораблестроительном институте.

Ещё в начале 1947 года он высказал мысль о применении на подводных лодках ядерного двигателя.

Летом 1949 года здоровье выдающегося инженера резко ухудшилось. После пятого инфаркта он скончался 27 сентября 1949 года. Похоронили Малинина на Охтинском кладбище [1] .

Одним из последствий Октябрьского переворота явилось разрушение тяжёлой промышленности и потеря громадной части технической интеллигенции и квалифицированных рабочих (эмиграция, репрессии, гибель от голода, эпидемий и в Гражданской войне). В полной мере ощутило на себе эти последствия и подводное кораблестроение.

Человеком, который его восстановил, был Борис Михайлович Малинин (1.02 (ст.ст.).1889 – 27.09.1949) – учёный и конструктор, создатель первых советских подводных лодок (ПЛ) типов «Д» («Декабрист»), «Л» («Ленинец») и «Щ» («Щука»), которые составили основу отечественного подводного флота в годы войны. Все они отличались высокими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками.

Выпускник кораблестроительного отделения Петербургского политехнического института (1914), ученик всемирно знаменитых кораблестроителей К.П. Боклевского и И.Г. Бубнова, он начал трудиться в Отделе подводного плавания Балтийского судостроительного завода, а с 1915 г. руководил строительством и ремонтом подлодок – вначале в Ревеле (Таллине), потом в Петрограде.

Он приобрёл огромный производственно-технологический опыт, но конструкторского, по существу, не имел. Увы, при разрухе 1920-х годов государству этого опыта и не требовалось, однако Борис Михайлович смотрел вперёд и тщательно изучал как отечественный, так и зарубежный опыт проектирования подлодок. Был он тогда на должности заведующего Техническим бюро (по-современному – КБ) Отдела подводного плавания Балтийского завода, а потом и заведующим всем Отделом, который вскоре был расформирован из-за отсутствия заказов.

Лишь в 1926 г. правительство решило реанимировать подводное судостроение, и в ноябре на Балтийском заводе было воссоздано соответствующее Техническое бюро, состоящее всего из 7-ми человек: 4-х чертёжников-конструкторов и 3-х инженеров во главе с Малининым. Опыта работы с подводными лодками никто, кроме Малинина не имел.

Первой их работой стала большая подлодка типа «Декабрист», при проектировании которой было предварительно рассчитано 32 тактико-технических варианта. Серьёзную помощь в её проектировании оказал главный механик Балтийского завода Ксенофонт Иванович Руберовский (1886 – 1938). Уже через 4 месяца, 5 марта 1927 г., на заводе были заложены три ПЛ, а через месяц ещё три на заводе в Николаеве. В конце 1930-го они начали входить в боевой строй. По техническим характеристикам «декабристы» ни в чём не уступали лучшим зарубежным подлодкам того времени.

Об этой работе Борис Михайлович впоследствии вспоминал: «Небольшому Техбюро приходилось одновременно решать три задачи, тесно связанные друг с другом: вести разработку и постройку ПЛ, тип которой у нас был до того времени неизвестен; создавать и немедленно практически использовать теорию ПЛ, которой в СССР не было; воспитывать в процессе проектирования кадры конструкторов-подводников».

В столь сложнейшей работе не могло всё идти гладко. При заводских испытаниях обнаружилось, что при погружении и всплытии лодки приобретают опасный крен. Это можно было посчитать недочётом конструкции и внести в неё соответствующие изменения. Но в ОГПУ посчитали это вредительством и в июле 1930 г. Малинина с двумя его инженерами приговорили к расстрелу, который заменили 10-ю годами заключения. Срок Борис Михайлович, а с ним – и ещё ряд видных инженеров-кораблестроителей, отбывал за решёткой в «шарашке» – «Особом КБ» при Балтийском заводе.

После досрочного выхода на свободу (1932) он руководил проектированием больших ПЛ типа «Л» и средних ПЛ типа «Щ», которые отличались исключительной простотой постройки и эксплуатации. В 1938 г. он перешёл на научно-исследовательскую работу в ЦНИИ-45 и одновременно на преподавательскую работу в Ленинградский кораблестроительный ин-т. С 1940 г. по рекомендации врачей Борис Михайлович занимался только преподаванием. Скончался он после пятого инфаркта, похоронен на Большеохтинском кладбище Петербурга.

Признанным основателем русского подводного кораблестроения является И.Г.Бубнов, но в 1919 г. он умер от тифа, его ближайших помощников и учеников разметала Гражданская война. Б.М. Малинину пришлось всё начинать почти с «чистого листа», и его по праву следует считать основателем советского подводного кораблестроения.

1

Большие подлодки серии Д («Декабрист»). В 1927 – 31 гг. построено 6 шт. Водоизмещение (надводное/подводное) 933/1354 т, длина 76 м, скорость (надводная/подводная) 15,3/8,9 уз, предельная глубина погружения 90 м, автономность плавания 47 сут., дальность плавания экономическим ходом в (надводном/подводном) положении 8950/158 миль, вооружение 102-мм пушка, 45-мм пушка, пулемёт, 6 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, боезапас 14×533-мм торпед, экипаж 53 чел.

1

Большие подлодки типа Л («Ленинец») – минные заградители. Построены в 1929 – 43 гг. сериями по 6-7 шт. (всего 25 шт.) с совершенствованием каждой последующей серии. Водоизмещение (надводное/подводное) 1025/1312 т, длина 78 м, скорость (надводная/подводная) 14,5/8,3 уз, предельная глубина погружения 90 м, автономность плавания 28 сут., дальность плавания экономическим ходом в (надводном/подводном) положении 7400/154 миль, вооружение 102-мм пушка, 45-мм пушка, пулемёт, 6 носовых торпедных аппарата, 2 кормовые минные трубы, боезапас 12×533-мм торпед и 20 мин, экипаж 54 чел.

На боевом счету этих подлодок 27 потопленных вражеских транспортов и танкеров общим водоизмещением 93,9 тыс. т и 18 боевых и вспомогательных кораблей. Л-4 и Л-22 стали Краснознамёнными, а Л-3 – гвардейской. Её рубка была сохранена и установлена в Либаве (Лиепае) как памятник, в 1995 г. вывезена и установлена в Москве на Поклонной горе.

1

Средние подлодки типа Щ («Щука») – самые массовые средние лодки в советском подводном флоте. Отличались дешевизной постройки и надёжностью механизмов, высокой прочностью и мореходностью, имели более высокие тактико-технические характеристики, чем иностранные ПЛ подобного типа, обладали большими скрытыми резервами, позволившими в 2-2,5 раза повысить проектную автономность плавания. Построены в 1932 – 38 гг. шестью сериями (всего 86 шт.) с совершенствованием каждой последующей серии. Водоизмещение (надводное/подводное) 578/706 т, длина 57 м, скорость (надводная/подводная) 14,0/8,5 уз, предельная глубина погружения 90 м, автономность плавания 20 сут., дальность плавания экономическим ходом в (надводном /подводном) положении 3130/112 миль, вооружение 2×45-мм пушки, 2 зенитных пулемёта, 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, боезапас 10×533-мм торпед, экипаж 37 чел.

На боевом счету этих подлодок 27 потопленных вражеских судов общим водоизмещением 79,9 тыс. т и 20 транспортов нейтральных стран, перевозивших грузы в Германию. 11 подлодок стали Краснознамёнными, 6 – гвардейскими. Известен случай: когда на ПЛ «Щ-318» случайно напоролся германский транспорт водоизмещением 2,5 тыс. т, лодка, несмотря на серьёзные повреждения, самостоятельно добралась до базы, а транспорт затонул. Памятник этим подлодкам в виде рубки от «Щ-307» установлен на Поклонной горе.

Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корр. Петровской академии наук и искусств

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Борис Михайлович Малинин сыграл огромную роль в создании подводного флота СССР. Он родился в Москве 13 февраля 1889 года. В 1913 году окончил кораблестроительное отделение Петербургского политехнического института и с 1 февраля 1914 года начал свою инженерную деятельность в качестве инженера-конструктора технического бюро подводного плавания Балтийского завода.

В Техбюро Б.М. Малинин принимал участие в разработке чертежей подводных лодок «Морж» и «Барс» проектов И.Г. Бубнова.

По рекомендации И.Г. Бубнова в 1915 году Б.М. Малинин назначается строителем подводной лодки «Волк», которая достраивалась в г. Ревеле (Таллин).

В январе 1916 года Б.М. Малинин назначается заведующим отделением по постройке подводных лодок на заводе «Ноблесснер» в Ревеле, где под его руководством в течение зимы были модернизированы подводные лодки «Барс», «Гепард», «Вепрь». По окончании этой работы Б.М. Малинина отзывают в Петроград и назначают строителем подлодок: «Змея», «Единорог», «Угорь». Одновременно он занимается модернизацией подлодок «Касатка», «Фельдмаршал граф Шереметьев», «Щука» и «Сом», перевезенных из Владивостока в 1945 году.

В 1917 году Б.М. Малинин назначается заведующим техническим бюро Балтийского завода, где под его руководством разрабатываются чертежи подлодок типа «Б» водоизмещением 971/1264 тонны и малого подводного заградителя «З-1».

В 1920 году Б.М. Малинин разрабатывает проект подводного крейсера водоизмещением 4570-6700 тонн, а в 1921 году проект подводного крейсера водоизмещением более 10 000 тонн.

В 1924 году на заводе расформировывается отдел подводного плавания из которого часть конструкторов была уволена, а часть переведена в общезаводское КБ.

В 1925 году Б.М. Малинин в составе специальной комиссии посетил Италию, Германию и Данию, где ознакомился с новейшими достижениями судостроения в этих странах.

В 1926 году Б.М. Малинин принимает участие (руководит) в научно-техническом комитете ВМФ разработкой проекта новой подводной лодки типа «Д» первой серии. Этот проект был рассмотрен и одобрен Начальником МорСИ и передан на Балтийский завод для постройки.

Для разработки рабочих чертежей новой подводной лодки и руководства постройкой 1 ноября 1926 года на Балтийском заводе было организовано спецтехбюро № 4 во главе с Б.М. Малининым. В период с 1926 по 1930 год это техбюро разрабатывает новые проекты: минного подводного заградителя типа «Л» II серии, а также средних подводных лодок типа «Щ» III и V серий.

На базе технических служб Балтийского завода организуется Центральное конструкторское бюро специального судостроения № 2 (ЦКБС-2), главным инженером которого в марте 1933 года назначается Б.М. Малинин.

В период с 1930 по 1939 год под руководством Б.М. Малинина разработаны проекты советских подводных лодок серий: Vб, Vб2, Х, Хб, IХ, IХб, ХI, ХIII.

За успехи в работе в 1936 году Нарком тяжелой промышленности С. Ордженикидзе наградил Б.М. Малинина денежной премией и легковой автомашиной.

В 1938 году Б.М. Малинин переводится в ЦНИИ-45 им. академика А.Н. Крылова, где ведет большую научно-исследовательскую деятельность и одновременно с ней научно-преподавательскую деятельность в Ленинградском кораблестроительном институте на кафедре проектирования судов.

В 1944 году ему присваивается степень доктора технических наук, а год спустя – звание профессора.

Читайте также: