Конструктор ракетных двигателей при королеве

Обновлено: 09.05.2024

ГЛУШКО Валентин Петрович

(02.09.1908 – 10.01.1989)

2 сентября 2016 года исполняется 108 лет со дня рождения выдающегося советского ученого, конструктора и основоположника отечественного жидкостного ракетного двигателестроения Валентина Петровича ГЛУШКО.

В.П.ГЛУШКО родился 2 сентября 1908 года в Одессе. По окончании Ленинградского университета в 1929 г. Валентин Петрович стал руководителем подразделения по разработке двигателей и ракет в составе Газодинамической лаборатории в Ленинграде, а затем продолжил работы в составе РНИИ в Москве. В 1938 году был необоснованно арестован и приговорен в 8 годам заключения. Работал в 4-ом Спецотделе НКВД в Тушино, затем в Казани, где возглавил конструкторское бюро по ЖРД. Досрочно освобожден со снятием судимости в 1944 году, продолжив работы в ОКБ-СД.

В дальнейшем Валентин ГЛУШКО возглавлял разработку многих отечественных ракетных двигателей, будучи главным конструктором, руководителем КБ Энергомаш, НПО «Энергия».

Валентин Петрович ГЛУШКО - основоположник отечественного ракетного двигателестроения, пионер и творец отечественной ракетно-космической техники. Он стал конструктором первого в мире электротермического ракетного двигателя (1928–1933), первых советских жидкостных ракетных двигателей ОРМ (1930–1931), семейства ракет РЛА на жидком топливе (1932–1933), мощных жидкостных ракетных двигателей, установленных практически на всех отечественных ракетах, летавших до настоящего времени в космос.

Двигатели В.П.ГЛУШКО вывели на орбиту первые и последующие спутники Земли, космические корабли с Юрием ГАГАРИНЫМ и другими космонавтами, а также обеспечили полёты космических аппаратов к Луне и планетам Солнечной системы. Под руководством В.П.ГЛУШКО была создана уникальная многоразовая космическая система «Энергия-Буран», базовый блок долговременной орбитальной станции «Мир» и т.д. Наряду с всемирно известной деятельностью В.П.ГЛУШКО в области практической космонавтики, как главного и генерального конструктора ракетных двигателей и ракетных систем, он внёс и громадный личный вклад в мировую науку: его многолетние работы по созданию фундаментальных справочников по термическим константам, термодинамическим и теплофизическим свойствам различных веществ высоко оценены во всём мире. В.П.ГЛУШКО несколько десятилетий возглавлял Научный совет при Президиуме АН СССР по проблеме «Жидкое ракетное топливо».

Имя ГЛУШКО как пионера и творца отечественного ракетного двигателестроения в августе 1994 г. было присвоено кратеру на видимой стороне Луны. Сегодня имя Валентина ГЛУШКО носит ведущее предприятие по разработке и производству жидкостных ракетных двигателей НПО Энергомаш.

В середине 20 века выход в космос имел не столько научное, сколько политическое значение. Начинающаяся Холодная война подстёгивала двух гигантов, СССР и США, сражаться за звание первого покорителя космоса. И, благо, оружием в данной битве служили светлые головы ученых и инженеров, которые на протяжении почти 20 лет раз за разом удивляли весь мир своими изобретениями.

Сегодня речь пойдёт о человеке, которого по праву называют отцом советской космонавтики, и имя ему - Сергей Павлович Королёв. Именно его усилиями был запущен первый искусственный спутник Земли, осуществлен первый полёт человека по околоземной орбите и многое другое. Но обо всём, как водится, по порядку.

Сергей Павлович родился 12 января 1907 года в городе Житомире в семье учителя русской словесности и дочери нежинского купца. Спустя какое-то время после его рождения отношения в семье разладились и мать отправляет трёхлетнего Серёжу к своим родителям в город Нежин. Там, во время показательного полёта 4 июня 1911 года он впервые видит самолёт и это событие оставляет у него неизгладимые впечатления. В школьные годы он проявляет большую заинтересованность в авиационной технике и с 1923 года активно участвует в работах «Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма». Примерно в это же время он успешно защищает перед комиссией собственный проект безмоторного самолёта К-5. Так начинается его конструкторская карьера.

Уже к 1929 году Сергея Королёва знают как талантливого молодого конструктора, усилиями которого были спроектированы и построены лёгкий самолёт СК-4, а также планеры Коктебель и Красная Звезда. Последний особенно примечателен тем, что на нём впервые в СССР была успешно выполнена мёртвая петля. В 1931 году вместе с энтузиастом реактивных двигателей Фридрихом Цандером создаёт общественную организацию ГИРД - Группа изучения реактивного движения, или же группа инженеров работающих даром. В дальнейшем она становится государственной научно-конструкторской лабораторией, в которой велись работы по созданию жидкостно-баллистических ракет. Именно так. В то самое время как в Германии разрабатывали ФАУ-2, в СССР тоже велась разработка ракет на жидкостном двигателе. Однако успешному завершению работ помешало одно событие, о котором мы расскажем позже.

Пока что всё шло хорошо и в 1933 году был осуществлен первый удачный запуск ракеты ГИРД-Х. Она представляла из себя небольшую модель для проверки работы жидкостного ракетного двигателя на топливной паре бензин-жидкий кислород. Позже в том же году на основе ГИРД и Газодинамической лаборатории в Ленинграде был

создан Реактивный НИИ СССР, в котором Королёв стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов. Под его руководством были разработаны проекты жидкостной баллистической ракеты дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям, а также зенитных твердотопливных ракет.

Но 27 июня 1938 года всё меняется.

Сергея Павловича Королёва арестовывают. Его обвинили в соучастии в контрреволюционной деятельности внутри Ракетного НИИ, призванной подорвать государственную промышленность и сроки сдачи новых образцов вооружения. Военная Коллегия Верховного Суда СССР осудила Королёва на 10 лет в исправительно-трудовом лагере. Сергей Павлович успел побывать в Бутырке, Новочеркасской пересыльной тюрьме, и даже попасть на Колыму. Там, во время общих работ на золотом прииске Мальдяк его застало распоряжение о направлении в Москву для пересмотра дела.

В июле 1940 года был судим вторично и приговорен к 8 годам заключения в московской спецтюрьме НКВД ЦКБ-29, также известной как «Туполевская шарага». Шарага - разговорное название НИИ и КБ тюремного типа, в которых работали осужденные учёные, инженеры и техники. Здесь под руководством другого осужденного авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева он разрабатывает бомбардировщики Пе-2 и Ту-2. Позже его переводят в конструкторское бюро тюремного типа в Казани, где он работает над применением ракетных двигателей в авиации. В июле 1944 года, по личному распоряжению Сталина, Королёв был освобождён из заключения, однако был вынужден ещё один год проработать в Казанском КБ.

После окончания Второй Мировой войны Сергея Павловича назначают главным инженером советско-германского ракетного института «Нордхаузен». Главной целью данного предприятия было изучение и воспроизведение ракет ФАУ-2. В 1948 году начинаются тестовые запуски Р-1, аналога немецкой ракеты и уже к 1950 году она успешно встаёт на вооружение. На протяжение последующих семи лет Королёв активно занимается различными модификациями Р-1, в результате чего появляется целое семейство ракет с префиксом «Р» : Р-2, Р-5, Р-11, Р-7.

Из этого списка больше всего нас интересует Р-7.

Изначально она была разработана для ядерного сдерживания США. Видите ли, на начало Холодной Войны Америка была единственной державой в мире, обладающей ядерной бомбой. Это, конечно, быстро поменялось усилиями советских ученых, но по-прежнему оставалась одна проблема. Советский союз не имел ни одной военной базы в достаточной близости к потенциальному врагу, чтобы нанести быстрый удар. В связи с этим было принято решение создать совершенно новый носитель, межконтинентальную баллистическую ракету. Но грозному оружию нашлось и другое, куда более мирное применение. После значительного облегчения конструкции и переоборудования Р-7 идеально подошла для того, чтобы вывести на орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли, навсегда вписав имя Королёва в мировую историю.

На этой прекрасной ноте начинается активная стадия космического противостояния СССР и США. Столько всего ещё предстояло совершить: первый пилотируемый полёт, высадка на Луну, разработка марсоходов и орбитальных станций. И большую роль в этом этапе развития человечества сыграл Сергей Павлович Королёв, рассказ о котором мы продолжим в следующий раз.


Этому человеку современная российская космонавтика обязана очень многим – от проектирования двигателей корабля «Восток», на котором был совершён первый полёт в космос, до создания орбитальных космических станций. Валентину Петровичу Глушко установлен памятник в центре родной Одессы на одноимённом проспекте, несмотря на то, что долгое время он входил в число засекреченных людей. За заслуги перед отечеством он дважды награждён званием Героя Социалистического Труда, пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, многочисленными медалями, а также лауреат Государственной и Ленинской премий.

Мечты о космосе

Родился Валентин Глушко в 1908 году в Одессе, после революции поступил в реальное училище, переименованное потом в Профтехшколу. Несмотря на тяжёлое для страны время, мальчик мечтал не о службе в отрядах Красной Армии, как многие его сверстники. Его восхищали книги Жюля Верна. Прочитав в 1921 году «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны», маленький Валентин решил посвятить всю свою оставшуюся жизнь осуществлению таких полётов. Он понимал, что для этого требуются хорошие знания, необходимо окончить школу, поступить в высшее учебное заведение. Он искренне верил, что будущее – за освоением космоса.

В то же время он познакомился и с работами К. Циолковского. Вот как пишет об этом сам Валентин Петрович в своей автобиографии: «Первый труд Циолковского я нашел в одесской публичной библиотеке. Зимой 1922 года она не отапливалась. Сидя в читальном зале в шинели, я переписывал его посиневшими пальцами в свои тетради. В 1923 году, 26 сентября, я написал письмо К. Э. Циолковскому в Калугу, Коровинская, 61, с просьбой выслать его труды. Через короткий срок (8 октября), к великой моей радости, получил ответное письмо от Циолковского вместе с некоторыми изданиями его трудов. Вскоре Циолковский сообщил, что впредь будет высылать мне все издаваемые им труды. Так началась переписка, продолжавшаяся ряд лет». Переписка, которую Глушко бережно сохранил, продолжалась с 1923 по 1930 годы. В его лице Циолковский нашёл преданного поклонника, который не только разделял его грезы о полетах в космос, но и был готов посвятить этому жизнь. В 1924 году, когда Валентину исполнилось 16 лет, он закончил работу над своей первой книгой «Проблема эксплуатации планет» объёмом 203 страницы. В издательстве её не взяли, работа была слишком наивной и эмоциональной, как через много лет признал Глушко. Но в этой юношеской работе будущий академик изложил идеи, часть которых сам потом смог осуществить. Кроме того он публиковал небольшие научно-популярные статьи о космических полётах.

Академик Валентин Петрович Глушко


В.П.Глушко в годы работы в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ). Москва. 1934 год

От теории к практике

Окончив Профтехшколу в 1924 году, Валентин Глушко поступил в Ленинградский Государственный Университет на физическое отделение физико-математического факультета. В качестве дипломной работы в 1929 году он представил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплан» с электрическими ракетными двигателями. После окончания университета зачислен в штат Газодинамической Лаборатории (ГДЛ) как руководитель подразделения по разработке электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей, где вскоре начал работать над созданием первого отечественного жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) под названием ОРМ-1. За время работы в ГДЛ Глушко сконструировал ракеты серии РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3 и РЛА-100, разработал конструкции и испытал двигатели серии ОРМ на азотнокислотном-керосиновом топливе.

В январе 1934 года Валентина Глушко перевели в Москву и назначили начальником сектора РНИИ Наркомата Обороны. В декабре 1935 года он закончил работу над книгой «Ракеты их устройство и применение», параллельно читал лекции в Военно-воздушной инженерной академии Н. Е. Жуковского. В следующем году назначен главным конструктором.



ОРМ-65 - жидкостной ракетный двигатель, созданный В.П.Глушко в 30-х годах для установки на ракетоплане РП-318 и крылатой ракете 212 конструкции С.П.Королева

Репрессии и Великая Отечественная Война

Валентин Глушко, как и многие учёные в то время, не избежал репрессий. Его арестовали 23 марта 1938 года. Через два дня в подвалах Лубянки он подписал признание: «Я являюсь участником антисоветской организации в оборонной промышленности, по заданию которой проводил вредительскую подрывную работу. Кроме того, я занимался шпионской работой в пользу Германии». А через несколько месяцев в Бутырской тюрьме отказался от необоснованных обвинений и начал писать письма сначала Вышинскому, потому Ежову и Сталину. Текст был почти одинаков: «Прошу Вашего распоряжения о пересмотре моего дела, поручив его новому следствию, т. к. форма допроса, которому я подвергся, носила характер морального и физического принуждения, в результате чего мною были даны показания, не отвечающие действительности. Прошу не замедлить с пересмотром моего дела (№ 18102), обеспечив нормальный метод следствия, т. к. я сижу в тюрьме уже 7 месяцев». Конечно, на эти письма никто не отвечал.



В.П.Глушко в Бутырской тюрьме в 1938 г. В период сталинских репрессий В.П.Глушко был арестован НКВД по сфабрикованному делу и освобожден только в 1944 г

Следующий адресат – Л. Берия. Глушко писал: «Будучи оклеветан врагами народа, я был арестован 23.03.38 г. и подвергся со стороны следственного аппарата НКВД моральному и физическому принуждению, в результате насилия я был вынужден подписать протокол допроса, содержание которого является вздором, вымыслом». Он добился только замены следователя, но выиграть дело было невозможно. 15 августа 1939 года Особое совещание при народном комиссаре внутренних дел СССР вынесло постановление: «Глушко Валентина Петровича за участие в контрреволюционной организации заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемь лет, считая срок с 23 марта 1938 года. Дело сдать в архив».



Выписка из протокола с приговором

Однако к тому времени Глушко уже являлся очень крупным специалистом и его оставили работать в техбюро, а в 1940 году перевели в Казань, где учёный продолжал работать в качестве главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД при Казанском заводе № 16 по разработке вспомогательных самолётных ЖРД. При этом у Глушко было исключительное право набирать для сотрудничества специалистов из тех, кто оказался в ГУЛАГе. Он составил список из бывших сотрудников и знакомых, но большинство из них были уже расстреляны.

С Глушко работали Жирицкий, Страхович, Витка, Лист, Желтухин, Уманский и другие, а в 1942 году по ходатайству Валентина Глушко в Казань перевели С. П. Королёва. Вместе они разрабатывали военную технику. Для начала ракетной установкой с двигателем РД-1 был оснащён самолёт Пе-2, и его скорость сразу возросла на 180 км/ч. После этого двигатель усовершенствовали и провели цикл испытаний на истребителях Як-3, Су-7 и Ла-7. В результате прирост скорости самолётов составил 200 км/ч. Так ввели в работу жидкостный реактивный двигатель, повлиявший на судьбу ракетной техники. Сталин оценил заслуги Валентина Петровича в разработке военных самолётов, и 27 августа 1944 года он был досрочно освобождён со снятием судимости. Глушко передал Сталину список, где указал более 30 человек, с просьбой о досрочном освобождении. Большинство из этих людей впоследствии остались работать с Валентином Петровичем. С 1945 года он заведовал кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института.


«Сквозь тернии – к звёздам»

После войны в 1945-1946 годах Глушко находился в командировке в Германии, где изучал трофейную немецкую ракетную технику. Результат своих наблюдений он обобщил в докладной записке министру вооружений Устинову, в которой изложил программу создания в СССР ракетной промышленности и предложил свою кандидатуру на должность главного конструктора ОКБ ракетных двигателей. Летом 1946 коллектив КБ из Казани перевели на авиазавод № 456 в Химках, который переоборудовали для производства жидкостных ракетных двигателей и позднее переименовали в НПО «Энергомаш», а в 1970-х годах – в НПО «Энергия». В сентябре 1948 года состоялся запуск первой ракеты Р-1 с жидкостным ракетным двигателем.

В 1953 году Валентин Петрович Глушко избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1957 году Высшая Аттестационная Комиссия присудила ему степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1960-1970 годах под руководством главного конструктора Глушко разрабатывались программы создания орбитальных пилотируемых станций, лунных поселений, новых космических кораблей многоразового использования, освоения Марса и Венеры, полетов к астероидам. Это было время великой мечты о космосе, когда Валентин Петрович осуществил многое из своих детских желаний.

После запуска на орбиту Земли первого искусственного спутника в СССР началось бурное развитие ракетостроения. Под руководством Глушко шла разработка обитаемой лунной станции. Он хотел привлечь к этому проекту внимание общественности, но все работы велись под грифом «совершенно секретно». После нескольких неудачных запусков ракеты Н-1 лунную программу и вовсе закрыли.



В.П.Глушко с космонавтами Ю.А.Гагариным и П.Р.Поповичем в своем рабочем кабинете. 1963 год

В 1968 году Валентин Глушко назначен председателем Научного Совета по проблеме «Жидкое топливо» при Президиуме АН СССР. Всего под его руководством было создано более 50 жидкостных ракетных двигателей и их модификаций, которые применяются на 17 моделях боевых и космических ракет. Также его двигатели установлены на ракетах-носителях, которые осуществили запуск автоматических станций к Луне, Венере и Марсу, пилотируемых кораблей «Восток», «Восход» и «Союз», вывели на орбиты искусственных спутников Земли и Луны.

«Энергия-Буран» – последнее детище Глушко

В начале 1972 года в США начали работы по программе Space Shuttle, а уже в марте в Советском Союзе на совещании Военно-промышленной комиссии обсуждали вопрос о создании отечественной многоразовой космической системы. Ещё через месяц прошло совещание конструкторов во главе с Глушко, где обозначили проблемы разработки МКС. Основная трудность заключалась в том, что одноразовые ракеты-носители были выгоднее как по эффективности, так и по стоимости, а первостепенной необходимости в использовании многоразовых космических аппаратов не было. К тому же задача требовала неординарного подхода и огромных материальных затрат, не говоря о технических сложностях. Естественно, советская МКС не должна была уступать американскому «Шаттлу» ни в чём.

Начать работу решились только после того, как американский челнок совершил маневр над Москвой, спустившись с орбиты до высоты всего 80 км над городом, а затем повторил его ещё раз. Тут же был принят приказ о создании космического аппарата «Буран», и в НПО «Энергия», которым руководил главный конструктор Глушко, начались разработки этого проекта. «Буран» должен был сочетать в себе свойства обычного самолёта и орбитального космического корабля. Инженеры столкнулись с тем, что для выполнения поставленных требований необходимо создание новых теплозащитных материалов, и тут же появилась проблема их испытания.

Снаружи корабль покрыли керамической плиткой. Несколько десятков тысяч деталей были рассчитаны на компьютере. Все они имели разную форму и размер, и ручной расчёт потребовал бы десятков тысяч чертежей. Материал мог выдерживать большие перепады температур. Для новой ракеты-носителя Глушко создал самый мощный в мире ЖРД РД-170. В результате механические характеристики «Бурана» не только не уступили «Шаттлу», но по некоторым параметрам даже превзошли его.


Всего на разработку МКС «Буран» дали 8 лет, но полностью система была готова к запуску только к 1988 году. В 1987 году провели пробный запуск ракеты-носителя «Энергия» вместе с экспериментальным спутником «Полюс». Она не вышла на орбиту из-за возникшей в полёте ошибки в системе спутника, но отлично совершила корректировку траектории при посадке.

Окончательно старт МКС «Энергия-Буран» с космодрома Байконур назначили на 15 ноября 1988 года. Погода выдалась неудачная, объявили штормовое предупреждение. Но запуск все равно состоялся. Полёт прошёл по задуманному плану. Отделившись от ракеты-носителя, корабль «Буран» достиг первой космической скорости и вышел на круговую орбиту, совершил два полных витка вокруг Земли. Спустя 209 минут после старта корабль приземлился в автоматическом режиме на взлётно-посадочной полосе Байконура. Несмотря на тяжёлые погодные условия, посадка была произведена безупречно.

Запуск МКС «Энергия-Буран» означал триумф отечественной космонавтики. Однако первый полёт МКС стал и последним. В 1989 году в возрасте 80 лет скончался её создатель Валентин Глушко. Следующий запуск «Бурана» отложили сначала на два года, потом ещё на год, и ещё… А именем академика Глушко по решению Генеральной Ассамблеи Международного астрономического союза в 1994 году назвали кратер на видимой стороне Луны.



Г.С.Титов, В.П.Глушко, Я.Б.Зельдович в президиуме Международного конгресса по Марсу "Сотрудничество в космосе во имя мира на Земле". 1987 год



Памятник В.П.Глушко на его могиле на Новодевичьем кладбище в Москве

Российский ученый в области ракетно-космической техники. Инженер.
Дважды Герой Социалистического Труда. Главный конструктор космических систем.

Валентин Глушко родился 2 сентября 1908 года в городе Одесса, Украина. В детстве проявлял способности к музыке, рисованию, изучению иностранных языков. В 1919 году зачислен в IV профтехшколу «Металл» имени Л. Д. Троцкого. Одновременно с учебой занимался в консерватории у профессора Столярского по классу скрипки, а позже переведен в Одесскую музыкальную академию. В эти же годы руководил Кружком общества любителей мироведения при одесском отделении Русского общества любителей мироведения.

В феврале 1929 года Валентин Глушко отчислен из университета за неоплату обучения. В апреле того же года сдал третью часть своего дипломного проекта «Металл как взрывчатое вещество» в отдел при Комитете по делам изобретений. В мае зачислен в штат Газодинамической лаборатории, где стал руководителем подразделения по разработке электрических и жидкостных ракетных двигателей и ракет.

В подразделении, руководимом Глушко, созданы опытные образцы первого в мире электротермического ракетного двигателя, которые с 1930 по 1931 год успешно выдержали испытания. Затем основное внимание сосредоточивает на разработке жидкостных ракетных двигателей. В качестве окислителя для таких двигателей он предложил использовать азотный тетроксид, жидкий кислород, азотную кислоту, а в качестве горючего - бензин, керосин, бензол.

В 1933 году Валентин Петрович и его сотрудники переехали в Москву для продолжения своих работ по жидкостным ракетным двигателям в составе Реактивного научно-исследовательского института, где назначен начальником сектора «Азотнокислотные ЖРД» отдела № 2 этого института. Параллельно читал курсы лекций в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского, а в 1935 году являлся заведующим и преподавателем Реактивных курсов по переквалификации инженеров при Центральном совете Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству.

В феврале 1938 года Валентин Глушко исключен из инженерно-технического совета в связи с обвинениями во «вредительской деятельностью» и его связи с врагами народа Клейменовым и Лангемаком. В марте арестован и по август 1939 года пребывал под следствием. Во время следствия его неоднократно били дубинками и плетьми, сделанными из проводов со свинцовой изоляцией. В итоге вынужден подписать чистосердечное признание о том, что якобы участвовал в антисоветской организации и занимался вредительской работой в оборонной промышленности.

Осенью группу Валентина Глушко перевели на Казанское моторостроительное производственное объединение, где продолжала заниматься разработкой вспомогательных самолетных установок ЖРД с насосной подачей топлива. В 1942 году стал главным конструктором КБ-2. В июле 1944 года досрочно освобожден со снятием судимости. После освобождения остался на той же должности.

В мае 1945 года с целью подготовки инженерно-технических кадров по реактивным двигателям в Казанском авиационном институте организована первая в Советском Союзе кафедра ракетных двигателей, возглавляемая Глушко. В том же году с группой специалистов направлен в Германию для ознакомления с трофейной ракетной техникой. В 1946 году назначен главным конструктором ОКБ-456, где создана серия ракетных двигателей оригинальной конструкции. Практически сразу же сложился Совет главных конструкторов, в который включен как главный конструктор жидкостных ракетных двигателей.

В октябре 1953 года Валентин Петрович избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению технических наук. В 1956 году удостоен звания Героя Социалистического труда за заслуги в деле создания дальних баллистических ракет. И в этом же году реабилитирован. В 1957 году за вклад в запуск первого спутника, как и другие ведущие ученые и конструкторы, удостоен Ленинской премии. В этом же году без защиты диссертации присуждена ученая степень доктора технических наук, а 20 июня 1958 года избран действительным членом Академии наук СССР по Отделению технических наук.

За вклад в обеспечение полета в космос первого космонавта планеты Юрия Гагарина Валентин Глушко 17 июня 1961 года второй раз удостоен звания Героя Социалистического Труда. В последующие годы под руководством разработаны мощные ЖРД на низкокипящих и высококипящих топливах, используемые на первых ступенях и в большинстве вторых ступеней советских ракет-носителей и многих боевых ракет.

С мая 1974 года Валентин Петрович являлся директором и генеральным конструктором Научно-производственного объединения «Энергия» в городе Королев. Под его непосредственным руководством созданы орбитальные станции «Салют-6», «Салют-7» и «Мир». По его проекту создана многоразовая транспортно-космическая система «Энергия-Буран». Кроме того, возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз» и разработке их модификаций «Союз Т» и «Союз ТМ», а также грузового корабля «Прогресс».

Умер Валентин Петрович Глушко 10 января 1989 года от атеросклероза мозговых артерий. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Герой Социалистического Труда
Пять Орденов Ленина
Орден Октябрьской Революции
Орден Трудового Красного Знамени
Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Ленинская премия
Государственная премия СССР
Золотая медаль им. К. Э. Циолковского АН СССР
Диплом имени Поля Тиссандье

Почетный гражданин городов Калуга, Одесса, Королев, Химки, Байконур, Казань, Приморск и Элиста

В 1994 году Международный астрономический союз присвоил имя Глушко кратеру на видимой стороне Луны. Также в его честь назван астероид 6357 Глушко, открытый в 1976 году Н. С. Черных
Бронзовые бюсты В. П. Глушко установлены в Одессе и Байконуре, памятники - в Москве и Химках.
Его именем названы: улица в Москве (в районе Северное Бутово), проезд в Санкт-Петербурге, проспект в Одессе, улицы в Казани, Калуге, Химках и Байконуре. Его имя присвоено предприятию НПО «Энергомаш».
В честь академика названа гимназия №72 г. Краснодар.
На доме № 10 по улице Ольгиевской в Одессе, в котором проживал будущий учёный, установлена мемориальная доска, а сам дом признан памятником архитектуры и градостроительства.
Имя В. П. Глушко с 2011 года носит самолёт компании «Аэрофлот».
Его имя присвоено также основанному в 1973 году Музею космонавтики и ракетной техники (Петропавловская крепость, Санкт-Петербург).
В 2008 году Банк России к 100-летию со дня рождения В. П. Глушко выпустил в серии «Выдающиеся личности России» серебряную памятную монету номиналом 2 рубля.
В 2018 году - в год 110-летия со дня рождения ученого - Национальный банк Украины ввел в оборот посвящённую В. П. Глушко памятную монету из нейзильбера номиналом 2 гривны, выпущенную в серии «Выдающиеся личности Украины»

Кино

Одним из персонажей художественного фильма «Укрощение огня», снятом по мотивам биографии Сергея Королёва, является соратник первого Главного конструктора ОКБ-1, фигурирующий под именем Евгений Огнев. Принято считать, что прототипом этого персонажа является Валентин Глушко.

В телесериале «Битва за космос», посвящённом соперничеству СССР и США в космической гонке, роль Валентина Глушко исполнил американский актёр российского происхождения Равиль Исьянов.

В телесериале «Кедр» пронзает небо», рассказывающем о борьбе за первенство в освоении космоса в период войны и в послевоенные годы, роль Валентина Петровича Глушко исполнил Юрий Гребельник.

Глушко является автором более 400 научных работ, статей и изобретений. Некоторые его работы:

Лангемак Г. Э., Глушко В. П. Ракеты: их устройство и применение. - М.-Л.: ОНТИ, 1935. - 118 с.
Глушко В. П. Жидкое топливо для реактивных двигателей. Ч. 1. - М.: ОНТИ, 1936.
Глушко В. П. Основы устройства реактивных двигателей на жидком топливе. - М.: Изд-во МВТУ, 1948.
Глушко В. П. Источники энергии и их использование в реактивных двигателях. - М.: Воениздат, 1955. - 452 с.
Петрович Г. В. Ракетные двигатели ГДЛ - ОКБ. 1929-1969. - М.: Наука, 1969. - 35 с. (Г. В. Петрович - псевдоним В. П. Глушко[60])
Глушко В. П. Путь в ракетной технике. Избранные труды, 1924-1946. - М.: Машиностроение, 1977. - 504 с.
Глушко В. П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. 3-е изд. - М.: Машиностроение, 1987. - 304 с.
Избранные работы академика В. П. Глушко. Часть 3 / Составители: B. C. Судаков, В. Ф. Рахманин, Р. Н. Котельникова, А. С. Козлов, Л. Д. Пёрышкова, С. А. Колинова, Н. М. Евсюкова. - Химки: НПО «Энергомаш», 2008. - 139 с.

Отец - Петр Леонтьевич Глушко

Мать - Матрона Семеоновна

Первая жена - Сусанна Михайловна Георгиевская, позднее стала детской писательницей


В четверг, 2 сентября 2021 года, Научно-производственное объединение «Энергомаш» (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») отмечает 113-летие со дня рождения основателя предприятия Валентина Петровича Глушко — создателя двигателей, поднявших в космос ракеты с первым искусственным спутником Земли, с первым человеком, обеспечивших полёты к Луне и планетам Солнечной системы.

Под руководством Валентина Глушко были созданы уникальная многоразовая космическая система «Энергия-Буран» и базовый блок долговременной орбитальной станции «Мир». Двигатели его разработки были установлены на многих типах боевых баллистических ракет, обеспечивших создание надежного оборонительного щита нашей страны.

С юных лет он выбрал себе цель и не изменил ей. Всю жизнь он оставался верным своему призванию — разработке ракетной техники. Он ставил задачи на грани возможного и добивался их реализации. Он создал школу отечественного ракетного двигателестроения, которая стала кузницей специалистов самой высокой квалификации. Под его руководством инженеры создали богатейшие научные наработки, заложили фундаментальные основы создания ракетных двигателей, все то, что и сегодня успешно служит главной цели НПО Энергомаш — созданию ракетных двигателей, опережающих свое время.

Валентин Глушко родился 2 сентября 1908 года в Одессе. В 1929 году окончил Ленинградский университет. Доктор технических наук, академик Академии наук СССР. В 1929 году стал руководителем подразделения по разработке двигателей и ракет в составе Газодинамической лаборатории в Ленинграде. В 1934 году продолжил работы в составе РНИИ в Москве. В 1938 году был необоснованно арестован и в 1939 году приговорен в 8 годам заключения. Работал в 4-м Спецотделе НКВД в Тушино, затем в Казани, где возглавил КБ по ЖРД.

В августе 1944 года был досрочно освобожден со снятием судимости, а с декабря того же года продолжал работы в Казани уже в качестве руководителя Опытно-конструкторского бюро специальных двигателей (ОКБ-СД). В 1945–1946 годах участвовал в изучении немецкой ракетной техники в Германии. Вместе с коллективом ОКБ-СД с 1946 года продолжил работы в Химках главным конструктором ОКБ-456, КБ Энергомаш. С 1974 года — директор и генеральный конструктор НПО «Энергия», в состав которого до 1990 года входило КБ Энергомаш.

Гениальный ученый и конструктор, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, академик Валентин Петрович Глушко прошел поистине великий, насыщенный жизненный путь.

Имя Глушко, как пионера и творца отечественного ракетного двигателестроения, в августе 1994 года было присвоено кратеру на видимой стороне Луны. Сегодня имя Валентина Глушко носит ведущее предприятие по разработке и производству жидкостных ракетных двигателей НПО Энергомаш.

Читайте также: