Конструктор ракетных систем челомей

Обновлено: 19.04.2024

В первой половине 60-х гг. СССР оказался перед лицом серьезной внешней угрозы — в США началось развертывание группировки из 1 000 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Минитмен-1» с ядерными боеголовками. В СССР вызов со стороны США был принят.

30 марта 1963 г. было выпущено Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании ракетного комплекса с МБР УР-100. Эта работа была поручена ОКБ-52 под руководством Генерального конструктора ракетно-космической техники академика В. Н. Челомея (ныне АО «ВПК «НПО машиностроения»).

Ракета УР-100 (обозначение НАТО SS-11 Sego) была для того времени самой легкой (стартовая масса 42 тонны) межконтинентальной баллистической ракетой (дальность стрельбы более 10 тыс. километров) в Советском Союзе. Этот проект отличали оптимальные параметры ракеты, а в комплексе была впервые предусмотрена ее ампулизация (хранение на боевом дежурстве в заправленном жидкими компонентами топлива состоянии), что обеспечивало малое время готовности УР-100 к пуску.

Разработка комплекса велась в филиале № 1 ОКБ-52, в Филях. Серийное производство ракет было налажено на Машиностроительном заводе им. М. В. Хруничева (ЗИХ).

Первый пуск ракеты УР-100 прошел 19 апреля 1965 г. с наземного старта. Затем пуски осуществлялись уже из шахтных пусковых установок. Происходило это очень часто, практически раз в неделю. В октябре состоялся залп из двух пусковых установок. Параллельно велись строительные и монтажно-наладочные работы по экспериментальному боевому ракетному комплексу.

Ракетный комплекс с МБР УР-100 был принят на вооружение постановлением от 21 июля 1967 г., а его модификация с УР-100М — постановлением от 3 октября 1972 г. МБР УР-100 стала самой массовой отечественной баллистической ракетой. Так, если в 1964 году американцы имели более 900 МБР, а СССР располагал общим количеством менее 200 баллистических ракет, а ракет разработки ОКБ-52 в эксплуатации еще не было, то к 1970 г. против 1 000 американских мы имели 1 400 советских МБР, в том числе около 1 000 челомеевских «соток». Таким образом, усилиями многих тысяч ученых, инженеров и производственников кооперации предприятий во главе с ОКБ-52/ЦКБМ была решена грандиозная по своему результату задача — достижение стратегического паритета СССР и США.

Ракетный комплекс с МБР УР-100К

Разработка ракетного комплекса с ракетой УР-100К началась в 1967 г. Основными задачами ее создания были повышение точности стрельбы, эффективности поражения целей за счет применения разделяющейся головной части (РГЧ) с тремя боевыми блоками и комплекса средств преодоления противоракетной обороны, а также дальнейшее улучшение эксплуатационных характеристик комплекса.

Ракеты УР-100К размещались в шахтных пусковых установках (ШПУ) ракет УР-100. В ракете УР-100К были сохранены основные конструктивные решения, принятые в ракете УР-100 и подтвердившие свою надежность и эффективность в ходе эксплуатации.

Значительная преемственность конструкции ракеты обеспечила высокие темпы разработки, отработки и развертывания нового ракетного комплекса, а также положительно повлияла на его общую надежность.

Летные конструкторские испытания ракетного комплек- са с МБР УР-100К проходили с июля 1969 г. по март 1971 г. на космодроме «Байконур». Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 декабря 1972 г. ракетный комплекс был принят на вооружение. Развертывание комплекса осуществлялось с 1971 по 1975 гг., а на боевом дежурстве он находился до 1993 г.

Благодаря размещению ракет в ШПУ типа «ОС» (одиночный старт) резко повысилась их живучесть. Однако по- явление у американцев более точных ракет «Минитмен-2» с точностью стрельбы 1,2 км, а затем и «Минитмен-3» (точность 0,5 км), потребовало модернизации существующих и создания новых ракетных комплексов, отвечающих на новые угрозы со стороны США.

Ракетный комплекс с МБР УР-100У

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1970 г. в разработку был задан ракетный комплекс с ракетами УР-100У, размещаемыми в шахтно-пусковых установках (ШПУ) повышенной защищенности. Основной задачей, решаемой при создании комплекса, было повышение стойкости самой ракеты в шахтной пусковой установке, а также командных пунктов РК к сейсмическому воздействию при ядерном взрыве.

Ракета УР-100У и транспортно-пусковой контейнер (ТПК) по своей конструкции были аналогичны ракете УР-100К и ее ТПК. Ракета в транспортно-пусковом контейне- ре устанавливалась в шахтную пусковую установку новой разработки. Эта работа стала первой для филиала № 2 ЦКБМ по созданию шахтных пусковых установок. Для проведения наземной экспериментальной отработки ракеты в ТПК и наземной аппаратуры в кратчайшие сроки в ЦКБМ был создан уникальный механический ударный стенд.

Летные испытания РК с МБР УР-100У проводились с 16 июня 1971 г. по 30 января 1973 г. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 сентября 1974 г. ракетный комплекс был принят на вооружение. Он находился на боевом дежурстве до 1983 г.

В 1974 г. общее количество ракет УР-100, -100М, -100К, -100У достигло максимума, что составило 65 % количества межконтинентальных баллистических ракет РВСН. Работы по созданию этих комплексов были отмечены двумя Ленинскими и четырьмя Государственными премиями.

Ракетный комплекс с МБР УР-100Н

Основной задачей, решаемой при разработке ракетного комплекса с МБР УР-100Н, было создание системы ракетного оружия, обладающей боевой эффективностью, сравнимой с тяжелыми МБР, но меньшей по сравнению с ними стоимостью производства, развертывания и эксплуатации. Он разрабатывался в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1970 г. Этот ракетный комплекс воплотил в себе весь опыт создания и эксплуатации РК с МБР семейства УР-100. Ракета УР-100Н (обозначение США/НАТО SS-19/Stiletto) по своим основным конструктивно-технологическим решениям была в значительной степени преемственна с ракетами УР-100 и УР-100К. Принципиально новым решением, реализованным впервые в стране, стало использование, наряду с моноблочной головной частью, разделяющейся головной части с индивидуальным наведением боевых блоков по целям с помощью автономного блока разведения.

Прирост боевой эффективности комплекса обеспечивался за счет увеличения стартового веса ракеты (105 тонн). В разделяющейся и моноблочной головных частях применялись высокоскоростные боевые блоки, обладающие уменьшенным атмосферным рассеиванием и повышенной стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва, с комплексом средств противодействия ПРО в составе активных и пассивных средств, действующих на различных участках траектории. В системе управления с высокоточным комплексом инерциальной навигации была и бортовая цифровая вычислительная машина.

Принятые конструктивные решения, несмотря на существенное увеличение размеров и веса ракеты, обеспечили ее размещение в транспортно-пусковом контейнере, по своим габаритам в основном соответствующем ТПК ракеты УР-100.

Шахтные пусковые установки ракетного комплекса с МБР УР-100Н создавались путем переоборудования ШПУ УР-100К с повышением их защищенности. Часть ракет была размещена в ШПУ УР-100У, при этом ракеты УР-100Н размещались в них с использованием заложенного резерва по глубине шахты. УР-100Н устанавливались также и в ШПУ повышенной защищенности новой разработки.

Постановлением от 19 августа 1970 г. КБ «Южное» М. К. Янгеля (после его смерти в 1971 г. КБ возглавил В. Ф. Уткин) одновременно была также задана разработка новой легкой МР-УР100. Именно эта ракета по замыслу ее создателей и их сторонников должна была доказать свое преимущество и необоснованность разработки в ЦКБМ ракеты УР-100Н. Разработка комплекса УР-100Н этим постановлением была предусмотрена на конкурсных началах с комплексом МР-УР100. Решение о выборе комплекса должно было приниматься по результатам экспериментальных работ, включая отстрел 8–10 ракет, с учетом фактических характеристик комплексов по боевой эффективности, стоимости выстрела, времени модернизации стартов и другим показателям.

Комиссией Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам в декабре 1970 г. был утвержден план-график разработки, изготовления и поставки УР-100Н для проведения наземных и летных испытаний. Поручалось обеспечить завершение летных испытаний 8–10 изделий в первом полугодии 1972 г.

В соответствии с планом-графиком ЦКБМ и филиал № 1 разрабатывали техдокументацию, а Машзавод им. М. В. Хруничева обеспечивал изготовление УР-100Н. Предусматривалось 11 стендовых изделий (для гидравлических, механических, статических, горячих, динамических, огневых, комплексных испытаний, технологическое изделие для испытаний систем стыковки и заправки). К этой работе подключались предприятия 15 министерств.

Головная роль ЦКБМ (г. Реутов) при создании ракеты УР-100Н определялась не только разработкой общего проекта комплекса, но и такими важными работами, как техническое обоснование параметров системы управления ракеты, ее экспериментально-стендовая и летная отработка.

Как отмечалось выше, КБ «Южное» одновременно была задана разработка новой ракеты МР-УР100, по своим характеристикам уступающей УР-100Н. В связи с этим В. Н. Челомей 29 апреля 1972 г. обращается к Главнокомандующему Ракетными войсками генералу армии В. Ф. Толубко:

«Направляю Вам «Решение Совета главных конструкторов по ракетному комплексу УР-100Н» от 13 апреля с. г. Совет главных конструкторов считает, что в целях сосредоточения усилий конструкторских организаций и предприятий промышленности на создании в кратчайшие сроки лучшего образца ракетного комплекса, экономии государственных средств и времени, прекращения ненужного дублирования необходимо уже на данном этапе работ решить вопрос о выборе ракетного комплекса (УР-100Н или МР-УР100), подлежащего дальнейшей разработке. Прошу Вас рассмотреть этот вопрос».

Аналогичное письмо В. Н. Челомей направил Министру общего машиностроения С. А. Афанасьеву и Министру обороны СССР маршалу Советского Союза А. А. Гречко. Однако дублирование продолжалось.

Отметим, однако, что оба комплекса выдержали соревнование по срокам и были сданы на вооружение в один день: 30 декабря 1975 г.

Но в отличие от ракет МР-УР100 и их модификаций, которые к 2000 г. были полностью уничтожены по договору СНВ-2, ракеты УР-100Н с улучшенными тактико-техническими характеристиками и сегодня несут свою службу. Ракетные войска и руководство страны по достоинству оценили созданный коллективом под руководством академика В. Н. Челомея стратегический ракетный комплекс и сделали свой выбор.

Основные параметры комплекса и ТТХ ракеты УР-100Н определялись по результатам проектных работ. Так, распоряжением по ЦКБМ от 5 февраля 1971 г. устанавливалось, что наружный диаметр контейнера изделия УР-100Н должен быть унифицирован с диаметром контейнера ракет УР-100 и УР-100К и равен 2 900 мм.

Головная роль ЦКБМ заключалась также и в разработке комплекса боевого оснащения со средствами противодействия системе противоракетной обороны противника (КСП ПРО).

Работы по комплексу УР-100Н находились под постоянным пристальным вниманием руководства промышленности и Ракетных войск.

На совместном заседании Коллегии МОМ и Военного совета Ракетных войск 12 октября 1973 г. Генеральный конструктор В. Н. Челомей доложил о техническом проекте и состоянии работ по теме. Он, в частности, сказал:

«При разработке УР-100Н мы ставили задачи: парировать любую модернизацию «Минитмена»; сохранить единый калибр шахт УР-100У —100К, 100Н — 4,2 м и диаметр контейнера 3 м; сохранить преемственность и опыт; повысить коэффициент наполнения шахты: раньше тяга была 80 т, а теперь 180 т. Был решен вопрос запуска двигателей и старта».

Решением заседания отмечалось, что проведена большая работа по отработке и проведению летных испытаний комплекса. Ведется подготовка серийного производства.

В октябре 1973 г. решением ВПК была образована Государственная комиссия по проведению совместных летных испытаний комплекса УР-100Н и Центральная комиссия по сравнительной оценке комплексов МР-УР100 и УР-100Н. Председателем Государственной комиссии по испытаниям УР-100Н был назначен генерал-лейтенант-инженер Е. Б. Волков, начальник 4-го НИИ МО; техническим руководителем испытаний, заместителем председателя комиссии — В. Н. Челомей, Генеральный конструктор ЦКБМ; заместителем технического руководителя стал Ю. В. Дьяченко — главный конструктор филиала ЦКБМ. Председателем Центральной комиссии был назначен М. Г. Григорьев, первый заместитель Главкома РВСН.

В 1973–1974 гг. проводились совместные летные испытания комплекса. В течение года по программе испытаний было проведено 15 пусков ракет УР-100Н, из них 14 пусков прошли с положительными результатами.

Выполненный объем испытаний позволил приступить к развертыванию ракетного комплекса УР-100Н.

При сравнении основных характеристик ракеты УР-100Н с зарубежными аналогами конструкторы, ученые и руководители промышленности и Министерства обороны отмечали такие важные результаты, как создание разделяющейся головной части с последовательным перенацеливанием боевых блоков по независимым целям, расположенным на значительной территории, существенное повышение точности стрельбы (примерно в 2 раза по сравнению с предыдущими поколениями ракет), создание высокозащищенных шахтных пусковых установок и унифицированного командного пункта, высокую боеготовность комплекса.

Основой достигнутого явились разработка и применение в системе управления бортовой вычислительной машины, создание скоростных боевых блоков и другие новые решения. Отдельные ТТХ ракеты УР-100Н превосходили характеристики современной ракеты США «Минитмен-3»: у УР-100Н больший вес полезной нагрузки, вы- носимой на максимальную дальность (в 4 раза), большее число боевых блоков в составе РГЧ (6 блоков, а у «Минитмен-3» — 3 блока), а защищенность ШПУ комплекса превосходила защищенность комплекса «Минитмен-3». Обладая превосходством в весе полезной нагрузки, ракета УР-100Н имела существенное преимущество перед ракетой «Минитмен-3»: ее эффективность воздействия по точечным защищенным целям и по площадным целям была значительно выше, чем у «Минитмен-3».

Был достигнут высокий уровень стойкости боевых блоков к поражающим факторам ядерного взрыва.

Летные испытания были закончены с положительными результатами, и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 декабря 1975 г. ракетный комплекс с ракетой УР-100Н был принят на вооружение.

Работы по созданию комплекса были отмечены Ленинской и двумя Государственными премиями. Также 42 сотрудника ЦКБМ были награждены орденами и медалями. За успешное выполнение работ по МБР предприятие в 1976 г. было награждено третьим орденом — орденом Октябрьской революции.

Развертывание ракетных комплексов осуществлялось с 1975 по 1979 гг. Они находились на боевом дежурстве до 1984 г. К 1984 г. все они были переоборудованы в комплексы с ракетой УР-100Н УТТХ.

Подготовили:

Смиричевский Леонард Дмитриевич, начальник Научно-исследовательского центра истории АО «ВПК «НПО машиностроения», канд. техн. наук, заслуженный испытатель космической техники.

Поляченко Владимир Абрамович, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра истории АО «ВПК «НПО машиностроения», канд. техн. наук, заслуженный испытатель космической техники.

Владимир Николаевич Челомей родился в городе Седлец, Привислинского края Российской империи (теперь Польша) 30 июня 1914 года.

Владимир Николаевич Челомей родился в городе Седлец, Привислинского края Российской империи (теперь Польша) 30 июня 1914 года.

Как говорил сам Челомей «Я из Полтавы, там Гоголь жил». В Полтаву будущий генеральный конструктор попал в трехмесячном возрасте из-за начавшейся первой мировой войны.

В 1932 году Челомей поступает в Киевский политехнический институт на авиационный факультет. Куда семью годами ранее поступил Сергей Павлович Королев. Так судьба начинает сводить двух самых выдающихся конструкторов космической техники и готовить их для противостояния.

В 1940 году Владимир Челомей принят в докторантуру при АН СССР, где становится самым молодым кандидатом в доктора из 50 избранных лучших молодых ученых страны.

Но защитить докторскую диссертацию ему помешала Великая Отечественная война.

В 1944 году Черчилль дарит Сталину два неразорвавшихся снаряда «Фау-1». Сталин решает сделать точную копию немецкого снаряда и поручает это Челомею. Который все эти годы занимался как раз доведением до ума своего ракетного двигателя. За одни сутки Челомей становится и.о. главного конструктора КБ и директором опытного завода №51. Ровно в 30 лет Челомей повесил на дверь своего первого в жизни кабинета табличку «Профессор В.Н. Челомей» не будучи им, но никто не возражал.

Начало холодной войны послужило толчком к созданию крылатых ракет. И на первое место выходит Челомей с его революционными идеями «атаковать авианосцы американцев с подводных лодок крылатыми ракетами» и делать ракеты со сложенным крылом. Первые пуски экспериментальной ракеты состоялись в 1957 году и были весьма успешны. Детищем Челомея стали перевооружать весь подводный флот.

Следующим безумным детищем стала крылатая ракета «Аметист», она выпрыгивала из глубины в 50 метров. Страшная и неожиданная, за что получила свое название – сатана.

Крылатая ракета «Москит», которую американцы назвали «убийцей авианосцев», была разработана в ОКБ Челомея. Она безошибочно их выбирала, узнавая по контуру и размерам. Национальная задача борьбы с флотом противника была решена с созданием ракетного комплекса П-5 (название челомеевской модификации крылатой ракеты).

Для более четкого взаимодействия ракеты с целью Челомей придумывает космические спутники и впервые в мире выступает с идеей создания системы глобальной морской космической разведки.

С этого момента начинается соперничество между Королевым и Челомеем.

Челомей первый заговорил о космической станции, которая решит задачу оберегать страну от удара из космоса, о ракетопланах, которые будут летать по орбите, спускаться и садиться на аэродромы (тогда американских «шаттлов» и в проекте не было).

Когда в 1960 году Хрущев на трибуне ООН пригрозил всему миру «кузькиной матерью» встал вопрос о создании носителя для самой мощной ядерной бомбы. Челомей предложил сверхмощную ракету УР-500. Он показал ее 42-метровый макет Хрущеву и макет шахтной пусковой установки для нее. Обалдевший Хрущев, узнав, сколько это будет стоить, сказал: « мы коммунизм будем строить или шахты для УР-500». Выход напрямую на главу государства дорого стоил Челомею. Он нажил себе смертельного врага в лице министра обороны и члена Политбюро Д.Ф. Устинова.

Было принято решение о создании двух шахтных установок под УР-500, но до их строительства дела не дошло. После смены власти, ракеты УР-500 объявлены вне закона.

Установка ракеты-носителя "Протон" со спутником "Гранат" на стартовую позицию космодрома Байконур

К счастью для Челомея все свои ракеты он разрабатывал, как универсальные, это и спасло УР-500. При участии академика Келдыша удалось отстоять ракету не как боевую, а как ракету-носитель космических аппаратов. В июле 1965 года стартовала ракета, получившая новое название «Протон». Мало кто знает, что эти самые мощные ракеты, летающие до сих пор, придуманы Челомеем. А все потому, что его имя всегда было окутано тайной. Как говорили в то время: « Королев работает на ТАСС, а Челомей на унитаз». Челомей разрабатывал исключительно военно-космическую технику, благодаря гонке вооружения, век ее был недолог. Даже самые гениальные изобретения очень скоро оказывались на свалке истории.

Изобретения Челомея были уникальны в своем роде: если крылатая ракета, то первая в мире с раскрывающимися крыльями, если ракета-носитель, то самый мощный, если грузовой корабль – то самый вместительный, если спускаемый аппарат, то многоразового использования. Именно его дешевые межконтинентальные ракеты УР-100 стали первым ракетным щитом страны. Может быть, наличие этих ракет не позволило начаться третьей мировой войне, так как благодаря их превосходящему количеству арсенала Америки, Пентагон не решился на ракетный удар по СССР.

Космическая станция "Алмаз"

Однажды Челомей сказал: « Не думайте, что все уже открыто и сделано в механике, в этой одной из древнейших наук. Здесь также много не открытого и необъясненного. Только мы часто, проходим мимо, совершено необычных явлений, не замечая их. Очень важно научиться видеть эти необычные явления, а потом понять их и объяснить». Гений Челомея был таков, что любую фантастическую идею мог воплотить в жизнь.

Владимир Николаевич Челомей умер 8 декабря 1984 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Трудно переоценить значимость гения Сергея Королева в советской космонавтике. Однако история помнит единственного конструктора, из-за которого Королёва решено было отстранить от военной тематики. А КБ второго ведущего разработчика Янгеля перепрофилировали в обычное заводское. Звали этого конструктора Владимир Челомей. Почему же перед ним цепенели выдающиеся изобретатели?

Космическая одиссея Владимира Челомея

Именно Владимир Николаевич Челомей был тем самым человеком, который разработал и впервые реализовал в железе базовые принципы конструирования космических ракет.

Не удивляйтесь, если вы ничего не знаете про этого советского авиаконструктора. Его жизнь и профессиональная деятельность и по сей день окутана завесой тайны, а при жизни в лицо его знали несколько десятков человек. Но в его кабинете рождались идеи, которые до сих считаются фантастикой. Одной из таких можно назвать «космический десант».

Космический десант — это совокупность сил и средств для нанесения массированного космического удара по территории противника. К этой программе предъявлялся ряд требований:

  • космическая разведка района применения;
  • организация взаимодействия всех космических сил с наземными;
  • доставка необходимого количества живой силы и техники для выполнения поставленной задачи.

И к середине 60-х годов поставленная задача была выполнена. Средством выведения всех элементов программы стала самая совершенная и по сей день тяжёлая межконтинентальная баллистическая ракета УР-500, более известная как «Протон».

Приближается релиз одного из самых амбициозных российских IT-стартапов — проекта SFERA. Прямо сейчас вы можете оставить заявку на регистрацию в новую интеллектуальную экосистему. Узнайте больше по ссылке .

Как Королёв проиграл Челомею

В 1962 году разразился Карибский кризис, за год до него США разместили ракеты в Турции. Никита Хрущев воспринял это как личное оскорбление. Ответом стало размещение советских ракет на Кубе. В то время американцы имели ядерный потенциал мощнее советского и уже испытанные лёгкие баллистические ракеты «Минитмен». А в СССР 7 лет попыток разработки массовой готовой к мгновенному запуску ракеты не увенчались ничем. Ситуация была катастрофической!

Каждый запуск разработанной под руководством Королёва ракеты Р-7 стоил бюджету страны полмиллиарда рублей. Хрущёв, по воспоминаниям его сына, обратился к Королеву со словами:

«Сергей Павлович не потянем, если нам поставить хотя бы 100 стартов, то у нас ни хлеба не будет, ни домов не будет.

Решение, которого никто не ожидал

В 1963 году Хрущев принимает решение, которого никто из военных авиаконструкторов не ожидал. В марте месяце вышло постановление, которое обязывало Владимира Челомея заняться разработкой ответа на следующий вызов: американцы развертывали 1000 ракет лёгкого класса «Минитмен». Надо было ликвидировать колоссальный разрыв.

Задача была поставлена не Министерству оборонной промышленности, а Министерству авиационной промышленности, которое прежде не занималось баллистическими ракетами.

Челомея, который вышел из чужого министерства, жутко не любили. Но он сделал то, что не удалось Королеву и Янгелю, ведущим авиаконструкторам ракетной техники.

Упомянутая выше УР-500 — это универсальная ракета. От Земли ее отрывают 6 двигателей на топливных блоках. Однако ее универсальность заключается не только в разных нагрузках, которые можно выводить. Применявшиеся технологии позволяли на базе одной ракеты создавать другую. Например, лёгкую баллистическую УР-100. Ведь каждый из 6 топливных блоков — это уже ракета. УР-100 стала самой дешёвой в мире баллистической ракетой с ядерным зарядом. Она могла храниться годами в заправленном состоянии и готовилась к пуску в течение 3 минут.

Было принято ещё несколько жёстких решений. Особое КБ Янгеля перепрофилировали в простое заводское для производства ракет Челомея. У Королёва было решено забрать военную тематику полностью и переориентировать его на космос.

Таким образом, Владимир Челомей одержал оглушительную победу в противостоянии умов и определил развитие советского ракетостроения на десятилетия. И это действительно конструктор, который заслуживает, чтобы его имя звучало наравне с Сергеем Королевым, но его достижения остались забыты.

Тема освоения космоса в СССР всегда являлась сверхсекретной. К счастью, сегодня завеса таинственности приподнимается. Например, подобная таинственность витала над работами выдающегося конструктора Владимира Челомея. Главным образом его имя связывают с разработкой легендарной ракеты-носителя «Протон». На протяжении 22 лет данная ракета-носитель являлась в Советском Союзе самой мощной, выводившей на орбиту 20 тонн полезного груза. Даже сегодня, несмотря на наличие более мощной ракеты «Энергия», «Протон» остается космическим транспортом в выполнении настоящих и перспективных российских космических программ. В 2001 году в первый полет отправилась ракета «Протон-М», которая является модификацией «Протона», разработанной академиком Челомеем В.Н.

Однако существовало и другое направление деятельности конструктора, о которой знал лишь очень узкий круг специалистов. Данное направление связано с разработкой собственного варианта космического «челнока».
Владимир Николаевич никогда не прекращал заниматься конструированием ракетопланов. В 1960 году Королев С.П., мотивируя успешными полетами МБР, предложил закрыть в СССР проектирование крылатых ракет. Брежнев Л.И., отвечавший за оборонную технику, сразу же его поддержал, и тематика была прикрыта.

Однако в ОКБ Челомея В.Н. тема продолжалась, до логического конца доводилась почти подпольно. В 1960-е годы в конструкторском бюро Челомея (ОКБ-52) был начат проект перспективного крылатого орбитального многоразового пилотируемого космического корабля с запуском на ракете-носителе «Протон». В эти годы разрабатывались проекты ракетопланов «МП-1», «М-12», «Р-1» и «Р-2». В качестве базы для проекта использовались наработки по теме космического ракетоплана Цыбина для ракеты-носителя «Восток». Уже 21 марта 1963 г. с космодрома Байконур на ракете Р-12 был осуществлен суборбитальный запуск прототипа легкого космического самолета Р-1. На высоте 200 км ракетоплан отделился от носителя и при помощи бортовых двигателей набрал высоту 400 км, после чего начал спуск. Ракетоплан Р-1 вошел в атмосферу Земли на скорости 4 км/с, пролетел 1900 км и приземлился при помощи парашюта.

В 1964 году уже реально проступил облик ЛКС. Пилот данной сигарообразной машины с изменяющимся круговым оперением хвоста и боковыми килями при соответствующем оснащении мог производить срочную детальную разведку или перехват целей. Однако работу завершить не позволили.

После событий 1964 г., когда в ОКБ-52 с проверкой нагрянула проверочная комиссия, перспективные проекты были забыты. Проект легкого космического корабля приостановили. Причиной остановки послужила концентрация ресурсов на лунной программе СССР и создании кораблей «Союз», а также авиационно-космической системы «Спираль». В 1966 году материалы по данной разработке передали в ОКБ Микояна.

В 1976 году в СССР принимается правительственное решение о создании МТКС, которая во многом дублирует разработанную в США: советская партийная номенклатура к тому времени начинает воспринимать Запад в качестве эталона. Для этой программы нужно было разработать ракетный носитель «Энергия» (генеральный конструктор Глушко) и космический корабль «Буран» (генеральный конструктор Лозино-Лозинский).

Челомея также пригласили поучаствовать в программе. Однако конструктор отказался, так как являлся сторонником несимметричных решений, которые позволяют достичь желаемых результатов меньшими усилиями. Он доказывал, что разработка МТКС для СССР экономически невыгодна, и предложил проект легкого космического самолета, запускаемого ракетоносителем «Протон». В результате смета разработки транспортно-космической системы уменьшалась на порядок. Тогда же были возобновлены проектные работы.

После придирчивого анализа различных вариантов Челомеем был выбран проект, в котором ЛКС выводил бы на орбиту 4-5 тонн полезного груза. В самолете предусматривалось максимально применить результаты летно-конструкторских испытаний моделей ракетопланов 1960-х годов.

Для выведения ЛКС на орбиту предлагалось использовать готовую ракету-носитель «Протон К» («УР500К»). Использование готовой ракеты-носителя существенно снижало время и затраты на создание ЛСК. Внешне аппарат очень напоминал «Буран» в миниатюре. При этом их аэродинамические и эксплуатационные характеристики были весьма похожи. Для ускорения создания на самолете предлагалось использовать отработанные системы, агрегаты и узлы с ОПС «Алмаз» и ТКС. Полет ЛКС в пилотируемом варианте должен был длиться до 10 суток и в беспилотном – 1 год. Масса 19-метрового легкого космического самолета составляла 20 тонн при полезной нагрузке 4 тонны. Экипаж ЛКС состоял из двух человек.

Легкий космический самолет изначально разрабатывался как аппарат многоцелевого назначения, который позволяет решать широкий круг задач в интересах народного хозяйства, науки и обороны. На нем также предполагалось отработать технику полета космического самолета. Легкий космический самолет предназначался для транспортировки полезных космических грузов, а также для сборки орбитальных поселений, наподобие советского "Мира" и американской Международной космической станции, или для поражения крупных стратегических пунктов и нейтрализации межконтинентальных баллистических ракет.

На фото - натурный макет легкого космического самолета конструкции Челомея. Один из памятников советской космонавтики был спешно разобран и уничтожен в целях сохранения секретности.

Особенностью легкого космического самолета стало использование теплозащитного покрытия, применявшегося на многоразовом возвращаемом аппарате комплекса «Алмаз». Данная теплозащита обеспечивала сто циклов возврата из космического пространства. Кроме этого, она была гораздо дешевле и надежнее плиточного покрытия «Бурана» и «Спейс Шаттла». Также от «Алмаза» должны были «перекочевать» системы обеспечения жизнедеятельности экипажа, управления и тому подобное.

К сожалению, среди наших ведомств и министерств заказчика на гражданский транспорт не нашлось, тогда Челомей В.Н. развернул программу, которую Велихов Е.П., всемирно известный академик, назвал «Звездные войны». Проект был весьма смелым и ошеломляющим. Были выпущены тех. предложения по ЛКС в 25 томах, а также техническое предложение по созданию космического флота из легких космических самолетов в 15 томов. Сам ЛКС предлагалось создать в течение четырех лет. Данные предложения поддержки у руководства Минобороны и отрасли не нашли. Несмотря на это, Челомей В.Н. в инициативном порядке разработал эскизный проект космического самолета. Основное внимание в проекте уделялось военному применению легкого космического самолета. В качестве основной задачи было обозначено выведение на околоземную орбиту лазерного оружия для предотвращения ядерного нападения. При этом на орбиту необходимо вывести было 360 орбитальных самолетов с лазерным оружием на борту. При этой «скорострельности» собирались довести до 90 запусков «Протонов» в год. Естественно, чтобы обеспечить дежурство легких космических самолетов на орбите в течение продолжительного времени, запускаться должны были беспилотные аппараты. В то же время, в случае снижения до безопасных пределов уровня военного противостояния, лазерное оружие возвращалось на Землю. Фактически данное предложения было «челомеевским» ответом на американскую СОИ (стратегическая оборонная инициатива).

В 1980 году на основании результатов эскизного проектирования изготовили полноразмерный макет легкого космического самолета.

Такое предложение, естественно, заинтересовало и военных, и руководителей СССР, которые были обеспокоены развертыванием СОИ. В сентябре 1983 года создали государственную комиссию по защите проекта легкого космического самолета. В состав комиссии вошли представители Минобороны, электронной промышленности, общего машиностроения, Александров А.П., Президент Академии наук СССР, и другие. Главным оппонентом на защите выступил Кисунько Г.В., генеральный конструктор систем ПРО, поскольку создание флота легких космических самолетов с лазерным оружием обесценивало наземные средства противоракетной обороны. По сути, Кисунько отстаивал собственные узковедомственные интересы. Тем не менее, он смог привлечь военных на свою сторону, и правительственная комиссия решила прекратить работы по ЛКС.

Дальнейшие работы были прекращены в пользу многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран», а силы КБ были направлены на работы по космическому комплексу станции и корабля «Алмаз». В интересах секретности изготовленный макет ЛКС был разобран, а техническая документация засекречена. До настоящего времени сохранилось несколько фотографий макета легкого космического самолета Челомея.

Возможно, если бы работы по легкому космическому кораблю не прикрыли, сейчас в России имелся бы мобильный и сравнительно дешевый многоразовый транспортный корабль, который бы не постигла судьба «Бурана» (стоит на приколе). Однако трудно представить, чтобы Глушко В.П. позволил использовать ЛКС Челомея для снабжения своих орбитальных станций.

Технические характеристики:
Разработчик – МКБ Машиностроения (КБ Челомея В.Н.), 1980 год;
Длина ЛКС – 18,75 м;
Высота – 6,7 м;
Размах крыла - 11,6 м;
Длина отсека полезной нагрузки – 6,5 м;
Диаметр отсека полезной нагрузки – 2,5 м;
Масса полезной нагрузки – 4,0 тонны;
Масса самолета с АДУ САС – 25,75 тонны;
Контрольная масса на орбите (при наклонении 51,65 градуса на высоте 220-259 км) – 19,95 тонны;
Масса на посадке – 18,5 тонны;
Запас топлива для маневрирования – 2,0 тонны;
Максимальная продолжительность полета в пилотируемом варианте – 1 месяц;
Максимальная продолжительность полета в беспилотном варианте – 1 год;
Боковой маневр при снижении в атмосфере +/- 2000 км;
Максимальная скорость при посадке – 300 км/ч;

Ракета-носитель "Протон", первоначально УР-500. Одна из наиболее используемых в советской космонавтике. Одна из самых надёжных из когда-либо созданных. Всего за последние почти полвека разные модификации этой ракеты-носителя совершили более 360 стартов. А появился "Протон" на свет благодаря настойчивости знаменитого конструктора Владимира Челомея.

Когда-то Владимир Челомей сказал: "Только слабые покоряются и забываются, сильные же вызывают на неравный бой сильную судьбу". О нем же самом говорили много: плохое и хорошее, низкое и высокое. Ученый Сергей Хрущев, сын бывшего Первого секретаря ЦК КПСС, работал с Челомеем над "Протоном". Он вспоминал о нем: "Он родился личностью и личностью прожил свою жизнь". И вот с этим мало кто поспорит.

Начало пути

Владимир Челомей родился на территории современной Польши в 1914 году – всего за месяц до начала Первой мировой. Его родители были учителями. Вскоре семья переехала в Полтаву. Там мальчик попал в интеллектуальную среду. Челомеи жили в одном доме с потомками Пушкина и Гоголя — Быковыми и Данилевскими, у которых часто бывали Макаренко и Короленко. Кстати, лучшим другом Владимира был праправнук Пушкина – Александр Данилевский, в будущем известный ученый-энтомолог, один из основоположников теории фотопериодизма насекомых.

Взлеты и падения

Владимир Челомей уже на втором курсе начал свою научную деятельность. За всю жизнь он написал множество трудов по динамике и конструкции машин, теории колебаний, теории сервомеханизмов, динамической устойчивости упругих систем и т. д. В 1940 году он входит в число 50 лучших молодых ученых СССР, которых принимают в специальную докторантуру при Академии наук. При чем 26-летний Владимир Челомей – самый молодой из них. И хотя докторская диссертация была написана и защищена в кратчайшие сроки, война меняет планы. Челомей начинает работу в Центральном институте авиационного моторостроения имени П. Баранова.

13 июня 1944 было совершенно первое боевое применение германских крылатых ракет Фау-1. Удар был нанесён по Лондону. Все конструкторы мира задались целью воспроизвести немецкую ракету, новое невиданное оружие. Свое первое КБ Челомей получил еще в конце войны как раз для этого. Но попал под горячую руку руководства. Конструктора преследовала серия неудач, генсек назвал Владимира Челомея "фантазером", и КБ у него отобрали. На 9 лет ученый остался без серьезных проектов.

Но сдаваться было не в духе конструктора. Прошло время, и он опять занялся забытым проектом. В 1957 году начались испытания первой в мире ракеты с автоматически раскрывающимся в полете крылом, стартующей из герметичного контейнера минимальных габаритов. Туполев назвал эту затею цирком, но когда на испытании ракета взлетела, великий авиаконструктор пожал руку Челомею. Так появилась П-5.

Засекреченный генеральный конструктор

В 1959 году Челомея назначают генеральным конструктором авиационной техники СССР. При этом, все знали и боготворили именно Королева. Его рассекретили сразу же после смерти, превратили в легенду. Когда же умер Владимир Челомей, его имя стало известно только через 5 лет. И то непонятно, по той ли причине, что решили: пора. Или потому, что на дворе стоял 1989 год, и многие вещи уже и так стали доступны общественности.

В КБ у Владимира Челомея работал сын Хрущева – Сергей. Было ли это причиной основной или дополнительной, но правление Никиты Сергеевича было золотой эпохой для конструктора. Генсек сокращает авиацию и флот, поощряя при этом конструкторов ракетно-космических систем. Так, Владимиру Челомею досталось авиастроительное ОКБ-23 Владимира Мясищева и авиационный завод им. Михаила Хруничева – лучшее на то время предприятие такого профиля в Союзе. Это породило шутки, что "к одинокой реутовской "пуговице Челомея" пришили "хруничевское пальто", а Большой театр срочно готовится к закрытию по причине передачи его Челомею в качестве "красного уголка". Но в 1964 когда Хрущева отсранили, для конструктора начались трудные времена.

Непростой характер

Владимир Челомей был очень противоречивым человеком. С одной стороны, он мог быть хитрым и даже пронырливым. Рассказывают, что однажды притворился больным, чтобы получить право первым представлять свой проект генсеку. С другой, не любил никому подчиняться, мог поссориться с подчиненными, коллегами, начальством. Однажды на министерском совещании, не выдержав потока аргументов против своего перспективного проекта, Челомей бросил в лицо высокопоставленному чиновнику: "Вы – центрпробка!". Возможно, другому бы за такое не поздоровалось, но конструктор к тому временем был уже практически незаменим. Тем не менее, такой тяжелый характер не способствовал хорошему отношению власти.

Пришедший к власти Брежнев не то, чтобы притеснял конструктора, но и не благоволил ему. Это легко проиллюстрировать на истории с космической программой "Алмаз". В то время, как Владимир Челомей уже занимался подготовкой к запуску, ему поступило указание сверху – передать все чертежи и готовые корпуса орбитальной пилотируемой станции в другое КБ, которое раньше возглавлял Сергей Королев. Первую в мире долговременную орбитальную станцию переименовали в "Салют", и 19 апреля 1971 года запустили в космос на ракете-носителе "Протон", которую разрабатывал все тот же Челомей.

Конструктор-гений

Умер Владимир Челомей от сердечного приступа в больнице, куда изначально попал с переломом ноги. Зимним утром 8 декабря 1984 года он позвонил супруге и сказал: "Я такое придумал. Я такое придумал!" Это были последние слова гениального конструктора. Ему было 70 лет.

Имя Владимира Челомея увековечено в названиях улиц, учебных заведений и даже астероида. Его памятники и бюсты установлены во многих городах. В 2011 году монумент единственному в мире конструктору, который с блеском разрабатывал и долговременные орбитальные станции, и космические аппараты, и крылатые ракеты поставили и на аллее выдающихся ученых в родном КПИ.

Читайте также: