Конструктор ракеты для гагарина

Обновлено: 28.03.2024

Сбылась мечта основоположника современной космонавтики К.Э.Циолковского: представитель человечества вырвался в космическое пространство. И первым космонавтом Земли стал наш соотечественник! Это было великое достижение ученых, конструкторов и рабочих, ставшее по праву праздником для нашего народа, да и всего мира! С тех пор этот апрельский день вся планета отмечает как Международный день авиации и космонавтики.

Для полета человека в космос был создан не только космический корабль «Восток», но и транспортное средство — многоступенчатая ракета-носитель, позже также получившая имя корабля.

В 1956 году в ОКБ-1, где создавалась межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 и которым руководил главный конструктор С.П. Королев — выдающийся ученый в области ракетно-космической техники и один из крупнейших пионеров космонавтики, приступили к разработкам аппаратов для космических полетов. Уже в следующем году был организован специальный отдел, возглавляемый известным конструктором в области ракетостроения М.К.Тихонравовым — одним из пионеров ракетной техники. Его сотрудники разрабатывали проекты пилотируемых и автоматических космических аппаратов, запускаемых при помощи ракет-носителей, создаваемых на базе Р-7.

Рис.1. Блок Е ракеты Р-7 с кораблем «Восток-1»

Рис.1. Блок Е ракеты Р-7 с кораблем «Восток-1»

Рис.2. Схема отделения блоков 1-й ступени

Рис.2. Схема отделения блоков 1-й ступени:

А — центральный блок (3-я ступень); Б,Г — боковые блоки (1-я ступень); а,б,в — три условных положения боковых блоков в процессе их отделения

Предварительные проработки проектов запуска автоматических межпланетных станций (АМС) и пилотируемых кораблей-спутников были закончены весной 1958 года. Они показали, что энергетические возможности ракет-носителей «Спутник», созданных на базе боевых межконтинентальных баллистических Р-7, исчерпаны. Из расчетов, выполненных в ОКБ-1 под руководством С.П.Королева, стало ясно, что для получения второй космической скорости в 11,2 км/с, которая позволит достичь Луны и планет солнечной системы, необходимо создать новую трехступенчатую ракету-носитель. Кроме того, она должна обеспечить выведение полезного груза массой более 4,5 т на орбиту искусственного спутника Земли.

Третьего марта 1958 года от имени руководителей ракетно-космического комплекса в правительство были направлены предложения по разработке такого носителя и космических аппаратов для исследования Луны. Через две недели (20 марта) соответствующее постановление было уже принято, а через три месяца (1 июля) ОКБ-1 представило эскизный проект, который предусматривал два варианта ракет. Для реализации проекта требовалось создать новую 3-ю ступень — ракетный блок Е, оснащенный двигателем с удельной тягой на 30—40 единиц больше, чем у существующих образцов, и приспособленный для запуска в космическом пространстве. А также систему управления, способную обеспечивать измерение скорости полета до 11 км/с с точностью 0,3—0,5 м/с.

Оба варианта базировались на усовершенствовании «семерки» Р-7А (индекс 8К74) и отличались третьими ступенями. Первый из них, принятый как основной (индекс 8К73), должен был иметь 3-ю ступень с двигателем ОКБ-456 тягой 10 т (главный конструктор В.П.Глушко — основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, один из пионеров ракетной техники) Компонентами топлива служили жидкий кислород и несимметричный диметилгидрозин. (Второй, запасной вариант (индекс 8К72) —с двигателем совместной разработки ОКБ С.Л.Косберга (известного конструктора авиационных и ракетных двигателей) и ОКБ-1. Тяга двигателя 5 т, компоненты топлива — жидкий кислород и керосин. ОКБ-456 в установленные сроки не смогло разработать двигатель, и запасной вариант стал основным.

Базовая двухступенчатая ракета Р-7 была построена по схеме «пакет» с продольным делением ступеней. Первая состояла из четырех одинаковых боковых ракетных блоков (Б, В, Г и Д), закрепленных во взаимно перпендикулярных плоскостях стабилизации I—IV вокруг второй ступени — центрального блока А. Выбор такой конструктивной схемы был обусловлен несколькими факторами. Во-первых, необходимость транспортировки ракетных блоков по железной дороге ограничивала их геометрические характеристики размерами габаритов железнодорожного вагона. Во-вторых, отсутствие опыта запуска жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) в условиях вакуума заставляло запускать их на Земле под контролем и в случае небхо-димости отменять старт. В-третьих, для обеспечения надежности пришлось отказаться от создания пневмо- и гидравлических связей между ракетными блоками, практически превратив их в самостоятельные ракеты.

Эти соображения привели к тому, что центральный блок имел продолжительность работы двигателя и соответственно емкость баков вдвое больше, чем боковые. Для устранения разбалансировки масс частей пакета при работе маршевых ЖРД ввели специальную систему синхронного опорожнения баков. Ее задачей было обеспечить одновременное расходование компонентов топлива как из баков отдельного ракетного блока, так и блоков. Это достигалось небольшим изменением соотношения подачи компонентов топлива в двигатели. Сложная форма ракетных блоков обеспечивала необходимые аэродинамические характеристики и устойчивость полета во всем диапазоне скоростей.

БОКОВЫЕ БЛОКИ упирались своими передними сферическими упорами в специальные кронштейны, закрепленные на силовом шпангоуте бака окислителя центрального блока. Конструкция кронштейнов обеспечивала передачу только продольных нагрузок с боковых блоков и не препятствовала свободному выходу передних упоров при исчезновении продольной силы при выключении двигателей 1-й ступени. В нижней части боковые блоки были скреплены с центральным посредством подвижных соединений типа «ласточкин хвост» и попарно стянуты трубчатыми стержнями, воспринимающими и передающими поперечные силы. Эти стержни закреплялись в пневмозамках центрального блока. Такая силовая схема пакета обеспечила нахождение части центрального блока в зоне растягивающих сил на участке полета 1-й ступени, что позволило заметно снизить массу его конструкции.

На всех ракетных блоках были установлены четырехкамерные ЖРД открытой схемы, работающие на топливе жидкий кислород плюс керосин. Эти двигатели РД-107 (на 1-й ступени) и РД-108 (на центральном блоке), созданные в ОКБ-456 под руководством В.П.Глушко, отличались только количеством рулевых двигателей (два на РД-107 и четыре на РД-108), работающих на основных компонентах топлива. Привод турбонасосного агрегата использовал парогаз, образующийся при разложении перекиси водорода. Рулевые двигатели разрабатывались в ОКБ-1 под руководством В.А.Мельникова.

КОНСТРУКТИВНО-КОМПОНОВОЧНАЯ СХЕМА бокового блока состояла из силового конуса со сферическим упором на вершине, несущих конических баков окислителя и горючего, соединенных межбаковым отсеком, отсека тороидальных баков перекиси водорода и жидкого азота, а также хвостового отсека. Снаружи его располагался аэродинамический руль, а внутри — ЖРД. Со стороны, обращенной к центральному блоку, задняя часть хвостового отсека и его торец были покрыты теплозащитным экраном, изготовленным из листов полированной стали, под которыми положили слой асбеста. (Экран ввели после первого аварийного запуска ракеты 15.04.1957 г.) Длина бокового блока без выступающей части сопел ЖРД составила 19,2 м, максимальный диаметр 2,68 м и сухая масса — 3,75 т.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БЛОК состоял из приборного отсека, бака окислителя, образованного двумя конусами, соединенными большими основаниями через мощный силовой шпангоут, межбакового отсека, бака горючего, отсека тороидальных баков перекиси водорода и жидкого азота, хвостового отсека с ЖРД. На хвостовом отсеке, нижнюю часть которого также закрыли теплозащитным экраном, смонтировали обтекатели рулевых двигателей. Длина центрального блока составила 26,8 м, максимальный диаметр 2.95 м и сухая масса — 7 т.

Рис.3. Ракета-носитель с космическим кораблем «Восток-1»

Рис.3. Ракета-носитель с космическим кораблем «Восток-1»

Рис.3. Ракета-носитель с космическим кораблем «Восток-1»:

1 — головной обтекатель; 2 — спускаемый аппарат; 3 — толкатель: 4 — ферма-переходник; 5 — рулевое сопло блока Е; 6,18 — антенны; 7 — приборный отсек блока А; 8 — бак окислителя блока А; 9 — кронштейн; 10—силовой конус; 11 — бак окислителя бокового блока; 12— бак горючего блока А; 13 — бак горючего бокового блока; 14— стяжные стержни; 15 — двигатель РД-108; 16 — двигатель РД-107 ; 17 — двигатель РО-7 ;

VI — заклепочный шов (заклепки с потайной головкой); VII— шов точечной сварки; VIII— заклепочный шов (заклепки с полусферической головкой); IX— сварной шов

Отделение блоков 1-й ступени происходило следующим образом. Их маршевые двигатели переводились на режим малой тяги, а управляющие двигатели выключались. Пневмозамки освобождали стяжки, и пакет раскрывался снизу под действием момента силы тяги двигателей (рис. 2а). Сферические упоры поворачивались и выходили из зацепления с кронштейнами на центральном блоке, который уходил вперед. В этот момент замыкались концевые выключатели.

По их команде смолкали двигатели боковых блоков и открывались сопла, расположенные на внутренней стороне силового конуса, через которые стравливалось давление наддува бака окислителя (рис. 26). Реактивная сила отводила верхние части боковых блоков от центрального на безопасное расстояние (рис. 2в).

Изменения в конструкции Р-7 при установке на нее 3-й ступени (диаметром 2,58 м) были незначительными. Для уменьшения массы 1-й и 2-й ступеней был ограничен объем телеметрических измерений. Радиотехнический отсек перенесли на 3-ю ступень. Принятая впервые схема «горячего разделения» с запуском двигателя 3-й ступени до выключения двигателя 2-й потребовала установить на верхней крышке кислородного бака центрального блока ферму-переходник длиной 1,26 м и отражатель, позволявший отводить газы в нужном направлении.

Для снижения массы конструкции, сокращения габаритов ступени и сопряжения ее с центральным блоком была принята компоновка блока Е с тороидальными баками, соединенными между собой цилиндрической вставкой. Двигатель РО-7 размещался внутри «баранки». Управление и стабилизация ступени по курсу и тангажу осуществлялось двумя парами жестко закрепленных на внешней поверхности ступени сопел, а по крену — четырьмя поворотными соплами. Рабочим телом для них служил отработанный парогаз турбины. На участке выведения для защиты от набегающего потока полезный груз закрывался обтекателем из двух половин, который сбрасывался на участке полета 2-й ступени. Общая масса 3-й ступени составляла 7984 кг, а после расходования топлива — 1472 кг. Общая длина ракеты-носителя 8К72 с АМС была 33,5 м, максимальный размер по концам аэродинамических рулей — 10,3 м, стартовая масса — 279 т.

Первый запуск новой ракеты-носителя в сторону Луны с АМС массой 361 кг 23 сентября 1958 года был неудачным. На 87-й секунде полета произошла авария из-за продольных колебаний конструкции, передававшихся через питающие трубопроводы в двигатели. Они вызвали колебания давления в камере сгорания, что в конечном итоге приводило к взрыву. При втором пуске 12 октября — авария по той же причине. Ракетчики впервые столкнулись с подобным явлением, которое потребовало введения специальных демпферов в систему питания ЖРД для устранения эффекта резонанса. После проведения доработок 4 декабря состоялся третий запуск. Он также был неудачным: на 245-й секунде произошла авария наноса перекиси водорода на двигателе центрального блока, однако телеметрия показала, что колебания в тракте питания погашались.

Успешным оказался старт 2 января 1959 года — пуск и полет ракеты-носителя 8К72 с АМС «Луна-1» прошли нормально. Впервые, через 731,8 с после старта, была достигнута вторая космическая скорость. Правда, АМС не попала в Луну из-за небольшой неточности в системе радиоуправления выключения двигателя 2-й ступени. Межпланетная станция прошла мимо и стала первым в мире искусственным спутником Солнца! В подтверждение факта полета космической ракеты, когда она находилась на расстоянии 113 тыс. км от Земли, из специального устройства на борту была выброшена «натриевая комета», которую наблюдали и фотографировали наземные обсерватории.

Следующий пуск 18 июля закончился очередной аварией ракеты-носителя, вызванной выходом из строя гирогоризонта. Однако, через два месяца (12 сентября) состоялся запуск новой АМС «Луна-2», которая впервые в мире достигла поверхности вечного спутника Земли и доставила в район Моря Ясности вымпелы с изображениями государственного герба СССР. А через три недели (4 октября) к Луне опять стартовала очередная АМС «Луна-3». Она впервые сфотографировала обратную, невидимую с Земли сторону нашей ближайшей соседки по космосу. Причем для этого полета была выбрана сложная траектория с использованием для маневров гравитационных полей Луны и Земли.

Запуски к Луне продолжались. Дважды — 15 и 19 апреля 1960 года — они оказались неудачными из-за аварии носителя. Это были попытки запуска АМС, которая должна была сфотографировать обратную стороны Луны с точной привязкой к ее видимой стороне.

Тем временем, пока отрабатывалась ракета-носитель и ее пуски с АМС, сотрудники одного из подразделений отдела М.К.Тихонравова, которое Королев называл «детским садом», так как в нем работала совсем «зеленая» молодежь — недавние выпускники институтов, под руководством кандидата технических наук К.П.Феоктистова (будущий космонавт, профессор), показали неперспективность пилотируемых полетов по баллистической траектории и сосредоточились на проработке орбитального полета. Результатом их работы стал проект тяжелого одноместного корабля-спутника «Восток» (индексы 1К и ЗКВ) массой в 4,5—4,8 т. Корабль в окончательном виде состоял из двух отсеков: приборного с двигательной установкой и спускаемого аппарата сферической формы. Максимальная продолжительность полета — десять суток. Ведущим конструктором корабля был О.Г.Ивановский.

Для запуска космического корабля «Восток» выбрали носитель 8К72, позволявший выводить на орбиту ИСЗ полезный груз массой до 5 т и в достаточной мере отработанный при запусках АМС. У 3-й ступени удлинили переходный отсек, и ее длина составила 2,98 м. На ступень опирался шпангоут приборного отсека космического корабля, который на активном участке был закрыт аэродинамическим обтекателем диаметром 2,7 и длиной 6,6 м. Обтекатель сбрасывался на участке полета 2-й ступени. В нем было сделано большое отверстие для подхода к люку спускаемого аппарата, который использовался для посадки космонавта в корабль, отстрела катапультируемого кресла при возвращении на Землю и в случае аварии ракеты-носителя на активном участке до сброса головного обтекателя. Длина ракеты-носителя с космическим кораблем «Восток» составила 38,36 м, а стартовая масса 287 т.

Первый пуск тяжелого корабля-спутника «Восток-1» (1КП) 15 мая 1960 года сразу оказался успешным. Но при следующем запуске (28 июля) произошла авария 1-й ступени носителя. Однако, меньше чем через месяц (19 августа) и затем 1 декабря были успешно выведены на околоземную орбиту тяжелые корабли-спутники 1К № 2 и № 5. И снова (22 января) при пуске 1К № 6 — авария, на этот раз 3-й ступени. Но через полтора месяца (9 и затем 25 марта 1961 года) наконец были успешно запущены корабли-спутники ЗКА № 1 и № 2. Последний из них полностью выполнил программу полета. Все эти экспериментальные запуски ракеты-носителя с кораблем-спутником «Восток» позволили надежно отработать их конструкцию и бортовую аппаратуру и дали возможность государственной комиссии принять решение о первом полете человека в космическое пространство.

Пилотируемые полеты были продолжены 6 августа суточным полетом космонавта Г.С.Титова. Через год, 11 и 12 августа 1962 года, состоялся групповой полет космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4» с космонавтами А.Г.Николаевым и П.Р.Поповичем. Программа пилотируемых полетов на «Востоках» была завершена в июне 1963 года групповым полетом «Востока-5» (космонавт В.Ф.Быковский) и «Востока-6», который пилотировала первая в мире женщина-космонавт В.В.Терешкова. Все они так же, как и Ю.А.Гагарин, «за героический подвиг — полет в космос, прославивший нашу Родину, за проявленные мужество, отвагу, бесстрашие и беззаветное служение советскому народу, делу прогресса всего человечества» были отмечены высшими государственными наградами — орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Советского Союза.

В дальнейшем на базе космических кораблей «Восток» были разработаны спутники «Зенит-2» и «Зенит-4». Кроме них, позже было создано большое количество спутников различного назначения, в том числе научные и биологические «Фотон»/«Бион». Для их запуска на базе ракеты-носителя 8К72 разработаны носители 8А92 и 8А92М, также носившее гордое имя «Восток». Самая поздняя модификация ракеты-носителя «Восток» (индекс 8А92М) летала до середины 80-х годов. С ее помощью была выполнена советско-индийская космическая программа по запуску спутников «Бхаскара».

При жизни этого человека знали только несколько десятков таких же, как он сам, засекреченных ученых, крупных политиков и военных. Сегодня он неизменно входит в десятку величайших людей ХХ века — по всем российским социологическим опросам. Сама его судьба напоминает роман, то ли фантастический, то ли приключенческий. 12 января, в день 115-й годовщины со дня рождения Сергея Павловича Королёва, «Известия» вспоминают великого ученого, благодаря которому человечество вышло в космос.

Рекорд парения


Сергей Королёв родился 12 января 1907 года в Житомире, в семье учителя русской литературы. В пять лет он впервые увидел аэроплан, которым управлял легендарный летчик Сергей Уточкин. Этот день определил судьбу мальчишки. Он много читал о полетах, о летательных аппаратах, а потом стал и сам их создавать, подружившись с летчиками одесского гидроотряда.

В Бауманском училище, которое Королёв окончил в 1926-м, его уже считали талантливым авиаконструктором. Но после знакомства с трудами Константина Циолковского (есть легенда, что Королёву удалось и лично встретиться с великим калужским отшельником) его мечтой стал космос. В сентябре 1929 года Сергей Королёв и Сергей Люшин представили на всесоюзных соревнованиях в Коктебеле необычный планер — тяжелый, как танк. Королёв сам поднял в небо машину и установил рекорд парения, больше двух часов продержавшись в воздухе.

В голодные 1920-е годы он мечтал о межпланетных путешествиях. А рядом уже тогда были люди, без которых прорыв в космос оказался бы невозможным. И прежде всего — Валентин Глушко, будущий академик и создатель двигателей, которые вывели королёвские ракеты на орбиту.

123

Вернувшийся с Колымы


Создание двойников советских ракет, кораблей и спутников поможет вырваться вперед в космической гонке

В 1933 году Королёва назначили заместителем директора Реактивного научно-исследовательского института. Там создавались ракетные системы для Красной армии, курировал их «красный маршал» Михаил Тухачевский. Королёв израсходовал часть выделенных средств на незапланированные эксперименты, не давшие результата. Это, по канонам того времени, расценили как вредительство, как политическую диверсию.

Летом 1938 года 31-летнего конструктора арестовали. Началось хождение по мукам: Бутырская тюрьма, потом — золотой прииск на Колыме, общие работы. Только в 1940 году Королева перевели в спецтюрьму НКВД, «шарашку» ЦКБ-29. Там крупные ученые под руководством авиаконструктора Андрея Туполева (тоже арестованного), работали на оборонную промышленность. Все они юридически находились в заключении, но — в сносных условиях.

123

В 1943 году Королев стал главным конструктором реактивных установок в казанской «шарашке». На свободу он вышел только в 1944-м, а год спустя уже руководил разработкой первой советской баллистической ракеты Р-1. Американцам удалось захватить создававшего для Гитлера «оружие возмездие» ракетчика Вернера фон Брауна. Именно он и стал, по сути, творцом американской ракетной программы. Королёву пришлось работать самому, в качестве трофеев СССР достались лишь немногие немецкие наработки по снарядам «Фау». Но уже в начале 1950-х Королёв на полшага опережал американцев.


Самый первый

Покорением космоса мы обязаны требованиями обороны страны: необходимо было создать средство доставки ядерного заряда на территорию предполагаемого противника. Таким средством стала «семерка» — уникальная разработка Королёва и его соратников, которая на несколько лет обеспечила мировой приоритет советской космонавтики. Первая в мире межконтинентальная ракета Р-7, превосходившая американские аналоги по дальности полета и, что не менее важно, по надежности. Ее испытания прошли летом 1957 года. А уже 4 октября на орбиту вышел первый в истории искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра.

Королёв, как мало кто из ученых, умел общаться с управленцами, с полководцами, с руководителями крупнейшим советских ведомств. Это непростое искусство. Но он находил общий язык и с Дмитрием Устиновым, и с Алексеем Косыгиным, и с Никитой Хрущевым, и с Леонидом Брежневым. Главным представителем армии и государства в окружении Королёва стал легендарный летчик, один из первых Героев Советского Союза, генерал-полковник Николай Каманин, которого первые космонавты называли своим лётным папой. Они нередко спорили и даже конфликтовали, но взаимопонимания не теряли.

123

Королев никогда не робел в высоких кабинетах — и за это его уважали. Но, конечно, не только в этом секрет академика. Главное — характер, целеустремленность, умение вовремя рискнуть и вовремя пойти на компромисс. Молодые коллеги предлагали воспользоваться шансом — и оснастить первый спутник сложной техникой. Но Королёв понимал: важнее всего сделать первый шаг без срывов. 4 октября в космос вышел простейший космический аппарат с радиопередатчиком, который прозвучал на весь мир.


Куда и какие можно подселить микроорганизмы, которые сделают состав почвы и атмосферы более пригодными для жизни

Еще накануне запуска спутника Королёв иногда выступал под своей фамилией на конференциях. После прорыва в космос такое стало невозможным. Зарубежные коллеги могли только догадываться, кто стал отцом мировой космонавтики.

Прагматичный романтик

Главный конструктор — так именовали его в газетах. Коллеги за глаза называли его СП — это в кругах ракетчиков считалось высшей степенью уважения. Регалии не были для Королёва приоритетом. Он не принял статус «генерального», не мечтал о Нобелевской премии, которую не мог получить, поскольку оставался засекреченным. Главного конструктора вполне устраивало собственное небольшое «королевство» — в подмосковных Подлипках, где обосновались ракетчики от крупнейших ученых до рабочих. Там расположился научно-производственный центр, в котором слово Королёва ценилось на вес золота. Ученые — люди амбициозные, в их среде непросто стать бесспорным лидером. А о Королёве ходили легенды. И о том, как он поставил горниста на старт первого спутника, и о том, как разрешил спор о поверхности Луны — твердая она или как подушка. Точных сведений тогда не было. И главный конструктор взял лист бумаги и крупно написал: «Лунная поверхность — твердая. Королёв». На свой страх и риск.

123

Космонавт и ученый Константин Феоктистов так писал о главном конструкторе: «Самая характерная черта Королёва — громадная энергия. Этой энергией он умел заражать окружающих. Он был человеком очень решительным, часто довольно суровым. Королёв — это сплав рационализма и мечтательности». О суровом нраве Главного вспоминают многие: бывало, что и бумаги разлетались по его кабинету. Но, когда речь шла о важнейших решениях, он терпеливо выслушивал все мнения.


Человек в космическом корабле

С легкой руки Королёва мир узнал несколько новых русских слов — начиная со «спутника». Однажды, в конце 1960 года, академик собрал своих сотрудников на секретное совещание: устроил конкурс на лучшее название пилотируемого космического аппарата. Посыпались варианты: «ракетолет», «звездолет», «космоаппарат». А Королёв сказал: «Назовем кабину «космический корабль». Все засмеялись — разве эта посудина похожа на корабль? Но потом все признали: Королёв оказался прав. Это слово напоминало о Земле, о великих путешествиях по морям и рекам. Сегодня нам кажется, что это понятие существовало всегда. Космический корабль — что может быть естественнее?

123

Последние напутствия главного конструктора Сергея Королёва Юрию Гагарину перед стартом. Космодром Байконур, 12 апреля 1961 года


Он мечтал и стать первым межпланетным путешественником. Риска он не боялся, готов был даже остаться на орбите навсегда — лишь бы выполнить этот рывок. Не довелось. Когда пришло время готовить первый пилотируемый космический полет, Королёв счел, что для этой роли нужно подбирать молодых асов авиации. В США Вернер фон Браун сделал ставку на опыт будущих астронавтов, а в Советском Союзе победила молодость. В первый отряд космонавтов подбирали самых бесстрашных и крепких младших офицеров. Наш космонавт № 2 Герман Титов до сих пор остается самым молодым человеком, побывавшим в космосе.

Перед стартом 12 апреля 1961 года Королёв по радиосвязи говорил Гагарину: «Будь спокоен за всё. До встречи в Москве». Их диалог стал ниточкой, за которую первый космонавт держался и во время взлета, и в самые тяжелые минуты спуска. Никто тогда не мог в точности определить силу космических перегрузок. Они сделали шаг в неизвестность — и победили.

123

Главный конструктор называл космонавтов орёликами, при этом Гагарина неизменно по имени-отчеству, хотя был на 27 лет старше. Кстати, удивительное совпадение: 9 марта 1934 года, в день, когда в деревне Клушино Смоленской области родился Юрий Гагарин, Королёв писал доклад, посвященный ракетному полету человека в стратосферу, ставший основой его первой печатной работы.

Врачебная ошибка

Королёв и на шестом десятке верил, что через 5–10 лет наступят времена, когда медицинские требования к космонавтам не будут такими жесткими и он сможет полететь к своей мечте. Стариком он себя не считал, всерьез думать о здоровье просто не успевал.

12 апреля 1961 года случилось событие, определившее по большому счету весь ХХ век: Юрий Гагарин, первым среди землян, сумел преодолеть оковы тяготения и облететь вокруг планеты. Но до сих пор вызывает удивление, как в разоренном войной СССР сумели накопить научный и промышленный потенциал для такого прорыва. О том, без чего был бы невозможен полет Гагарина, вспоминали «Известия».

Племянница и крестница Юрия Гагарина Тамара Филатова — о том, каким ей запомнился первый космонавт планеты

С чего всё начиналось?

22 июля 1951-го в космос слетали честные дворняги Дезик и Цыган — и стали первыми млекопитающими, вернувшимися обратно живыми. Геофизическая ракета В-1В с ними на борту поднялась на высоту 101 км, преодолев линию Кармана, условную границу, отделяющую атмосферу Земли от просторов космоса. А потом контейнер с первыми космическими псами приземлился в нескольких километрах от стартовой площадки, в Капустином Яре. Они вернулись живыми и даже радостно лаяли! Правда, Цыган слегка порезался во время приземления. Королев обнимал и целовал их.

Не стоит скрывать очевидного: так же как и американцам, нашим конструкторам помогла немецкая трофейная «Фау-2». Ее модификацией была первая советская баллистическая ракета Р-1. А затем в КБ Сергея Королева создали Р-1В, ракету исследовательскую, предназначенную в том числе для запуска живых организмов. Она была оснащена парашютной системой спасения полезного груза. Двигатель РД-100 был создан в ОКБ Валентина Глушко.



Отбор среди собак шел основательный. Вес: 6–7 кг, рост: не выше 35 см, возраст: от 2 до 6 лет, без болезней и физических отклонений. Дезик и Цыган тренировались на центрифуге и в барокамере, как настоящие космонавты-люди. Дезик через неделю после полета погиб при очередном опыте, а Цыган благополучно прожил еще 10 лет.

Об этом эксперименте не сообщали газеты, всё происходило под плотной пеленой секретности. Широкая публика узнала о подвиге дворняг лишь в 1991 году. Покорение космоса считалось делом военным, стратегически важным, напрямую связанным с обороной страны.

«Семерка»

А потом появилась ракета, которая перевернула отношение ученых к исследованию космоса. Это была Р-7 — легендарная «семерка», самая надежная ракета в истории космонавтики, снабженная двигателями конструкции Валентина Глушко РД-107 и РД-108. Именно эта техника и открыла космическую эру.

123


Р-7 проектировалась для военных целей и стала первой успешной межконтинентальной баллистической ракетой. Впервые наша армия получила средство доставки ядерного боеприпаса в любую точку мира. Как удалось Королеву и Глушко убедить военное и политическое руководство на одной из ракет заменить боеголовку на искусственный спутник — великая тайна. Но они получили ракету-носитель для космического аппарата. А после триумфа первого спутника в 1957 году государство больше не жалело средств на космос.

Громкие победы следовали одна за другой — Лайка, оставшаяся на орбите, Белка и Стрелка, благополучно вернувшиеся на Землю. Но большинство ученых мира были уверены, что первого полета человека в космос нам придется ждать еще десятилетия.

После космических собак настало время Ивана Ивановича. Так называли манекен, который посылали в испытательные полеты. С помощью магнитофона и приемника отлаживали систему космической связи — и радиолюбители на Земле улавливали разговоры с неким Иваном Ивановичем. Может быть, отсюда пошла легенда, что в СССР до Гагарина было несколько неудачных управляемых полетов, в которых космонавты погибли? А официальная пропаганда, мол, об этих трагедиях умалчивала.

123

Манекен по прозвищу Иван Иванович, который побывал в космосе на борту космического корабля, 9 марта 1961 года


Командир корабля «Союз» Сергей Залетин — о развитии технологий, зарплатах космонавтов и летающих женщинах

Приводят и такое доказательство: в Харькове похоронен человек по фамилии Бондаренко, который якобы летал до Гагарина. Действительно, был такой летчик в первой группе космонавтов — Валентин Бондаренко. Но он погиб во время тренировки, потому что в сурдокамеру с атмосферой, насыщенной кислородом, взял с собой электрическую плитку, зная, что две недели придется питаться холодной пищей. Там он брал у себя анализ крови, обмотал палец, а потом уронил эту тряпочку на плитку. Начался пожар, и Бондаренко сильно обгорел. Так что в космос, к сожалению, он не летал. Погиб на земле 23 марта 1961 года.

Почему Гагарин?

Стать космическими первопроходцами мечтали многие. И, быть может, больше всех — сам главный конструктор Сергей Королев. Но ни он, ни Валентин Глушко уже не могли взяться за эту миссию — просто по возрасту.

Когда-то мечтал о «межпланетном рейсе» неукротимый Валерий Чкалов, погибший при испытании нового истребителя в декабре 1938 года. Был у него такой принцип: «Если быть — то быть первым». И он знал о мечтаниях Константина Циолковского. Неудивительно, что такой летчик надеялся, что ему удастся стать первым космическим путешественником. Хотя тогда, в предвоенные годы, всё это казалось научной фантастикой.

Рассчитывал на первый космический полет и великий — без преувеличений — летчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин. На нем живого места не было, а он хотел первым вывести на орбиту космический аппарат. И Королев обещал ему космический полет — правда, не первый. В итоге Анохин стал заниматься летной подготовкой будущих «штатских» космонавтов — инженеров, врачей.

Кожедуб

Дважды Герой Советского Союза, летчик-ас Иван Кожедуб


В начале 1960-х всерьез собирался записаться в отряд космонавтов и легендарный Иван Кожедуб. Лучший ас-истребитель антигитлеровской коалиции, трижды Герой Советского Союза, живой символ победы в Великой Отечественной войне. В то время ему было немного за сорок. Зная о перегрузках при подготовке к космическому полету, он даже бросил курить, хотя «смолил» с юности и даже на знаменитых фотографиях военного времени изображен с папиросой в зубах.

Генерал авиации Николай Каманин, курировавший космическое направление от Министерства обороны, одобрил стремление Кожедуба. Он считал, что в космос должны летать не только «мальчишки». Но главком маршал Константин Вершинин только замахал руками: мы не можем рисковать жизнью величайшего аса Великой Отечественной войны!

В итоге и Королев, и Глушко сделали ставку на совсем молодых летчиков, которым легче было выдержать непредсказуемые перегрузки первых космических полетов. Американцы пошли по другой системе — запускали в космос достаточно опытных пилотов. До сих пор самым молодым человеком, побывавшим на орбите, остается космонавт номер два Герман Титов (ему было неполных 26).

Гагарин и Титов

Летчики Герман Титов (в центре слева) и Юрий Гагарин (в центре второй слева) среди членов группы подготовки космонавтов знакомятся с космической техникой

Хрущев вызвал академика Валентина Глушко. Оставалось три кандидатуры — Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов.


Глава государства изложил проблему примерно так: вот три прекрасных парня, три хорошо подготовленных летчика. Но у одного фамилия некрасивая — Нелюбов. Второй уж слишком интеллигентен — Пушкина с Лермонтовым едва ли не полностью наизусть знает. А третий — был на оккупированной территории. И это, по тогдашним меркам, было серьезным «пятном на мундире».

Первый секретарь ЦК КПСС ждал экспертной оценки Глушко.

Валентин Петрович ответил, как всегда, аргументированно:

Если для дела — то лучше остановить выбор на Титове. А если иметь в виду политическую составляющую — на Гагарине. Посмотрите на его улыбку. Одна его улыбка сделает больше, чем все наши дипломаты, вместе взятые.

— Но как быть с пребыванием на оккупированной территории?

— А как быть с тем, что он — совсем еще мальчишка — впился в горло немцу, который обидел его сестру? — И он рассказал еще несколько эпизодов героического поведения мальчишки в селе Клушине под гитлеровцами.

123

Юрий Гагарин и дублер Герман Титов в автобусе едут на стартовую площадку космодрома Байконур, 12 апреля 1961 года


Хрущеву оставалось только согласиться.

Готовили первых космонавтов жестко — с запасом прочности. В первую очередь это испытания вестибулярного аппарата на грани человеческих возможностей. И после каждого теста будущих космонавтов ждали медицинские обследования. Для полета был нужен почти идеальный организм. В зимнем летном обмундировании требовалось как минимум 75 минут просидеть в термокамере при температуре плюс 90 градусов.

Георгий Гречко, космонавт и ученый, участвовавший в подготовке первых космических запусков, вспоминал: «Если за это время температура тела не повысилась на два градуса, то заставляют сидеть еще. Врачам важно было узнать, как твое тело сопротивляется нагреву — на случай, если в полете откажет система терморегулирования и температура значительно повысится».

Дата старта


Шла острая конкуренция с американцами. Все понимали: приоритет упускать нельзя. Можно было запустить первого советского космонавта и раньше, но, как назло, началась череда неудач. Один корабль исчез в космосе, другой потерпел аварию во время спуска. Приближался апрель. Многие считали, что стоит еще разок подстраховаться, запустить Ивана Ивановича, испытать корабль. Но наши главные конструкторы уже приняли твердое решение, в котором доля риска сочеталась с пониманием продуманной программы.

Почему исторический полет состоялся именно 12 апреля? Первый спутник, ставший точкой отсчета космической эры, запустили 4 октября 1957 года, незадолго до 40-летия Октябрьской революции. Это имело значение. А чем была знаменательна апрельская дата 1961 года?

Всё было готово к 10 апреля. Обсуждались два варианта — 10 или 12 апреля. Многие склонялись к 10-му — спешили, наверное.

123

Решать предстояло Королеву и Глушко. Глушко предложил:

— Конечно, 10 апреля. Ведь это день рождения твоей дочери.

— Но 12 апреля родилась твоя любимая женщина — Лидия Дмитриевна. Если полет состоится 12-го — это будет подарок сразу двоим. А заранее дарить подарки не принято.

Так решилась судьба будущего Дня космонавтики.

Так она и полетит

До 12 апреля 1961 года ни в русском языке, ни в каком-либо другом не существовало такого понятия, для нас вполне привычного, — «космический корабль».

Когда запускали собак — рассказывали, что в космос запущен новый аппарат или искусственный спутник Земли с животным на борту. Но все понимали, что конструкции, в которой первому космонавту предстояло облететь вокруг Земли, надо дать новое имя. Сначала хотели назвать просто — «космический или орбитальный аппарат» с пилотом на борту. Но потом — как принято считать, с подачи Королева — родился термин, который вошел во все языки мира: космический корабль!

В этом термине ощущалась вера в будущее космонавтики, в то, что очень скоро исследователи космоса будут «бороздить» галактики на просторных и красивых кораблях. А первую модель назвали «Восток». Название оказалось счастливым.

Приземление

Юрий Гагарин после приземления, 12 апреля 1961 года

К старту Гагарин и Титов ехали в одном автобусе. Но, когда Гагарина снимали для кинохроники, если в кадр попадал и Титов, то специальный офицер вставал и перекрывал Титова, чтобы дублера не было видно. Его час не пришел. Гагарин так говорил о дублере: «Он лучше, поэтому его сохранили для более трудного и долгого полета».

Первые полеты были испытательными. Исследователи только присматривались к космосу, пытались понять роль человека в его освоении. И на удивление быстро перешли к серьезным научным экспериментам. Ведь освоение космоса — это не политическая игра, оно необходимо для расширения наших знаний о вселенной, о себе самих.

В последнее время космические полеты — даже самые результативные — увы, редко оказываются в центре общественного внимания. Чтобы вернулись времена первооткрывателей, наверное, необходимо такое громкое достижение, как экспедиция на Марс. Но мы по-прежнему называем космический транспорт кораблями. И дело, начавшееся 12 апреля 1961 года, продолжается.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»


15 июля 1975 года начался первый совместный космический полет СССР и США, который завершился встречей двух экипажей на орбите

Советский космический корабль

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 12 апреля 2016 г. исполняется 55 лет со дня первого полета человека в космос. Этот исторический полет совершил гражданин СССР Юрий Гагарин. Стартовав с космодрома Байконур на корабле-спутнике "Восток", космонавт провел в космосе 108 минут и благополучно вернулся на Землю.

"Восток" - первый в мире пилотируемый космический корабль. Создан в СССР для полетов на околоземной орбите.

История проекта

22 мая 1959 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, которым предусматривалось разработать и осуществить запуск корабля-спутника для выполнения полета человека в космос. Головной организацией по проекту назначено ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королева) во главе с главным конструктором Сергеем Королевым.

Одним из основных разработчиков корабля был начальник сектора проектного отдела Константин Феоктистов (впоследствии космонавт), система управления корабля была разработана под руководством заместителя главного конструктора Бориса Чертока, система ориентации создана конструкторами Борисом Раушенбахом и Виктором Легостаевым.

Было создано две версии корабля, получившие обозначение: 1К (экспериментальный беспилотный вариант) и 3КА (предназначенный для пилотируемых полетов). Кроме того, на базе экспериментального варианта был разработан автоматический спутник-разведчик - 2К .

Всего в программе по подготовке полета человека в космос, получившей название "Восток", было задействовано более 100 организаций.

Характеристики

"Восток" представлял собой корабль-спутник, то есть, в отличие от современных космических кораблей, он не мог выполнять орбитальные маневры.

Длина корабля - 4,3 м, максимальный диаметр - 2,43 м, стартовая масса - 4 т 725 кг. Рассчитан на одного члена экипажа и продолжительность полета до 10 суток.

Состоял из двух отсеков - спускаемого аппарата сферической формы (объем - 5,2 куб. м) для размещения космонавта и конического приборно-агрегатного отсека (3 куб. м) с аппаратурой и оборудованием основных систем корабля, а также тормозной двигательной установкой.

Был оснащен системами автоматического и ручного управления, автоматической ориентации на Солнце и ручной - на Землю, жизнеобеспечения, терморегулирования. Снабжен радиотелеметрической аппаратурой для контроля состояния человека и систем корабля. В кабине корабля были установлены две телевизионные камеры для наблюдения за космонавтом. Двусторонняя радиотелефонная связь с Землей осуществлялась посредством аппаратуры, работающей в ультракоротковолновом и коротковолновом диапазонах. Некоторые основные системы были дублированы для надежности.

Герметичный спускаемый аппарат (СА) имел три иллюминатора: один технологический и два с отделяемыми при помощи пиротехнических устройств крышками для катапультирования кресла с космонавтом и выбрасывания парашюта СА.

В целях безопасности космонавт во время всего полета находился в скафандре. На случай разгерметизации кабины в скафандре был запас кислорода на четыре часа, он обеспечивал защиту космонавта при катапультировании кресла на высоте до 10 км. Скафандр СК-1 и кресло были созданы опытным заводом номер 918 (ныне Научно-производственное предприятие "Звезда" им. академика Г.И. Северина, пос. Томилино Московской обл.).

При выведении на орбиту корабль закрывался сбрасываемым головным обтекателем, имевшим люк для аварийного катапультирования космонавта. После полета спускаемый аппарат возвращался на Землю по баллистической траектории. На семикилометровой высоте осуществлялось катапультирование, затем космонавт в скафандре отделялся от кресла и самостоятельно спускался на парашюте. Кроме того, предусматривалась возможность приземления СА с космонавтом на борту (без катапультирования).

Запуски

Запуски кораблей "Восток" осуществлялись с космодрома Байконур с помощью одноименной ракеты-носителя.

На первом этапе проводились беспилотные запуски, в том числе с животными на борту. Экспериментальным кораблям присваивалось название "Спутник". Первый запуск состоялся 15 мая. 19 августа на корабле-спутнике совершили успешный полет собаки Белка и Стрелка.

Первый корабль, предназначенный для пилотируемых полетов (3КА), стартовал 9 марта 1961 г., в его спускаемом аппарате в контейнере находилась собака Чернушка, а в катапультируемом кресле - манекен человека. Программа полета была выполнена: СА с собакой успешно приземлился, а манекен был штатно катапультирован. Следом за ним, 25 марта, был проведен второй аналогичный запуск с собакой Звездочкой на борту. Животные полностью проделали путь, который предстоял первому космонавту Юрию Гагарину: взлет, один виток вокруг Земли и посадка.

12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин на корабле-спутнике "Восток" совершил полет продолжительностью 108 минут (1 час 48 минут) и благополучно вернулся на Землю.

После него на кораблях "Восток" летали: Герман Титов (1961), Андриян Николаев и Павел Попович (1962; первый групповой полет двух космических кораблей - "Восток-3" и "Восток-4"), Валерий Быковский (1963; самый длительный полет на кораблях этого типа - почти 5 суток) и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963).

Всего было запущено 13 кораблей "Восток": 6 пилотируемых и 7 беспилотных (в том числе 5 экспериментальных запусков - два удачных, один аварийный, два нештатных).

Ракета-носитель "Восток"

Ракета-носитель использовалась для запусков первых автоматических лунных станций, пилотируемых кораблей-спутников ("Восток"), различных искусственных спутников.

Старт проекту был дан постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 марта 1958 г., которым предусматривалось создание ракеты космического назначения на базе двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 ("семерка", индекс 8К71) с добавлением блока 3-й ступени.

Работы по ракете вел разработчик "семерки", ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королева) под руководством главного конструктора Сергея Королева.

Эскизный проект третьей ступени МБР Р-7, получившей обозначение "блок Е", был выпущен в том же 1958 г. Ракете-носителю было дано обозначение 8К72К. Ракета-носитель имела три ступени. Ее длина составляла 38,2 м, диаметр - 10,3 м, стартовая масса - около 287 т.

Двигатели всех ступеней использовали в качестве топлива керосин и жидкий кислород. Систему управления блока Е разработал НИИ-885 (ныне Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. академика Н.А. Пилюгина, Москва) под руководством Николая Пилюгина.

Могла выводить в космос полезный груз массой до 4,5 т.

Запуски ракеты-носителя осуществлялись с космодрома Байконур. Первые испытательные запуски проводились в рамках лунной программы.

Впервые ракета стартовала 23 сентября 1958 г. с лунной станцией Е1, однако запуск закончился аварией на 87-й секунде полета (причина - возникновение возрастающих продольных колебаний). Следующие два старта были также аварийными. Успехом увенчался четвертый запуск 2 января 1959 г. с автоматической межпланетной станцией (АМС) "Луна-1". В том же году ракетой благополучно были выведены в космос АМС "Луна-2" и "Луна-3".

15 мая 1960 г. с помощью ракеты был запущен прототип пилотируемого корабля "Восток" - экспериментальное изделие 1К (открытое наименование - "Спутник"). Следующие запуски в 1960 г. проводились с кораблями 1К, на борту которых в специальных контейнерах находились собаки. 19 августа был запущен корабль-спутник с собаками Белкой и Стрелкой.

9 и 25 марта 1961 г. состоялось два успешных запуска с кораблями, предназначенными для пилотируемых полетов (3КА), также с собаками на борту. Животные Чернушка и Звездочка полностью проделали путь, который предстоял первому космонавту: взлет, один виток вокруг Земли и посадка.

12 апреля 1961 г. ракета-носитель вывела в космос корабль-спутник "Восток" с Юрием Гагариным.

Первая публичная демонстрация макета ракеты состоялась в 1967 г. на авиасалоне в Ле-Бурже во Франции. Тогда же впервые ракета была названа "Востоком", до этого в советской прессе ее именовали просто "сверхмощной ракетой- носителем" и т. п.

Всего было проведено 26 запусков ракеты "Восток" - 17 успешных, 8 аварийных и один нештатный (при запуске 22 декабря 1960 г. из-за сбоя в работе ракеты корабль-спутник с собаками совершил полет по суборбитальной траектории, животные выжили). Последний состоялся 10 июля 1964 г. с двумя научными спутниками "Электрон".

На базе ракеты "Восток" в дальнейшем были созданы другие модификации "Восток-2", "Восток-2А", "Восток-2М", которые выпускались на куйбышевском заводе "Прогресс" (ныне Ракетно-космический центр "Прогресс", Самара).

Запуски проводились как с Байконура, так и с космодрома Плесецк. С помощью ракет выводились в космос спутники серии "Космос", "Зенит", "Метеор" и др. Эксплуатация этих космических носителей завершилась в августе 1991 г. запуском ракеты "Восток-2М" с индийским спутником дистанционного зондирования Земли IRS-1B ("Ай-ар-эс-1-би").

Итоги программы

Пилотируемые полеты на кораблях "Восток" дали возможность изучить влияние условий орбитального полета на состояние и работоспособность человека, на кораблях этой серии были отработаны основные конструкции и системы, принципы строительства космических кораблей.

Им на смену пришли корабли следующего поколения - "Восход" (два пилотируемых запуска в 1964 и 1966 гг.). В 1967 г. начали эксплуатироваться пилотируемые корабли типа "Союз".


Начало 2022 года выдалось богатым на космические юбилеи. Совсем недавно, 12 января, в России отметили 115-летие со дня рождения советского конструктора Сергея Королева — основоположника практической космонавтики, одного из крупнейших ученых XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения.

Однако и сам Королев признавал, что добился успеха не в одиночку, а в команде единомышленников, в которую вошли самые талантливые и преданные делу специалисты. Одним из них был конструктор Олег Ивановский, во многом благодаря которому Советский Союз совершил самый главный космический прорыв — отправил на орбиту первого человека.

Фронтовая закалка

Олег Ивановский родился в поселке Тайнинка рядом с подмосковными Мытищами. С детства мечтал стать летчиком. В школе увлекался радиотехникой и авиамоделизмом, а в 1939-м стал курсантом аэроклуба. Однако осуществить детскую мечту Олег не успел — его призвали в армию, в пограничные войска НКВД СССР.

Операцию по захвату Перемышля осуществила 101-я легкая пехотная дивизия и часть 257-й Берлинской дивизии. Личный состав только 101-й дивизии насчитывал около 11 тыс. человек. На заставе №9, моей "девятке", легли все. Погибли все. Такая судьба им выпала

После войны Олег Генрихович Ивановский надеялся остаться в органах госбезопасности, и там его, конечно же, ждало большое будущее. Но военно-врачебная комиссия его забраковала. Сказались серьезные ранения, полученные в боях. Тогда Олег Генрихович и вспомнил о своей детской мечте — связать жизнь с авиацией — и решил воплотить ее в жизнь. Но для этого ему пришлось начинать все сначала

Дорога к звездам

В 1947 году Олег Ивановский устроился на работу в НИИ-88 Министерства вооружения СССР (ныне Ракетно-космическая корпорация "Энергия"). В качестве рядового радиотехника принимал участие в пусках баллистических ракет Р-1 и Р-2.

О ракете Р-1

Р-1 — первая крупная баллистическая ракета, созданная в Советском Союзе под руководством С.П. Королева. За основу была взята ракета A4 "Фау-2" немецкого конструктора Вернера фон Брауна.

28 ноября 1950 года в Советском Союзе был принят на вооружение первый комплекс с баллистической ракетой Р-1, послужившей основой для создания всех последующих отечественных боевых и космических ракет.

В начале 1950-х советская ракетно-космическая отрасль остро нуждалась в инженерах, которые могли бы не только работать над ракетами, но и создавать новые космические аппараты. В те годы самых талантливых и преданных делу работников Сергей Королев лично отправлял на факультет радиотехники Московского энергетического института (МЭИ), чтобы после учебы взять на работу уже в качестве конструкторов. В один из таких наборов попал и Олег Ивановский, которого после госэкзаменов в МЭИ приняли в легендарное королевское ОКБ-1.

Спутники, "лунники" и тысяча бутылок французского вина

В июле 1955 года президент США одобрил план запуска искусственного спутника Земли (ИСЗ). Он должен был стать вкладом США в программу МГГ. В Америке началось проектирование "Авангарда" — так предполагалось назвать первый американский спутник. В CCCР об этой работе знали, и вскоре советское руководство поручило Королеву догнать и перегнать Америку.

Ответственным за всю электронную начинку первого советского ИСЗ Сергей Королев назначил Олега Ивановского.

Сергей Павлович жестом остановил его и спросил меня: "Согласны?" Смутившись, я довольно бессвязно пролепетал, что все это для меня внове, что у меня нет опыта. "А вы полагаете, все, что мы делаем, для всех нас не ново? Спутники Земли делать не ново? Или вы думаете, у меня есть опыт полетов к звездам?" Я молчал. "Так что, беретесь за дело?" — "Берусь, Сергей Павлович". — "Вот и добро. Желаю успеха"

Работа по созданию первого искусственного спутника Земли была новой и непривычной для всех сотрудников ОКБ. Олег Ивановский вспоминал, что по первоначальным проектам ИСЗ должен был весить 1200 кг, но позже вес "первенца" сочли слишком тяжелым для ракеты-носителя и решили уменьшить его до 83 кг. Неизменной оставалась только его сферическая форма, внутри которой было установлено детище Ивановского — радиосистема с двумя диапазонами волн. Именно она уже во время полета спутника отправляла во Вселенную эти знаменитые на весь мир сигналы "бип, бип", ознаменовавшие 4 октября 1957 года начало космической эры.

Запуск первого Искусственного спутника земли

4 октября 1957 года в 22:28:34 мск был совершен успешный запуск ракеты-носителя "Спутник" (Р-7). Через 295 секунд после старта первый спутник был выведен на эллиптическую орбиту высотой в апогее 947 км, в перигее — 288 км.

ПС-1 стал первым искусственным объектом. Спутник летал 92 дня, совершил 1 440 оборотов вокруг Земли (пролетев около 60 млн км), а его радиопередатчики на батарейках работали в течение двух недель после старта.

В сентябре 1967 года Международная федерация астронавтики провозгласила 4 октября Днем начала космической эры человечества. Также дата запуска первого искусственного спутника Земли считается Днем космических войск. Именно частями запуска и управления космическими аппаратами был осуществлен запуск и контроль полета первого искусственного спутника Земли.

Затем был второй ИСЗ с собакой Лайкой на борту, третий и первые "Луны". На каждом из этих важнейших для мировой космонавтики проектов Олег Ивановский работал уже в качестве ведущего конструктора.

"Луна-1" — первая советская автоматическая межпланетная станция — была предназначена для изучения Луны и космического пространства. В конечный пункт назначения, на Луну, она так и не попала, но стала первым в мире космическим аппаратом, достигшим второй космической скорости — 11 км/с, преодолевшим притяжение Земли, и стала искусственным спутником Солнца.

"Луна-2" в 1959 году впервые в мире совершила межпланетный перелет на другое космическое тело, а "Луна-3" выполнила фотографирование невидимой с Земли обратной стороны Луны.


Позднее Олег Ивановский вспоминал, как после запуска третьей "Луны" его вызвал к себе Королев и со словами: "А это тебе к новогоднему столу!" — протянул две бутылки вина. Как выяснилось, в 1957 году, после запуска первого ИСЗ, французский винодел Анри Мэр поспорил с советским консулом, пообещав поставить тысячу бутылок вина тому, кто заглянет на обратную сторону Луны. В начале октября 1959 года это сделала "Луна-3". Анри Мэр слово сдержал, и вскоре в СССР прибыл необычный груз: 500 бутылок красного и 500 — белого игристого вина. "Проиграл мусье! Так что тысяча не тысяча, а две бутылки твои. С Новым годом!" — заключил Королев.

Корабль для Гагарина

Ждали сюрпризов и от невесомости — состояния, совсем непонятного в то время. В наземных условиях этого состояния добивались на летающих по определенным траекториям реактивных самолетах, но только на несколько десятков секунд. А как эта невесомость скажется на человеке при более длительном воздействии? Прогнозы теоретиков в то время были неутешительными.


О том, что это будет полет в неизвестность, знали все. И даже после запусков в космос животных никто не мог точно сказать, как поведет себя в новых сложнейших условиях человек. По воспоминаниям Олега Ивановского, все, кто был причастен к созданию "Востока", месяцами буквально жили на работе. Каждую мелкую деталь перепроверяли несчитаное количество раз. Подвести СП для каждого из его единомышленников было сродни госизмене. Королев, в свою очередь, тоже работал на износ. Бывало, после нескольких бессонных ночей мог сорваться на сотрудников ОКБ за любую мелочь. В один из тех горячих дней он в гневе дважды уволил и самого Ивановского.

"Я увольняю вас! Все! Больше вы у нас не работаете. " "Хорошо, Сергей Павлович", — миролюбиво ответил Ивановский. Часа через два главный снова навалился на него за то же самое или уже за какое-то другое действительное или мнимое упущение: "Я вам объявляю строгий выговор!" Ивановский посмотрел на главного и невозмутимо ответил: "Не имеете права". От таких слов Сергей Павлович чуть не задохнулся. Никто — ни гражданский, ни военный — на космодроме не осмеливался заявлять ему что-либо подобное. "Что?! Я не имею права? Я? Почему же это, интересно бы знать?" — "Очень просто: я не ваш сотрудник. Вы меня сегодня утром уволили"

12 апреля 1961 года Олег Ивановский готовил к старту ракету с первым кораблем-спутником "Восток". Утром в назначенное время на площадке появился "газик", из которого вышли Юрий Гагарин и Сергей Королев.

Сергей Павлович смотрел на Гагарина. Добрый, лучистый взгляд. Отец, провожающий своего сына в трудный и опасный путь, но ни взглядом, ни словом не выказывающий своего волнения, своей тревоги. "Ну, Юрий Алексеевич, пора, нужно садиться", — Королев еще раз обнял Гагарина

Читайте также: