Конструктор российский бронетранспортер бтр 82а

Обновлено: 18.04.2024

В обозримом будущем вооруженные силы России продолжат эксплуатацию бронетранспортеров БТР-80 и другой техники на их базе. При этом военное ведомство намерено обновлять парк таких бронемашин за счет строительства новых бронетранспортеров и модернизации существующих. В рамках программы обновления парка бронетехники несколько лет назад был разработан проект модернизации БТР-82АМ. К настоящему времени оборонная промышленность освоила производство этой техники на базе имеющихся в наличии машин БТР-80. Не так давно один из серийных бронетранспортеров нового типа демонстрировался на выставке «День инноваций Южного военного округа».

Проекты семейства БТР-82, в том числе и БТР-82АМ, создавались в конце прошлого десятилетия. Их целью было дальнейшее развитие существующей техники за счет применения новых комплектующих, оборудования и вооружения. Проект БТР-82АМ направлен на обновление парка техники путем ремонта и модернизации существующих машин. По этому проекту предлагалось производить переоснащение серийных машин типа БТР-80 с установкой нового двигателя, боевого модуля и т.д. Все это должно было приводить к серьезному повышению характеристик и боевой эффективности.

После модернизации БТР-82АМ сохраняют основные цели и задачи базовой машины. Эта техника предназначается для перевозки личного состава и оказания огневой поддержки во время боя. При этом машина имеет ряд нового оборудования, которое облегчает эксплуатацию и в некоторой мере улучшает ее боевые качества.


Самым серьезным доработкам подвергаются элементы силовой установки, трансмиссии и ходовой части. Модернизируемые бронетранспортеры получают дизельный двигатель КамАЗ-740.14 300 мощностью 300 л.с. Кроме того, дорабатывается трансмиссия и производится усиление ходовой части. Во время модернизации бронемашина заметно тяжелеет. Увеличение веса компенсируется новым двигателем и усиленной подвеской.

Полная масса БТР-82АМ достигает 15,9 т. Несмотря на это машина способна развивать на шоссе скорость до 80 км/ч. Сохраняется возможность пересечения водных преград вплавь при помощи имеющегося водометного движителя. Благодаря двигателю увеличенной мощности бронетранспортер по-прежнему способен подниматься на 30-градусный склон, забираться на стенку высотой 0,5 м и преодолевать иные препятствия.

Важным нововведением проекта с литерами «АМ» является вспомогательная силовая установка. Для снабжения бортовых систем электроэнергией может использоваться специальный маломощный двигатель, установленный в моторном отсеке. Этот агрегат предназначен для питания систем связи, вооружения и т.д. на стоянках. При необходимости экипаж может выключить основной двигатель, не расходуя топливо и его ресурс, но при этом сохранить энергоснабжение всех основных систем. К вспомогательной силовой установке может подключаться специальное оборудование для выдачи электроэнергии сторонним потребителям.

Машины БТР-82АМ получают боевой модуль, аналогичный используемому на БТР-80А. На усиленной крыше корпуса монтируется башня лафетной компоновки с пулеметным и артиллерийским вооружением. Основным вооружением БТР-82АМ является автоматическая пушка 2А72 калибра 30 мм. Также на башне монтируется пулемет ПКТМ в отдельном броневом кожухе. В качестве дополнительного оружия башня несет дымовые гранатометы.

Для повышения безопасности стрелка-оператора вооружений его рабочее место смещено вниз. Теперь он размещается не в башне, а под ней. Управление вооружением осуществляется при помощи пульта. При этом рабочее место стрелка оснащено несколькими смотровыми приборами и другим оборудованием для слежения за обстановкой.

Первые бронетранспортеры семейства БТР-82 были построены в 2009 году. В дальнейшем они прошли испытания и были переданы некоторым частям Южного военного округа для прохождения опытной эксплуатации. В 2013 году техника новых типов была принята на вооружение. В том же году стартовало полномасштабное серийное строительство новой техники. Согласно ранее публиковавшимся данным, серийная сборка бронетранспортеров БТР-82, в том числе БТР-82АМ, должна была продолжаться, как минимум, до 2016 года.

К настоящему времени бронетранспортеры БТР-82АМ состоят на вооружении большого количества частей сухопутных войск. Одна из машин этого типа, эксплуатируемых в Южном военном округе, 5 и 6 октября находилась в павильоне выставочного комплекса «Вертол Expo» и являлась экспонатом выставки «День инноваций ЮВО». Представляем фотообзор перспективного бронетранспортера.



Внешние отличия БТР-82АМ от БТР-80 минимальны



Люк и смотровые приборы водителя



Командирский люк с прожектором



Вождение бронетранспортера облегчают зеркала заднего вида и светотехническое оборудование



Передняя часть левого борта



Кормовая часть корпуса. Слева видны люки для доступа к вспомогательной силовой установке/center]


[center]
Корма машины



Водометный движитель не претерпел изменений




На правом борту перевозится шанцевый инструмент



На глушителях предусмотрены крепления для воздухопитающих труб, применяемых при движении по воде



БТР-82АМ сохранил двустворчатые бортовые двери предшественника



Верхняя часть двери оснащена амбразурой для ведения огня из личного оружия



Вид на отделение управления



Вид от левой двери вперед. Видны рабочее место стрелка и его защитный кожух



Вид от правой двери вперед. Видны подбашенные агрегаты боевого модуля



Задняя часть правой половины десантного отделения



Десантное отделение оснащается смотровыми приборами в бортах



Также по всему периметру обитаемого объема располагаются амбразуры



Башня с пушкой 2А72 и пулеметом ПКТМ




Башня боевого модуля



Пулемет ПКТМ в броневом кожухе



Оптико-электронная система боевого модуля

Бронетранспортёр БТР-80 служил в Советской Армии с середины 80-х годов. В последующие годы он стал основной бронемашиной мотострелковых войск России и бывших советских республик. Активно поставляли бронетранспортёр и на экспорт. Однако недостаточные огневая мощь и защищённость броневика вынудили конструкторов уже в 90-е годы заняться разработкой машины нового поколения.

В начале 2000-х годов испытания нового БТР-90 завершились и его официально приняли на вооружение. Бронемашина активно рекламировалась. Но вместо неё на вооружение начал поступать разработанный в Арзамасе вариант БТР-82А – сильно модернизированный БТР-80.

Конструкция

Броневой корпус БТР-82А достался ему от предшественника без изменений. Он сваривается из катаной стальной брони толщиной 7-10 мм. По современным меркам такой защиты может не хватать даже для защиты от бронебойных пуль нормального калибра. Выживаемость экипажа и десанта, впрочем, повышена за счёт появления внутреннего противоосколочного подбоя из кевлара. Уязвим бронетранспортёр и для кумулятивных зарядов, вплоть до 40 мм гранат.

БТР-2А фото

Конструкция башни изменилась – теперь это унифицированный модуль, оснащённый системой стабилизации вооружения в двух плоскостях и электрическими приводами. Оптический прицел 1ПЗ-2 с четырёхкратным увеличением заменён на комбинированный прибор ТКН-4ГА с дневным и ночным каналами.

На модификации прицела ТКН-4ГА-03 ночной канал заменён тепловизионным. Старую рацию Р-173 заменила Р-168, входящая в состав комплекса «Акведук» и способная принимать цифровую информацию.

На смену командирскому прибору наблюдения ТКН-3 пришёл ТКН-АИ с лазерной подсветкой. Оснащён БТР-82А и спутниковой навигацией.

Восьмицилиндровый дизель КАМАЗ-740 развивает 300 л.с. (двигатель БТР-80 выдавал 260 л.с.), за счёт чего подвижность бронетранспортёра не снизилась даже при возросшей массе. Ходовая часть изменилась незначительно – в конструкцию внедрили новые карданы, заменили устаревшие редукторы.

БТР-82А схема

Коробка передач осталась механической, с пятью ступенями. А вот вспомогательная силовая установка на российские бронетранспортёры раньше не устанавливалась. Теперь электронное оборудование бронемашины может функционировать на стоянках, не нагружая двигатель и не разряжая аккумуляторы.

Размещение экипажа осталось прежним – механик-водитель и командир на передних сиденьях, за ними наводчик и мотострелки. Из-за того, что башня стала необитаемым модулем, оператор вооружения сидит не прямо в ней, а в боевом отделении.

Сохранились шесть бортовых амбразур для ведения огня из индивидуального оружия.

Не изменился у БТР-82А и способ высадки десанта — через бортовые двери либо люки в крыше. Уровень комфорта в бронетранспортёре повысился: во-первых, фильтровентиляционная установка может работать в качестве кондиционера, во-вторых, кевларовый подбой обеспечивает некоторую термо- и шумоизоляцию.

Живучесть бронетранспортёра при поражении обеспечивает и новая система пожаротушения. Но средства противоминной защиты остаются ограниченными. Старый корпус не обладает оптимальной для гашения ударной волны конфигурацией. А его малая высота не позволяет установить противокомпрессионные сиденья.

Вооружение

Базовый бронетранспортёр БТР-82 сохранял комплекс вооружения, впервые представленный ещё на БТР-60ПБ. Это крупнокалиберный (14.5 мм) пулемёт КПВТ и спаренный с ним ПКТ калибра 7.62 мм. Высокая бронепробиваемость КПВТ позволяет поражать лёгкую бронетехнику, но для борьбы с более защищёнными целями или для поражения пехоты в укрытиях его возможностей недостаточно.

Значительно мощнее вооружен БТР-82А. В его башенном модуле установлена 30 мм автоматическая пушка 2А72 конструкции Грязева и Шипунова. От пушки 2А42 (применённой, в частности, на бронетранспортёре БТР-90) данное орудие отличается принципом работы автоматики. Пушку, работающую за счёт длинного хода ствола. Стало возможным устанавливать даже на легкой технике – настолько снизилась отдача. С другой стороны – упал темп стрельбы.

Орудие может использовать все боеприпасы калибра 30х165 мм, разработанные для 2А42.

В их число входят и бронебойные подкалиберные снаряды, пробивающие 47 мм наклонную броню на дальностях до 1 км. Прицельная дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами превышает 3 км. Селективное питание позволяет мгновенно переключаться между двумя лентами, снаряжёнными разными типами боеприпасов.

БТР-82А вооружение

Боекомплект пушки – около 300 выстрелов. Спаренный пулемёт питается единой лентой, содержащей 2000 патронов. Заметим, впрочем, что установка такого оружия на БТР производится не впервые. Точно так же был вооружён принятый на вооружение ещё в 1994 году БТР-80А.

Тактико-технические характеристики БТР-82А

Сравним БТР-82А с его непосредственным предшественником «восьмидесятой» серии и бронетранспортёром LAV-25, стоящим на вооружении американской морской пехоты.

Итак, БТР-82А «набрал веса» по сравнению с предком, но на его подвижности это не сказалось, а запас хода даже увеличился. Американский бронетранспортёр, вставший на вооружение ещё в 80-е годы, уже тогда был вооружён автоматической пушкой (хотя и меньшего калибра) в башне с гидравлическими приводами, а по мобильности даже превосходил БТР-80.

БТР-82А испытания

Впрочем, высокая подвижность LAV-25 достигалась во многом за счёт тонкой брони, рассчитанной на защиту от автоматных пуль. В ходе модернизаций и приведения бронетранспортёров к стандарту LAV-25A2 броне усиливалась и обеспечивала защиту от 30мм снарядов для лобовой брони и от 14.5 мм пуль – «по кругу». Насколько при этом увеличивался вес – не сообщается, но машины сохранили способность к авиадесантированию. В целом можно считать, что LAV-25A2 примерно соответствует по качествам БТР-82А.

Эксплуатация

Ещё до официального принятия на вооружение в России в 2010 году, БТР-82А заказали вооружённые силы Казахстана. Туда были поставлены 70 бронемашин. А с 2011 года на новые бронетранспортёры стали переходить и российские войска. В 2017 году количество эксплуатируемых БТР-82А превысило 1400 единиц. Стоит заметить, что это не только «вновь произведённые» машины. Старые БТР-80 модернизируются до стандарта БТР-82 во время капитальных ремонтов. Такие бронетранспортёры получают индекс БТР-82АМ.

Интересно, что хотя базовой версией считался «пулемётный» БТР-82, сведений о том, что такие бронетранспортёры куда-то поставлялись, нет.

Более того, он даже не значится в списках продукции на сайте Арзамасского машиностроительного. Очевидно, в настоящее время он не производится и основной моделью надо считать всё-таки БТР-82А с «пушечным» вооружением.

Бронетранспортер БТР-82А

Уже в 2015 году появилась модификация БТР-87. Следуя современным требованиям, конструкторы переместили моторное отделение в нос корпуса. Машина, однако, до сих пор остаётся опытной. С 2015 года известно и о применении БТР-82А в Сирии. Считается, что машины прибыли в зону боевых действий с российскими войсками, а затем были переданы армии Сирии (хотя официально на вооружении не состоят). Подробно о результатах эксплуатации и боевой эффективности бронетранспортёров до сих пор не сообщалось.

После принятия БТР-82А на вооружение некоторые издания поспешили провозгласить его «лучшим в мире» (даже если до этого точно так же аттестовали БТР-90).

И, при ближайшем рассмотрении, «девяностый» больше подходил под такое определение, чем «восемьдесят второй». Конечно, принятие на вооружение БТР-82А позволило не списывать старые бронетранспортёры, а поднять их эксплуатационные качества во время капремонтов. С другой стороны, «девяностый» всё-таки имел и более мощное вооружение, и лучшую защиту.

Возможным объяснением отказа от более современной машины в пользу модернизации старой может служить появление перспективного семейства бронетранспортёров «Бумеранг». Действительно, не стоит разворачивать производство новой техники, если уже «на подходе» ещё более совершенная. Но если «Бумеранги», вслед за танком «Армата», сочтут слишком дорогостоящими – российская армия может надолго остаться улучшенными, но уже совсем не новыми БТР-82А.

Бронетранспортёры в СССР проектировали и строили сразу после Великой Отечественной, так как было признано, что такая машина действительно нужна. И у англичан, и в США они уже были на вооружении. Но только в 1960-е годы, с появлением БТР-60, сформировался облик классического советского бронетранспортёра. Восьмиколёсные плавающие машины с характерным «клювом» носовой части стали прочно ассоциироваться с советскими мотострелками.

До 1990-х годов успели принять на вооружение три поколения таких бронемашин. А уже в первые годы существования Российской Федерации появился, возможно, самый совершенный бронетранспортёр такого типа – БТР-90. Однако его судьба оказалась не очень-то счастливой, несмотря на положительные отзывы.

Описание устройства

Размещение узлов и агрегатов у нового бронетранспортёра осталось традиционным. В дальнейшем это сыграет отрицательную роль, но об этом позже. Итак, моторно-трансмиссионное отделение БТР-90 находится в корме, там же расположены и топливные баки. Это обеспечивает пониженную уязвимость двигателя. При этом, однако, становится невозможной посада и высадка стрелков через корму. А этот способ в настоящее время считается самым безопасным.

БТР-90 в горах

О бронировании подробно не сообщалось, за исключением заявлений о применении бронелистов увеличенной толщины. При этом наибольшая толщина брони предшествующего БТР-80 достигала 10 мм. А современные бронебойные пули типа М993 калибра 7.62мм имеют заявленную пробиваемость до 18мм брони.

Вероятно, заявления о надёжной защите от огня крупнокалиберных пулемётов следует считать преувеличением или речь в этом случае шла не о бронебойных пулях. Есть сведения о том, что толщина лба башни у БТР-90 «Росток» составляет 23мм. А пули NM173 калибра 12.7мм должны пробивать броню толщиной 22мм на дистанции до 900м.

Для повышения живучести при подрыве на минах днище бронетранспортёра изменили, сделав V-образным. Учитывая то, насколько популярными в начале 21-го века стали «миноустойчивые» бронеавтомобили – это было очень удачное и своевременное решение. Заслуживает внимания и то, что лобовой лист БТР-90 состоял из одной детали, а лобовые люки и ветровые стёкла были упразднены.

Как и на прежних машинах, десант попадает в броневик через бортовые люки между вторым и третьим колёсами.

Дополнительно имеются два люка в крыше, позади башни. Сохранены бортовые амбразуры, через которые бойцы могут вести огонь из стрелкового оружия. Они закрываются герметично заслонками.

Традиционно советские и российские бронетранспортёры выпускались оснащёнными крупнокалиберным пулемётом КПВТ и спаренным с ним ПКТ. Вооружение БТР-90 стало гораздо мощнее. «Базовая комплектация», известная под именем БТР-90 «Росток» имеет автоматическую пушку калибра 30мм и 7.62мм пулемёт, автоматический гранатомёт АГС-17 и противотанковые ракеты «Конкурс». Такое количество средств поражения несёт не всякая БМП. А двухплоскостной стабилизатор позволяет БТР эффективно вести огонь в движении.

Ещё сильнее вооружён БТР-90 «Бережок». Автоматический гранатомёт у этой модификации заменён более современным и лёгким АГС-30, а ракетное вооружение усилено за счёт установки ПТРК «Корнет» с наведением по лучу лазера. Помимо этого, наводчик «Бережка» получил в своё распоряжение тепловизор и систему управления огнём с автоматическим баллистическим вычислителем.

Наконец, БТР-90М оснащённый боевым модулем «Бахча», по вооружению аналогичен БМП-3. Автоматическая пушка и 7.62мм пулемёт дополнены орудием калибра 100мм. Оно ведёт огонь осколочно-фугасными снарядами, а для поражения бронетехники запускает через ствол управляемые ракеты «Аркан». В состав дополнительного вооружения БТР-90 входят дымовые гранатомёты калибра 81мм — шесть установок размещены на бортах башни.

Экипаж бронетранспортёра БТР-90 разместился иначе, чем на предыдущих БТР. Ранее командир машины сидел на правом переднем сиденье, рядом с механиком-водителем, а башня была одноместной. Теперь командир и наводчик сидят в двухместной башне, слева и справа. Сиденье рядом с водителем отвели старшему стрелку.

Водитель, лишившись лобового стекла, в небоевых условиях наблюдает за обстановкой дороге из люка, подняв сиденье.

В бою он пользуется пятью перископами. За боевым модулем – отсек для десанта, в нём установлены травмозащитные сиденья для семи стрелков. Для защиты солдат при подрыве на минах сиденья подвешены к бортам.

БТР-80 оснащался обычным «Камазовским» восьмицилиндровым дизелем, мощностью 210 л.с. А вот «сердцем» БТР-90 стал шестицилиндровый оппозитный двигатель 2В-06, впервые примененный на БМД-3. Его мощность довели до 510 л.с. – это вдвое больше, чем у предшественника. Ничего удивительного в том, что при возросшей массе «девяностый» стал даже подвижнее. Хотя расход топлива возрос до ста литров на сто километров движения по трассе, однако, общий запас хода тоже стал выше.

БТР-90

Традиционная коробка передач с ручным переключением уступила место гидромеханической. А главным новшеством стало введение в трансмиссию гидрообъёмной передачи. Она даёт возможность вращать колёса с разной скоростью, разворачивая бронетранспортёр буквально на месте.

Изменилась конструкция водомётного движителя. Вместо одного водомёта, установленного по центру корпуса в корме, у БТР-90 их стало два – снаружи бортов. Винты у водомётов трёхлопастные. Подвеска осталась независимой торсионной, с гидравлическими амортизаторами и системой регулировки давления в шинах.

БТР-90 стал первой российской колёсной боевой машиной, на которую установили бортовую информационно-управляющую систему.

Помимо этого, бронетранспортёр имеет усовершенствованную защиту от оружия массового поражения.

Тактико-технические характеристики БТР-90 и аналогов

Сравним по основным параметрам «Росток», заменивший его БТР-82, достаточно популярный финский БТР Patria и применяемый в войсках США М1126 Stryker.

Необходимо помнить, что модульная конструкция финского БТР может оснащаться самыми разнообразными вариантами вооружения. Как правило, это 30мм автоматические пушки, но есть версии с орудиями калибра 105мм и даже сдвоенными 120мм миномётами. По показателям веса и габаритов БТР-90 вплотную приблизился к «Патрии», а если бы завершились разработки тяжеловооружённых моделей – стал бы её достойным конкурентом.

«Бережок»

А вот БТР-82 гораздо ближе к американской машине, а по огневой мощи её даже превосходит – простая открытая турель «Страйкера» стабилизации не имеет.

Краткая история службы

Публике бронемашину представили на выставке ещё в 1994 году. Через десять лет, в 2004, испытания БТР-90 официально завершились. В 2008 вышел приказ министра обороны о принятии бронетранспортёра на вооружение.

В 2011 Горьковский Автомобильный завод должен был начать крупносерийное производство новой бронемашины.

Казалось, что мотострелковые войска вот-вот получат современную технику, а зарубежные производители встретят серьёзного соперника в борьбе за экспортные рынки.
Вместо этого в 2011 году производство БТР-90 не только не началось – Министерство Обороны вообще отказалось от закупок «Ростка». И от экспортных продаж БТР-90 тоже решили отказаться. Вместо него на вооружение в итоге встал БТР-82.

Это довольно глубокая модернизация «восьмидесятого», оснащённая, в частности, стабилизатором вооружения, противоосколочным подбоем и кондиционером. А вот само вооружение осталось прежним – пулемёт КПВ либо автоматическая пушка (на БТР-82А). Ни автоматические гранатомёты, ни противотанковые ракеты не предусматриваются.

Как и БТР-90, «восемьдесят второй» оснащён амортизирующими сиденьями, подвешенными на бортах. Но с учётом того, что конструкция днища осталась прежней, это выглядит полумерой.

БТР-90 на выставке

Почему же не приняли на вооружение БТР-90? Считается, что за время его доводки радикально изменилась концепция вооружений, возникли новые требования. И опыт, накопленный при создании бронетранспортёра, не пропадёт впустую. Ещё в 2009 на заводе в Арзамасе начали работы по теме «Гильза».

БТР-90 должен быть перекомпонован, унифицирован с прочими боевыми машинами. Бронезащиту предполагается усилить. Однако в то же время Горьковский Автозавод уже занялся глубокой модернизацией своего БТР-82. Хотя будущая машина и предназначается в основном для экспорта, весьма вероятно, что БТР-87 мог внутренним конкурентом «Гильзы».

А в 2015 году на параде 9 мая была представлена платформа боевых машин «Бумеранг». Предполагается, что на этой базе создадут и БТР, и колёсную БМП. Это делает перспективы проекта «Гильза» совсем сомнительными.

БТР-90 доказал, что российские конструкторы способны создать колёсный бронетранспортёр, не уступающий по возможностям лучшим зарубежным образцам, и превосходящий предшественников.

К большому сожалению, его карьера закончилась, в прямом смысле не успев начаться. Даже если машина требовала серьёзной доработки – в итоге в строй встал, и с запозданием, уступающий «Ростку» БТР-82.

А ведь он страдает тем же самым недостатком и его тоже пытаются модернизировать, перенеся моторное отделение в нос. Оставалось надеяться, что работы по теме «Гильза» завершатся успешно, и российские войска получат достойный бронетранспортёр. Но, скорее всего, им станет «Бумеранг», а «Росток» так и останется мертворожденным.


Боевые машины

БТР-82А

БТР-82 и БТР-82А – это российские бронетранспортеры, разработанные на рубеже прошлого и нынешнего десятилетия. По сути, создание этих машин является очередной попыткой модернизации старой и заслуженной боевой машины БТР-80. Конструкторы ставили перед собой задачу сделать на базе БТР-80 машину с более высоким уровнем защиты, огневой мощи и подвижности, а также значительно улучшить эксплуатационные характеристики бронетранспортера.

Разработка новых машин началась в 2009 году, а уже через год БТР-82 и БТР-82А были переданы на испытания, после прохождения которых обе модификации бронетранспортера были приняты на вооружение.

Серийное производство БТР-82 и БТР-82А налажено на Арзамасском машиностроительном заводе. В настоящее время на вооружении ВС РФ находится более 1200 единиц, кроме того, БТР-82А эксплуатируется еще в вооруженных силах Республики Казахстан (190 штук), а в 2020 году его планировала закупить Беларусь. Причем Казахстан закупил бронетранспортеры еще до того, как они были приняты на вооружение российской армией. БТР-82А поставляется в Сирию, хотя точное количество бронетранспортеров, отправленных в эту страну, неизвестно.

Базовой считается модель БТР-82, бронетранспортер БТР-82А отличается от нее только боевым модулем с 30-мм автоматической пушкой 2А72. Всего существует четыре модификации бронетранспортера.

По мнению отечественных экспертов, проведенная модификация значительно улучшила тактико-технические характеристики бронетранспортеров. В 2014 году, по мнению авторитетного международного издания Army Technology, российский БТР-82А вошел в десятку лучших мировых машин подобного класса.

БТР-82А

История создания

БТР-80 был разработан в начале 80-х годов на базе бронетранспортёра БТР-70, с учетом всех недостатков, которые были выявлены в тяжелых условиях Афганистана. Серийное производство машины началось в 1984 году. БТР-80 – одна из наиболее известных и заслуженных советских бронемашин, также ее можно назвать одной из наиболее удачных. БТР-80 имел хорошие технические характеристики, достойный уровень броневой защиты, обладал хорошей маневренностью и приличной огневой мощью.

БТР-80 активно использовался в Афганской войне, позже эта боевая машина участвовала во всех конфликтах на постсоветском пространстве. Бронетранспортер активно экспортировался, в настоящее время он состоит на вооружении 26 армий мира.

Однако с момента принятия бронетранспортера на вооружение прошло уже более тридцати лет, за это время требования к машинам подобного класса несколько изменились. Современные бронетранспортеры отличаются высокой огневой мощью, продуманной эргономикой, существенно вырос уровень их защищенности. Особенное внимание уделяется защите бронетранспортеров от мин и фугасов.

БТР-82А

Исходя из всего вышесказанного, неудивительно, что у руководства российских вооруженных сил появились планы по глубокой модернизации БТР-80, машины, которая уже давно стала одной из основных «рабочих лошадок» сухопутных войск РФ.

Решение о начале работ по модернизации было принято в 2008 году, исполнителями работ были выбраны компания «Военно-инженерный центр» и ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».

В начале 2009 года начались проектные работы, в июле того же года проект новой машины был утвержден на научно-проектном совете, и изготовитель приступил к производству нового бронетранспортера, который получил наименование БТР-82.

Зимой 2010 года машина прошла государственные испытания, после чего БТР-82 был принят на вооружение. В 2011 году она начала поступать в строевые части Южного военного округа. В 2010 года БТР-82А был принят на вооружение ВС Казахстана, поставки машин в эту страну начались в 2012 году.

Описание конструкции

БТР-82 (и БТР-82А) – это глубокая модернизация советского бронетранспортера БТР-80, форма, размеры и компоновка корпуса полностью соответствуют советской боевой машине. Отделение управления расположено в носовой части бронетранспортера, боевое отделение, в котором размещаются десантники – в средней части, а моторно-трансмиссионный отсек находится в корме машины.

БТР-82А

Экипаж БТР-82 и БТР-82А состоит из трех человек: механика-водителя, наводчика и командира машины. В десантный отсек могут уместиться семь бойцов в полной экипировке с оружием.

Десантирование бойцов происходит через двустворчатую боковую дверь (как на БТР-80), верхняя створка которой открывается вперед по ходу движения, а нижняя служит подножкой. Таким образом, десантники могут покидать бронетранспортер на ходу. Кроме того, еще два десантных люка расположены на крыше корпуса. Водитель и командир машины имеют собственные люки для эвакуации, которые находятся прямо над их сидениями. Также в корпусе размещены многочисленные люки для удобного доступа к трансмиссии, двигателю и лебедке. В машине установлен кондиционер.

Масса бронетранспортера увеличилась из-за установки на него более мощного вооружения, однако это не привело к уменьшению подвижности машины. На ней был установлен новый, более мощный дизельный двигатель КАМАЗ-740.14‑300 (300 л. с.). Двигатель многотопливный, если необходимо его можно заправлять даже тепловозным топливом.

Разработчикам удалось несколько увеличить защищенность машины, покрыв внутреннюю поверхность корпуса кевларовой тканью. Это не только позволяет уберечь экипаж и десант ВДВ от пуль и осколков, но и повышает уровень теплоизоляции и снижает шум внутри машины. Хотя, уровень защиты нового бронетранспортера так и остался прежним – противопульным.

Противоминная защита БТР-82 и БТР-82А была несколько увеличена по сравнению со старым БТР-80 за счет использования внутри корпуса специальных энергопоглощающих ковриков, задача которых взять на себя часть энергии взрыва. Однако подобная защита может выручить только при подрыве небольшого заряда (противопехотная мина), БТР-80 и БТР-82А не имеют уровня защиты от мин и фугасов MRAP.

В некоторых источниках подается информация о том, что места членов экипажа и десанта оснащены так называемыми противокомпрессионными сидениями. Они не крепятся к полу, а подвешиваются внутри корпуса. Это стандартный способ увеличить защиту военнослужащих, находящихся внутри боевых машин, от взрывной волны.

Однако для установки подобных сидений требуется значительная высота корпуса машины. Именно поэтому современные броневые машины, сделанные по стандартам MRAP, имеют высокий силуэт. Корпус БРТ-82А, спроектированный 35 лет тому назад, попросту не имеет места для их установки. Сидения в БТР-82 были установлены современные, но не противокомпрессионные.

На БТР-82 и БТР-82А установлена современная система пожаротушения, которая заметно снизила их взрывоопасность.

По мнению экспертов, комплекс проведенных работ позволил повысить общую защищенность новых машин примерно на 20%.

БТР-82А

На БТР-82А установлен новый боевой модель, что позволило существенно повысить боевую мощь машины. В его состав входит автоматическая 30-мм пушка 2A72 и пулемет ПКТМ. Штатное место наводчика переместилось из башни в корпус машины. Модуль оснащен двухплоскостным стабилизатором, что позволяет наводчику вести огонь во время движения машины, и электроприводами. Кроме того, на БТР-82 и БТР-82А установлен комбинированный круглосуточный стабилизированный прицел ТКН-4ГА, что дает возможность применять оружие боевого модуля как днем, так и ночью. Прицел оснащен каналом дистанционного подрыва боеприпасов. Боекомплект пушки составляет 300 снарядов.

Из-за повышения массы бронетранспортера разработчикам пришлось серьезно переделать ходовую часть машины. На БТР-82 были установлены новые колесные редукторы, современные карданные валы. На бронетранспортер были установлены амортизаторы с повышенной энергоемкостью. БТР-82 оснащен ведущими мостами с шестеренчатым принудительно блокируемым дифференциалом.

БТР-82 оснащен дополнительной силовой установкой мощностью 5 кВт, она обеспечивает энергией все системы машины во время остановки.

Пробег бронетранспортера до первого капитального ремонта составляет 50 тыс. км.

БТР-82А

Оценка проекта

Бронетранспортеры БТР-82 и БТР-82А – это, безусловно, большой шаг вперед по сравнению с его предшественником – БТР-80. Новые машины обладают более высокой огневой мощью, несколько улучшилась их защищенность и подвижность машины. Однако, все же, назвать БТР-82А «прорывом» не поворачивается язык. По сути, это старый добрый БТР-80 с новым боевым модулем, более мощным двигателем и переделанной ходовой частью.

В бронетранспортере сохранена старая компоновка советской машины, что можно смело отнести к одному из главных его недостатков.

Из-за заднего расположения моторно-трансмиссионного отделения выход для десантников пришлось оставить сбоку. Кроме того, он достаточно узкий и неудобный. Большинство современных машин подобного класса имеют просторный выход в корме.

Места для экипажа не отличаются особым удобством. Если механик-водитель будет убит или ранен достать его с рабочего места будет очень проблематично. Не меньше вопросов вызывает качество обзора с места водителя (особенно назад). Десантный отсек бронетранспортера тесный, нет энергопоглощающих кресел, которые сегодня являются практически неизменным атрибутом бронетранспортеров.

Недостаточным является и защищенность машины, особенно от воздействия взрывной волны.

В настоящее время Арзамасский машиностроительный завод работает над созданием еще нескольких модификаций БТР-82. Однако следует отметить, что линейка советских бронемашин БТР-60/70/80 является морально устаревшей и изменить этот факт не может никакая модернизация. Чтобы дать армии по-настоящему современную машину, ее придется разрабатывать с нуля.


Продолжаются серийное производство новых бронетранспортеров БТР-82А и модернизация наличных БТР-80 до состояния БТР-82АМ. Согласно последним новостям, в этом году вооруженные силы получат еще несколько сотен единиц подобной техники. Любопытно, что в результате этих процессов БТР-82А(М) уже стал самой массовой машиной своего класса в российской армии.

Прошлые успехи

Бронетранспортер БТР-82А(М) был официально принят на вооружение в 2013 г. хотя поставки в войска осуществлялись и ранее. Выпуск новых бронемашин типа БТР-82А был освоен Арзамасским машиностроительным заводом. Кроме того, на ремонтных предприятиях осуществляется капитальный ремонт существующих БТР-80 с модернизацией по проекту БТР-82АМ. Производство и модернизация техники достаточно быстро набрали необходимые темпы и продолжаются до сих пор.

Согласно справочнику The Military Balance 2020, к началу прошлого года в сухопутных войсках имелась 1 тыс. бронетранспортеров БТР-82А(М). Еще 661 машину этих типов авторы справочника насчитали в береговых войсках. В ВДВ числилось всего 20 современных бронетранспортеров. Одновременно с этим в армии присутствовало 1500 более старых БТР-80, а в береговых войсках оставалось 100 таких машин. Основу парка бронетранспортеров ВДВ составляли специализированные БТР-Д и БТР-МДМ – суммарно более 780 ед.

Таким образом, всего за несколько лет армия и промышленность провели весьма крупную программу массового обновления бронетехники. Численность бронетранспортеров новых моделей и модификаций постепенно приближалась к количеству старых машин, что позволяло более полно реализовывать качественные преимущества современных образцов.


Необходимо отметить, что основной вклад в подобное обновление парка бронетехники делает модернизация наличных машин. Она дешевле и проще строительства БТР-82А с нуля, но позволяет получить те же результаты. В разные годы на модернизированные БТР-82АМ приходилось не менее 50-60 проц. от общего выпуска подобной техники.

Прошлогодние показатели

Производственные планы на 2020 г. были раскрыты весной прошлого года. Тогда министерство обороны сообщило, что до конца года в части поступит не менее 460 бронетранспортеров двух типов. БТР-82А новой постройки ожидались в количестве 130 ед.

По результатам прошлогодних поставок общее количество БТР-82А(М) в войсках должно было выйти на уровень 2140-2150 ед. В 2020 г. планировались ремонт и перестройка как минимум 330 БТР-80 из строевых частей. Это означает, что численность такой техники в исходной конфигурации могла снизиться до 1300 ед. или менее. Впрочем, в современные БТР-82АМ могут перестраивать бронемашины с хранения, что позволит не сокращать активный парк БТР-80 и совмещать количественный рост с качественным обновлением.


Планы на будущее

22 февраля Минобороны раскрыло планы по перевооружению сухопутных войск на этот год. Будут закупаться сотни боевых бронированных машин разных классов. Самыми массовыми станут бронетранспортеры последних моделей – порядка 300 ед. Через несколько дней новость о закупках бронетранспортеров повторили, но без особых подробностей. В частности, не указаны доли полностью новой и обновленной техники.

Ожидаемое выполнение заказов на этот год приведет к понятным результатам. Общая численность современных БТР-82А(М) превысит 2400 ед., а количество более старых БТР-80 может вновь сократиться. К концу года в частях может остаться менее 1 тыс. таких бронетранспортеров.

По всей видимости, в следующем 2022 г. производство и модернизация бронетехники будут продолжаться. Объемы будущих заказов неизвестны и, возможно, пока не определены, поскольку должны определяться с учетом результата предыдущих работ. При этом ясно, к каким последствиям приведет продолжение текущей программы перевооружения.

Сохранить и нарастить

Проект БТР-82АМ предлагает перестройку имеющейся бронемашины БТР-80 по новому проекту с получением ряда важных возможностей. При использовании техники из строевых частей происходит постепенная замена БТР-80 новыми БТР-82АМ с сохранением общей численности – и улучшением состояния парка, а также с ростом боевых возможностей.


Строительство БТР-82А осуществляется с нуля. Отличаясь большей сложностью и стоимостью, оно позволяет наращивать общее количество бронетранспортеров в войсках. Такие возможности используются для оснащения вновь создаваемых формирований или для перевооружения уже существующих.

К примеру, в ноябре 2020 г. вновь сформированный мотострелковый полк 127-й мотострелковой дивизии получил три десятка новых бронетранспортеров. Позже, в декабре завершилось переоснащение трех батальонов 205-й отдельной мотострелковой бригады. Ранее они использовали машины МТ-ЛБ, а теперь осваивают современные БТР-82. Без производства БТР-82А(М) подобные процессы были бы, как минимум, затруднены и имели бы ограниченные результаты.

Получаемые преимущества

Проект БТР-82А(М) предлагает глубокую модернизацию существующего бронетранспортера БТР-80 с заменой ряда ключевых агрегатов. За счет этого достигаются значительные преимущества перед базовой машиной во всех основных характеристиках. Впрочем, БТР-82А(М) заметно уступает перспективным образцам, готовящимся к принятию на вооружение.

В ходе модернизации приняты меры по увеличению ресурса конструкции. Рост массы компенсируется установкой нового двигателя КАМАЗ-740.14‑300 мощностью 300 л.с. Эти же меры позволяют повысить подвижность и проходимость.


Большое внимание уделено вопросам защиты. На броне внутри обитаемых отсеков появился новый противоосколочный подбой, призванный дополнить листы корпуса. Предусмотрено усиление противоминной защиты. Кроме того, используются сиденья экипажа и десанта с энергопоглощающим подвесом. Внедрен кондиционер, улучшающий условия работы.

БТР-82А(М) получает башенную пушечно-пулеметную установку с 30-мм пушкой 2А72 и пулеметом ПКТМ. Установка имеет двухплоскостной стабилизатор и комбинированный (дневной-ночной) прицел ТКН-4ГА. Подобный комплекс вооружений позволяет получить высокую огневую мощь, повышенную точность и возможность эффективной стрельбы в любое время суток.

Количество и качество

Таким образом, проект БТР-82А(М) позволяет обойтись без производства принципиально новой техники, сэкономив время и ресурсы, но при этом получить заметный прирост основных характеристик и возможностей. Кроме того, отпадает необходимость в длительной и сложной переподготовке экипажей, а также упрощаются процессы эксплуатации.

Подобный подход реализуется в течение нескольких последних лет и уже дал заметные результаты. Общее количество БТР-82А(М) постепенно приблизилось к числу БТР-80, а затем и превысило его. Ожидается, что модернизация парка бронетехники будет продолжаться, в т.ч. с обновлением старых бронетранспортеров по современному проекту. Весьма вероятно, что через несколько лет это позволит полностью отказаться от устаревающих БТР-80 и в полной мере использовать потенциал современного проекта БТР-82А(М).

Читайте также: