Конструктор самолетов только маленьких

Обновлено: 26.04.2024

Самые компактные самолеты в мире

Всплеск интереса к миниатюрным самолетам произошел после окончания Второй Мировой войны. Маленькие воздушные суда понравились военным: такую технику очень удобно использовать в разведывательных целях. Да и у гражданских лиц был спрос на такие «транспортные средства». Поэтому в послевоенное время разрабатывались не только одиночные конструкции, но и полноценные самолеты, запущенные в серию. Отдельно стоит рассказать о самых известных в мире и РФ летательных аппаратах, часть из которых эксплуатируется и сегодня.

Этот «микроджет» был спроектирован и построен в 1971 году инженером из Америки Джимом Беде. Самолет занял почетное место в Книге рекордов Гиннеса, как наиболее легкий самолет на реактивной тяге. Машина пользовалась огромной популярностью: после окончания испытаний было произведено и продано 5 тыс. экземпляров уже в первые 2,5 года, и еще 12 тыс. забронировали. Сначала самолет оценили в 1800 долларов, но по мере увеличения спроса стоимость выросла до 2600 «зеленых».

Ни одна компания в мире, строящая авиалайнеры, не реализовала столько своей продукции. Основные характеристики мини-конструкции:

  • 👉 размах крыльев – 5 м
  • 👉 фюзеляж – 3,6 м
  • 👉 масса – 162 кг
  • 👉 максимальная скорость – 480 км/ч
  • 👉 расстояние – до 1500 км

Параметры довольно впечатляющие. Но есть и интересный «бонус»: чтобы сохранить цену на максимально доступном уровне, самолет предлагали в виде конструктора. Для его сборки необходимо затратить семьсот часов (инструкция прилагается). Хранить аппарат тоже удобно: если демонтировать крылья, он свободно войдет в автомобильный гараж.

Было проведено 25 испытательных полетов, 14 из них оказались неудачными. Всего погибло девять пилотов.

Снаружи самолет похож на «помесь» спортивного аппарата с истребителем. Фюзеляж сделан обтекаемым, двигатель расположен сзади. Несмотря на явный успех, компания-производитель умудрилась в 1979 году разориться и серийный выпуск BD-5J прекратился. Однако самолет продолжал жить! Выпущенные экземпляры бесконечно модифицировали, в США открылось множество центров по обслуживанию BD-5J.

Bumble Bee II

Это тоже рекордсмен: по крайней мере, в отношении размеров. Эта «кроха» с крыльями в 1,6 м была сконструирована инженером из США Робертом Старром в 1988 году. «Миниплан» имел массу в 183 кг. Эксперты утверждали, что «эта штука» ни за что не взлетит. Но просчитались: полет все же состоялся, хотя удачным его назвать сложно. Машина продержалась в воздухе столько времени, сколько было нужно, чтобы зафиксировать полет и затем рухнула вниз с высоты 120 м. Пилот отделался ушибами, а малютку собрали по кусочкам и подарили музею.

Sky Baby

Эту модель разработал и собрал Рэй Ститс: первый полет был им совершен в 1952 году. Аппарат имеет один двигатель, в основе фюзеляжа – сваренные стальные трубы, обшитые полотном. Длина аппарата составляет 2,1 м, масса – 200 кг. Но невзирая на более чем скромные габариты, это настоящий биплан! У него есть элероны, закрылки, шасси на трех опорах. Главное требование – пилот не должен весить больше 77 кг, чтобы центр тяжести находился в нужном состоянии. Модель получилась удачной: снималась в рекламе, была замечена в многочисленных авиашоу. После двадцатипятичасового налета машину отправили в музей.

Baby Bird

Этот аппарат собрал тот же человек – Рэй Ститс, которому помогал его сын. Сборка машины стартовала в 1980 году прямо в гараже. В базе конструкции – моноплан с размахом крыльев 1,9 м. «Малыш» набирал скорость в 170 км/ч и эксплуатировался целых 5 лет, на его счету 35 вылетов и ни одной серьезной аварии. В музейный экспонат самолет превратился в 1989-м.

Все вышеперечисленное – аппараты из, пусть и недавнего, прошлого. Однако это не означает, что сегодня идея маленьких самолетов забыта. Их по-прежнему строят.

Fly Nano

Творение финских конструкторов (руководитель Аки Суокас), впервые продемонстрированное публике в 2011 году. Причем это не «классический» самолет, а гидроплан, умеющий садиться на воду. Это и неудивительно, т. к. Финляндия – страна озер, и машина разрабатывалась с вполне практическими целями.

Несмотря на год выпуска, аппарат выглядит современным не только внешне: в действие он приводится электрическим двигателем (хотя есть версия и с бензиновым агрегатом). Фюзеляж выполнен из углепластика: т. е. в целом аппарат можно считать экологически безопасным. Технические данные:

  • 👉 масса – 70 кг при полезной нагрузке в 200 (!) кг
  • 👉 максимальная скорость – 200 км/ч
  • 👉 дальность полета – 40 км (вариант с бензиновым мотором пролетит 70 км)

Стоимость гидроплана зависит от типа двигателя и в максимально комплектации аппарат оценивается в 39 тыс. долларов.

Colomban Cri-Cri

Аппарат начали разрабатывать в 1971 году, однако за десятилетия он прошел ряд серьезных модернизаций: последняя произведена в 2011 году. Французский конструктор, собирая аппарат, главный упор делал на габариты, экономичность. И что-то в этом плане ему удалось. Параметры Colomban Cri-Cri:

  • 👉 крылья – 2,9 м
  • 👉 фюзеляж – 3,9 м
  • 👉 масса – 78 кг
  • 👉 оптимальная (по расходу топлива) скорость – 185 км/ч
  • 👉 время нахождения в полете – 2,5 ч

Характеристики очень даже неплохие, благодаря чему самолет раскупался хорошо, да и сегодня востребован. В США «на ходу» 20 единиц, Франции – 110. Еще 30 машин эксплуатируется в иных странах ЕС. В ходе «рестайлинга» 2011 года аппарат получил дополнительные двигатели: их стало четыре. Такое достижение не могли не заметить, и оно вполне справедливо оказалось в Книгу рекордов Гиннеса. Colomban Cri-Cri – самый маленький самолет, оборудованный четырьмя силовыми агрегатами.

Российские достижения

В РФ тоже не обошлось без рекордов. Собранный инженером из Армавира самолет X-12H имеет шестиметровый размах крыльев, весит 80 кг при длине 3,5 м. Максимальная скорость составляет 125 км/ч. Вроде бы данные не особо впечатляющие по сравнению с вышеописанными аппаратами. Но в Книгу рекордов Гиннеса эта конструкция попала совсем за другое: в сложенном виде (разборка/сборка производится очень быстро) самолет умещается в большом чемодане.

И еще один российский аппарат из Таганрога, который миниатюрным назвать уже нельзя, если сравнивать с предыдущими моделями, но зато на нем летают без «прав», а купить его можно хоть сегодня. Это моноплан «Юниор». Первый полет произошел в 2015 году. Пустая конструкция имеет малый вес – 105 кг, что укладывается в самую легкую категорию «до 115 кг» (согласно законам РФ, аппаратом можно управлять без пилотского свидетельства). Технические характеристики:

  • 👉 размах крыла – 8,7 м
  • 👉 взлетный вес – до 220 кг
  • 👉 максимальная скорость – 140 км/ч
  • 👉 расход горючего – 6 л/ч (объем бака 10 л)

Фюзеляж сделан из пластика, шасси – трехстоечное. На модель устанавливается испанский двигатель Airmax 220, развивающий 29 л. с. В минимальный набор приборов входит «спидометр», высотомер (относительно места взлета и уровня моря), а также указатель скорости подъема.

Опционально поставляется контроллер, при помощи которого прибор будет показывать:

  • 👉 объем топлива
  • 👉 кол-во моточасов
  • 👉 температуру ДВС, за бортом и в кабине

Также самолет оборудуется «черным ящиком». «Юниор» предлагают за 600 тыс. руб. Но есть варианты – например, купить его без мотора и авионики за 350 тыс. руб. При этом аппарат поставляется в разобранном виде. За доплату вам привезут модель в указанное место и помогут собрать.

Самые маленькие самолеты в мире

Попытки построить самый маленький самолет неоднократно предпринимались разными конструкторами по всему миру. Однако именно в Соединенных Штатах соревнование "кто меньше" вылилось в напряженную "гонку", растянувшуюся без малого на сорок лет. Как положено, ей сопутствовали соперничество и конфликты, риск и авантюры, аварии и травмы.

Самые маленькие самолеты в мире

В этом немало помогла и "осечка" еще одного конкурента — инженера из Лос-Анджелеса Уилбура Стэйба. Его "Литтл Бит" (рег. номер N9V) был еще меньше (размах крыла — 2,3 м) и имел более мощный (85 л.с.) мотор, однако был сделан, что называется, "на живую нитку". До полетов дело не дошло — чиновники FAA запретили "Бит" с формулировкой "опасный для жизни и здоровья пилота" (позже Стэйб переконструировал машину в самолет с большим размахом крыла).

Самые маленькие самолеты в мире

Первый полет "Скай Бэби" совершил в апреле. Старр характеризовал самолет как "экстремально резкий", особенно при работе элеронами. Пилотирование "Малыша" было сопряжено с большим дискомфортом — раскаленный мотор чуть не упирался в колени пилота, при полностью "отданной" вперед педали обувь упиралась изнутри в "передок" капота, всего в 2-3 дюймах от вращающегося винта. Более-менее устойчиво удавалось летать по прямой, при маневре приходилось работать рулями исключительно чутко и осторожно. Зато аэроплан обладал прекрасными скоростными характеристиками (по динамике полета Старр сравнивал "Скай Бэби" с "Мустангом") — мотор "Континентал" в 65 л.с. разгонял машину до 290 км, при этом посадочная скорость составила 96 км/ч.

Дебют состоялся на авиашоу в Детройте, а за время с апреля по ноябрь 1952-го энтузиасты вдоволь поколесили по Соединенным Штатам, выступая с показательными полетами. На одном из них (мир тесен!) Старр повстречал того самого Арта Дэвиса, давшего ему в конце 30-х путевку в небо.

Снова рекорд и — новая строчка в Книге Рекордов Гиннеса! Новый "самый маленький в мире" вызвал ажиотаж, многие аматоры заинтересовались чертежами, но Ститс разумно решил не рисковать чужими жизнями, в чертежах отказал всем и самолет решил "поставить на прикол". Двадцать лет машина стояла в ангаре хозяина, в 1972-м "Бэби" стал экспонатом Национального авиакосмического музея, а в последнее время — сдан напрокат в музей Ассоциации легкомоторной авиации (ЕАА) в г. Ошкош (шт. Висконсин). По словам Рэя, в начале 50-х он каждую неделю массу времени тратил на киносъемках, в научных передачах на ТВ, в редакциях журналов, но это не давало, ни копейки заработка. Пришлось оставить экзотические проекты и вернуться к самолетам, могущим дать коммерческую прибыль. Следующими моделями Ститтса были уже обычные "ультралайты" ("Флэт- Бэг", "Скайкупе" "Плэймэйт", "Скито" и др.), строившиеся в 1960-е годы.

Напарники поссорились очень быстро. Оба имели непростой, тяжелый характер — конструктор (Ститс) задвигал "в тень" коллегу, в одиночку пожиная плоды успеха, а пилот (Старр) обижался на это и считал себя обойденным славой.

ГОНКА ДЛЯ "ГИННЕССА"

Решив "утереть нос" коллеге-обидчику хоть на старости лет, в 1979-м 60-летний Старр дома, в Аризоне, начал строить самолет еще меньшего размера, назвав его "Бамбл Би" ("Шершень"). Конструкция изменилась мало — все тот же бесстоечный биплан, скомпонованный по "стаггер-винговской" схеме, только из-за установки более мощного и тяжелого мотора кабина пилота сдвинулась назад, шайбы на концах крыльев и стабилизатора значительно улучшили аэродинамику, обшивку фюзеляжа теперь составляли листы дюралюминия. "Шершень" имел больший вес (пустой — 248, взлетный — 329 кг) и меньшие размеры (длина — 2,9 м, размах — 2 м). Постройка обошлась Старру в $6500, почти втрое-вчетверо дороже обычного самодельного "ультралайта". Запоздалые "потуги" Боба вызывали шутки коллег. Тот отвечал: "Многие напоминают мне, что шершень не летает, то же самое говорят и о моем самолете. Но я берусь доказать, что это — не так".

Первый полет состоялся 28 января 1984 года. Мотор "Континентал" в 85 л.с. позволил развить максимальную скорость 290 км/ч, при этом посадочная составила почти 130 км/ч, потолок — около 1500 метров. Самолет, подобно предшественнику, оказался очень чутким в управлении, требующим от пилота максимальной аккуратности. О турне и полетах Боба на авиашоу не было и речи (в его-то возрасте!), и когда Книга Рекордов Гиннеса зарегистрировала "самым маленьким самолетом в мире" желто-полосатое детище Старра, самолет (рег. номер N83WS) отправился в ангар, а потом — в музей (Pima Air Museum в г. Тусон, Аризона).

Самые маленькие самолеты в мире

Однако "почивать на лаврах" пришлось недолго — в том же году сын Ститса — Дональд совершил полет на еще меньшем самолете. Новый самолет, названный "Бэби Берд", Ститс-младший начал строить еще в 1980-м, причем помощниками были его жена и двое детей. Моноплан был построен по схеме с высокорасположенным крылом и трехстоечным шасси с носовой опорой. Как и "Скай Бэби", машина имела металлическую ферму фюзеляжа и деревянное крыло с обшивкой из ткани. Размеры снова уменьшились (длина — 3,4 м, размах — 1,9 м). Вес составил 115 кг пустого и 225 — взлетный. Скорость с 5 5-сильным мотором "Хирт" и 44-дюймовым винтом — лишь 175 км/ч. Пилот Гарольд

Немер (как и Старр — тоже отставной военный летчик) сначала опробовал самолет на пробежках, а 4 апреля совершил первый полет. За пять лет "Птенец" совершил 35 вылетов и в 1989 году занял место в том же самом музее ЕАА, рядом с "крылатым предком" "Скай Бэби".

Потеря рекорда сыграла с Робертом Старром злую шутку. Рекордные самолеты почти достигли своих минимальных размеров, управление ими проходило на грани риска, однако в попытке вернуть себе первенство Боб рискнул снова уменьшить размеры своего "Шершня".

"Инженеры-аэродинамики говорят мне: "Господи, эта вещь не может летать. " Но он летает. Так же, как и предыдущие рекордные самолеты", — хвастливо заявлял Старр. "Бамбл Би-2" (получивший номер предшественника — N83WS) был фактически уменьшенной в масштабе копией первой модели (лишь чуть изменилось капотирование мотора). Размах крыла был уменьшен до 1,7 метра, при этом самолет получился еще легче — вес пустого составлял 180 кг, предполагалось, что с 85-сильным мотором машина превзойдет рубеж скорости в 300 км/ч.

Самолет успели сфотографировать на пробежках-"подскоках" по аэродрому, однако в первом же вылете, 8 мая 1988 года, случилась беда: прямо над аэродромом г. Феникс (Аризона) на высоте около 120 метров у "Шершня-2" заглох мотор. Несмотря на все усилия пилота, самолет камнем упал на взлетно-посадочную полосу и разрушился. 64-летний Старр, несмотря на тяжелые травмы, сумел как-то выбраться из обломков, после чего надолго угодил в больницу. Новая строчка в Книге Рекордов едва не стоила человеческой жизни, и, понятное дело, на этом соревнование "кто меньше" прекратилось. Упреждая новые попытки, в Книгу Рекордов Гиннеса моноплан Ститса-младшего "Бэби Берд" записали как "самый маленький в мире моноплан", а погибший "Бамбл Би"-2 Старра — как "самый маленький в мире биплан".


Специалисты и историки авиации сходятся во мнении, что у Ильюшина практически не было "неудачных" проектов. Его самолеты вынесли на своих крыльях тяжелейшее бремя Великой Отечественной войны, а в мирное время зарекомендовали себя как надежные воздушные лайнеры. Под руководством Сергея Владимировича спроектированы, построены и испытаны в полете десятки машин, многие из которых оказались непревзойденными по летным характеристикам, простоте конструкции, технологии и надежности. "Илы" хорошо известны во всем мире.

И сегодня ПАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" (в составе Объединенной авиастроительной корпорации) продолжает активную работу над созданием новых машин, среди которых — легкий военно-транспортный самолет Ил-112В , пассажирский ближнемагистральный Ил-114 , перспективная модификация пассажирского широкофюзеляжного лайнера Ил-96 с удлиненным почти на 10 м фюзеляжем и современным бортовым оборудованием Ил-96-400М , средний военно-транспортный Ил-276 , а также различные модификации на базе тяжелого Ил-76 (его еще называют "самолетом ста профессий" — прим. ТАСС).

Все эти машины создаются с использованием цифровых технологий проектирования и производства, в них внедряются различные передовые технологии и инновационные решения, однако неизменным остается одно — простота проектных решений, которая была характерной чертой авиаконструктора Ильюшина. Он был "мастером простых решений", а его технические разработки намного опередили свое время и определили главные направления в отечественном авиастроении на долгие годы вперед.

ЦКБ-26. Самый первый

Этот дальний бомбардировщик стал первым самолетом, построенным ильюшинским конструкторским бюро (КБ). При его испытаниях были получены хорошие летные характеристики, не уступавшие зарубежным аналогам. В дальнейшем на основе этой модели были также разработаны интересные модификации: ДБ-3 и ДБ-3Ф , которая впоследствии была названа Ил-4 .

Современное авиастроение ориентировано как на создание крупных авиалайнеров, так и на производство малогабаритных летательных аппаратов. Первоначально, в годы Первой и Второй мировых войн маленькие самолеты широко использовались в разведывательных целях, а также как истребители воздушных и наземных объектов.

Сегодня маленькие самолеты многофункциональны, а среди авиационных конструкторов началось негласное соревнование, кто же создаст самый маленький самолет в мире. В начале обзора заглянем в историю, и представим первые маленькие модели летательных аппаратов.

WB.XXIV Wee Bee. США

WB.XXIV Wee Bee - один из первых маленьких самолетов

С целью участия в гонках фирма «William Beardmore & Company» в 1924 году сконструировала небольшой самолет, скорость которого в первом полете составила 112 км/час.

На первых гонках из 19 представленных моделей, именно «WB.XXIV» пролетел первый круг быстрее всех. Удачно пройдя все испытания, самолет получил серийный номер, а деревянную кабину заменили на алюминиевую.

Двухместный самолет, по одним данным, разобрали еще в 1940 году, по другим, продали одному из пилотов. Он еще летал после Второй мировой войны.

Gee Bee Model. США

Gee Bee Model

В 1932 году братья Грэнвилы из американского городка Спрингфилд представили миру свою модель P-1 «Гигантская пчела», предназначавшуюся для участия в гонках.

Из-за толстого и короткого фюзеляжа этот небольшой самолет прозвали «Летающая бочка». А вот размах крыльев самолета при длине в 5,4 м достигал 7,62 м.

Gee Bee Model R развивал скорость до 475 км/час, но из-за недостатков конструкции часто терпел крушения. По этой причине в 1935 году самолет сняли с эксплуатации.

Wee Bee. США

WeeBee - один из самых маленьких самолетов

В 1940-х годах появилась в США еще одна «крошечная пчелка», получившая свое наименование из-за малых габаритов. Три авиаконструктора из Сан-Диего решили удивить мир, и сконструировали самолет, размах крыльев которого составлял 5,5 м.

Самолет развивал небольшую скорость, и очень сложно отрывался от земли. Но все же цель молодыми и амбициозными ребятами была достигнута, на тот момент это была самая маленькая модель самолета в США.

Сегодня единственный экземпляр «Крохотной пчелки» выставлен в музее авиации.

McDonnell XF-85 Goblin. США

McDonnell XF-85 Goblin

Работы по созданию небольшого реактивного истребителя начались в США в самом конце Второй мировой войны. История его создания тесно связана с созданием тяжелого бомбардировщика Convair B-36, так как предполагалось, что базироваться маленький XF-85 будет на корпусе боевой машины.

В августе 1948 года маленьких реактивный самолет с размахом крыльев всего 6,4 м совершил свой первый вылет. Специалисты критиковали тактико-технические характеристики, а летчики неудобство кабины, из-за чего осложнялось управление машиной и ведение стрельбы.

Из-за малой скорости и маневренности миниатюрный самолет так и не поступил на вооружение ВВС США, и проект был закрыт.

Икарус 451M. Югославия

Ikarus 451 m

Сразу после войны группа югославских конструкторов во главе с Драгутином Бешлином разработала в 1952 году первый реактивный самолет Югославии, которые имел довольно малые размеры.

Буква «М» в наименовании и означала, что самолет маленький, и предназначен для проведения разведки. Югославские пилоты пытались установить на нем рекорд скорости, преодолев отметку в 750 км/час, но этого сделать им так и не удалось. Пилотируемый 451М развил в воздухе скорость лишь 724 км/час.

Размах крыльев югославской машины составлял 6,78 м, а подниматься он мог на высоту 8 500 м.

Colomban Cri Cri Jet. Франция

Colomban Cri Cri Jet

В далеком 1958 году во время активного развития домашней авиации конструктор Рюэй-Мальмэзон закончил свой первый проект одноместного двухмоторного самолёта. Но модель так и не была доведена до ума. Второе дыхание проект получил в 1972 году, и уже в 1973 г. состоялся первый полёт этого самолёта. Новинка удивила многих профессиональных конструкторов, многие идеи были очень интересны и нестандартны, но в то же время просты и понятны.

Модель стала очень популярной, и сегодня на этих самолётах летают многие любители и спортсмены. Некоторые экземпляры «Кри-Кри» оборудуются реактивными двигателями. Длина самолёта составляет 3,9 м, а размах крыльев 4,9 м. Жаль, но в серийное производство самолет так и не поступил, чертежи этой модели находятся в открытом доступе.

Интересный факт: однажды на соревнованиях авиамоделей, проходящих в Германии, один любопытный гость, думая, что перед ним нелетающая игрушечная модель самолета проявил интерес к «Кри-Кри». Ему предложили прокатиться на аппарате, и он не отказался. Пилот стоял на земле и управлял самолетом с помощью дистанционного управления.

Самолет немного покатал гостя, а потом вышел во взлетный режим и полетел. Публика (и, вероятно, пассажир) были очень удивлены, что самолет летает. Но каково было их удивление после того, как пилот сказал, что у него неполадки с дистанционным управлением и самолет его не слушается. А ведь внутри него сидит живой человек. Оказывается, пилот решил подшутить не только над пассажиром, но и над зрителями, и всё закончилось благополучно.

BD 5. США

Самые маленькие самолеты в истории: BD 5j N3038V

Эту серию небольших самолетов с турбореактивным двигателем создал в конце 1960-х годов американский авиаконструктор Джим Беде. Со временем компания обанкротилась, и производство комплектующих деталей и узлов для миниатюрного и легкого самолета было остановлено.

В начале 2000-х проект возобновили, и в 2011 году начали производство BD-Micro Technologies на базе PBS TJ-100. Сейчас многие прототипы BD выставлены в экспозициях авиационных музеев.

Небольшой турбореактивный самолет развивает скорость 201 км/час, а дальность его полёта на одном баке топлива составляет 370 км.

Generation Two. Франция

Generation Two

Французское конструкторское бюро «Socata» разработало и стало выпускать небольшие самолеты, которые предназначались для транспортировки малогабаритных лёгких грузов.

К тому же на борту самолета может разместиться 5 человек, что может ввести его и в категорию малые пассажирские самолеты. Длина модели всего 7,75 м, а поднять в воздух эта «маленькая кроха» может 1,5 тонны груза.

Широко используется небольшими компаниями логистики, а также для доставки почты на небольшие расстояния.

Stits DS-1 Baby Bird. США

Stits DS-1 Baby Bird

Рассматривая самые маленькие самолеты в мире, нельзя оставить в стороне уникальную модель «Stits DS-1 Baby Bird», внесенную в Книгу Гиннесса, как самый маленький моноплан.

Размах крыльев «Маленькой птички», как прозвали самолет конструкторы, всего 1,91 м, а высота не превышает полутора метров. Американские конструкторы создали всего один экземпляр, специально, чтобы побить рекорд малогабаритности.

Машина развивает скорость 177 км/час, а за всю историю, с 1984 года «Stits DS-1 Baby Bird» совершил 35 вылетов.

Bensen B-8 Gyrocopter. США

Не имеющий корпуса летательный аппарат, состоящий из рамы, двигателя и ротора, был разработан в США в 50-е годы XX века. Производство фактически остановилось в 2007 году, но и сегодня некоторые модели используются строительными компаниями для разведывательных целей.

Из-за простоты конструкции, а также легкости в управлении, самолет стал довольно популярным и быстро раскупался заказчиками.

Bensen B-8 Gyrocopter может подниматься на высоту до 3 800 м, а скорость бескорпусного самолета составляет 137 км/час.

«Bumble Bee» Шмель. США

Самые маленькие самолеты в мире: «Bumble Bee» hornet 1984

В 1984 году американские конструкторы представили мировому сообществу самолет, длина которого составляла всего 2,8 метра, а размах крыльев 2 метра.

Модель развивала довольно высокую скорость для таких типов миниатюрных летательных аппаратов равную 290 км/час. Вес «Шмель» составляет 248 кг. Был совершен всего один полет, в котором машина потерпела крушение.

Единственный экземпляр восстановили, и сегодня он выставлен в экспозиции авиационного музея города Тусон, штат Аризона. Создал машину американский конструктор Роберт Старр, он же и дал своему детищу такое оригинальное название.

F/A-18A Hornet. США

А этот «Шершень» американского производства, но уже не гражданский, а военный палубный истребитель-штурмовик, который тоже входит в рейтинг малых самолетов.

В списке, в котором перечислены самые маленькие самолеты в мире, F/A-18A самая маленькая боевая машина данного класса. Высота боевой машины всего 4,6 м, а длина равна 17 м.

Самолет широко используется ВВС США в районе боевых действий, а сегодня еще и оснащен новейшим оружием, способным поражать наземные и воздушные цели.

Microjet 200. Франция

Самые маленькие самолеты: Microjet 200

Разработанный французскими конструкторами проект предназначался для проведения испытательных полетов, и как реактивный тренажер. Свой первый полет «Microjet 200» совершил в 1980 году.

Размах крыла первого прототипа, изготовленного в одном экземпляре, составлял 7,56 м. Позже модель была модифицирована, и на заводе собрали еще 3 экземпляра под индексом 200В.

Из-за дорогостоящих комплектующих узлов и малой эффективности проект закрыли. Уникальность небольшого самолета из всех представленных в том, что управлялся он двумя пилотами.

FlyNano. Финляндия

Самые маленькие самолёты в мире: flynano airplane

Более 10 лет финский конструктор Аки Суокас вместе с единомышленниками разрабатывал модель малогабаритного летательного аппарата.

Результатом долгой работы стало появление легкой модели, весом 70 кг, которую создатели назвали «FlyNano». Размах крыльев компактной машины 4,8 м, а длина всего 3,8 м. Но, несмотря на малые размеры, самолет вместе с пилотом может поднять в воздух 113 кг груза.

На основе прототипа планируется выпускать три модификации самолетов, один с электродвигателем и два бензиновых, один из которых будет участвовать в гоночных полетах.

Х-12h. Россия

Х-12h

На сегодня модель, созданная российским конструктором-инженером Виктором Дмитриевым — самый маленький самолет в мире. Как видим на фото, модель действительно миниатюрная.

Весит «малыш», который в разобранном состоянии легко уместится в чемодан, всего 55 кг. Этот параметр выводит Х-12h в лидеры в категории самых легких самолетов.

Увлеченный российский конструктор потратил на создание уникального аппарата 25 лет. Но труды оказались не напрасны, и российский самолет и его создатель попали на страницы Книги рекордов Гиннесса.

Jetpack Wingsuit

Jetpack Wingsuit

Не совсем самолет, но тоже заслуживает внимания, так как пилот и изобретатель Ив Росс реализовал давнюю мечту человека подняться в небо при помощи крыльев.

На «Jetpack Wingsuit» установлено 4 двигателя, мини-крылья надеваются на спину пилота, как ранец. Время полета составляет всего 13 минут, но это позволило Иву перелететь через Альпы.

Вся конструкция легко собирается, и может уместиться в багажнике автомобиля.

Можете взглянуть впечатляющее видео, где пилоты на Jetpack летят бок о бок с пассажирским авиалайнером. Выглядит это просто потрясающе.

Global 5000. Канада

Самые маленькие самолеты в мире: Global 5000

Завершаем наш ТОП маленьких самолетов разработкой канадских авиаконструкторов, которые в начале 90-х годов прошлого века создали «Global 5000». На сегодня, рассчитанный на 17 пассажиров, это самый маленький пассажирский самолет в мире.

Свой первый вылет миниатюрный лайнер совершил в 1996 году, а в 2003 на авиасалоне во французском Ле Бурже миру представили усовершенствованную модель, которая и пошла в серийное производство. Его вместимость уже составляла 19 человек.

Самолет развивает скорость до 850 км/час, и без дозаправки совершает перелет на 9 300 км.

Заключение

Самые маленькие самолеты в мире. CC0

Как видим, самые маленькие летательные аппараты, многофункциональны и разнообразны. Государственные конструкторские бюро и частные авиаконструкторы не прекращают работу по созданию миниатюрных моделей летательных пилотируемых аппаратов, и возможно, в скором будущем, рекорд в этой категории будет побит.

Маленькие бипланы и монопланы выполняют различные функции, и создаются с целью запустить их в серийное производство, но для многих выступает мотивацией слава, и как следствие, получение денежного вознаграждения за создание рекордно маленького по размерам самолета.


10) Microjet 200.


Этот Французский авиапроект так и не был завершен. Первый самолет "Microjet 200" поднялся в воздух только в 1980 году. Всего было построено четыре таких прототипа.

Самолет был оснащен двумя турбоактивными Microturbo TRS 18 двигателями.

Длина самолета составляла 6,67 метра, размах крыльев составлял - 7,56 метра. Максимальная скорость самолета составляла 463 км/ч, а максимальная высота его полета соответственно составляла 9150 метров. Экипаж - 2 человека (пилот и штурман).

9) Икарус 451M.


"Икарус" - это первый Югославский реактивный самолет. Данная авиатехника была создана для исследования эргономики кабины самолета и для многих других научно-исследовательских целей. Но не смотря на узкую специализацию самолета, его решили использовать и для других важных для науки целей. Например, для попытки установить мировой рекорд скорости которая в то время составляла 750 км/час. К сожалению установить рекорд на данном самолете не получилось, его удалось разогнать только до 724 км/ч.

Длина самолета Икарус 451М - 7,45 метра, размах крыльев - 6,78 метра. Максимальная высота полета самолета составляла 8500 метров. Экипаж - 1 человек (пилот).

8) Gee Bee Model R.


Самолет "Gee Bee Model R" был разработан исключительно для гоночных целей (для авиационного спорта). В 1932 году одна из модификаций Gee Bee Model R могла разгоняться до 476 км/час. Правда это было возможно только в том случае, если самолетом управлял очень опытный пилот.

Эта модель самолета три раза терпела авиакрушение. В двух из трех случаев в авиакатастрофе погибли летчики. Эти несчастные случаи были связаны с довольно низкой стабильностью сложной системы управления и с неуравновешенностью самой конструкции.

Длина самолета - 5,38 метра. Размах его крыльев составлял - 7,62 метра. Максимальная скорость самолета составляла 476 км/час. Дальность полета (расстояние) - 1488 км. Экипаж - 1 человек (пилот).

7) McDonnell XF-85 Goblin.


К концу Второй Мировой Войны ВВС США разработали мини-самолет "McDonnell XF-85 Goblin". Целью создания данного XF-85 было, расширить свои уже существующие боевые единицы Соединенных Штатов Америки, которые в то время стояли на вооружении США (самолеты XB-35 и В36). Но в отличие от традиционных самолетов конструкторы XF-85 решили освоить мини-размеры, тем самым рассчитывали создать самый маневренный мини-самолет ни в чем не уступающий по своим характеристикам традиционной военной авиатехнике.

Но позднее этот проект был свернут, так как инженеры и конструкторы самолета пришли к общему выводу, что McDonnell XF-85 Goblin не обладает таким преимуществом перед другими реактивными самолетами того времени.

Длина самолета - 4,5 метра Размах его крыльев составлял - 6,4 метра. Максимальная скорость самолета - 1043 км/час, а максимальная высота полета самолета составляла 14249 метров. Экипаж: 1 человек (пилот).

6) Columban Cri-Cri.


Вы наверно думаете (считаете), что этот самолет выглядит так, будто он спроектирован и построен в каком-то гараже? Вы угадали. А знаете почему он так нелепо выглядит. Дело в том, что самолет Columban Cri-Cri действительно полностью спроектирован и построен частным Французским мастером в гараже частного (собственного) дома.

Да, вы правы, это безусловно не самый впечатляющий самолет из всех представленных в нашем списке. Особенно если речь идет о его скорости полета и о других технических характеристиках. Но этот самолет все равно удивляет многих. Например,- своими размерами.

Длина самолета - 3,9 метра. Размах его крыльев составляет - 4,9 метра. Максимальная скорость самолета 220 км/час. Максимальная высота полета - 3700 метров. Экипаж - 1 человек (пилот).

5) Stits DS-1 Baby Bird.


Этот самолет известен во всем мире, так как он внесен в книгу рекордов Гиннесса, как самый маленький моноплан (самолет) на плапете. Действительно размеры самолета ДС-1 очень уж малы. А как вы думаете, зачем был разработан такой самолет? Не знаете? Тогда лучше не гадайте. Отвечаем. Эта техника была спроектирована и построена именно специально, т.е. именно для того, чтобы войти (попасть) в историю рекордов Гиннесса.

Не сказать, что этот самолет может похвастаться еще своими какими-нибудь потрясающими и удивительными техническими характеристиками, кроме как размеров. Говорить о надежности самолета тоже не приходится, так как на нем было совершено (сделано) всего 35 авиаполетов.

Длина самолета - 3,4 метра. Размах его крыльев составляет всего 1,91 метра. Максимальная скорость самолета 177 км/час. Экипаж - 1 человек (пилот).

4) Bensen B-8 Gyrocopter.


Самолет "Bensen B-8 Gyrocopter" на самом деле не имеет в своей основе особый раздражающий корпус конструкции, который есть (существует) во всех традиционных самолетах. Такая авиатехника позволяет ей летать и наслаждаться пилоту окружающим его видом. А дело в том, что она не имеет основного так-такового корпуса. На самом деле этот самолет сделан (собран) достаточно просто, а именно, имеются: -рама, сиденье, двигатель и ротор, вот и весь самолет.

Давайте посмотрим правде в глаза, а разве нужно еще что-нибудь для истинных поклонников авиации(?).

Длина самолета - 3,43 метра. Максимальная его скорость составляет 137 км/час. Максимальная высота полета - 3800 метров. Экипаж - 1 человек (пилот).

3) Stits SA-2A Sky Baby.


В 1952 году эта модель самолета отправилась в небо, чтобы попытаться стать единственным самым маленьким самолетом в мире. Однако после 25 часов полета (полетного времени) этот самолет больше не сделал ни одного вылеты.

Как мы видим, чтобы установить рекорд в этой области (авиаполетов), невозможно создать самолет который, будучи самым маленьким летательным аппаратом в мире, мог бы использоваться в последующем достаточно длительное время.

Длина самолета - 2,7 метра. Размах его крыльев составляет - 1,68 метра. Максимальная скорость самолета 305 км/час. Максимальная высота полета - 2460 метров. Экипаж - 1 человек (пилот).

2) Starr Bumble Bee II.


Еще один из самых маленьких пилотируемых самолетов в мире, который совершил свой первый и последний полет в 1988 году. К нашему сожалению данный самолет потерпел крушение из-за отказа двигателя. К счастью, что его создатель Роберт Х. Старр пилотировавший самолет по божьей воле остался жив, хотя и получил при этом очень тяжелые травмы.

Длина самолета - 3,0 метра. Размах его крыльев составляет - 2,18 метра. Максимальная скорость самолета 354 км/час. Экипаж - 1 человек (пилот).

1) Jetpack Wingsuit.


В попытке расширить свое разнообразие в авиатехнике для любителей дельтапланеризма и свободного падения, пилот Ив Росси разработал эту (свою) "штуковину" (т.е. приспособление). Данное приспособление-самолет "Jetpack Wingsuit" оснащено четырьмя реактивными двигателями, которые установливаются на мини-крылья и одеваются прямо на спину самого пилота. Максимальное время полета аппарата составляет 13 минут.

Ив Росси при помощи Jetpack Wingsuit перелетел через все Альпы (через горы).

Самое потрясающее здесь то, что этот летательный аппарат можно перевозить прямо в багажнике автомобиля!

Читайте также: